Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 19 глава

Толкование Мэтью Генри


Та же печальная тема является предметом разговора в данной главе, что и в предыдущей приближение гибели Иудеи и Иерусалима за их грехи. Иеремия часто ее предсказывал, и здесь он детально исполняет повеления и предсказывает ее вновь.

I. Он должен показать людям их грехи, как он делал это раньше, особенно грех идолопоклонства (ст. 4−5).

II. Он должен описать отдельные суды, которые теперь быстро приближались к ним за эти грехи (ст. 6−9).

III. Он должен совершить это в долине Тофет с величайшей торжественностью по особым причинам (ст. 2−3).

IV. Он должен собрать вместе старейшин, чтобы свидетельствовать им об этом (ст. 1).

V. Он должен подтвердить свои слова и постараться воздействовать на слушателей знамением, разбив глиняный кувшин; оно символизирует то, что они будут сокрушены подобно сосуду горшечника, разбитому вдребезги (ст. 10−13).

VI. Когда он сделает это в долине Тофет, то должен повторить сказанное во дворе храма (ст. 14−15). Так будут использованы все средства, чтобы побудить глупый, бесчувственный народ к покаянию и тем самым предотвратить их гибель. Но все напрасно.

Стихи 1−9. Порочность человека сделала необходимым, чтобы была заповедь на заповедь, правило на правило (настолько мы неспособны принимать и склонны к тому, чтобы от нас ускользали Божьи истины), и Божья благодать обеспечила, соответственно, чтобы была заповедь на заповедь и правило на правило, а у не поддающихся воздействию не осталось повода для оправдания. Для этого пророк был послан с тем же посланием, которое он часто передавал раньше, но при некоторых обстоятельствах, которые должны были привлечь внимание. Служители должны учиться этому, ибо незначительные обстоятельства могут иметь большие преимущества, а те, кто хочет завоевать души других, должны быть мудры.

I. Он должен пригласить старейшин и знатных людей, занимающих видное положение в Церкви и в государстве, чтобы они контролировали и свидетельствовали о том, что он сказал: «...возьми с собою старейшин из народа и из старейшин священнических самых выдающихся людей в государстве и в Церкви, чтобы они были тебе верными свидетелями» (как в Книге Исайи 8:2). Непонятно, каким образом эти важные люди могут быть в распоряжении бедного пророка и повиноваться его требованиям прийти к нему из города, не зная куда и зачем. Хотя большая часть старейшин была настроена против него, но, похоже, некоторые из них считали его пророком Господа и согласились уважить небесное видение. Отметьте: люди, занимающие высокое положение, имеют возможность почтить Бога усердным посещением проповеди слова Божьего и других божественных обрядов; они должны считать это для себя честью, а не унижением, даже если они совершаются в жалких и презренных условиях. Безусловно, что величайшие люди ничтожнее наименьшего из Божьих постановлений.

II. Он должен пойти в долину сыновей Енномовых и там передать это послание, ибо слово Божье не привязывается к какому-либо месту; хорошая проповедь может проповедоваться и в долине Тофет, и в воротах храма. Так Христос проповедовал на горе и находясь в лодке. Эта долина частично прилегала к южной стороне Иерусалима, но путь пророка к тому месту должен проходить либо через восточные ворота солнечные ворота (ст. 2), которые смотрели, как полагают одни, не на восход солнца, а на солнце в зените, либо через гончарные ворота, как полагают другие. Там, в долине сыновей Енномовых, он должен произнести эту проповедь, (1) так как они были виновны в совершаемых там мерзких обрядах идолопоклонства, в приношении своих детей в жертву Молоху чудовищном преступлении; и вид этого места должен был напомнить им об этом и обличить.

(2) Так как именно там им придется испытать самое мучительное из всех постигших их бедствий; там будет совершено их массовое убийство, в результате чего их город будет уничтожен. Поэтому пусть посмотрят на него и представят, какое жалкое зрелище он будет собой представлять, когда превратится в долину Тофет. Бог велит ему пойти туда и провозгласить там слова, которые Он скажет ему. Из этого следует (согласно наблюдениям г-на Гатакера), что Божьи послания зачастую не возвещались пророкам до определенного времени, когда их нужно было передать.

