В данной главе испытывается еще одно средство воздействия на этот невнимательный и непокорный народ, но все напрасно. Им предлагается свиток книги, содержащий краткий обзор или сокращенный текст всех проповедей Иеремии, адресованных им, чтобы они вспомнили, что слышали, и могли лучше понять, когда все они одновременно предстанут перед ними.
I. Этот свиток пишет Варух, в то время как Иеремия диктует его (ст. 1−4).
II. Варух зачитывает этот свиток публично в день поста (ст. 5−10), а затем отдельно князьям (ст. 11−19); в заключение Иегудия зачитывает его царю (ст. 20−21).
III. Царь сжигает этот свиток и приказывает преследовать Иеремию и Варуха (ст. 22−26).
IV. Варух пишет еще один свиток, в котором более детально описывается участь Иоакима за то, что он сжег предыдущий свиток (ст. 27−32).
Стихи 1−8. В начале пророчества Иезекииля мы встречаемся со свитком, написанным в видении, и пророк сам должен был разобраться в событиях, описываемых там, принять и переварить их (Иез 2:9−10; Иез 3:1). А здесь, в заключительной части пророчества Иеремии, мы сталкиваемся со свитком, написанным фактически, и описываемые в нем события должны быть изложены народу, которому предложено выслушать и уделить им внимание, ибо написанное слово и другие хорошие книги очень полезны для служителей и обычных людей. В данных стихах:
1. Бог дает повеление Иеремии изложить краткое содержание его проповедей: всех обличений и предостережений, которые во имя Бога он передал народу Божьему, с того момента, как он впервые начал проповедовать в тринадцатый год правления Иосии и до сего дня четвертого года правления Иоакима (ст. 2−3). То, что раньше только говорилось, теперь должно быть написано, чтобы эти слова можно было перечитать, распространить дальше и они могли пребывать дольше. То, что раньше говорилось пространно, с частыми повторениями одного и того же и, возможно, одними и теми же словами (и это в определенном смысле было преимуществом), теперь было сжато и занимало меньше места, чтобы отдельные места пророчеств было легче сравнить (что является преимуществом иного рода). То, что они услышали однажды, должно быть повторено и еще раз изложено им, чтобы забытое вновь было восстановлено в памяти, и то, что не оставило впечатления в первый раз, сильно воздействовало во второй раз. То, что уже, возможно, было написано и опубликовано в виде отдельных проповедей, должно быть собрано в один том, чтобы ничего не потерялось. Отметьте: Писание писалось по божественному повелению. И обратите внимание на основание для написания этого свитка (ст. 3): «Может быть, дом Иудин услышит». Это не значит, что божественное предвидение пребывало в неведении относительно какого-либо события: не могло быть никакой неясности; Бог четко знал, что они будут поступать вероломно (Ис 48:8). Но божественная мудрость направила пророка к этому действию как к подходящему средству для достижения желаемого конца; и если оно окажется неэффективным, то у них не будет повода оправдаться. Хотя Бог предвидел, что они не услышат, но не сказал об этом пророку, а предписал данный метод как один из заслуживающих применения, в надежде, что они услышат, то есть послушают и будут внимательны к услышанному, обратят внимание и поверят сказанному, ибо в противном случае услышанное слово, даже если его будет читать или проповедовать ангел с небес, не принесет нам пользы. Здесь обратите внимание:
(1) Что они должны услышать согласно Его надеждам о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им. Отметьте: серьезные размышления о несомненных фатальных последствиях греха очень полезны, чтобы привести нас к Богу.
(2) Что тем самым будет достигнуто согласно Его надеждам: они услышат и обратятся каждый от злого пути своего. Отметьте: проповедуя, служители должны стремиться, чтобы грешники обратились от своих злых путей; люди слушают слово напрасно, если проповедник не стремится достичь этой цели. Для чего нам слушать о том, что Бог навлечет на нас за наш грех, если, несмотря на это, мы продолжаем грешить?
