Теперь мы приступаем к страстной неделе, неделе, в которую Христос умер, и к великим событиям, связанным с этой неделей.
I. Торжественный въезд Христа в Иерусалим, ст. 1−11.
II. Проклятие бесплодной смоковницы, ст. 12−14.
III. Изгнание из храма всех, кто превратил его в дом торговли, ст. 15−19.
IV. Беседа с учениками о силе веры и действенности молитвы, поводом для которой послужила засохшая смоковница, проклятая Христом, ст. 20−26.
V. Ответ Христа тем, кто подвергал сомнению Его власть, ст. 27−33.
Стихи 1−11. Здесь перед нами открывается картина торжественного входа Христа в Иерусалим за четыре-пять дней до Его смерти. Вступая в город таким замечательным образом, Он имел целью показать:
1. Что не боится власти и злобы врагов в Иерусалиме. Он не пробирался в город инкогнито, как человек, не осмеливающийся показать свое лицо, нет, Его врагам не было нужды посылать шпионов, чтобы найти Его, Он пришел открыто. Это послужило ободрением для Его учеников, дрожащих при мысли о силе и ярости врагов, — пусть они видят, как их Учитель смело бросает им вызов.
2. Что Он не был подавлен или обеспокоен мыслью о предстоящих Ему страданиях. Он входил не только открыто, но и в бодром расположении духа, под радостные, приветственные возгласы. Хотя теперь Он только вступает на поле брани, облекшись в воинские доспехи, тем не менее, будучи уверенным в Своей победе, Он торжествует так, как если бы уже снял их.
I. Внешне это торжество было очень скромным; Он ехал на молодом осленке, презренном животном, лишенном всякой осанки, да к тому же молодом, на которого никто из людей не садился, то есть, как можно предположить, он был необъезженный, не приученный к перевозке людей, неуправляемый, поэтому нарушал торжественность процессии. Этот осленок, как и все остальное, был взят взаймы. Христос отправлялся в море в позаимствованной лодке, вкушал вечерю в позаимствованной горнице, был похоронен в позаимствованной гробнице и здесь ехал на позаимствованном осле. Пусть христиане не боятся быть должниками друг другу и брать взаймы в случае нужды, потому что наш Господь не избегал этого. У Него не было богатого облачения; они возложили свои одежды на осленка, и Он сел на него, ст. 7. Сопровождавшая Его толпа состояла из простых людей, и все торжество, какое они могли устроить Ему, состояло в том, что одни постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге (ст. 8), как обыкновенно делали во время праздника кущей. Все это было знаками Его смирения: даже когда Он хотел быть замеченным, Он хотел, чтобы замечена была Его скромность; это урок для нас — не высокомудрствовать, но последовать смиренным. Христианам не подобает важничать, если Христос был так далек от стремления к этому.
II. Внутренний смысл этого торжества был чрезвычайно велик, и не только потому, что в этом исполнилось Писание (чего Марк, в отличие от Матфея, не отмечает), но и потому, что при всей этой скромности воссияли лучи Христовой славы.
1. Посылая Своих учеников за осленком, Христос явил при этом Свое всеведение и Свою власть над волей людей, ст. 1−3. Этим Он также показал, что Он все может и что намерение Его не может быть остановлено.
2. Он продемонстрировал Свое владычество над тварью, оседлав осленка, на которого никто из людей не садился. О подчиненности низшего творения власти человека сказано применительно к Христу (ср. Пс 8:5−6 и Евр 2:8), ибо благодаря Ему и Его посредничеству мы еще имеем некоторую пользу от дарованного Богом человеку права владычествовать над низшим миром, Быт 1:28. Сев верхом на необъезженного осла, Христос, возможно, намекал на то, что имеет власть над духом человека, который рождается подобно дикому осленку, Иов 11:12.
3. Осленка привели (ст. 4) из места пересечения двух дорог (англ. текст. — Прим. переводчика.), как если бы Христос хотел показать, что Он пришел указать верный путь тем, кто стоит на распутье и находится в опасности встать на ложный путь.
