Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Михей | 5 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Еврейскому народу предсказываются трудности и бедствия (ст. 1).

(II) Чтобы поддержать народ Божий во времена этих бедствий, приводится обетование о Мессии и Его царстве, где говорится (1) о рождении Мессии (ст. 2−3), (2) о Его возвышении (ст. 4), (3) о Его защите Своего народа и о Его победе над Своими и их врагами (ст. 5−6), (4) о великом процветании Его народа в мире, достигнутом благодаря этому (ст. 7), (5) об уничтожений врагов Церкви: и внешних, которые нападали на нее, и внутренних, которые позорили ее (ст. 8−15).

Стихи 1−6. В данных стихах, как и ранее, описывается:

I. Унижение и бедствие Сиона (ст. 1). На протяжении многих лет до своего плена еврейский народ вырождался и дискредитировал себя, но теперь Бог говорит: «Ополчись, дочерь полчищ!» Это то ли призыв к врагам Сиона, имевшим в своем распоряжении войска, чтобы они пришли и поступили с ним наихудшим образом (и Бог допустит, чтобы так было), то ли призыв к друзьям Сиона, тоже имевшим войска в своем распоряжении, чтобы они пришли и заступились за него. Пусть ополчаются, но все будет напрасно, ибо (как говорит пророк от имени обитателей Иерусалима) обложили нас осадою; это сделали царь Ассирийский и царь Вавилонский, и мы не знаем, как защититься, и поэтому враги добьются своей цели и тростью будут бить по ланите судью Израилева — царя, главу правосудия, и других судей, подчиненных ему, — выражая свое презрение к ним и их званию. Сделав их своими пленниками, они будут более презрительно обращаться с ними, чем с другими пленниками. На судей Израилевых жаловались (Мих 3:11), что они были порочными и брали взятки, и они вполне справедливо были преданы этому позору за злоупотребление властью. Тем не менее для Израиля большим бедствием было то, что с их судьями обращались так унизительно. Некоторые полагают, что поводом для того, чтобы полчища (т.е. римская армия) обложили осадой Иерусалим, послужило то, что иудеи били по ланитам судью Израилева, что они так оскорбительно обращались с Мессией, Судьей Израиля, Которого били по щекам, приговаривая: «Прореки, кто ударил Тебя?» Но мне кажется, что первое предположение более вероятно и что здесь говорится об осаде Иерусалима не римлянами, а халдеями; и это пророчество исполнилось, когда подобным образом унизительно обращались с Седекией и князьями дома Давидова.

II. Возвышение Царя Сиона. Показав, как низко падет дом Давидов, как решительно будет повергнут щит этой могущественной семьи, словно он никогда не был помазан елеем, для ободрения веры народа Божьего, который теперь мог подвергнуться искушению думать, что завет с Давидом и его домом аннулирован (соответственно жалобе псалмопевца, Пс 88:39−40), пророк добавляет славное предсказание о Мессии и Его царстве, в котором утвердится этот завет и слава этого дома будет возрождена, возвышена и увековечена. А теперь давайте обратим внимание:

1. Как в данных стихах описан Мессия. Именно Он будет Владыкою в Израиле, Которого происхождение из начала, от дней вечных, как здесь гласит слово. Данные стихи говорят (1) о том, что как Бог Он существовал от вечности: Его происхождение, или эманация, подобно излучению солнечных лучей, которые существовали от дней вечных и (как говорит д-р Покок) являются выдающимся сравнением при описании вечности Христа или Его происхождения как Сына Божьего, рожденного Отцом до создания всех миров. Поэтому данное пророчество касается только Его и не может относиться к другому. Безусловно, здесь говорится о происхождении, которое имело место много лет тому назад до того, как говорил пророк, и поэтому употребляемые здесь в английском переводе глагольные составляющие подразумевают вечность и четко показывают, что их нужно воспринимать в более строгом смысле (как и в Псалме 89:3: «...от века и до века Ты — Бог») и они не могут относиться ни к кому другому, а только к Сказавшему: «...прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58). Д-р Покок обращает внимание, что слово, обозначающее «происхождение», используется в Книге Второзаконие 8:3 для обозначения «слова, исходящего из уст», и поэтому оно весьма уместно применяется для обозначения вечного происхождения Того, Кто назван Словом Бога и вначале был у Бога (Ин 1:1−2).

