В данной главе пророк продолжает предсказывать падение Вавилона, о котором свидетельствовали и другие пророки. Он очень богато и энергично описывает видение о нем, посланное ему Богом для ободрения благочестивых пленников, чье избавление зависело от него и было его результатом.
I. Описывается участь Вавилона в деталях вперемежку с основаниями для Божьего противостояния ему и многими факторами, усугубляющими его падение, а также даются ободрения Божьему Израилю, который сильно пострадал из-за него (ст. 1−58).
II. Выносится ему приговор и подтверждается тем, что копия этого пророчества выбрасывается в реку Евфрат (ст. 59−64).
Стихи 1−58. Детали этого обширного пророчества рассредоточены и переплетены; одни и те же мысли прерываются и повторяются так часто, что не могут правильно быть разделены на несколько частей, но мы должны постараться объединить их под правильными заглавиями. Тогда давайте обратим внимание на следующие факты:
1. На признание великого богатства и власти, которыми обладал Вавилон, и на то, как Бог в Своем провидении использовал их (ст. 7): «Вавилон был золотою чашею богатой и прославленной империей, золотым городом (Ис 14:4, англ. пер.), золотой головой (Дан 2:38)»; он был наполнен благами, как чаша вином. Более того, он был золотою чашею в руке Бога; Бог особым образом наполнил и отметил его Своими благословениями; вся земля опьянела от этой чаши; одни были одурманены его наслаждениями и развратились им, другие были одурманены его ужасами и были им разрушены. В Новом Завете говорится, что его вином упивались цари земные (Откр 17:2; Откр 18:3). Вавилон также был молотом Бога; таким он был в то время, когда Иеремия пророчествовал, и позднее (ст. 20). Армии Вавилона были воинским оружием Бога, орудием в Его руке, которым Он поражал и разорял народы и царства: коня и всадника, которые составляли силу царств (ст. 21), мужа и жену, старого и молодого, благодаря которым наполнялось царство (ст. 22), пастуха и стадо его, земледельца и рабочий скот его, благодаря которым поддерживалось существование государств (ст. 23). Такое разорение оставили после себя халдеи, когда Бог использовал их в качестве инструмента Своего гнева для наказания народов; а теперь сам Вавилон должен был пасть. Отметьте: кто сметал всех на своем пути, тот рано или поздно встретит достойного соперника, и придет день, когда он падет; в конце и сам жезл будет брошен в огонь. Никто не должен думать, что ему удастся избежать судов Божьих благодаря тому, что он был задействован в наказании других.
II. На справедливую жалобу в адрес Вавилона и выдвинутое ему Богом Израилевым обвинение.
1. Жалуются на его неисправимую порочность (ст. 9): «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился». Народ Божий, находясь в качестве пленников среди жителей Вавилона, соответственно данным ему наставлениям (Иер 10:11) старался убедить их в безрассудстве идолопоклонства, но не добился успеха; как и раньше, они продолжали до безумия любить своих истуканов, и поэтому израильтяне решили оставить их и вернуться в свою страну. В то же время некоторые полагают, что это говорили армии, нанятые для помощи, которые заявили, что сделали все возможное, чтобы спасти их от гибели, но все оказалось безрезультатно; и поэтому теперь они могут отправляться в свои страны: «...ибо приговор о нем достиг до небес, и напрасно пытаться сопротивляться или надеяться изменить ход событий».
2. Жалуются на его закоренелую злобность к Израилю. Халдеи жестоко обращались и с другими народами, но только Израиль жалуется на это Богу и с упованием взывает к Нему (ст. 34−35): «Он пожирал и грыз меня, не считая, что достаточно разрушил меня; он сделал меня пустым, лишил всего, что было у меня ценного, поглощал меня, как дракон или кит, который заглатывает маленькую рыбу у мелководья; он наполнял чрево свое сластями моими моими богатствами, удовольствиями, а затем извергал меня, как сосуд непотребный, а теперь пусть ответит за все это». Сион и Иерусалим скажут: «Обида, нанесенная мне и моим детям, которые являются моей плотью и частичкой меня, и вся кровь моего народа, пролитая ими, как вода, на жителях Халдеи; пусть вина за это ляжет на них, и пусть она будет взыскана с их рук». Отметьте: недалеко гибель от тех, на ком лежит вина за причинение зла народу Божьему.
