Проповедь, изложенная в данной и следующей главе, очень отличается от всех предыдущих. Пророк, безусловно, по указанию Бога меняет свой голос. Все, сказанное им ранее, представляло собой обличения и угрозы, а эти две главы полностью посвящены драгоценным обетованиям о возвращении из плена и прообразам славных благ, которые хранятся для Церкви во дни Мессии. Пророку не только велено проповедовать об этом, но и записать эти слова, ибо в общем они предназначены для утешения грядущего поколения (ст. 1−3). В данной главе обещано:
(I) Что после всех этих событий их ожидает радостное восстановление, (1) хотя сейчас они подвергаются великим страданиям и страхам; (2) хотя их притеснители очень сильны (ст. 8−10); (3) хотя все другие народы будут уничтожены и им не удастся восстановиться (ст. 11); (4) хотя кажется, что все средства для их освобождения оказались несостоятельными и сокрушены (ст. 12−14); (5) хотя Сам Бог вполне справедливо послал их в плен за грехи (ст. 15−16); (6) хотя все окружающие считали их ситуацию отчаянной (ст. 17).
(II) Что после радостного восстановления их ожидает счастливое поселение; их город будет восстановлен (ст. 18); их число умножится (ст. 19−20); будет установлено их управление (ст. 21); их завет с Богом будет обновлен (ст. 22); их враги будут уничтожены и истреблены (ст. 23−24).
Стихи 1−9. В данных стихах:
I. Иеремии велено написать то, что Бог говорил ему; возможно, это касается всех предыдущих пророчеств. Он должен написать и опубликовать их в надежде, что те, кто не извлек пользу, услышав его однажды, могли обратить больше внимания на его слова, прочитав их, когда у них будет больше времени, чтобы поразмыслить над ними. Или, возможно, это касается обетований об их освобождении, которые часто сопровождались другими рассуждениями. Он должен собрать и объединить их, и теперь Бог добавит к ним много схожих слов. Он должен написать их для грядущих поколений, которые увидят их исполненными, и благодаря этому их вера в пророчества укрепится. Он должен написать их не в виде письма, обращенного к пленникам, о котором говорилось в предыдущей главе, а в виде книги, которая тщательно хранилась бы в архиве или среди государственных регистрационных списков. По этим книгам Даниил понял, когда закончится период пленения (Дан 9:2). Он должен написать пророчества в книгу, а не на обычных листах бумаги, ибо вот, наступают дни, хотя они еще далеко, когда Я возвращу из плена Израиля и Иуду многочисленные десять колен вместе с двумя» (ст. 3). Это пророчество должно быть написано, чтобы потом его тоже можно было прочитать и стало очевидным, насколько точно его исполнение соответствует предсказанию, что является одной из целей записи пророчеств. Подразумевается, что они возлюбленные Божии ради отцов (Рим 11:28); Бог вновь приведет их в Ханаан, так как дал землю эту отцам их, и поэтому они будут владеть ею.
II. Ему велено, что писать. Это те слова, которым учит Святой Дух (ст. 4). Это те слова, которые повелел написать Бог, и те обетования, которые написаны по Его повелению и являются Его истинным словом так же, как Десять заповедей, написанные Его перстом.
1. Он должен описать страхи и оцепенение, которые в то время овладели народом, и, похоже, обновлялись всякий раз, когда халдеи атаковали их. Но все это должно возвеличить чудо и желанность их освобождения (ст. 5: «Голос смятения и ужаса слышим мы пронзительные крики ужаса отдаются эхом тревоги, возвещающим об опасности». Лжепророки говорили им, что у них будет мир, но у них ужас, а не мир (написано на полях). Тогда не удивительно, что снаружи сражения, а внутри страхи. Мужи, даже воины будут подавлены бедствиями, обрушившимися на их народ, они будут сокрушены ими, покорятся им и будут похожи на женщин в родах, чьи боли достигли пика и они не знают, как избавиться от них (ст. 6). Вы никогда не слышали о мужчине, вынашивающем ребенка, но здесь мы читаем о том, что трепещущие мужчины встречались не редко, а у каждого мужчины руки на чреслах его, что свидетельствует о муках и крайних страданиях, как у женщины в родах. То же самое они испытывали, видя свои города сожженными и свои страны опустошенными. Но эта боль сравнивается с болью женщины при родах, а не на смертном одре, так как она завершится радостью, и как боль, присутствовавшая при родах, забудется. Лица у всех бледные. Это слово подразумевает не ту бледность, которая является результатом внезапного испуга, а ту, которая исходит от нехороших телесных привычек, желтухи или употребления наркотиков. Пророк оплакивает бедствие, предвидя его (ст. 7): «О горе! Велик тот день, день суда, который назван великим великим и страшным» (Иоиль 2:31; Иуд 1:6): великим, так как не было подобного ему. О последнем уничтожении Иерусалима так же говорил наш Спаситель, как о дне, не имеющем себе равного (Мф 24:21). Это бедственное время для Иакова, печальное время, когда исповедующий Бога народ будет страдать больше других народов. Все время плена было временем страдания Иакова, и такие времена должны сильно оплакивать все, кто заботится о благополучии Иакова и о славе Бога Иакова.