4. Христос принял от людей радостные восклицания осанны, то есть их приветствия и добрые пожелания Его Царству, ст. 9. Сам Бог побудил этих людей восклицать осанна, не искусство научило их этому, и никто не принуждал их делать это, как было в случае с кричавшими впоследствии распни, распни. Христос видел честь для Себя в вере и хвале народа, именно Бог может побудить человека возносить Ему хвалу ненамеренно с его стороны.
(1) Они приветствовали лично Его (ст. 9): Благословен грядущий, ὁ ἐρχόμενος, Тот, кто должен прийти, так много раз обещанный, так давно ожидаемый; Он грядет во имя Господне как Божий Посланник миру; да будет Он благословен, да будут Ему наши рукоплескания и лучшие чувства; Он благословенный Спаситель, и Он несет нам благословение, да будет благословен Пославший Его. Да будет Он благословен во имя Господне, да назовут Его Благословенным все народы и времена, да будет Он превознесен всеми как в мыслях, так и языком.
(2) Они желали успеха Его делу, ст. 10. Они верили, что, каким бы незначительным Он ни был, Он имел Царство, которое скоро будет воздвигнуто в мире, что это Царство отца их Давида (отца Его страны), Царство, обещанное Ему и семени Его вовек, царство, пришедшее во имя Господне и поддерживаемое Божественной властью. Да будет благословенно это Царство, да будет оно установлено и утверждено, да придет оно в силе своей, да будут низложены все противодействующие ему начальства, силы и власти, да будет оно победоносным, чтобы победить. Осанна этому Царству, да процветает оно, да сопутствует ему счастье. Подходящее данному месту значение слова осанна мы находим в Откр 7:10. Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу — успеха религии, и естественной, и данной по откровению, Осанна в вышних. Хвала нашему Богу, Который в вышних, благословен Бог вовек. Или: да будет Он прославлен Своими ангелами, которые обитают в вышних небесах, и пусть наша осанна отзовется эхом на их славословие. При таком сопровождении и приветствиях Христос вошел в город и направился прямо к храму. К Его приходу не приготовили пира с вином, и даже самой скромной трапезы. Христос немедленно занялся Своим трудом, ибо это было для Него и пищей, и питием. Он пришел в храм, чтобы исполнилось Писание: «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы желаете, без всякого предупреждения, день Его пришествия придет неожиданно, ибо Он будет подобен огню расплавляющему и щелоку очищающему» (Мал 3:1−3). Он вошел в храм и, окинув его взглядом, оценил его состояние, ст. 11. Он осмотрел все, но пока не сказал ничего. Он увидел много беспорядков, но молчал, Пс 49:21. Христос был намерен пресечь эти беспорядки, но не хотел делать этого немедленно, чтобы не показалось, что Он делает это необдуманно. На эту ночь Он оставил все как есть, собираясь на следующее утро приняться за необходимые преобразования. Мы можем быть уверены в том, что Бог видит все зло, какое творится в этом мире, хотя в настоящее время не взыскивает за него и не изгоняет его вон. Христос, заметив для Себя все, что увидел в храме, вечером удалился в Вифанию, где был дом Его друзей, чтобы быть подальше от городской суеты и избежать подозрений в стремлении возглавить мятеж.
Стихи 12−26. I. Проклятие Христом бесплодной смоковницы. В Вифании Он располагал удобным местом для отдыха и поэтому ушел туда на время отдыха. Но в Иерусалиме Христа ждал труд, поэтому Он вернулся в город утром, в рабочее время; Он был настолько поглощен предстоящим трудом, что ушел из Вифании без завтрака, нехватка которого обнаружилась вскоре Он взалкал (ст. 12), ибо был подвержен всем негреховным слабостям нашей человеческой природы. Проголодавшись, Он подошел к смоковнице, которую увидел издали, и, поскольку она была богато украшена зелеными листьями, надеялся найти ее украшенной хотя бы несколькими плодами. Но ничего не нашел, кроме листьев; Он рассчитывал найти немного плодов, ибо хотя время собирания смокв было близко, но еще не настало, то есть нельзя было думать, что ее плоды были уже собраны и унесены; было еще не время сбора. Или: Он не нашел ни одного плода, потому что действительно еще не время было собирания смокв, то есть был плохой, неурожайный для смокв год. Но эта смоковница была хуже всех, ибо на ней не нашлось ни единого плода, хотя было очень много листьев. Однако Христос захотел использовать ее в качестве примера, не для деревьев, а для людей того поколения, и потому проклял ее проклятием, противоположным первому благословению — плодитесь. Он сказал ей: Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек, ст. 14. В притче Иофама смоковница хвалится своей сладостью и хорошим плодом (Суд 9:11), то есть полезностью для человека, которую она предпочла царствованию над деревами; лишиться этой полезности было жестоким проклятием для нее. Проклятие смоковницы предназначено было стать прообразом, или символом, гибели иудейской церкви, к которой Он пришел искать плода, и не нашел, Лк 13:6−7. Хотя она не была немедленно срублена, подобно погибшей смоковнице в этой притче, тем не менее, как подтверждает история, ее постигло усыпление и ожесточение (Рим 11:8,25), так что с тех пор она остается ни на что не годной. И слышали то ученики Его, какой приговор вынес Христос этому дереву, и обратили на него внимание. «Горе», вышедшее из уст Христа, надлежит так же замечать и помнить, как и благословение.
