В данной главе продолжается общение между Богом и Его пророком. В первой главе он обращался к Богу, затем Бог — к нему, и затем он вновь обращался к Богу; во второй главе Бог обратился к нему через Дух пророчества, а в данной главе пророк обращается к Богу через Дух молитвы, ибо, как истинный сын Авраама, не хотел, чтобы общение было прервано с его стороны, и не возвратился на свое место, пока Господь не перестал говорить с ним (Быт 18:33). Молитва пророка, приведенная в данной главе, — это подражание псалмам Давида, так как она предназначена для «главного музыканта» и переложена для музыкальных инструментов. Молитва записана для того, чтобы ее можно было использовать в Церкви, особенно иудеями, находящимися в плену, пока они ожидали избавления, обещанного в предыдущей главе.
I. Пророк ревностно просит Бога помочь Своему народу в беде: чтобы Он поторопил избавление и утешил их в трудное время (ст. 2).
II. Он призывает восстановить в памяти прежние ситуации, когда Бог милостиво и победоносно заступался за них: когда Он вывел Израиль из Египта, привел через пустыню в Ханаан и там совершил для них много чудес (ст. 3−15).
III. Он побуждает себя к святому переживанию о нынешних бедствиях Церкви, но также ободряет себя и других надеяться, что исход будет благоприятным и прославленным, хотя все видимые средства кажутся несостоятельными (ст. 16−19).
Стихи 1−2. Данная глава озаглавлена так: «Молитва Аввакума». Это размышление с самим собой, ходатайство о Церкви. Пророки были мужами молящимися; таким был и данный пророк (он пророк и помолится о тебе, Быт 20:7); иногда они молились даже о тех, против кого пророчествовали. Кто близко знаком с намерениями Бога, касающимися грядущих событий, тот лучше других знает, как упорядочить их молитвы, о чем молиться, и в предвидении тревожных времен, сможет изложить их молитвы так, чтобы получить на них благоприятный ответ; так он может послужить Церкви своими молитвами, когда пророчество уже изложено. Этот пророк еще раньше увидел, что Бог готов ответить на его просьбы и жалобы, и поэтому теперь повторяет свои прошения, обращенные к Нему. Раз Бог приклонил к нам Свое ухо, то на основании этого мы должны принять решение призывать Его во все дни жизни своей.
1. Пророк признает, что получил ответ Бога на свое прежнее обращение и он воздействовал на него (ст. 2): «Господи! Услышал я слух Твой, Твою речь (в некоторых переводах) — то, что Ты хотел нам сказать, изреченный Тобою указ в адрес тех, кто заставлял страдать Твой народ. Я принял ее, и она передо мною». Отметьте: кто хочет правильно обратиться с речью к Богу, тот должен внимательно следить за тем, что Бог говорил ему, и обдумывать Его слова. Пророк сказал (Авв 2:1): «Я буду наблюдать, чтобы узнать, что скажет Он во мне», и теперь он признает: «Господи! Услышал я слух твой», ибо если мы поворачиваемся глухим ухом к слову Божьему, то должны быть готовы к тому, что Он повернется глухим ухом к нашим молитвам (Притч 28:9). «Услышал я слух Твой и убоялся». Послания. пришедшие непосредственно с небес, чаше всею приводят в оцепенение даже наилучших и самых смелых людей; и Моисей. и Даниил, и Исаия были в великом страхе и трепета. Но помимо этого суть данного послания напугала пророка, когда он услышал, в каком униженном положении и как долго народу Божьему придется находиться под угнетающей властью халдеев и как долго они будут им подчиняться; он испугался, чтобы их дух не угас, чтобы это полностью не искоренило и не уничтожило Церковь, чтобы народ Божий не потерялся и не сбился с пути из-за того, что так долго будет попираем.
2. Он ревностно молится, чтобы ради избранных эти дни бедствия были сокращены, чтобы само бедствие было смягчено и ослаблено и, находясь в беде, народ Божий получил поддержку и утешение. Он полагает, что очень долго ожидать конца лет; возможно, он ссылается на семьдесят лет, определенных для продолжительности этого плена, и поэтому говорит: «Господи, сделай что-нибудь для нас среди лет — лет нашего бедствия; даже если мы не будем избавлены, а наши угнетатели уничтожены, но Ты не оставляй и не бросай нас».
