В данной главе, как и выше:
(I) Приводится пророчество о вторжении халдейского войска в землю иудейскую и осаде им Иерусалима (ст. 1−6), о разграблении страны (ст. 9) и об ужасе, который в связи с этим охватит всех (ст. 22−26).
(II) Перечисляются грехи, которыми Иуда и Иерусалим побудили Бога навести на них этот сокрушительный суд: угнетение (ст. 7), презрение к Божьему слову (ст. 10−12), обмирщение (ст. 13), вероломство пророков (ст. 14), бесстыдство в грехе (ст. 15), непокорность обличениям (ст. 18−19), из-за чего их жертвы стали неугодными Господу (ст. 20), и Он предал их погибели (ст. 21), но перед тем испытал (ст. 27) и отверг, как неисправимых (ст. 28−30).
(III) В разгар упомянутых событий звучит добрый совет, но тщетно (ст. 8,16−17).
Стихи 1−8. В данных стихах:
I. Звучит угроза о суде над Иудой и Иерусалимом. Город и страна в то время были беспечными, лишенными каких-либо предчувствий опасности; они не видели сгущающихся туч, все вокруг казалось им мирным и безмятежным; но пророк сообщает людям, что вскоре их ждет вторжение чужой державы, от севера придет на них войско, которое все опустошит и приведет не только к всеобщему оцепенению, но и к всеобщему запустению. Здесь предсказывается, что:
1. Сигнал тревоги будет громким и ужасающим. Он символически представлен в стихе 1. Детей Вениаминовых, то есть колено, в уделе которого находилась часть Иерусалима, призывают ради собственной безопасности бежать в предместья, потому что в городе (укрыться в котором было первой благоразумной мыслью, Иер 4:5−6) скоро станет слишком жарко, и они убедятся, что мудрее всего убежать из него. Весьма распространенное явление: когда все охвачены страхом, людям свойственно считать любое место, за исключением того, где они находятся, более безопасным; и поэтому оказавшиеся в городах склонны отправляться в деревню в надежде, что там избегут опасности, а обитатели сельской местности считают за лучшее укрыться в городе, надеясь таким образом обезопасить себя; но все напрасно, когда зло преследует грешников с миссией свыше. Детям Вениаминовым велено протрубить сигнал тревоги в предместьях и сделать все, что в их силах, ради собственной безопасности: и в Фекое трубите трубою в городе, лежащем в двадцати милях к северу от Иерусалима. Нужно расшевелить его жителей, чтобы встали на стражу: и дайте знать огнем (то есть разожгите сигнальные огни) в Бефкареме, в доме виноградника, располагавшегося на холме между Иерусалимом и Фекоей. Готовьтесь дать мощный отпор, ибо от севера появляется беда. Возможно, воспринимать следует иронически: «Прибегните к наилучшим, по вашему мнению, методам защиты, но все они окажутся напрасными; ибо, даже стараясь изо всех сил, вам не избежать великого истребления, потому что тщетно состязаться с Божьими судами».
2. Нападение на иудеев будет дерзким и ужасающим, они окажутся совершенно неравным по силам противником завоевателю.
(1) Посмотрите, что собою представляет дочь Сиона, которой наносится удар. Она сравнивается с красивой и изнеженной женщиной (ст. 2), выросшей в окружении всего мягкого и изысканного и не особо утруждавшей себя ставить ногу свою на землю по причине роскоши и изнеженности (Втор 28:56), не выносившей дуновения ветра; и, не будучи приученной к страданиям, она вряд ли окажет сопротивление врагу (ибо на войне нужно уметь переносить страдания) и едва ли примет разорение с терпением, необходимым для того, чтобы его перенести. Чем больше мы потакаем себе в наслаждениях этой жизни, тем менее подготовленными к трудностям этой жизни становимся.
(2) Посмотрите, что собою представляет дочь Вавилона, наносящая удар. Военачальники и их войска сравниваются с пастухами и их стадами (ст. 3) в таком количестве они придут, придерживаясь боевого порядка воины будут следовать за своими вождями, как овцы за пастухами. Дочь Сиона сидела дома (существует и такое чтение) в ожидании, что кто-то придет и станет ухаживать за ней с любовью, но в дом вторглись с яростью. Приведенное здесь сравнение врагов с пастухами побуждает меня отдать предпочтение другому чтению второго стиха: дочь Сиона подобна прекрасному пастбищу и изысканной земле, привлекающей пастухов, чтобы привели туда пастись свои стада; пастухи с легкостью завладевают открытым полем, которое (что было в то время обычным делом в некоторых местах) доступно для всеобщего пользования и никому не принадлежит, раскидывают палатки, а их стада быстро объедают его; подобным образом и халдейская армия легко ворвется в иудейскую землю, займет жилища, где ей заблагорассудится, и в скором времени все опустошит. Для большей иллюстративности пророк показывает:
[1] Как Бог уполномочит захватчиков совершить опустошение даже святой земли и святого города, которые были Его собственностью. Именно Господь говорит: приготовляйте против нее войну (ст. 4), ибо Он Господь Саваоф, в распоряжении Которого находятся все воинства, именно Он сказал: рубите дерева и делайте насыпь против Иерусалима (ст. 6), чтобы напасть на него. У халдеев были огромные полномочия в борьбе против Иуды и Иерусалима и, тем не менее, не было ни одного полномочия, кроме данных им свыше. Бог отметил Иерусалим к разрушению. Он сказал: «Этот город должен быть наказан, посещен с гневом, посещен Божьей справедливостью, и настало время посещения его». Неизбежно грядет день посещения всех беззаботных и уверенных в своих греховных путях.