III. На приговор, который по поручению Израиля против Вавилона, согласно этим обвинениям, выносит праведный Судья земли и неба. Восседающий на престоле суда правды готов принять жалобы и дать ответ (ст. 36): «Я вступлюсь в твое дело. Предоставь это Мне; в свое время Я эффективно защищу его и отомщу за тебя, и за каждую каплю крови Иерусалима будет взыскано с процентами». Похоже, что Израиль и Иуда были в пренебрежении и забыты, но Бог взирал на них (ст. 5). Правда, что земля их полна грехами пред Святым Израилевым. Они были непокорным народом, и их грехи сильно обижали Бога, ибо Он был святым Богом, их Богом, святым Израилевым. И поэтому Он справедливо предал их в руки врагов и мог вполне справедливо отказаться от них и оставить их погибать, но Бог обращался с ними лучше, чем они заслуживали, и, несмотря на их беззакония и Его суровость, не овдовел Израиль, не был истреблен; хотя он изгнан, но Бог признает их и будет заботиться, ибо Он — их Бог, Господь Саваоф. Он так и остался их Богом и будет защищать их как Господь Саваоф, Бог силы. Отметьте: хотя народ Божий может нарушить Его законы и за это испытывать на себе Его порицание, но из этого не следует, что они вычеркнуты из завета; забота Бога и Его любовь к ним не отнимутся от них (Пс 88:31−34). Халдеи думали, что их никогда не призовут к ответу за то, что они причинили Израилю Божьему, но есть время отмщения (ст. 6). Мы не должны ожидать, что оно придет раньше определенного времени, оно придет именно в определенное время; Бог воздаст Вавилону воздаяние, ибо мщение за Израиль это отмщение у Господа, Который защищает его дело, это отмщение за храм Его (ст. 11, как и ранее в Иер 50:28). Господь, Бог воздаяний, Боже отмщений, воздаст воздаяние (ст. 56), Он отплатит им дома; Он воздаст Вавилону за все то зло, какое они делали на Сионе (ст. 24); Он сделает это в глазах Своего народа. Они получат удовлетворение, видя, с какой ревностью Он вступается за их дело. Они не только доживут, чтобы увидеть эти суды, обрушившиеся на Вавилон, но и четко увидят, что они являются наказанием за зло, причиненное Сиону. Всякий человек сможет увидеть это и сказать: «Подлинно есть Бог, судящий на земле!»; ибо как Вавилон повергал пораженных израильтян, не только убивая вооруженных воинов, а всех без различия, по всей земле их (почти все были преданы мечу), так и в Вавилоне будут повержены не только жители города, но и пораженные всей страны (ст. 49). Кир поступит с халдеями так, как они поступали с иудеями, и тогда всякий наблюдатель сможет увидеть, что Бог воздал им за то, что они причинили Его народу. Но дети Сиона смогут определенным образом ликовать при этом (ст. 10): «Господь вывел на свет правду нашу; Он вступился за нас против тех, кто был несправедлив к нам, и отомстил; Он также показал, что примирился с нами и что мы в Его глазах народ праведный. И поэтому да скажут во славу Господа: «Пойдем и возвестим на Сионе дело Господа, Бога нашего, и пригласим других присоединиться к нашей хвале».
IV. На возвещение величия и верховной власти Бога, Который вступился за дело Сиона и решил воздать по заслугам его гордому и могущественному врагу (ст. 14). Это сказал Господь Саваоф; Он поклялся Самим Собою (ибо ничем большим не мог поклясться), что наполнит Вавилон огромным и невообразимым количеством вражеских армий, наполнит его людьми, как саранчою, которые победят его своим количеством, ибо им нужно только поднять крик против тебя такой ужас они будут внушать и подавлять всех жителей, что сделают их легкой добычей для этой многочисленной армии. Но кто это и где он тот, кто сможет сокрушить такое могущественное царство Вавилона? Пророк описывает его так же, как раньше (Иер 10:12−16); также описывает его победу над всеми притворщиками; но там эти слова предназначались для того, чтобы обличить идолопоклонников Вавилона и утвердить Божий Израиль верить и поклоняться Богу Израилеву, а здесь они повторяются, чтобы показать, что Бог убедит Своими судами тех, кого не смог убедить Своим словом, что Он Бог над всеми. Пусть никто не сомневается в том, что Тот, Кто решил уничтожить Вавилон, сможет осуществить Свои слова, ибо (1) Он Бог, сотворивший мир (ст. 15), и поэтому для Него нет ничего невозможного; именно Его имя наша помощь, и на Нем зиждется наше упование.
