В этой главе:
(I) Дается повеление, соответствующее уже утвержденным законам, об удалении всего нечистого из стана (ст. 1−4).
(II) Повторяются законы о возмещении в том случае, если нанесен ущерб ближнему (ст. 5−8), и одобряется возношение святынь священникам (ст. 9−10).
(III) Дается новый закон об испытании жены, подозреваемой в прелюбодеянии, с помощью воды ревнования (ст. 11 и далее).
Стихи 1−10. Здесь дается:
I. Повеление очистить стан, изгоняя за его пределы всех, кто был церемониально нечист из-за истечений, проказы или прикосновения к мертвым телам, пока они не очистятся согласно закону (ст. 2−3).
1. Это повеление было исполнено немедленно (ст. 4).
(1) В то время стан расположился в новом порядке и поэтому для того, чтобы окончить его реформацию, его нужно было очистить. Отметьте: о чистоте в Церкви нужно так же заботиться и хранить ее, как мир и порядок в ней. Требовалось, чтобы не только каждый израильтянин стал под свое знамя, но и чтобы каждый оскверненный израильтянин был отделен от него. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна…
(2) Теперь скиния была поставлена в центре стана, и левиты должны были следить, чтобы она поддерживалась в чистоте. Отметьте: лучше всех исповедует религию тот дом или семья, кто больше всего старается удалить беззаконие от шатра своего (Иов 22:23). Человек или место, посреди которого пребывает Бог, не должно быть осквернено; в противном случае Он воспримет это как оскорбление, обиду и может покинуть вас (1Кор 3:16−17).
2. Это изгнание из стана всего нечистого символизировало (1) действия, которые должны совершать руководители Церкви: отделять драгоценное от ничтожного и изгонять постыдных людей, как старую закваску (1Кор 5:8,13), чтобы другие не заразились и не осквернились от них (Евр 12:15). Ради славы Христа и назидания Церкви те, которые явно грешат и не исправляются, должны быть изгнаны из христианской общины, пока не покаются.
(2) Действия самого Бога в великий день: Он очистит гумно Свое и соберет из Царства Своего все соблазны и делающих беззаконие. Как в данном случае нечистые изгонялись из стана, так и в новый Иерусалим не войдет ничто нечистое (Откр 21:27).
II. Закон о возмещении в случае, если ближнему нанесен урон. Это названо грех, совершенный человеком (ст. 6, англ. пер.), так как довольно распространено среди людей; здесь слова «грех человека» нужно понимать как «грех против человека» (как в рус. пер.), именно так это место нужно переводить. Если человек обманывает или надувает своего брата в каком-либо вопросе, то это нужно рассматривать как преступление перед Господом, который защищает правых и наказывает зло, твердо повелевая поступать честно. Но что делать, когда совесть человека пробуждается и обвиняет его в подобном грехе, когда она напоминает о давно минувших событиях?
1. Такой человек должен исповедаться во грехе своем Богу и своему ближнему, чтобы покрыть себя позором. Если он отрицал это ранее, то сейчас должен сделать это, даже если ему неприятно признаться во лжи; ибо ранее, когда он лгал, его сердце ожесточилось, и поэтому у него нет другого способа показать, что оно смягчилось, кроме как исповедаться в грехе.
2. Он должен принести жертву — овна очищения (ст. 8). Согрешивший должен принести удовлетворение за оскорбление, нанесенное Богу, ибо был нарушен Его закон, и за ущерб, причиненный ближнему. В данном случае возмещения недостаточно без веры и покаяния.
3. Тем не менее жертва не будет принята, пока полностью не будет возмещен ущерб, нанесенный пострадавшей стороне — не только основная часть, но и добавленная к ней пятая (ст. 7). Безусловно, вина за совершенный проступок продолжает беспокоить совесть до тех пор, пока то, что добыто несправедливо, остается в руках грешника, и он знает об этом; его совесть не очищается ни жертвами, ни приношениями, ни молитвами или слезами, ибо такое поведение представляет собой один продолжительный грех, в котором человек продолжает упорствовать. Этот закон уже излагался ранее (Лев 6:4), и здесь добавлено, что если пострадавший умер и у него нет наследника, которому по праву принадлежал бы долг, или точно не известно, кому нужно возмещать убыток, то это не является оправданием, чтобы удерживать несправедливо добытое. Кому бы по праву оно ни принадлежало, но, безусловно, не тому, кто добыл его с помощью греха, поэтому все нужно отдать священнику (ст. 8). Если же были люди, которые могли предъявить на него права, то это не нужно было отдавать священнику (Бог ненавидит грабительство, совершаемое для всесожжений), если же таковых не было, то имущество переходило к великому Господу (ob defectum sanguinis — из-за отсутствия наследников), а священники принимали его. Отметьте: кто осознал, что нанес ущерб, но не знает, каким образом возместить компенсацию, тот поступит справедливо, если будет совершать благоугодные и благотворительные дела. То, что нам не принадлежит, никогда не принесет нам выгоды.
