Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


Тогда как предшествующая глава была всецело посвящена обличениям и угрозам в адрес Божьего народа за его отступничество от Господа, в данной Бог милостиво приглашает и побуждает его вернуться и покаяться (невзирая на множество и серьезность описанных здесь провокаций со стороны народа), чтобы возвеличить Божью милость и показать, что, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Здесь:

(I) Продолжается повествование о том, насколько порочным был народ, который вполне заслужил, чтобы Господь оставил его совсем; тем не менее Бог готов вернуть людям Свою благосклонность после их покаяния (ст. 1−5).

(II) Нежелание Иудеи покаяться и упорство в грехе усугубляется тем фактом, что Бог уже навел суды на Израиль, которые иудеям следовало бы принять в качестве предостережения (ст. 6−11).

(III) Господь настойчиво побуждает этих отступников вернуться и покаяться, а также дает обетование о прибереженной для них великой милости, к которой Он их подготовит, забрав к Себе домой (ст. 12−19).

(IV) Вновь звучит обвинение в отступничестве от Бога и повторяется приглашение, чтобы вернулись и покаялись, причем приводятся вложенные в уста людей слова, которые им надлежит произнести при возвращении к Богу (ст. 20−25).

Стихи 1−5. Существует мнение, что данные стихи относятся к проповеди, прозвучавшей в предшествующей главе, и они открывают двери надежды принявшим обличения. Бог ранит, чтобы потом исцелить. Итак, здесь примите во внимание:

I. Как вероломно люди оставили Бога и ушли от Него блудодействовать. Обвинение достигает здесь накала.

1. Они умножили идолов и служение им. Пустить к себе одного чужого бога уже довольно плохо, однако они проявляли ненасытность в своем вожделении к лжепоклонению: ты со многими любовниками блудодействовала (ст. 1). Стала обычной блудницей с идолами; стоило только по соседству появиться какому-либо неразумному божеству, как иудеи тотчас же его перенимали. Была ли в стране хотя бы одна высота без идола (ст. 2)? Следует заметить, что при покаянии весьма полезно серьезно задуматься обо всех конкретных деяниях греха, в которых мы повинны, и о разных местах и сообществах, где таковые совершались; при этом преследуется цель воздать славу Господу, а самим устыдиться, исповедуя каждый грех по отдельности.

2. Они искали возможности для идолослужения и посылали наводить справки о новых богах: у дороги сидела ты для них, подобно Фамари, когда та приняла вид блудницы (Быт 38:14), и подобно женщине безрассудной, которая садится, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями (Притч 9:14−15). Как Аравитянин в пустыне аравитянин-перекупщик (существует такое мнение), зазывающий покупателей или ждущий купцов, чтобы сделать выгодный обмен и скупить товары, или аравийский вор (согласно другому мнению), высматривающий свою жертву, так и иудеи выжидали, чтобы привлечь к себе новых богов (чем новее, тем лучше тем крепче они их любили) или чтобы привлечь других к совместному идолопоклонству. Они были не просто грешниками, но дьяволами, которые не только поступают вероломно сами, но и искушают других.

3. В своем грехе они потеряли всякий стыд. Не только оскверняли себя, но и землю блудом своим и лукавством своим (ст. 2), потому что нечестие приобрело всеобщий характер и оставалось ненаказуемым и превратилось таким образом в национальный грех. Тем не менее: «...у тебя был лоб блудницы твоя дерзость. Ты отбросила стыд (ст. 3); ты наделала достаточно дел, чтобы стыдиться их всю жизнь, но при этом не пожелала устыдиться». Краснеть от смущения это удел добродетели, по крайней мере, остатков таковой; а кто бесстыж, тот (мы говорим) безнадежен. Кто имеет сердце прелюбодея и потакает ему, у того в конечном счете будет лоб блудницы, лишенной всякого стыда и скромности.

4. Грехи разного рода были у них в изобилии. Они осквернили землю не только блудом (то есть идолопоклонством), но и лукавством, или злодеяниями (ст. 2), грехами против второй скрижали, ибо можем ли мы представить, что лживый перед Богом будет верен ближнему? «Нет, вот что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем (ст. 5), ты бы говорил и делал еще хуже, если бы знал как; по воле своей поступал бы хуже, если бы имел возможность». Следует заметить: поистине нечестив тот, кто грешит изо всех сил и никогда не отказывается уступить искушению, причем не потому что не может, а потому что не хочет.

II. Как мягко Бог наказал их за грехи. Вместо того чтобы пролить на них дождь огненный и серный (ибо они, подобно Содому, грешили открыто и ходили вслед иных богов, как Содом ходил за иною плотью), у них всего лишь были удержаны дожди, и то не весь год: не было дождя позднего, что могло послужить им подсказкой о постоянной зависимости от Бога. Наличие раннего дождя не гарантировало им, что будет поздний, но надлежало обращаться к Господу. Однако желаемого результата это не принесло.

