Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 32 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе изложена:

(I) Смиренная просьба колен Рувима и Гада получить в наследие землю по эту сторону Иордана, где сейчас Израиль разбил свой лагерь (ст. 1−5).

(II) Неправильное понимание Моисеем их просьбы (ст. 6−15).

(III) Разъяснение и правильное ее изложение (ст. 16−19).

(IV) Удовлетворение их просьбы с оговорками и ограничениями, предложенными ими самими (ст. 20 и далее).

Стихи 1−15. Теперь палатки Израиля раскинулись в долинах Моава, где они стояли уже много месяцев; израильтяне возвращались мыслями к уже завоеванным землям Сигона и Ога и смотрели вперед, на Ханаан, хозяевами которого вскоре надеялись стать. Пока во время передышки они стояли в этом месте, был рассмотрен и решен важный вопрос о распределении уже завоеванных земель, но не согласно четкому повелению или назначению Бога, а согласно особой ситуации и по просьбе двух колен, которую после долгих дебатов, возникших вокруг нее, удовлетворил Моисей. Ибо даже в то время, когда многое совершалось благодаря необычным проявлениям божественного провидения, много вопросов предоставлялось на суд человеческого благоразумия, так как Бог, управляя миром и Церковью, использует разум людей и с его помощью достигает собственных целей.

I. Сыны Рувимовы и сыны Гадовы обратились с ходатайством, чтобы земля, недавно завоеванная ими, которая по праву завоевания принадлежала Израилю, отошла их коленам в качестве наследства: согласно общему представлению о земле обетованной, они полагали, что именно таким должен быть их удел. Рувим и Гад располагались под одним знаменем, и поэтому у них была лучшая возможность сравнить записи и решить вопрос между собой. В первом стихе сыны Рувимовы стоят на первом месте, но дальше на первом месте стоят сыны Гадовы (ст. 2,25,31), то ли потому что они первыми обратились с ходатайством, то ли потому что были более настойчивы, то ли потому что были красноречивее и владели искусством достигать своей цели, а колено Рувимово все еще испытывало на себе приговор Иакова: «не будешь преимуществовать». Две обычные для мира вещи побудили эти колена сделать этот выбор и ходатайствовать о нем: похоть очей и гордость житейская (1Ин 2:16).

1. Похоть очей. Земля, которую они хотели обрести, была не только красива, благодаря своему расположению, и приятна для глаза, но к тому же была плодородной и производила хороший корм для скота. А у них было много скота — больше, чем у всех остальных колен, — так как они больше вывезли его из Египта. Но так было сорок лет тому назад, а стада разрастаются и уменьшаются и за более короткое время, и поэтому я предполагаю, что, скорее, они лучше ухаживали за скотом в пустыне и больше заботились о нем, о его потомстве, а не были расточительными, как их соседи, которые ели лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища. И теперь, имея большие стада, они соответственно хотели больше земли. Многие места Писания говорят о Васане и Галааде, как об известных хороших пастбищах для скота; они уже были таковыми, и эти колена надеялись, что такими же останутся и для них, и поэтому, что бы ни случилось, хотели взять свой удел. Рассудительный Кальвин считает, что принцип, которому они следовали, был ошибочный, и они больше преследовали личные интересы, чем государственное благополучие, что они не столько заботились о славе, интересах Израиля и обетовании о земле Ханаанской, данном Аврааму (строго говоря), как должно. Правда то, что многие ищут своего больше, чем того, что угодно Иисусу Христу (Флп 2:21), и многие, оказавшись под воздействием своих мирских интересов и выгод, не достигают небесного Ханаана. Их дух вполне соответствовал этому миру; стремясь к видимым и временным благам, они сказали: «Хорошо нам здесь» — и так они потеряли будущее, ибо не видели его. Подобным образом Лот выбрал то, что видели глаза его, и страдал из-за своего выбора. Чтобы правильно выбрать свой удел, мы должны смотреть выше того, что видимо.