(2) О Его служении как Посредника; Он должен быть владыкою в Израиле, Царем Своей Церкви; Он должен царствовать над домом Иакова во веки (Лк 1:32−33). Иудеи возражают, что наш Господь Иисус может быть Мессией, ибо Его ни в коей мере нельзя было назвать владыкой в Израиле; скорее, Израиль владычествовал над Ним и предал Его смерти, не желая, чтобы Он царствовал над ними. Но на это возражение Он сам отвечает, когда говорит, что Царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Он царствует над духовным Израилем, над детьми обетования — всеми последователями верующего Авраама и молящегося Иакова. Он царствует в их сердцах и в их обществе Своим Духом и благодатью с помощью Своего слова и постановлений. И разве не был владыкой в Израиле Тот, Кому повиновались ветры и моря, Кому были вынуждены подчиниться легионы бесов, Кто изгонял болезни из больных и выводил мертвых из могил? Быть Владыкою в Израиле, Главой Церкви, быть выше всего в Церкви может только Тот, Которого происхождение из начала, от дней вечных.

2. Что здесь предсказано о Нем.

(1) Что Вифлеем будет местом Его рождения (ст. 2). Именно на это место Писания ссылались книжники, когда с великой уверенностью сказали Ироду, где должно родиться Христу (Мф 2:6), и поэтому повсеместно среди иудеев было известно, что Христос придет из Вифлеема, из того места, откуда был Давид (Ин 7:42). Слово «Вифлеем» означает «дом хлеба» — вполне подходящее место для рождения Того, Кто является хлебом жизни. Так как это был город Давида, то с помощью особого повеления было устроено так, чтобы именно там родился Сын Давидов, его наследник и преемник навеки. Он назван Вифлеем-Ефрафа, этот город имел два имени, как следует из Книги Бытие 35:19. Он был мал между тысячами Иудиными, незначительным по численности обитателей и занимаемому им положению; в нем не было ничего, заслуживающего того, чтобы быть облаченным этой честью, но Бог в данном и других примерах предпочитает возносить смиренных (Лк 1:52). Христос почтил место Своего рождения и не лишил его славы: «Хотя ты мал между тысячами Иудиными, тем не менее за счет этого события станешь великим»; или, как читает это место св. Матфей: «Ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных и благодаря этому превзойдешь всех их». Родство со Христом возвеличит тех, кто занимает незначительное положение в мире.

(2) Что при полноте времени Он родится от жены (ст. 3): «Посему Он оставит их до времени; Он предаст Свой народ Израильский бедствиям и трудностям, отодвинет их спасение, обещанное Им, которого они так долго ожидали, до времени, до определенного времени, доколе не родит имеющая родить — благословенная дева, которая должна стать матерью Мессии; пока она не родит Его в Вифлееме — указанном месте», Д-р Покок полагает, что таково истинное значение данных слов. Хотя происхождение Мессии от дней вечных, тем не менее избавления в Иерусалиме и утешения Израилева нужно было ожидать (Лк 2:25−38), доколе не родит имеющая родить (так называли деву Марию, подобно тому как сам Христос называл себя Грядущий), а до того времени Он оставит их. Божественного избавления нужно ожидать, пока не настанет время, определенное для его осуществления.

(3) Что тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. Остаток еврейского народа вернется к духу истинных сынов Израиля — народа, состоящего в завете с Богом; сердца сынов вновь повернутся к отцам (Мал 4:6). Некоторые полагают, что здесь речь идет о верующих — язычниках и иудеях; они также присоединятся к обществу Израильскому; и так как все они являются братьями друг для друга, то Он не стыдится называть их братиями (Евр 2:11).