(2) В Его распоряжении все сотворенные Им твари (ст. 16); Его провидение постоянный процесс сотворения. В Его распоряжении ветер и дождь. Если Он скажет слово, то по гласу Его шумят воды на небесах (поразительно, как они могут храниться там), питающиеся облаками, возводимыми от краев земли (удивительно, как они восходят туда). Молнии и дождь кажутся противоположными по своей сути, как огонь и вода, но они производятся одновременно; ветер кажется произвольным в своих движениях, и мы не знаем, откуда он исходит, тем не менее мы уверены, что он выходит из хранилищ Его.
(3) Идолы, которые противятся исполнению Его слова, лишь подделка, а поклоняющиеся им неразумные люди (ст. 17−18). Идолы это ложь, суета; они дело заблуждения; когда к ним приступают, чтобы проверить их, во время посещения их они исчезают, то есть они не оправдывают надежд и оказываются ни на что не годными; а кто делает их, тот подобен им. Между Богом Израиля и богами языческими не может быть сравнения (ст. 19): «Не такова, как их, доля Иакова»; Бог, сказавший эти слова, Который и исполнит их, есть Творец всего, Господь Саваоф, и поэтому Он может сделать то, что хочет»; между Ним и Его народом близкие отношения, ибо Он их часть, и они принадлежат Ему; они уповают на Него как на свою часть, а Ему нравится смотреть на них и заботиться о них как о жребии наследия Своего, и поэтому Он будет делать то, что лучше для них. Повторение этих истин, которые были сказаны ранее, подразумевает их незыблемость и важность; это обязывает нас обратить на них особое внимание. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога: сила разгромить самых грозных врагов Своей Церкви; и если Бог сказал один раз, более того, дважды, то мы не сможем оправдаться, если были невнимательными и не приняли Его слов.
V. На описание инструментов, задействованных в этом служении. Бог возбудил дух царей Мидийских (ст. 11), Дария и Кира, которые выступили против Вавилона по божественному указанию, ибо намерение Бога против Вавилона,.чтобы истребить его. Они совершат действие, но Бог задумал и предопределил его; они только исполняют Его цель и поступают так, как Он велит. Отметьте: совет Божий устоит, и соответственно ему все сердца придут в движение. Те, кого Бог задействует против Вавилона, сравниваются (ст. 1) с разрушительным ветром (ст. 1, англ. пер.), который то ли своим холодом сорвет все плоды земли, то ли своей яростью сокрушит все перед собой. Этот ветер выйдет из Божьих хранилищ (ст. 16); он поднимется против тех, которые живут среди халдеев других народов, обитающих в их среде и объединившихся с ними. Халдеи восстали против Бога, поклонившись идолам, и против них Бог поднимет губителей, ибо Он очень суров к тем, кто соперничает с Ним. Эти враги сравниваются с веятелями (ст. 2), которые веялками развеют их, как солому. Халдеи выступили в роли веятелей, чтобы просеять народ Божий (Иер 15:7) и опустошить его, а теперь они сами будут подобным образом ограблены и рассеяны.
VI. На данное им подробное поручение уничтожить и опустошить все. Пусть напрягают лук свой против халдейских лучников (ст. 3) и не щадят юношей его, а истребят все войско их, ибо Бог как помыслил, так и сделает, что изрек на жителей Вавилона (ст. 12). Здесь могут подразумеваться инструменты, которые Он задействует, и заверения в успехе. Используемые ими методы такие, какие задумал Господь, и поэтому они несомненно добьются успеха; то, что Он сказал, будет исполнено, ибо Он Сам сделает это, и поэтому нужно совершить все необходимые приготовления. К этому Он и призывает их (ст. 27−28). Пусть поднимут знамя на земле, под которым соберутся воины для этого похода; пусть трубят трубою, чтобы собрать людей вместе и воодушевить их; пусть народы, из которых будет собрана армия Кира, подготовят своих воинов; пусть царства Араратские, Минийские, Аскеназские, расположенные в верхней и нижней Армении, царства Аскании, расположенные возле Фригии и Вифинии, пошлют часть своих войск для этого служения; пусть назначат военачальников и авангард кавалерии; пусть приведут много коней, как страшную саранчу, и пусть они придут, как саранча, прыгая и заполняя долину; пусть опустошат страну, как это делает саранча (Иоиль 1:4), особенно дикая саранча; пусть цари и военачальники приготовят страны выступить против Вавилона, ибо это великое служение и будет достаточно работы для многих рук.
