По-видимому, первые два стиха данной главы следовало бы поставить в заключение предшествующей, потому что они адресованы Израилю, десяти коленам, как указание и прозвучавшее в ответ на согласие израильтян с Божьим призывом ободрение держаться принятого решения (ст. 1−2). Остальная часть главы касается Иуды и Иерусалима.
(I) Призыв покаяться и исправиться (ст. 3−4).
(II) Предупреждение о выступлении против них Навуходоносора вместе с его войском и сообщение, что таким образом они наказываются за грехи, от которых их снова призывают омыться (ст. 5−18).
(III) Чтобы поразить иудеев масштабами грядущего разорения, пророк сам горько плачет и сочувствует своему народу в этом бедствии, которое приведет к упадку, сравнимому с пустотой мира в состоянии изначального хаоса (ст. 19−31).
Стихи 1−2. Когда Бог призвал отступивший Израиль возвратиться (Иер 3:22), израильтяне сразу же ответили: Господи, мы возвращаемся; итак, Бог обращает внимание на данный ответ и, реагируя на него:
I. Указывает, как им надлежит следовать принятому решению: «Не сказал ли ты: хочу обратиться?»
1. «Тогда ты должен обратиться ко Мне и сделать это добросовестно. Не только отвернись от идолопоклонства, но и вернись к установленному поклонению Богу Израилеву». Или: «Ты должен обратиться быстро и безотлагательно (как у Исайи: если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите, Ис 21:12); если хотите обратиться ко Мне, то обращайтесь: не только говорите об этом, но и делайте».
2. «Ты должен полностью оставить всякий грех и не держать у себя никаких остатков идолослужения: удали мерзости твои от лица Моего», то есть удали их из всех мест (потому что всякое место открыто Божьему взору), в особенности из храма дома, на который Господь смотрит пристально и следит, содержится ли тот в чистоте. Здесь подразумевается, что идолопоклонство израильтян было не только очевидным, но и оскорбительным в Божьих глазах. Господь не потерпит зрелища служения идолам, поэтому их нужно удалить от лица Его, чтобы не были раздражением для чистых очей Божьей славы. Грех надлежит удалить из сердца, иначе он будет оставаться у Господа перед глазами, потому что сердце и все, что в нем, открыто Его взору.
3. Израильтяне не должны возвращаться к грехам вновь; некоторые считают, что слова «не будешь скитаться» следует читать так: «не будешь, или не должен, скитаться». «Если удалишь свои мерзости и не будешь скитаться за ними вновь, как ты делал прежде, то все будет хорошо».
4. Им следует воздать Богу славу, надлежащую Его имени: и будешь клясться: «Жив Господь!» (ст. 2). Тот факт, что Бог жив, будет для тебя наисвященнейшим и самым достоверным, и Его суд, верховный суд, к которому взываешь, ты сочтешь внушающим наисильнейшее благоговение. Клятва является делом религиозного поклонения, совершая которое, мы должны воздавать Богу честь трояким образом:
(1) Должны клясться только истинным Богом, а не творениями или какими-то лжебогами, клясться живым Богом, а не глухонемыми и мертвыми богами, клясться Им одним, а не Господом и царем своим (как в Соф 1:5).
(2) Мы должны клясться только в том, что истинно, в истине и правде, не дерзая утверждать то, что ложно или в чем мы не уверены, не настаивать на несомненности сомнительного, не обещать того, что не намерены исполнять, не нарушать данного нами обещания. Ибо говорить неправду и поступать неправедно само по себе плохо, но намного хуже подкреплять клятвой неправду и неправедные деяния.
(3) Клясться нужно торжественно, в суде, то есть в официальной обстановке, а не в обычном разговоре. Поспешная клятва приносит бесчестье Божьему имени, равно как торжественная клятва приносит ему честь (см. Втор 10:20; Мф 5:34,37).
II. Ободряет израильтян, чтобы хранили проявленное ими благоразумие и твердо держались своего решения. Если израильтяне, пребывающие в рассеянии, желают возвратиться к Богу, то:
(1) Они сами получат благословение; ибо такой смысл заключается в первых словах, которые можно прочесть следующим образом: «Если хочешь обратиться... ко Мне, тогда обратишься, то есть ты возвратишься вновь в свою собственную землю из пленения, как было обещано издавна» (Втор 4:29; Втор 30:2). Или: «Тогда ты найдешь во Мне покой, вернешься ко Мне, как в свой покой, даже если будешь находиться в земле плена твоего».
(2) Они станут благословением для других; ибо их возвращение к Богу послужит средством обращения других, никогда не знавших Его. Если ты хочешь признать живого Бога своим, то ты таким образом повлияешь на народы, среди которых находишься, чтобы они благословили себя в Господе, чтобы они нашли свое блаженство в Его благосклонности и считали себя счастливыми, оттого что познали страх Божий (см. Ис 65:16). Они благословятся Богом истины, а не лжебогами, окажут себе честь и принесут себе удовлетворение, прилепившись к Господу; и тогда они Им будут хвалиться; они сделают Его своей славой и будут довольны, более того, будут гордиться благословенными переменами, которые претерпели. Кто расстается со своими грехами, чтобы вернуться к Богу (независимо от того, каким нерешительным был поначалу), тот, отойдя от грехов, хвалится.
