Два царства — провидения и благодати — являются предметом нашего самого пристального интереса, поэтому мы стараемся познакомиться с ними, и все наши дела в мире должны подчиняться Божьему провидению, а в своих заботах о духовном и вечном нам надлежит непременно полагаться на Божью благодать. Поэтому в данной главе представлено как провидение, так и благодать, первое — видением, а вторая — прообразом. Здесь предстает:
(I) Бог как Царь народов, правящий миром посредством служения ангелов, в видении четырех колесниц (ст. 1−8).
(II) Бог как Царь святых, правящий Церковью благодаря посредничеству Христа в прообразе первосвященника Иисуса, на голову Которого возложен венец; церемония совершается, и затем приводится объяснение относительно Христа (ст. 9−15).
Стихи 1−8. Пророк готов принять видение и, как бы в ожидании такового, поднял он глаза свои и увидел. Хотя это было уже седьмое данное Захарии видение, тем не менее он не считает, что с него достаточно» ибо, чем больше мы познаем Бога и Его волю, причем познаем правильно, тем сильнее наше желание еще больше познакомиться с Господом. Итак, мы обращаем внимание на открывшийся пророку вид четырех колесниц, запряженных конями разной масти, а вместе с тем — и на толкование видения (ст. 1−5). Ему не пришлось долго разглядывать, чтобы обнаружить то, что достойно наблюдения и послужит пророку и его друзьям воодушевлением в этот мрачный день. Наше представление о значении данного видения весьма неопределенно. Одни считают, что под четырьмя колесницами подразумеваются четыре империи, и тогда они замечают: это выходят четыре духа небесных (ст. 5), предполагая связь между данным местом и увиденными Даниилом четырьмя ветрами небесными, которые боролись на великом море (Дан 7:2) и символизировали четыре империи. Придерживающиеся данной точки зрения считают, что Вавилонская империя представлена здесь рыжими конями, которые впоследствии не упоминаются, потому что эта империя тогда уже пришла в упадок. Вторая колесница — с вороными конями — Персидская империя, которая выступила на север против вавилонян и успокоила Дух Бога на земле северной, совершив Его суды над Вавилоном и освободив иудеев из пленения. Белые — греки — идут за ними на север, ибо они свергли персов. О пегих — римлянах, завоевавших Греческую империю, — сказано, что они идут к стране полуденной, потому что Египет был последней частью Греческой империи, которую покорили римляне. Сильные кони были вместе с пегими, но потом пошли самостоятельно; под ними понимают готов и вандалов, победоносные армии которых прошли землю, или же — селевкидов и лагидов — двух династий Греческой империи. Наряду с другими толкователями такой точки зрения придерживается Гроций.
Я же склонен понимать данное видение в более общем смысле и видеть его предназначение в символическом изображении ведения дел в царстве Провидения в управлении этим миром. Божьими колесницами часто называют ангелов (Пс 67:18; Пс 17:11). Разнообразные события Божьего провидения, касающиеся народов, представлены конями разной масти (Откр 6:2,4−5,8). И поэтому здесь мы можем отметить, что (1) в основе любого события лежат Божьи советы и постановления, которые непоколебимы, как горы медные. Те колесницы вышли из ущелья между двумя горами, ибо Господь выполнит положенное нам: Его определения являются оригиналом, а исполнение — копиями таковых. Бог все делает по изволению воли Своей. Постичь Божьи советы своим ограниченным разумом мы можем с тем же успехом, что и объять горы руками, а изменить какое-либо из Божьих намерений — так же, как и сдвинуть горы медные, ибо Господь тверд; и кто отклонит Его? Какими бы ни были касающиеся нас в общественных или личных делах события Божьего провидения, мы должны видеть, что они выходят из ущелья между... горами медными, а посему нужно понимать, что спорить с ними неразумно и наш долг — подчиниться им. Кто может сказать Богу: что Ты делаешь? Или: почему Ты так делаешь? (см. Деян 2:23; Деян 4:28).