III. Как справедливо было бы со стороны Господа совсем покинуть иудеев и навсегда отказаться принимать их, даже если они вернутся; это всего-навсего соответствовало известному правилу о разводе (ст. 1). Говорят (подобное дело слушается в суде, более того, законом данный вопрос недвусмысленно определен, и об этом все знают и говорят, Втор 24:4), что если однажды муж отпустил жену по причине блуда и она вышла за другого мужа, то первый никогда, ни под каким предлогом не может взять ее в жены снова; в противном случае такое легкомысленное отношение к брачным узам ужасно обесчестило бы установление о супружестве и осквернило ту страну. Заметьте: что говорит об этом закон, то говорят и люди, то есть каждый скажет и признает справедливость закона по данному вопросу; ибо каждый человек найдет в себе нечто запрещающее ему посягать на принадлежащее другому мужу. По аналогии с этим у иудеев есть основание полагать, что и Бог откажется сделать когда-либо вновь Своим народом людей, которые не только сочетались с чужим богом, но и со многими любовниками блудодействовали. Если бы нам пришлось иметь дело с человеком, подобным нам, то после всех провокаций, в которых мы повинны, он был бы неумолим, и у нас не было бы надежды на примирение с ним.

IV. Как милостиво Бог не только приглашает иудеев, но и указывает, как им вернуться к Нему.

1. Господь вселяет в них надежду, что они найдут у Него благосклонность: «Хотя ты и вела себя плохо, однако же возвратись ко Мне» (ст. 1). Под этим подразумевается обещание, что Бог примет их: «Вернись, и ты будешь радушно принята». Господь не связан законом, который Он создал для нас, и Ему не присуща обидчивость, как нам, людям; ради Своего завета с Израилем Он будет к нему более добр, чем любой оскорбленный муж к жене-прелюбодейке, потому что (как и в любом другом случае), принимая кающихся. Бог поступает как Бог, а не как человек.

2. Поэтому Господь милостиво полагает, что иудеи покаются и вернутся к Нему, и указывает, что им надлежит говорить: «Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне (ст. 4)? Не будешь ли ты, которая была так связана со Мной и на которую я возложил такие обязательства, не будешь ли взывать ко Мне? Несмотря на то что ты ушла от Меня и блудодействовала, тем не менее когда ты убедишься, что это было неразумно, то непременно подумаешь о возвращении ко Мне, по крайней мере сейчас и наконец-то сейчас в этот твой день. Не будешь ли ныне, а вернее, отныне и в дальнейшем взывать ко Мне? Что бы ты ни говорила и ни делала до сих пор, не будешь ли отныне обращаться ко Мне? Начиная с этого времени обличения и исправления, теперь, когда ты вынуждена увидеть свои грехи (ст. 2) и пострадать из-за них (ст. 3), не соизволишь ли ты их оставить и вернуться ко Мне со словами: «Пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь» (Ос 2:7). Или же: «Отныне, когда у тебя есть милостивое приглашение вернуться и заверение в том, что ты будешь принята, неужели Божья благодать не убедит тебя? Теперь, когда тебе даровано прощение, разве ты не придешь и не воспользуешься им? Конечно, придешь!»

(1) Господь ожидает, что иудеи будут заявлять о своей принадлежности Ему: не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!»

[1] Они, несомненно, придут к Нему, как к Отцу, чтобы попросить у Него прощения за свое неподобающее поведение по отношению к Нему (Отче! Я согрешил пред тобою), и будут надеяться найти у Него отеческое милосердие к вернувшемуся блудному сыну. Они придут к Нему, как к Отцу, Которому выскажут свои жалобы и от Которого будут ждать помощи и поддержки. Теперь они признают в Нем своего Отца и признаются, что без Него они сироты, а посему надеются снискать Его милосердие (как кающиеся, Ос 14:4).

[2] Они придут к Нему, как к путеводителю юности своей, то есть как к мужу, потому что подобным образом описаны отношения между супругами (Мал 2:14). «Хотя ты и пошла вслед многих любовников, но непременно однажды вспомнишь супружескую любовь и вернешься к мужу юности своей». Или возможно более общее толкование: «Как отец, ты являешься путеводителем юности моей». Молодежь нуждается в путеводителе. При возвращении к Господу нам следует с благодарностью вспомнить, что Он был путеводителем юности нашей на пути утешения; и мы, будучи верными, должны взять на себя обязательство, что и впредь будем почитать Бога своим путеводителем на пути долга и следовать Его руководству, полностью подчиняясь таковому, и что во всех случаях, вызывающих сомнение, наши решения будут определяться религией.

(2) Господь ожидает, что иудеи будут взывать к Божьей милости и умолять о благах, присущих этой милости (ст. 5), что они будут рассуждать, побуждая себя вернуться к Нему: «Неужели всегда будет Он во гневе? Конечно, нет, потому что Он возгласил Свое имя: Бог человеколюбивый и милосердый». Кающиеся грешники могут ободрять себя тем, что, хотя Господь и негодует, Он не вовек негодует, хотя Господь и гневается, Он не вечно будет удерживать гнев, но послал горе и помилует по великой благости Своей, и поэтому Его можно умолять о примирении. Существует также мнение, что здесь описано лицемерие иудеев, причем весьма бесстыдное: «Вот, у тебя лоб блудницы (ст. 3), и ты до сих пор делаешь зло и преуспеваешь в нем (ст. 5), хотя не взываешь ли ты ко Мне время от времени: Отец мой?» Даже когда иудеи сильнее всего были привязаны к идолам, они притворялись, что оказывают почтение Господу и Его служению, и поддерживали форму благочестия и набожности. Стыдно, когда люди называют Бога Отцом и при этом делают дела дьявола (как иудеи, Ин 8:44), называют Его путеводителем юности своей и при этом предаются хождению по плоти, тешат себя надеждами, что Господь не вечно будет удерживать гнев, тогда как непрестанно сами себе собирают гнев на день гнева.

