Данная глава преследует ту же цель, что и предшествующая, а именно — вселить в вернувшихся иудеев надежду, ибо, несмотря на то что Бог упрекнул их в небрежности в восстановлении храма, и к тому же со всех сторон их подстерегали опасности и враги, Господь будет делать добро и даст им процветание дома и победы за его пределами. Итак:
(I) Их призывают видеть Бога во всех событиях, которые с ними происходят, и признавать Его руку как в постигших их невзгодах, так и в желанных утешениях (ст. 1−4).
(II) Иудеев воодушевляют ожидать от Господа силы и успеха во всех битвах с врагами их церкви и государства и надеяться, что в конечном счете все сложится удачно (ст. 5−12).
Стихи 1−4. Благодатные и славные, весьма славные и весьма благодатные обетования прозвучали для бедного, страждущего народа в предыдущей главе. Здесь же Господь подводит их к мысли, что Ему угодно, чтобы они просили об упомянутых благах, и Он ожидает, что они будут признавать Его во всех своих путях и во всех Его путях, направленных к ним, — Его, а не идолов, которые претендовали наряду с Господом на почитание со стороны иудеев.
I. Пророк побуждает их обратиться к Богу с молитвой о дожде в нужное время. В конце предшествующей главы Господь обещал огромное изобилие хлеба и вина, тогда как на протяжении ряда лет из-за неблагоприятной погоды люди испытывали большую нужду и в том и в другом. Но земля не принесет свой плод, если небо не оросит ее водой, поэтому надлежит обратиться к Богу за росой небесной, чтобы земля стала тучной и плодородной: «Просите у Господа дождя (ст. 1). Не молитесь о дожде ни облакам, ни звездам, но только Господу, ибо именно Он слышит небо, тогда как те слышат землю» (Ос 2:21). Дождь в свое время — это великая милость, о которой мы должны просить Господа, особенно — о дожде позднем (англ. пер., ст. 1), в котором больше всего нуждаются. Ранний дождь орошал землю во время сеяния осенью, а поздний выпадал весной, между мартом и маем, благодаря чему зерно набухало и пробивалось. Если ранние или поздние дожди не выпадали, то и первое, и второе было для земли очень плохо, ибо с конца мая до сентября дождей не было вообще. Живший в Иудее Иероним говорит, что ни разу не видел там дождь в июне или в июле. Поэтому иудеев побуждают просить дождя во время благопотребное, то есть когда он обычно выпадает. Следует заметить: в своих молитвах мы должны прилежно учитывать образ действия Провидения и просить о милостях в подходящее для них время, а не ожидать, что Бог ради нас отойдет от привычных путей и методов. Но поскольку подчас Господь не посылал дождей в обычное время в знак Своего недовольства, то они должны молиться о дожде как о знаке Его благосклонности, и их молитва не будет тщетной. Просите, и дано будет вам. Господь даст вам яркие облака (англ. пер., ст. 1), которые даже без дождя являются его предвестниками, блеснет молниею (написано на полях), ибо Он творит молнии при дожде. И даст вам обильный дождь весьма щедро, даст каждому злак на поле, ибо Божья благость универсальна, и Он посылает дождь на праведных и неправедных.
II. Пророк показывает неразумность обращения к идолам, как поступали отцы: терафимы говорят пустое (ст. 2); терафимы, которым иудеи старались угодить и обращались к ним за советами в трудные времена, были настолько далеки от того, чтобы вызвать дождь, что даже не могли сказать, когда он будет. Они брали на себя смелость обещать дождь в такое-то время, но он не выпадал. Вещуны — пророки идолов — видят ложное (все их видения — мошенничество и обман); кроме того, они рассказывают сны лживые, не соответствующие действительности, что доказывает — они не от Бога. Таким образом они утешают пустотою обратившихся к лжепророкам; суетные боги языческие, все вместе взятые, не могут производить дождь (Иер 14:22). Однако это было не самое худшее: иудеи не только ничего не получали от ложных богов, но и теряли благосклонность истинного Бога, именно поэтому они бродят и отправились в пленение, как овцы в загон, и бедствуют, переживая одну неприятность за другой, подобно рассеявшимся овцам, потому что нет пастыря, нет правителя, который руководил бы ими, нет священника, который ходатайствовал бы за них, никто не собрал их вместе и не заботится о них. Кто пошел блудить вслед чужим богам, тот вынужден скитаться среди чужих народов.