(1) «Сделай что-нибудь ради своего дела, соверши дело Твое ради Своей Церкви; оживи ее, даже если она пойдет посреди напастей (Пс 117:7−8). Даруй Своему народу ожить немного в рабстве его (Езд 9:8; Пс 84:7). Сохрани живым Свое дело (читают некоторые); хотя твоя Церковь пребывает под наказанием, но не допусти, чтобы она была уничтожена; хотя она не свободна, но ты продли ее жизнь; сохрани остаток живым, чтобы он остался семенем для нового поколения. Оживи дело благодати в нас, освятив для нас эту беду и поддерживая нас в ней, даже если время не наступило и не пришел срок нашего избавления. Что бы ни случилось с нами, даже если мы будем мертвы, как сухие кости, но ты, Господи, соверши дело Твое, чтобы оно не погибло, не повернуло вспять и не закончилось ничем».
(2) «Сделай это для Своей славы: среди лет яви ее; яви Себя, чтобы о Тебе узнали, ибо истинно Ты Бог сокровенный (Ис 45:15); яви Свою силу, Свое сострадание, Свое обетование, Свое провидение в управлении этим миром ради безопасности и благополучия Твоей Церкви. Хотя мы погребены в безвестности, но Ты, Господи, яви себя; что бы ни стало с Израилем, главное — чтобы Бога Израиля не забыли в этом мире; яви себя даже среди этих темных лет, до того, когда ожидается Твое явление». Когда среди лет плена Бог чудесным образом спас трех юношей из печи огненной и смирил Навуходоносора, тогда был дан ответ на эту молитву и Бог явил себя среди лет.
(3) «Соверши дело Твое для утешения Своего народа: во гневе вспомни о милости и яви ее. Яви нам, Господи, милость Твою (Пс 84:8)». Попав в беду, они увидели, что Бог недоволен ими. и это огорчило их. В горькой чаше присутствует гнев, поэтому они возражают и искренно просят Его заступиться, ссылаясь на то, что Он милостивый Бог, а они — сосуды Его милости. Отметьте: даже испытывая на себе знаки Его гнева, мы не должны отчаиваться и терять надежду обрести Его милость; именно милость, только милость, является тем прибежищем, куда мы должны бежать и на которую должны полагаться как на наше единственное оправдание. Он не говорит: «Вспомни наши заслуги», а: «Господи, вспомни о милости».
Стихи 3−15. Попав в беду и пребывая в глубоком отчаянии, народ Божий очень часто ободрял себя, вспоминая свой прошлый опыт и оживляя его в памяти: размышляя о днях древних, о летах веков минувших (Пс 76:6), умоляя Бога в молитве, ибо Ему иногда нравится, когда они судятся с Ним (Ис 63:11): «Тогда Он вспомнил дни древние». Именно так поступает пророк в данной ситуации. Он обращается к тем древним временам, когда Бог впервые сформировал их в народ, когда они были чудесным образом выведены из Египта — дома рабства, проведены через пустыню — землю сухую, введены в Ханаан, которым в то время владели могущественные народы. Тот, Который таким чудесным образом вначале, несмотря на многие трудности, привел их в Ханаан, теперь несомненно может вывести их из Вавилона и вновь привести туда, какие бы великие препятствия ни лежали на этом пути. Здесь возвышенно описываются чудеса, совершенные Богом во дни древние, чтобы ободрить веру народа Божьего, находившегося в бедственном положении.