2. Возможно, этому выбору способствовала гордость житейская. Рувим был первенцем Израиля, но утерял свое право первородства. Некоторые колена, особенно Иуда, возвысились над ним, следовательно, он не мог рассчитывать на лучший жребий в Ханаане; и поэтому, чтобы сохранить видимость первородства, хотя сам был лишен его сущности, он хватается за первый жребий, несмотря на то, что эта земля была за пределами Ханаана и далеко от скинии. Подобным образом Исав продал свое первородство и тем не менее добился, чтобы ему первому было дано наследие у горы Сеир. Колено Гада происходило от первенца Зелфы и имело равные права с сынами Рувимовыми; Манассия также был первенцем, но знал, что его должен затмить Ефрем, его младший брат, и поэтому тоже претендовал на первенство.

II. Моисею не понравилась их просьба, и он, как верный правитель и пророк, осудил их.

1. Нужно признаться, что prima facie — на первый взгляд их просьба выглядела некрасивой, особенно заключительные слова ходатайства: «…не переводи нас через Иордан» (ст. 5).

(1) Похоже, ими двигало плохое побуждение: презрение к земле обетованной, увидеть которую так хотел Моисей, неверие в силу Бога и то, что Он сможет отобрать ее у хананеян, словно жребий, выпавший на землю, которую они знали и уже завоевали лучше, чем жребий в земле, которую они не знают и которую еще предстояло завоевать: одна птица в руках лучше, чем две в кустах. Похоже, здесь также присутствовала алчность, так как то, на чем они настаивали, было благоприятно для их скота. Это также свидетельствовало о пренебрежении их братьями, словно им было все равно, что будет с Израилем, раз у них самих все хорошо.

(2) Это могло иметь плохие последствия. Это могло навести людей на нехорошую мысль, и они могли решить, что теперь их значительно меньше, чем раньше, и недостаточно, чтобы сражаться с хананеями; какими неравными соперниками они будут, если оставят два с половиной колена (более пятой части их войска) по эту сторону Иордана! Это также могло быть плохим прецедентом: если они могли получить во владение таким образом дарованную им землю как только ее завоевали, то другие колена также могли предъявить свои права и притязания, и таким образом правильное распределение земли с помощью жребия будет упразднено.

2. Поэтому Моисей очень рассердился на них, что можно оправдать его ревностью против греха, а не сварливостью, как следствием преклонного возраста, ибо его кротость не иссякла, как и природные силы.

(1) Он показывает им, какое зло увидел в этом ходатайстве, в результате чего сердца их братьев могли огорчиться (ст. 6−7). «Что? — воскликнул он в святом негодовании от их эгоизма, — братья ваши пойдут на войну и подвергнут себя всем трудностям и опасностям на поле битвы, а вы останетесь здесь в безопасности? Нет, не обманывайтесь, я никогда не буду потакать вашей лени и трусости». Никому из сынов Божьего Израиля не приличествует оставаться беспечным, когда его братья (то ли весь народ, то ли отдельные личности) оказываются в трудном и опасном положении.

(2) Он напоминает им о фатальных последствиях неверия и малодушия их отцов, когда те стояли у границ Ханаана, как они сейчас. Он во всех деталях пересказывает эту историю (ст. 8−13): «Так поступили отцы ваши, чье наказание должно предостеречь вас от греха и подобных согрешений».

(3) Он четко предостерегает их о плохих последствиях, к которым приведет их отделение от стана Израильского, к которому они стремились; они могут навлечь гнев на все общество, в результате чего все вновь повернут в пустыню (ст. 14−15): «Вместо отцов ваших восстали вы, чтобы, как они, пренебречь благодатной землей и отказаться от нее, хотя мы надеялись, что вы пришли вместо них, чтобы завладеть ею». Для Моисея было ободрением видеть, как умножалось количество мужей в этих коленах, но он огорчился, осознав, что это отродие грешников, которые шли по стопам своих нечестивых отцов. Печально видеть, что подрастающее поколение в семьях и странах не только не становится лучше, но и ухудшается по сравнению с предыдущим. Что же из этого выйдет? Это усилит еще ярость гнева Господня; Его гнев не только изольется, но усилится и перейдет все границы, пока не превратится в опустошительный потоп. Отметьте: если бы люди задумывались (как и должно быть), к чему приведет грех, то они опасались бы приступать к нему.