[2] Как захватчики будут воодушевлять друг друга на исполнение данного поручения. Божьей волей принято решение не в пользу Иерусалима, которое не подлежит ни отмене, ни изменению, и военные советы, проведенные врагами, согласованы с Божьими советами. После слов Господа «приготовляйте против нее войну» планы врагов подчинены Его планам и, невзирая на удаленность места и на множество лежащих на пути трудностей, враг принимает решение единодушно: вставайте и пойдем. Следует заметить: полезно видеть, как в замыслах людей, даже не знающих Бога, воплощаются и исполняются Божьи советы и постановления (Ис 10:6−7). В этой военной операции, во-первых, захватчики полны решимости действовать стремительно. Не успели они принять решение, как приступили к делу; о них нельзя сказать, что отложили на завтра то, что можно сделать сегодня: вставайте и пойдем в полдень, невзирая на дневной зной; более того: вставайте, пойдем и ночью (ст. 5), невзирая на тьму. Ничто им не воспрепятствует; они решили не терять времени. О них говорится как о людях, которые заботятся, чтобы отправиться незамедлительно: «Горе нам! День уже склоняется (ст. 4), а мы еще не продвинулись в своем деле; распростираются вечерние тени, а мы сидим неподвижно и упускаем возможность». О, если бы и мы так же энергично приступали к духовной работе и брани, боясь потерять время или малейшую возможность взять царство небесное силою! Как неразумно размениваться на пустяки, когда нужно совершать вечное спасение и бороться с врагами этого спасения! Во-вторых, захватчики с уверенностью ожидают небывалого успеха: «...пойдем и разрушим ее дворцы и завладеем всем находящимся в них богатством». Их энтузиазм продиктован не желанием исполнить Божью волю, но возможностью наполнить собственные сокровищницы; тем не менее таким образом они послужили Божьим намерениям.
II. Причина данного суда установлена. Все это за нечестие иудеев; они сами навлекли на себя суд; им надлежит нести его, ибо на них лежит вина. Они подверглись такому угнетению, потому что сами были притеснителями; иудеи жестоко обращались друг с другом, каждый в свою очередь, когда на его стороне были сила и преимущество; теперь придет враг и проявит жестокость по отношению ко всем иудеям. Здесь им вменяется в вину грех угнетения, жестокости и правонарушений.
1. Как грех, принявший национальные масштабы: за то этот город должен быть наказан (и наступило время призвать его к ответу), что в нем всякое угнетение (ст. 6). Люди всех рангов и сословий, от правителя на престоле до ничтожнейшего хозяина лавки, угнетали бывших у них в подчинении. Куда ни глянь всюду найдется повод для жалоб подобного рода.
2. Как грех, ставший для иудеев чем-то естественным: он источает из себя зло во всех его разнообразных проявлениях, как источник извергает из себя воду (ст. 7); в таком же изобилии и с таким же постоянством, как фонтан, потоки которого горьки и ядовиты. Невозможно удержать воду в роднике она найдет, проторит себе путь; подобным же образом ни законы, ни совесть не могли удержать людей от жестоких поступков. Это вполне применимо к порочному сердцу человека в его природном состоянии: оно источает из себя зло, тот или иной злой умысел, подобно тому как источник извергает из себя воду естественно и непринужденно; вода течет всегда, а источник остается полным.
3. Как грех, совершавшийся постоянно: в нем слышно насилие и грабительство. Вопль об этом взошел к Господу, как от Содома: пред лицем Моим всегда обиды и раны жалобы людей, чувствующих себя оскорбленными, которых незаслуженно ранили физически или духовно, нанесли ущерб их имению или репутации. Следует заметить: Тот, Кто является общим Родителем всего человечества, видит и негодует и рано или поздно воздаст за злодеяния и вред, которые люди причиняют друг другу.
