В этой главе:
(I) Представлена пробуждающая проповедь, адресованная евреям в Египте, обличающая их в идолопоклонстве, несмотря на предостережения слова и жезла Божьего, на угрозы и суды Бога, направленные против них (ст. 1−14).
(II) Описывается дерзкое и нечестивое презрение народа к этому увещеванию, их твердая решимость, несмотря ни на что, упорствовать в своем идолопоклонстве, презирая Бога и Иеремию (ст. 15−19).
(III) За их упрямство им выносится приговор: все они, за исключением некоторых, будут истреблены и погибнут в Египте; и в качестве знамения или залога всего этого царь Египетский скоро попадет в руки царя Вавилонского и больше не сможет защищать их (ст. 20−30).
Стихи 1−14. Теперь иудеи в Египте были рассеяны в различных частях страны: в Магдоле, Нофе и других местностях; и Иеремия по поручению Бога был послан к ним с обращением, которое он передал большей их части, находившейся в Пафросе (ст. 15), или переходя от места к месту и проповедуя о том же. Он передавал это послание от имени Господа Саваофа, Бога Израилева. В нем:
I. Бог напоминает им об уничтожении Иуды и Иерусалима, о котором хотя и вспоминали каждый день пленники у рек Вавилонских (Пс 136:1), но, похоже, забыли беглецы, проживающие в городах Египетских, нуждавшиеся в напоминании об этом; хотя можно было бы подумать, что они не так давно видели его, чтобы забыть (ст. 2): «Вы видели, в каком отчаянном положении оказались Иудея и Иерусалим; а теперь подумайте, откуда пришло это опустошение? От гнева Божьего; именно Его ярость и Его гнев зажгли огонь, который сделал города Иудеи и улицы Иерусалима развалинами и пустынею (ст. 6)»; кто бы ни был орудием разрушения, он был лишь орудием: это было опустошение от Всемогущего.
II. Он напоминает им о грехах, навлекших это опустошение на Иуду и Иерусалим. Это было сделано за нечестие их. Именно оно прогневило Бога (ст. 3), особенно их идолопоклонство, когда они служили иным богам, воздавали почести ложным божествам, творениям собственной фантазии и делам своих рук, которые должны были воздавать только истинному Богу. Они оставили Бога, Которого знали и Чье имя было велико, ради богов, которых не знали, ради выскочек, чье происхождение было неизвестно и которые не заслуживали внимания: «Ни они, ни вы, ни отцы ваши не могут разумно объяснить, почему они сменили Бога Израилева на этих самозванцев». Они не знали этих богов, более того, они не могли не знать, что те не являются богами.
III. Он напоминает им, что часто и прямо предостерегал их через Свое слово, чтобы они не усугубляли свое идолопоклонство (ст. 4). Он посылал к ним рабов Своих, пророков, которые усердно призывали их, говоря: «Не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу». Нам приличествует говорить о грехе с величайшим ужасом и отвращением, как о мерзости; так оно и есть, ибо именно его Бог ненавидит, и мы уверены, что Он судит по истине. Называйте его горестным и отвратительным, чтобы всеми возможными средствами отвратить себя и других от любви к нему. Мы должны предостерегать об опасности греха, о его фатальных последствиях со всей серьезностью и ревностью: «О, не делайте этого. Если вы любите Бога, то не делайте этого, ибо это прогневит Его; если вы любите собственную душу, не делайте этого, ибо это погубит ее». Пусть совесть сделает это для нас в час искушения, когда мы уже готовы поддаться ему. О, остерегайтесь этого! Не делайте этого мерзкого дела, которое Бог ненавидит; ибо если Бог ненавидит его, то и вы должны ненавидеть. Но были ли они внимательны к тому, что Бог говорит им? Нет: «Они не слушали и не приклонили уха своего (ст. 5); они продолжали упорствовать в своем идолопоклонстве, и вы видите, что из этого вышло: пролился гнев Божий на них, как вы видите ныне. Это должно было предостеречь вас, которые не только слышали о судах из уст Божьих, как они, но и подобно им видели суды, совершенные Его рукой; это должно было поразить и пробудить вас, ибо они были поражаемы в ужасе, чтобы другие услышали и убоялись и больше не поступали, как они, дабы и их не постигла та же участь».