(3) Какое великое преимущество даст им это размышление и обращение: чтоб Я простил неправду их. Здесь четко подразумевается слава Божьей справедливости, которая четко утверждает, что грех может быть прощен лишь в том случае, если грешник покается в нем и отвернется от него. Здесь четко выражена слава Его милости: Бог готов простить грех и ждет, когда грешник будет готов принять прощение, и поэтому использует различные средства, чтобы привести нас к покаянию чтобы Он простил.
II. Иеремия дает Варуху, своему книжнику, наставления, согласующиеся с повелением, принятым от Бога, касающиеся написания свитка (ст. 4). Бог повелел Иеремии писать, но, похоже, он не имел трости скорописца и не мог писать быстро или четко, как Варух, и поэтому использует его как личного секретаря. Св. Павел собственной рукой написал лишь несколько посланий (Гал 6:11; Рим 16:22). Бог распределяет Свои дары разнообразно: одни имеют дар ораторства, другие письма, и один другому не может сказать: «Ты мне не надобен» (1Кор 12:21). Дух Божий диктовал Иеремии, а он Варуху, который был нанят им в качестве доверителя при покупке поля (Иер 32:12) и теперь был повышен в должность книжника и заменял его в пророческом служении; и если верить апокрифической книге, носящей его имя, он впоследствии сам стал пророком для пленников в Вавилоне. Чье начало незначительно, тот, скорее всего, возвысится, и хорошо, когда те, кто предопределен быть пророком, учится под руководством пророков и служит им. Варух написал то, что Иеремия продиктовал ему, в книжный список на листах пергамента, которые соединялись друг с другом и образовывали один длинный свиток, а он, возможно, наматывался на палку.
III. Иеремия велит Варуху прочитать написанное народу. Похоже, в то время Иеремия был заключен и не мог идти в дом Господень (ст. 5). Хотя его заключение не было строгим, ибо в то время не было повода послать воинов, чтобы схватить его (ст. 26), тем не менее царь запретил ему появляться в храме, изгнал его оттуда, где он мог служить Богу и делать добро, что для него было так же плохо, словно он был заперт во рву. Иоаким быстро созрел для гибели после того, как подобным образом заставил молчать верного посланника Бога. Но когда Иеремия не смог сам отправиться в храм, то послал своего представителя, чтобы он зачитал народу то, что сам хотел ему сказать. Подобным образом св. Павел писал послания церквам, когда лично не мог посетить их. Более того, это были те же слова, которые он сам часто говорил им. Отметьте: написание и повторение проповедей, которые ранее уже проповедовались, может значительно поспособствовать достижению великих целей проповеди. Нам полезно еще раз услышать то, что мы слышали и знаем, чтобы еще лучше познать истину. Проповедовать и писать те же истины полезно и надежно и часто бывает необходимо (Флп 3:1); и мы должны радоваться, слыша благое слово от Бога, даже если слышим его второй раз. Служители и народ должны делать, что могут, когда не могут делать того, что хотят. Обратите внимание: когда Бог повелел прочитать свиток, то Он сказал: «Может быть, они услышат и обратятся от злых путей своих» (ст. 3). Когда Иеремия повелел сделать то же, то сказал: «Может быть, они помолятся (вознесут смиренное моление перед лицом Господа) и обратятся каждый от злого пути своего». Отметьте: необходимо молиться Богу о благодати, которая обратила бы нас, и те, которые обличены словом Божьим в необходимости обратиться к Нему, представят Ему свое моление об этой благодати. А размышление о том, что велик гнев, который объявил Бог против нас из-за греха, оживит наши молитвы и усилия. Соответственно этим повелениям Варух прочитал слова Господни, написанные в свите, когда было священное собрание (ст. 8).