III. Общее правило о святынях, приведенное в данном месте, гласит: все, что было отдано священнику, ему принадлежит (ст. 9−10).
1. Отдавший не мог получить свой дар обратно ни под каким предлогом. Этот закон подтверждал права на подарки, сделанные для благочестивого употребления, чтобы люди не отдавали предметы священнику в приступе ревности и не забирали их обратно в припадке раздражения.
2. Что бы ни принял священник в подарок как посвященное, другие священники не имели в том части. Пусть тот, кто с большей готовностью и усердием посещает святилище, получает от этого выгоду; если священник совершает работу, то пусть имеет за это плату и ему будет от этого лучше.
Стихи 11−31. Здесь изложен закон о торжественном испытании жены, которую ревнует муж. Обратите внимание:
I. Какой случай рассматривался. У мужа были какие-то основания подозревать свою жену в прелюбодеянии (ст. 12−14).
1. Грех блуда вполне справедливо считался чрезмерно порочным, так как уводил прочь от Бога, благочестия и доброго пути (Притч 2:17). Это преступление против мужа, так как оно лишает его чести, покушается на его права, впускает незаконнорожденное потомство в его семью, чтобы разделить вместе с его детьми его имущество, и нарушает ее завет с ним. Это осквернение, ибо ничто не развращает разум и совесть больше, чем этот грех.
2. Это грех, который с величайшей заботой стараются скрыть грешники, так как не имеют свидетелей. Око прелюбодея ждет сумерков (Иов 24:15). А жена прелюбодейная использует возможность, когда мужа нет дома (Притч 7:19). Они не старались бы хранить это в тайне, если бы это не было позорно, а дьявол, который вовлекает грешников в этот грех, учит их, как его можно скрыть.
3. Предполагается, что на мужа сойдет дух ревности, о котором Соломон говорит, что ревность — это ярость мужа (Притч 6:34) и что она люта, как преисподняя (Песн 8:6).
4. «Но, — говорят иудейские толкователи, — он должен доказать, что у него есть какие-то основания для подозрений». Правило, которого они придерживались, гласит: «Если муж сказал своей жене перед свидетелями: «Не оставайся наедине с таким-то мужчиной», но, несмотря на это предостережение, впоследствии оказывается, что она была с ним наедине, даже если это ее отец или брат, тогда у него были основания заставить ее пить горькую воду». Но в данном случае закон не привязывает мужа именно к этому методу доказательства справедливости своих подозрений; это можно было доказать другим способом. В случае, если доказано, что она прелюбодействовала, ее нужно было предать смерти (Лев 20:10), но если не было уверенности в этом, тогда поступали согласно этому закону. Поэтому (1) жены должны быть предупреждены, чтобы не давать малейшего повода для подозрений в своем целомудрии; они не только должны воздерживаться от нечистоты, но и от всех ее проявлений: от всего, что выглядит непристойно, что ведет ко греху или дает малейший повод для ревности, ибо как много вещества зажигает небольшой огонь!
(2) Мужья должны быть наставлены не поддаваться беспочвенным или несправедливым подозрениям в адрес своих жен, раз милосердие, тем более взаимная любовь учит не мыслить зла (1Кор 13:5). Блаженство добродетельной жены заключается в том, что уверено в ней сердце мужа ее (Притч 31:11).
II. Как предписывалось поступать в данном случае. Если подозреваемая жена оказывалась невиновной, то муж должен прекратить ревновать ее, осуждать и сурово с ней обращаться; если она окажется виновной, то ее грех будет раскрыт, а другие, узнав об этом, ужаснутся и воспримут как предостережение.
1. Процесс испытания проходил так.
(1) Муж должен привести жену свою к священнику вместе со свидетелями, которые могли доказать основания для его подозрений и высказать желание, чтобы она подверглась испытанию. Иудеи говорят, что священник вначале должен попытаться убедить ее исповедаться и сказать правду, говоря: «Дорогая дочь, возможно, на тебя подействовало выпитое вино или пыл твоей юности, или плохие примеры соседей. Приди, расскажи правду и исповедайся во имя Того, кто упоминался в самом священном обряде, и не допусти, чтобы оно было смыто горькой водой». Если она исповедовалась, говоря: «Я осквернилась», то ее не предавали смерти, но муж разводился с ней и она лишалась своего приданого. Если она говорила: «Я чиста», то приступали к церемонии.