(4) Что Он станет прославленным правителем, и Его подданные будут счастливы, подчиняясь Его руководству (ст. 4): «Он станет и будет пасти, то есть Он будет учить и царствовать и делать это как добрый Пастырь — с мудростью, заботой и любовью». Так было предсказано: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое», Он обеспечит его зелеными пажитями и подчиненными Ему пастырями, которые будут его водить на эти пажити. Он — добрый Пастырь, Который идет перед овцами и руководит ими. Он будет делать это не как обычный человек, а в силе Господней, как личность, облаченная божественной силой, чтобы совершить эту работу; Он преодолеет трудности на своем пути и при этом не ослабеет и не изнеможет. Он будет делать это в величии имени Господа Бога Своего — и это послужит четким доказательством того, что имя Бога в Нем (Исх 23:21) — величие Его имени, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Пророки начинали свои послания словами: «Так Говорит Господь», но Христос говорил не как слуга, а как Сын: «Истинно, истинно говорю вам...» Так он питал в величии имени Господа Бога Своего. Ему была дана вся власть на небе и на земле, власть над всякой плотью, в силу чего Он и сейчас продолжает царствовать в величии имени Господа Бога Своего — имени, которое превыше любого другого. Правление Христа будет [1] очень благоприятным для Его подданных, ибо они будут жить, жить безопасно и беспечно — и так будет до самой вечности. Раз Я живу, и вы будете жить. Они будут покоиться на злачных пажитях, на которые Он приведет их, и жить вечно в жилище Божьем (Пс 60:5). Его Церковь будет существовать, и Он — в ней; Он будет с ней всегда, до скончания мира.

[2] Сам по себе Он будет прославлен: «Тогда Он будет великим до краев земли». Теперь, когда Он встанет и будет пасти Свое стадо, Он будет великим, ибо Христос считает Своим величием творить благо. Теперь Он будет великим до краев земли, ибо даже самые удаленные уголки земли будут отданы ему во владение, и края земли увидят его спасение.

(5) Он обеспечит миром и благополучием Свою Церковь и защитит Свой народ от нападок Своих и его врагов (ст. 5−6): «И будет Он — мир, как царь и правитель, когда Ассур придет в нашу землю». Это является прообразом и ссылкой на избавление Езекии и Его царства от власти Сеннахирима, но также на фоне этого — обетованием о безопасности евангельской Церкви и всех верующих от сил тьмы, сатаны и всех его инструментов: дракона и его ангелов, которые ищут поглотить Церковь первенцев и всех, кто ей принадлежит. Обратите внимание:

[1] На угрозу и опасность, которой подвергаются подданные Христа. Ассирийцы, могущественная армия, приходят в их землю (ст. 5−6) и вступают в их пределы, более того, они так далеко продвигаются, что вступают в их чертоги; когда Сеннахирим напал на Иудею, взял все укрепленные города и осадил Иерусалим, то это было время попрания и замешательства (Ис 36:1; 37:3). Это символизировало врата ада, сражающиеся против царства Христа и окружившие стан святых и святой город, которые угрожали смести все перед собой. Когда ужасы закона выстраиваются против обличенной души, когда искушения сатаны атакуют народ Божий, а бедствия мира грозят лишить их всех утешений, тогда ассирийцы приходят в землю нашу и вступают в чертоги наши. Отвне — нападения, внутри — страхи.

[2] Его подчиненные могут быть уверены в том, что он защитит их. Во-первых, Сам Христос будет их миром. Когда ассирийцы с огромной армией придут на их землю, то разве может быть другой мир, помимо покорного подчинения и опустошения, не встретившего сопротивления? — Да, даже в таких условиях Царь Церкви будет хранителем ее мира и защитой от непогод (Ис 32:1−2). Христос — наш мир, ибо Он как священник приносит искупление за грех и примиряет нас с Богом; Он — наш мир, ибо как царь побеждает наших врагов и тем самым заглушает беспокойные страхи и страсти; Он исполняет слово: мир. Даже в тех ситуациях, когда ассирийцы приходят в землю, когда мы оказываемся в опасности и великое отчаяние охватывает нас, когда внутри мы уже слышим свой смертный приговор, то и тогда будет Он — мир. «Во Мне, — говорит Христос, — будете иметь мир, а в мире будете иметь скорбь, — в такое время в Нем наши души могут покоиться». Во-вторых, Он найдет подходящие инструменты, чтобы задействовать для их защиты и освобождения и победить их врагов: «Тогда мы выставим против него, семь пастырей и восемь князей, то есть солидное количество людей, способных противостоять врагу, поднять против него голову и защитить Церковь Бога в мире, — мужей, которые будут заботиться и с нежностью пастора относиться к стаду и в то же время обладать смелостью и властью князей или князей человеческих». Семь и восемь определенные числа, обозначающие неопределенность. Отметьте: когда Бог принимает решение совершить дело, то Он не будет нуждаться в подходящих инструментах для его совершения; если Ему угодно, то Он может сделать это с помощью незначительного количества людей; Ему не нужно поднимать тысячи, а для осуществления поставленной цели достаточно семь или восемь князей, если Бог будет с ними. Представители гражданской власти и служители являются пастырями и князями, поставленными для зашиты религиозного праведного дела от сил греха и сатаны в мире. В-третьих, оппозиция Церкви будет преодолена и ее противники свергнуты. Это символизируется опустошением Ассирии и Халдеи — двух народов, которые из всех остальных были самыми грозными врагами Израиля и Бога; а их уничтожение символизирует, что враги Христа станут подножием для Его ног: «И будут они пасти землю Ассура мечем и землю Немврода в самых воротах ее, они нападут на землю и предадут мечу всех вооруженных людей». Отметьте: кто грозит уничтожением Церкви Божьей, тот приближает собственную гибель, а уничтожение таковых — это спасение Церкви: «Так Он избавит нас от Ассура». Это исполнилось, когда в результате проповеди Евангелия сатана пал с неба, как молния, а враги Христа, не желавшие, чтобы Он царствовал над ними, были убиты пред Ним.

