В данной главе представлено:
(I) Еще одно видение, принятое пророком, но не для его личного развлечения, а для удовлетворения и назидания тех, кому оно было послано (ст. 1−2).
(II) Проповедь, базирующаяся на нем, которой посвящена остальная часть главы. Она изложена в виде (1) пояснения, показывающего, что это предсказание о наполнении Иерусалима, о его безопасности и славе (ст. 3−5).
(2) Обращения:
[1] Увещевающего иудеев, все еще остававшихся в Вавилоне, поспешить вернуться на родину (ст. 6−9);
[2] Утешающего вернувшихся иудеев, которые столкнулись со многими трудностями и должны были противостоит» им (ст. 10−12);
[3] Предостерегающего всех не предписывать Богу, что делать, и не ограничивать Его, а терпеливо уповать на Него (ст. 13).
Стихи 1−5. Захарии велено во имя Бога заверить народ (Зах 1:16) в том, что землемерная вервь протянется по Иерусалиму. В данной главе это обетование проиллюстрировано и подтверждено и пророку предписано с большей точностью и уверенностью пояснить эту часть своего послания, обращенного народу.
I. В данном видении он увидел мужа, собирающегося измерить Иерусалим (ст. 2): «Он поднял глаза свои и увидел»: То, что Бог показал, весьма ободрило его (Зах 1:20), и поэтому теперь он снова поднял глаза свои и увидел. Отметьте: утешительные видения, проходящие перед нами, которые верой мы принимаем благодаря Божьей благости, должны побудить нас вновь возвести глаза и дальше вникать в тайны, открытые нам божественной благодатью, ибо тогда мы сможем увидеть еще больше. В заключительной части предыдущей главы он видел побежденных и сокрушенных врагов Иерусалима и поэтому теперь начинает верить, что город не будет разрушен. Но этого недостаточно, чтобы сделать его счастливым, и поэтому на этом обетование не заканчивается. Необходимо совершить еще больше столярной работы. Когда Давид решил сломить роги нечестивых, то это подразумевало, что роги праведника вознесутся (Пс 74:11). И так же поступает в данном месте Сын Давидов, ибо Он — муж, Иисус Христос, Которого пророк видел с измерительной вервью в руке; Он — главный строитель Своей Церкви (Евр 3:3), и Он строит точно, согласно верви и уровню. Захария набрался смелости спросить Его, куда Он идет и что собирается делать с измерительной вервью. Тот с готовностью ответил, что собирается измерить Иерусалим, чтобы знать его точные размеры в каждую сторону и можно было подсчитать, сколько материалов необходимо для возведения вокруг него стен; тогда, сравнивая его размеры с огромным количеством обитателей, которые вскоре населят его, можно будет выяснить, сколько дополнительных строений необходимо, чтобы принять и разместить их; когда толпы людей вернутся в Иерусалим (Ис 60:4), то настанет для него время расширить покровы жилищ (Ис 54:2). Отметьте: Бог обращает внимание на умножение Своей Церкви и позаботится, чтобы для всех нашлось место, когда много гостей придет на брачный пир (Лк 14:22). В Новом Иерусалиме, в доме Моего Отца, обителей много.
II. Его извещают о том, что это видение означает благополучие Иерусалима, что увиденная им измерительная вервь была не вервью разорения (Ис 34:11) и не вервью, определяющей на уничтожение, как было, когда Господь определил разрушить стену дочери Сиона и протянул вервь (Плач 2:8); она была подобна верви, с помощью которой Он разделил им наследие (Пс 77:55). Ангел, говоривший с пророком, вышел, ибо собирался измерить Иерусалим, а другой Ангел вышел навстречу ему, желая, прежде всего, объяснить пророку это видение, чтобы оно не явилось поводом для затруднительных догадок: «Иди скорее, скажи этому юноше (ибо, похоже, пророк приступил к своему пророческому служению, когда был молодым, но никто не должен был презирать его молодость, раз Бог так высоко почтил его); он — юноша, не обладающий опытом и склонный пугаться наихудшего, поэтому скажи, чтобы он надеялся на лучшее; скажи ему, что Иерусалим будет великим и защищенным городом:
(1) Настолько безопасным и великим, насколько большое количество людей могут его сделать (ст. 4): «Иерусалим заселит окрестности»; число его обитателей возрастет и умножится, они наполнят его так, что это вызовет восхищение, и в результате он намного превзойдет свои нынешние размеры». Стены города не только защищают, но и ограничивают его, не позволяя жителям выйти за пределы его границ; но когда Иерусалим будет окружен стеной, ограждающей его от врагов, то будет населен как города, не имеющие стен (в англ. пер.). Этот город потеряет свои четкие границы в своих пригородах, как Лондон, чьи предместья более населены, чем часть города, ограниченная стенами. Так будет и с Иерусалимом; он расширится в разные стороны, словно стен вообще нет, но в то же время будет таким же защищенным, как города, имеющие самые крепкие стены; в нем будет множество людей (которые являются наилучшими стенами для города) и скота, который будет не только пищей, но и богатством этих людей. Отметьте: умножение численности народа является великим благословением, это плод Божьего благословения и залог будущих благословений (Пс 116:38): «Он благословляет их, и они весьма размножаются».