(2) Муж должен был принести в жертву десятую часть эфы грубой ячменной муки, согласно нынешнему скорбному положению семьи, ибо великое страдание — иметь повод для ревности или ревновать без повода. Это было приношение воспоминания, которое подразумевало, что это делалось для того, чтобы воззвать ко всеведению и справедливости Бога.
(3) Священник должен был приготовить воду ревнования, для которой бралась святая вода из умывальника, в котором священники омывались перед служением; ее наливали в глиняный сосуд, вмещающий (как они говорят) около пинты (0,47 л). Это должен быть глиняный сосуд, так как чем грубее и проще были употребляемые предметы, тем больше это соответствовало ситуации. В воду клали землю, что символизировало порицание, высказываемое в ее адрес, и стыд, которому она подвергла себя, прикасаясь устами к праху. Землю нужно было брать с полу скинии, дабы облечь почестью все, что совершалось в месте, которое Бог избрал, чтобы оно называлось Его именем и поддерживало в людях благоговение к нему (см. Ин 8:6).
(4) Жена должна была предстать перед лицом Господа у восточных ворот двора при храме (как говорят иудеи), а ее голова должна быть непокрыта в доказательство ее скорбного положения. Так она должна была стоять на обозрении всего мира, чтобы другие женщины могли научиться не делать срамных дел (Иез 23:48). При этом иудеи добавляют, что ее слуги, которые должны были почитать ее, при этом не должны были присутствовать, чтобы она не выглядела порочной в их глазах; ее муж также не присутствовал при этом.
(5) Священник приводил ее к присяге, чтобы она говорила правду, и произносил в ее адрес Божье проклятие в том случае, если она была виновна, возвещая, что случится, если она выпьет воду ревнования (ст. 19−22). Он должен был убедить ее, что если она невиновна, то эта вода не причинит ей вреда (ст. 19). Никто не должен бояться проклятий закона, если не нарушал его заповеди. Если же она виновна, то эта вода будет для нее отравой, которая сделает лоно ее опавшим и живот ее опухшим; она станет проклятием или мерзостью для своего народа (ст. 21−22). На это жена должна сказать: «Аминь», как поступал Израиль, когда провозглашались проклятия на горе Гевал (Втор 27:15−26). Некоторые считают, что слово «аминь» нужно было повторять дважды, оказывая уважение обеим частям заклинания: и той, которая оправдывала в случае ее невинности, и той, которая осуждала в случае виновности. Ни одна виновная женщина не могла сказать «аминь» в адрес этого заклинания и выпить эту воду, если только она не разуверилась в истине Бога или осквернила Его справедливость, если только она не достигла такой степени порочности и настолько ожесточилась во грехе, что осмелилась бросить вызов Богу Всемогущему и предпочла скорее стать жертвой Его проклятия, чем воздать Ему славу, исповедавшись во грехе; так блуд завладел сердцем ее.
(6) Священник должен был написать это проклятие на свитке пергамента verbatim — слово в слово, как он сказал, а затем смыть это водой или соскоблить эти слова в воду (ст. 23). Это символизировало то, что проклятие вошло в воду и передало ей силу производить желаемый эффект. Это означало, что если она невиновна, то проклятие будет смыто и никогда не встанет против нее, ибо написано (Ис 43:25): «Я Сам изглаживаю преступления твои» и еще: «…изгладь все беззакония мои» (Пс 50:11). Если же она виновна, то проклятие, которое было написано, войдя в воду, проникнет в ее внутренности вместе с водой, как елей, в кости его (Пс 118:18), подобно тому как мы читаем о проклятии, вошедшем в дом (Зах 5:4).
(7) Затем женщина должна была выпить эту воду (ст. 24); она названа горькой водой, так как некоторые считают, что в нее добавляли полынь, чтобы сделать ее горькой, или потому, что она производила проклятие. По этой же причине грех назван худым и горьким, так как наводил проклятие (Иер 2:19). Если она была виновна (в противном случае вода не наводила проклятие), то это давало ей познать, что, хотя воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен (Притч 9:17), тем не менее последствия от нее горьки (Притч 5:4). Пусть все, кто имеет дело с запретными удовольствиями, знают, что в конце последствия от них горьки. Иудеи говорят, что если после прочтения проклятия женщина была настолько напугана, что боялась пить воду и исповедовалась в своем осквернении, тогда священник выплескивал воду и выбрасывал ее приношения вместе с пеплом, а она сама была разведена с мужем без сохранения приданого. Если же она не исповедовалась, но в то же время отказывалась пить воду, то ее заставляли; если же она вновь хотела вылить ее, то ее прогоняли прочь, чтобы она не оскверняла святое место.
