Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Даниил | 12 глава

Толкование Мэтью Генри


После предсказания о бедах, постигших евреев во время правления Антиоха, которые служат прообразом бедствий, обрушившихся на христианскую Церковь, находящейся во власти антихристианских сил, здесь нам приводятся:

(I) Весьма ценные утешения, которые предписаны в качестве целебного средства для поддержания народа Божьего во времена бедствий; они служат в равной степени и для бедственных времен, когда будет владычествовать Антиох, и для более поздних времен, прообразом которых они являются (ст. 1−4).

(II) Обмен мнениями между Христом и ангелом относительно длительности этих событий ради удовлетворения Даниила (ст. 5−7).

(III) Вопрос, заданный Даниилом для собственного удовлетворения (ст. 8) и принятый им ответ на этот вопрос (ст. 9−12).

Стихи 1−4. Очень часто пророки, предсказывая скорби Церкви, в то же время дают соответствующее противоядие — средство от любой болезни. И нет помощи такой же могущественной и всеобъемлющей, так легко подходящей для любой ситуации и такой же эффективной, как помощь, которая исходит от Христа и касается нашего будущего состояния; оттуда поступают приведенные здесь утешения.

I. Иисус Христос явится как заступник и защитник Своей Церкви: «В то время, когда преследования достигнут своего пика, восстанет Михаил» (ст. 1). Ангел сказал Даниилу, каким надежным другом Церкви является Михаил (Дан 10:21). Он постоянно демонстрировал свое дружелюбие в вышнем мире, и ангелы знали это, а теперь Михаил восстанет в Божьем провидении и спасет евреев, когда увидит, что рука их ослабела (Втор 32:36). Христос является тем великим князем, ибо Он — владыка царей земных (Откр 1:5). И если Он восстанет за Свою Церковь, то кто сможет выступить против нее? Но это еще не все: в то время (т.е. вскоре) Михаил восстанет, чтобы совершить наше вечное спасение; Сын Божий воплотится и явится, чтобы разрушить дела дьявола. Христос стал за сынов своего народа, когда стал грехом и проклятием вместо них, когда стал жертвой вместо них и понес их проклятие, чтобы унести его от них. Он стоит и ходатайствует за них за завесой; пока Он жив, заступается за них как их друг. И после уничтожения антихриста, прообразом которого был Антиох, Христос встанет на земле в последние дни и выступит за полное искупление всего Своего народа.

II. Когда Христос явится, то Он полностью воздаст тем, кто причинял бедствия Его народу. Наступит время тяжкое, угрожающее всем, но оно принесет гибель только непримиримым врагам царства Божьего среди людей; это будет время, какого не бывало с тех пор, как существуют люди. Эти слова могут касаться:

(1) Уничтожения Иерусалима; это время Христос (возможно, взирая на это предсказание) назвал великой скорбью, какой не было от начала мира доныне (Мф 24:21). Об этом времени много говорил ангел (Дан 9:26−27), и наш князь Михаил восстал приблизительно тогда, когда Христос учредил царство Евангелия в мире.

(2) Или суда, который будет иметь место в великий день, пылающий как печь, который поглотит гордых и поступающих нечестиво; это будет такой день — время тяжкое, — какого никогда еще не видели те, против кого выступает наш князь Михаил.

III. Он спасет Свой народ: «Но спасутся в это время из народа твоего, спасутся от зла и гибели, которую замышлял для них Антиох, все те, которые были отмечены для спасения, которые найдены будут записанными в книге» (Ис 4:3). Когда Христос придет в мир, то спасет Свой духовный Израиль от греха и ада и при Своем втором пришествии полностью совершит их спасение — спасение тех многих, которые были Ему даны, кто был записан в книге жизни (Откр 20:15). Они были записаны там до начала мира и будут найдены записанными там в конце мира, когда книги будут открыты.

IV. Произойдет избирательное воскресение спящих во прахе земли (ст. 2).

1. Когда Бог избавит Свой народ от преследований, то это будет подобно его воскресению; так было представлено в видении освобождения евреев из Вавилона (Иез 37 гл., поэтому именно таким будет освобождение евреев от Антиоха и восстановление внешнего процветания Церкви; это будет подобно жизни после смерти. Многие из тех, которые долго спали во прахе забвения и бедствий, тогда пробудятся: одни к жизни, почестям и утешениям, которые будут вечными, а другие, которые, вернувшись к процветанию, вернутся к своим беззакониям, будут воскрешены, чтобы подвергнуться позору и презрению, ибо процветание глупцов подвергает их опасности и погубит их.