(2) Насколько таковым его может сделать присутствие Бога (ст. 5).
[1] Он будет защищен, ибо Сам Бог будет огненною стеною вокруг него. В то время вокруг Иерусалима не было стен; он был беззащитным и незащищенным; раньше, когда вокруг него были стены, враги не только прорвались сквозь них, но и разрушили их, а теперь Бог будет для него стеною огненною. Некоторые полагают, что это ссылка на пастухов, которые разводили огонь вокруг своих стад, или на странников, разводивших огонь вокруг своих палаток в уединенных местах, чтобы отпугнуть диких зверей. Бог не только кругом оградит их, как Иова (Иов 1:10), не только сделает вокруг них стены и валы (Ис 26:1) (их можно разрушить), не только будет подобен горам окрест Иерусалима (Пс 114:2) (горы можно преодолеть), а будет огненною стеною вокруг них, через которую нельзя прорваться, перебраться или подкопаться, основания которой нельзя подорвать, к которой нельзя приблизиться и атаковать, не подвергнув опасности жизнь атакующих. Бог не только разведет вокруг него огонь, но и сам будет огненной стеной, ибо Бог наш есть огнь поядающий для Своих врагов и врагов Своей Церкви. Он является огненной стеной не только с одной, но и с каждой стороны.
[2] Он будет великим, ибо сам Бог прославится посреди него. Там будет поставлен Его храм и Его жертвенник, которые будут посещаться людьми; Его постановления будут соблюдаться; только тогда там будут пребывать знаки Его особого присутствия и благоволения, которые станут славой посреди них и сделают их воистину привлекательными в глазах всех окружающих. Они прославят Бога, и Он прославит их. Отметьте: кто имеет Господа своим Богом, тот имеет Бога для своей славы; те, которые имеют Бога посреди себя, имеют славу посреди себя, и поэтому сказано, что все будут иметь славу внутри. Те люди и места, которые имеют Бога славой посреди себя, будут иметь Его огненной стеной вокруг себя, ибо над всем чтимым есть и будет покров (Ис 4:5). Все это частично исполнилось в Иерусалиме, который со временем стал процветающим и очень влиятельным городом в той части мира. Это значительно превзошло все ожидания, если поразмыслить о том, в каком презренном положении он был в то время и как долго восстанавливался. Но полностью это обетование должно было исполниться в евангельской Церкви, которая распространилась намного дальше и была похожа на город без стен благодаря тому, что в нее вошли язычники, и Бог, Сын Бога, стал ее правителем и защитником.
Стихи 6−9. Можно было подумать, что воззвания Кира, дававшего свободу пленным иудеям вернуться на родину, достаточно, чтобы вернуть их домой, что так же, как в то время, когда фараон позволил им покинуть Египет и находившийся в нем их дом рабства, они ни на минуту не задержатся; но, похоже, это не привело ни к какому результату. Бог побудил отправиться в путь около 420 душ, коснувшись их духа, но многие, возможно, большая часть, остались. Для большинства земля плена стала их родиной; они там укоренились, поселились и многие устроились вполне благополучно; возможно, многие обзавелись имуществом и почетными должностями и не думали, что, вернувшись на родину, смогут устроиться лучше. Рatria est ubicunque bene est — Моей родиной является всякое место, где я чувствую себя счастливым. Они не испытывали особой любви к своей земле и осознавали, что трудности, с которыми им придется столкнуться на пути домой, непреодолимы. Для подобных мыслей они имели плохое основание — неверие в силу и обетование Бога, любовь к беспечной жизни и мирскому богатству, безразличие к религии своей страны и самому Богу Израиля; все это оказало плохое влияние, ибо было молчаливым осуждением в безрассудстве, торопливости и любви к переменам тех, которые вернулись на родину; и это ослабляло их руки в труде Божьем. Таковые не могли петь (Пс 136), находясь в плену, ибо забыли тебя, о Иерусалим, и не могли считать тебя превыше других своей основной радостью, ибо предпочитали; тебе все другие радости. Поэтому выходит еще одно воззвание от Бога Израиля, строго повелевающее и призывающее всех своих рожденных на свободе подданных, где бы они ни были рассеяны, немедленно вернуться на родину и считать себя там достигнувшими почетного положения. Им громко возвещают (ст. 6): «Эй, эй! Бегите из