VII. На слабость халдеев и их абсолютную неспособность поднять голову против этой грозной разрушительной силы. Когда Бог задействовал их против других народов, они были смелы, сильны и вели наступательные действия, они были исполнены поразительной решимости сражаться и побеждать, но теперь, когда настал их черед получить по заслугам, вся их сила и смелость исчезли, их сердца оробели, и никто из их могучих и отважных воинов не мог оказать достойного сопротивления. Бог призывает их подготовиться к действиям, но делает это с иронией и укором (ст. 11): «Острите стрелы, которые поржавели из-за неупотребления; собирайте щиты (англ. пер.), которые за долгое время мира и безопасности были заброшены (ст. 12); поднимите знамя против стен Вавилона на башнях этих стен, чтобы призвать всех, кто в долгу перед этим городом и должен послужить, оказав ему помощь; пусть поставят самую бдительную стражу и назначат часовых на посты; пусть приготовят засаду, чтобы уловить врага». Эти слова означают, что они очень самонадеянны и беспечны и нуждались в подобном побуждении (такими они и оказались, ибо, когда город был взят, они веселились на своих пирушках), но все их приготовления будут бесполезны. Кто бы ни призывал их, их сердца не были расположены отозваться на призыв (ст. 29). Вся земля трясется и трепещет (всеобщее оцепенение охватило ее), скорбь (в англ. пер.) охватила их, ибо они увидели неумолимую мышцу и неизменный совет или указ Бога, направленный против них. Они увидят, что Бог делает землю Вавилонскую пустынею, тем самым исполняя Свои намерения; и тогда сильные Вавилонские перестанут сражаться (ст. 30). Бог лишил их силы и духа, и поэтому они сидят в укреплениях своих, не осмеливаясь выглянуть наружу; сила их сердец и рук ослабела; они стали боязливыми, как женщины, и поэтому враг, не сталкиваясь с сопротивлением, сжег жилища их и сокрушил затворы их. Об этом же говорят ст. 56−58. Когда губитель придет в Вавилон, то его могучие воины, которые должны поднять голову против захватчика, будут сразу схвачены, их орудия войны окажутся бесполезными, а их луки сокрушены. Государственные мужи подведут их: они созовут военный совет, но князья и военачальники, заседающие на советах, чтобы обдумывать средства всеобщей безопасности, напьются допьяна; они будут вести себя как люди, одурманенные тупостью или отчаянием; они не смогут сформировать правильиое понятие о положении дел; они будут претыкаться и будут непостоянными в своих советах и решениях, сбивать с ног друг друга и падать. В конце концов они заснут сном вечным и никогда не пробудятся от вина: от вина гнева Божьего, ибо для них оно опиум, который ввергнет их в фатальный летаргический сон. Стены Вавилона до основания будут разрушены (ст. 58). Когда враг проложил путь через Евфрат, который считался непроходимым, то они понадеялись на стены, которые считали неприступными толстые стены Вавилона или (как написано на полях) на стены могучего Вавилона. Окружной путь вокруг города составлял 385 стадий, а некоторые говорят 480 стадий, то есть около шестидесяти миль; его стены были высотой 200 локтей, шириной 50 локтей, и поэтому по ним легко могли ехать две колесницы. Некоторые говорят, что вокруг внутреннего города была построена тройная стена, равно как и вокруг внешнего, и что камни стены скреплялись смолой вместо известнякового раствора (Быт 11:13), и их было очень трудно разделить. Тем не менее эти стены до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем, а люди, защищавшие город, будут напрасно трудиться в огне (анг. пер.), они изнурят себя, но ничем не улучшат его положение.
VIII. На разрушение, которое захватчики совершат в Вавилоне.
1. Это будет полное уничтожение; приговор вынесен и не может быть изменен; против него выступила божественная сила, и ей невозможно противостать (ст. 8): пал Вавилон и разбился; он обязательно падет и разрушится, словно уже пал и разрушился, хотя в то время, когда Иеремия пророчествовал об этом и много лет спустя, Вавилон был на пике славы и величия. Бог возвестил и выступил против Вавилона (ст. 25): «Вот, Я на тебя»; недолго устоит тот, против кого выступил Бог. «Я простру на тебя руку Мою», говорит Бог, тяжести которой не может вынести ни одно творение, равно как и противостоять ей. Будет достигнута Его цель, когда Вавилон сделается пустынею (ст. 29).
