До сего места закон левитов в основном касался святых людей, святынь и святых мест. В этой главе приводятся постановления о святых периодах времени, некоторые из них уже упоминались ранее, но здесь все они сведены вместе, не упомянуты лишь новолуния. Остальные же праздники Господа таковы:
(I) Еженедельное празднование субботы (ст. 3).
(II) Ежегодные праздники:
(1) пасха и праздник опресноков (ст. 4−8), к которым добавлен праздник, когда нужно принести первый сноп (ст. 9−14).
(2) Пятидесятница (ст. 15−22).
(3) Торжества, связанные с седьмым месяцем: праздник труб в первый день месяца (ст. 23−25), день очищения на десятый день (ст. 26−32), праздник кущей на пятнадцатый (ст. 33 и далее).
Стихи 1−3. Здесь приводится:
I. Общее описание святых праздников, назначенных Богом (ст. 2), ибо лишь Его назначение может сделать праздник святым. Он — Господин времени, и как только Он запустил колеса в движение, сразу освятил и благословил один день более других (Быт 2:3). Человек своим постановлением может сделать день хорошим (Есф 9:19), но лишь Бог обладает исключительным правом сделать этот день святым; лишь печать Его постановления может освящать. Как всякая наследственная святость приходит благодаря Его особой благодати, так и приобретенная святость — благодаря Его особому повелению. Относительно предписанных здесь святых периодов обратите внимание, что (1) они названы праздниками. День очищения, который был одним из них, сопровождался постом, но так как большая их часть предназначалась для радости и веселья, то в общем они назывались праздниками. Некоторые читают: «Вот собрания мои», но это слово несет в себе значение «встреча». Я бы скорее прочитал так: «Вот Мои праздничные собрания» — так переводится используемое здесь слово (Ис 33:20), когда Сион назвали городом праздничных собраний; и если мы так же будем читать это слово здесь, то увидим, что день очищения был таким же великим праздничным собранием, как и любой из них.
(2) Это праздники Господа («праздники Мои»), которые нужно было соблюдать, чтобы почтить Его имя и проявить послушание Его повелению.
(3) О них было возвещено, ибо соблюдать их должны были не только священники, служившие во святилище, но и все люди. А их возвещение было радостным звуком, о котором мы читаем: «Блажен народ, знающий трубный зов» (Пс 88:16).
(4) Они должны были освящаться и быть торжественными благодаря святым собраниям, чтобы служения, проводимые во время этих праздников, были более благородными и величественными, а люди — более единодушны, совершая их постановления. Их цель — почтить Бога и Его постановления, поэтому они совершались на виду, а наилучший способ сохранить их чистоту — их гражданское ведение. Праздники нужно было соблюдать как святые собрания также для назидания народа в любви.
II. На первом месте повторяется закон о субботе. Хотя ежегодные праздники были более знаменательными благодаря всеобщему посещению святилища, тем не менее они не должны были затмить своей яркостью субботу (ст. 3). Эти стихи говорят нам, что (1) в этот день должны быть отложены все дела и мирские заботы. Это суббота покоя в Боге, которая символизировала наш духовный покой от греха: никакого дела не делайте. В другие святые дни им запрещалось совершать любую рабскую работу (ст. 7), а в субботу и день очищения (который также назван субботой), они не должны были трудиться вообще, даже готовить еду.
(2) В этот день они должны были служить Богу.
[1] Это были священные собрания, то есть, «если ты обладал возможностью, то должен был святить этот день, участвуя в религиозном собрании; все, кто мог, приходили к дверям скинии, а остальные встречались в другом месте, чтобы помолиться, прославить Бога и прочитать закон». Это совершали в школах пророков, пока продолжались пророчества, а впоследствии — в синагогах. Христос повелел, чтобы новозаветная суббота знаменовалась святым собранием, на котором в первый день недели вновь и вновь (а может даже чаще) встречались Его ученики.