III. Пророк показывает им руку Божью во всех касающихся их событиях, как неблагоприятных, так и благоприятных (ст. 3). Пусть они учтут:
(1) Все не задавалось именно тогда, когда Бог выступал против них: «На пастырей воспылал гнев Мой (ст. 3); им следовало бы пасти стадо, а они пренебрегали им и морили голодом. Я недоволен нечестивыми правителями и духовными служителями, пастырями идолов». Знаком Божьего недовольства стало вавилонское пленение, во время которого Бог наказал козлов — порочных и непокорных представителей стада; таковые были поставлены по левую руку, чтобы пойти на казнь. И, хотя в пленении пострадал весь народ, тем не менее кара уготована лишь козлам и пастырям, которые рассердили Бога; та скорбь, которая для одних исходила от Божьей любви и стала лишь отцовским наказанием, для них исходила от Божьего гнева и стала наказанием, применяемым в судебном порядке.
(2) Дела приняли счастливый оборот именно тогда, когда это устроил Бог. «Теперь посетит Господь Саваоф стадо Свое с милостью, чтобы осведомиться о его делах и обеспечить людей тем, что Он сочтет нужным, и поставит их, как славного коня Своего на брани. Он украсит их позаботится о них, будет руководить ими и использовать их, как человек пользуется конем, на котором ездит верхом; Господь сделает так, что они станут полезными сами по себе и грозными в глазах окружающих, как славный конь Его». Именно Бог делает нас тем, кем мы являемся, и с нами происходит именно то, что Он определяет.
IV. Пророк показывает, что всякая тварь становится для людей тем; чем ее создал для них Бог: от Него будет краеугольный камень, от Него гвоздь (в русск. пер. — из него, ст. 4).
1. Любая направленная против иудеев сила исходила от Бога. От него вышли все объединившиеся войска врагов; все угнетатели (англ. пер., ст. 4), а их у Израиля было немало, делали только то, что заранее определила Божья рука и совет; да и не нашлось бы у них столько силы против Израиля, если бы не получили свыше.
2. Подобным же образом и любая выступившая на стороне иудеев сила исходила от Господа и зависела от Него. От Него вышел краеугольный камень здания — власть правителей, держащая вместе разные части государства. Правителей зачастую называли углами народов (1Цар 14:38, на полях). От Бога исходит гвоздь, скрепляющий государство, гвоздь в твердом месте (Ис 22:23), на месте святыни Его (Езд 9:8). От Господа исходит лук для брани, военная мощь, и все народоправители, или диктаторы, сосредоточившие в своих руках всю власть в государстве. А посему нам всегда надлежит обращать свой взор к Богу как к источнику власти и видеть, что судьба каждою человека — от Господа.
Стихи 5−12. Здесь Божьему народу даны разнообразные драгоценные обетования, которые относятся не только к состоянию иудеев в последние дни их Церкви, но имеют прямое отношение к духовному Израилю Божию — к Евангельской Церкви и ко всем истинно верующим.