Стихи 9−19. Похоже, Варух часто зачитывал эту книгу во всех собраниях, где ему давали слово, прежде чем торжественно прочитал ее целиком, о чем повествуется в этих стихах, ибо наставления были даны ему в четвертый год правления Иоакима, в то время как он сделал это в пятый год его правления (ст. 9). Но некоторые считают, что так много времени заняло написание книги, и она была закончена только в следующем году, хотя он мог завершить ее в течение одного или двух месяцев: начать в конце четвертого года и закончить в начале пятого, ибо ссылка на девятый месяц года относится к общему подсчету года, а не году правления царя. Далее обратите внимание:
(1) В связи с бедствием, привнесенным армией халдеев, или в связи с отсутствием дождя (Иер 14:1) правительство объявляет государственный пост, который должен религиозно соблюдаться (ст. 9): «Они объявили пост всему народу»; неясно, то ли царь и князь, то ли священники объявили его ясно лишь то, что Бог призвал их к этому Своим провидением. Отметьте: великие представления, демонстрирующие благочестие и благоговение, могут устраивать даже те, кто, хотя и придерживается вида благочестия, но не знаком и отрекается от его силы. Но какая же польза от таких лицемерных служений? Пост без реформации и отвращения от греха никогда не отвратит суды Божьи (Ин 3:10). Несмотря на этот пост, Бог продолжал противостоять Своему народу.
(2) Варух публично в доме Господнем повторил проповеди Иеремии в день поста. Он стоял в комнате, принадлежащей Гемарии, и из окна или с балкона читал народу, собравшемуся во дворе (ст. 10). Отметьте: когда мы разговариваем с Богом, то должны быть готовы услышать от Него ответ; поэтому во дни поста и молитвы требуется, чтобы слово зачитывалось и проповедовалось. Послушайте меня, и послушает вас Бог (Суд 9:7). Чтобы помочь нам снискать милость и благодать, нам необходимо говорить о грехе и долге.
(3) Об этом доложили князьям, посещавшим двор собрания, которые в то время собрались вместе в кабинете секретаря, здесь названном комнатой царского писца (ст. 12). Похоже, хотя князья призвали народ прийти в дом Божий поститься, молиться и слушать слово, но сами не считали для себя обязательным присутствовать там; это свидетельствовало о том, что они не были движимы истинным благоговением, а назначили пост ради своей репутации. Нам хочется надеяться, что, рассказав князьям о поступке Варуха, Михей не преследовал плохой цели навлечь беду на Иеремию за эту проповедь, ибо его отец Гамария настолько благоволил к Варуху, что позволил читать из своей комнаты. Михей обнаружил князей сидящими в комнате царского писца и сказал, что им лучше сейчас быть там, где он находился, и послушать хорошую проповедь в храме, основные темы которой он им раскрыл. Отметьте: когда мы услышали хорошее слово, повлиявшее и наставившее нас, то должны стремиться передать его другим, не слышавшим его для их назидания. От избытка сердца говорят уста.
(4) За Варухом послали, велели сесть среди них и вновь зачитать этот свиток (ст. 14−15); он с готовностью сделал это, не жалуясь, что устал от публичного служения и поэтому просит позволения уйти, не обвиняя князей в том, что они отсутствовали в храме, где могли услышать то, что он читал. Отметьте: Божьи служители должны стать всем для всех, если благодаря этому они смогут приобрести некоторых, они должны приспосабливаться к их обстоятельствам, чтобы сохранить суть. Св. Павел отдельно проповедовал особо знаменитейшим (Гал 2:2).
(5) Зачитанное слово в то время сильно воздействовало на князей (ст. 16). Обратите внимание: они выслушали все слова, не прерывая его, были очень терпеливы и внимательны, пока он читал им всю книгу, ибо как в противном случае они смогли сформировать компетентное суждение о ней? И когда они выслушали все слова, то испугались (англ. пер.); все они с ужасом посмотрели друг на друга, как Феликс, который затрепетал от увещеваний Павла. Обличения были справедливыми, угрозы ужасными, и предсказания в то время уже начали исполняться; и поэтому ими овладело оцепенение. Не сказано, какое впечатление произвело чтение этого свитка на народ (ст. 10), но оно напугало князей, и они посмотрели друг на друга (в рус. пер.), не зная, что сказать. Они были убеждены в том, что документ заслуживает внимания, но ни у кого из них не хватило смелости одобрить его; они согласились лишь пересказать все слова сии царю, и если он посчитает разумным поверить им, то и они последуют его примеру, но не в противном случае, хотя это могло бы предотвратить гибель народа. Но в то же время они хорошо знали мысли царя и поэтому посоветовали Иеремии и Варуху скрыться (ст. 19) и спрятаться ради собственной безопасности, ибо предвидели реакцию царя и знали, что вместо того чтобы принять обличения, он придет в ярость. Отметьте: обычно грешники, испытывая обличения, пытаются избавиться от них, снимая с себя ответственность и перекладывая ее на другого, как эти князья, или откладывая решение до более подходящего времени, как Феликс.