III. Иудеям дан совет, как предотвратить этот суд. Здесь звучит справедливое предостережение в отношении сложившейся ситуации в целом: «Вразумись, Иерусалим (ст. 8). Прими наставление, которое дают тебе как закон Божий, так и пророки; стань наконец благоразумным ради себя самого». Иудеи прекрасно знали, что им следует делать; оставалось только сделать, ибо нельзя сказать, что до сих пор их никто не вразумлял. Основанием для данного совета служила грозившая им гибель, которая была неизбежна, если они не согласятся подчиниться наставлению: чтобы душа Моя не удалилась (или отделилась) от тебя. Данные слова подразумевают, что некогда Бог испытывал к народу нежную любовь и проявлял о нем заботу; Он привязался к нему душой, и ничто, кроме греха, не могло разъединить их. Следует заметить:
1. Бог милости не склонен разлучаться даже с раздражающим Его народом и старается привести его к истинному покаянию и преобразованию, чтобы не доходить до чрезвычайных мер.
2. Весьма плачевен случай людей, от которых удаляется душа Господа; это подразумевает потерю не только материальных благословений, но и утешений и милостей, которые являются непосредственными и особыми знаками Божьей любви и присутствия. Сравните это место с вселяющими страх словами из Нового Завета: если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр 10:38).
3. Кого оставляет Бог, того, несомненно, можно считать погубленным; вскоре после того как душа Господа удалится от Иерусалима, он станет пустым и необитаемым (Мф 23:38).
Стихи 9−17. Оглавление внутри данного отрывка совпадает с заголовками предшествующего, ибо все заповедь на заповедь, правило на правило.
I. Здесь звучит угроза о разорении Иуды и Иерусалима. Выше мы рассмотрели, с какой поспешностью халдейская армия готовилась к войне (ст. 4−5); теперь мы читаем об опустошении, причиненном войной. Как прискорбно описанное здесь разорение! Враг будет квартировать у иудеев так долго и столь ненасытным окажется в своей жажде крови и сокровищ, что захватит все лежащее у него на пути, и если нечто ускользнуло от него один раз, то в другой раз непременно попадет ему в руки: до конца доберут остаток Израиля, как виноград (ст. 9); враг уподобится обирателю винограда, который, вознамерившись ничего не оставлять, продолжает работать рукою своею, наполняя корзины, чтобы положить в них побольше, пока не соберет все; подобным образом враг будет собирать иудеев, даже если они разбегутся, даже если спрячутся: никто не скроется от его глаз и его руки. Возможно, иудеи, будучи преданными корысти (ст. 13), не соблюдали закон Бога, запрещавший им обирать виноградник дочиста (Лев 19:10), и теперь они сами будут подобным же образом собраны до конца и либо падут от меча, либо пойдут в плен. Объяснение этому мы находим в стихах 11 и 12, где говорится, что изольется ярость Господня в ярости халдеев и будет простерта Его рука посредством их руки, ибо зачастую даже нечестивцы становятся орудием в Божьей руке (Пс 16:14), и в их гневе мы видим гнев Господень. Теперь обратите внимание, на кого изливается ярость из полных чаш: на детей на улице, где те играют (Зах 8:5) или куда они по наивности своей выбежали, чтобы посмотреть вокруг; меч безжалостных халдеев не пощадит их (Иер 9:21). Дети погибают от бедствия, которое навлекли грехи их отцов. Казнь также доберется и до собрания юношей, их веселой встречи, компании, в которой они поддерживали друг другу руки в нечестии; они истребятся вместе. Причем в руки врага попадут не только собравшиеся вместе распутничать (Иер 5:7), но и взяты будут муж с женою: из двоих, лежащих в одной постели, никто не останется, но оба попадут в плен. Иудеи не имели сострадания к слабому, но прекрасному полу, равно как и к преклонному, но почтенному возрасту: пожилой с отжившим лета (смерть которых едва ли способствовала безопасности врага, а оставшись в живых, они вряд ли могли ему послужить, будучи не в состоянии приносить ни пользу, ни вред) либо истребятся, либо попадут в плен. И домы их перейдут к другим (ст. 12); в их жилищах поселятся завоеватели, будут пользоваться их имуществом и питаться их запасами; равно поля и жены попадут в руки врага согласно угрозе (Втор 28:30 и след.). Ибо Бог прострет руку Свою на обитателей сей земли, и никому не удастся вырваться за пределы ее досягаемости. Итак, что касается данной угрозы о Божьем гневе, то:
(1) Пророк обосновывает устрашающий стиль своей проповеди, ибо, выбрав таковой, он поступает верно: «...я преисполнен яростью Господнею (ст. 11), преисполнен мыслями и мрачными предчувствиями; дух пророчества движет мною и дает мне мощное побуждение говорить столь неистово». Пророк не находил никакой радости в угрозах и не испытывал удовольствия в проповедях, которые, как и эта, заставляли тревожиться всех вокруг; но он не мог обуздывать себя; не мог держать ее в себе; он сдерживался долго, как только мог и как только отваживался, однако был столь преисполнен силой Духа Господа Саваофа, что должен говорить, будут его слушать или не будут. Следует заметить: когда духовные служители проповедуют по Писанию о страхах Господних, у нас нет основания сердиться на них, потому что они всего лишь посланники и должны донести сообщение, приятное оно или нет.