Стихи 16−27. В этих стихах разрешается вопрос, возникший между Моисеем и двумя коленами, по поводу их поселения по эту сторону Иордана. Скорее всего, ходатаи удалились, чтобы подумать, как лучше ответить на суровые обличения Моисея в их адрес; и после некоторых совещаний они вернулись со следующим предложением: их воины продолжат войну и помогут своим братьям завоевать Ханаан, а они сами оставят свои семьи и стада здесь, на этой земле — так будет удовлетворена их просьба и не будет содеяно никакое зло. Неясно, планировали они это с самого начала, когда представили прошение, или — нет. Если да, то данная ситуация является примером, как часто честная мысль неверно истолковывается; но в данной ситуации Моисея можно извинить, ибо у него было основание ожидать от них худшего, а высказанное в их адрес осуждение исходило от его усиленной заботы предотвратить грех. Если же они не планировали этого с самого начала, то это пример хорошего результата, к чему приводят честные отношения. Моисей, показав им их грех и опасность, к которой он может привести, побудил их исполнить свой долг без ропота и пререканий. Они не возражали, что их братья могут соперничать с хананеями без их помощи, особенно теперь, когда израильтяне были уверены в том, что Бог сражался за них, а решили участвовать в войне вместе с ними.

I. Их предложение было честным и щедрым, и оно не только не сломило дух братьев, но и ободрило их.

1. Их воины, годные для служения, пойдут пред сынами Израилевыми в землю Ханаанскую. Они настолько далеки от мысли отделиться от них, что (если это будет выглядеть приемлемым) готовы вести воинов Израиля и идти впереди во всех опасных предприятиях. А раз они с готовностью и решимостью согласились помогать, то это свидетельствовало о том, что они верили и высоко ценили завоевание Ханаана.

2. Они оставят здесь, в этой земле, свои семьи и скот (что в противном случае послужило бы препятствием для их стана) и таким образом будут более полезны своим братьям (ст. 16).

3. Они не вернутся к своим владениям, пока не будет завершено завоевание Ханаана (ст. 18). Они будут помогать своим братьям до тех пор, пока те будут нуждаться в их помощи.

4. Тем не менее они не будут претендовать на землю, которую предстояло завоевать (ст. 19): «Мы не возьмем с ними удела, ссылаясь на помощь в ведении войны и требуя удела в этой земле; нет, мы будем довольны своим уделом по эту сторону Иордана, а им достанется больше по ту сторону».

II. Моисей соглашается с их просьбой при условии, что они будут исполнять обещанное.

1. Он особо настаивает на том, что они не должны складывать свое оружие, пока их братья не сложат свое. Они пообещали идти пред сынами израилевыми (ст. 17). «Более того, — говорит Моисей, — вы пойдете вооруженными пред Господом (ст. 20−21). Это не столько дело ваших братьев, сколько Божье, и вы должны взирать на Него, а не только на них». Пред Господом, то есть перед ковчегом Господним — знаком Его присутствия, который они, похоже, несли с собой во время ханаанских войн и непосредственно перед которым были поставлены эти два колена, как описывает порядок их передвижения (Чис 2:10,17).

2. С этим условием он передает им эту землю во владение и говорит, что лишь в таком случае они будут неповинны пред Господом и пред Израилем (ст. 22). Они будут владеть этой землей, и никакой грех или вина не прилепятся к ним: ни грех перед Богом, ни вина перед Израилем; а что бы мы ни имели, желательно, чтобы это не влекло за собой вины.