Стихи 3−4. Здесь пророк обращается от имени Бога с речью к людям в той местности, где живет сам. Мы уже услышали слова, возвещенные к северу (Иер 3:12) для утешения находившихся тогда в пленении и смирившихся под Божьей рукой; давайте теперь посмотрим, что он говорит благоденствующим в данное время мужам Иуды и Иерусалима для их обличения и пробуждения. В данных двух стихах Иеремия призывает их к покаянию и исправлению, как к единственному оставшемуся для них пути предотвращения опустошительных судов, готовых на них обрушиться. Примите во внимание:
I. Каких обязанностей от них требуют и что они должны постараться сделать.
1. Им надлежит поступить со своим сердцем так, как они поступили бы с землей, рассчитывая на добро от нее, а для этого ее нужно вспахать: «Распашите себе новые нивы. Распашите себе пахоту (ваши пахотные земли), чтобы вам не сеять между тернами, чтобы не трудиться напрасно, ради вашей собственной безопасности и благосостояния, как поступают люди, которым приходится сеять доброе зерно между тернами, и как довольно долго поступали вы сами. Сделайте себя достойными принять милость от Бога и удалите от себя все, что удерживает от вас Божью милость, тогда вы сможете на нее уповать и обрести успех в своих попытках помочь себе». Следует заметить:
(1) Необличенное и несмиренное сердце подобно целине, земле невозделанной и пустой. Такая земля поддается улучшению; это наша земля, данная нам в аренду, и мы за нее в ответе; но она не вспахана, не обнесена оградой, как заброшенный пустырь; она бесплодна, не приносит собственнику никакой пользы и (что здесь главным образом подразумевается) заросла тернием и бурьяном обычное произведение порочного сердца; и если его не оживить благодатью, то тщетны дожди и солнечный свет (Евр 6:7−8).
(2) Наше дело позаботиться, чтобы эта целина была вспахана. Мы должны исследовать собственное сердце и позволить Божьему Слову, чтобы оно (как плуг) проникло до составов и мозгов (Евр 4:12). Нам надлежит разодрать сердца наши (Иоиль 2:13). Мы должны искоренить пороки, которые, подобно тернию, душат и наши старания, и наши упования (Ос 10:12).
2. Им надлежит сделать со своими душами то, что сделали с их телом в ознаменование завета с Богом: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего (ст. 4). Умертвите плоть и ее похоти. Отрежьте остаток злобы, который мешает вам в кротости принять насаждаемое слово (Иак 1:21). Не хвалитесь обрезанием плоти и не успокаивайтесь на таковом, потому что оно всего лишь знамение и бесполезно без знаменуемого им. Это знамение посвящения. Искренне исполняйте то, что заявили посредством своего обрезания; посвятите себя и будьте преданны Господу, чтобы быть Ему особым народом. Обрезание это обязательство соблюдать закон; возложите на себя это обязательство вновь. Обрезание это печать праведности через веру, а посему держитесь этой праведности и таким образом обрежьте себя для Господа».
II. Опасность, которая им грозит и которой нужно постараться избежать. Покайтесь и исправьтесь, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, ибо он уже наготове и, подобно огню, исходившему от Господа и сжигавшему жертвы на алтаре, горит постоянно, и никто не может его погасить так силен Божий гнев на нераскаявшихся грешников по причине злых наклонностей их. Следует заметить:
(1) Более всего на свете нас должен пугать гнев Божий, ибо он является источником и горечью всех страданий в настоящем и, достигнув высшей своей степени, станет квинтэссенцией вечных мук.
(2) Именно наши злые наклонности зажигают огонь Божьего гнева на нас.
(3) Размышления о неизбежной опасности падения и гибели под действием этого гнева должны пробудить самым тщательным образом освятить себя во славу Господа и исследовать, освящены ли мы Его благодатью.
Стихи 5−18. Господь обычно предостерегает, прежде чем поразить. В соответствии с этим, в данных стихах Бог ставит иудеев в известность о всеобщем разорении, которое вскоре постигнет их с вторжением иноземцев. Эту весть следует провозгласить и обнародовать во всех городах Иуды и на всех улицах Иерусалима, чтобы каждый услышал и убоялся и чтобы этот громкий сигнал тревоги либо привел людей к покаянию, либо лишил оправдания. Предсказание данного бедствия приводится здесь весьма подробно с использованием живых и выразительных речевых оборотов, которые, надо полагать, способны пробудить и поразить самого бестолкового. Примите во внимание:
I. Война объявлена, и дано общее уведомление о продвижении врага. Это обнародовано пророком сейчас, то есть за несколько лет. Но, поскольку предупреждением пренебрегут, оно будет обнародовано иным образом, когда суд разразится по-настоящему (ст. 5−6). Надлежит трубить трубою и выставить знамя, объявить мобилизацию, чтобы народ собрался и подтянулся к Сиону, чтобы либо оборонять его, либо найти в нем защиту. Надлежит объявить всеобщие сборы. Поднять народное ополчение и провести смотр всех войск. Способные и годные к службе мужчины должны отправиться в укрепленные города, чтобы защищать их, а немощные, которые силы не прибавят, но лишь уменьшат запасы, должны бежать и не останавливаться.