(2) Бог исполняет Свои постановления в делах провидения, и они подобны колесницам, в которых Он едет, как правитель в открытой колеснице, чтобы явить миру Свою славу; или, как в боевой колеснице, Он едет победоносный и чтобы победить, торжествуя над всеми врагами Своей славой и властью. Бог велик и страшен в делах Своих (Пс 65:3), в которых мы видим шествие Бога нашего, Царя (Пс 67:24). Дела Его провидения продвигаются стремительно и мощно, словно колесницы, но в любом случае ими управляет и руководит, как возничий колесницей, безмерная мудрость Господа и Его суверенная воля.
(3) Служителями Божьего провидения являются святые ангелы, Господь их использует как небесное воинство для осуществления Своих советов среди живущих на земле. Ангелы — это Его колесницы или (что все равно) кони, тянущие колесницы с великой силой и мощью, ибо они подобны коням, которых описывает Сам Бог: они облачены в гром и ужасны, а сами не боятся и не ужасаются (англ. пер., Иов 39:19 и след.); они — колесница огненная и кони огненные, которые унесли одного пророка в небо, а другого оберегали на земле. Они послушны Божьей воле, как хорошо объезженные кони покорны наезднику или возничему. Не то чтобы Бог нуждался и них самих или в их услугах, но Ему угодно использовать их, чтобы облечь их честью и побудить нас доверять Его провидению.
(4) События провидения имеют разные аспекты, и облик эпох часто меняется. Кони первой колесницы были рыжими (в англ. пер. — красными), символизируя войну и кровопролитие, кровь... даже до узд конских (Откр 14:20). Кони второй колесницы были вороными, символизируя гнетущее уныние последствий войны; все одеты в траур, всюду — опустошение, приходит голод, язва и разорение, вся земля страдает. Кони третьей колесницы были белыми, символизируя возвращение утешения, мира и процветания после этих мрачных и гнетущих времен: хотя Бог и ниспослал скорбь сынам человеческим, Он, тем не менее, явит сострадание. Кони четвертой колесницы были смешанной масти, пегими и гнедыми, некоторые — крапчатыми и пятнистыми, а некоторые — пепельной масти, символизируя переплетение событий разной степени сложности и чередование светлых и темных полос — дней процветания и дней невзгод, одни против других. Чаша провидения в руках Господа полна смешения (Пс 74:8).
(5) Все орудия провидения и все его события исходят от Бога, и от Него исполнители получают поручения и наставления: это выходят четыре духа, или ветра (существует такое чтение) небесных (ст. 5), которые дуют в порядке перечисления с разных сторон света; но Бог держит их в пригоршне Своей и изводит из хранилищ Своих. Или, скорее, речь идет об ангелах, которые предстоят пред Господом всей земли, чтобы сопровождать Его, служить Ему и созерцать Его славу в горнем мире (и в этом — их блаженство) и служить Его славе в нижнем мире (и это — их дело). Они предстоят пред Тем, Кто является Господом всей земли, чтобы получать от Него приказы и давать отчеты о своей службе на земле, ибо все это находится в юрисдикции Бога. Но когда Господь указывает, они выходят как посланники Его воли и служители его милости и правосудия. Существует мнение, что под четырьмя духами небесными подразумеваются тайные движения и порывы духа людей, посредством которых осуществляются замыслы Провидения, ибо они выходят от Господа (Который является Богом духов всякой плоти), чтобы исполнить определенное Им.
(6) В провидении есть достойная восхищения красота, и одно событие уравновешивается другим: вороные кони там выходят, неся с собою весьма мрачные и печальные события, из-за которых и люди, и все вокруг будет выглядеть мрачным, но некоторое время спустя белые идут за ними (ст. 6), неся радость плачущим и давая событиям новый поворот, благодаря чему все вновь выглядит благоприятным. Так же Бог поступает со Своей Церковью и народом: если выходят вороные кони, то какое-то время спустя вслед за ними идут и белые, ибо по мере умножения страданий умножается и утешение.