(8) Прежде чем выпить воду, жена должна была принести возношение ревнования, которое возносилось Господу и сжигалось на жертвеннике (ст. 25−26): горсть его сжигалась в память, а остатки съедались священником, если только сам муж не был священником, в таком случае оно разбрасывалось вместе с пеплом. Это приношение, совершаемое посреди испытания, символизировало, что данными действиями взывали к Богу, который знал все и от которого не сокрыта ни одна тайна.
(9) Все действия, совершаемые по закону, заставляли ожидать развязки. Вода с незначительным количеством земли и соскобленными в нее частицами пергамента по своей природе не могла причинить зло или добро; но Бог, к которому взывали с помощью учрежденных обрядов (так как другим способом невинность невиновного оставалась под подозрением, а грех оставался нераскрытым), признавая Свои постановления, в течение короткого промежутка времени с помощью сверхъестественного проявления провидения подтверждал невинность невинного и являл грех виновного.
[1] Если подозреваемая женщина была виновной, то выпитая ею вода становилась для нее отравой (ст. 27), ее живот раздувался, а лоно опадало из-за мерзких болезней, ставших результатом мерзких поступков. И будет она стонать после, когда плоть ее и тело ее будут истощены (Притч 5:11). Епископ Патрик говорит со слов некоторых иудейских толкователей, что результат воздействия этой воды проявлялся незамедлительно; женщина становилась бледной, и ее глаза были готовы вылезти из орбит. Доктор Лайтфут говорит, что иногда это не проявлялось в течение двух или трех лет; жена не рожала детей, была болезненной, чахла и в конце концов заживо сгнивала; хотя, возможно, некоторые симптомы уже вскоре появлялись. Раввин говорит, что прелюбодей умирал в тот же день и час, что и прелюбодейка, и подобным образом: его живот раздувался, а скрытые органы сгнивали. Похоже, что эта болезнь не очень отличалась от той, которую в последние века мстящая рука праведного Бога сделала карой за нечистоту, поражающей блудников и распространителей блуда, чумой и гибелью, поражавшей их одного за другим, раз им удалось избежать наказания людей. Иудейские богословы добавляют, что вода оказывала воздействие на прелюбодейку лишь в том случае, если ее муж никогда не наносил ей подобного оскорбления. Если же он когда-либо осквернял супружеское ложе, то Бог не защищал его права и не выступал против жены, причинившей ему вред. И поэтому в последнее время, когда иудейская церковь значительно деградировала и в ней стала преобладать нечистота, это испытание перестало применяться и прекратилось; мужчины, зная свои собственные проступки, не желали знать о преступлениях своих жен. И возможно, на подобную ситуацию ссылается угроза: «Я оставлю наказывать… невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц» (Ос 4:14).
[2] Если она невинна, то выпитая ею вода окажется для нее лекарством: «то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем» (ст. 28). Иудейские богословы возвеличивали добрые результаты, производимые этой водой на невиновную женщину, так как, чтобы компенсировать зло, причиненное ей подозрением, выпитая ею вода сделает ее сильнее и красивее, чем ранее. Если она была болезненной, то выздоравливала, зачинала младенца мужского пола и с легкостью совершала работу.
2. Из всего этого мы можем сделать вывод, (1) что тайные грехи известны Богу и они иногда непонятным образом выходят на свет еще в этой жизни; тем не менее настанет день, когда Бог через Иисуса Христа, как в данном случае через священника, будет судить тайные дела человеков по благовествованию (Рим 2:16).
(2) Что, в частности, блудников и прелюбодеев судит Бог. Супружеская неверность и прелюбодеяния в высшей степени раздражают Бога небесного, и раньше или позднее Он спросит за это. И хотя сейчас у нас нет воды ревнования, чтобы мы могли испытать ужас перед нечистотой, но у нас есть слово от Бога, гласящее, что, если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1Кор 3:17), и это слово должно наводить на нас ужас.
(3) Что Бог тем или иным способом явит невинность невиновного и выведет его правду, как свет.
(4) Что для чистых все чисто (Тит 1:15). Одно и то же слово для некоторых запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь, подобно этой воде ревнования по отношению к тем, кто выпивал ее; одно и то же провидение — благо для одного и вред для другого (Иер 24:5,8−9). И для чего бы оно ни предназначалось, оно не возвратится тщетным.
толкование Мэтью Генри на Числа, 5 глава