II. Прибыл посыльный со сведениями о приближении вавилонского царя и его войска. Это бедствие, которое Господь приведет от севера (как Он обещал ранее, Иер 1:15), и великая гибель, которая превзойдет все беды, когда-либо постигавшие иудейский народ. Враг здесь сравнивается:
(1) Со львом, выходящим из своей чащи (ст. 7) в поисках добычи, когда он голоден. Своим рычанием лев наводит страх на беззащитных животных (есть такие сведения), так что они не в силах от него убежать и становятся легкой добычей. Навуходоносор рычащий бешеный лев, истребитель народов, опустошивший много стран, теперь выступает и со всей скоростью мчится к земле Иудиной. Истребитель язычников станет также и истребителем иудеев, когда те в своем идолопоклонстве уподобляются язычникам. «Он выходит из своего места, из Вавилона или из места сбора своей армии, намереваясь выступить против этой земли; именно на эту добычу он устремил сейчас свой взор, желая не просто разграбить, но и опустошить; и в этом он преуспеет до такой степени, что города... будут разорены, останутся без жителей и зарастут травой, как поле (существует такое чтение)».
(2) Со жгучим смертоносным ветром (ст. 11), с палящим, знойным ветром, который губит плоды земли и высушивает их; это не ветер, приносящий дождь, но северный ветер, который уносит дождь (англ. пер., Притч 25:23), принося взамен нечто худшее; именно такое бедствие от севера постигнет этот народ, оно налетит, как зловещий, леденящий ветер, от которого невозможно ни загородиться, ни убежать, но куда бы ни устремились, ветер будет сопровождать и преследовать беглецов; они не смогут увидеть его, пока он не придет, но, когда придет, они ощутят его. Это — ветер с высот пустынных, или с равнины, ветер, который налетает на вершины холмов или сметает все на своем пути на равнинах, где нет никакого укрытия, лишь открытое поле. Он налетит со всей силы на путь дочери народа Моего, которая воспитывалась в такой неге и роскоши, что не сможет вынести этого ветра. Итак, на иудеев налетит неистовый ветер, причем не для веяния и не для очищения, не то нежное дуновение, к которому прибегают при веянии зерна, но ветер сильнее сего (ст. 12), мощный, неистовый ветер, дующий в полную силу. Он придет ко Мне или, вернее, для Меня; он придет с поручением от Бога и осуществит свою миссию; ибо этот ветер, как и любой другой бурный ветер, исполняет слово Его.
(3) С облаками и вихрем за свою скорость (ст. 13). Халдейская армия поднимется подобно облакам, принесенным ветром; войска станут столь плотными рядами и будут так быстро передвигаться, что бесполезно пытаться их остановить или прогнать (с тем же успехом можно поймать облако или обуздать вихрь). Кони быстрее орлов, когда они несутся за добычей; бесполезно думать о том, чтобы встать у них на пути или обогнать их.
(4) С осаждающими и со сторожами полей (ст. 15−17). Несется голос от Дана, города, располагавшегося севернее всех остальных городов Ханаана и поэтому в первую очередь принявшего вести об этом бедствии от севера и поспешно передавшего их горе Ефремовой той части земли Израиля, которая находилась по соседству с Иудеей; там получили новость о беде и сообщили ее в Иерусалим. Худые вести долетают быстро; и нераскаявшиеся люди, которые не желают исправляться, могут рассчитывать только на плохие новости. Итак, что же это за весть? «Объявите народам, перемешавшимся между собой народам, которые населяют теперь города десяти колен, и расскажите им, как они еще могут позаботиться о собственной безопасности; но известите Иерусалим, что на него нацелился враг, что он преследуемая жертва, и пусть его жители знают, что идут из дальней страны наблюдатели (в русск. пер. осаждающие, ст. 16), то есть воины, которые будут искать возможности причинить зло». Мы называем рядовых воинов караульными, или часовыми. «Они мчатся во весь опор и криками своими оглашают города Иудеи; они намерены окружить их и завладеть ими, поэтому нападают на города с громкими возгласами, будучи уверенными в победе. Сторожа полей окружают поле, чтобы никого к нему не допустить, так же завоеватели окружат города Иудеи, чтобы никого из них не выпустить, пока не вынудят жителей сдаться на их милость; они обступают его кругом, стесняют отовсюду» (см. Лк 19:43). Прежде на страже города стояли добрые ангелы, святые наблюдатели, которые, подобно сторожам полей, охраняли Иерусалим, следя, чтобы никто не вошел в город со злым умыслом, а теперь точно так же, как осаждающие и сторожа полей, город окружили враги, следя, чтобы никто не проник в него с предложением помощи и облегчения.
III. Какова прискорбная причина данного суда. Как могло случиться, что Иуда и Иерусалим оставлены на погибель? Смотрите, как это произошло:
(1) Они согрешили против Бога, поэтому во всем виноваты сами: он возмутился против Меня, говорит Господь (ст. 17). Враги окружили иудеев подобно сторожам полей, потому что те подняли оружие против своего законного владыки Господа и их надлежало схватить как бунтовщиков. На них напали халдеи, и именно грех открыл брешь, в которую прорвались враги: пути твои и деяния твои причинили тебе это (ст. 18), твои злые пути и деяния, которые были отнюдь не благими. Не одиндва ошибочных шага привели иудеев к этому бедствию, но худые пути и образ жизни. Следует заметить, что грех является первопричиной всех наших бед. Кто упорствует в грехе, тот, стараясь отражать беды одной рукой, одновременно притягивает их на собственную голову другой рукой.