II. Очищение Им храма от торговцев, обосновавшихся в нем, и от тех, кто превратил его в проходной двор. Мы не видим, чтобы Христос нашел Себе где-то пищу, после того как ничего не обнаружил на смоковнице. Однако ревность о Божьем доме настолько снедала Его, заставляя забыть о Себе, что Он так и пришел в Иерусалим голодным и поспешил прямо в храм, чтобы приступить к исправлению злоупотреблений, замеченных Им накануне. Этим Он показал, что, когда Избавитель приходит от Сиона, Его задача — отвратить нечестие от Иакова (Рим 11:26), что Он приходит не для того, чтобы разрушить храм, в чем Его ложно обвиняли, но чтобы очистить его и привести Свою Церковь к ее первоначальному состоянию.
1. Он изгнал продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков (бросил деньги на землю, на самое подходящее для них место), опрокинул и скамьи продающих голубей. Он сделал все это как имеющий авторитет, как Сын в Своем доме. Скверна дочери Сиона была удалена не силой и не властью, но духом суда и духом огня. Сделав это, Он не встретил никакого сопротивления, ибо справедливость Его действий была очевидной даже для совести тех, которые попускали и поддерживали это бесчинство, потому что имели от него доход. Примечание. Для ревностных реформаторов может служить некоторым ободрением то, что очищение от коррупции и устранение злоупотреблений нередко удается легче, чем они того ожидали. Благоразумные попытки иногда венчаются успехом сверх всякого ожидания и не встречают тех львов на пути, что внушали им страх.
2. Он не позволял, чтобы кто пронес чрез храм или через какой-либо из дворов его какую-либо вещь, пожитки или товары, что делалось ради сокращения пути, чтобы не идти в обход, ст. 16. Иудеи признавали, что одно из проявлений почитания храма состояло в том, чтобы не превращать гору дома или двор язычников в дорогу или проходной двор, не входить туда с узлами и котомками.
3. Он привел хорошее основание для этого; не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 17). Это написано в Ис 56:7. Под таким названием он должен быть известен среди всех народов. Он будет домом молитвы для всех народов, так было определено при его основании, и когда Соломон открывал его, он упомянул и сынов иноплеменников, 3Цар 8:41. Существуют пророчества, еще более подтверждающие эту истину. Христос хочет, чтобы храм, как прообраз евангельской Церкви, был:
(1) Домом молитвы. После того как Он изгнал волов и голубей, которые предназначались для жертвоприношений, Он возродил назначение храма как дома молитвы, показывая этим, что, когда все жертвоприношения будут упразднены, духовные жертвы молений и хвалы должны продолжаться и оставаться вовек.
(2) Домом молитвы для всех народов, а не только для народа израильского, ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется, даже если он по плоти не от семени Иакова. Поэтому делать храм вертепом разбойников было совершенно недопустимо, так как это отвращало от него другие народы, которых следовало привлекать к нему. Когда Христос в начале Своего служения изгнал из храма продающих и покупающих, Он обвинил их только в том, что они сделали Его храм домом торговли, Ин 2:16; теперь же Он обвиняет их в том, что они сделали его вертепом разбойников — либо потому, что после того они дважды пытались побить Христа камнями прямо в храме (Ин 8:59; 10:31), либо потому, что торговцы были известны своим мошенничеством, они обманывали простых бедных селян, а это не лучше откровенного разбоя. Те, кто позволяют поселяться в своем сердце суетным, мирским мыслям во время богослужения, превращают дом молитвы в дом торговли, а совершающие длинные молитвы ради того, что бы иметь предлог поедать домы вдов превращают его в вертеп разбойников.