(2) Иеремия осуждает лжепророков, которые проповедовали вполне благовидно, но поступали нечестно и льстили народу (ст. 13−14): от пророка до священника, которым следовало быть стражниками и наставниками людей, все действуют лживо; они не оправдали своего доверия и не говорили людям об их ошибках и о грозящей им опасности; им надлежало быть врачами, но они убивали своих пациентов, позволяя тем поступать по-своему, и давали им все, что заблагорассудится, а также тешили их мыслью, что никакая опасность им не грозит: врачуют раны народа Моего легкомысленно (ст. 14), или врачуют так, как будто бы рана несерьезная, срезая кожу вокруг раны и никогда не исследуя ее внутри, применяя лишь смягчающие средства, в то время как необходимо прибегать к едким веществам, умиротворяя людей в их грехах и давая им опиаты, чтобы облегчить их нынешнее состояние, тогда как болезнь активно поражает жизненно важные органы. Они говорили: «Мир! Мир! Все будет хорошо». (Если бы среди них оказались мыслящие люди, бодрствовавшие и предчувствовавшие опасность, таковых бы быстро заставили замолчать, пользуясь авторитетом священников и пророков и дерзко заявляя, что ни Церкви, ни государству ничего не грозит). А мира нет, потому что иудеи продолжали поклоняться идолам и жить в вопиющем нечестии. Следует заметить: кто льстивыми речами склоняет нас к греховному пути, того надлежит считать ложным другом (то есть злейшим и наиопаснейшим врагом).
II. Здесь звучит публичное заявление о грехе Иуды и Иерусалима, побудившем Бога навести на них это разорение и оправдывающем действия Господа.
1. Иудеи совершенно не переносили, когда им говорили об их ошибках или о грозящей опасности. Бог велит пророку предупредить народ о грядущем суде (ст. 9). «Но, говорит Он, к кому мне говорить и кого увещевать? Не нахожу никого, кто бы терпеливо выслушал Меня. Я могу довольно долго предостерегать их, но никто не станет внимать предостережению. Невозможно говорить им, чтобы слушали (Я не могу говорить бесцельно или без какой-либо надежды на успех), ибо ухо у них необрезанное, оно плотское, не духовное, не расположенное к восприятию гласа Божия, так что они не могут слушать. Органы слуха у них словно заросли толстым слоем кожи, поэтому говорить им о духовном можно с тем же успехом, что и камню. Более того, они не только глухи к духовному, но и относятся к нему с предубеждением и не могут услышать, именно потому что решительно не хотят слушать: слово Господне обратилось в поношение им, причем как его обличения, так и угрозы». Они приняли и то и другое за оскорбление и нападки на себя и обижались на пророка за его прямолинейность, считая сказанное им безосновательным злословием и клеветой. Таким образом они шли против рожна (Деян 9:5), как и законники против слова Христова: «...говоря это, Ты и нас обижаешь» (Лк 11:45). Следует заметить: обличения, которые воспринимают как поношения и ненавидят за это, непременно обернутся самым тяжким бедствием. Прозвучавшая здесь фраза «слово Господне у них в посмеянии» подразумевает больше, нежели говорит: «У них неприязненное отношение к слову; их сердце возмущается против него; слово раздражает их, приводит в бешенство их порочную натуру, и они готовы наброситься на своих обличителей и вырвать им глаза». И как могут люди, не находящие радости в слове Господнем и предпочитающие удалиться туда, где его не слышно, рассчитывать на то, что оно принесет им утешение?
2. Иудеи чрезвычайно стремились к мирскому, их всецело захватила любовь к миру: «...от малого до большого (ст. 13), и стар и млад, богатый и бедный, знатный и простолюдин, представители всех рангов и сословий, всех сфер деятельности и рода занятий, каждый из них предан корысти, жажде наживы и стремлению раздобыть все, что только можно, per fas per nefas — всеми правдами и неправдами», что превратило людей в жестоких угнетателей (ст. 6−7), ибо любовь к деньгам это горький корень упомянутых зол, впрочем, как и остальных. Более того, корыстолюбие ожесточило сердца иудеев против слова Бога и Его пророков. Именно сребролюбивые фарисеи смеялись над Христом (Лк 16:14).