(7) В общем виде провидение предстает смешанным и сложным. Четвертая колесница была запряжена как серыми, так и гнедыми конями (англ. пер., ст. 3), и, хотя последние сначала вышли к стране полуденной, тем не менее впоследствии стремились идти, чтобы пройти землю, ибо так им было велено (ст. 7). Если мы пройдем по земле, то увидим, что события Провидения никогда не бывают полностью черными или полностью белыми, но они пепельного или серого цвета, то есть являют собой смесь черного с белым. Таков мир, в котором мы живем, а будущий мир уже не будет смешанным. Здесь мы поем одновременно как о милости, так и о суде, и должны петь Господу и то и другое (Пс 110:1) и стараться приспособиться к Божьей воле и замыслу в смесях Его провидения, радуясь утешению, как не радующиеся, ибо в нем так много примесей, и плача в скорбях, как не плачущие, потому что к таковым примешивается немало милости.
(8) Богу благоугодно любое действие Его собственного провидения: успокоили дух Мой (ст. 8), причем речь идет о вороных конях, символизирующих чрезвычайно сильные суды, и о белых символизирующих необычные избавления, ибо И те и другие вышли к стране северной, пока обычная смесь провидений ходила по всему миру. Дух же Божий успокоили те, которые в последнее время выступили на арене борьбы, более всего касающейся участи Церкви; то есть посредством необычных проявлений и действий провидения Божий гнев совершился над врагами Церкви, которой в свою очередь были ниспосланы столь долгожданные Божьи милости; и в том и в другом исполнилась воля и слово Всевышнего, и таким образом Его Дух успокоился. Господу это угодно было, ради правды Своей, и, согласно Его же словам, Он Себя удовлетворил (Ис 1:2−4).
Стихи 9−15. Бог не только многократно, но и многообразно говорил издревле Своей Церкви в пророках. В первой части данной главы Он говорил посредством видения, которое наблюдал один Захария; здесь же, в последней части главы, Господь говорит посредством знамения, или прообраза, увиденного многими и ставшего, согласно объяснениям, ярким предсказанием о Мессии как Первосвященнике и Царе Церкви. Здесь описывается:
I. Определенная Богом знаменательная церемония, которая состояла в возложении венца на голову Иисуса, первосвященника (ст. 10−11). Легко заметить, что в Ветхом Завете есть два выдающихся прообраза Христа, носящих имя Иисус (в англ. переводе — Joshua, а в переводе Семидесяти толковников и в Новом Завете Иисус, Деян 7:45); речь идет о великом вожде Иисусе Навине — прообразе Христа как Вождя спасения нашего, и о великом иерее Иисусе — прообразе Христа как первосвященника исповедания нашего, причем каждый из них в свое время был спасителем и вождем Израиля на пути в Ханаан. Отличительной же особенностью первосвященника Иисуса стало то обстоятельство, что, по Божьему определению, над ним надлежало совершить нечто подтверждающее, что он служит прообразом Христа — священника по чину Мелхиседека, который одновременно был и царем, и священником. Иисус (сын Иоседеков, прим. перев.) был далек от честолюбивого стремления к царствованию, чтобы народ возлагал на него венец; но пророку, к всеобщему удивлению, дано повеление короновать Иисуса, как если бы тот был царем. Зоровавель не воспринял коронацию Иисуса как публичное оскорбление, от чего его удержало присущее ему благоразумие и благочестие; подобным же образом Божье провидение удержало персидских царей от обиды и восприятия данного события как мятежа против них. Когда мы делаем угодное Богу, как было в данном случае, то рискуем вызвать недовольство людей.
1. Здесь идет речь о неких прибывших из Вавилона иудеях, которые принесли пожертвование для Божьего дома; пришедшие из плена; названы, к своей чести, по имени, они пришли из Вавилова в Иерусалим с визитом. Им следовало бы попрощаться с Вавилоном навсегда, прийти и поселиться со своими братьями на собственной земле, и, чтобы искупить свою небрежность и безразличие в данном вопросе, они решили нанести этот визит. Возможно, они пришли как послы от сообщества иудеев, оставшихся в Вавилоне и живших там в неге и роскоши, которые, узнав, что из-за нехватки денег строительство храма продвигается медленно, прислали с пришедшими пожертвование из золота и серебра на нужды дома Божия. Следует заметить: кто не может способствовать доброму делу лично из-за удаленности или по какой-либо иной причине, тот должен находить другие возможности для содействия таковому. Если кто-то не жалеет своих рук, то пусть другие не жалеют средств для их наполнения.