IV. Он обличает и обвиняет их в идолопоклонстве, которому они предались теперь в Египте (ст. 8): «Вы кадили иным богам в земле Египетской». Бог запрещал им идти в Египет, так как знал, что он окажется для них сетью. Те, кого Бог послал в землю Халдейскую, оказались там благодаря силе Божьей благодати. И они отучились там от идолопоклонства; а те, которые вопреки Божьему намерению пошли в страну египтян, там оказались благодаря силе своей порочности и поэтому еще больше укрепились в своем идолопоклонстве, ибо если мы, не имея на то оснований и без призыва, идем в места искушений, то Бог вполне справедливо предоставляет нас самим себе. Поступив так, (1) они нанесли значительный вред самим себе и своим семьям: «Вы сделали великое зло душам вашим (ст. 7); вы причинили себе вред; вы обманули свои души ложью; вы погубили их, ибо это будет фатально для них». Отметьте: греша против Бога, мы грешим против собственных душ. «Это готовый путь, чтобы погубить себя (ст. 8), лишиться утешений и надежд, уничтожить свое имя и честь, и тогда из-за греха и бедствия вы станете проклятием и поношением у всех народов земли. Появится пословица: «Несчастный, как еврей». Это готовый путь, чтобы погубить себя и лишиться всех своих родственников, возможности радоваться своим близким и возрастанию своей семьи: вы истребите у себя мужей и жен, взрослых детей и младенцев, и Иудея исчезнет из-за недостатка наследников».
2. Они наполнили чашу беззаконий своих отцов и, словно этого для них было недостаточно, добавили к ней свои беззакония (ст. 9): «Разве вы забыли нечестие тех, кто шел перед вами? Вы не смирились, так неужели не боитесь последствий? Разве вы забыли, как были наказаны ваши отцы?» читают некоторые. «Разве вы не знаете, как дорого им стоило их идолопоклонство? Тем не менее вы продолжаете жить так же суетно, согласно традициям своих отцов, хотя были прокляты за это?» Он напоминает им о грехах и наказаниях царей Иудейских, которые, несмотря на свое величие, не избежали судов Божьих за свое идолопоклонство. Более того, они должны были принять предостережение о нечестии своих жен, совративших их к идолопоклонству. В оригинале стоит: «о нечестии его жен», что, как считает д-р Лайтфут, косвенно напоминает о женах Соломона, особенно о его египетских женах, от которых пошло идолопоклонство царей Иудеи. «Неужели вы забыли, к чему это привело, неужели осмеливаетесь идти тем же нечестивым путем?» (см. Неем 13:18,26). «Более того, вспомните ваше время; разве забыли вы ваше собственное нечестие и нечестие жен ваших, когда жили в изобилии в Иерусалиме, и какую погибель это навлекло на вас? Но увы, для чего Я все это говорю им? спрашивает Бог у пророка (ст. 10). Не смирились они и до сего дня, несмотря на коснувшиеся их смиряющие провидения. Они не боятся и не поступают по закону Моему». Отметьте: кто не живет по закону Божьему, тот тем самым показывает, что в нем нет страха Божьего.
V. Он угрожает им полным истреблением за их идолопоклонство сейчас, когда они живут в Египте. Как и ранее (Иер 42:22), им вынесен приговор, что они погибнут в Египте; указ провозглашен и не подлежит изменению. Они обратили лицо свое, чтоб идти в землю Египетскую (ст. 12), и были решительны в своем противостоянии Богу, а теперь Бог принял решение противостать им: «Я обращу против вас лицо Мое на истребление всей Иудеи» (ст. 11). Кто собирается не только обидеть, но и противостать Всемогущему Богу, тот столкнется с сильным противостоянием, ибо лицо Господне против делающих зло (Пс 33:17). В адрес иудеевидолопоклонников, живущих в Египте, здесь звучат угрозы в том, (1) что все они без исключения будут истреблены, ни положение, ни связи не помогут им избежать смерти (ст. 12): все они будут истреблены, от малого и до большого (ст. 12), простые и знатные, богатый, равно как бедный.