[2] «Независимо от того, имеете ли вы возможность освящать этот день в святом собрании или нет, да будет это суббота Господня во всех жилищах ваших. В своих семьях установите различие между этим днем и остальными днями недели. Это — суббота Господу, день, когда Он отдыхал от дел сотворения и нам повелел отдыхать в этот день. Да соблюдается это во всех ваших жилищах даже сейчас, когда вы живете в палатках». Отметьте: Божья суббота должна религиозно соблюдаться во всех частных домах, каждой семьей в отдельности, а также многими семьями вместе на святых собраниях. Суббота Господня в наших жилищах станет их красотой, силой и безопасностью; она освятит, наставит и прославит их.
Стихи 4−14. В этих стихах вновь эти праздники названы праздниками Господними, так как Он назначил их. Праздник, установленный Иеровоамом, который он произвольно назначил (3Цар 12:33), был оскорблением для Бога и бесчестьем для народа. Праздники нужно было объявлять в свое время (ст. 4), и Бог выбрал для них март, май и сентябрь (соответственно нашему исчислению), но не зимние месяцы, в которые затруднительно передвижение, так как дни коротки, а состояние дорог — скверное; Бог не назначил их в середине лета, так как в тех странах это время посвящалось сбору урожая и людям трудно было бы на несколько дней оторваться от своей работы. Так милостиво в Своих постановлениях Бог заботится о наших утешениях; тем самым Он обязывает нас религиозно почитать Его славу, соблюдая Его постановления, а не жалуясь на них, как на бремя.
(1) Торжественные собрания, назначенные для них, должны были проводиться часто. Это делалось для того, чтобы сохранить в них глубокое чувство к Богу и религии и предупредить склонность к суеверным обрядам язычников. Бог требовал, чтобы в эти дни они были полностью поглощены служением Ему и у них не было времени прислушиваться к искушениям соседей-идолопоклонников, с которыми они жили.
(2) Большую часть времени они радовались и веселились. Так же протекали еженедельные субботы и ежегодные празднества, за исключением дня очищения. Так Бог хотел научить их, что пути мудрости приятны, и привлечь участвовать в богослужении, ободрив их быть веселыми и петь песни во время работы. В течение семи дней они должны были строго хранить покой и участвовать в святых собраниях; первый и седьмой день праздника опресноков, день пятидесятницы, день праздника труб, первый и восьмой день праздника кущей и день очищения: шесть дней предназначались для святой радости и только один — для святой скорби. Нам велено всегда радоваться, но не постоянно скорбеть. Здесь звучит:
I. Повторение закона о пасхе, которую нужно было отмечать в четырнадцатый день первого месяца в память об их выходе из Египта и о благополучном сохранении их первенцев — милости, которые нельзя было забывать. Праздник должен был начинаться с заклания пасхального агнца (ст. 5) и продолжаться в течение семи дней, на протяжении которых они должны были есть хлеб скорби — опресноки (ст. 6); а первый и последний день из семи должны быть днями священного покоя и священного собрания (ст. 7−8). Эти дни не были наполнены бездельем, весельем и развлечениями (хотя многие, называющие себя христианами, именно так проводят свои священные дни) — они должны были приносить жертвы Господу на Его жертвеннике; и у нас есть основания думать, что люди были научены посвящать свое время молитве, славе и благочестивым размышлениям.
II. Повеление приносить первый сноп жатвы на второй день праздника опресноков; первый день назывался субботой и соблюдался, как суббота (ст. 11), а на следующий день совершалось это торжество. Сноп или горсть нового урожая приносили к священнику, который должен был вознести его в знак того, что он преподносится Богу Небес, и потрясти им перед Господом, тем самым признавая Его Господом всей земли. Это означало, что они с благодарностью признают милость Бога, проявленную к ним в том, что их поля покрыты зерном, признают свою зависимость от Бога и просят, чтобы Он сохранил его для их дальнейшего использования. Это действие выражало и молитву и хвалу (ст. 11). Вместе со снопом нужно было принести во всесожжение агнца (ст. 12). Как принесение в жертву животных часто сопровождалось хлебным приношением, так и первый сноп жатвы сопровождался всесожжением, чтобы хлеб и мясо вместе присутствовали на столе Божьем. Запрещалось есть хлеб нового урожая, пока горсть не была принесена Богу, ибо было хорошо, чтобы Бог и Израиль пиршествовали вместе, но Бог при этом обслуживался первым. А сноп первых плодов, принесенный во имя всего собрания, символически освящал весь их урожай и давал возможность спокойно использовать его остаток, ибо мы можем есть хлеб с радостью в том случае, если исполнили свой долг перед Богом и Бог принял наши дела; и тогда все наши радости становятся для нас чистыми.