северной страны», — говорит Господь. Эти слова вполне уместно следуют за обетованием о восстановлении и увеличении Иерусалима. Если Бог построит его для них и их утешения, то они должны прийти и населить его ради Него и Его славы, а не продолжать заискивать в Вавилоне. Отметьте: обетования и привилегии, которыми благословлен народ Божий, должны побудить нас присоединиться к нему (чего бы это нам ни стоило) и бросить свой жребий с ним. Когда Сион увеличится и в нем будет достаточно места для всего Божьего Израиля, то величайшим вообразимым глупцом будет всякий, решивший остаться в Вавилоне. Не следует ни в коем случае оставаться в плену греховного состояния, даже если в мирском плане человек кажется вполне успешным. Нет, выходите и берите немедленно, не теряйте времени. Спасай душу свою; не оглядывайся назад. Чтобы побудить их поторопиться с возвращением, пусть задумаются, (1) что сейчас они рассеяны, разъединены и не могут позаботиться о взаимной защите (ст. 6): «Ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, послал одних на один край земли, других — на другой; таким было ваше положение в течение долгого времени, и поэтому теперь вы должны подумать о том, чтобы вновь объединиться и помогать друг другу». Бог признает, что рассеял их во гневе, и поэтому они должны воспринять данное приглашение как знак того, что Бог желает вновь примириться с ними; и поэтому они выразят недовольство Его милостью, отказавшись последовать призыву.
(2) Что они сейчас в рабстве и должны отстоять свою свободу. Поэтому Бог говорит: «Спасайся, Сион! Беги от своих угнетателей, не откладывай. Продемонстрируй дерзкие попытки и борьбу ради улучшения своего положения, как и приличествует благородному и благодатному семени Авраама» (ст. 7); Отметьте: когда Христос возвестил пленникам освобождение, которое Он сам совершил, то тем самым обязал каждого из нас спасаться и снять цепи с шеи своей (Ис 52:2), и раз мы под благодатью, то должны принять решение не позволять греху владычествовать над нами. Сам Сион здесь назван обитающим у дочери Вавилона, ибо там проживало много сынов Сиона драгоценных, а там, где народ Божий, там пребывает Церковь Бога, ибо она не привязана к месту. Нехорошо Сиону обитать у дочери Вавилона; что общего у света с тьмою? Сион подвергается опасности стать соучастником в грехах и казнях, которые постигнут дочь Вавилона, поэтому Бог говорит: «Выйди от нее, народ Мой (Откр 18:4). Спасайся, Сион, немедленно возвращайся на родную землю и не уничтожай себя, продолжая оставаться в этой оскверненной и заклятой земле». Кто хочет быть найденным среди поколения сынов Божьих, тот должен спасаться от рода сего развращенного, таким было обращение св. Петра к новообращенным (Деян 2:40).
(3) Что они, похоже, были оставлены и забыты своим Богом, но теперь Бог показывает, что поддерживает их и ревностно вступится за них (ст. 8−9). Оставшиеся в Вавилоне были огорчены, услышав о трудностях и оппозиции, с которыми столкнулись их братья, вернувшиеся на родину, когда оказалось, что они все еще подвергаются опасности быть раздавленными и побежденными. Они думали: «Мы можем с таким же успехом оставаться, а не вставать и падать». Чтобы ответить им на это возражение, ангел, говоривший с пророком (то есть сам Иисус Христос), говорит, что у Него поручение защитить их и спасти, что тем самым Он взирает на великое искупление, которое совершит при полноте времени. Христос, Который есть Иегова и Господь Саваоф, Господь воинств неба и земли, обладает всемогущей властью; Он говорит: «Он (т.е. Отец) послал Меня». Отметьте: все, что совершил и совершает Христос для блага Своей Церкви и против ее врагов, Он был послан совершить Отцом. С огромным удовлетворением Он часто говорит об Отце, пославшем Его.
[1] Он был послан для славы. После славного начала их освобождения Он был послан, чтобы довести его до конца, ибо Он завершает то дело, творцом которого является. Прежде всего Христос послан к народу иудейскому, которому принадлежит слава (Рим 9:4). Он сам был славой Своего народа Израиля. Но, позаботившись о них, он был послан для славы к народам, чтобы быть светом к просвещению язычников, чтобы благодаря силе Своего Евангелия пленить их, чтобы привести их и все их помыслы в послушание себе.