I. Их ждет Божья благосклонность и присутствие. Господь примет их и признает Своими. На этом зиждется все остальное: Господь с ними (ст. 5). Он будет защищать их дело и выступит на их стороне; а если за них Бог, то кто сможет противостоять им? И снова: Я умилосердился над ними (ст. 6). Своим достоинством и радостью они обязаны исключительно Божьей милости; а милость, поскольку она дается в нужде, исключает личные заслуги. Они были изгоями, а следовательно, не могли избежать невзгод; их изгнание было справедливым, а посему они не вправе притязать, что заслужили получить из Божьей руки что-либо, кроме гнева и проклятия; тем не менее звучит обетование: и они будут, как бы Я не оставлял их. Они не только не будут наказаны за преступления отцов, за которые были отвергнуты, но таковые им даже не припомнятся. Их примирение с Богом будет настолько совершенным, как если бы Господь никогда и не боролся с ними, и отпадение этих возлюбленных скорее оживило, чем ослабило любовь. Они получат полное заверение в примирении с Богом, и оно послужит основой для их примирения с самими собою, от которого они испытают такую легкость, как если бы никогда и не были изгоями. Их состояние после восстановления Божьей благосклонности будет столь блаженным, что не останется ни малейшего шрама от ран, нанесенных им, когда они были изгоями. Такую милость являет Бог при возвращении кающихся грешников, которые, будучи чадами гнева по природе, держались вдали; Господь допускает их к общению с Собой и дарует им такую свободу, как если бы Он никогда не оставлял их.
1. Завет, к которому их допустили, остается таким же, как и всегда: Я Господь Бог их, согласно первоначальному договору — завету, заключенному с отцами.
2. Общение, к которому их допустили, остается таким же, как и всегда: и услышу их. Как и прежде, их обращение к Богу приветствуется; как и прежде, они могут рассчитывать на Его мирный ответ, ибо Господь никогда не говорил и не скажем племени Иакова: «напрасно ищете Меня».
II. Они победят своих врагов, причем к победам их будет побуждать либо долг перед Богом, либо утешение в Господе: они будут, как герои (ст. 5), сильные телом и смелые духом, люди энергичные, доблестные и боеспособные. Как герой будет Ефрем, а вместе с ним и Иуда (ст. 7); они отважатся на трудные предприятия, зная, что способны их совершить. И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, словно те — мусор, вынесенный из дома и растаптываемый вместе с другими отходами в уличной грязи. А сражаться они будут потому, что Господь с ними. Некоторые утверждают, что они могли бы сидеть спокойно и ничего не делать, поскольку с ними Бог, Которой может все и за них сделает. Нет! Благодатное присутствие и помощь Бога не должны побуждать нас сидеть сложа руки, а наоборот — подбадривать и оживлять наши старания помочь самим себе; а посему мы должны со страхом и трепетом совершать свое спасение, ибо именно Бог производит в нас и хотение и действие. Они будут сражаться с готовностью и решимостью, потому что если с ними Бог, то они непременно победят и все преодолеют. И тогда посрамят всадников на конях. Пехота иудеев заставит кавалерию врагов броситься наутек в полном смятении. Проповедники Евангелия Христова выходили на поле брани как добрые воины; они доблестно сражались, потому что с ними был Бог; а противившиеся им всадники на конях были посрамлены, ибо Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. Но откуда у них эта мощь? Откуда у них способности и активность? — Это от Господа и от силы могущества Его: и укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов (ст. 6). Следует заметить: Бог спасает нас, укрепляя, и делает нас счастливыми, побуждая исполнять свой долг. И таким образом мы со всем прилежанием принимаемся использовать силу, данную нам Богом; тем не менее, когда дело сделано, всю славу надлежит воздать Господу. Бог наша сила, а посему Он становится и нашей песнью, и нашим спасением.