(2) Бог рассердился на иудеев за их грех. Именно ярость гнева Господня делает армию халдеев такой свирепой, такой яростной; гнев Господа воспламенился на нас и не отвратится от нас (ст. 8). Следует заметить: в гневе людей, направленном против нас, и в неистовстве такового нам надлежит видеть и признавать Божий гнев и его силу. Если бы гнев Господень отвратился от нас, то враги не смогли бы выступить против нас.
(3) В Своем справедливом и святом гневе Господь приговаривает иудеев к страшному наказанию: и Я произнесу суд над ними (ст. 12). Приговор приведен в исполнение не в порыве страсти, а в соответствии с официально вынесенным обвинением, по закону справедливости и после тщательных размышлений. Существует такое чтение: итак, Я приведу в исполнение приговор над ними согласно вынесенному им ранее осуждению. А мы знаем, что поистине есть суд Божий, и исполнение суда по истине.
IV. Прискорбное следствие данного суда, о котором узнаем на основании первого сигнала тревоги.
(1) Люди, которым следовало бы бороться, попадут во власть сильного отчаяния и не осмелятся оказать врагу даже малейшее сопротивление: «Посему препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте (ст. 8), то есть именно так вы и поступите. Когда по стране пронесется клич «К оружию!», всех охватит оцепенение, все придут в замешательство. Вместо того чтобы препоясаться мечом, иудеи препояшутся вретищем; вместо того чтобы воодушевлять других на яростное сопротивление, они будут плакать и рыдать и таким образом приводить друг друга в уныние. Враг еще далеко, а они уже считают, что все потеряно и кричат: горе нам! ибо мы будем разорены (ст. 13). Мы все погибли, грабители непременно одержат победу, и бесполезно сопротивляться». Иуда и Иерусалим прежде славились своими воинственными мужами, но смотрите, к чему приводит грех: лишая людей уверенности в Боге, он лишает их мужества перед лицом других.
(2) Государственные мужи, которым следовало бы думать об общественной безопасности, совершенно растеряются: «И будет в тот день... замрет сердце у царя...» (ст. 9), замрет как мудрость, так и мужество. Без надежды на успех у него ни на что не хватит духу, а если бы и хватило, он все равно не знал бы, что делать. Его князья и тайные советники, которым следовало бы воодушевлять своего правителя и подсказывать ему, будут пребывать в такой же растерянности и в отчаянии, как и он сам. Видите, как легко и действенно Бог может привести к погибели народ, обреченный на крах, стоит лишь лишить людей силы духа, отняв ум у глав народа (Иов 12:20,24), укрощая дух князей (Пс 75:13). Делом священников было ободрять народ во время войны, им надлежало говорить: да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь (Втор 20:2−3). Они должны трубить в трубы, чтобы заверить людей, что в день битвы те будут вспомянуты пред Господом, Богом (Чис 10:9). Теперь же священники сами ужаснутся, не имея мужества исполнять свои обязанности, а посему вряд ли вдохновят народ. Также и пророки, лжепророки, провозглашавшие мир, будут невообразимо изумлены, видя, как их собственная виновная кровь готова пролиться от меча, в безопасности которого они часто заверяли людей. Следует заметить, что Божьи суды наводят величайший страх на тех, кто чувствовал себя весьма уверенно. Наш Спаситель предсказывает, что во время последнего разрушения Иерусалима люди будут издыхать от страха (Лк 21:26). Так обычно происходит с обманщиками, обольщающими народ плотской уверенностью в безопасности: они не только подводят людей, но и обескураживают их, когда приходит беда.
V. Сетование пророка на обольщение народа. Данные слова могут показаться нам странными: о, Господи Боже! Верно, Ты сильно обманывал народ сей, говоря: «мир будет у вас» (англ. пер., ст. 10). Мы уверены, что Бог никого не обманывает. В искушении или в заблуждении никто не говори: Бог меня искушает или обманывает. Но:
(1) Люди обманывали себя сами упованиями, что Бог явил Свою благосклонность народу в целом, а также почтил их множеством особых привилегий, хотя они совершенно не заботились о том, чтобы исполнить условия, на которых данные обетования исполнились бы и от которых зависело постоянство привилегий; кроме того, они не обращали внимания на угрозы, противопоставленные в законе обетованиям. Таким образом они обманывали себя, а потом бесчестно жаловались, что это Бог обманул их.
(2) Обещаниями мира людей обманывали лжепророки, причем утверждая, что делают это от имени Бога (Иер 23:17; Иер 27:9). Если бы Бог уполномочил их, тогда с Его стороны это действительно был бы большой обман, но Господь лжепророков не посылал. Люди сами виноваты, что доверяли им, в чем тоже обманули себя.
(3) Бог допустил, чтобы лжепророки обманывали, а люди верили этому обману, предав и тех и других действию заблуждения, чтобы наказать их за то, что они не приняли любви истины. И в этом Господь был прав; пророк же сетует на это, как на самый болезненный суд из всех, потому что посредством такового люди ожесточились в своих грехах.
(4) Возможно также чтение с вопросительной интонацией: «Неужели Ты обольщал только народ сей? Очевидно то, что народ сильно заблуждается, ибо уповает на мир, тогда как меч доходит до души, то есть меч убивающий: многие лишились жизни, и, вероятно, жертв будет еще больше». Итак, Бог ли их обманул? Нет, Он часто предупреждал их о судах в общем и об этом в частности. А обманывали людей их же собственные пророки и возвещали мир тем, кому Бог неба мира не обещает. Печально видеть (и по этому поводу сокрушается каждый благочестивый человек), как народ обольщается себе же на погибель и надеется на мир, когда на пороге война. И об этом следует жаловаться Господу, ибо Он единственный, кто может предотвратить такое пагубное заблуждение.