[2] Он был послан к народам, грабившим их, чтобы отомстить за зло, причиненное Сиону, когда придет день мщения у Господа, год возмездия за Сион (Ис 34:8). Он послан — чтобы поднять руку Свою на них, чтобы поднять Свою могучую руку против них и положить на них Свою тяжелую руку, чтобы поразить их жезлом железным и сокрушить их, как сосуд горшечника (Пс 2:9). Некоторые полагают, что здесь подразумевается, что Бог легко может подчинить и смирить их по мановению Своей руки; Ему достаточно лишь поднять над ними Свою руку — и дело сделано. Они станут добычею рабов своих: будут порабощены теми, кого они поработили, будут ограблены теми, кого сами грабили. Это исполнилось во время Есфири, когда сами Иудеи взяли власть над врагами своими (Есф 9:1), и часто исполнялось во времена Маккавеев. Позднее это обетование исполнилось, когда Христос одержал победу над нашими духовными врагами и, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору (Кол 2:15). Это обетование все еще в силе во времена евангельской Церкви. Христос накажет всех ее врагов и рано или поздно сделает их подножием Своих ног (Пс 109:1; Откр З:9).
[3] То, что он сделает для Своей Церкви, будет очевидным доказательством того, что Бог нежно заботится о ней и любит ее: «Касающийся вас касается зеницы Его ока». Это самое сильное выражение о любви Бога к Своей Церкви. Своим негодованием в адрес тех, кто причинил ей вред, Он демонстрирует, насколько она дорога Ему и насколько Ему близки ее интересы. Все, что сделано ей во вред, Он воспринимает не только как зло, причиненное Ему самому, но и как прикосновение к зенице Своего ока — самой чувствительной части тела, чудесным образом сотворенной природой, имеющей двойную защиту, которую мы научены особым образом охранять и прикосновение к которой причиняет особую боль. Это ободряет народ Божий молиться вместе с Давидом (Пс 16:8): «Храни меня, как зеницу ока», побуждает его поступать согласно повелению Соломона (Притч 7:2): «Храни учение мое, как зрачок глаз твоих». Некоторые так понимают эти слова: «Касающийся вас касается зеницы ока Его; и всякий, причиняющий вам зло, в итоге убедится, что он причинил сам себе величайшее зло».
[4] Это будет очевидным доказательством миссии Христа: «Тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня быть защитником Его Церкви, что обетования, данные Церкви, в Нем — «да» и «аминь». Победа Христа над духовными врагами доказывает, что Отец послал Его и был с Ним.
Стихи 10−13. В данных стихах радость возвещается Церкви Бога, дочери Сиона, отделившей себя от дочери Вавилона. Вернувшиеся иудеи оказались в затруднительном положении и опасности; враги, проживавшие по соседству с ними, были недоброжелательны к ним, а друзья, оставшиеся в Вавилоне, охладели к ним, стыдились их и отказались им помочь; и тем не менее им велено ликовать и веселиться, даже оказавшись в трудном положении. Отметьте: у тех, кто восстановил свою чистоту, непорочность и духовную свободу, есть основание ликовать и радоваться, воздать Богу славу и принять для себя утешение даже в том случае, если они не восстановили свое внешнее процветание.
I. Бог создаст из них народ себе. Если их оставшиеся в Вавилоне братья не придут, то к ним присоединятся другие народы, которые населят Иерусалим и города Иудеи: «Прибегнут к Господу многие народы в тот день, которые сейчас далеки от Него и не знают Его». Иудейский народ после плена значительно умножился благодаря присоединению к нему прозелитов, которые стали гражданами и получили права обладать всеми привилегиями израильтян по рождению; возможно, их было равное количество, и поэтому Павел считает великой честью то, что он из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев (Флп 3:5), чего не могли сказать многие иудеи. Это был залог прихода язычников в христианскую Церковь, и тогда данное и многие другие похожие пророчества полностью исполнились. Поэтому странно то, что (как мы находим в Писании во времена апостолов) для иудеев послужило великим соблазном обетование, данное им как благословение во времена пророков, гласящее, что многие народу прибегнут к Господу. И как был один закон, так должно быть одно Евангелие для пришельца и для туземца; из какого бы народа они ни пришли, но если они прибегнут к Господу, то будут Моим народом — таким же дорогим для Бога, как Израиль. Отметьте: Бог признает Своими тех, кто всем сердцем присоединится к Нему; и когда многие так поступят, то мы должны будем смотреть на них не ревностным глазом, а радостным. Ангелы радуются, когда многие народы приходят к Господу, а потому должна радоваться и дочь Сиона.