III. Те из них, кто находился в рассеянии, теперь будут собраны воедино: и возвращу их (ст. 6), приведу их из других стран и поселю на собственной земле. Это стало знаком полного восстановления всех других прежних привилегий — им вернут право владения землей. Это исполнилось, когда рассеянные чада Божии были верою в Христа собраны воедино в Евангельской Церкви, когда иудеи и язычники стали одним стадом (Ин 10:16). С этой целью Я дам им знак (ст. 8) или, скорее, позову их свистом, подобно тому как пастырь зовет своих овец игрой на свирели, и овцы знают голос его; так же и Я соберу их. Проповедь Евангелия была своего рода свистом, приглашавшим души прийти к Иисусу Христу, зовом, собирающим рассеявшихся овец на злачные пажити. Я соберу их, потому что Я искупил их. Следует заметить: кого Христос искупил своей Кровью, того Бог соберет своей благодатью, как птица птенцов своих под крылья. Данное обетование объясняется ниже: возвращу их из земли Египетской (ст. 10). Существует мнение, что это исполнилось в буквальном смысле, когда египетский царь Птолемей Филадельф отправил из своей страны на собственную землю 12100 иудеев, а Александр, сын Антиоха Епифана, исполнил обетование о возвращении иудеев из Ассирии. Однако имеет место и духовное исполнение, когда драгоценные души возвращаются из рабства, которое похуже египетского или ассирийского, и обретают славную свободу и радость детей Божьих, что сравнивается здесь со злачными пажитями земли Галаадской и Ливана. Им принадлежит вся обетованная земля, даже Галаад — самая восточная ее граница, а также Ливан — самая северная. Но как это произойдет? Как соберутся воедино люди, столь далекие друг от друга? Как могут вернуться в свою страну находящиеся на огромном расстоянии от нее? Верно, трудности кажутся непреодолимыми, но с ними справятся так же легко и действенно, как справились с преградами, лежавшими на пути из Египта в Ханаан: и пройдет бедствие по морю, как когда-то по морю Чермному, к глубокому сожалению фараона и его войска или к глубокому сожалению самого моря, волны которого будут поражены, так что оно обратится назад, как тогда, когда море увидело и побежало (Пс 113:3). И иссякнут все глубины реки (всех рек, какими бы глубокими они ни были), как некогда воды Иордана, чтобы освободить Израилю путь в добрую землю, данную ему Богом. А если на пути к избавлению встанет гордость Ассура? — Тогда ее усмирит Тот, Кто поставил пределы надменным волнам моря. Станет ли преградой скипетр египетский? — Таковой отнимется, чтобы не смог воспрепятствовать собранию Израиля Божия воедино при наступлении должного времени. Когда Евангельской Церкви предстояло собраться из всех народов благодаря проповеди Евангелия, тогда разъяренные силы земли и ада объединились и создали сильное сопротивление. Казалось, что на пути Церкви возникли непреодолимые преграды. Тем не менее учение Христа сопровождала Божья сила, и оно стало сильным оружием на разрушение твердынь, а также на обращение и спасение многих душ. Тогда и море побежало, и Иордан обратился назад от лица Господня.
IV. Они весьма умножатся, и Церковь — новый мир — будет заполнена людьми: они будут так же многочисленны, как прежде (ст. 8), как некогда в Египте, их число сильно возрастет, как в дни Давида и Соломона. Когда Бог соберет к Себе Своих искупленных, они позовут с собою и других, поэтому движение по направлению к дому будет напоминать снежный ком, который crescit eundo — растет на ходу. Я соберу их, и они будут многочисленны. Следует заметить: Церковь Христова — это растущее тело, сейчас она пребывает в несовершеннолетии, пока не придет в меру полного возраста Христова. Спасаемые ежедневно прилагаются к Церкви.