2. Это будет справедливое уничтожение. Вавилон заслужил его, и поэтому оно обязательно исполнится, ибо (ст. 25) он был горою губительною: очень высокомерным и тучным, как гора, разоряющим всю землю, как камни, которые откалываются от высокой горы и портят окружающую землю. Но теперь он сам будет низринут со скал, служивших ему основанием, на котором он стоял. Он станет на один уровень с другими, а его богатство и сила будут сокрушены. Сейчас он похож на горящую гору, такую, как Этна или другие вулканы, выбрасывающие огонь и внушающие ужас всем окружающим. Но он превратится в сожженную скалу; в конце концов он поглотит сам себя и от него останется только груда пепла. Таким станет этот мир к концу времен. Писание вновь говорит (ст. 3З): «Вавилон подобен гумну, на котором в течение долгого времени провеивали народ Божий, как шелуху, но настало время, когда его самого будут провеивать и очищать от шелухи. Его князья и знатные люди, все его обитатели будут избиваемы на собственной земле, как на гумне. Гумно приготовлено. Своим грехом Вавилон сделал себя театром военных действий, а его народ, подобно зерну во время жатвы, созрел для уничтожения» (Откр 14:15; Мих 4:12).
3. Это будет неотвратимое уничтожение. Похоже, Вавилон был хорошо защищен и укреплен: «Ты живешь при водах великих» (ст. 13); он был расположен так, что казался неприступным; он был окружен реками, и поэтому вступление врага было значительно затруднено. Со ссылкой на это место Писание говорит о новозаветном Вавилоне, что он сидит на многих водах, то есть царствует над многими народами, как это делал старый Вавилон (Откр 17:15). Вавилон изобиловал сокровищами, тем не менее «пришел конец твой, и ни воды, ни твое богатство не защитят тебя». Конец, который настигнет тебя, будет мерой жадности твоей; он поставит предел твоим накоплениям, поставит границу твоим амбициям и алчности, которые в противном случае были бы безграничными. Уничтожая Вавилон, Бог говорит его гордым женам: «Доселе дойдешь и не перейдешь». Отметьте: если мужья благодаря мудрости и благодати не ставят пределы для своей алчности, то Бог ставит ей предел Своими судами. Вавилон возгордился, считая себя защищенным и великим, но он обманется (ст. 53): «Хотя бы Вавилон своими стенами и дворцами возвысился до небес, хотя бы он на высоте утвердил твердыню свою (ибо то, что расположено высоко, может упасть), но все это не поможет ему; Бог пошлет против него опустошителей, которые сокрушат его силу и свергнут его с высоты».
4. Это будет постепенное уничтожение, которое, если бы они захотели, то смогли предвидеть и принять предостережения о нем (ст. 46): «Слух придет в один год о том, что Кир готовится к войне, и потом, в другой год, придет слух о том, что он намеревается напасть на Вавилон, что он направляется по этому пути»; и поэтому, когда он был еще далеко,, они могли послать ему условия для заключения мира. Но они были слишком гордыми и самонадеянными, чтобы поступить так, а их сердца были ожесточены и приготовлены к истреблению.
5. Когда оно придет, то поразит их: «Внезапно пал Вавилон» (ст. 8); разрушение пришло, когда они не думали о нем; и оно совершилось в короткое время, как и разрушение новозаветного Вавилона, в один час (Откр 18:17). Царь Вавилонский, который должен был наблюдать за приближением врага, сам был так далеко от места атаки, что прошло много времени, прежде чем он заметил, что город захвачен, и поэтому стражники, находившиеся недалеко от этого места, посылали одного гонца за другим, чтобы известить об этом (ст. 31). Гонцы, прибывшие из разных мест с вестью для царя Вавилонского о том, что город взят со всех концов, что ничто не может остановить продвижение завоевателей и они скоро окажутся в противоположном конце, встретятся во дворце. Они будут рассказывать ему, что враг захватил броды (ст. 32), укрепления или запоры на реке, а перейдя реку, поджег тростник вдоль реки, чтобы напугать город, и поэтому все воины напуганы, бросили свое оружие и сдались на милость победителя. Гонцы с подобными новостями, как в ситуации Иова, приходили один за другим, и их сообщения сразу подтвердились появлением врагов во дворце и убийством самого царя (Дан 5:30). Похоже, стихи 38−39 ссылаются на языческий пир, имевший место именно в то время, когда был взят город, что свидетельствовало об их непонятной уверенности и великом преимуществе врага: «Как львы зарыкают все они, как делают мужчины во время пирушек, когда вино ударит им в головы». Они называют это пением, но на языке Писания и трезвых людей о таковых говорят, что они ревут, как щенки львиные. Возможно, они пили за крушение Кира и его армии с громкими восклицаниями. «Ладно, говорит Бог, когда они разгорячили себя вином (Ис 5:11), а головы отяжелели от крепких напитков, Я сделаю им пир и дам им их часть». Они передавали свою чашу по кругу, а теперь обратится и к тебе чаша десницы Господней (Авв 2:15−16) чаша ярости, которая упоит их, чтоб они повеселились (или, скорее, чтобы они попировали) и заснули вечным сном; пусть повеселятся, насколько смогут, с этой горькой чашей в руке, но она усыпит их так, что они не пробудятся более (как в ст. 57), ибо в ту ночь, посреди веселья, был убит Валтасар.