2. Он должен написать им заверения Бога в том, что наконецто их бедствия благополучным образом закончатся.
(1) Бедственное время Иакова закончится: он будет спасен от него. Хотя страдания Церкви могут долго длиться, но не будут вечными. От Господа спасение, оно совершится для Его Церкви.
(2) Преследователи Иакова не смогут больше причинить вред, и им придется ответить за зло, причиненное ему раньше (ст. 8). Господь Саваоф, Который имеет всю власть в Своей руке, принял решение совершить его: «Сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, долгое время лежавшее на тебе тяжелым грузом и сильно натиравшее ее. Я узы твои расторгну, сделаю свободным и уверенным, и ты больше не будешь во власти чужеземцев, выполнять их приказы, не будешь уже служить им; и они не будут больше обогащаться за счет твоих владений и твоего труда».
(3) Венчает и завершает милость тот факт, что они вновь смогут совершать свои религиозные обряды (ст. 9). Они будут избавлены от служения своим врагам; это не значит, что они смогут жить без определенной цели и делать, что им захочется. Они будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, чтобы у них опять воцарился порядок в Церкви и государстве. Они оказались в беде и были вынуждены служить своим врагам за то, что не служили Господу Богу своему, как следовало, с веселием и радостью сердца (Втор 28:47). Но когда придет время, они будут спасены от бедствия своего; Бог приготовит их и сделает достойными спасения, дав сердце, расположенное служить Ему; это время будет вдвойне благоприятным, так как у них будет возможность служить Ему. Мы избавлены от рук врагов наших для того, чтобы служить Богу (Лк 1:74−75). Избавления от кратковременных бедствий являются милостью в том случае, если благодаря им мы получаем ободрение и больше служим Богу. Они будут служить своему Богу и не будут склонны служить иным богам, как это было во дни их отступничества и до недавнего времени, когда они оказались в рабстве. Они будут служить Давиду, царю своему, тем правителям, которых время от времени Бог будет ставить над ними от рода Давидова (как Зоровавель), которые, по крайней мере, будут восседать на престоле суда, на престоле дома Давидова, как Неемия. Халдейский парафраз так излагает это место: «Они будут повиноваться (или слушаться) Мессии (или Христу), Сыну Давидову, царю своему». На него ссылаются и иудейские толкователи. Та диспенсация, которая начнется с момента их возвращения из плена, приведет их к Мессии. Он назван Давидом, Царем их, ибо был Сыном Давидовым (Мф 22:42) и соответствовал этому имени (Мф 20:31−32). Давид был Его прославленным прообразом и в своем смирении, и в превознесении. Завет царства, заключенный с Давидом, в основном ссылался на него, и в нем обетования этого завета полностью исполнились. Бог дал Ему престол отца Его Давида; Он восстановил Его им, поставил на святой горе Сион. Новый Завет часто говорит, что Бог воскресил Иисуса и воздвиг Его как Царя (Деян 3:26; 13:23,33). Обратите внимание: [1] кто служит Господу как Богу, тот должен служить Давиду, своему Царю, покориться и подчиниться Иисусу Христу, ибо все люди должны чтить Сына, как чтут Отца, должны служить и поклоняться Богу через Него как Посредника. [2] Избавленные от духовного рабства должны засвидетельствовать, что они теперь свободны благодаря служению Христа. Кому Он дает покой, тот должен надеть на себя Его ярмо.
Стихи 10−17. В данных стихах, как и в предыдущих, описывается отчаянная ситуация евреев, оказавшихся в плену, но им также даются многие драгоценные обетования о том, что в должное время они будут освобождены и для них совершится чудесное спасение.