(6) Они задали Варуху легкомысленный вопрос: «Как ты написал все слова сии?» (ст. 17), словно догадывались, что в их написании было нечто необычное. Но Варух дает им четкий ответ, что писал свиток обычным способом: Иеремия диктовал, а он записывал его слова (ст. 18). Часто те, кто хочет избежать обличения слова Божьего, начинают задавать бессмысленные вопросы о способе и средстве, вдохновившем их.
Стихи 20−32. Мы проследили за тем, как свиток попал к народу и князьям, а в этих стихах он попадает к царю, и мы читаем о том, что:
I. Ему послано извещение об этом свитке; царь послал за ним и повелел, чтобы свиток ему зачитали (ст. 20−21). Он не захотел, чтобы Варух лично зачитал его, хотя тот мог зачитать более вразумительно, с большей властью и воздействием, чем кто-либо другой; он также не повелел сделать это кому-либо из своих князей (хотя это не было бы унижением и для величайшего из них), тем более он сам не соизволил прочитать его, а Иегудии, одному из его пажей, ожидавших в то время приказаний царя, который был послан, чтобы принести свиток, было велено прочитать его; возможно, этому юноше было трудно разобраться в его смысле. Но тот, кто презирает слово Божье, скоро проявит свое отношение к нему, как в данном случае царь, ненавидевший его и имевший не только презренные, но и нехорошие мысли о нем.
II. У него недостало терпения выслушать и прочитать его целиком, как сделали князья, а, услышав три или четыре столбца, царь пришел в ярость и по мере чтения отрезывал их писцовым ножичком и листик за листиком бросал на огонь, чтобы наверняка уничтожить весь свиток (ст. 22−23). Его поведение было настолько дерзким и нечестивым, что вряд ли человек мог быть виновен в подобном; он дерзко оскорбил Бога небес, Которому принадлежало это послание.
1. Так он проявил свою нетерпимость к обличению; приняв решение упорствовать в своем грехе, он не желал, чтобы ему говорили о его ошибках.
2. Так он проявил свое негодование против Варуха и Иеремии; находясь в ярости, он хотел разрубить их на куски и сжечь, если бы они были под рукой.
3. Так он продемонстрировал твердую решимость никогда не подчиняться данным ему предостережениям и не покоряться их намерениям; он будет делать то, что ему хочется, даже если Бог через Своих пророков будет говорить обратное.
4. Тем самым он глупо надеялся аннулировать угрозы в свой адрес, словно Бог не мог осуществить приговор, раз свиток, в котором он был написан, уничтожен.
5. Он думал, что тем самым эффективно позаботился, чтобы информация, заключенная в этом свитке, не распространялась дальше; то же самое беспокоило первосвященников в отношении Евангелия (Деян 4:17). Ему рассказали, что этот свиток был зачитан народу и князьям. «Но, отвечал он, я позаботился, чтобы больше его не читали». Посмотрите, сколько враждебности против Бога присутствует в плотском разуме, и удивляйтесь терпимости Бога, Которому приходится сталкиваться с подобными оскорблениями в Свой адрес.
III. Ни на самого царя, ни на его князей это слово не оказало воздействия: «Даже те князья, которые затрепетали, услышав слово впервые (ст. 16), теперь не убоялись (ст. 24)». Так быстро и легко исчезают хорошие впечатления. Они демонстрировали некое беспокойство до тех пор, пока не увидели, с каким пренебрежением отнесся к нему царь, и тогда они избавились от своего беспокойства. Они не разорвали одежд своих, как Иосия отец Иоакима, когда прочитал книгу закона, хотя в ней события не были так детально описаны, как в свитке, равно как и не приспособились к нынешнему положению дел.