I. Бог явился во славе, как никогда раньше или после этого (ст. 3−4): «Бог от Фемана грядет и Святой — от горы Фаран». Это ссылка на видимое явление славы Божьей, когда Он дал закон на горе Синай, что следует из Книги Второзаконие 33:2, откуда позаимствованы эти выражения. Тогда сошел Господь на гору Синай в облаке (Исх 19:20) и Его слава была как огонь пожирающий, Он сделал это не только для того, чтобы усилить данный ему закон, но и для того, чтобы открыто признать акт передачи закона, созданного для них, и возвеличить его, ибо первые слова, которые Он сказал, были: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Я, явившийся в этой славе, совершил эти дела». Тогда величие Его покрыло небеса, которые засияли отражением этого славного явления Бога, и славой Его наполнилась земля, или Ею великолепием, как читают некоторые. Люди на расстоянии видели облако и огонь на горе Синай и славили Бога Израиля. Или данные слова означают, что земля наполнилась делами Бога, которые нужно было прославить. Его блеск как солнечный свет, как блеск солнца, когда оно сияет во всю силу; Он имеет роги (в англ. пер.). или яркие лучи (и так можно перевести), которые исходят от руки Его. Он был окружен лучами славы, и несколькими лучами этой славы, позаимствованной у Него, сияло лицо Моисея, когда Он спустился с горы славы. Некоторые под рогами, под двумя рогами (слово подразумевает двойственность), исходящими от руки Его, подразумевают две скрижали, которые, возможно, хотя и были каменными, но были окружены славой, когда Бог передавал их Моисею; эти книги были позолочены лучами, и это вполне согласуется с Книгой Второзаконие 33:2: «...одесную Его огнь закона». Далее добавлено: «И здесь тайник Его силы»; в лучах, исходящих из Его руки, была Его сокровенная сила. Проявление Его силы, по сравнению с тем, что Он мог сделать, скорее было сокрытием Его силы, чем ее проявлением; тайны Его силы, равно как и Его мудрости, вдвое больше, чем продемонстрировано (Иов 11:6).
II. Бог наслал казни на Египет, чтобы смирить гордого фараона и заставить отпустить народ (ст. 5): «Пред лицом Его шла язва, которая убила в одну ночь всех первенцев в Египте; а по стопам Его — жгучий ветер, когда во время казни градом был огонь между градом — горящие болезни (написано на полях)». Некоторые полагают, что здесь речь идет о тех болезнях, которые опустошили Египет, другие — о тех, благодаря которым количество хананеян было значительно уменьшено перед тем, как израильтяне пришли на их землю. Они были — по стопам Его, то есть во время Его пришествия, ибо находились в Его распоряжении; Он говорит им: «Идите!», и они идут; Он говорит им: «Придите!», и они приходят; «Сделайте это!» — и они делают.
III. Он разделил землю Ханаана для Своего народа Израиля и изгнал с этой земли язычников (ст. 6): «Он стал и измерил землю» (англ. пер.); Он измерил ее, чтобы отдать в наследие Своему народу Израиля (Втор 32:8−9). Он воззрел и в трепет привел народы (ст. 6, англ. пер.), которые владели ею; хотя они объединились в борьбе против Израиля, но Бог рассеял и нанес им поражение в сражении с Израилем. Или Он с таким могуществом проявил Свою силу, что ее было достаточно, чтобы потрясти и сокрушить все народы земли. Тогда вековые горы распались и первобытные холмы опали: могущественные князья и вельможи Ханаана, которые казались превознесенными, сильными и крепко стоящими, как горы и холмы, были сокрушены; они и их царства были полностью покорены. Или же сила Бога проявилась с таким могуществом, что потрясла горы и холмы; более того, затрепетал Синай и близлежащие холмы (Пс 67:8−9). К этим словам он добавляет; «Пути Его вечные», то есть все движения Его провидения совершаются соответственно Его вечным советам; а Он будет Тот же, что вчера и сегодня. Его завет неизменный, и милость Его пребывает вовек. Когда Он в трепет привел народы Ханаана, то можно было увидеть шатры Ефиопские и как сотрясались палатки земли Мадиамской, — тогда встревожились все жители соседних стран; и хотя Израилю не было дано поручение уничтожить их, равно как и предписания завладеть их землей, но они полагали, что их дом подвергается опасности, раз дом соседа в огне, и поэтому ими овладел сильный страх (ст. 7). Так сильно испугался Валак — царь Моавитский (Чис 22:3−4). Некоторые полагают, что когда говорится о палатках Ефиопских в бедствии (в англ. пер.), то речь идет о днях правления судьи Гофониила, в руки которого Бог предал Хусарсафема (Суд 3:8); а когда говорится, что сотрясались палатки земли Мадиамской, то речь идет о днях судьи Гедеона и о ячменном хлебе, который во сне опрокинул шатер Мадиамский (Суд 7:13).