6. Это будет всеобщее уничтожение. Бог основательно совершит его, ибо не только исполняет то, что планировал, но и заканчивает то, что начал. Пораженные падут в огромном количестве на земле Халдейской; толпы падут пронзенными на дорогах ее (ст. 4). Они будут сведены, как ягнята на заклание (ст. 40), в огромном количестве и уничтожены с такой легкостью, с какой мясник убивает ягнят. Сила врага и их нападение сравниваются с прорывом и подъемом воды (ст. 42): «Устремилось на Вавилон море, которое, однажды прорвав плотину, сметает все преграды, и он покрыт множеством волн его, побежден многочисленной армией». Тогда города его сделались пустыми необитаемыми, невозделанными пустынями (ст. 43).
7. Это истребление коснется богов Вавилона, их идолов и истуканов, оно падет на них особым весом. «В доказательство того, что вся земля будет посрамлена и все пораженные Вавилона падут и по всей земле его будут стонать раненые (ст. 52), Я посещу его идолов» (ст. 47). Все должны погибнуть, раз гибнут их боги, на защиту которых они надеялись. Хотя сами захватчики являются идолопоклонниками, но они уничтожат истуканов и храмы богов Вавилонских в качестве залога упразднения всех ложных божеств. Вил был главным идолом, которому поклонялись вавилоняне, поэтому он здесь упомянут как отмеченный для истребления (ст. 44): «Я посещу Вила этого великого пожирателя, идолу которого приносились обильные жертвы и посвящалась богатая добыча, чей храм посещает так много людей». То, что он ненасытно поглощал, будет исторгнуто. Бог исторгнет из его храма все богатства, хранившиеся там (Иов 20:15). Его жертвенники будут оставлены, больше никто не будет уделять им внимание, и поэтому идол, считавшийся защитником Вавилона, падет и окажется несостоятельным.
8. Это будет окончательное истребление. Вы можете взять бальзам для раны его, но все будет напрасно; кто не исцелился словом Божьим, тот не исцелится и Его провидением (ст. 8−9). Вавилон будет грудою развалин (ст. 37), и, чтобы довершить его позор, никто не будет использовать даже руины Вавилона: такими отталкивающими они будут; никто не будет посещать такое зловещее место (ст. 26): «И не возьмут из тебя камня для углов и камня для основания». Люди будут стараться не иметь ничего общего с Вавилоном или тем, что принадлежало ему. Или эти слова означают, что в Вавилоне не останется ничего, на чем стоило бы строить надежды или пытаться вновь построить царство, ибо, как следует из всего этого, вечно он будет запустением. Св. Иероним говорил, что хотя в его время руины Вавилона были видны, но земля, ими ограниченная, стала лесом для диких зверей.