Стихи 6−11. Чтобы правильно понять данную проповедь, необходимо учесть время, когда она прозвучала: во дни Иосии царя, который приступил к благословенному делу преобразования и отнесся к таковому весьма ответственно, в то время как народ, выражая свое одобрение, был неискренним. Замысел слов, сказанных здесь Богом пророку с целью дальнейшего сообщения таковых народу, состоял в том, чтобы обличить людей в неискренности и предупредить их о последствиях лицемерия. Здесь сравниваются ситуации, сложившиеся в Израиле и в Иудее, рассматривается случай десяти колен, отступивших от престола Давидова и от Иерусалимского храма, и случай двух колен, сохранивших верность упомянутым храму и престолу. Информацию об отличиях в истории этих двух царств мы находим в Третьей и в Четвертой Книгах Царств, и здесь приводится краткий обзор тех моментов, которые имеют отношение к материалу проповеди.

I. Сообщение об Израиле, о десяти коленах. Возможно, пророк как раз читал историю этого царства, когда Бог пришел к нему и сказал: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? (ст. 6). Ибо увидеть это пророк мог не иначе как только в истории, поскольку израильтян увели в плен задолго до его рождения. Но прочитанное в исторических книгах Писания должно наставлять нас и впечатлять таким образом, как если бы мы сами были очевидцами описанных событий. Дочь Израиля названа отступницей, потому что это царство изначально было основано на принципах отступничества от Божьих установлений, касающихся как Церкви, так и государства. Итак, пророк увидел, что:

(1) Израильтяне были злостными приверженцами идолопоклонства. Они ходили на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовали (ст. 6), то есть поклонялись другим богам на своих высотах и в рощах; и неудивительно, ведь изначально они поклонялись Богу посредством изваяний золотых тельцов в Дане и Вефиле. Путь идолопоклонства идет по наклонной плоскости: кто сначала полюбил изваяния и захотел, чтобы они у него просто были, тот вскоре начинает любить других богов и тоже хочет, чтобы они у него были; ибо разве избежит упорного нарушения первой заповеди человек, не придающий значения второй заповеди?

(2) Бог через Своих пророков приглашал и побуждал израильтян покаяться и исправиться: «И после того, как она все это делала, за что ее вполне справедливо можно было бросить, Я все равно говорил ей; возвратись ко Мне, и Я приму тебя» (ст. 7). Несмотря на то что израильтяне оставили и дом Давидов, и дом Ааронов (оба из которых, вне всякого сомнения, получили свою власть jure divino от Бога), Бог посылал им Своих пророков и призывал возвратиться к Нему и поклоняться исключительно Ему, настаивая не столько на их возвращении к дому Давидову (как можно было бы предположить), сколько (и весьма сильно) к дому Ааронову. Мы не встречаем упоминания о том, чтобы великий реформатор Илия призывал израильтян вернуться к дому Давидову, тогда как очень беспокоился о возвращении народа к верному служению истинному Богу согласно установлениям. Следует заметить, что Бог настаивает на искреннем благочестии даже больше, чем на заповеданных Им Самим ритуалах.

(3) Невзирая на это, израильтяне упорствовали в идолопоклонстве: но она не возвратилась, и Бог видел это, Он обратил внимание и был весьма недоволен (ст. 7−8). Следует заметить, что Бог ведет счет (независимо от того, ведем ли такой счет мы сами) тому, сколько раз Он призывал нас вернуться к Себе, а мы отказывались.

(4) Поэтому Господь покинул израильтян и предал их в руки врагов: когда Я увидел (можно и так прочитать) все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо (ст. 8). Бог дал развод народу, когда вывел его из-под своей опеки и сделал легкой добычей любого, кто пожелал бы захватить израильтян, и когда Он разогнал все их синагоги и школы пророков и запретил им в дальнейшем притязать на завет, заключенный с их отцами. Следует заметить: Бог вполне заслуженно расторгнет узы с присоединившимися к Его соперникам. Если хотите в этом убедиться пойдите и посмотрите, что Бог сделал с Израилем.

II. Теперь давайте рассмотрим случай Иудеи, царства двух колен. Она названа «вероломная сестра... Иудея», сестра потому что произошла от того же общего рода Авраама и Иакова; но, тогда как у Израиля был характер отступницы, у Иудеи характер вероломный, потому что, хотя она и заявляла о своей близости к Богу (то есть оставалась сторонницей царей и священников, поставленных Господом, и не выходила из подчинения им, и поэтому, как предполагалось, хранила верность) во время отступничества Израиля, тем не менее оказалась вероломной, лживой и неверной в своих заявлениях и в обещаниях. Следует заметить: людям, притворяющимся, что прилепились к Господу, их вероломство зачтется так же, как и зачтется отступничество открыто взбунтовавшимся против Бога. Иудея видела, что делал Израиль и что из этого вышло, и ей следовало бы внять предостережению. Пленение Израиля было замышлено ради вразумления Иудеи, но ожидаемого результата не принесло. Иудея не испугалась, но считала, что опасность ей не грозит, потому что ее священниками были левиты, а царями сыны Давида. Следует заметить: если суды, наведенные Богом на других, не пробуждают в нас святого страха, то это свидетельствует о большой глупости и беспечности с нашей стороны. Здесь Иудея обвиняется в том, что:

(1) Когда иудеями правили нечестивые цари, тогда народ наравне с ними охотно вел распутный образ жизни. Иудея довольно активно блудодействовала, поклонялась любому нововведенному идолу и участвовала в любых идолопоклоннических обрядах; так что явным (или, как некоторые читают, низким и отвратительным) блудодейством и (написано на полях) слухами, или молве о ее злостном блуде, которым Иудея печально славилась, она осквернила землю и сделала ее омерзительной для Бога; ибо прелюбодействовала с камнем и деревом, с ничтожнейшими идолами, сделанными из камня и дерева. В правление Манассии и Амона, когда те предавались идолослужению, народ поступал так же, и вся страна была этим осквернена, причем никто не испугался разорения, которое по той же причине навлек на себя Израиль.

(2) Когда у них был благочестивый царь, старавшийся их преобразовать, тогда иудеи не проявили готовности принять активное участие в преобразованиях. Таково было истинное состояние дел. Бог испытал иудеев, будут ли они благочестивыми при благочестивом царе, но злой нрав остался прежним: Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно (ст. 10). Иосия преуспел в уничтожении идолопоклонства больше, чем наилучшие из его предшественников, и со своей стороны он обратился к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, согласно сказанному о нем (4Цар 23:25). Иудеи были вынуждены внешне согласиться с Иосией и участвовать вместе с ним в торжественном совершении пасхи и в обновлении заветов с Богом (2Пар 34:32; 2Пар 35:17), но оставались неискренними, и сердце их было не право пред Богом. Именно по этой причине Бог тогда же сказал: «Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля» (4Цар 23:27), потому что Иудея не оставила свой грех, видя, как Израиль вынужден оставить свою землю. Лицемерное и бездейственное преобразование ничего хорошего народу не сулит. Мы обманываем самих себя, если думаем обмануть Бога своим притворным возвращением к Нему. Никакой религии без искренности быть не может.

III. Проводится сравнение случаев каждой из двух сестер-царств и выносится суждение, что из них двоих Иудея оказалась хуже: дочь Израилева оказалась правее (ст. 11), то есть Израиль был не столь плох, как Иудея. Это сравнительное оправдание слабое утешение для Израиля, ибо что пользы говорить: мы не так плохи, как другие, когда на самом деле мы не слишком хороши. Но речь в данном случае идет об усугублении греха Иудеи, который был хуже греха Израиля, а именно:

(1) От Иудеи ожидалось больше, чем от Израиля; так что Иудея поступила вероломно по сравнению с Израилем, она очернила более священное исповедание и нарушила более серьезное обещание.

(2) Иудея могла бы внять предостережению, заключавшемуся в разорении Израиля по причине его идолопоклонства, но не пожелала. Божьи суды над другими, если они не стали средством нашего преобразования, будут способствовать нашему уничтожению. Пророк Иезекииль проводит сравнение между Иерусалимом и Самарией (Иез 23:11), подобное сделанному здесь Иеремией сравнению между Иудеей и Израилем; более того, Иезекииль сопоставляет Иерусалим с Содомом (Иез 16:48), и из троих Иерусалим оказывается наихудшим.

Стихи 12−19. Данные стихи во многом схожи с Евангелием, причем содержат как верное во все времена сообщение о готовности Бога простить грех и принять обратившихся к Нему кающихся грешников, так и весть о благословениях, которые специально приберегаются на евангельское время, а именно об образовании и утверждении Евангельской Церкви, когда рассеянные чада Божии будут собраны воедино и на смену церемониальному закону придет объединение иудеев и язычников, прообразом которого здесь служит объединение Израиля и Иуды при их возвращении из плена. Пророку дано указание провозгласить слова сии к северу, потому что они являются призывом к отступившему Израилю, к десяти коленам, уведенным в плен в Ассирию, лежавшую к северу от Иерусалима. Данное направление выбрано, дабы показать, что Бог, в отличие от их братьев, не забыл израильтян, и дабы обличить мужей Иуды в упорном нежелании ответить на звучащие в их адрес Божьи призывы. Ибо с тем же успехом можно взывать к людям, находящимся на расстоянии многих сотен миль в стране северной: они услышат так же нескоро, как и этот неверующий и непокорный народ; отступница дочь Израилева скорее примет милость и присущие ей блага, нежели вероломная Иудея. Кроме того, возможно, что провозглашение этих слов к северу символизирует грядущую в будущем проповедь покаяния и прощения грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк 24:47). Призыв к Израилю в северной земле означает и призыв к другим в той земле, ко всем имеющим отношение к избранию благодати. Когда подозревали, что Христос пойдет к иудеям, живущим в рассеянии среди язычников, то пришли к выводу, что Он будет учить язычников (в русск. пер. учить Еллинов, Ин 7:35). Итак, здесь:

I. Отступнице дочери Израилевой, а с ней и отступникам-язычникам дано приглашение вернуться к Богу, Которому противились: возвратись, отступница, дочь Израилева (ст. 12). И снова: возвратитесь, дети-отступники (ст. 14)! Покайтесь в отступничестве, возобновите свое служение и вернитесь на добрый путь, с которого вы, сбившись, свернули в сторону». В соответствии с данным приглашением:

(1) Их воодушевляют вернуться: «...покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян 3:19). «Вы навлекли на себя Божье недовольство, но вернитесь ко Мне, и Я не изолью на вас гнева Моего». Божий гнев готов обрушиться на грешников, как лев нападает на свою добычу, и нет никого, кто мог бы избавить; или как падает гора из свинца, чтобы безвозвратно погрузить отступников в преисподнюю. Но, если покаются, Господь отвратит от них Свой гнев (Ис 12:1). Не вечно буду негодовать, но примирюсь, ибо Я милостив. Мы, грешники, погибли бы навеки, не будь Господь милостивым; но благость естества Всевышнего воодушевляет нас надеться, что если покаянием исправим зло, совершенное против Него, то Он прощением исправит слова, сказанные против нас.

(2) Они получают указания, как вернуться: «Признай только вину твою, признай за собой вину и прими таким образом позор на себя, а Господу воздай славу» (ст. 13). Не вечно буду негодовать (предшествующее обетование), и ты будешь избавлен от вечного негодования, будешь избавлен от грядущего гнева; но на каких условиях? На довольно легких и разумных. Только признай свои грехи. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши. Обстоятельством, отягчающим вину грешников, послужит тот факт, что условия, на которых предлагалось прощение и мир, были очень простыми, а они не приняли таковых. Если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, когда он сказал тебе только: «Признай вину твою» (см. 4Цар 5:13). Исповедуя грех:

[1] Мы должны признавать порочность собственного естества: признай твое беззаконие (англ. пер., ст. 13), извращенность и ненормальность твоего естества.

[2] Мы должны признавать грехи, фактически совершенные нами: «Ибо ты согрешила против Господа Бога твоего, выступила против Него и нанесла Ему оскорбление» (англ. пер., ст. 13).

[3] Мы должны признать за собой множество нарушений: «Распутствовала с чужими (бегала туда-сюда в поисках идолов) под всяким ветвистым деревом. Где бы ты ни скиталась повсюду оставляла за собой метки собственного безумия».

[4] Мы должны помнить: грех усугубляется тем, что уже сам по себе является неповиновением Божьему закону. Крайняя греховность греха наихудшее, что в нем есть: «А гласа Моего вы не слушали; признайте это, и пусть данное признание смирит вас более, нежели все иное».

II. При условии, что они возвратятся, этим детям-отступникам даны драгоценные обетования, которые частично исполнились в возвращении евреев из пленения (многие из них принадлежали к десяти коленам и, возможно, перспектива освобождения побудила их присоединиться к двум коленам, чтобы вернуться вместе); но пророчеству предстоит найти свое полное исполнение в Евангельской Церкви, в которой рассеянные чада Божии соберутся воедино: «Возвратитесь, ибо, несмотря на ваше отступничество, вы все равно дети; более того, даже будучи вероломной женой, вы все равно остаетесь женой, потому что Я сочетался с вами (ст. 14) и не отрекусь от этих уз». Таким образом Бог вспоминает Свой завет с отцами брачный завет и, принимая его во внимание, вспоминает землю (Лев 26:42).

1. Господь обещает собрать их воедино из всех мест, где они были рассеяны и разбросаны (Ин 11:52). И возьму вас по одному из города, по два из племени (или рода), и приведу вас на Сион (ст. 14). Все, которые, покаявшись, вернулись к своему долгу, вернут себе и прежнее утешение. Обратите внимание:

(1) Бог милостиво примет возвращающихся к Нему, более того, Он Сам Своей различающей благодатью заберет их из среды остальных, упорствующих в отступничестве; оставь их Господь там, они бы погибли.

(2) Среди многих отступивших от Господа найдется мало, сравнительно мало возвратившихся к Нему как ягод после сбора урожая по одному из города, по два из страны; Христово стадо малое стадо, и лишь немногие находят тесные врата.

(3) Из этих немногих, несмотря на то что они рассеяны, ни один не пропадет. Даже если речь идет об одном из города, Бог отыщет этого одного, и тот не затеряется в толпе, но благополучно попадет на Сион, благополучно попадет на небеса. Евреи, пребывающие в рассеянии, будут доставлены в Иерусалим, и представители десяти колен найдут там такой же радушный прием, как и представители двух. Божьи избранные, разбросанные по всему миру, будут собраны воедино в Евангельской Церкви на горе Сион, в Небесном Иерусалиме на святом холме, где царствует Христос.

2. Господь обещает поставить над ними пастырей, которые станут для них благословением во всех отношениях: дам вам пастырей по сердцу Моему (ст. 15), что напоминает характеристику, данную Давиду, когда Бог избрал его, чтобы поставить царем: Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему (1Цар 13:14). Примите во внимание:

(1) Когда Церковь собрана, тогда ею нужно руководить: «...приведу их на Сион не для того, чтобы жили, как им заблагорассудится, но чтобы подчинялись дисциплине; не как дикие звери, скитающиеся где попало, но как овцы, которых водит пастырь». Дам им пастырей, то есть и начальников, и духовных служителей, причем и те и другие будут поставлены Господом в поддержку Его царства.