1. Этот закон был дан, когда они находились в пустыне и у них не было повода исполнить его, пока они не придут в Ханаан: в пустыне они не сеяли хлеб. Но тот факт, что Бог питал их там хлебом небесным, обязывало впоследствии не жалеть для Него Его доли от их земного хлеба. Мы читаем, что, когда они вошли в Ханаан, манна прекратилась в тот самый день, когда был принесен сноп начатков урожая. За день до того они ели хлеб старого урожая (Нав 5:11), а на следующий день принесли плоды нового урожая, тем самым получив право им пользоваться (ст. 12), поэтому теперь манна была им не нужна.
2. Этот сноп начатков был прообразом нашего Господа Иисуса, который воскрес из мертвых как первенец из умерших (1Кор 15:20). В тот день Ему была представлена отрасль Господа (Ис 4:2) посредством жертвы, которой явился Он сам, Агнец Божий, и эта жертва была принята ради нас. Следует особо отметить, что наш Господь Иисус воскрес из мертвых в тот самый день, когда приносились начатки, чтобы показать, что Он был сущностью этого прообраза.
3. Этот закон учит нас чтить Господа от имения своего и от начатков всех прибытков своих (Притч 3:9). Им запрещалось есть плоды нового урожая зерна, пока из него не была принесена часть, положенная Богу (ст. 14), ибо мы все должны начинать с Господом: начинать с Ним свою жизнь, начинать с Ним каждый день, приступать с Ним к пище, начинать с Ним вместе каждое дело и бизнес. Ищите прежде Царства Божьего.
Стихи 15−22. Здесь приводится постановление о празднике пятидесятницы, или седьмиц (как его называли во Втор 16:9), так как его отмечали пятьдесят дней, или семь недель, спустя после пасхи. Его также называли праздником жатвы (Исх 22:16). Ибо как преподнесение первого снопа символизировало начало сбора урожая и разрешало израильтянам браться за серп, так и этот праздник торжественно завершал период жатвы.
1. Вначале они приносили горсть ячменных колосьев, а в конце — два хлеба из пшеничной муки (ст. 17), которые содержали в себе закваску. На пасху они ели опресноки, так как это делалось в память о хлебе, который они ели, когда выходили из Египта; он был пресный. Но сейчас, на пятидесятницу, хлеб содержал закваску, так как это выражало признание того, что Бог был милостив к ним, обеспечив обычной пищей, имевшей в себе закваску.
2. Вместе с первым снопом они приносили во всесожжение только одного агнца, а вместе с этими хлебами во всесожжение приносили семь агнцев, двух овнов и одного тельца. Тем самым они воздавали славу Богу как Господу их земли и Господу их урожаев; они жили благодаря Его благоволению и ради Его славы. Они также приносили козла в жертву за грех, тем самым принимая на себя позор, как недостойные хлеба, который они едят, и нуждающиеся в прощении за свои грехи, из-за которых могут лишиться Божьей милости при сборе урожая, и в которых были виновны, когда принимали ее. И наконец, приносились два агнца в жертву мирную, чтобы попросить благословения для собранного ими хлеба, который может не сохраниться и быть неприятным на вкус без этого благословения (Агг 1:9). Это были единственные мирные жертвы, которые приносились ради всего собрания; они считались особой святыней, в то время как другие мирные жертвы — просто святыней. Здесь дается повеление совершать все эти жертвы (ст. 18−20).