II. Он будет присутствовать среди них: «Ликуй и веселись, ибо вот, Я придут. У тех, к кому Бог придет, есть основание для ликования, ибо Он будет их основной радостью. Бог придет не только для того, чтобы проведать их, а будет пребывать с ними и руководить ими: «Я поселюсь посреди тебя» (ст. 10 и 11); фраза повторяется, так как это событие должно дважды исполниться:
(1) При посвящении храма и во время регулярного соблюдения ими Божьих постановлений — тогда Бог признает их. Бог поселяется посреди тех, кто исполняет Его постановления во всей их чистоте, и тогда они сопровождаются божественной силой; впоследствии этими знаками Божьего присутствия иудейская Церковь была благословлена.
(2) При воплощении Христа. Обещающий им поселиться среди них является Господом, Которого Господь Саваоф послал (ст. 11), поэтому это Господь Иисус, Который пришел и поселился среди еврейского народа — вечное Слово, Которое стало плотью и обитало с ними. Великая слава хранилась для этого народа в его последние дни; обетование о Нем действенно охранялось, пока не исполнилось. Они не могли быть истреблены, пока это благословение было в них; и ожидание этого события, согласно обетованию, было великой поддержкой и утешением для ожидавших избавления в Иерусалиме Обещано, что когда Христос придет и поселится среди них, то они узнают, что Господь Саваоф послал Его, безусловно, все израильтяне узнают это; убедительным доказательством послужили чудеса, совершенные Христом для того, чтобы они узнали это; тем не менее находились такие, которые погибли из-за неведения и неверия, которые не захотели узнать это, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
III. Они восстановят все свои древние достоинства и привилегии (ст. 12).
1. Ханаан вновь станет святой землей: не оскверненной землей как это было раньше, не оскверненной врагами, как было совсем недавно; он вновь станет огражденным местом, не открытым для каждого.
2. Иуда завладеет этой святой землей, он населит ее и порадуется ее утешениям; он не потеряется и не будет рассеян в Вавилоне.
3. Иуда будет уделом Болта, которым Он будет наслаждаться; он будет очень дорог для Него, так как будет служить Ему и в нем Бог прославится. Часть Господа — народ Его. Господь вновь возьмет во овладение Иуду как Свой удел, заявит о Своих правах на него, восстановит его владения и отнимет их из рук тех, кто посягал на его права.
4. Он защитит Свой народ и будет управлять им, как человек управляет своим наследством, и будет среди них дома.
5. Он снова изберет Иерусалим, как Он избрал его раньше, чтобы пребывать имени Его там; Он обновит и подтвердит Свой выбор, и он будет оставаться избранным местом, пока ему не придется отдать свою славу Иерусалиму в вышних. Хотя, похоже, избрание откладывалось на какое-то время, но вновь будет обретено.
IV. Все остальные миры призваны молчать (ст. 13). Дочь Сиона должна ликовать, а вся остальная плоть должна молчать. Обратите внимание:
(1) Какое глубокое благоговение вызывает описание того, как Бог выступит на защиту Своего народа. Он поднимается от святого жилища своего, как человек пробуждается от сна (Пс 43:24; Пс 77:65) или как человек, приступающий к делу с решением обязательно сделать его. Небеса — это Его святое жилище; и оттуда мы должны ожидать Его явления (Ис 64:1). Таким же является Его храм в этом нижнем мире; оттуда, восседая на Херувимах, Он воссияет (Пс 79:2). Он собирается совершить что-то необычное, что-то неожиданное и поразительное, собирается заступиться за дело Своего народа, которое, похоже, долго находилось в пренебрежении.
(2) На своевременное предостережение и наставление, данное а это время: «Да молчит всякая плоть пред лицом Господа перед Христом и Его благодатью (пусть никакая плоть не возражает против Его методов), перед Богом и Его провидением». Враги Церкви будут молчать; всякое беззаконие затворит свои уста. Друзья Церкви также должны молчать. Предоставьте Богу идти своим путем, не предписывайте Ему, что делать, не спорьте с Ним, что бы Он ни делал. Остановитесь и познайте, что Он — Бог, стойте — и увидите спасение Господне (см. Авв 2:20; Соф 1:7). Тихо покорись Его святой воле и терпеливо ожидай результата, как поступают те, которые уверены в том, что раз Бог поднялся от святого жилища Своего, то не отступит, не сядет обратно, пока не совершит полностью Свое дело.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 2 глава