IX. На призыв народу Божьему выйти из Вавилона. Они поступят мудро, если при приближении гибели оставят город и удалятся в деревни (ст. 6): «Бегите из среды Вавилона в отдаленные места, чтобы спасти свою жизнь, чтобы вы не были истреблены за его беззакония». Когда суды Божьи бушуют повсеместно, тогда хорошо находиться подальше от тех, против кого они направлены, как бежал Израиль от шатров Корея. Это согласуется с советом, который Христос дал Своим ученикам, в адрес Иерусалима: «....тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф 24:16). Они поступят мудро, если выйдут из среды Вавилона, чтобы не стать соучастниками его истребления или не испытывать тот же страх (ст. 45−46): «Да не ослабевает сердце ваше, и не бойтесь слуха, который будет слышен на земле». Хотя Бог говорил им, что Кир будет их избавителем, а уничтожение Вавилона их освобождением, тем не менее им также сказали, что при благосостоянии его им будет мир, и поэтому сигнал тревоги для Вавилона напугает их; и, возможно, у них не будет достаточно веры и благоразумия, чтобы подавить эти страхи, поэтому им дается совет бежать при звуках тревоги. Отметьте: кто не имеет достаточно благодати, чтобы сохранить самообладание во время искушения, тот должен иметь достаточно мудрости, чтобы удержаться от пути искушения. Но это еще не все: они не только поступят мудро, оставив город при приближении гибели, но и исполнят свой долг, оставив и страну, когда ее уничтожение будет завершено и они окажутся на свободе благодаря тому, что их тюрьмы будут разрушены. Об этом им говорится (ст. 50−51): «Вы, израильтяне, спасшиеся от меча халдеев ваших угнетателей, и персов их опустошителей, теперь, когда пришел день вашего избавления, уходите, не останавливайтесь; торопитесь уйти в свою страну, как бы благополучно вы ни устроились в Вавилоне, ибо не это место вашего покоя, а Ханаан».
1. Он напоминает им о побуждающих мотивах, чтобы они вернулись: «Вспомните издали о Господе, о том, что Он присутствует здесь сейчас, когда вы далеко от родины, о Его присутствии с вашими отцами в давние времена в храме, хотя вы сейчас далеко от его руин». Отметьте: где бы мы ни находились, далеко или глубоко, мы должны помнить Господа, Бога нашего; во времена величайших страхов и надежд всегда своевременно вспомнить о Господе. «Вспомните также Иерусалим. Хотя сейчас он в руинах, но жалейте прах его (Пс 101:15); хотя лишь немногим удалось увидеть его, но верьте рассказам о нем тех, кто плакал, вспоминая Сион; думайте о Иерусалиме до тех пор, пока не примете решение обязательно добраться до него». Отметьте: когда мы не можем увидеть город наших торжественных собраний, то должны стараться, чтобы он присутствовал в нашем разуме; и нам будет полезно почаще вспоминать небесный Иерусалим, совершая путешествие через этот мир.
2. Он обращает внимание на огорчение вернувшихся пленников (ст. 51); когда им напомнили об Иерусалиме, то они воскликнули: «Стыдно нам было; мы не можем вспоминать об этом, бесчестие покрывало лица наши, когда упоминали об этом, ибо мы слышали, что чужеземцы пришли во святилище, то есть оно осквернено и разрушено чужеземцами; как мы можем думать об этом без огорчения?» На это он отвечает (ст. 52), что теперь Бог Израиля восторжествует над богами Вавилона, и тогда их бесчестие рассеется. Отметьте: видение восстановления Иерусалима удержит нас от стыда за его руины. X. На различные ощущения, вызванные падением Вавилона; то же самое касается новозаветного Вавилона (Откр 18:9,19).
1. Одни будут оплакивать разрушение Вавилона. Пронесется от Вавилона гул вопля (ст. 54), оплакивающий это великое истребление, вопль скорби, ибо Господь положит конец горделивому голосу толпы великому гласу веселья, который слышен в Вавилоне (ст. 55). Нам сказано, что они будут говорить в своем плаче (ст. 41): «Как взят Сесах, как мы ошибались в его адрес! Как этот город, который был славой, хвалой и восхищением всей земли, был поражен и сделался ужасом среди народов» Посмотрите, как может подвергнуться всеобщему презрению то, чем повсеместно восхищались.
2. Тем не менее некоторые будут радоваться падению Вавилона, но не так, как радуются бедственному положению подобных им тварей, а как явлению праведного суда Божьего, который открывает путь для освобождения Божьих пленников. В связи с этим восторжествуют над Вавилоном небо и земля и все, что на них (ст. 48); Церковь на небесах и Церковь на земле воздадут Богу славу за Его праведность и с благодарностью вознесут Ему хвалу. Гибель Вавилона это слава Сиона.
Стихи 59−64. Мы уделили много внимания суду над Вавилоном, который описывается в данной и предыдущей главах, а в данных стихах подводится заключение по этому вопросу.
1. Похоже, сам Иеремия делает копию этого пророчества, ибо писец Варух здесь не упоминается (ст. 60): «Иеремия вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были придти на Вавилон». Он принял это известие для того, чтобы передать всем, кого оно касалось. Запись слова Божьего, создание копий закона, книг пророков и посланий в значительной степени способствует его распространению и сохранению.