3. Один день нужно было посвятить святому собранию (ст. 21). В этот день весь Израиль должен был встречаться с Богом и друг с другом в том месте, которое выбирал Господь. Некоторые предполагают, что в то время как праздник опресноков отмечался семь дней, лишь один день предназначался для праздника пятидесятницы, так как в это время года у них было много работы и Бог позволял им сразу же вернуться к своей работе на полях. Этот ежегодный праздник был учрежден в память о законе, данном на горе Синай на пятидесятый день после их выхода из Египта. Об этом празднике им было сказано еще в Египте, и они должны были соблюдать его пред Богом в пустыне; в память об этом событии они впредь должны были праздновать его. В день, когда отмечался этот праздник, Святой Дух излился на апостолов (Деян 2:1); и в этот же день был дан закон веры: пятьдесят дней спустя, после того как был принесен в жертву за нас Христос, наша Пасха. И в этот день (как хорошо выразился епископ Патрик) апостолы, приняв начатки Духа, возродили к жизни через слово истины три тысячи душ и представили их, как начатки христианской Церкви, Богу и Агнцу. Вместе с постановлением о празднике пятидесятницы повторяется закон, с которым мы встречались ранее (Лев 19:9), требовавший, чтобы они оставляли бедным остатки на своих полях и колосья, которые росли у края их полей (ст. 22). Возможно, это повеление появилось здесь для того, чтобы священники использовали любую возможность напоминать об этом народу, когда приносились начатки плодов, подразумевая, что послушание в этом незначительном вопросе лучше жертвы и что, если они не будут послушны в этом, их жертва не будет принята. Это также учило их, что радость при сборе урожая должна выражаться в благотворительности к бедным, которые должны получить свою часть из того, что мы имеем, а Бог — Свою. Кто истинно осознает милость, полученную от Бога, тот будет щедр в проявлении милости к бедным.
Стихи 23−32. В этих стихах представлено:
I. Постановление о празднике труб, который отмечался в первый день седьмого месяца (ст. 24−25). Тот месяц, который сейчас считается седьмым, считался первым, и юбилейный год начинался с этого месяца (Лев 25:8), поэтому это был день их нового года. Как и другие субботы на протяжении года, это был день святого покоя: «Никакой работы не работайте». Это был день священной работы: «…приносите жертву Господу». Более детальные наставления об этом празднике были даны позднее (Чис 29:1). Этот праздник отличало то, что это был день трубного звука. Они трубили в трубу на каждое новомесячие (Пс 80:4), но на новую луну седьмого месяца это нужно было делать с особой торжественностью, ибо они начинали дуть с восходом солнца и заканчивали с заходом.
1. Это был праздник, устраиваемый в память (англ. пер.) о звуке труб на горе Синай, когда был дан закон, о котором нельзя было забывать. Некоторые считают, что это совершалось в память о сотворении мира, которое предположительно имело место осенью; и на этом основании до нынешнего времени этот месяц считался первым. Могущественное слово, которым Бог сотворил мир, названо гласом грома (Пс 103:7), поэтому этот день вполне уместно чтили трубным гласом или памятными восклицаниями, как считают халдеи, ибо, когда основания земли были утверждены… все сыны Божии восклицали от радости (Иов 38:6−7).
2. Иудейские толкователи предполагают, что эти слова имеют духовное значение. Тогда, в начале года, звук труб призывал стряхнуть духовную сонливость, искать и испытывать свои пути и исправлять их. День очищения отмечался на девятый день после этого, и таким образом они пробуждались, чтобы приготовиться к нему с помощью искреннего и серьезного покаяния, чтобы этот день для них обязательно стал днем очищения. И они говорят: «Набожные иудеи больше добрых дел совершали в период между праздником труб и днем искупления, чем в остальное время года».
3. Это символизировало проповедь Евангелия, которое радостным звуком призывает души служить Богу и поддерживать духовный праздник для Него. Писание говорит, что при обращении народов в веру Христа вострубит великая труба (Ис 27:13).
II. Повторение закона о дне искупления, то есть той его части, которая касалась народа.
1. В этот день они должны были отдыхать от всех трудов — не только от тяжелой работы, но и от других ежегодных праздников; покой должен был так же строго соблюдаться, как и еженедельная суббота (ст. 28,30−31). Основание для этого: ибо это день очищения. Отметьте: когда мы смиряем свои души из-за греха и устанавливаем мир с Богом, то в этом процессе должен участвовать весь человек, при этом максимально должен использоваться разум, но и этого будет недостаточно. Кто хочет совершить эту работу в день очищения так, как это должно быть сделано, обязан отложить все посторонние мысли. В этот день Бог скажет мир народу Своему и избранным Своим, поэтому они должны отложить все мирские заботы, чтобы четче и благоговейнее слышать голос радости и веселья. День поста должен быть днем покоя.