2. Когда при явлении нашего князя Михаила Его Евангелие будет проповедано, то многие из спящих во прахе иудеев и язычников пробудятся этим явлением, чтобы принять исповедание религии, они освободятся от язычества или иудаизма; но так как к истинным святым всегда примешиваются лицемеры, то лишь для немногих, которые пробудятся к жизни, Евангелие будет запахом живительным на жизнь, а другие будут воскрешены им на вечное поругание и посрамление; для них Евангелие Христа будет запахом смертоносным на смерть, и сам Христос восстанет, чтобы они пали. Сеть Евангелия захватывает и хороших, и плохих.

3. Но здесь также следует подразумевать общее воскресение в последний день: «Многие из спящих во прахе пробудятся», то есть все, которых будет очень много. Или имеется в виду, что многие из спящих во прахе пробудятся к жизни и многие к посрамлению. Сами иудеи полагают, что здесь идет речь о воскресении мертвых в последнее время, и, похоже, Христос то же имеет в виду, когда говорит о воскресении жизни и воскресении осуждения (Ин 5:29); и поэтому св. Павел говорит, что иудеи ожидают воскресение мертвых, праведных и неправедных (Деян 24:15). Эти слова очень своевременно появляются здесь, во времена преследований Антиоха, когда одни подло предали свою религию, а другие смело держались ее. Одних могло беспокоить, что после окончания бури они не получат награду, а другие — наказания, поэтому для них утешением было знать, что и те и другие при воскресении получат вознаграждение соответственно своим делам. И апостол говорит о благочестивых евреях, замученных во времена Антиоха, говорит, что хотя они были замучены, но не приняли освобождения, так как надеялись получить лучшее воскресение (Евр 11:35).

V. Славная награда будет вручена тем, кто во дни бедствий оказался разумным и вразумил многих. Таковым уделено особое внимание в пророчестве о воскресении (Дан 11:33), где говорится, что они совершат исключительное служение, но падут от меча и огня (англ. пер.); и если бы после этой жизни не было другой, то они были бы самыми несчастными из людей, поэтому в данном месте мы получаем заверения в том, что они получат награду при воскресении праведных (ст. 3): «И разумные (которые являются учителями, читают некоторые, ибо учителя должны быть мудрыми, а имеющие мудрость должны передавать ее другим) будут сиять, как светила на тверди, будут сиять во славе, в небесной славе — славе высшего мира; а те, которые благодаря имеющейся мудрости и данным им наставлениям являются инструментом, обратившим кого-либо, а особенно обратившим многих к правде, — те будут сиять как звезды, во веки, навсегда. Отметьте:

(1) Для всех святых в их будущем состоянии хранится слава, ибо все, кто мудр, мудры для своей души и вечности. Мудрость человека просветляет лицо его (Еккл 8:1), но еще больше она просветлит его в том состоянии, когда ее сила будет совершенна и ее служение награждено.

(2) Чем больше добра совершает человек в этом мире, особенно для душ человеческих, тем больше будет его слава и награда в ином мире. Кто обращает людей к правде, тот обращает грешника от ложного пути его и спасет душу от смерти (Иак 5:20); он разделит славу с теми, кому помог достичь небес, и это значительно умножит его собственную славу.

(3) Служители Христа, которые обрели от Него милость быть верными и успешными, воссиявшие как яркие светила в этом мире, будут сиять очень ярко в ином мире — как звезды. Христос — солнце, источник света благодати и славы; служители, как звезды, сияют в благодати и славе светом, позаимствованным от Него, меньшим светом, по сравнению с Ним; тем не менее для тех, которые являются земными сосудами, эта слава бесконечно превосходит их достоинства. Они будут сиять, как звезды различной величины: одни меньше, другие — более ярко; но близится день, когда звезды упадут с небес, как листья осенью, а эти звезды будут сиять во веки, навсегда; они никогда не закатятся и не потемнеют.