III. Он должен в общем известить их о всеобщей гибели, которая скоро обрушится на Иудею и Иерусалим (ст. 3). Как и все глашатаи, он должен начать словами Оуея Слушайте слово Господне. «Хотя это слово будет ужасно, но вы сами виновны во всем». И правители, и подчиненные должны быть внимательны к нему, так как это касается их жизни; цари Иудейские — царь и его сыновья, его князья и советники должны услышать слово Царя царей, ибо какое бы высокое положение они ни занимали, но Он выше их. Жители Иерусалима тоже должны услышать, что Бог хочет сказать им. И князья, и народ были виновны в государственном грехе и должны были вместе участвовать в государственном покаянии, или и те и другие погибнут вместе с государством. Пусть знают, что хотя Господь Саваоф (Который, являясь Господом воинств, может исполнить Свои угрозы) и есть Бог Израиля, более того, именно поэтому Он накажет их первыми за их беззакония (Ам 3:2): «Я наведу бедствие на место сие (на Иудею и Иерусалим) таким поразительным и пугающим образом, что всякий, кто услышит, у того зазвенит в ушах; всякий, услышавший предсказание о грядущих событиях, услышавший их описание, испытает такой ужас, что эти слова постоянно будут звучать в его ушах и он не сможет избавить свой разум от них. Подобным образом описана гибель дома Илии (1Цар 3:11) и Иерусалима (4Цар 21:12).

IV. Он должен четко сказать им, за какие грехи Бог сражается с ними (ст. 4−5). Они обвиняются в отступничестве от Бога (они оставили Меня) и в злоупотреблении привилегиями видимой Церкви, которыми они были отмечены (они чужим сделали место сие). Иерусалим, святой город, и храм, святой дом, предназначенный для прославления Бога и поддержки Его Царства среди людей, теперь не служили по своему предназначению и (как некоторые воспринимают это место) неправильно использовались. Они настолько осквернили эти места своим нечестием, что Бог отрекся от них и предал погибели. Он обвиняет их в том, что они привязались и восхищались ложными богами, которых ни они, ни их отцы не знали, которые не демонстрировали свою силу и не даровали милости ни им, ни их предкам, чтобы побудить их верить, высоко ценить и любить их, как это часто делал Бог, Которого они оставили. Тем не менее они наугад приняли их своими богами; более того, им так понравилась эта перемена и новизна, что они полюбили их, ибо те были выскочками, а новизна в религии так же доставляла удовольствие их фантазиям, как и все другое. Они также обвинялись в убийствах, в преднамеренных убийствах со злым умыслом: «Они наполнили место сие кровью невинных». В этом заключался грех Манассии (4Цар 24:4), который Господь не захотел простить. Более того, словно идолопоклонство и убийство по отдельности не были достаточно отвратительными преступлениями и недостаточно оскорбляли Бога и человека, они решили совершать их вместе и объединили в одно преступление, когда сжигали своих детей на огне Ваалу (ст. 5). Этот грех был самым дерзким вызовом всем законам природы и религии, в котором когда-либо было виновно человечество; тем самым они открыто возвестили, что любят своих новых богов больше, чем когда-либо любили истинного Бога, хотя те были очень жестокими хозяевами, требовавшими человеческих жертв (я бы назвал их бесчеловечными), которых Господь Иегова, Которому принадлежат все жизни и души, никогда не требовал от поклонявшихся Ему. Он никогда ни о чем подобном не говорил, и такое никогда Ему на сердце не приходило (см. Иер 7:31).

V. Он должен постараться воздействовать на них великим опустошением, которое приближалось к ним. Он должен был сказать им (как и ранее, Иер 7:32), что эта долина сынов Енномовых получит новое название долина убиения (ст. 6), ибо (ст. 7) толпы будут сражены мечем то ли когда они внезапно нападут на осаждавших и потерпят поражение, то ли когда попытаются совершить побег и будут схвачены: они падут пред лицем врагов своих, которые стараются не только сделать себя хозяевами их домов и имущества, но и имеют такую непримиримую вражду к ним, что ищут души их. Они жаждут их крови, и когда те будут мертвы, не позволят похоронить убитых, и их трупы будут отданы в пищу птицам небесным и зверям земным. Каким же мрачным местом станет тогда долина Тофет! Что же касается оставшихся в городе, отказавшихся сдаться осаждавшим, то они погибнут от недостатка пищи, когда вначале съедят плоть сыновей и дочерей их, и плоть ближнего своего, находясь в осаде и тесноте, когда теснят их враги их (ст. 9). Такая угроза звучала в законе как пример крайних мер, до которых могут дойти суды Божьи, обрушившиеся на них (Лев 26:29; Втор 28:53), и это совершилось (Плач 4:10). И наконец сделаю город сей опустошенным (англ. пер.): его дома будут лежать в пепле, а его жители убиты или взяты в плен; там не будет больше прибежища, он будет выглядеть жалким и ужасным. И поэтому каждый проходящий через него изумится (ст. 8), как было сказано ранее (Иер 18:16). То место, которое святость сделала веселием всей земли, грех превратил в поругание и позор всей земли.