Стихи 7−15. В этих стихах говорятся славные истины об остатке Иакова — о том остатке, который был собран из хромлющего (Мих 4:7) и, похоже, был тем самым остатком, который призовет Господь (Иоиль 2:32); именно на него будет излит Дух, и он спасется (Рим 9:27). Отметьте: народ Божий — всего лишь остаток, малое число по сравнению с огромным количеством оставленных погибать, малое стадо. Но они — остаток Иакова, народ, состоящий в завете с Богом и обретший Его благоволение. И в данных стихах в адрес этого остатка обещано:

I. Что они будут среди многих народов как роса (ст. 7). Божья Церковь рассеяна по всему миру; она находится среди многих народов, как золото в руде и пшеница в копне сена. Израиль по плоти жил в одиночестве и не числился среди других народов, а духовный Израиль был рассеян среди многих народов как соль земли или как семена, посеянные в почву, зерно здесь и зерно там (Ос 2:23). И этот остаток будет как роса от Господа.

1. Их происхождение будет небесное, как происхождение росы от Господа, Который является Отцом дождя и рождает капли дождя (Иов 38:28). Они рождены свыше, а не от земли и не имеют признаков земли.

2. Они будут многочисленными, как капли росы летним утром (Пс 119:3): «Подобно росе рождение Твое».

3. Они будут чистыми и светлыми, не имеющими грязи и порока, кристально чистыми каплями, как вода жизни.

4. Они будут возникать тихо и бесшумно, как роса, которая образуется незаметно и непонятно для нас; так же действует Дух.

5. Они будут жить, постоянно уповая на Бога и черпая от Него, как роса, которая не зависит от человека и не полагается на сынов Адамовых, они не будут полагаться на помощь и силу людей, а только на божественную благодать, ибо в настоящее время являются (и признают это) именно такими, какими свободная благодать Бога делает их каждый день.

6. Они будут великим благословением для тех, среди которых живут, как для травы росе и ливни, которые дают ей рост без помощи человека или сынов человеческих. Их доктрина, пример, молитвы делают их подобными росе, которая смягчает и увлажняет других и делает их плодоносными. Их речь польется, кок роса (Втор 32:2), и все окружающие будут ждать их, кик дождя (Иона 29:23). Люди, среди которых они живут, будут как трава, которая цветет лишь благодаря Божьему благословению, а не умению и заботе человека; они будут полезны для окружающих тем, что будут притягивать к себе Божьи благословения, как притягивал их Иаков к дому Лавана, будут охлаждать и смягчать гнев Божий (который в противном случае спалил бы их), как роса предохраняет траву от палящего солнца и не дает ей сгореть. Так понимает эти слова д-р Покок; в своем поведении они будут милосердными и кроткими, как их Учитель, Который сошел, как дождь на скошенный луг (Пс 71:6).