VI. Это пророчество, хотя и запечатанное сейчас, окажется очень полезно тем, кто будет жить в то время (ст. 4). Сейчас Даниил должен запечатать книгу сию, потому что пройдет много времени, пока это свершится: и утешало то, что еврейский народ, только что вернувшийся из Вавилона, еще немногочисленный и слабый, столкнувшийся с препятствиями, в то же время не был преследуем за свою религию долгое время, пока не возрос, набрал силу и опытность. Он должен был запечатать книгу, так как многие не поняли бы ее и поэтому не обратили бы на нее внимания, пока описанные в ней события не исполнились. Но он должен был надежно хранить ее как богатство огромной ценности, сохранить ее для грядущих поколений, которым она будет очень полезна, ибо многие прочитают ее и умножится ведение. Затем это сокрытое богатство будет открыто, и многие будут исследовать его, раскапывать ради обретения знания, как серебро. Они будут обращаться к разным людям, спрашивая ее копии, сопоставлять их и увидят, что они истинны и достоверны. Они будут вновь перечитывать их и обдумывать в своих умах, обсуждать и говорить с самими собой, сравнивать ее записи, чтобы любым способом постигнуть ее значение; и это ведение умножится. Обращаясь к этому пророчеству в данной ситуации, они начнут исследовать другие писания, которые значительно умножат их полезные знания, ибо познаем, если будем стремиться познать Господа (Ос 6:3). Кто хочет, чтобы его знания умножались, тот должен для этого прилагать усилия; он не должен сидеть бездеятельно, потакая пустым желаниям, а обращаться к разным людям, использовать все средства познания и все возможности, чтобы исправить свои ошибки, разрешить сомнения, познать и применить Божьи истины, чтобы знать больше и лучше. Так давайте отметим основания надеяться, (1) что те истины Божьи, которые сейчас неясны и пребывают в забвении, позднее станут ясными и легко доступными. Истина — дочь времени. Пророчества Писания будут истолкованы своим исполнением; именно для этого они даны и для этого пояснения сохранены. Именно поэтому они сказаны нам заранее, чтобы мы уверовали, когда они исполнятся.

(2) Те истины Божьи, которыми сейчас пренебрегают и презирают, которые выброшены как бесполезные, вновь будут почитаемы и весьма полезны; о них будут спрашивать, ибо божественное откровение, как бы им в свое время ни пренебрегали, будет возвеличено и почитаемо, и особенно в великий судный день, когда книги будут открыты, и эта книга среди других.

Стихи 5−13. Даниилу было дано предвидеть поразительные изменения, касавшиеся Израиля Божьего, которые произойдут в государствах и царствах. В своих видениях он предвидел бедственные времена Церкви, времена страданий и испытаний, видение которых значительно воздействовало на него и наполнило беспокойством. В связи с этим было бы уместно задать два вопроса: «Когда будет конец?» и: «Каков будет конец?» В заключение данной книги заданы эти два вопроса и на них дается ответ; и, хотя кто-то мог бы подумать, что утешения, предписанного в предыдущих стихах, будет достаточно, тем не менее для большего удовлетворения добавлены эти.

I. Вопрос «Когда будет конец?» задан ангелом (ст. 5−6). И вот на что мы можем обратить внимание в связи с этим:

1. Кто задал этот вопрос. В видении Даниил видел Христа во славе — мужа, облаченного в льняную одежду (Дан 10:5), но разговаривал Он с ангелом Гавриилом; а теперь он посмотрел и увидел двух других (ст. 5), двух ангелов, которых не видел раньше: одного на этом берегу реки, а другого на том берегу реки; между ними была река, чтобы они не шептали друг другу, а можно было слышать, что они говорят. Христос стоял над водами реки (ст. 6), между берегами Улая; и поэтому уместно, что ангелы, Его посетители, стояли на разных берегах, готовые идти в разные стороны, как Он повелит им. Ангелы явились, (1) чтобы украсить видение и сделать его более прославленным, чтобы добавить славы Сыну человеческому (Евр 1:6). Даниил не видел их раньше, хотя, возможно, они там были. Но теперь, когда они начали говорить, он посмотрел вверх и увидел их. Отметьте: чем дальше мы вглядываемся в истины Божьи и больше размышляем о них, тем больше их мы видим и получаем новых откровений; кто знает много, тот узнает больше, если будет применять свои знания.

(2) Чтобы подтвердить истину, что устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Три ангела явились Аврааму.

(3) Чтобы самим быть проинформированными, чтобы услышать и задать вопрос, ибо тайны царства Божьего — то, во что желают проникнуть Ангелы (1Пет 1:12), и они известны Церкви (Еф 3:10). Один из этих ангелов спрашивает: «Когда будет конец?» Возможно, они оба спросили, вначале один, а потом другой, но Даниил услышал только одного.