3. Но он также предупреждает их об опасности, если они нарушат свое слово: «Если вы обманете, то согрешите пред Господом (ст. 23), а не только перед своими братьями, и наказание за грех ваш постигнет вас»; то есть Бог обязательно взыщет с вас за это, хотя вы будете смотреть на свой проступок сквозь пальцы». Отметьте: рано или поздно грех обязательно настигнет грешника. Поэтому мы должны отыскать свои грехи, покаяться и оставить их, чтобы они потом не настигли и не погубили нас к нашему смятению.

III. Они единогласно согласились с условиями и ограничениями дарения и дали торжественное обещание придерживаться своих обязательств: «Рабы твои сделают, как повелевает господин наш» (ст. 25). Все их братья приложили усилия, чтобы помочь им завоевать страну, которой они хотели владеть, и поэтому они признали себя обязанными по справедливости помочь им завоевать то, что должно было отойти им во владение. Получив милость, мы должны возвратить ее, хотя такого условия не было поставлено, когда мы получали ее. Скорее всего обе стороны понимали, что это обещание не обязывало вооружить всех, исчисленных в этих коленах, а лишь тех, которые лучше всего были готовы к походу, так как необходимо было оставить людей, чтобы возделывать землю и охранять страну. И соответственно мы читаем, что 4320 вооруженных воинов из двух с половиной колен пошли с основным станом (Нав 4:13), в то время как их общее количество составляло 13200.

Стихи 28−42. В этих стихах (1) Моисей утрясает вопрос с Елеазаром и Иисусом Навином, которому предстояло стать его преемником, так как знал, что ему не придется увидеть его исполненным (ст. 28−30). Он велит Иисусу Навину отдать им землю во владение при условии, что они выполнят свое обещание. «Если не пойдут с вами вооруженные (он не говорит, чтобы в таком случае они вообще лишались наследства), то не давайте им это наследство, которого они так жаждут; если их войска не пойдут с вами, то заставьте их колена в полном составе идти и дайте удел вместе с их братьями: ту часть, которую они заслуживают. Они получат владение в земле Ханаанской и пусть не надеются, что их жребий будет благосклонен к ним». После этого они повторяют свое обещание идти со своими братьями (ст. 31−32).

(2) Моисей поселяет их на земле, которую они желают. Он отдает ее им во владение (ст. 33). Здесь впервые упоминается половина колена Манассии, которая присоединилась к ним, чтобы вместе владеть этой землей. Возможно, они присоединились лишь после того, как было подано прошение, ибо когда настало время распределять землю, то она оказалась слишком обширной для двух колен и половина колена Манассии получила удел вместе с ними. Возможно, это было сделано по их просьбе, или по божественному наставлению, или на том основании, что они выделились при завоевании этой страны, ибо Махир — крепкая и воинствующая семья — захватил Галаад и выгнал аморреев (ст. 39). «Пусть победят и завладеют ею, получат и владеют». Они прославились своей смелостью и отвагой, а для общей безопасности было хорошо поселить их в этой приграничной области. Относительно поселения этих колен обратите внимание:

[1] Они построили города, то есть восстановили их, так как те были то ли разрушены войной, то ли аморреи сами привели их в упадок.

[2] Они изменили их названия (ст. 38), чтобы либо показать свою власть (ибо смена имен символизирует смену их владельцев), либо на том основании, что их названия напоминали имена идолов и выражали уважение к ничтожным божествам, которым они поклонялись. Их богов звали Нево и Ваал, и израильтянам запрещалось их упоминать (Исх 23:13), а изменив названия этих городов, они старались предать их забвению, ибо Бог пообещал удалить имена Ваалов из уст своего народа (Ос 2:17).

И наконец, следует обратить внимание, что так как эти колена были поселены раньше других, то и много лет спустя были изгнаны раньше других. Мы читаем, что они были взяты в плен и уведены в Ассирию несколькими годами ранее других колен (4Цар 15:29). Иногда провидение проводит такое соответствие, уравновешивая процветание и бедствия; оно противопоставляет одно другому.

толкование Мэтью Генри на Числа, 32 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.