(2) Хорошо народу, когда его пастыри по сердцу Божьему, какими им и надлежит быть и какими хотели бы их видеть мы, чтобы во всех своих действиях они руководствовались Божьей волей и стремились в определенной мере следовать примеру Господа, чтобы правили для Него и, насколько это возможно, правили, как Он.

(3) Пастырями по Божьему сердцу будут люди, которые считают своим делом пасти стадо, вместо того чтобы пасти себя самих, а овец только стричь. Пастыри по Божьему сердцу будут делать все, что в их силах, ради блага своих подопечных и будут пасти их со знанием и благоразумием (то есть с мудростью и пониманием), как пас Давид в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их (Пс 77:72). Таковые не только пастыри, но еще и учителя, и должны пасти подопечных на пажитях Божьего Слова, которое есть знание и благоразумие и способно умудрить нас во спасение.

3. Господь обещает, что уже не будет надобности в ковчеге завета, который долгое время был сначала славой скинии, а потом славой храма и знаком Божьего присутствия с народом; ковчег упразднят и уже не будут искать его и спрашивать о нем: когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле; когда утвердится Царство Мессии, которое, благодаря вступлению в него язычников, будет весьма способствовать росту Церкви (иудейские учителя сами признавали, что здесь идет речь о днях Мессии), тогда не будут говорить более: «Ковчег завета Господня» (ст. 16), который перестанет представлять ценность и уже не будет критерием ценности для них, потому что установится сугубо духовный путь поклонения, которому не нужны внешние атрибуты. Вместе с ковчегом упразднится церемониальный закон в целом со всеми своими установлениями, ибо Христос суть всех этих прообразов явится нам в Слове и в таинствах Нового Завета и заменит их. Весьма вероятно (как бы это ни противоречило предположениям иудеев), что ковчег завета, вместе с другими сосудами дома Господня, находился во втором храме, восстановленном благодаря Киру (Езд 1:7). Но в евангельском храме ковчегом является Христос; именно Он умилостивление, или место милосердия; именно в Его таинствах нам теперь следует ожидать Божьего присутствия. Говоря об упразднении ковчега, пророк прибегает здесь к разнообразным средствам выражения: ковчег на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет, потому что истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4:23). Такое разнообразие средств выражения призвано засвидетельствовать, что обряды Моисеева закона будут в конечном счете полностью упразднены, чтобы к ним уже никогда не прибегали, хотя отлучение людей от обрядов, приверженцами которых те были столь долго, будет проходить с трудностями, и они не откажутся от таковых полностью до тех пор, пока их святой город и святой дом не сровняют с землей.

4. Господь обещает, что Евангельская Церковь, названная здесь Иерусалимом, обретет высокое положение и станет заметной (ст. 17). Ее известности будут способствовать два обстоятельства:

(1) особое обитание и владычество в ней Бога. Она будет названа престолом Господа престолом Его славы, ибо таковая воссияет в Церкви, престолом Его власти, воздвигнутом в том же месте; там Господь правит Своим народом посредством Божьего Слова и Духа и подчиняет каждую мысль в послушание Себе. Когда Евангелие продвинется вперед, престол Господа будет стоять даже там, где раньше был престол сатаны. Но прежде всего Евангельская Церковь это престол Божьей благодати, ибо приходящие верою в этот Иерусалим приходят к Судии всех Богу... и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр 12:22−24).

(2) Вступление в нее язычников. Все народы будут научены, и именно таким образом они соберутся в Церковь и станут подданными престола Господа, установленного там и посвященного в честь имени Господа, которое в этом месте провозглашено и будет призываться.

5. Господь обещает, что собранных в Церковь ждет дивное преобразование: и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. Они не будут жить, как им заблагорассудится, но станут руководствоваться не своими порочными желаниями, а волей Всевышнего. Видите, что приводит ко греху воображение собственного злого сердца (англ. пер., ст. 17); и что является грехом поступать по этому воображению, руководствуясь фантазиями и прихотями; и что делает обращающая благодать уводит нас с пути следования собственным помыслам и приводит к тому, что мы руководствуемся религией и здравым смыслом.

6. Господь обещает, что Иудея и Израиль благополучно объединятся в одно тело (ст. 18). Так и было при их возвращении из плена и поселении в Ханаане: придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе в совершенном согласии и станут одним жезлом в руке Господа, как предсказывал Иезекииль (Иез 37:16−17). И Ассирия, и Вавилон попали во власть Кира, воззвание которого распространялось на всех евреев, находившихся в его владениях. Поэтому у нас есть основание считать, что многие из дома Израилева пошли из земли северной вместе с представителями дома Иудина; и, хотя поначалу вернулись только 42 000 (списки которых мы встречаем во второй главе Книги Ездры), тем не менее, по словам Иосифа Флавия (Antiq. 11.68), некоторое время спустя, во время правления Дария, Зоровавель пошел и привел в землю, которую Бог дал в наследие отцам, больше 4 000 000 душ. И мы уже не читаем о злобе и враждебности, которая была между Израилем и Иудеей прежде. Это благополучное слияние Израиля с Иудеей стало прообразом объединения иудеев и язычников в Евангельской Церкви, когда всякая вражда будет убита и они станут одним стадом под одним Пастырем.