3. Они стали дерзкими и бесстыдными в грехе. После столь серьезного обвинения в вопиющих преступлениях, которые доказаны, вполне уместно спросить: стыдятся ли они, делая мерзости (ст. 15), которые так порочили и их рассудок, и религию? Покраснели ли они, убедившись и осознав, что покрыли себя позором? Если да, то у них еще есть надежда. Но увы! Они не обнаружили этого цвета добродетели; их сердца настолько ожесточены, что нисколько не стыдятся и не краснеют, — так беззастенчивы их лица. Они даже хвалились своим нечестием и открыто противились обличениям, которые должны были смирить их и привести к покаянию. Они решили дерзко выступить против самого Бога и не признавать своей вины. Существует мнение, что данные слова относятся к священникам и пророкам, которые легкомысленно врачевали раны народа, обещали ему мир и при том не стыдились своей лжи и вероломства, даже когда сам ход событий доказал их неправоту, разоблачил их ложь. У кого нет стыда, у того нет и благодати, и случай таковых безнадежен. Кто не желает покориться чувству раскаяния и стыда и не считает это своим долгом, тому не избежать полного краха, ибо далее следует: за то падут между падшими; их удел с совсем пропащими; и когда Бог посетит народ в гневе, таковые непременно будут низвергнуты и станут трепетать, потому что не покраснели. Следует заметить: плохи дела того, кто грешит и не краснеет, и скоро ему станет еще хуже. Сначала иудеи ожесточали себя и не желали краснеть, а потом они так ожесточились, что уже не могли покраснеть. Quod unum habebant in malis bonum perdunt, peccandi verecundiam — они утратили единственное доброе качество, которое однажды затерялось среди множества плохих, а именно стыд за дурные поступки (Сенека, De Vit. Beat).
III. Иудеям напоминают добрый совет, который им и прежде часто давали, но тщетно. Говорилось им много, но пользы было мало.
1. Совет в отношении их долга (ст. 16). Бог постоянно говорил: остановитесь на путях ваших и рассмотрите. То есть:
(1) Господь хотел, чтобы люди не неслись сломя голову, а поступали рассудительно, вели себя подобно путешественнику на дороге, который беспокоится о том, чтобы найти правильный путь, способный привести его к цели путешествия, а посему он останавливается и спрашивает дорогу. Если у иудеев есть основания думать, что они сбились с пути, то им не следует успокаиваться, пока не найдут выхода. О, если бы только люди были мудры о своих душах и обдумывали стезю для своей ноги, зная, что выбор между законными и незаконными деяниями приводит нас к таким же существенным последствиям, как и выбор верного или неверного пути для путешественника!
(2) Господь желает, чтобы иудеи вспомнили историю и учли наблюдения и опыт предшественников: «...спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их (Иов 8:8), спроси отца твоего... старцев твоих (Втор 32:7), и ты убедишься, что путь благочестия и праведности всегда был путем, который одобряет и благословляет Бог и на котором преуспевают люди. Спроси о путях древних, путях, заповеданных Божьим законом, Словом в письменном виде, истинным образцом издревле. Расспроси о путях, которыми ходили прежде тебя праотцы, Авраам, Исаак и Иаков; и поскольку ты надеешься унаследовать данные им обетования, то иди по их стопам. И расспросите о путях древних, где путь добрый». Но это значит, что нам следует не просто ходить по путям древним, как если бы данного предписания и давнего обычая было достаточно для оправдания нашего пути. Нет, ибо есть еще путь древних, по которому шли люди беззаконные (Иов 22:15). Но мы спрашиваем о путях древних с единственной целью найти путь добрый, стезю праведных. Следует заметить: путь религии и благочестия старый добрый путь, по которому во все века ходили все святые.
(3) Господь желает, чтобы иудеи приняли решение действовать согласно результату вышеупомянутых расспросов: «Когда вы выясните, что такое путь добрый, то идите по нему и поступайте соответственно, твердо держитесь этого пути, продвигайтесь вперед и проявите стойкость». Существует мнение, что данный совет имеет отношение к борьбе между лжепророками и истинными пророками, между обещавшими народу мир и предрекавшими стоявшую на пороге беду; народ притворялся, будто не знает, кому верить. «Остановитесь на путях, говорит Господь, посмотрите, исследуйте, чье из этих пророчеств согласуется с записанным Словом и с обычными методами Божьего провидения, чье из пророчеств направляет вас на путь добрый, и поступайте соответственно».
(4) Господь заверяет людей, что если они сделают так, то тем самым обеспечат своим душам благополучие и удовлетворение: «Идите по старому доброму пути и вы убедитесь, что ваше хождение по нему будет легким и приятным; вы доставите радость и Богу, и самим себе, и путь приведет вас к истинному покою. И, хотя хождение по этому пути будет стоить вам некоторых усилий, в конце пути вас ждет щедрое вознаграждение».