IV. Он разделил Красное море и Иордан, когда они стали препятствием на пути продвижения Израиля, и ударом извлек поток воды из скалы, когда Израиль в ней нуждался (ст. 8). Кто-то мог бы подумать, что гнев Господа воспылал на реки и что на море — ярость Его, ибо Он заставил их расступиться и бежать пред Ним, когда восшел на коней Своих и на колесницы спасения, как генерал во главе своей армии, пришедшей спасать. Отметьте: Божьи колесницы предназначены не столько для того, чтобы явить Его величие, сколько для спасения Его народа; Его слава быть Спасителем Израиля. Похоже, на это событие также ссылается ст. 15: «Ты с конями Твоими проложил путь по морю через Красное море, в столбе облачном и огненном (именно Ею колесницу влекли ангелы), Ты шел уверенно, чтобы приспособиться к медленному темпу, которым мог передвигаться Израиль: подобным образом Иаков заботливо передвигался, принимая во внимание детей и скот. Ты проложил путь через пучину великих вод; подобным образом Он вел Израиль через бездны, как коня по степи» (Ис 63:13−14). Когда они подошли к границам Ханаана, то ринулись воды, то есть Иордан, который в то время выходил за пределы своих берегов, разделился (Нав 3:15). Отметьте: когда трудности, возникшие на пути спасения Израиля, кажутся непреодолимыми. когда они достигают максимальной высоты и выходят за свои пределы, тогда Бог может отвернуть их в сторону, пройти через них и преодолеть их. Когда Красное море и Иордан были разделены, тогда бездна дала голос свой: тогда вода зашумела. словно осознала, что ее ограничили и не позволили течь обычным путем, и жаловалась на это. Она высоко подняла руки свои, или края (ибо стала стеною, Нав 3:16), словно восстала против данных ей повелений. Она возвысила голос свой, возвысила волны свои, но все напрасно. Паче сильных волн морских силен в вышних Господь (Пс 92:3,4). Вместе с разделением моря и Иордана вновь говорится о том, что вострепетали горы, словно остановка вод вызвала потрясение у близлежащих гор; они упоминаются вместе (Пс 1113:3−4): «когда море увидело и побежаю и Иордан обратился назад, то горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы». Все творение покорилось, земля и воды трепетали от присутствия Господа, от присутствия могучего Бога Иакова. Но (как перефразирует это выражение г-н Коули):
Ты, море, можешь течь, куда желаешь.
И ты, Иордан, остановиться; Вы не нужны,
Ибо по слову Бога, если Ему угодно.
Скалы выплачут новую воду вместо вас.
Так и в данном месте пророк говорит: «Ты потоками рассек землю»; в пустыне были сделаны каналы, которые, похоже, рассекали землю, чтобы по ним могла течь вода, исходящая из скалы, для обеспечения израильскою стана, которая следовала за ними во всех их передвижениях. Отметьте: Бог природы может изменить и контролировать силы природы, как Ему угодно, может преврати гь воды н кристальные скалы и скалы в кристальные потоки.
V. Он подчинил себе движение солнца и луны, содействовал и совершал победы Израиля (ст. 11). «Солнце и луна остановились по молитве Иисуса Навина, чтобы хананеяне не смогли воспользоваться преимуществом и сбежать под покровом ночи»; они остановились ни месте своем на небесах (Пс 18:5), взирая на Гаваон и долину Аиалонскую, где совершалось дело Божье, за которым они внимательно следили, находясь на огромном расстоянии от них. Пред светом летающих стрел Твоих они двинулись (в англ. пер.) в том же направлении пред сиянием сверкающих копьев Твоих,, они следовали за израильской армией, чтобы покровительствовать ей; соответственно упоминанию о стрелах, выпущенных Богом (как о стрелах Ионафана, 1Пар 20:20), они должны были двигаться в том направлении, которое укажет Его копье (сияние которого, по их признанию, превосходило сияние их копий), ибо оно окажется благоприятным для Израиля и губительным для его врагов; так было, когда звезды с путей своих сражались с Сисарою. Отметьте: небесные светила, равно как земля и море, находятся во власти Бога, и когда Ему угодно, они служат Израилю.
