Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 17 глава

Толкование Мэтью Генри


Предыдущая глава рассказывала, что было совершено достаточно действий, дабы сокрушить притязания семей из колена левитов, решивших соперничать с Аароном, и подтвердить, что Аарон является главой этого колена. Но, похоже, когда этот вопрос был урегулирован, начали роптать начальники остальных колен. Если глава колена должен быть священником, то почему не глава какого-нибудь другого колена, а именно Левиина? Испытывающий сердца знал о подобных мыслях в сердцах некоторых из них, и прежде, чем это выразится в каком-либо публичном действии, милостиво предупредил его, чтобы предотвратить кровопролитие. Эта глава описывает, что это произошло благодаря чуду, но не чуду, произведенному гневом, как ранее, а чуду благодати.

I. Вопрос разрешается испытанием с помощью двенадцати жезлов — по одному от каждого колена — перед лицом Господа (ст. 1−7).

II. Благодаря испытанию вопрос был решен, так как жезл Аарона расцвел чудесным образом (ст. 8−9).

III. Разногласия предотвращены благодаря сохранению жезла (ст. 10−11).

IV. Народ соглашается с этим решением с некоторой неохотой (ст. 12−13).

Стихи 1−7. Эти стихи рассказывают о том, что:

I. Были даны повеления, чтобы каждое колено принесло жезл (это несет в себе некое значение, ибо используемое здесь в качестве жезла слово иногда подразумевает колено, как, например, в Чис 34:13), а Бог с помощью испытания, сотворенного с определенной целью, покажет, кого Он почтил славой священства.

1. Похоже, в те времена священство было почетным: к нему стремились и за него сражались даже начальники колен. Великим людям почетно быть занятыми в служении Богу. В то же время, похоже, это соперничество возникло из-за стремления к прибыли и власти, которые сопутствовали этому служению, а не ради священных и божественных благ.

2. Похоже, после всего, что было сделано для урегулирования этого вопроса, все-таки находились люди, готовые оспаривать его. Они не были согласны с божественным назначением и хотели принять участие в противостоянии по этому вопросу. Они соперничали с Богом за владычество; и вопрос в том, чья воля будет преобладать. Бог будет царствовать, но Израиль не будет подчиняться — в этом заключался спор.

3. В данном случае проявилась благодать Божья, так как после того, как Он совершил различные чудеса, чтобы наказать грех, Он совершил еще одно, чтобы предотвратить его. Бог действенным образом позаботился, чтобы ни у кого из упрямцев не было повода оправдаться и всякие уста затворились. Израиль был чрезвычайно склонен роптать против Бога и своих правителей. «Теперь, — говорит Бог, — Я успокою ропот сынов Израилевых (ст. 5). Если хоть что-то может убедить их, то они убедятся в этом; если же это не убедит их, то тогда ничто другое». Это должно быть для них, как сказал Христос, знамением пророка Ионы (т.е. Его собственного воскресения); для людей того поколения это должно быть наивысшим доказательством Его миссии, когда-либо данным им. Повеления таковы:

(1) чтобы принесли двенадцать жезлов или посохов. Возможно, это должны быть не свежесрезанные палки, ибо тогда чудо не было бы так поразительно; это были посохи, которые правители обычно использовали как символ своей власти (о чем мы читаем в Чис 21:18) — старые, сухие посохи, в которых не было жизненных соков, и, скорее всего, все они были сделаны из миндального дерева. Всего их было двенадцать, вместе с жезлом Аарона, ибо, когда доходит очередь до жезла Левиина, Ефрем и Манассия представляют один под именем Иосифа.

(2) Чтобы для предотвращения соперничества на каждом жезле было написано имя его начальника и каждый из них мог узнать свой. Чтобы предотвратить борьбу, хорошо подписывать предметы, так как на эти подписи потом можно сослаться.

(3) До освидетельствования они будут лежать в скинии в течение одной ночи, то есть перед ковчегом, который вместе с крышкой был символом и знаком Божьего присутствия с ними.