VI. Старания Иеремии вывести людей из заблуждения. Тогда как пророки, которых любили и пестовали, поступали нечестно по отношению к людям, тот, которого ненавидели и гнали, оставался им верен.
1. Иеремия показывает людям причиненный им вред. Они закрывали на него глаза и совсем не хотели никаких расследований по этому вопросу; но если бы они предоставили себе право на размышление без предубеждений, то смогли бы узнать, какое наказание ждет их за грех: «От твоего нечестия тебе так горько (ст. 18). Теперь ты видишь, какая горечь кроется в отступлении от Бога, и, конечно, последствия будут горестные (см. также Иер 2:19). Отступничество приводит к плачевным следствиям и к скорби, которая доходит до сердца, касаясь самой чувствительной и нежной его части; меч доходит до души (ст. 10)». Бог может сделать так, что беда коснется сердца даже тех людей, которые ничего не принимают близко к сердцу. «И благодаря этому ты увидишь, что представляет собою твое нечестие, увидишь, что оно само по себе горечь и корень горечи, произращающий яд и полынь, и что оно дохом до сердца твоего; речь идет о порочности души, а также мыслей и помышлений сердца». Не будь сердце осквернено грехом, его эта беда не побеспокоила и не вывела бы из равновесия столь сильно.
2. Пророк показывает им средство для исцеления: «Поскольку нечестие твое доходит до сердца, то лечить нужно именно его. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим» (ст. 14). Под Иерусалимом подразумевается каждый из его жителей, потому что каждому человеку надлежало позаботиться о собственном сердце, и именно преобразование каждой отдельной личности принесет пользу всему обществу. Каждый должен обратиться от своего собственного злого пути и с этой целью смыть злое со своего сердца. «Пусть сердце города тоже очистится, а не только окраина и предместья». Жизненно важные органы государства надлежит улучшать посредством преобразования людей, имеющих на него превалирующее влияние. Следует заметить:
(1) Для спасения абсолютно необходимо преобразование. Единственный способ предотвратить или отвести грозящие нам суды это устранение греха, которым мы навлекли на себя таковые.
(2) Спасительным является лишь то преобразование, которое достигает сердца. Душу оскверняет нечестие сердца, от которого нам надлежит омыться. Мы должны покаянием и верой омыть свои сердца от вины, приобретенной по причине духовного нечестия и грехов, начинающихся и заканчивающихся в сердце и никуда далее не выходящих; а послушанием и бдительностью нам надлежит подавлять и предотвращать подобное нечестие сердца в будущем. Дерево должно оздоровиться, иначе оно не принесет доброго плода. Иерусалим был полностью покрыт проказой греха. В наше время врачи придерживаются единого мнения в отношении лечения тела, пораженного проказой, считая, что наружные средства не принесут никакой пользы без приема внутрь лекарств, которые выводят задержавшуюся в теле жидкость и изменяют массу крови; так же обстоит дело и с душой, и с государством: никого серьезного преобразования нравов не произойдет без преобразования состояния ума; именно там нужно исправить ошибки, подавить тление и изменить дурные склонности. «Хотя ты, Иерусалим, и называешься святым городом, тебя это не спасет, если г не смоешь злое с сердца твоего». Во второй части стиха пророк урезонивает народ: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Здесь он сетует на:
[1] Промедление с преобразованием: «Доколе твое оскверненное сердце будет оставаться не омытым? Доколе же?» (Иер 13:27). Следует заметить, что Бог неба считает долгим то время, в течение которого Его место в душе занято и Его интересам противятся.
[2] Корень тления, злочестивые мысли, которые гнездятся в людях и оскверняют их сердца и от которых им надлежит омыть сердца свои. Мысли нечестивые, или мысли о злодеяниях, злые мысли, являющиеся порождением злого сердца, из которого исходит любое другое нечестие (Мф 15:19). Это наше собственное нечестие, зачатое нашими собственными похотями (Иак 1:15), и наибольшую опасность оно представляет тогда, когда гнездится внутри нас, когда его принимают, как дорогого гостя, и терпят постоянное присутствие. Существует и такое чтение: скорбные мысли мысли, которые не приносят ничего, кроме скорби и страдания. Некоторые под злочестивыми мыслями понимают все несерьезные отговорки и оправдания, которыми люди отклоняют обличения и призывы Слова, не покоряясь воздействию таковых, и потакают собственному нечестию. Смой злое с сердца твоего, и даже не думай говорить: «Я не осквернил себя» (Иер 2:23); или: «Мы Иерусалим, отец у нас Авраам» (Мф 3:8−9).
Стихи 19−31. Здесь пророк переживает сильные муки и кричит, как от пытки болью, как человек, психическое равновесие которого нарушено, или как женщина в родах. Его слова весьма патетичны и впечатляющи, они способны растопить и склонить к состраданию даже каменное сердце: «Утроба моя! Утроба моя! Скорблю во глубине сердца моего», хотя со здоровьем у него все в порядке, ничто не причиняет боли. Следует заметить, что благочестивый человек, пребывая в таком порочном мире, как наш, не может не быть мужем скорбей. «Волнуется во мне сердце мое, ибо дух мой неспокоен, и я не могу молчать». Следует заметить, что недовольство и скорбь подчас бывают таким сильными, что самый уравновешенный и терпеливый человек не может удержаться от сетований. Итак, что же случилось? Что привело этого благочестивого человека в такое смятение? Его расстроило отнюдь не личное и не семейное горе, но происходящее в обществе именно состояние своего народа он принимает так близко к сердцу.