4. Первосвященники и книжники были крайне задеты этим, ст. 18. Они ненавидели Его, ненавидели Его попытки исправить их, но при этом и боялись — как бы Он не опрокинул и их седалища и не изгнал их самих, — поскольку сознавали, что злоупотребляют своей властью и профанируют ее. Они видели, что Он имеет огромное влияние, что весь народ удивлялся учению Его и что все сказанное Им было для них непререкаемой истиной и законом; и на что Он не отважится, что Он не сможет совершить при такой поддержке? Поэтому они искали не того, как бы заключить с Ним мир, а того, как бы погубить Его. Эта отчаянная попытка, которой они сами, казалось бы, не могли не страшиться, была борьбой с Богом. Но их не волновало, какими методами и средствами они сохранят за собой власть и величие.
III. Его беседа с учениками по поводу засохшей смоковницы, проклятой Им. Когда же стало поздно, Он, как обычно, вышел вон из города (ст. 19), в Вифанию; вероятно, было уже темно и увидеть дерево было невозможно, но на следующее утро, проходя мимо, они увидели, что смоковница засохла до корня, ст. 20. Проклятие Христа включало в себя значительно больше, чем было сказано, о чем свидетельствуют последствия его. Проклятие состояло только в том, что смоковница более никогда не принесет плода, но результат превзошел его: она засохла до корня. Если она не принесет более плода, пусть на ней не будет и листьев, чтобы не обманывать людей. Заметим здесь:
1. Какое впечатление произвело это на учеников. Петр вспомнил слова Христа и сказал с удивлением: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла, ст. 21. Примечание. Проклятие Христа производит поразительное действие, заставляя тотчас засохнуть тех, кто процветал подобно зеленому лавру. Те, кого Он проклял, поистине прокляты. Засохшая смоковница представляла состояние иудейской церкви, которая так и осталась с тех пор деревом засохшим до самых корней и годным только на топливо, а не для пропитания человека. Первое учреждение левитского священства было подтверждено и закреплено чудом, совершенным над сухим жезлом, который ночью расцвел и пустил почки (Чис 17:8), что было счастливым предзнаменованием плодовитости и процветания этого священства. И вот теперь истечение срока священнического служения было обозначено противоположным чудом — цветущее дерево засохло за одну ночь; это было справедливым наказанием для священников, злоупотреблявших своим служением. Ученикам показалось странным, и маловероятным, чтобы иудеи, которые так долго были Божьим народом, единственным народом в мире, исповедующим Его имя, были оставлены таким образом; они не могли себе представить, как это смоковница могла так скоро засохнуть; но именно так происходит с отвергающими Христа и отвергнутыми Им.
2. Добрые наставления, извлеченные Христом из этого происшествия, — даже засохшее дерево было богато ими.
(1) Христос учит их молиться с верой (ст. 22): Имейте веру Божию. Они восхищались властью слов Христа. «Живая и действенная вера, — сказал Христос, — вдохнет такую же великую силу и в ваши молитвы, ст. 23−24. Если кто скажет горе сей (горе Елеонской): «поднимись и ввергнись в море», то, если он основывает свою веру на общем слове Божьем или на каком-то конкретном Его слове и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, сказанным на основании обещанного словом Божьим, — будет ему, что ни скажет». Могущественной силой Божьей, действующей во Христе, можно преодолеть величайшие трудности и достичь успеха. И поэтому (ст. 24): «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; более того, верьте, что вы непременно получите; Тот, Кто имеет власть дать это, говорит: И будет вам. Я говорю вам: будет, ст. 24. Истинно говорю вам, что будет ему» (ст. 23). Это можно применить:
[1] К той чудотворной вере, какой были наделены апостолы и первые проповедники Евангелия, совершавшие чудеса в естественном мире — исцеление больных, воскрешение мертвых, изгнание бесов, — что было равносильно передвижению гор. О вере, творящей чудеса, сказано, что она может проявляться и там, где недостает святой любви, 1Кор 13:2.