(4) Как им было сказано ранее, жезл того колена или начальника, которого Бог выбирает для священства, должен расцвести (ст. 5). Возникла необходимость, чтобы им сказали об этом и они считали это не случайностью, а демонстрацией воли Божьей.

II. Жезлы были соответствующим образом приготовлены. Их принесли начальники, некоторые из них, возможно, наивно ожидали, что выбор падет на них, и все из них считали честью состязаться с Аароном и быть кандидатом для священства (ст. 7). Положил Моисей жезлы перед лицем Господа. Он не возражал, утверждая, что этот вопрос уже в достаточной степени был разрешен и достаточно было сделано для убеждения тех, кто неотвратимо ожесточился в своем предвзятом мнении. Он не взял на себя обязанность разрешить это противоречие, хотя это легко можно было сделать, и не предположил, что бесцельно пытаться удовлетворить народ, который желает оставаться слепым. Но если Бог решил так поступить, он исполнил свою часть работы и преподнес случай Господу, к которому взывали о согласии, предоставив это дело Ему.

Стихи 8−13. Эти стихи описывают:

I. Окончательное разрешение противоречия, касающегося священства, с помощью чуда (ст. 8−9). Жезлы, или посохи, были вынесены из самого святого места, где они лежали, и представлены народу на всеобщее обозрение; в то время как все остальные жезлы остались в прежнем виде, единственный жезл Аарона из сухой палки превратился в живую ветвь, имеющую почки, цветы и плоды миндаля. В одно и то же время в одних местах появились почки, в других — цветы, в третьих — плоды. Это было чудо, которое развеяло подозрения в обмане со стороны Моисея, словно он ночью убрал жезл Аарона и вместо него подложил живую ветвь миндального дерева, ибо обычно ветви не имели одновременно почек, цветов и плодов.

1. Это было четким указанием для народа, что Аарон избран на священство, а не какой-либо другой из начальников колен. Так было проведено отличие между ним и ими и заявлено, что он пребывает под особым благословением небес, которое иногда посылает умножение там, где не садила и не поливала рука человеческая. Здесь епископ Холл обращает внимание, что обильные плоды являются очевидным доказательством божественного призвания, что эти насаждения от Бога, которые отчищены от сучьев, будут цвести (см. Пс 91:13−15). Деревья Господни хотя и кажутся сухими, но наполнены соком.

2. Это было очень подходящим знамением, чтобы представить само священство, которое тем самым было подтверждено для Аарона.

(1) Оно будет плодовитым и полезным для Церкви Божьей. Жезл произвел не только цветы, но и миндаль, ибо священство предназначалось не только для славы Аарона, но и для благословения всего Израиля. Подобным образом Христос рукоположил Своих апостолов и служителей, чтобы они шли и приносили плоды: чтобы плод их пребывал (Ин 15:16).

(2) Одно поколение священников будет наследовать другое. На жезле присутствовал не только миндаль для употребления в настоящее время, но почки и цветы, обещающие в дальнейшем принести больше плода. Так Христос побеспокоился, чтобы в Его Церкви потомки служили Ему из поколения в поколение.

(3) Тем не менее это священство не должно быть вечным, а с течением времени, подобно ветвям и цветкам дерева, увянет и высохнет. Расцветший миндаль упоминается как один из признаков старости (Еккл 12:5). Эта характеристика вполне своевременно была дана священству во времена Моисея, которое вскоре состарилось и приблизилось к уничтожению (Евр 8:13).

3. Это было прообразом Христа и Его священства, ибо Он Муж, Отрасль, будет и священником на престоле Своем (Зах 6:12−13); Ему предстояло взойти пред Богом, как этому жезлу перед ковчегом, и был Он как отпрыск и как росток из сухой земли (Ис 53:2).