III. Возникают некоторые трудности, которые лежат на пути милости; тем не менее находится средство для их преодоления.

1. Бог спрашивает: как Я совершу это для тебя? Не то чтобы Господь являл милость так же неохотно, как Он наказывает, говоря: «Как поступлю с тобою?» (Ос 11:8−9). Нет, будучи медленным на гнев, Бог скор на милость. Однако данный вопрос подразумевает то, что мы недостойны Его благосклонности, у нас нет основания надеяться на нее, мы абсолютно ничем не заслужили, чтобы притязать на нее, поэтому Господь и размышляет о том, как Ему поступить, чтобы спасти честь Своей справедливости и святости в управлении миром. Бог помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного (2Цар 14:14). Как же Ему поступить?

(1) Даже отступники, если они возвратятся и покаются, будут поставлены в число детей; кто бы мог надеяться на такое?! Смотрите, какую любовь дал нам Отец (1Ин 3:1)! Как могли мы, такие немощные и ничтожные, никчемные и недостойные и такие непослушные, оказаться в числе детей?

(2) Кого Бог поставит в число детей, тому Он даст вожделенную землю, землю Ханаана, славу всех земель, прекраснейшее наследие множества народов, которое народы, вместе со своими войсками, желают и предпочитают собственной стране, или же которой сейчас завладели войска народов. Эта земля служит прообразом небес, где блаженство вовек. Как могли рассчитывать на место в этой вожделенной земле люди, которые так часто презирали ее (Пс 105:24), которые ее недостойны? Разве такие люди должны там быть?

2. Господь Сам отвечает на этот вопрос: «И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим...» Бог Сам отвечает на все возражения относительно того, что мы недостойны, иначе их никогда не преодолеть.

(1) Чтобы включить кающихся, которые возвратились, в число детей, Он даст им Духа усыновления, научающего их взывать: «Авва, Отче!» (Гал 4:6). «Ты будешь называть Меня отцом твоим; ты возвратишься ко Мне, покоришься Мне как Отцу и таким образом заручишься Моей благосклонностью».

(2) Чтобы дать им вожделенную землю, Господь страх Свой вложит в сердца их, чтобы они никогда не отступили от Него, но стойко держались до конца.

Стихи 20−25. Здесь описывается:

I. Обвинение, выдвинутое Богом против Израиля за вероломное отступничество от Него (ст. 20). Подобно прелюбодейной жене, сбежавшей от своего мужа, ушел от Бога блудодействовать Израиль. Народ был связан с Господом брачным заветом, но, нарушив этот завет, израильтяне вероломно поступили с Богом, Который всегда поступал с ними милостиво и хранил верность. Поступать вероломно с людьми, подобными нам, тоже довольно-таки плохо, но вероломные поступки в отношении Господа являются настоящим предательством.

II. Осознание своей греховности и признание израильтянами справедливости данного обвинения (ст. 21). Когда Бог обличил их в отступничестве, среди них были люди, которых Господу было угодно взять и привести на Сион, причем их голос слышен на высотах, жалобный плач и молитвы смирения перед Богом своих отцов, а также сокрушение по поводу постигших их бедствий и совершенных ими грехов и хлопоты о своем деле; ибо сожалели они и горевали о том, что извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Следует заметить:

(1) Грех состоит в извращении своего пути, в отступлении на кривые пути и в превращении правды.

(2) В основе всякого греха лежит забвение Господа нашего Бога. Если бы люди помнили о Боге, о Его всевидящем оке и о своих обязательствах перед Ним, то они бы так не грешили.

(3) Согрешая, мы ставим себя в неловкое положение и приносим себе неприятности, что тоже является извращением своих стезей (Плач 3:9).

(4) Молитвы и слезы приличествуют людям, совесть которых подсказывает им, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Когда глупость человека извращает путь его, тогда сердце его склонно негодовать на Господа (Притч 19:3), в то время как ему надлежит таять и проливаться перед Богом.

III. Адресованное израильтянам от имени Бога приглашение возвратиться к Нему: «Возвратитесь, мятежные дети» (ст. 22). Господь называет их нежно детьми из сострадания к ним; хотя они неразумны и упрямы как дети, тем не менее они Его сыновья, которых Он наказывает, но не лишает наследства; ибо, несмотря на то что они непокорные дети (существует такой перевод), все-таки они дети. Бог относится к таким детям с терпением, впрочем, как и родители. Осознав свой грех (ст. 21) и смирившись, они подготовили себя к приглашению возвратиться, поскольку Христос приглашает к Себе труждающихся и обремененных. А возвращающимся дано обетование: «Я исцелю вашу непокорность; Я утешу вас в скорби, постигшей за отступничество, избавлю от бед, которые вы навлекли на себя таковым, и излечу от строптивости и от склонности к отступничеству». Бог исцелит нашу непокорность Своей прощающей милостью, Своим умиротворяющим покоем и Своей обновляющей благодатью.