(5) Господь сетует на то, что этот добрый совет, столь целесообразный сам по себе и подходящий для иудеев, не будет принят: «Но они сказали: не пойдем, мы не только не желаем утруждать себя расспросами о путях древних, где путь добрый, но и, когда нам скажут, и нам нечего будет возразить на то, что этот путь правилен, тем не менее, мы не отречемся от себя, ибо отнюдь не расположены идти по нему». Таким вот образом многих навеки губит откровенное своеволие.
2. Предупреждение об опасности. Поскольку иудеи не пожелали руководствоваться здравым смыслом, Бог применяет к ним другой метод: посредством меньших судов Он грозит им большим и посылает пророков с соответствующими разъяснениями, чтобы те напугали народ, предрекая ему опасность: и поставил Я стражей над вами (ст. 17). Божьи служители стражи, и какая великая милость, когда они поставлены над нами Господом! Итак, здесь примите во внимание:
(1) честное предостережение, данное упомянутыми стражами. Оно звучит рефреном их песни, они взывают снова и снова: «Слушайте звука трубы». Бог в Своем провидении трубит в трубу (Зах 9:14); стражи сами слышат этот звук, и он воздействует на них (Иер 4:19), им предстоит призвать остальных, чтобы те тоже прислушались, чтобы услышали Божью полемику и вняли гласу Провидения, использовали себе на благо и ответили его предназначению.
(2) Данным предупреждением пренебрегли: «Но они сказали: не будем слушать, мы не хотим слышать, не хотим внимать и не хотим верить; пророки вполне могли бы не утруждать ни себя, ни нас». Причина, по которой погибают грешники, заключается в том, что они не слушают звука трубы; а причина, почему не слушают, сводится к тому, что не хотят; и они не могут назвать причины, почему не хотят, потому что опять-таки не хотят, то есть проявляют в этом крайнюю нерассудительность. Легче иметь дело с десятью людьми и их доводами, нежели с одним человеком и его волей.
Стихи 18−30. В данных стихах:
I. Бог взывает ко всем соседям, более того, ко всему миру, чтобы увидели справедливость Его действий против Иуды и Иерусалима (ст. 18−19): «Итак, слушайте, народы, и знай, в частности, собрание сильных, великих людей из этих народов, которые осведомляются о делах окружающих государств и берут их на заметку. Наблюдайте теперь, что происходит с Иудой и Иерусалимом; вы слышали о постигшем их разорении, весть об этом разнеслась по всему миру и заставила его трепетать; всех вас изумляет то, что Я приведу на народ сей пагубу, на народ, который состоит со Мной в завете и который заявляет о своем отношении ко Мне, который поклонялся Мне и к которому Я так сильно благоволил; вы готовы спросить: за что Господь так поступил с сею землею? (Втор 29:24). Тогда знайте, что:
(1) Это является естественным следствием их замыслов. Зло, которое постигло их, плод помыслов их. Они думали защитить себя благодаря союзу с чужеземцами, но именно по этой причине они ослабили, унизили и предали себя и сделались уязвимыми.
(2) Это является наказанием за их непокорность и возмущение. Бог всего лишь приводит в действие проклятие закона за нарушение его заповедей. Это происходит, потому что они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли и не придавали значения ни единому слову, сказанному Мною, но отвергали все. Их никогда бы не постигли столь разрушительные суды от руки Господа, если бы они не отказались подчиняться руководству судов Его уст, поэтому вы не можете сказать, что с ними поступили несправедливо».
II. Бог отвергает заявление иудеев о том, что совершаемые ими обряды служили достаточным искуплением за все их грехи. Увы! Это несерьезное заявление, ибо: «Для чего Мне ладан... и благовонный тростник (ст. 20), которые вы сжигаете в благоухание на золотом жертвеннике, даже пусть благовония самые лучшие и привезены издалека? Зачем Мне ваши всесожжения и жертвы?» Они не только бесполезны для Бога (как и любая другая жертва, Пс 49:9), но и не угодны Ему, ибо ничто не угодно Господу, кроме жертвы праведных, а если ее приносит нечестивый, то она мерзость пред Господом. Жертвы и курение ладана были предназначены, чтобы побуждать людей к покаянию и указывать им на Посредника, способствовать их вере в Него. Когда они совершали это надлежащим образом, Бог принимал их жертвы, Он удостаивал признания и приносимое, и приносивших. Но, принося жертвы с мыслью, что делают таким образом Господу одолжение и покупают разрешение на продолжение греха, иудеи были столь далеки от того, чтобы угодить Богу, что даже раздражали Его.