VI. Он руководил сражениями и осуществил победы Израиля над народами Ханаана и их царями; Он поразил царей великих и убил царей сильных (Пс 135:17−18). На этом факте в данном месте пророк упорно настаивает, так как он является уместной ссылкой в споре с Богом, которая может усилить его нынешнее прошение о том, чтобы Он вновь отдал им землю, которой они вначале завладели ценой многих жизней и совершения многих чудес.
1. Многие используемые здесь выражения касаются завоевания Ханаана.
(1) Бог обнажил лук Свой и вынул его из ножен, чтобы защищать Израиль; нам следует говорить, что Его меч был полностью обнажен, а не немного вынут, чтобы напугать врага, а затем вновь вложен в ножны; он был полностью вынут и не возвращался в ножны до тех пор, пока враг не был полностью истреблен.
(2) Он во гневе шествовал по земле, от края до края, чтобы нечестивое поколение хананеян больше не владело этой хорошей землей. Он шествовал с отвращением (в некоторых переводах), презирая их союзы.
(3) Он в негодовании попирал народы, топтался по ним, более того, вытаптывал их, как топчутся по зерну на гумне, чтобы отдать их и все, что они имеют, в пищу Своему народу Израиля (Мих 4:13).
(4) Он сокрушил главу нечестивого дома: уничтожил семьи хананеян и поразил их князей — главы их семей; более того, Он сокрушил главы и таким образом обнажил их основании до самого верха. Они имели строение? Оно разрушено до основания Они представляли собой организм? Они погружены в трясину по самую шею, так что не могут выбраться или помочь себе. Он сокрушил голову левиафана (Пс 73:14). Некоторые полагают, что здесь речь идет о победе Христа над сатаной и силами тьмы, когда Он сокрушил главы многих стран (Нее 19:6, англ. пер.).
(5) Он прошил копьями Своими главу вождей его (ст. 14); копьями израильтян Бог поразил главу вождей врагов: египтян или хананеян. Копья могут уничтожать так же, как мечи, если Богу угодно использовать их. Враги выступили со всей мощью и яростью, как вихрь ринулись разбить меня (говорит Израиль), ибо много теснили меня и нападали на меня от юности моей (Пс 118:1). Когда фараон преследовал Израиль до Красного моря, то ринулся, как вихрь; так же поступали цари Ханаана, объединяясь в союзы в борьбе против Израиля. Они радовались, как бы думая поглотить бедного скрытно; они были так же уверены в успехе своего предприятия, как уверен обладающий властью человек в том, что сможет поглотить бедного, который не был для него равным противником; этот план осуществлялся втайне. Но Бог расстроил их замыслы, от этого их гордость была растоптана особенно позорно, а забота Бога о Своих нищих предстала особенно прославленной.
(6) Он с конями Своими проложил путь по морю (как читают в некоторых переводах, ст. 15), то есть Он совершал победы Израиля до самого Великого моря, которое располагалось в противоположном направлении от той стороны Ханаана, с которой они вошли; то есть они пересекли всю страны и стали ее хозяевами, или, скорее, Бог сделал их хозяевами, ибо они не мечом своим приобрели ее (Пс 43:4).
2. Даровав Израилю так много кровопролитных побед над хананеями, Бог взирал на три момента:
(1) Тем самым Он хотел исполнить Свое обетование, данное отцам, клятвенное обетование, данное коленам (ст. 9). Он поклялся отдать эту землю коленам Израиля:; такова была Его клятва Исааку, подтвержденная Иакову и многократно повторенная коленам Израиля: «Тебе дам Я землю Ханаанскую». И Бог исполнит Свое слово, даже если Израиль не будет этого заслуживать (Втор 9:5), а его враги будут многочисленными и могущественными. Отметьте: Бог совершает для Своих колен то, что говорил и в чем клялся им, ибо верен обещавший.
(2) Тем самым Он хотел продемонстрировать Свою милость к Своему народу, так как имел с ними особые отношения и Свою часть в них: «Ты выступаешь для спасения Твоего народа» (ст. 13). Все силы природы потрясены, ход природы изменен, кажется, что все пришло в беспорядок, и все это делается ради спасения народа Божьего. В мире существует народ Божий, и во всех проявлениях своего провидения Бог взирает на его спасение. Скорее небеса и земля объединятся, чем порвется одно из звеньев золотой цепи их спасения; и даже то, что выглядит маловероятным, благодаря воздействию господствующей руки будет способствовать их спасению (Флп 1:19).