(2) Что они будут истреблены теми же судами, которые Бог использовал для наказания Иерусалима: мечем, голодом и моровою язвою (ст. 12−13). Они будут унесены не природной смертью, как это было с израильтянами в пустыне, а теми суровыми судами, которых надеялись избежать, скрывшись в Египте.
(3) Что никто (за исключением немногих, которым с трудом удастся спастись) вновь не возвратится в землю Иудейскую (ст. 14). Они думали, что, находясь ближе к своей стране, с большей вероятностью смогут туда вернуться, чем те, кто был уведен в Вавилон. Тем не менее те вернутся, а эти нет, ибо путь, на котором Бог пообещал нам утешение, более надежен, чем тот, который мы планируем для себя. Обратите внимание: люди раздражительные и недовольные всегда будут беспокойны и склонны к переменам, где бы они ни находились. Израильтяне, находясь на земле Иудейской, захотели идти в Египет (Иер 42:22), но, оказавшись в Египте, они захотели вновь возвратиться в землю Иудейскую. «Они всею душею желают возвратиться», что говорит об их ревностном желании. Но так как они не захотели жить там, когда так повелел Бог, они не будут жить там, когда этого захотят сами. Если мы поступаем вопреки Божьим повелениям, то Бог будет противиться нам. Как могут надеяться жить благополучно те, кто не захотел знать об этом, когда был благополучен, хотя Сам Бог сказал ему это?
Стихи 15−19. В данных стихах говорится, что люди упрямо отказались подчиниться слову Божьему из уст Иеремии. Вряд ли нам удастся найти подобный пример явного дерзкого противоречия самому Богу, как в данном случае, или подобное открытое бунтарство плотского разума. Обратите внимание:
I. На людей, которые презрительно отнеслись к Богу и Его судам; подобное упрямство было проявлено не одним человеком, а большинством иудеев; это были те, кто осознавал, что он сам или его жена виновны в грехе идолопоклонства, в котором их обличал Иеремия (ст. 15). Мы находим, (1) что женщины были более виновны в идолопоклонстве и суевериях, чем мужчины, не потому, что мужчины были ближе к истинному Богу и религии, чем женщины, а, я опасаюсь, потому что в своем большинстве они были атеистами и не поддерживали ни Бога, ни религию вообще; поэтому они могли с легкостью позволить своим женам увлечься лжерелигией и поклоняться ложным богам.
(2) Что они осознавали свою вину, и это сделало их нетерпимыми к обличениям: «Они знали, что их жены кадили иным богам, и смотрели на это сквозь пальцы; и жены, стоявшие там, знали, что они участвуют в обрядах идолопоклонников». Поэтому слова Иеремии коснулись их больных мест; и это побудило их идти против рожна, словно они были дети дьявола, которые не выносят ярма.
II. На ответ этих людей Иеремии, и через него самому Богу; он фактически совпадает со словами тех, кто имел дерзновение заявить Вседержителю: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих».
1. Они заявили о своей решимости не поступать так, как им велит Бог, а делать то, что им кажется разумным; то есть они будут продолжать поклоняться луне, здесь названной богиней неба, хотя некоторые считают, что здесь речь идет о солнце, которому много поклонялись в Египте (Иер 43:13), равно как и в Иерусалиме (4Цар 23:11); они говорят, что слово «солнце» на иврите имеет женский род, и поэтому его вполне уместно назвать богиней неба. Другие считают, что здесь речь идет о воинстве небесном всех небесных телах (Иер 7:18). Эти дерзкие грешники в данной ситуации не собираются оправдываться, почему они отказываются повиноваться, и не предполагают, что Иеремия говорит от себя, а не от Бога (как ранее в Иер 43:2); они признают, что он говорит им именем Господа, и категорически заявляют: «Слово, которое ты говорил, мы не слушаем; мы будем делать то, что запрещено, будем рисковать, несмотря на угрозы». Отметьте: кто живет, не повинуясь Богу, тот обычно становится хуже и хуже, и его сердце все больше ожесточается из-за обманчивости греха. Вот обычная речь мятежного сердца: «Непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, даже если Бог и Его пророки будут говорить противоположное». Многие думают именно так, как они сказали, хотя и не достигли такой степени дерзости, чтобы заявлять об этом вслух. Именно так думает юноша во дни юности своей: что он будет ходить по путям сердца своего и по видению очей своих, будет иметь и делать все, что хочет (Еккл 11:9).