I. Иудеи погрязли в грехах и не желают исправляться (ст. 22). Данные слова принадлежат Самому Богу, ибо пророк предпочел именно так описать характер народа, а не собственными словами или как бы лично от себя: народ Мой глуп. Бог называет иудеев Своим народом, невзирая на их глупость. Они отвергли Господа, тогда как Он их не отвергал (Рим 11:1). «Они Мой народ, с которым Я состоял и состою в завете и для которого Я все еще приберегаю милость. Народ глуп, ибо не знает Меня». Следует заметить: понастоящему глупы люди, которые не знают Бога, особенно если Он называет их Своим народом и у них есть преимущество прийти к Нему и познакомиться с Ним, а они Его не знают. Неразумные они дети, тупые и бесчувственные, и нет у них смысла. Они не умеют отличить истину от лжи, добро от зла; они не могут распознать волю Божью ни в Его Слове, ни в Его провидении; они не понимают, ни в чем состоит их истинный интерес, ни на чьей стороне он должен быть. Они умны на зло, чтобы замышлять злодеяния в ущерб спокойствию своей земли, мудры на изобретения, как потакать собственным похотям, а потом скрывать это и находить оправдания. Но добра делать не умеют, здесь им не хватает ни изобретательности, ни смекалки; они не знают, как использовать себе во благо постановления Господа и Его провидение или что нужно сделать на благо своей страны. Наш характер должен быть прямой противоположностью этому. Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло (Рим 16:19).
II. Иудеи безнадежно несчастны.
1. Пророк кричит: ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы и видишь знамя, и то и другое возвещает тревогу брани (ст. 19,21). Он не говорит: ты слышишь, ухо мое, но: ты слышишь, душа моя, потому что данное событие произойдет в будущем и именно благодаря духу пророчества Иеремия видит и получает представление о нем. Его душа услышала это от Бога, и поэтому пророк вполне уверен в сказанном и находится под сильным впечатлением, как если бы услышал плотскими ушами. Иеремия выражает свою серьезную заботу о том, чтобы:
(1) Показать, что, несмотря на предсказанное им бедствие, он слишком далек от желания бедственного дня; ибо бедственным этот день будет и для него. Нам подобает трепетать от мысли о несчастьях, в которые втягивают себя грешники, несмотря на то что у нас самих есть доброе упование и что благодатью мы избавлены от грядущего гнева.
(2) Пробудить в людях святой страх, чтобы позаботились предотвратить этот великий суд истинным и своевременным покаянием. Следует заметить: кто желает воздействовать на других Божьим Словом, тот должен доказать, что сам подвергся воздействию Слова.
2. Итак, давайте посмотрим, что так пугает в разрушении, которое предвидел и предсказал пророк:
(1) Это разрушение будет внезапным и стремительным; оно постигнет Иуду и Иерусалим, не дав им опомниться, и обрушится на них столь быстро, что не успеют оглянуться. У них не будет времени собраться с мыслями, тем более собраться с силами: беда за бедою (ст. 20), пролом за проломом, сплошное удручающее бедствие, которое подобно наступающим друг другу на пятки вестникам, бегущим к Иову. Начало всему положила смерть Иосии, она открыла ворота плотины три месяца спустя египетский царь сместил его сына Иоахаза, а через два-три года Иерусалим был осажден и взят Навуходоносором, и с этого времени войска последнего непрестанно нападали на землю иудейскую во время правления Иоакима, Иехонии и Седекии, пока, девятнадцать лет спустя, Иерусалим не был полностью разрушен: внезапно разорены шатры мои, мгновенно палатки мои. Хотя города и держались некоторое время, сельская местность подверглась опустошению с самого начала. Пастухи и все жившие в шатрах были разорены сразу же; они вместе со своим имуществом попали в руки врага; поэтому мы читаем, что рехавиты, обитавшие в шатрах, ушли в Иерусалим при первом же вторжении в страну халдейской армии (Иер 35:11). Население деревень сократилось очень быстро: внезапно разорены шатры. Простые люди, жившие в шатрах, стали жертвой в первую очередь.
(2) Эта страшная война длилась довольно долго, причем не у границ, а внутри страны, потому что народ был весьма упрям и не хотел покоряться вавилонскому царю, используя любую возможность восстать против него, что лишь продлило бедствие; с таким же успехом иудеи могли бы сдаться в самом начале и не тянуть до конца. На это сетует пророк: «Долго ли мне видеть знамя?» (ст. 21). Вечно ли будет пожирать меч? Благочестивые люди отнюдь не относятся к числу желающих броней, потому что не умеют ловить рыбу в мутной воде, они мирные (Пс 119:7) и с искренним сердцем говорят Аминь на молитву: «Ниспошли нам мир, Господи!» Доколе будешь посекать, о меч Господень! Доколе ты не успокоишься?