2. Кому был задан этот вопрос? — Мужу, облаченному в льняную одежду, о котором мы читали раньше (Дан 10:5), — Христу, нашему великому Первосвященнику, Который стоял над водами реки, Чьим представителем или толкователем все это время был Гавриил. Это была река Тигр (Дан 10:4) — место, где, согласно пророчествам, должны были произойти многие события; именно там происходят эти действия. Тигр упоминается как одна из рек, омывавших Едемский сад (Быт 2:14); поэтому Христос вполне уместно стоял на этом берегу, ибо Им питаются деревья в райском саду Бога. Вода символизирует людей, и то, что Он стоял над водами, символизирует Его владычество над всеми; Он восседал над потопом (Пс 28:10) и ходит по высотам моря (Иов 9:8). И Христос, чтобы показать, что это был Он, ходил по морю во дни, когда был во плоти (Мф 14:25). Некоторые читают: «Он явился над поверхностью реки», то есть в воздухе над рекою.

3. Какой вопрос он задал: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» Этот вопрос был задан не Даниилом, ибо он не хотел выведывать то, что было сокрыто, и, похоже, спрашивать о временах и датах, ибо это Отец положил в Своей власти (Деян 1:7). Но для того, чтобы он был удовлетворен ответом, ангел задает вопрос, чтобы он услышал его. Наш Господь Иисус иногда отвечал на вопросы, которые Его ученики боялись или стыдились задать (Ин 16:19). Ангел задал вопрос как заинтересованная личность: «Когда будет конец?» Какое время определено божественными советами для конца этих чудных происшествий, этого времени страданий и испытаний, которые должны пронестись над народом Божьим? Отметьте:

(1) бедствия Церкви являются чудными происшествиями в глазах ангелов. Они удивлены, что Бог допускает, чтобы Его Церковь так страдала, и желают знать, что хорошего приобретет Его Церковь благодаря своим страданиям.

(2) Хорошие ангелы о грядущих событиях знают лишь то, что Богу угодно им открыть, еще меньше знают нечестивые ангелы.

(3) Святые ангелы на небесах беспокоятся о Церкви на земле и принимают близко к сердцу ее страдания; насколько же больше должны переживать о ней мы, имеющие к ней непосредственное отношение, ибо наш мир зависит от ее мира?

4. Какой ответ был дан на вопрос Тем, Кто исчисляет тайны и знает грядущее.

(1) Приводится общее описание продолжительности бедствия ангелу, задавшему вопрос (ст. 7). Они закончатся к концу времени и времен и полувремени, то есть спустя год, два года и полгода, как и говорилось ранее (Дан 7:25), — по прошествии половины пророческой недели. Некоторые считают, что здесь говорится о неограниченном времени, об определенном времени для неопределенного; они будут длиться время (определенное время), времена (более длительное время, вдвое больше того, что предполагалось вначале), тем не менее это будет лишь половина времени, или часть времени; когда все закончится, то окажется, что это была лишь половина того периода, которого они боялись. Но лучше полагать, что здесь говорится о конкретном времени; мы сталкиваемся с этим в Книге Откровение, где под словами три с половиной дня подразумевается три с половиной года, иногда — сорок два месяца, иногда — 1260 дней. Это определение времени [1] подтверждено клятвой. Муж в льняной одежде, подняв обе руки к небу, клялся Живущим во-веки, что так будет. Так, со ссылкой на это видение, представлен сильный ангел, которого св. Иоанн видел стоящим на море и на земле, поднявшим руку свою к небу и поклявшимся, что времени уже не будет (Откр 10:5−6). Это Тот же Сильный, которого Даниил видел стоящим обеими ногами на воде и поклявшимся обеими вознесенными к небу руками. Отметьте: клятва используется для подтверждения; клясться можно только Богом, ибо Он — достойный Судья, к Которому мы должны взывать; а вознесение рук — подходящий и выразительный знак, который следует использовать при даче клятвы.

[2] Это проиллюстрировано с определенным основанием. Бог позволит ему одерживать верх, пока он совершенно ни низложит силы святого народа. Бог позволит, чтобы он совершал максимальное зло с максимальной силой до последнего момента, а потом все это совершится. Отметьте: время Бога помогать и облегчать страдания Своего народа настает тогда, когда их дела дошли до крайности; на горе Иеговы усмотрится, ибо Исаак был спасен, когда лежал, приготовленный быть принесенным в жертву. Теперь событие соответствовало предсказанию. В своей книге «Еврейские воины».