2. Они приводят некое основание для своего решения, ибо самые безрассудные и глупые нечестивцы могут что-то сказать в свое оправдание, пока не настанет день, когда всякие уста затворятся.
(1) Они ссылаются на те вещи, которыми защищается Рим, приводя знаки истинной церкви; они не только оправдываются ими, но и возвеличивают их; и эти евреи имели на них столько же прав, сколько и паписты. [1] Они ссылаются на древность: «Мы решили кадить богине неба, ибо так делали отцы наши; это практика, которая ссылается на право давности: почему мы должны считать себя мудрее своих отцов?» [2] Они ссылаются на власть. Имеющие власть сами поступали так и предписывали это другим: «Цари наши и князья наши из племени Давидова, которых Бог поставил над нами, поступали так». [3] Они ссылались на единство. «Так поступали не в отдельных местах, а повсеместно; мы все единодушно, в большом множестве (ст. 15) делали это». [4] Они ссылались на всеобщность. Так поступали не в отдельных местах, а в городах Иудеи. [5] Они ссылались на открытость. Это делалось не в углах, не только в темных и затененных рощах, а на улицах открыто, на виду у всех. [6] Они ссылались на то, что таковы были обычаи Церкви-матери, папского престола; они научились этому вначале не в Египте, а это делалось в Иерусалиме. [7] Они ссылались на преуспевание: «Тогда мы имели много хлеба и всякие другие блага, мы были счастливы и беды не видели». Я опасаюсь, что все перечисленные оправдания фактически были правдивыми; свидетельства Бога против их идолопоклонства были немногочисленными и сокрытыми; Илия из-за этого остался в одиночестве; и, возможно, последняя ссылка была истинной в отношении лишь нескольких людей, но что касается всего народа, то они продолжали испытывать на себе упреки провидения за свое непокорство и не было мира ни выходящему, ни входящему (2Пар 15:5). Но даже если предположить, что все это было истиной, то и тогда нет оправдания их идолопоклонству; мы должны руководствоваться и быть судимы по закону Божьему, а не в соответствии с поступками людей.
(2) Они предположили, что последние коснувшиеся их наказания обрушились на них из-за того, что они перестали кадить богине неба (ст. 18). Так неправильно они истолковывали провидение, хотя Бог через Своих пророков часто объяснял его, да и сами события свидетельствовали прямо противоположное. «С того времени, как мы оставили идолопоклонство, терпим во всем недостаток и гибнем от меча», хотя действительным основанием послужило то, что они сохранили в своем сердце идолов и привязанность ко греху; но им хотелось думать, что причина в том, что они оставили грех. Так страдания, которые должны были пойти им на пользу и отделить их от грехов, будучи неверно истолкованными, лишь утвердили их во грехе. Так в первые века христианства, когда Бог наказывал народы государственными бедствиями за противостояние христианам и их преследование, люди в извращенном свете истолковывали их, словно они были посланы в наказание за попустительство к христианам и за терпимое к ним отношение, и восклицали: «Christianos ad leones: христиан — львам». Тем не менее, если они верно говорили, что с того времени, как вернулись и стали служить истинному Богу, Богу Израиля, они ощущали во всем недостаток и бедствовали, то было ли это основанием вновь восставать против Него? Исходя из этого, можно было сказать, что они служили не Ему, а своему чреву. Кто знает Бога и уповает на Него, тот будет служить Ему, даже если Он будет лишать его пищи и убивать, даже если ему не суждено увидеть доброго дня в этой жизни, имея уверенность в том, что из-за этого он в конце ничего не потеряет.