I. Сам Бог заступится за них. Он рассеял их (ст. 11); все это Он сделал им (ст. 15). Все бедствия пришли к ним от Его руки; кто бы ни был орудием, но Он был движущей силой. И их ситуация была особенно печальной от того, что Бог, их Бог, говорил, что поразит и истребит их.
1. Но Он хотел, чтобы это было для них отцовским наказанием, а не кого-либо другого (ст. 11): «Я буду наказывать тебя в мере, или по суду, благоразумно, не более, чем ты заслуживаешь, не более, чем ты сможешь вынести». Все, что Бог совершает для Своего народа, делается для его исправления; это наказание всегда умеренное и исходит от любви: «Ненаказанным не оставлю тебя, хотя ты думаешь, что это возможно из-за твоего отношения ко Мне». Отметьте: хотя исповедание религии весьма похвально, но оно ни в коей мере не допустит, чтобы мы безнаказанно грешили. Бог не взирает на личности и продемонстрирует Свою ненависть ко греху повсюду, где найдет его; особенно Он ненавидит его в тех, кто близок Ему. В данной ситуации Бог наказывает Свой народ за множество его беззаконий, потому что их грехи умножились (ст. 14−15). В какой-то момент наши скорби умножились и возросли? Мы должны признать, что это произошло из-за того, что наши грехи умножились и возросли. Беззакония умножаются в нас, и поэтому возрастают наши беды.
2. То, что Бог собирается совершить как акт отцовского наказания, они и другие истолковывают как акт враждебности; они считают, что Он поразил их ударами неприятельскими, жестоким наказанием (ст. 14), словно желал им гибели, не смягчил наказание и не хранил для них милости. Действительно, похоже, что Бог поступил с ними очень сурово, словно стал их врагом и сражался против них (Ис 63:10). Так Иов жаловался, что Бог стал жестоким к нему и умножал его раны. Когда бедствия велики и долго длятся, мы должны внимательно следить за своим сердцем, чтобы не потакать подобным суровым мыслям о Боге и Его провидении. Его наказания это наказания доброго человека, а не жестокого, какими бы они ни казались.
II. Их друзья оставили и сторонились их. Никто из тех, кто искал их расположения во время процветания, не обращал на них внимания сейчас, когда они оказались в беде (ст. 13). Чаще всего именно так и происходит, когда семьи начинают угасать; первыми от них отвернулись те, которые были их прихлебателями. В двух ситуациях мы рады помощи наших друзей и нуждаемся в их услугах.
1. Если нам предъявляют обвинение или порицают, то мы ожидаем, что наши друзья заступятся и поддержат нас, что они скажут за нас доброе слово, когда у нас не хватает храбрости сказать в свою защиту. Но в данном случае никто не заботится о деле твоем, никто не встает на твою защиту и не ходатайствует о тебе перед угнетателем. Поэтому Бог заступится за дело их, ибо у Него есть все основания удивляться, что никто не поддержал народ, который был любимцем Небес (Ис 63:5).