Иосиф Флавий четко говорит, что Антиох, по прозвищу Епифан, захватил Иерусалим силой и держал его три года и шесть месяцев,, а затем был изгнан из страны Асмонеями или Маккавеями. Служение Христа продолжалось три с половиной года, в течение которых Он страдал от противостояния грешников, жил в бедности и бесчестии; и затем, когда казалось, что его сила совершенно низложена Его смертью и Его враги ликовали над Ним, Он одержал самую славную победу и сказал: «Совершилось».

(2) В стихах 11−12 кое-что добавлено относительно продолжительности этих бедствий и Даниилу сказано:

[1] От какого определенного события нужно отсчитывать период бедствий — со времени прекращения ежедневной жертвы, что было сделано по повелению Антиоха, и с момента поставления истукана Юпитеру на жертвеннике, с чего началась мерзость запустения. Безусловно, они должны считать, что их беды начались, когда они были лишены привилегий совершать публичные постановления; это было началом их бедствий; именно это больше всего огорчило их.

[2] О продолжительности их бедствий; они будут длиться 1290 дней, три года и семь месяцев, или (как считают некоторые) три года, шесть месяцев и пятнадцать дней. И тогда, возможно, ежедневная жертва восстановится, а мерзость запустения прекратится, в память о чем праздник обновления соблюдался до времен нашего Спасителя (Ин 10:22). Хотя история не подтверждает, что это длилось точно определенное количество дней, тем не менее видно, что бедствие началось в 145-й год правления Селевкидов и закончилось в 148 году; но не записано, восстановлена ли была ежедневная жертва и убран ли идол по прошествии этого периода или этому предшествовало какое-то другое знаменательное событие. Много определенных событий отмечено в пророчествах Писания, исполнение которых не высвечивает история, священная или мирская, но они несомненно в точности исполнились, как в Ис 16:14.

[3] Как они будут спасены, или, по крайней мере, когда спасение приблизится к ним; здесь для этого события отведено сорок пять дней после предыдущего, и некоторые считают, что эта дата указывает на смерть Антиоха 1335 дней спустя после осквернения храма. Блажен, кто ожидает и достигнет этого времени. Сказано (2Мак 9:28; 2Мак 10:1), что Маккавеи под божественным водительством заняли храм и город. Многие хорошие толкователи считают, что здесь идет речь о пророческих днях (т.е. о годах), и отсчитывают их от разрушения Иерусалима римлянами, но они не приходят к согласию относительно событий, происшедших в то время. Другие отсчитывают их от момента, когда евангельское поклонение будет искажено антихристом, чье царствование в Апокалипсисе ограничено 1260 днями (т.е. годами), по окончании которых начнется его падение; но по прошествии 30 лет он окончательно падет — в конце 1290 дней; а кому удастся прожить еще сорок лет, до 1335 дней, тот увидит безусловно славные времена. Я не могу сказать, имелось ли в виду такое отдаленное время, но из всего этого мы можем узнать, во-первых, что определено время для окончания бедствий Церкви, когда она будет спасена, и что это время будет точно соблюдено до одного дня. Во-вторых, что этого времени следует ожидать с верой и терпением. В-третьих, что когда оно придет, то щедро вознаградит нас за длительное ожидание. Блажен, кто, долго ожидая, в конце концов достигает, ибо тогда у него будет повод сказать: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали».

II. Вопрос «Что же после этого будет?» задан Даниилом, и на него дан ответ. Обратите внимание:

1. Почему Даниил задал этот вопрос; потому что хотя он слышал, что было сказано ангелу, но не понял (ст. 8). Даниил был очень умным мужем, разбирался в видениях и пророчествах, но тем не менее был удивлен. Он не понял значения слов «время, времена и полувремя», по крайней мере не так четко и определенно, как ему хотелось. Отметьте: даже наилучшие люди часто оказываются в затруднении, желая разобраться в божественных истинах, и сталкиваются с тем, чего не понимают. Но чем они лучше, тем полнее осознают собственную слабость и невежество и более готовы признать их.