1. Она распространится и достигнет удаленных уголков. Она заполнит Ханаан, вплоть до земель Галаада и Ливана, так что даже не останется места (ст. 10). Раньше Бог был ведом только в Иудее, и имя Его было велико только у Израиля; только Там Он открывал Свои постановления и законы. Но в евангельское время это место окажется слишком тесным; церковный шатер надлежит увеличить и пустить длиннее верви. И тогда Я расселю их между народами (ст. 9). Их расселение будет подобно засеванию почвы зерном — не с тем, чтобы погибло, но чтобы умножилось и принесло много плода. Об иудеях сказано, что они находились в рассеянии среди всякого народа под небом (Деян 2:5); для некоторых рассеяние стало бедой, тогда как другие основали в иных землях колонии, поскольку в Израиле им было слишком тесно; и многие из других народов стали прозелитами, обратившимися в иудейскую религию. И теперь Бог посеял их между народами (см. Ос 2:23). Это весьма содействовало распространению Евангелия. Иудеи, приходившие из разных мест на поклонение в Иерусалим, несли из него огонь и свет Евангелия туда, где проживали (как упомянутые в Деян 2 гл.), то же можно сказать и о евнухе (Деян 8 гл.). И синагоги в разных языческих городах в первую очередь становились местом, где апостолы проповедовали Евангелие, куда бы ни пришли. Бог расселил иудеев между народами не для того, чтобы язычники причинили им вред, но чтобы они сами несли тем добро; Господь позаботился о том, чтобы они вспоминали о Нем и упоминали Его имя в отдаленных странах; и, храня знание о Боге, которое Он открыл о Себе в Ветхом Завете, иудеи с большей готовностью примут знание о Христе, которое Он открыл о Себе в Новом Завете.
2. Это продлится до будущих веков. Церковь не будет res unius aetatis — временным явлением, но в ней вырастет поколение, которое служит Господу (ст. 7). Дети увидят это и возрадуются; и будут жить с детьми своими, и возвратятся (ст. 9). Рядом с обратившимися ко Христу будут их дети, которых они научат знанию о Господе и возьмут с собой, когда снова вернутся на святую землю и на путь святости. Так было сказано людям, которым впервые проповедовали Евангелие: вам принадлежит обетование и детям вашим (Деян 2:39). Они поселятся между народами, чтобы никогда не искорениться. Род Христов на земле никогда не прекратится, и приобретенные Им владения не пропадут за неимением наследников.
V. Сам Бог будет как их силой, так и песнью.
1. В Нем они найдут утешение и обильное удовлетворение: возвеселится сердце их, как от вина (ст. 1), ибо любовь Христа лучше вина. Они будут как герои, и возвеселится сердце их. Когда мы оказываем решительное сопротивление своим духовным врагам и таким образом побеждаем, тогда веселится сердце наше. Но мы губим свою радость, если оказываем слабое сопротивление и поддаемся искушениям сатаны. Возвеселится сердце их, и тогда они станут как герои; ибо радость о Господе является нашей силой. Радость будет умножаться вместе с благодатями. И увидят это сыны их и возрадуются. Весьма полезно своевременно приобщить детей к восторгам религии, чтобы они нашли служение приятным и научились радоваться о Господе, всем сердцем прилепившись к Нему.
2. Господь наполнит их энергией, расширит их сердце, и они будут служить Ему: укреплю их в Господе (ст. 12), укреплю их для хождения и работы, а также для брани. Именно Бог Израилев дает силу и крепость народу Своему, благодаря чему возрастают все их достоинства и способности для духовной работы, превосходящие природные возможности и борющиеся с тленным естеством. Итак, примите во внимание:
(1) Каким образом они получают энергию и способности для выполнения долга: Я, Господь, укреплю их в Господе — в Мессии, Который есть Господь — сила наша, а также Господь — правда наша. Сила для нас припасена во Христе, и от Него передается нам. Именно через укрепляющего нас Христа мы можем все, а без Него — не можем делать ничего. Бог предназначил нам силу в Нем (Пс 67:29).
(2) Какую пользу они извлекут из данной им силы: они будут ходить во имя Его. Если Бог укрепляет нас, то мы должны энергично взяться за дело, ходить, исполняя все служения христианской жизни, проявлять активность и деловитость в работе Христовой, ходить, как подобает трудолюбивым, не теряя времени и не упуская ни единой возможности. Нам также надлежит ходить во имя Христа, делать все по Его поручению и полагаться на Него, взирая на Его Слово как на правило и на Его славу как на цель. Жизнь для нас должна быть Христос; и всё, что мы делаем, словом или делом, надлежит делать во имя Господа Иисуса, чтобы не оказалось, что мы получили укрепляющую благодать Господа напрасно (см. Пс 79:18−19).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 10 глава