2. Если мы больны, испытываем мучения или ранены, то ожидаем, что друзья навестят нас, посоветуют, посочувствуют и, если есть необходимость, помажут целительными лекарствами. Но не нашлось никого, чтобы сделать это: кто перевязал бы твои раны, дал добрый совет, как поступать в данной ситуации, и утешил. Более того (ст. 14): «Все любовники твои (англ. пер.) забыли тебя; с глаз долой, из сердца вон; вместо того, чтобы искать, они оставили тебя». Такова часто была участь религии и трезвого благочестия в этом мире; те, от которых из-за их образованности, исповедания и обнадеживающего начала ожидали, что они будут друзьями и поклонниками, покровителями и защитниками, оставили и забыли его, им нечего было сказать в его защиту, и они не желали ничего делать, чтобы исцелить его раны. Обратите вниманиє: «Все друзья твои (рус. пер.) забыли тебя, ибо Я поразил тебя». Если Бог против народа, то кто будет за него? Кто заступится за него и будет к нему милостив? (см. Иов 30:11). Из-за этого их ситуация кажется отчаянной и безнадежной: «Рана твоя неисцелима, язва твоя жестока (ст. 12); болезнь твоя жестока (ст. 15)». Положение евреев в плену было таковым, что не под силу человеку было компенсировать их скорби; в той стране они были похожи на долину, наполненную мертвыми и сухими костями, жизнь в которые может вложить только Всемогущая сила. Кто мог вообразить, что такой деградирующий и обнищавший народ может вернуться на родину и восстановиться там? Так много факторов усугубляли их бедственное положение, что никто не мог допустить, что они получат облегчение; казалось, что они все больше ожесточались; их души отказывались от утешения, пока божественные утешения не оказались достаточно сильными, чтобы противостоять потокам скорби, сокрушившим их. Твоя болезнь жестока по множеству беззаконий твоих; вместо того, чтобы покаяться и оставить их, грехи твои умножились. Отметьте: жестокие скорби являются результатом жестоких похотей. И теперь, когда они оказались в отчаянном положении, на них смотрят с презрением (ст. 17): «Тебя назвали отверженцем», оставленным всеми, оставленным на погибель; они говорили: «Вот Сион, о котором никто не спрашивает». Когда они смотрели на место, где был построен город и храм, то называли его отверженным; теперь все лежало в руинах; никто не обращался к нему за помощью, не жил в нем, не спрашивал дорогу к Сиону, как раньше; никто не спрашивает о нем. Когда они смотрели на людей, раньше живших в Сионе, а теперь оказавшихся в плену (и мы читаем о Сионе, обитающем у дочери Вавилона, Зах 2:7), то называли их отверженными; это те, которые принадлежат Сиону, которым нравится говорить о нем и которые плачут при воспоминании о нем, но никто не спрашивает у них или о них. Отметьте: часто участь Сиона быть оставленным и презираемым окружающими.
III. За все это Бог в должное время спасет Израиль и освободит. Хотя никакая другая рука, более того, именно потому, что никакая другая рука не может исцелить их рану, Он сделает это, ибо может.
1. Хотя кажется, что Он держится от них на расстоянии, тем не менее Он заверяет их в Своем присутствии с ними Своем могущественном и милостивом присутствии: «Я спасу тебя (ст. 10), Я с тобою, чтобы спасать тебя (ст. 11)». Когда они в беде Он с ними, чтобы спасать и не дать им погибнуть; когда приходит время их освобождения Он с ними, чтобы быть готовым при первой возможности спасти их из беды.
2. Хотя они оказались далеко от родины, в далекой стране, в земле их пленения, но спасение достигнет их и там, их и их племя, ибо они будут известны среди язычников и отличаться от них, и они возвратятся (ст. 10).
3. Хотя сейчас они полны страхов и постоянно пребывают в тревоге, но настанет время, когда они будут жить спокойно и мирно, в безопасности и покое, и никто не будет устрашать его (ст. 10).
4. Хотя народы, среди которых они будут рассеяны, погибнут, но сам народ Божий будет сохранен от подобной гибели (ст. 11): «Хотя Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, ибо появится опасность, что ты можешь затеряться среди них, но тебя не истреблю». Ранее было обещано, что при благосостоянии этих народов у них будет мир (Иер 29:7), тем не менее при уничтожении этих народов им удастся избежать уничтожения. Иногда Церковь Божья может оказаться в отчаянном положении, но Он никогда полностью не истребит ее (Иер 5:10,18).
5. Хотя Бог справедливо наказывает их за грехи, явные преступления и вопиющие беззакония, но Он повернется к ним с милостью, и даже их грехи не помешают освобождению, когда наступит определенное Богом время.
6. Хотя их противники очень могущественны, но Бог свергнет их и сокрушит их силу (ст. 16): «Все пожирающие тебя будут пожраны» так Бог заступится за справедливое дело Сиона, и весь мир увидит, что его дело правое. Так освобождение Сиона совершится уничтожением его угнетателей; так его врагам придется расплатиться за все нанесенные ему обиды, ибо Он Бог, судящий на земле, Боже отмщений. «Все они без исключения сами пойдут в плен, и настанет день, когда опустошители твои будут опустошены». Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен (Откр 13:10). Это должно обязать нынешних завоевателей хорошо обращаться со своими пленниками, ибо колесо обернется, и грядет день, когда они сами станут пленниками; поэтому пусть сейчас поступают так, как хотят, чтобы с ними поступали потом.
7. Хотя рана кажется неисцелимой, но Бог исцелит ее (ст. 17): «Я исцелю тебя». Какой бы опасной ни была болезнь, пациент, исцелить которого взялся Бог, в безопасности.