2. Назначено время и место встречи пророка с упомянутыми людьми. Они думали принести свой дар священнику — обычному служителю Божию, но у Бога есть пророк, причем необычный, и он готов принять их самих и их дар, что должно послужить утешением людям, которые, пребывая в пленении, так часто сетовали: знамений наших мы не видим, нет уже пророка. Кроме того, это будет приглашением для них и для других вновь поселиться на своей земле, которая уже начинала обретать привычный для нее облик — облик святой земли, когда на ней возродился Дух пророчества. Захария получил повеление оказать им прием в тот самый день, когда они пришли (ибо по прибытии они не желали терять времени, но хотели передать пожертвование сразу же), и ободрить их, заверяя, что Бог принимает их дары. Ему предстояло встретиться с пришедшими в доме Иосии, сына Софониева, который, вероятно, был главным распорядителем приношений в храме и хранил его сокровища. Они принесли золото и серебро на нужды храма, но Бог повелел использовать дары в честь Того, Кто больше храма (Мф 12:6).
3. Надлежало сделать венцы и возложить их на голову Иисуса (ст. 11). Предполагают, что изготовили два венца — один из серебра, а второй из золота; первый (существует мнение) означал священническое достоинство, а второй — царское. Или, скорее, поскольку Иисус уже являлся священником и имел венец из золота, причем из чистого золота, символизировавший его честь и власть как священника, то оба эти венца, как серебряный, так и золотой, должны указывать на царское достоинство. Так, венец из серебра, возможно, был задуман как прообраз Царства Мессии во время Его пребывания здесь, на земле, ибо тогда Он был Царем Израилевым (Ин 1:49); а венец из золота — прообраз Его вознесенного состояния, слава которого намного превосходит предшествующее, как золото превосходит серебро. Солнце сияет подобно золоту, когда выходит в силе своей, а сияние луны, когда она величественно шествует, напоминает блеск серебра. Кто прежде поклонялся солнцу и луне, тот теперь падет ниц перед золотыми и серебряными венцами превознесенного Искупителя, перед Которым покраснеет луна и устыдится солнце, ибо Он их затмит.
II. Символическое значение, которое присвоил этой церемонии Бог. Каждый пожелает спросить: «Какой смысл в венчании Иисуса на царство подобным образом?» И пророк готов ответить вопрошающим. К стволу этого говорящего знамения прививается предсказание, а к знамению прибегли, чтобы на предсказание обратили внимание и лучше запомнили. Итак, обетование заключается в том, что:
1. При наступлении полноты времен Бог воздвигнет Великого Первосвященника, подобного Иисусу. Скажите Иисусу, что он — всего лишь прообраз Грядущего, его слабая тень: и скажи ему от имени Господа Саваофа, что Муж, имя Которому — Отрасль... произрастет из Своего места (англ. пер., ст. 12), то есть из Вифлеема, города Давидова, определенного как место Его рождения. И хотя род Его был подобен корню в сухой земле, тем не менее из него пробьется Эта Отрасль, как весной, когда возвращается солнце, неожиданно появляются цветы из корней, в которых они были погребены и скрыты от глаз и сердец. Он вырастет Сам (есть такое чтение) propria virtute — благодаря собственной жизненной энергии, воздвигнется собственными силами.
2. Иисус стал действенным и полезным орудием в строительстве храма, подобным же образом и Муж-Отрасль станет строителем, единственным созидателем духовного храма, евангельской Церкви. Он создаст храм Господень; причем это предсказание повторяется: Он создаст храм Господень (ст. 13). Он вырастет, чтобы делать добро, служить орудием Божьей славы и стать благословением для человечества. Следует заметить! храмом Господним и домом духовным (1Пет 2:5), святым храмом (Еф 2:21) является евангельская Церковь. В храме Бог открывает Себя Своему народу, там же Он принимает служение и почтение Своего народа. Так и в евангельской Церкви сияет свет Божьего откровения посредством Слова и приносятся духовные жертвы молитвы и хвалы. Теперь Христос является не только основанием, но и основателем этого храма посредством Своего Духа и благодати.