(3) Тем самым Он хотел привести прообраз искупления мира, совершенного Иисусом Христом. Это совершалось для спасения с Твоим помазанным (ст. 13, англ. пер.), с Иисусом Навиным, который вел армии Израиля и был прообразом Того, Чье имя он носил — самого Иисуса, нашего Иисуса Навина. То, что Бог делал для Своего Израиля в древние времена, Он совершал, взирая на Своего помазанного, ради Посредника, Который был Основателем и Основанием завета, заключенного с ними. Это спасение было с Ним, ибо всякий раз, спасая их, Бог смотрел на лицо помазанного и через Него спасал.
Стихи 16−19. В этих нескольких строках пророк выражает свой в высшей степени трепет и ликование: такие различные состояния духа в этом мире испытывает народ Божий. На небесах уже не будет трепета, а только вечное ликование.
I. Пророк предвидел, что враги Церкви будут преобладать, а ее саму ожидают продолжительные бедствия, и это видение заставило его трепетать (ст. 16). В данных стихах он продолжает начатую тему (ст. 2): «Услышал я слух Твой и убоялся. Когда я услышал, какие печальные для Церкви времена приближаются, то вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои; новости произвели на меня такое впечатление, что мое состояние было подобно приступу лихорадки». Кровь отлила к сердцу, чтобы подкрепить его, когда оно было готово замереть, дух оставил конечности, и поэтому его губы задрожали. Более того, он настолько ослабел и не мог помочь себе, что ощутил боль, которая проникла в его кости; силы покинули его, и он не мог ни стоять, ни идти; он вострепетал в себе (в англ. пер.), колебалось место под ним (в рус. пер.); он покорился своему трепету и встревожился, как наш Спаситель; Его плоть трепетала от страха Божьего, и он боялся Его судов (Пс 118:120). Он был обеспокоен и переживал из-за бедствий, которые должны обрушиться на Церковь, и трепетал от страха, чтобы они не привели Церковь к гибели и имя Израильтян не искоренилось. Он не считал для себя унижением или позором для своей смелости то, что трепещет от слова Божьего, а открыто заявлял об этом, ибо на таковых Бог смотрит с благоволением: «Я вострепетал в себе, чтобы быть спокойным в день бедствия» (англ. пер.). Отметьте: когда мы видим приближение дня бедствия, то должны соответственным образом побеспокоиться об этом и отложить в хранилище нечто, с помощью чего мы могли бы быть спокойными в этот день; а наилучший способ обеспечить себе покой в день бедствия — это трепетать в себе от слова Божьего и от угроз, содержащихся в этом слове. Имеющий радость для тех, кто сеет со слезами, хранит покой для тех, кто трепещет перед Ним. В святом страхе покоится благая надежда во благодати. Ной, благоговея, трепетал, когда получал предостережения о приближающемся потопе, и приготовил себе ковчег как место покоя для дня этого бедствия. Пророк сообщает нам, что он говорил в трепете. Он боялся, что когда придет на народ мой грабитель его, когда халдеи придут на народ Израиля, то они нападут и окружат их, ворвутся к ним, более того (как написано на полях), сокрушат их своими войсками. Он восклицает: «Мы погибли; весь народ Израиля погиб и уничтожен».
Отметьте: когда дела обстоят плохо, то мы склонны усугублять их и представлять в худшем виде.
II. Он оглядывается назад, вспоминая опыт Церкви прошлых веков и великие дела, которые Бог совершил для них. Таким образом он освобождается от страха и не только восстанавливает самообладание, но и испытывает прилив святой радости, выражая ее несмотря на бедствия, приближение которых предвидел; он делал это не только от своего имени, но и от имени каждого верного израильтянина.
1. Он предполагает, что лишится всех своих радостей и утешений, получаемых от творений: не только наслаждений, сопутствующих жизни, но и необходимых средств к существованию (ст. 17). Голод является одним из обычных последствий войны, и в первую очередь чаще всего он обрушивается на тех, кто спокоен и не готов к нему; пророк и его благочестивые друзья будут ограблены и лишатся всего, что имеют, когда придет армия халдеев. Или он предполагает, что сам лишится всего из-за иссушающей и несвоевременной погоды или от какого-то другого непосредственного воздействия руки Божьей; или, являясь пленниками в Вавилоне, они лишатся изобилия всех благ, которые имели в своей стране.