(3) Разорение, причиненное стране, было полным и повсеместным: вся земля опустошается, или грабится (ст. 20); так было вначале, а в конце дошло до полного хаоса. Опустошение было таким, что его можно считать в некотором роде ликвидацией: не только надстройка, но и все основания колеблются. Пророк в видении получил представление о масштабах и чрезмерности данного разрушения и приводит здесь довольно яркое его описание, способное (можно было бы предположить) вызвать беспокойство у грешников, обитавших на земле, обреченной на крах, который, тем не менее, мог быть предотвращен их покаянием.
[1] Земля разорена и пуста (ст. 23), как в Быт 1:2. Употребленные там слова Токи и ВоИи описывают состояние земли иудейской. Это беспорядок и пустота, когда земля лишена своей красоты, всего своего богатства и сравнивается с прежним хаосом, когда нет ни порядка, ни вида. К еще большему хаосу, чем этот, земля придет в конце времен, когда она и все дела на ней сгорят.
[2] На небесах нет света, подобно тому как на земле нет плодов. Это напоминает тьму, которая была над бездною (Быт 1:2), и свидетельствует о Божьем недовольстве иудеями так же было, когда в момент смерти нашего Спасителя померкло солнце. Иудеев подвела не только земля, но и небеса выразили им свое неодобрение; на их беду возникла тьма, и беды стали беспросветными. Дым от огня, которым враг сжигал их дома и города, и пыль, поднятая его полчищами при передвижении, затмили даже солнце, так что на небесах не было света. Либо следует толковать образно: земля, то есть простые люди, обнищали и находятся в смятении; и небо, то есть князья и начальники, лишились света, то есть мудрости, и не могут ни утешить народ, ни руководить им (ср. Мф 24:29).
[3] Горы дрожат, и все холмы колеблются (ст. 24). Выступление Господа против Своего народа было таким же устрашающим, как и в былые дни, так что горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс 113:6). Казалось, что вековые горы распались (Авв 3:6). Горы, на которых люди поклонялись своим идолам, горы, за которые они выглядывали в ожидании помощи, задрожали, как будто бы осознали вину людей. Горы, казавшиеся самыми высокими, крепкими и непоколебимыми, затрепетали при приближении халдейского войска. Холмы слегка пошатнулись (англ. пер., ст. 24), как бы сбросив с себя бремя народа-грешника (Ис 1:24).
[4] Не только земля, но и воздух стал безжизненным, лишился своих обитателей: Смотрю (ст. 25) на города и деревни, которые раньше были густонаселенными, и вот, нет человека, не видно ни одного; все жители либо убиты, либо сбежали, либо взяты в плен такое опустошительное и смертоносное действие оказывает грех; более того, все птицы небесные, летавшие раньше повсюду и из среды ветвей издававшие голос, разлетелись, их теперь не видно и не слышно. Земля иудейская стала, как озеро Содомское, над которым, говорят, даже птицы не летают (см. Втор 29:23). Враги принесут стране такое разорение, что не оставят в ней даже живой птицы.
[5] Опустошена земля, опустошены дома: смотрю, и вот, плодородное место пустыня (англ. пер., ст. 26); будучи оставленным жителями, которые возделывали его, оно вскоре заросло тернами и волчцами; либо опустело, когда его вытоптала армия врага. Города вместе со своими стенами и воротами тоже разрушены, их сровняли с землей. Кто обращает внимание лишь на второстепенные причины, тот припишет случившееся действиям и ярости захватчиков; но пророк, смотрящий на первопричину, говорит, что все произошло от лица Господа (то есть от Его гневного лица), в Его присутствии, более того, от ярости гнева Его. Даже самые гневные люди не способны принести нам вред по-настоящему, если только на нас не гневается Бог. И если Ему угодны наши пути, то все в порядке.
[6] Смысл всего случившегося сводится к тому, чтобы погубить страну полностью, чтобы каждую ее часть постигло разорение, чтобы ни одному городу, ни одной деревне не удалось избежать общей участи. Во-первых, что касается сельского хозяйства: вся земля будет опустошена земля, засеянная зерном, и пастбища, как общественные, так и закрытые, будут разорены (ст. 27); у завоевателей появится возможность разорить все. Во-вторых, что касается людей: разбегутся все города, все жители селений как один покинут свои дома от шума всадников и стрелков (ст. 29). Чем оказаться незащищенными перед яростью последних, люди предпочтут уйти в густые леса, где рискуют изодрать кожу шипами и колючками, более того, стать жертвой диких зверей, которые разорвут их на куски; или люди влезут на скалы, где найдут себе жесткое и холодное пристанище, рискуя сорваться в пропасть. Так давайте же не будем сильно привязываться к своим домам и городам, ибо может настать время, когда более желанными и предпочтительными окажутся скалы и густые леса. Такова будет общая участь, ибо все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя, никто не рискнет в них обитать. И дела государственные и коммерческие сойдут на нет, все гражданские и трудовые сообщества прекратят свою деятельность. Сказанное о грядущем разорении производит весьма гнетущее впечатление, тем не менее среди угроз звучит и слово утешения: но совершенного истребления не сделаю (ст. 27); уничтожение не станет тотальным, потому что Бог сохранит Себе остаток, который укроется в день гнева Господня; уничтожение не станет окончательным, потому что Иерусалим отстроят вновь, и страна будет заселена. Утешение, прозвучавшее здесь среди угроз, предназначено для убоявшихся слов Бога, это свидетельствует о разнообразных проявлениях Божьего провидения: оно не только сокрушает, но и воздвигает вновь; лишаясь утешения, мы лишаемся его не навсегда, с каким бы отчаянием мы ни думали иначе. Это также свидетельствует о неизменности Божьего завета, который стоит столь непоколебимо, что, невзирая на строгое наказание, которому Бог подвергает Свой народ, Он не истребит его (Иер З0:11).