3. Христос примет славу. Слава — это бремя, но не слишком тяжкое для Того, Кто держит все. Крест тоже был Его славой, и Он его нес; подобным же образом и венец является славой в безмерном преизбытке, и Он носит таковой. Владычество на раменах Его (Ис 9:6), и поэтому Он примет славу. И будет висеть на нем вся слава дома отца его (Ис 22:24). Слава приличествует Ему, и Он par negotio — вполне способен ее нести. Раньше славу священства и царской власти делили между собой дом Ааронов и дом Давидов. Теперь Он один примет всю славу и того и другого. То, что он примет и возьмет на себя, поистине будет славой Израилевой. Израильтянам надлежит ожидать этого и довольствоваться такими видами на будущее, несмотря на отсутствие былой внешней славы. Христос примет такую славу, которая превзойдет славу упомянутых домов. Он вознеесет славу (возможно и такое чтение); слава Израиля была низвергнута и подавлена, но Он поднимет ее из праха.
4. У Христа будет престол, и Он взойдет на него и как священник, и как царь. Престол означает не только достоинство, но и господство — высокую честь и огромную власть.
(1) Этот Священник будет как царь, и служение в качестве священника никоим образом не умалит Его царского достоинства: Он воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем. Христос как священник живет вечно, чтобы ходатайствовать за нас, но Он делает это, сидя одесную Отца, как власть имеющий; у нас есть такой Первосвященник, Которого никогда не было у Израиля, ибо Он воссел одесную престола величия на небесах (Евр 8:1), что дает Его посредничеству превалирующую силу. Входящий ради нас во внутреннейшее за завесу сидит и владычествует там. Христос, Которому предопределено быть жертвой за нас, наделен властью дать нам закон. Христос не спасет нас, если мы не пожелаем, чтобы Он руководил нами. Бог приготовил Ему престол на небесах; и если мы желаем, чтобы в этом было благо и для нас, то должны приготовить Христу престол в собственном сердце и радоваться тому, что Он воссядет, и будет владычествовать на этом престоле. Кроме того, мы должны подчинить Ему всякое помышление наше.
(2) Этот Царь будет священником — священником на престоле Своем. Обладая величием и властью царя, Он сохранит чуткость и скромность священника, который из человеков избираемый для человеков поставляется, а посему может снисходить невежествующим (Евр 5:1−2). Осуществляя правление как царь, во всех Своих действиях Он преследует намерения милостивого священника. А посему пусть принадлежащие Ему не смотрят на Его престол (хотя таковой и является престолом славы и суда) с ужасом и содроганием; ибо священник на престоле Своем подобен радуге вокруг престола.
5. Совет мира будет между тем и другим. То есть:
(1) Между Иеговой и Мужем — Отраслью, между Отцом и Сыном; советы о мире совершатся между Богом и человеком благодаря посредничеству Христа, будут согласованы (то есть окажутся согласованными) благодаря Безмерной Мудрости в завете об искуплении; Отец и Сын достигли в этом вопросе взаимопонимания. Или, скорее:
(2) Между священником и престолом, между служением Иисуса Христа как священника и Его служением как царя. Муж-Отрасль должен вырасти, чтобы нести совет мира — мира на земле и, ради достижения этого, — мира с небесами. Божьи намерения о нас — намерения во благо, и, преследуя таковые, Господь возвысил Своего Сына Иисуса Христа, чтобы Тот стал и Князем, и Спасителем. Отец дал Ему престол, но с тем условием, что Он будет священником на престоле и, исполняя два служения — священника и царя, — Он осуществит великое предприятие примирения человека с Богом, чтобы первый обрел во Втором блаженство. Существует мнение, что здесь звучит намек на прежнее управление Иудейским государством, когда царь и священник, будучи разными должностными лицами, советовались друг с другом ради сохранения мира и процветания Церкви и государства, как поступали теперь Зоровавель и Иисус. Могу добавить, что с ними были пророки Божии, подкреплявшие их. Таким же образом должен достигаться мир и благополучие евангельской Церкви и всех верующих, пусть и не двумя разными лицами, но в силу двух отдельных служений, объединенных в одно во Христе, достигающем мира благодаря Своему священству и хранящим и защищающим мир благодаря Своей царской власти (такова точка зрения г-на Пембла). А служение пророка подкрепляет два упомянутых выше в осуществлении этой великой цели.