(3) Они ссылаются на то, что хотя женщины были более дерзкими и смелыми в своем идолопоклонстве, тем не менее они делали это с согласия и позволения своих мужей; они делали пирожки для хлебных приношений богине неба, готовили и возливали ей возлияния (ст. 19). Мы читаем, что и раньше они это делали (Иер 7:18): «Неужели мы делали это без ведома своих мужей, тайно от них, что давало им повод подозревать нас? Нет, отцы зажигали огонь, пока женщины замешивали тесто; мужья, наши головы, у которых мы должны учиться и повиноваться им, научили нас этому своим примером». Отметьте: печально, когда самые близкие люди, которые должны побуждать друг друга к хорошим делам и тем самым помогать достичь небес, ожесточают друг друга в грехе и тем самым готовят друг друга для преисподней. Некоторые считают, что здесь речь идет о мужьях (ст. 15), которые заявляют, что не делали этого без ведома мужей наших, то есть старейшин и лидеров — мужей великих, обладающих властью; но так как изготовление пирожков и возливание возлияний четко говорит о женской работе (Иер 7:18), то эти слова скорее всего можно считать их оправданием; но это слишком несерьезное оправдание. Какая польза в их оправдании, что делали это, имея согласие своих мужей, если они знали, что это противоречит воле Божьей?
Стихи 20−30. Дерзкие грешники могут говорить много смелых слов, но последнее слово всегда будет за Богом, ибо когда Он говорит, то будет оправдан, и всякая плоть, даже самая гордая, умолкнет перед Ним. Пророки могут погибнуть, но не Бог; более того, в данном случае пророк не погибнет.
I. Иеремия хотел сказать им что-то от себя, что он мог сделать без духа пророчества, чтобы исправить их ошибочное мнение (их сознательную ошибку) относительно бедствий, в которых они оказались, их истинного предназначения и значения. Они сказали, что бедствия обрушились на них из-за того, что они перестали кадить богине неба. «Нет, — говорит он, это произошло потому, что вы раньше делали это, а не потому что сейчас оставили эту практику». Когда они так ответили ему, то он сразу отреагировал (ст. 20) и сказал, что воскурения, которые они сами и их отцы возжигали для иных богов, какое-то время оставались ненаказанными, ибо Бог был к ним долготерпелив, и, возможно, именно о том времени, пока Он был терпелив, они говорили, что были счастливы и беды не видели; но затем они настолько разгневали Бога, что Он не мог более терпеть (ст. 22), а начал противиться им, хотя некоторые из них немного изменились; грехи оставили их скорее так можно сказать, чем сказать, что они оставили свои грехи. Их старая вина гак и осталась на их совести, равно как и их прежние склонности; Бог припомнил им идолопоклонство их отцов, их царей и их князей на улицах Иерусалима, которого они не стыдились, а славились как оправданием своего идолопоклонства; все это взошло Ему на сердце (ст. 21), все мерзости, какие они делали (ст. 22), все ситуации, когда они не слушали гласа Господа (ст. 23); все это было предъявлено им, и за это они были наказаны, а земля их сделалась пустынею и проклятием, как видите ныне (ст. 22). И именно за это, а не за последнюю реформацию, за их старые преступления постигло их это бедствие, как видите ныне (ст. 23). Отметьте: правильное понимание причины наших бед должно направлять нас к проклятию за наши грехи. Всякое постигшее нас бедствие приходит, ибо мы согрешили против Господа и поэтому должны благоговеть и не грешить.
II. У Иеремии было, что им сказать, особенно женщинам, от Господа Саваофа, Бога Израилева. Они ответили, а теперь пусть послушают, что Бог скажет на это (ст. 24): «Все иудеи, которые в земле Египетской, даже здесь Бог обращается к вам, и это ваша великая привилегия». Пусть обратят внимание на Его слова это их долг (ст. 26). И теперь Бог, отвечая на их заявление, четко говорит им:
1. Раз они твердо решили упорствовать в своем идолопоклонстве, то Он твердо решил противостоять им; если они будут продолжать гневить Его, то Он будет продолжать наказывать их и в конце посмотрит, приведет ли это к улучшению. Бог повторяет то, что они сказали (ст. 25): «Вы и жены ваши решили продолжать упорствовать; что устами своими говорили, то вы и руками своими делали; так вы сказали, и этого придерживались». «Станем выполнять обеты наши, чтобы кадить богине неба», так вы сказали и поступали соответственно своим словами, словно хотя это был грех, но раз вы дали обет, то этого достаточно, чтобы оправдать подобный поступок; хотя ни один человек не может, дав обет, сделать законным, тем более своей обязанностью, то, что Бог назвал бы грехом. «Хорошо, говорит Бог, вы будете держаться и исполнять свои нечестивые обеты, тогда послушайте Мой обет, о котором Я поклялся великим именем Моим»; а если Бог поклялся, то Он не раскается. С лукавым — по лукавству его (Пс 17:27).