II. Постановление, чтобы этот жезл хранился перед ковчегом in perpetuam rei memoriam — чтобы он постоянно хранился в памяти (ст. 10−11). Вполне возможно, что почки, цветы и плоды оставались свежими, ибо та же божественная сила, которая произвела их за ночь, хранила их на протяжении веков, по крайней мере, столько, сколько было необходимо, чтобы служить знамением для непокорных. Итак, это было постоянное чудо, и его продолжительность была неопровержимым доказательством его истины. Даже лист с деревьев Божьих не завянет (Пс 1:3). Этот жезл был сохранен, как и кадильницы, чтобы прекратился ропот их… и они не умирали. Отметьте:

(1) Во всех Своих провидениях, совершая милость и наказывая, оставляя знамения о них, Бог стремится удалить грех и предотвратить его. Это все совершено и записано, чтобы мы не согрешали (1Ин 2:1). Христос явился для того, чтобы взять грехи наши.

(2) То, что Бог совершает, чтобы убрать грех, делается из милости к нам, чтобы мы не умирали. Все горькие лекарства и болезненные методы Он использует, чтобы исцелить нас от болезни, которая в противном случае окажется смертельной. Епископ Холл обращает внимание, что скрижали закона, сосуд с манной и жезл Аарона были сохранены вместе внутри или возле ковчега (апостол обращает внимание, что именно эти три предмета вместе, Евр 9:4), чтобы показать потомкам, живущим в последующие века, как наставлялась древняя Церковь, как она питалась и управлялась; из этого он делает вывод, насколько драгоценны для Бога доктрина, причастия и управление Церковью, и поэтому такими же они должны быть для нас. Жезл Моисея использовался для совершения многих чудес, тем не менее мы не находим, что он был сохранен, ибо его сохранность послужила бы лишь для удовлетворения человеческого любопытства, а жезл Аарона, который в себе нес чудо, тщательно хранился, так как был постоянно необходим для убеждения совести людей, дабы заглушить все споры вокруг священства и подтвердить веру Бога Израиля в Его постановления. Подобное различие существует между святынями, которые повелел совершать Христос для назидания, и мощами, которые придумали люди для религиозных предрассудков.

III. Вопли народа в данной ситуации (ст. 12−13): «Вот, мы умираем, погибаем, все погибаем! Не придется ли всем нам умереть?» Эти слова можно рассматривать, (1) как язык ропщущего народа, протестующего против наказаний Божьих, которые они сами навлекли на себя своей гордостью и упрямством. Они говорят, как отчаявшиеся люди, словно Бог — жестокий Господин, который ищет выгоды от них и использует любую возможность, чтобы противостать им, и если в их поступках хоть что-то будет неправильно, если они хоть немного выйдут за определенные им границы, то погибнут, умрут. Они низменно намекнули, что Бог никогда не удовлетворится их гибелью и кровью, пока не уничтожит их всех и они погибнут смертью. Они похожи на серну в тенетах, исполнены гнева Господа (Ис 51:20), недовольны тем, что Бог слишком суров к ним и они вынуждены подчиниться, и покоряются лишь потому, что ничего не могут изменить. Отметьте: очень плохо раздражаться против Бога, когда нас преследуют трудности, тем самым мы добавляем себе еще больше трудностей. Если мы умрем и погибнем, то должны винить в этом самих себя, и вина за это ляжет на наши головы. Или (2) как язык раскаявшегося народа. Многие толкователи воспринимают эти слова как выражение их покорности: «Теперь мы видим, что воля Бога в том, чтобы мы соблюдали дистанцию, а если мы приблизимся больше дозволенного, то погибнем. Мы подчиняемся божественной воле в этом указании и не будем больше соперничать, чтобы не погибнуть». Они просят Моисея походатайствовать о них, чтобы они все не погибли. Так цель была достигнута, и в этом вопросе Бог справился с их ропотом; с этого момента и впредь они были согласны. Отметьте: когда Бог судит, то Он побеждает, и тем или иным способом рано и поздно Он вынудит самых упрямых Своих соперников признаться в своей глупости; там, где они проявили свою гордость, Он был выше их. Vicisti Galilaee — О Галилеянин, Ты победил!

толкование Мэтью Генри на Числа, 17 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.