IV. Что касается вопроса в целом, то их предостерегают, чтобы их страхи и скорбь не были чрезмерными, ибо в этих обетованиях присутствует достаточно милости, чтобы заглушить и то и другое.
1. Они не должны трепетать, как те, кто не имеет надежды, осознает грядущие бедствия и боится их (ст. 10): «Не бойся, раб Мой Иаков, и не страшись». Отметьте: кто служит Богу, тот не должен допускать беспокойных страхов, какие бы трудности и опасности ни встали перед ним.
2. Они не должны скорбеть, как те, кто не имеет надежды из-за бедствий, навалившихся на него (ст. 15): «Что вопиешь ты о ранах своих? Хотя твое плотское упование оказалось несостоятельным, а творения и врачеватели никуда не годными, но Я исцелю тебя от ран твоих; так что вопиешь ты? Почему ты недоволен и жалуешься? Это все ты имеешь за грехи твои (ст. 14−15), поэтому, вместо того чтобы роптать, покайся. Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Итог всего этого будет хорошим, поэтому возрадуйся в надежде».
Стихи 18−24. Эти стихи продолжают описывать милости, которые Бог хранил для Своего народа, когда бедствия, связанные с его пленениям, будут позади. Здесь обещано:
I. Что город и храм будут отстроены (ст. 18). Шатры Иакова и селения его испытали на себе последствия плена, ибо лежали в руинах, пока их жители находились в плену. Но когда они вернутся, то жилища будут восстановлены и встанут из своих руин. Так Бог помилует селения его, которые были монументами Его справедливости. Тогда город Иерусалим опять будет построен на холме своем, хотя в настоящее время это лишь гора руин. Место его расположения было исключительным, и поэтому он будет восстановлен на том же клочке земли. Тот, Кто превратил его в груду камней (Ис 25:2), если Ему угодно, может вновь сделать из груды камней город. Храм, дворец Бога, устроится по-прежнему, он будет построен по старой модели, и богослужения будут там постоянно совершаться и посещаться, как и раньше.
II. Что вновь будут торжественно соблюдаться священные праздники (ст. 19): «Из них — из города и храма, со всех селений Иакова — вознесутся благодарение и голос веселящихся». Люди с радостными лицами будут посещать храмовое богослужение и с такими же лицами будут возвращаться. Обратите внимание: голос благодарения то же самое, что голос веселящихся, ибо то, что является сутью нашей радости, должно быть сущностью нашей хвалы. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Пусть то, что делает нас веселыми, делает нас благодарными. Служите Господу с веселием.
III. Что народ умножится, возрастет и станет значительным: «...и не будут умаляться, и не будут унижены, а станут многочисленными и прославленными и станут значительными среди народов, ибо Я умножу их и прославлю их». Ради славы Церкви многие добавятся к ней и спасутся. Благодаря этому они обретут уважение среди соседей. Как бы сильно ни был унижен и презрен народ, Бог может умножить и прославить его. Они возвысятся и достигнут прежнего положения: и сыновья его будут, как прежде, играть на улицах (Зах 8:5); они наследуют имущество и славу своих родителей, как раньше; и сонм его и в гражданских и в священных вопросах будет предстоять предо Мною. Будет наблюдаться постоянное наследование верных служителей в собрании старейшин, чтобы учреждать его, и верных поклонников в собрании святых. Когда одно поколение будет уходить, на смену ему придет другое; и так они будут предстоять пред Богом.
IV. Что они будут благословлены хорошим правительством (ст. 21), «И вождь и судьи будут из него самого из его народа, и больше ими не будут руководить чужеземцы и враги; и владыка его произойдет из среды его, он будет одним из тех, кто вместе с ними разделял их страдания в плену». Это также является ссылкой на Христа нашего владыку, Давида, Царя нашего (ст. 9); Он из наших, во всем уподобившийся нашим братьям. «Я приближу его», эти слова могут касаться (1) народа Иакова и Израиля: «Яприближу его ко Мне через служение в храме, как раньше, чтобы он заключил завет со Мной как народ Мой (ст. 22), чтобы он приблизился ко Мне в общении; ибо кто увлекает сердце свое (англ. пер.), заключает с ним завет и заключает его в узы, чтобы приблизиться ко Мне?» Как мало тех, кто так поступает! Никто не может так поступить, если только особая благодать Бога не приблизит их. Отметьте: всякий раз, когда мы приближаемся к Богу в каком-либо святом постановлении, мы должны вовлекать в это свои сердца; сердце должно быть приготовлено для исполнения долга и участвовать в этом действии со всем усердием. Сердце это основное, на что Бог смотрит и чего Он требует; но оно лукаво и желает оставаться в стороне, если только не приложить больших усилий для его вовлечения; поэтому нужно связать жертву вервями.