2. Они должны были смирять свои души из страха быть истребленными рукой Божьей (ст. 27,29,32). Они должны были умерщвлять тело, отказывая ему в желаниях в доказательство скорби за совершенные ими грехи, и свою внутреннюю порочность. Каждая душа должна была смиряться, так как была осквернена и виновна перед Богом; никто не исполнил закон невинности, поэтому никто не освобождался от закона покаяния, а каждый должен был вздыхать и стенать о мерзостях, наполнивших землю.
3. Праздновать нужно было весь день: «от вечера до вечера смиряйте души ваши» (ст. 32), то есть они должны были начать праздновать и выражать свое смирение с вечера девятого дня. Они должны были оставить все свои мирские дела и сосредоточиться на обязанностях дня приближающегося, начиная с момента захода солнца в девятый день, и не должны были принимать пищу (за исключением детей и больных людей) до захода солнца в день десятый. Отметьте: вечера накануне торжественных праздников должны быть заняты торжественными приготовлениями. Когда совершается работа для Бога и наших душ, тогда мы не должны ограничивать себя во времени, ибо разве можем мы лучше провести свое время? Правило, касающееся этой субботы, нужно понимать так: от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
Стихи 33−44. В этих стихах изложено:
I. Постановление о празднике кущей. Это один из трех самых главных праздников, в котором все мужчины должны были принимать участие и праздновать с особым выражением радости.
1. Что касается наставлений о порядке проведения этого праздника, то обратите внимание, что (1) его нужно было отмечать в пятнадцатый день седьмого месяца (ст. 34), на пятый день после дня очищения. Мы можем предположить, что хотя не все были обязаны присутствовать на собрании в день очищения, как во время празднования трех основных праздников, тем не менее многие набожные иудеи приходили намного раньше праздника кущей и наслаждались возможностью посетить собрание в день очищения.
[1] Страдания души в день очищения подготавливали их к радости во время праздника кущей. Чем больше мы скорбим и смиряемся из-за греха, тем более подготовленными становимся, чтобы принять утешения Святого Духа.
[2] Радость этого праздника компенсировала им скорбь предшествовавшего ему поста, ибо тот, кто сеет со слезами, пожнет в радости.
(2) Он продолжался в течение восьми дней, из которых первый и последний соблюдались как субботы — дни святого покоя и святых собраний (ст. 35−36,39). У нас есть очень обширное повеление о жертвах, которые нужно было приносить на протяжении этих восьми дней (Чис 29:12 и далее).
(3) В течение первых семи дней праздника все люди должны были оставить свои дома, включая женщин и детей, и жить в шалашах, сделанных из веток толстых деревьев, а именно из пальм (ст. 40,42). Евреи сделали процесс приготовления ветвей для построения шалаша церемонией, отдельной от построения шалаша. Писание говорит (Неем 8:15), что они делали кущи из ветвей деревьев и при этом старались выразить свою радость, неся пальмовые ветви в своих руках, что было доказательством их ликования в другом случае (Ин 12:13) и на что ссылается Книга Откровение 7:9. Восьмой день некоторые делали отдельным праздником и называли его (Ин 7:37) великим днем праздника. В этот день они оставляли свои кущи и вновь поселялись в своих домах.
(4) Они должны были веселиться пред Господом Богом на протяжении всего этого праздника (ст. 40). По традиции евреи выражали свою радость, танцуя, воспевая Богу гимны хвалы и сопровождая их игрой на музыкальных инструментах. Так вели себя не только простые люди, но и мудрецы Израиля, а также старейшины, которые должны были так же веселиться во дворе святилища, ибо (как говорили они) радость, с которой человек веселится, исполняя заповедь, действительно является важным служением.