2. Каков был вопрос: «Господин мой! Что же после этого будет?» Он задает вопрос не ангелу, разговаривавшему с ним, а непосредственно Христу, ибо к кому еще мы должны обращаться со своими вопросами: «Чем закончатся эти события? К чему все идет? Чем все закончится?» Отметьте: когда мы рассматриваем события, происходящие в этом мире и дела в нем Божьей Церкви, то не можем не думать: чем же все это закончится? Когда мы рассматриваем ход событий, то нам кажется, что они закончатся полной гибелью царства Божьего среди людей. Когда мы видим, как умножается порок и нечестивость, как угасает религия, страдают праведные, а над ними торжествуют нечестивцы, то вполне можем спросить: «Господи! Что же после этого будет?» В общем, мы можем удовлетвориться тем, что в конце все хорошо закончится. Велика истина, и в конце концов она победит. Все противоставшие начальства, власти и силы будут свергнуты, а святость и любовь восторжествуют и пребудут в почести до вечности. Таков будет конец.

3. Какой ответ дан на этот вопрос. Помимо информации, касающейся времени (ст. 11−12), о чем говорилось раньше, Даниилу даются некоторые общие наставления, которые исключают дальнейшие посещения.

(1) Он должен удовлетвориться теми открытиями, которые ранее были сделаны для него, и больше не задавать вопросов: «Иди, Даниил; удовлетворись тем, что тебе позволили увидеть такие отдаленные события будущего, и здесь остановись. Иди и вновь служи своему царю (Дан 8:27). Иди и запиши то, что ты увидел и услышал сейчас, для пользы потомков, и в настоящее время не старайся увидеть или услышать больше». Отметьте: общение с Богом не является нашим постоянным удовольствием в этом мире; мы иногда становимся свидетелями славы Христа и можем сказать: «Хорошо нам здесь быть», но мы должны спуститься с горы, ибо не имеем здесь вечного города. Знающие много знают лишь часть, и есть еще много непонятного, в отношении чего они остаются в неведении, и, похоже, такими они и будут, пока завеса не будет разорвана; до сих пор их знание дойдет, но не дальше. «Иди, Даниил, довольствуйся тем, что имеешь».

(2) Он не должен ожидать, что сказанное ему будет понято во всем объеме до того, как совершится: «Сокрыты и запечатаны слова сии; они вызывают недоумение и, похоже, такими и останутся до последнего времени, пока все это не закончится, более того, до конца всего этого». Даниилу велено запечатать книгу сию до последнего времени (ст. 4). Евреи раньше говорили: «Когда Илия придет, он расскажет нам все». «Эти слова сокрыты и запечатаны: то, что они должны открыть, решено и завершено; ничего не должно быть добавлено или убрано отсюда, ибо слова сии сокрыты и запечатаны, поэтому больше не спрашивай о них». Nescire velle quae magister maximus docere non vult erudita inscitia est — Много знает тот, кто желает оставаться невежественным в том, что великий учитель не желает сообщать.

(3) Он не должен рассчитывать ни на что другое, пока мир стоит; в нем всегда будет пребывать хорошее и плохое, что мы сейчас и видим (ст. 10). На поле Божьем нам хотелось бы видеть только пшеницу, но не плевела, а на Божьем гумне — только зерно, но не шелуху. Но так будет лишь тогда, когда настанет время сбора урожая и день, когда будут отвеивать шелуху; должны расти вместе то и другое до жатвы. Как было, так есть и будет: нечестивые же будут поступать нечестиво, а мудрые уразумеют. Откровение св. Иоанна заканчивается так же, как Книга Даниила: «...нечистый пусть еще сквернится, и святый да освящается еще».

[1] Нет такого средства, которое помешало бы нечестивым поступать нечестиво; такие люди есть и будут в этом мире до конца времен. Как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие» (1Цар 24:14), и нынешние времена доказывают эту истину. Плохие люди будут совершать плохие дела, а худое дерево приносит и плоды худые. Собирают ли с терновника виноград и приносят ли добрые плоды из злого сокровища в сердце? Нет, нечестивые поступки являются естественным результатом нечестивых принципов и наклонностей. Не удивляйся этому (Еккл 5:8). Еще раньше нам сказали, что нечестивые будут поступать нечестиво; нам не следует ничего лучшего ожидать от них, но что еще хуже, так это то, что не уразумеет сего никто из нечестивых. Частично это является, во-первых, результатом их греха. Они не уразумеют; они закрывают свои глаза от света, а самыми слепыми являются те, кто не желает видеть. Они нечестивы, так как не разумеют. Если бы они правильно понимали истины Божьи, то с готовностью повиновались бы законам Божьим (Пс 81:5). Добровольный грех — это результат сознательной невежественности; они не разумеют, потому что нечестивы ; они возненавидели свет и не приходят к свету, потому что дела их злы (Ин З:19). Или, во-вторых, их наказанием. Они поступают нечестиво, и поэтому Бог ослепил их умы и сказал о них: «Неуразумеют и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13:14−15). Бог не даст им очей, чтобы видеть, потому что они поступают нечестиво (Втор 29:4).