IV. Готовность, с которой израильтяне откликнулись на данное приглашение, их радостное согласие: «Вот, мы идем к Тебе», — эхом прозвучал ответ на призыв Господа; звук голоса отразился от разбитых стен, подобным же образом эти слова исходили из разбитых сердец. Бог говорит: возвратитесь — они отвечают: вот, мы идем. Ответ прозвучал тотчас же, быстро, незамедлительно, не: «Придем потом», а: «Уже идем; нам не нужно времени на размышления»; не: «Мы идем навстречу Тебе», а: «Мы идем к Тебе, мы сделаем крутой поворот». Обратите внимание на единодушие людей: мы идем все как один.

1. Они идут, посвящая себя своему Богу: «Ибо Ты Господь Бог наш; мы считаем Тебя своим, мы отдаем себя Тебе, чтобы быть Твоими; куда нам еще идти, если не к Тебе? То, что мы ушли от Тебя, было нашим грехом и безумием». Какое утешение взирать на Господа как на своего Бога по завету, возвращаясь к Нему после отступничества!

2. Они идут, отказываясь от упований найти помощь и поддержку в чем-то ином, кроме Господа: «Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; теперь мы видим, как неразумно было полагаться на тварь, мы никогда больше не будем так обманывать себя». Они поклонялись своим идолам на горах и холмах (ст. 6), и на горах у них было множество идолов, к которым они обращались и на которых полагались; но теперь не желают иметь с таковыми ничего общего. Напрасно мы ждем от них чего-то хорошего, тогда как у Бога мы можем искать всякое даяние доброе, даже само спасение.

3. Поэтому они идут, полагаясь только на Бога как на своего Бога: в Господе Боге нашем спасение Израилево! Он Господь, и только Он может спасти. Он спасает, когда всем другим помощникам и спасителям это не удается; и Он наш Бог, Который Своим способом и в Свое время совершит для нас спасение. Это вполне применимо к великому спасению от греха, совершенному для нас Иисусом Христом; это спасение Господне, Его великое спасение.

4. Они идут, признавая справедливость Бога в постигших их бедах и осуждая себя за свои грехи (ст. 24−25).

(1) Они относят все свои беды на счет идолов, которые не только не сделали им ничего хорошего, но и причинили много зла все зло, постигшее их: мерзость (идол, это мерзкое создание) пожирала труды отцов наших. Следует заметить:

[1] Истинно кающиеся научились называть грех мерзостью; даже любимые грехи, ставшие для людей идолами, которые доставляли им наибольшее наслаждение и которыми они гордились, кающиеся назовут мерзкими, начнут презирать и стыдиться их.

[2] Кающиеся научились называть грех смертью и крахом и обвинять его во всех бедах, от которых они пострадали: «Он пожирал все добро, нажитое трудами отцов наших и оставленное нам; мы узнали от юности нашей, что идолопоклонство причинило нам разорение». Дети зачастую растрачивают на удовлетворение своих похотей добро, нажитое тяжким трудом отцов; и хорошо, если в конечном счете им удастся (как здесь) увидеть неразумность такого поведения и назвать мерзостью свои пороки, которые привели к разорению имений и пожрали труды отцов их. Говоря о поглощенных идолами трудах отцов, они, в частности, упомянули овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. Во-первых, идолопоклонство побудило Бога навести на них опустошительные суды, которые разорили их страну и семьи, сделали имения добычей, а детей пленниками победившего врага. Они причинили себе это. Или же (вероятнее), во-вторых, упомянутое было принесено в жертву идолам, предалось постыдному (Ос 9:10), а идолы безжалостно поглотили приношения; они действительно ели тук жертв их (Втор 32:38), даже человеческих жертв.

(2) Они принимают на себя позор за свой грех и безумие: «Мы лежим в стыде своем (ст. 25), тяжело его переживая; и срам наш покрывает нас, то есть позор за содеянное и позор наказания. Грех подверг нас ударам Божьего провидения и укорам собственной совести, которые окружили нас и заставили стыдиться. Потому что мы грешили, а с грехом пришел стыд и до сих пор сопутствует ему. Мы получили грех по наследству, вина и порочность переходят из поколения в поколение: мы и отцы наши грешили. И грешниками мы стали рано, рано встали на путь греха: грешили от юности нашей; жили во грехе непрестанно до сего дня, хотя нас часто призывали покаяться и оставить свои грехи. Вся пагубность греха, самое худшее в нем, заключается в открытом противлении, которое мы явили Богу, когда грешили: не слушались голоса Господа Бога нашего, запрещавшего нам грешить и велевшего покаяться в грехе». По-видимому, так теперь говорили кающиеся из дома Израилева (ст. 20), представители десяти колен либо бывшие в пленении, либо оставшиеся на своей земле. Пророк уделяет внимание их покаянию, чтобы побудить мужей Иуды к святому подражанию израильтянам. Давид прибегал к подобному доводу, когда убеждал старейшин Иудиных, что людям, которые являются костью и плотью его, должно быть стыдно оказаться последними в возвращении царя в дом его, когда их в этом деле опередили мужи Израилевы (2Цар 19:11−12). Итак, пророк призывает Иудею покаяться, потому что Израиль покаялся; было бы неплохо, если бы не только ревность других побуждала нас стремиться опередить и превзойти их в том, что есть благо.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 3 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.