2. Он послал ее в Вавилон находившимся там пленникам через Сераию, который отправился туда в качестве сопровождающего или посланника царя Седекии в четвертый год его царствования (ст. 59). Он отправлялся в Вавилон с Седекиею или (как написано на полях) по поручению Седекии. Следует обратить внимание на данную ему характеристику: Сераия был тихим князем (анг. пер.), князем покоя. Он был почитаем и обладал властью, но не был, как большинство князей в то время, вспыльчивым и горячим, не устраивал пирушки, не затевал безрассудных интриг и не поступал опрометчиво. Он имел уравновешенный характер, в своих поступках старался содействовать миру и прилагал усилия, чтобы сохранить взаимопонимание между своим господином и царем Вавилонским, удерживая своего царя от мятежа. Он не преследовал Божьих пророков, а был воздержанным человеком. Седекия сделал правильный выбор, взяв его сопровождающим к царю Вавилонскому, и Иеремия вполне мог дать этому человеку свое поручение. Отметьте: действительная честь для великих людей быть спокойными, и мудро поступают те правители, которые доверяют им ответственные посты.
3. Иеремия хочет, чтобы Сераия прочел его книгу соотечественникам, которые уже попали в плен: «Когда ты придешь в Вавилон, то смотри, какое это величественное место, какой большой город, какой он крепкий и богатый, как он хорошо укреплен, и тогда ты подумаешь, что он будет стоять вечно (как думали ученики, осматривая здания храма и делая вывод, что ничто не разрушит его до кончины века, Мф 24:3); тогда прочитай все сии речи для себя и своих близких друзей, чтобы они получили ободрение в плену. Пусть глазом веры увидят кончину этой грозной силы, пусть утешат ею себя и друг друга».
4. Ему велено торжественно провозгласить, что зачитанные им слова обладают божественной властью и неоспоримой достоверностью (ст. 62): «Тогда взгляни на Бога и скажи: ”Господи! Ты изрек о месте сем, что истребишь его”». Это напоминает возвещение ангела об уничтожении новозаветного Вавилона. Сии суть истинные слова Божии (Откр 19:9). Слова сии истинны и верны (Откр 21:5). Хотя Сераия увидит Вавилон процветающим, но, прочитав это пророчество, он должен предвидеть падение Вавилона и проклясть его, хотя его жилища укрепляются (Иов 5:3): «Господи! Ты изрек о месте сем, и я верю Твоим словам; ты знаешь все и можешь сделать все. Ты вынес приговор Вавилону, и он будет приведен в исполнение. Ты изрек о месте сем, что истребишь его, и поэтому мы не будем завидовать его богатству и не будем бояться его силы». Когда мы видим, каков этот мир, как блистает его внешний вид и лестны его предложения, тогда давайте прочитаем из Книги Господней, что проходит образ мира сего, что скоро он будет истребпен и станет вечною пустынею; мы должны научиться смотреть на него со святым презрением. Здесь обратите внимание: когда мы читаем слово Божье, то нам следует направлять Тому, Чье это слово, наше смиренное признание и веру в то, что прочитанное нами это истина, справедливость и благость.
5. Затем он должен привязать к книге камень и забросить ее на середину реки Евфрат в качестве подтверждающего знамения всего, что содержится в ней, говоря: «Так погрузится Вавилон и не восстанет, ибо они совершенно изнемогут и полностью покорятся, как люди, уставшие от бремени, под тяжестью бедствия, которое Я наведу на них, от которого они не могут избавиться» (ст. 53,64). В знамении камень должен был потопить книгу, которая без него плавала бы на поверхности, но в символическом значении, скорее всего, книга должна была потопить камень, ибо именно божественный приговор, вынесенный Вавилону в этой книге, должен был потопить город, который казался твердым, как камень. Падение новозаветного Вавилона было представлено подобным образом, но более величественно (Откр 18:21): «Сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: так повержен будет Вавилон». Кто тонет под тяжестью Божьего гнева и проклятия, тот тонет невозвратимо. Последние слова данной главы ставят печать на видение и пророчество данной книги: «Доселе речи Иеремии». Это не значит, что данное пророчество о Вавилоне было последним его пророчеством, ибо оно датировано четвертым годом правления Седекии (ст. 59) намного раньше, чем он закончил свое свидетельство; но оно записано последним, так как должно было исполниться последним из всех его пророчеств против язычников (Иер 46:1). А оставшаяся глава носит чисто исторический характер и, как считают некоторые, добавлена некой другой рукой.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 51 глава