[2] Но каким бы плохим ни был этот мир, Бог сохранит в нем для себя остаток благочестивых людей. В нем будут те (и их будет много), для кого провидения и постановления Божьи являются запахом живительным на жизнь, в то время как для других они — запах смертоносный на смерть. Во-первых, провидения Божьи будут им во благо: они очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении своими страданиями (ср. с Дан 11:35) — теми же страданиями, которые пробудят пороки нечестивых и сделают их более нечестивыми. Отметьте: страдания благочестивых предназначены для их испытания; благодаря им они очищаются и убеляются, освобождаются от своих пороков, их благодати становятся ярче, а они сами — более энергичными и заметными, достойными похвалы и чести и славы (1Пет 1:7). Для тех, кто освящен и благочестив, всякое событие освящено, все содействует их благу и делает их лучше. Во-вторых, слово Божье будет им во благо. Когда нечестивые не разумеют и претыкаются о слово, то мудрые уразумеют. Мудрые в своих поступках поймут доктрину; кто находится под влиянием и руководствуется божественным законом и любовью, тот будет просвещен божественным светом, ибо кто совершает волю Его, тот узнает истину (Ин 7:17). Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее.

(4) Он должен утешиться приятным предвидением блаженства, которое обретет после смерти и суда, длящееся всю вечность (ст. 13). В то время Даниил был очень стар; на протяжении всего этого времени он непосредственно общался с небесами и был занят гражданским служением на земле. Но теперь он должен быть готов распрощаться со сводим нынешним положением: «А ты иди к твоему концу».

[1] Всем нам полезно думать о том, что придется покинуть этот мир; мы идем и вскоре уйдем, оставив земной путь. Таков должен быть наш путь, но в этом наше утешение. Мы не должны уходить до тех пор, пока Бог не позовет нас в иной мир, пока Он не закончит дела с нами в этом мире и не скажет: «А ты иди к твоему концу; ты закончил свое свидетельство, совершил свое дело и как наемник закончил свой день; поэтому сейчас иди своим путем и предоставь другим занять твое место».

[2] Когда благочестивый человек уходит из этого мира, то входит в покой: «Ты успокоишься от всех своих нынешних трудов и тревог и не увидишь зла, которое приближается к следующему поколению». Именно в момент смерти чадо Божье вполне уместно может сказать: «Возвратись душа моя, в покой твой».

[3] Времена и дни будут иметь конец; не только наше время и дни скоро закончатся, но все времена и дни скоро придут к концу; еще немного — и времени больше не будет, а все его изменения — исчислены и исполнены.

[4] Наш покой в могиле будет лишь до конца дней; а затем мирный покой будет нарушен счастливым и радостным воскресением. Иов предвидел это, когда сказал о мертвых: «До скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего», подразумевая, что затем это произойдет (Иов 14:12).

[5] Каждому из нас придется восстать для получения своего жребия в конце дней. На суде в великий день будет определена наша участь соответственно тому, какими мы являемся и что мы делали, находясь в теле; мы услышим либо: «Придите, благословенные», либо: «Идите, проклятые»; и нам придется вечно оставаться в этой участи. Для Даниила и всех святых великим утешением было знать, что каким бы ни был их жребий во дни их жизни, они получат блаженный жребий в конце дней — свой жребий среди избранных. И каждый из нас должен прилагать максимальные усилия, чтобы сохранить свой счастливый жребий до конца дней, и тогда мы можем быть удовлетворены своим нынешним жребием, приветствуя волю Отца.

[6] Вера, надежда и видение блаженной участи в небесном Ханаане в конце дней будет для нас действенной поддержкой, когда мы соберемся покидать этот мир, и они обеспечат нас живыми утешениями в момент смерти.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Даниила, 12 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.