III. Господь предсказывает грядущее на иудеев разорение.
1. Бог замышляет их крах, потому что они не желали исправляться: Я полагаю пред народом сим преткновения (ст. 21), чтобы попали в беду, а не в грех. Кого Господь отметил к погибели, того Он приведет в замешательство и спутает все его планы, будет затруднять и замедлять все действия, которые тот предпримет в целях собственной безопасности. Отряды врага, с которыми иудеи сталкивались, куда бы ни шли, стали для них преткновением; на каждом углу они натыкались на них, а те сокрушали их: и преткнутся о них отцы и дети вместе; ни отцы с их мудростью, ни сыновья с их силой и отвагой не смогут сбежать от врага или обойти его. Сыны, грешившие вместе с отцами, падут вместе с ними. Даже сосед и друг его погибнут, будучи не в состоянии помочь ни самим себе, ни друг другу.
2. В качестве орудия разорения Господь использует халдеев, ибо, какое бы дело ни замыслил Бог, Он всегда найдет подходящие инструменты для его совершения. Это народ от страны северной... от краев земли. Сам Вавилон находился на большом расстоянии к северу, а некоторые страны, подчинявшиеся вавилонскому царю, воины из которых призывались на службу в его армию, располагались еще дальше. Им предстоит сослужить Господу службу (ст. 22−23). Ибо:
(1) Это весьма многочисленный народ, народ великий, вторжение которого будет тем более устрашающим.
(2) Это воинственный народ. Держат в руках лук и копье и уже умеют ими пользоваться, потому что привыкли. Несутся на конях, поэтому продвигаются быстрее и ведут бой жестче. Ни одна из стран не выводила на поле битвы кавалерию лучшую, чем у халдеев.
(3) Это свирепый народ. Они жестоки и немилосерды в своей жажде наживы и в воодушевлении от победы. Они гордятся тем, что наводят страх на всех вокруг; голос их шумит, как море.
(4) И у них особый замысел в отношении Иуды и Иерусалима: они хотят обогатиться награбленным в этой знаменитой стране. Они выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона. Грехи народа, называющего себя Божьим, сделали его легкой добычей для врагов Бога, равно как и собственных врагов.
IV. Господь описывает величайшее оцепенение, которое охватит Иуду и Иерусалим при приближении этой грозной армии (ст. 24−26).
1. Они сами признаются, что испугались при первом же донесении о наступлении врага: «Когда мы услышали весть о них, то руки у нас опустились и не хватило смелости оказать малейшее сопротивление; скорбь объяла нас, и мы тотчас же испытали такую сильную муку, как женщина в родах». Следует заметить: чувство вины совершенно лишает людей присутствия духа при приближении любой грозящей им беды. На что могут надеяться и чем могут помочь себе люди, сделавшие Бога своим врагом?
2. Они согласятся на заточение в собственных домах, боясь высунуть голову наружу; ибо, несмотря на тщетность упований избежать меча врага (в конечном счете он найдет их и дома), они сочли за лучшее пассивно и ничтожно умереть в заточении, нежели рискнуть и спасаться борьбой или бегством. Поэтому они говорят друг другу: «Не выходите в поле, даже чтобы добыть там пропитание, и не ходите по дороге; не дерзайте ходить в церковь или на рынок, ибо сделаете это на свой собственный риск, так как .меч неприятелей и страх перед ним со всех сторон; пусты дороги, как во дни Иаили (Суд 5:6)». Так пусть это напоминает нам, когда мы безопасно путешествуем по дорогам и никто не наводит на нас ужас, как необходимо благословлять Бога за то, что посчастливилось жить в обществе, где соблюдается порядок.
3. Пророк призывает людей горько плакать о грядущем разорении. Иеремия сам был плачущим пророком и призывал народ присоединиться к его плачу: «Дочь народа моего! Ты слышишь, как твой Бог призывает тебя плакать и сокрушаться? Тогда ответь на Его призыв и оденься во вретище не только на один день, но препояшься им, как своим постоянным одеянием; посыпь пеплом не только голову, но посыпь себя пеплом полностью; оденься в глубокий траур и всецело предайся горестному стенанию, но не по принуждению и не только внешне, а со всей искренностью как родители сокрушаются о смерти единственного сына, считая себя безутешными, потому что бездетны. Так тебе нужно плакать о том, что внезапно придет на нас губитель. И, хотя его еще нет, он придет, указ уже вышел так давайте же встретим его исполнение с подобающей скорбью». Святые могут радоваться в уповании на Божьи милости, хотя и видят их только в обетовании, так и грешники должны плакать от страха перед Божьими судами, хотя и видят их только в угрозах.