(1) Он поклялся, что незначительные, сохранившиеся у них остатки религии будут утеряны (ст. 26). Хотя они присоединились к египтянам в идолопоклонстве, но продолжали во многих ситуациях упоминать имя Иеговы, а именно в своих торжественных обетах. Они говорили: «Жив Иегова, Он Бог живой», то есть они признавали Его, хотя поклонялись мертвым идолам. Они клялись: «Жив Господь!» (Иер 5:2), но я опасаюсь, что они сохранили эту форму клятвы в честь своего народа, а не своего Бога. Бог заявляет, что не будет на всей земле Египетской произносимо Его имя устами какого-либо иудея; то есть не останется иудеев, использовавших диалект своей страны, или если останется, то они забудут его и научатся клясться, как египтяне, жизнью фараона, а не Иеговы. Отметьте: очень несчастны те, кого Бог оставил и предоставил самим себе; они совсем забыли свою религию и растеряли остатки хорошего воспитания. Или эти слова могут означать, что если они упомянут Его имя и будут исповедовать родство с Ним, то Бог воспримет это как оскорбление для Себя и, соответственно, возмутится.
(2) Он поклялся, что каким бы незначительным ни был остаток народа, все они будут истреблены (ст. 27): «Я буду наблюдать над вами в погибели; не появится ни малейшей возможности произвести суд над ними, доколе совсем не истребятся». Отметьте: кого Бог найдет нераскаявшимся грешником, для того Он будет неумолимым Судьей. И когда дойдет до этого, тогда узнают (ст. 28), чье слово сбудется, Его или их. Они говорят, что восстановятся сами, когда вернутся к поклонению богине неба, а Бог говорит, что они погубят себя; и теперь события покажут, кто был прав. Состязание между Богом и грешниками заключается в том, чье слово исполнится, чья воля исполнится и кому будет лучше. Грешники говорят, что у них будет мир, даже если они будут продолжать грешить, а Бог говорит, что у них не будет мира. Но когда Бог судит, то Он превозмогает; исполнится слово Бога, а не грешника.
2. Он говорит им, что только малое число избежит меча и со временем возвратится в землю иудейскую (ст. 28) почти никто по сравнению с большим количеством пленников, которые вернутся из земли халдеев. Это, похоже, должно обвинить тех, кто хвалился своим количеством, продолжая грешить; среди говоривших это почти не было людей, не погрязших в идолопоклонстве. «Ладно, говорит Бог, так же мало будет тех, кто избежит меча и голода».
3. Он дает им знамение о том, что угрозы исполнятся в свое время, что все они будут истреблены в Египте и почти все погибнут: «Фараон Вафрия, в то время царь Египетский, будет отдан в руки врагов, ищущих души его своих мятежных подданных (полагают одни), под предводительством Амасиса, который захватил его престол; в руки Навуходоносора, царя Вавилонского (полагают другие), захватившего его царство». Первое утверждает Геродот, второе Джозеф. Похоже, фараон искушал иудеев к идолопоклонству, обещая им свое благоволение; но, несмотря на это, они рассчитывали на его защиту, и это предрекло их гибель; и его смерть была не только предзнаменованием их гибели, но и шагом к ней. Они больше ожидали от него, чем от Седекии, царя Иудейского; он был более могущественным и хитрым владыкой. «Но, говорит Бог, Я отдам его в руки врагов его, как отдал Седекию». Отметьте: те утешения от творений, на которые мы больше всего уповаем и надеемся, чаще всего подводят нас, равно как и те, от которых мы мало что ожидаем, ибо все они такие, какими их делает Бог, а не мы в своем воображении. Священная история не повествует об исполнении этого пророчества, но ее молчания достаточно; мы больше ничего не слышали об этих иудеях в Египте и поэтому делаем вывод, что, согласно предсказанию, они затерялись там, ибо ни одно слово Бога не остается неисполненным.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 44 глава