(1) Он предполагает, что фруктовое дерево высохнет и станет бесплодным; смоковница (которую они обычно использовали, чтобы обеспечить себя пищей, поэтому мы часто читаем о связках смокв) даже не расцветет, и не будет плода на виноградных лозах, из которого они делали себе вино, веселящее сердце; он предполагает, что маслина изменит и не даст елея, который был для них тем же самым, что для нас — масло; они разочаруются в своих ожиданиях от нее.
(2) Он предполагает, что не будет хлеба и нива не даст пищи, и если они лишатся урожая, производимого ею, то каждый окажется в нужде, раз даже царь питается от поля.
(3) Он предполагает, что скот погибнет из-за недостатка пищи, которой его обычно обеспечивало поле, или из-за болезни, или он будет уничтожен и уведен врагом. Не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах. Отметьте: когда мы во всей полноте радуемся утешениям, получаемым от наших творений, то нам следует задумываться о том, что могут настать времена, когда мы лишимся всех их; поэтому мы должны соответственным образом пользоваться ими и не злоупотреблять (1Кор 7:29−30).
2. Он принимает решение радоваться и ликовать в Боге, несмотря ни на что; даже если он лишится всего, то не лишится своего Бога (ст. 18): «Но и тогда я буду радоваться о Господе, у меня будет Бог, чтобы в Нем радоваться, и я буду радоваться в Нем». «Опустоши виноградные лозы и смоковницы — и Ты лишишь плотское сердце веселья» (Ос 2:11−12). Но тот, кто во время изобилия радовался в Боге, лишившись всего и обеднев, сможет радоваться о Боге, сможет сесть в печали на груде руин всех своих утешений и даже в такой ситуации славить Господа как Бога своего спасения. То, что Бог является Богом нашего спасения, нашим вечным спасением и спасением нашей души, является главным основанием для нашей радости в Боге; особенно своевременно, когда мы сталкиваемся в этом мире с потерями и трудностями, чтобы тогда стало видно, что наши сердца не сосредоточиваются на них и наше блаженство не зависит от них. Посмотрите, как пророк ликует в Боге: «Господь Бог — сила моя» (ст. 19), Тот, Кто является Богом нашего спасения в другом мире, будет нашей силой в этом мире, чтобы содействовать нам во время нашего перехода туда и помогать противостоять всякой оппозиции, с которой мы сталкиваемся на своем пути. Даже если мы лишены средств к существованию, то, чтобы явить, что не хлебом единым жив человек, недостаток хлеба будет восполняться благодатями и утешениями Духа Божьего и возмещать нужду.
(1) Мы должны быть сильными, чтобы вести духовную войну и трудиться: «Господь Бог — сила моя, сила моего сердца».
(2) Мы будем стремительны в своей духовной жизни: «Он сделает ноги мои как у оленя, чтобы, расширяя свое сердце, я мог бежать путем Его заповедей и обгонять свои трудности».
(3) Мы будем успешны в своем духовном продвижении: «Он возведет меня намой высоты, то есть я достигну своей цели, возвращусь на родину и буду топтаться по высотам врага» (Втор 32:13; Втор 33:29). Так пророк, начавший свою молитву со страхом и трепетом, завершает ее с радостью и ликованием, ибо для благодатной души молитва освобождает сердце. Когда Анна помолилась, то пошла она в путь свой, и ела, и лицо ее не было уже печально, как прежде. И данный пророк, убедившись в этом, описывает свой опыт и вкладывает его описание в руки начальника хора для исполнения в Церкви, особенно в день нашего пленения. И хотя в то время пленники повесили свои арфы на ивах, тем не менее, в надежде, что они возобновят свое служение и их правая рука вновь восстановит свое забытое искусство, он перекладывает свою песню для пения (ст. 1) (это мелодии кочующих племен, согласующиеся с различными песнями) и для струнных инструментов (ст. 19, англ. пер.). Кто страдает, но при этом правильно молится, может быть беспечен, весел и даже воспевать псалмы.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Аввакума, 3 глава