6. Произойдет благоприятное объединение иудеев и язычников в евангельскую Церковь, они встретятся во Христе — священнике на престоле Своем, который послужит центром их сплоченности:» и издали придут, и примут участие в построении храма Господня (ст. 15). Существует мнение, что речь идет об иудеях, находившихся тогда вдали — в Вавилоне, ибо задержались в пленении, к огромному огорчению вернувшихся братьев, которые нуждались в их помощи в строительстве храма. Итак, Бог обещает, что многие из них и некоторые из других народов (новообращенные в иудейскую религию) придут и предложат руку помощи в строительстве храма, а при множестве рук работа облегчается. Свой вклад в строительство (Езд 6:8) и украшение храма (Езд 7:19−20) внесли персидские цари. А впоследствии Ирод Великий и некоторые другие, бывшие иноземцами, содействовали величию и обогащению храма. Но данные слова имеют отношение и к будущему — к тому храму Господню, который создаст Муж-Отрасль. Помогать в возведении храма будут пришедшие издали язычники, ибо из их среды Бог воздвигнет служителей, которые вместе со Христом будут трудиться над созиданием храма. Все обращенные из язычников станут камнями этого здания, так что оно возрастет в святый храм в Господе (Еф 2:20−22). Когда наступит время строительства Божьего храма, Господь приведет тружеников даже издали.
7. Исполнение этого станет весомым подтверждением истинности Божьего слова: и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам. Обетование о людях, которые придут издали и помогут в построении храма Господня, играло роль знамения, чтобы заверить слушающих, что в должное время исполнятся и другие обетования. Этому надлежало совершиться очень быстро; так оно и произошло, ибо бывшие враги и гонители иудеев, подчинившись царскому указу, превратились в их помощников и быстро исполняли, что им велено, содействуя тем самым работе; и благодаря этому дело продолжалось и было завершено (см. Езд 6:13−14), Итак, по неожиданной помощи издали в строительстве храма иудеи могли узнать, что Захария, говоривший им об этом прежде, был послан Богом, а посему должно исполниться и его слово о Муже-Отрасли.
8. Данные обетования обязывали к послушанию: «...это будет (вы получите помощь в строительстве храма), если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего. Иноземцы помогут вам построить храм, если вы сами проявите усердие». Помощь со стороны других должна побуждать нас к прилежанию, а не потакать нашей бездеятельности. «Данные обетования принесут вам пользу и утешение, если вы будете сознательно исполнять свой долг». Иудеям надлежит знать, что исполнение будет зависеть от их хорошего поведения; и, хотя Бог идет к ним по пути милости, они не вправе рассчитывать на продолжение, если не будут подчиняться Его законам. Следует заметить: Господь требует нашего послушания Его воле, открытой нам, чтобы исправить нас и помочь обрести Его расположение; причем речь идет о прилежном послушании. У нас не получится слушаться гласа Господа Бога без огромного усердия и стараний; да и Господь не примет нашего послушания, если мы откажемся прилагать усилия.
III. Как позаботились о том, чтобы люди запомнили пророчество. Венцы, которые использовались в торжественной церемонии, не были отданы Иисусу Иоседекову, но их надлежало хранить на память в храме Господнем (ст. 14). Либо их поместили в сокровищницу храма, либо (согласно иудейскому преданию) они были выставлены на виду у всех в окнах храма in perpetuam rei memoriam — на вечную память и стали предаваемым из поколения в поколение свидетельством обетования о Мессии и напоминанием о символическом действии в поддержку данного обетования. Венцы были переданы людям, нашедшим материалы для их изготовления (и существует мнение, что на венцах были выгравированы их имена), чтобы в памяти народа сохранилось свидетельство их благочестивой щедрости, которая вдохновляла бы и других приносить подобным образом дары в дом Божий. Следует заметить: Господь прибегал к разным средствам для поддержания веры ветхозаветных святых, чаявших утешения Израилева, до времени, до установленного времени; и оно пришло.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 6 глава