V. Господь ставит пророка судьей над народом, находящимся в данное время под следствием. «Я поставил тебя... над народами и царствами» (Иер 1:10), как и здесь: «Башнею поставил Я тебя, или часовым, или стражем, среди народа Моего, чтобы ты наблюдал за их действиями, чтобы ты знал и следил путь их» (ст. 27). Не то чтобы Богу нужен осведомитель в отношении иудеев; наоборот, пророк знал о них сравнительно мало и только то, что открыл ему дух пророчества. Но таким образом Господь взывает к самому Иеремии и к его наблюдениям, касающимся характера этого народа, чтобы пророк полностью убедился в справедливости Божьих действий против них и с большей уверенностью давал им предостережения в отношении грядущего суда. Бог поставил его башней, которая находится у всех на виду и подвергается нападкам со стороны многих людей, но Он же сделал пророка столпом крепкой башней, наделил его мужеством идти против течения и выдерживать удары их недовольства. Кто желает быть верным обличителем, тому нужно быть прочным, как башня. Итак, исследуя их путь, пророк обнаружит два обстоятельства:
(1) Иудеи были крайне развращены. Все они — упорные отступники (ст. 28), отступники из отступников (дословно), злейшие из отступников, подобно тому как раб рабов самый низкий по положению раб. У них сердце отступников, и отступили они далеко и продолжают отступать все дальше и дальше. По-видимому, они отправились в путь в верном направлении, но затем отступили и пошли назад. Они живут клеветою. Им ничего не стоит оболгать другого или злословить у него за спиной, мало того, они превратили клевету в доходное ремесло; они занимаются этим постоянно и руководствуются в своих действиях клеветой, которую слышат, ненавидя людей, о которых ходит худая молва, какой бы несправедливой она ни была. Они медь и железо неблагородные металлы, в них нет ничего ценного. Они были как серебро и золото, но выродились. Более того, наряду с тем, что все они отступники, все они еще и развратители, причем не только развратились сами, но и неустанно развращают других, чтобы те стали такими же порочными, как и они сами; мало того, они делают других чадами ада в семь раз худшими, нежели сами. Так бывает часто: грешники вскоре становятся искусителями.
(2) Они никогда не перевоспитаются и не преобразятся; мысли об исправлении народа были тщетными, ибо к ним применялись разнообразные методы, и все бесполезно (ст. 29−30). Их сравнивают с рудой, из которой надеялись извлечь полезный металл, и поэтому плавильщик поместил их в печь и, приложив немалые усилия и использовав все свое искусство, убедился, что они сплошная изгарь, и ничего ценного из них извлечь нельзя. Бог посредством Своих пророков и Своего провидения прибегал к самым подходящим методам очищения данного народа и избавления его от нечестия, но все было напрасно. Благодаря непрестанной проповеди Слова и целому ряду скорбей иудеи постоянно находились в огне, но все бесполезно. Мех находился так близко к огню, чтобы раздувать его, что уже обгорел от пламени или износился от долгого употребления и выброшен в огонь за ненадобностью. Пророки проповедовали до хрипоты в горле, громко обличая грехи Израиля, но так и не убедили народ, и тот не смирился. Свинец, который в то время использовали при очистке серебра, как сейчас используют ртуть, истлел от огня и не сделал своего дела. Плавильщик плавил напрасно, его труд пропал даром, ибо злые не отделились, не позаботились извлечь драгоценное из ничтожного, очиститься от старой закваски, не перестали общаться с людьми, которые, будучи порочными сами, несут в себе угрозу заражения остальных. Или же: их нечестие не отделилось (существует такое чтение), они остались такими же порочными, как и прежде, и ничто не убедит их расстаться со своими грехами. Иудеев не отвадит от идолопоклонства и порочности ни все услышанное ими о гневе Божьем на них, ни все, что им довелось пережить; а посему им будет вынесен такой приговор: отверженным серебром назовут их (ст. 30), бесполезным и ничего не стоящим; они блистали, как будто бы содержали в себе какое-то количество серебра, но у них не найдется никакого истинного достоинства или благости, и по этой причине Господь отверг их. Он больше не будет признавать их Своим народом и не станет ждать от них ничего доброго; Он отметет их, как изгарь (Пс 118:119), и приготовит огонь поядающий для не пожелавших очиститься в огне очищающем. На этом основании очевидно, что: [1] Бог не хочет смерти и уничтожения грешников, ибо Он применяет к ним всевозможные средства и методы, чтобы предотвратить гибель и подготовить их к спасению. И Его постановления, и Его провидение направлены на то, чтобы отделить грешников от их грехов, тем не менее в отношении многих это оказывается тщетным трудом. Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Поэтому: [2] Бог не виноват в смерти грешников, но вся вина лежит на них самих. Он не отвергал их, пока не использовал все средства, годные для их преобразования; Он не истреблял их до тех пор, пока была надежда, и не отбрасывал их, словно изгарь, пока не стало очевидным, что они отверженное серебро.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 6 глава