II. Что они будут как лев среди зверей лесных, который попирает и терзает (ст. 8). Они будут не только молчаливыми, кроткими и дарующими всякие блага для всех, кто принимает и любит истину, но и смелыми, как лев, свидетельствуя против порочного времени и мест, в которых они живут; они будут сильными, как лев, в силе Бога, и смогут противостоять и преодолевать своих духовных врагов. Оружия воинствования нашего сильные Богом на разрушение твердынь (2Кор 10:4−5). Они будут иметь смелость, которой не смогут противостоять все, противящиеся им (Лк 21:15); подобным образом, когда лев рвет добычу на части, никто не может спасти ее. Когда неверие будет заглушено и всякое беззаконие затворит свои уста, когда благодаря доктрине служителей Евангелия и исповеданию верующих в него грешники будут обличены и за счет его силы обратятся к Богу, тогда остаток Иакова станет как лев. Эту мысль поясняет стих 9: «Поднимется рука твоя над врагами твоими», в конце Церковь вознесет свою руку выше всех, кто противостоял ей. Все неприятели ее будут истреблены, они уже не будут ее врагами; их враждебность будет уничтожена. Острые стрелы обличения Христа вонзятся в их сердца, и поэтому они падут пред Ним и станут Его покорными подданными (Пс 44:6); Он благополучно завоюет их и подчинит (Пс 119:2).

III. Они избавятся от всех своих плотских упований, на которые полагались, и благодаря провидению Бога насладятся уверенностью в том, что не нуждаются в них; благодаря благодати Бога они увидят их бесполезность и откажутся от них. Грех Израиля заключался в том, что израильтяне расточительно обеспечивали себя конями и колесницами, были чародеями и идолопоклонниками (см. Ис 2:6−8), Но здесь обещано, что больше они не будут обращаться к ним «Это обетование, гарантирующее спокойствие в царстве Христа, поясняется далее: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней е Иерусалиме» (Зах 9:10). Отметьте: великая милость быть лишенными тех благ, на которые мы полагаемся, тем самым противопоставляя их Богу, которые стали нашим оружием и вслед которых мы, блудодействуя, уходим от Бога. Давайте рассмотрим детали:

(1) Они полагались на колесницы и коней и умножали их (Пс 19:8), но теперь Бог истребит коней и уничтожит колесницы (ст. 10), как Давид подрезал жилы у всех коней колесничных (2Цар 8:4). Они не должны иметь их, чтобы не подвергнуться искушению уповать на них.

(2) Уверенные в собственной безопасности, они уповали на свои твердыни и укрепленные города, но Бог позаботится, чтобы они были разрушены (ст. 11): «Истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои». Они будут иметь постройки для проживания в них, а не для обороны, ибо Бог будет их единственной защитой — их прибежищем и Избавителем.

(3) Многие из них доверяли руководству и совету своих волшебников, гадателей и предсказателей. Бог истребит таковых не только как немощных и недостаточных, чтобы помочь им, но как нечестивых и достаточных, чтобы погубить их (ст. 12): «Исторгну чародеяния из руки твоей, чтобы больше ты не держался за них и не полагался на них; гадающих по облакам не будет у тебя больше, ибо ты убедишься в том, что все их притязания — притворство», Справедливость народа уничтожит их согласно закону (Лев 20:27). Проповедь Евангелия оттолкнет людей от увлечения волшебством (Деян 19:19).

(4) Многие из них говорили делам рук своих: «Вы — боги»; но теперь они упразднят и оставят идолопоклонство (ст. 13): «Истреблю истуканы твои и кумиры — и переносные и закрепленные; они будут уничтожены силой закона Моисея и оставлены благодаря силе Евангелия Христа, и поэтому ты не будешь более поклоняться изделиям рук твоих, а постыдишься своих прежних заблуждений. Помимо прочих памятников идолопоклонства, искореню из среды твоей священные рощи твои» (ст. 14). Они насаждались и хранились во славу идолов и использовались при поклонении им; эти рощи было велено сжечь (Втор 12:2−3); и если они не сделают этого, то Бог сделает, чтобы они не уповали на них. Поэтому Он говорит: «Яразорю города твои», подразумевая города, посвященные идолам — тем или иным навозным божествам, на защиту которых они уповали.

IV. Что те, которые противостанут Евангелию Христа и останутся в союзе со своими идолами и чародеями, падут от гнева Божьего и будут уничтожены (ст. 15): «Я совершу в гневе и негодовании мщение над народами (т.е. над язычниками), о котором никогда не слышали (англ. пер.); идолы будут уничтожены, а идолопоклонники преданы стыду. Я совершу мщение над язычниками, которые не слышали (читают некоторые) или не хотели слышать и принять доктрину Христа». Бог отдаст Своему Сыну либо сердца, либо шеи Его врагов и сделает их либо Его друзьями, либо подножием Его ног.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Михея, 5 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.