2. Что касается целей, ради которых был учрежден этот праздник.
(1) Его нужно было соблюдать в память о том времени, когда они жили в палатках в пустыне. Вот как Писание разъясняет эту цель (ст. 43): чтобы знали роды ваши не только благодаря написанной истории, но и по этой наглядной традиции, что в кущах поселил Я сынов Израилевых. Так они должны были постоянно помнить [1] о своем низком происхождении, о ничтожном и жалком положении, из которого Бог возвысил этот народ. Отметьте: тот, кто пребывает в благополучии, должен часто освежать в памяти свое прежнее неустроенное положение, когда он был незначителен в собственных глазах.
[2] О проявленной к ним милости Божьей. Когда они жили в палатках, то Он не только среди них воздвиг для Себя скинию, но и с максимально вообразимой заботой и нежностью расстелил над ними купол — облако, которое укрывало их от жары и солнца. Мы должны вечно помнить о прежних милостях Бога, проявленных к нам и нашим отцам. Восьмой день был великим днем этого праздника, так как им разрешалось вновь вернуться в свои дома, где они вспоминали, как после долгого обитания в палатках в пустыне наконец благополучно поселились в земле обетованной, где жили уже в добротных домах. Прожив семь дней в шалашах, они больше ценили и благодарили за благополучие и удобства в своих домах. Хорошо для тех, кто живет беспечно и в довольстве, иногда прочувствовать, что значит сносить трудности.
(2) Этот праздник также называли праздником собирания плодов (Исх 23:16). Собирая произведения земли (ст. 39) — урожай винограда и зерна, — они должны были отмечать этот праздник в благодарность Богу за умножение этого года; и некоторые считают, что восьмой день праздника имел особое отношение к этому мотиву постановления. Отметьте: радость об урожае усиливает нашу радость в Боге. Господня земля, и что наполняет ее, и поэтому за все, что нам доставляет утешение, Он должен получать славу, особенно если эта милость исполнилась.
(3) Этот праздник был прообразом. Многие предполагали, что наш благословенный Спаситель родился во время этого праздника; тогда Он оставил Свои обители света в вышних, чтобы обитать с нами (Ин 1:14), и жил в кущах. Было пророчество, что поклонение Богу во времена Нового Завета будет осуществляться так же, как отмечался праздник кущей (Зах 14:16), ибо [1] Евангелие Христа учит нас жить в скиниях, не привязываться к этому миру подобно тем, которые не имеют здесь вечного города, а жить верой и надеждой со святым презрением к нынешним благам, выходя ко Христу за стан (Евр 13:13−14).
[2] Это учит нас радоваться пред Господом Богом нашим. А обрезанными израильтянами несомненно являются те, которые всегда хвалятся Христом Иисусом (Флп 3:3). И чем больше мы оторваны от этого мира, тем меньше подвергаемся опасности лишиться своей радости.
II. Краткое изложение и заключение этих постановлений.
1. Бог назначил эти праздники (ст. 37−38), кроме суббот Господних и кроме даров ваших. Это учит нас, (1) что призывы к особым служениям не освобождают нас от обрядов, постановленных совершаться постоянно. В течение праздника кущей проходила по крайней мере одна суббота, которая должна была соблюдаться так же строго, как и другие.
(2) Что Божьи постановления оставляют место для приношения даров. Мы не только не должны придумывать нового, чего Он никогда не постановлял, а повторять то, что Он учредил, и чем чаще, тем лучше. Бог очень благоволит к людям, желающим выполнять Его постановления.
2. Моисей объявил их сынам Израилевым (ст. 44). Он проинформировал их о том, что повелел Бог, ни больше, ни меньше. Подобным образом Павел передал церквам то, что принял от Господа. У нас есть основания быть благодарными за то, что праздников Господних, которые объявлены нам, не так много, а их соблюдение не так обременительно и дорогостояще, как в то время; мы должны быть благодарны за то, что они более духовны и символичны и являются надежным и приятным залогом вечных праздников во время последнего сбора урожая, который (согласно нашей надежде) мы будем праздновать всю вечность.
толкование Мэтью Генри на Левит, 23 глава