VI. Он должен заверить их в том, что их попытки предотвратить это истребление и избежать гибели будут бесплодными и напрасными, пока они останутся нераскаявшимися и неизменившимися (ст. 7): «Я уничтожу совет Иуды и Иерусалима (князей и сенаторов Иудеи и Иерусалима) на месте сем в царском дворце, который располагался в южной части города, недалеко от того места, где сейчас стоял пророк. Отметьте: избежать Божьей справедливости можно, лишь прибежав к Его милости. Кто не выполняет волю Божью и не смиряется под Его могучей рукой, тот увидит, что Бог уничтожит их замыслы и планы, которые были очень хорошо задуманы ради их сохранности. Нет совета вопреки Господу.

Стихи 10−15. Послание о гневе, переданное в предыдущих стихах, здесь усилено, чтобы ему поверили. Это сделано двумя способами:

I. С помощью видимого знамения. Пророк должен был взять вместе с собой глиняный кувшин (ст. 1) и после передачи своего послания разбить кувшин вдребезги (ст. 10), чтобы слушатели его проповеди стали свидетелями этого зрелища. В предыдущей главе он сравнивал этот народ с глиной горшечника, которую легко мять в процессе изготовления. Но кто-то может сказать: «Но совсем не так обстоит дело с нами; мы были сотворены давно и стали очень твердыми». «Какими бы вы ни были, говорит пророк, но горшок в руке любого человека разбивается так же легко, как легко разминает глину рука горшечника; и данная ситуация в этом плане намного хуже, ибо пока сосуд представляет собой мягкую глину, ее можно размять и сформировать новый сосуд, но после того, как он стал крепким, то разбитый вдребезги уже ни на что не годен». Возможно, увиденное повлияет на них больше, чем одни слова, именно такова цель священных знамений и обучения с помощью символов, используемых в древние времена. При пояснении этого знамения он должен внушить им ранее сказанные слова с повторной ссылкой на место, где это было сделано на долину Тофет.

1. Они будут разбиты армией халдеев с такой же легкостью, неодолимостью и невозвратностью, как разбивается сосуд (ст. 11). Они чрезмерно уповали на непоколебимость своего устройства, на свою твердость и смелость и считали себя крепкими, как медный сосуд, но пророк показывает: все, что они делали, сделало их не крепче глиняного сосуда, который хотя и является прочным, но остается хрупким и разбивается быстрее других, менее прочных вещей. Хотя они были сделаны сосудами чести, но остались сосудами земными, и они убедятся в этом, если будут бесчестить Бога и себя и служить не для тех целей, ради которых были сотворены. Сам Бог, сотворивший их, принял решение разбить их: «Я сокрушу народ сей и город сей, раздавлю их вдребезги, как горшечников сосуд»; такой должна была быть участь язычников (Пс 2:9; Откр 2:27), но теперь такая участь ожидает Иерусалим (Ис 30:4). Когда горшечников сосуд сокрушен, то уже не может быть восстановлен и стать целым. Иерусалим будет полностью уничтожен; лишь сокрушившая его рука сможет восстановить его, и если Его народ обратится к Нему, то Он исцелит, хотя и ранил.

2. Это должно быть совершено в долине Тофет, чтобы символизировать, (1) что Тофет будет вместилищем убитых. И будут хоронить их в Тофете по недостатку места для погребения; люди будут соперничать друг с другом, чтобы завладеть местом для своих умерших; и тогда понадобится очень мало места тем, кто при жизни прибавлял дом к дому и поле к полю. Кто вел себя, словно один поселен на земле, находясь на ее поверхности, и кто обязывал всех окружающих держаться на расстоянии, теперь, под землей, будет вынужден лежать с толпой, ибо их будет неисчислимое количество.