[2] Это можно применить и к той чудесной вере, которой наделены все истинные христиане и которая совершает чудеса в духовном мире. Она оправдывает нас (Рим 5:1) и таким образом удаляет горы греха, ввергая их в пучину морскую, чтобы они никогда не восстали на суде против нас, Мих 7:19. Он очищает сердце (Деян 15:9), удаляя при этом горы испорченности и делая их равниной перед благодатью Божьей, Зах 4:7. Именно верой побеждается мир и угашаются раскаленные стрелы лукавого, а душа распинается со Христом и в то же время живет. Верой мы видим всегда перед собой Господа, видим Невидимого и сознаем Его присутствие, способное удалить горы, ибо в присутствии Господа, Бога Иаковлева, горы не только передвигаются, но и прыгают, Пс 113:5−8.
(2) К этому добавляется условие, необходимое для достижения успеха в молитве, — чтобы мы великодушно прощали тех, кто обидел нас, и были милосердны ко всем людям (ст. 25, 26): И когда стоите на молитве, прощайте... Примечание. Стоять не является подходящей позой для молитвы; она была распространена среди иудеев, поэтому они называли свои молитвы стоянием, а когда хотели сказать, что мир держится молитвами, то выражались следующим образом: Stationibus stat mundus — мир держится стоянием. Но первые христиане обычно принимали во время молитвы более смиренную и почтительную позу, коленопреклоненную, особенно в дни постов, даже если это не были воскресные дни. Находясь в молитвенном состоянии, мы должны не забывать молиться и за других, в частности, за наших врагов и за тех, кто обижает нас; если мы таим злобу против них и желаем им зла, то не сможем искренне просить Господа о добром для них. Если же мы сами кого-нибудь ранили, то, прежде чем молиться, должны пойти и примириться с ним, Мф 5:23−24. Но если они ранили нас, нам не нужно далеко ходить, а только немедленно от всего сердца простить их.
[1] Потому что это добрый шаг на пути получения прощения собственных грехов: Прощайте... дабы и Отец ваш Небесный простил вам; то есть: «чтобы вы были подготовлены для получения прощения, чтобы Бог мог простить вас без ущерба для Своей чести, что случилось бы, если бы Он попустил воспользоваться Его милостью тому, кто так далек от подражания образцу ее».
[2] Потому что отсутствие этого является непреодолимым препятствием для прощения наших грехов: «Если же не прощаете, если вы ненавидите их, недоброжелательны к ним, замышляете месть и пользуетесь всякой возможностью, чтобы злословить их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Об этом нужно помнить в молитве, потому что одна из наших великих задач перед престолом благодати состоит в том, чтобы молиться о прощении своих грехов; это должно быть нашей повседневной заботой, ибо молитва составляет часть нашего повседневного труда. Наш Спаситель часто подчеркивал это, ибо в том и состояла Его великая цель, чтобы побудить Своих учеников любить друг друга.
Cтихи 27−33
Здесь мы видим, как великий синедрион допрашивает Христа относительно Его власти, ибо они притязали на право требовать от пророков отчета об их деятельности. Они подошли к Нему, когда Он ходил в храме, не с целью диверсии, но уча народ, и переходил от одной группы к другой. Философы-перипатетики получили это название за свой обычай ходить, когда они учили. Коридоры, или галереи, во дворах храма подходили для этой цели. Эти высокопоставленные люди с раздражением смотрели на то, как люди следовали за Ним и внимательно слушали Его, поэтому подошли к Нему с таким грозным видом, как если бы собирались привлечь Его к суду, и задали Ему вопрос: Какою властью Ты это делаешь?.. (ст. 28).