(2) Правителя, ибо здесь может говориться об отдельном человеке: «И будет вождь его должным образом призван на свое служение и будет приближаться к Богу, чтобы советоваться с Ним по всякому вопросу». Бог приблизит его, чтобы он приступил к Нему, ибо, в противном случае, кто позаботится о таком слабом народе и позволит, чтобы эта гибель минула их? Но когда Бог берет дело в свои руки, то, несмотря на многие огорчающие моменты, Он найдет орудия, чтобы исполнить его. Эти слова также касаются более отдаленного времени, Христа как Посредника. Отметьте: [1] соответствующее дело и служение Христа как Посредника заключается в том, чтобы привлекать и приближаться к Богу, но не ради Себя, а ради нас, ходатайствовать от нашего имени и вместо нас как первосвященнику нашего исповедания. Писание говорит, что священники приближаются к Богу (Лев 10:3; 21:17). Моисей приблизился к Богу (Исх 20:21). [2] Подобным образом Бог Отец приблизил Иисуса, чтобы Он приступил к Нему как Посредник. Он повелел Ему сделать это; Он освятил и запечатлел Его, помазал Его для этой цели и возвестил, что доволен Им. [3] Иисус, после того как Отец приблизил Его и Он приступил к Богу как Посредник, увлек сердце Свое совершить это дело обязал Себя сделать это, решил ради Своего сердца (читают некоторые), ради Своей души, что при полноте времени Он станет жертвой за грех. Его добровольное решение, согласие с волей Отца и сострадание к падшему человеку побудило Его сделать это, а Его честь поддержала Его. Эти слова также подразумевают, что при этом Он был искренен и решителен, свободен и исполнен радостью, не принимал в учет трудности, лежавшие у Него на пути (Ис 63:35). [4] Во всем этом Иисус Христос заслуживает истинного восхищения. И у нас есть все основания спросить с изумлением: «Кто отважится подобным образом увлечь сердце свое для совершения такого дела?»
V. Что они вновь заключат завет с Богом согласно завету, заключенному с их отцами (ст. 22): «Вы будете Моим народом; Бог совершает в нас добрую работу, делая Своим народом народом во имя Бога (Деян 15:14). Я буду вашим Богом». Его доброжелательность к нам является кратким содержанием этой части завета.
VI. Их враги будут наказаны и свержены (ст. 20): «Я накажу всех притеснителей его, и тогда все увидят, насколько опасно прикасаться к Божьим помазанным» (Пс 104:15). Следующие два стиха начинаются словами: «Вот, яростный вихрь идет от Господа... он падет на голову нечестивых». С этими стихами мы сталкивались ранее (Иер 23:19−20); там они звучали в качестве угрозы гнева Божьего, который прольется на нечестивых лицемеров в Израиле, а здесь на нечестивых угнетателей Израиля. Выражения точно соответствуют и имеют тот же смысл, что и отрывок из Книги Исайи 51:22−23: «Я беру из руки твоей чашу опьянения... и подам ее в руки мучителям твоим». Гнев Божий на нечестивцев здесь представлен (1) весьма ужасным, похожим на вихрь, поражающим и непреодолимым.
(2) Весьма мучительным. Он падет на голову нечестивых; они будут не только напуганы, но им придется страдать от боли.
(3) Он будет преследовать их. Обычно вихри бывают кратковременными, но это будет продолжительный вихрь (англ. пер.).
(4) Он совершит то, для чего был послан: «Гнев Господа не отвратится, доколе он не совершит...» Намерения, которые преследует Его гнев, равно как и намерения Его любви, будут исполнены; Он выполнит намерения сердца Своего.
(5) Кто не хочет отложить сейчас эту истину в своем сердце, тот впоследствии не сможет отогнать мысли о ней: «В последние дни вы уразумеете это, когда будет слишком поздно, чтобы предотвратить его».
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 30 глава