(4) Их случай был безнадежным, не обеспеченным судебной защитой.
[1] Бог не намерен помогать иудеям, поэтому говорит им об этом прямо (ст. 28). А если не Бог, то кто им может помочь? Именно данный факт делает этот случай столь печальным. «Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху (никаких перспектив, кроме весьма гнетущих, нет), потому что Я сказал; Я дал слово, не подлежащее отмене; Я определил (истребление определено постановлением) и не раскаюсь в том, не изменю курс, но буду и дальше идти и не отступлю от того». Иудеи не пожелали покаяться и отступить от пути своих грехов (Иер 2:25), и поэтому Бог не желает раскаиваться и отступать от пути Своих судов.
[2] Сами себе они помочь не могли (ст. 30−31). Когда вдали показалась беда, иудеи тешили себя надеждами, что, хотя Бог и не выступит за них, как Он выступил на стороне Езекии против ассирийского войска, они все равно найдут те или иные средства, чтобы обезопасить себя и сдержать наступление армии врага. Однако пророк говорит иудеям, что, когда дело примет серьезный оборот, они будут пребывать в полной растерянности: «А ты, опустошенная, что станешь делать? Какую линию поведения выберешь? Сядь сейчас и поразмысли над этим, пока есть время». Иеремия заверяет их, что, сколь изобретательными и уверенными они ни были сейчас:
Во-первых, когда придет беда, союзники, на помощь которых они рассчитывают, пренебрегут ими. Пророк часто сравнивал грех Иерусалима с блудом, причем не только идолопоклонство иудеев, но и упование на тварь, на соседние державы. Теперь он сравнивает Иерусалим с блудницей, покинутой всеми распутниками, которые раньше за ней ухаживали. Она, наверное, станет изо всех сил стараться удержать их интерес к себе. Сделает все, что в ее силах, чтобы казаться важной среди народов и доказать, что Иудея ценный союзник. Ее посланники будут изощренными на похвалу, чтобы заручиться поддержкой союзников теперь, в затруднительном положении. Она одевается в пурпур, как будто бы богата, и украшает себя золотыми нарядами, как будто бы ее казна полна, как и прежде. Она обрисовывает глаза свои красками, маскирует свое нынешнее удрученное состояние самыми яркими цветами, чтобы ее потери казались не такими большими, и придает им благообразный вид. Но все эти украшения, хотя и облагораживают облик на какое-то время, на самом деле наносят ему непоправимый ущерб, ибо злоупотребление красками портит кожу, делая ее грубой и шершавой; так же происходит и с ситуацией, которую стараются приукрасить, чтобы она выглядела не такой, как на самом деле: когда правда выходит наружу, все выглядит гораздо хуже. «И все-таки напрасно украшаешь себя; все твои соседи прекрасно знают о твоем плачевном состоянии; халдеи снимут с тебя пурпур и украшения, и тогда твои сообщники не только станут презирать тебя и откажут в помощи, но и примкнут к ищущим души твоей, чтобы участвовать в дележе награбленного в такой богатой стране». Данная ситуация похожа на случившееся с Иезавелью, которая напрасно полагала, что, украсив себя, перехитрит собственную участь (4Цар 9:30,33). Видите, какой оказывается тварь, когда мы доверяемся ей, какой вероломной она может быть; вместо того чтобы спасать жизнь, она ищет жизни; она часто меняет свое мнение и скорее причинит нам зло, нежели сослужит службу. И видите, как бесполезно людям, которые грехом обезобразили себя в глазах Бога, думать, что какое-либо искусство украшения поможет им облагородить себя в глазах мира.
Во-вторых, иудеи сами впадут в отчаяние: они увидят, что их беда подобна родовым мукам, которых не избежать: Я слышу... голос дочери Сиона, ее стоны эхом отзываются на ликующие крики халдейского войска, которые услышал пророк (ст. 15). Это напоминает голос... женщины в родах, испытывающей острую боль, что также является следствием и проклятием греха (Быт 3:16) и сравнимо с пронзительными криками, в особенности присущими рождающей в первый раз, не знавшей прежде, что это за боль, а посему тем сильнее ею напуганной. Беды приносят больше всего мук людям, которые не привыкли к ним. Дочь Сиона, поскольку соседи отказались пожалеть ее в этом горе, стонет, издавая глубокие вздохи (дословно) и простирая руки свои либо заламывает их от горя, либо протягивает в надежде на помощь. Весь крик сводится к тому, что: «О, горе мне! (теперь, когда постановление против нее вступило в силу и отмене не подлежит), ибо душа моя изнывает пред убийцами». Халдейские воины предавали мечу всякого, кто оказывал им сопротивление, поэтому земля была полна убийств. Дочь Сиона изнывала от раздававшихся со всех сторон душераздирающих историй и кричала: «О, горе мне!» Хорошо, если страдания людей напомнили им об их грехах, а убийства об убийствах, совершенных ими самими, ибо сейчас Бог взыскивал за кровь невинную, пролитую в Иерусалиме, которую Господь не захотел простить (4Цар 24:4). Следует заметить: грех разоблачит грешника, подобным образом и печаль рано или поздно разоблачит беспечного.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 4 глава