(2) Что Тофет будет отображать события, происходящие в самом городе (ст. 12): «Я город сей сделаю подобным Тофету». Подобно тому, как они наполнили долину Тофет убитыми, принесенными в жертву своим идолам, так и Бог наполнит весь город трупами, которые падут жертвами справедливости Бога. Мы читаем (4Цар 23:10) о том, как Иосия осквернил Тофет, так как это место предназначалось для идолопоклонства, и наполнил место их костями человеческими (что следует из ст. 14); но, каким бы это место ни было ранее, с этого момента оно считалось отвратительным. Туда сносились трупы и другой городской мусор и постоянно поддерживался огонь, чтобы сжигать все это. Такой была долина в то время, когда Иеремия был послан туда проповедовать; это место выглядело таким же отвратительным во времена нашего Спасителя, раз со ссылкой на него ад называли Геенной долиной Енномовой. «И теперь, говорит Бог, раз с момента осквернения Тофета не произошло никакой благоприятной перемены, которая должна была быть, или эта перемена не оказалась тщательной (хотя мерзкие идолы в Тофете были уничтожены, но в самом Иерусалиме они остались), Я сделаю с городом то, что Иосия сделал с Тофетом наполню его костями человеческими и превращу в гору мусора». Даже домы Иерусалима и домы царей Иудейских, царственные дворцы, не избегут этой участи и будут осквернены, как место Тофет (ст. 13), по той же причине из-за совершаемого в них идолопоклонства; раз они не оскверняют их своей реформацией, то Бог осквернит их истреблением, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному. Иногда плоские крыши своих домов благочестивые люди использовали как подходящее место для молитв (Деян 10:9), а идолопоклонники использовали их как высоты, чтобы приносить жертвы чужим богам, особенно воинству небесному солнцу, луне, звездам, чтобы там быть ближе к ним, полнее и четче видеть их. Мы читаем о тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному (Соф 1:5), и о жертвенниках на кровле горницы Ахазовой (4Цар 23:12). Этот грех, совершаемый на кровле дома, навлекал на него проклятие, которое пожирало его и делало навозной кучей, похожей на Тофет.

II. С помощью торжественного признания и подтверждения сказанного во дворе дома Господня (ст. 14−15). Пророк вернулся с Тофета к храму, который стоял на холме недалеко от долины, где подтвердил и, возможно, повторил сказанное в долине Тофет для пользы тех, кто не слышал; он твердо держался сказанного. Здесь, как и часто ранее, он заверил их в судах, которые обрушатся на них, и определил вызвавшую их причину, то есть грех. Описание судов и их греха стоят рядом со ссылкой на сказанное ранее.

1. Звучит угроза в том, что суд свершится и пророчество исполнится. Люди льстили себе надеждой на то, что Бог будет добрее, чем Его слово, что угрозы звучали лишь для того, чтобы напугать их и поддерживать в них благоговение, но пророк говорит, что они обманывают самих себя, если так полагают, ибо так говорит Господь Саваоф, Который может исполнить Свои слова: «Я наведу на город сей и на все города его, на маленькие города, подчинявшиеся столице Иерусалиму, то бедствие, которое изрек на него». Отметьте: что бы ни думали люди, но исполненное провидение полностью подтвердит предсказание слова, и Бог выступит против греха и грешников таким же грозным, каким предстает в Писании. Неверие людей не сделает Его обетования или Его угрозы недейственными или менее действенными, чем они должны быть.

2. Они обвиняются в том, что презирали пророчества, и это был тот грех, который послужил поводом для данного наказания: «Потому что они жестоковыйны и не склоняются под ярмо Божьих заповедей, потому что не слушают слов Моих, то есть невнимательны к ним и не покоряются им». Отметьте: упрямство грешников, остающихся на своих греховных путях, это их личная ошибка; если их шеи ожесточены, то это результат их действий они сами ожесточили их; если они глухи к слову Божьему, то потому что закрыли свои уши. Поэтому мы должны молиться, чтобы Бог Своею благодатью избавил нас от жестокосердия и презрения к Его слову и Его заповедям.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 19 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.