Заметьте:
I. Как они рассчитывали таким путем поразить Его и привести в замешательство. Они думали, что если сумеют доказать людям, будто Его миссия незаконна и Он не имеет должного назначения на нее (хотя Он был так прекрасно подготовлен к ней и проповедовал так хорошо и успешно), то смогут убедить их, что Его не следует слушать. Они видели в этом последнее убежище для своего упорного неверия. Решив не принимать Его учения, они намеревались найти то или иное нарушение Его полномочий и вынести заключение о том, что они недействительны, если не даны и не подтверждены их синедрионом. Таким же образом паписты решают свои споры с нами относительно полномочий наших служителей: если они имеют хоть какой-то предлог опровергнуть их, то думают, что добились своего, хотя Писание на нашей стороне. Однако это действительно важный вопрос, и каждый выступающий в роли судьи или служителя должен быть готов дать на него достойный ответ и почаще ставить его перед самим собой: Какою властью я это делаю? Ибо как могут люди проповедовать, если не будут посланы? Или как могут они действовать с уверенностью и надеждой на успех, если не будут облечены властью? (Иер 23:32).
II. Как Он поразил их и привел в замешательство вопросом: «Что вы думаете по поводу крещения Иоаннова? С небес оно было, или от человеков? Какой властью Иоанн проповедовал, крестил и приобретал учеников? Отвечайте Мне, ст. 30. Отвечайте честно и бесхитростно, дайте определенный ответ — с небес или от человеков?» Отвечая на их вопрос этим вопросом, наш Спаситель намекает на родство между Его учением и крещением и Иоанновым учением и крещением: они имели одно и то же происхождение, одну и ту же цель и направленность — ввести евангельское Царство. Христос мог с полным основанием спрашивать их об этом, поскольку они посылали к Иоанну свою делегацию, чтобы допросить его, Ин 1:19. «Итак, — спрашивает Христос, — каковы результаты вашего дознания?»
Они знали, что думали по этому поводу; они не могли отрицать, что Иоанн Креститель был послан от Бога. Вся трудность была в том, что им сказать на это сейчас. Люди, не считающие себя обязанными говорить то, что думают (что является верным правилом), не могут избежать замешательства.
1. Если они признают, что крещение Иоанново было с небес, как это и было в действительности, то опозорят себя, потому что Христос тут же обратит это против них: «Почему же вы не поверили ему и не приняли его крещения?» Они не смогли бы вынести, если бы Христос сказал им об этом, хотя выносили осуждение своей собственной совести за это, потому что умели подавлять ее и заглушать ее голос; к тому же совесть хотя слегка грызла и тревожила, однако не позорила их; поэтому для них вполне достаточно того, если они позаботятся о том, о чем заботился Саул, когда его обличили: Почти меня ныне пред старейшинами народа, 1Цар 15:30.
2. Если же они скажут: «От человеков; он не был послан Богом, его крещение и учение были его собственными изобретениями», — то подвергнут себя опасности; народ непременно причинит им какое-либо зло, по меньшей мере, выступит против них, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк, и не потерпели бы, чтобы он был опорочен. Примечание. Есть плотской, рабский страх, которому подвержены не только нечестивые подданные, но также и нечестивые начальники, и который используется Богом как средство для поддержания в мире определенного порядка и пресечения насилия, чтобы оно не всегда восставало на жезл нечестия. Итак, дилемма, перед которой поставил их Христос, (1) Привела их в смущение, они были поражены, им пришлось с позором отступить, притворившись невеждами — Не знаем (это было довольно унизительно для таких гордых людей), но в действительности они обнаружили величайшую злобу и упрямство. То, чего Христос достигает Своей мудростью, мы должны постараться достичь добрыми делами — заграждать уста невежеству безумных людей, 1Пет 2:15.
(2) Христос же с честью вышел из этой ситуации и оправдал Себя, отказавшись дать им ответ на их настойчивое требование: И Я не скажу вам, какою властью это делаю. Они не заслуживали того, а Он не нуждался в том, чтобы говорить им, поскольку было ясно, что они боролись не за истину, а за победу. Кроме того, Христу не было нужды говорить им, ибо сами дела, совершаемые Им, ясно свидетельствовали о том, что Он имел власть от Бога делать то, что делал, поскольку никто не мог творить чудес, какие творил Он, если бы не был с ним Бог. Пусть они подождут три-четыре дня, и Его воскресение скажет им, кто дал Ему власть, ибо чрез него Он откроется Сыном Божиим в силе, а они через свой отказ от Него откроются врагами Божьими.
толкование Мэтью Генри на евангелие от Марка, 11 глава