IV. Среди них находились три князя, в которых еще осталось достаточно благоразумия и благодати, чтобы вмешаться и воспрепятствовать сжиганию свитка, но все было напрасно (ст. 25). Если бы с самого начала, под воздействием слова, они повели себя так, как должны были, то, возможно, им удалось бы привести царя в лучшее расположение и убедить его терпеливо выслушать содержание свитка; но часто те, кто не делает добро, которое должен делать, лишаются власти делать добро, которое они хотели бы сделать.
V. Когда Иоаким фактически сжег предписание Бога, согласно которому он подлежал аресту, теперь, почувствовав себя лучше, словно в отместку, он подписывает предписание для ареста Иеремии и Варуха, Божьих служителей (ст. 26), но Господь сокрыл их. Князья велели им скрыться (ст. 19), но спасла их не забота князей или их самих о себе они оказались в безопасности благодаря божественной защите. Отметьте: Бог найдет прибежище для Своего народа, даже если преследователи будут неутомимы в своих стараниях, чтобы завладеть им, пока не настанет их час; более того, Он Сам будет их покровом.
VI. Иеремия получает указания и наставления написать еще один свиток, в котором содержались бы те же слова, что в свитке, сожженном Иоакимом (ст. 27−28). Отметьте: хотя ад дерзко атакует слово Божье, тем не менее ни одна его йота или буква не останется неисполненной, равно как и неверие человека не сделает слово Божье недейственным. Враги могут сжечь много Библий, но не смогут отменить слово Бога, ликвидировать его или помешать его исполнению. Хотя скрижали закона были разбиты, но затем были обновлены; так из пепла сожженного свитка воскрес еще один Феникс. Слово Господа пребудет вовеки.
VII. Царю Иудеи, хотя он и был царем, пришлось строго ответить Царю царей за свое презрение к написанному слову. Бог заметил, что именно свиток так сильно оскорбил Иоакима. Царь разгневался, так как в нем было написано: «непременно придет царь Вавилонский и разорит землю сию» (ст. 29). Но разве царь Вавилонский два года тому назад не пришел и не разорил значительно землю сию? Он сделал это (2Пар 36:6−7) в третий год его правления (Дан 1:1). Следовательно, Бог и Его пророки сделались ему врагами, так как сказали ему всю истину о разорении, которое приближается, и о прямом пути, чтобы предотвратить его. Но если именно это он неверно воспринял, то пусть знает:
(1) Что гнев Божий придет на него и его семью прежде всего от руки Навуходоносора. Он будет истреблен, и через несколько недель его сын лишится престола и сменит свою царскую одежду на тюремную и так не будет от него сидящего на престоле Давидовом; слава этого прославленного дома потускнеет и умрет при нем; и труп его будет лежать непохороненным, или, что то же самое, он будет погребен ослиным погребением, то есть брошен в ближайшую канаву, где под воздействием зноя и холода быстро сгниет и станет отвратительным. «Это не значит, говорит г-н Гатакер, что его тело будет осознавать, как с ним обращаются, или он сам, умерший, узнает, что случилось с его телом; но тело царя в подобном состоянии будет представлять собой отвратительное зрелище и станет ужасным монументом гнева Божьего и Его негодования против царя; это будут понимать все созерцающие его». Даже участь его племени и слуг его будет хуже из-за их связи с ним (ст. 31), ибо они будут наказаны не за его беззаконие, а за свои собственные.
(2) Что все зло, провозглашенное в этом свитке в адрес Иудеи и Иерусалима, будет наведено на них. Хотя копия сожжена, но оригинал остался в божественном совете, и он вновь будет скопирован в более суровых и кровавых красках. Отметьте: невозможно избежать Божьих судов, сражаясь с ними. Кто ожесточал свое сердце против Бога и процветал (англ. пер.)?
VIII. Когда свиток был переписан наново, то было прибавлено много подобных тем слов (ст. 32); в нем присутствовало больше угроз о гневе и отмщении, ибо если они будут идти против Бога, то Он разожжет печь в семь раз сильнее. Отметьте: никто не может заставить Бога изменить Свое решение, в Его колчане много стрел; а кто соперничает с Богом, тот лишь готовит себе более тяжелое наказание того же вида.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 36 глава