Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Марка | 5 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе описывается:

I. Как Христос изгнал легион бесов из одержимого и позволил им войти в свиней, ст. 1−20.

II. Как Он исцелил женщину, страдавшую кровотечением, когда шел к дому Иаира, чтобы воскресить его дочь, ст. 21−43. Мы уже читали об этих трех чудесах (Мф 8:28 и далее и Мф 9:18 и далее), но здесь они описаны более подробно.

Стихи 1−20. Перед нами пример того, как Христос лишил силы сильного и склонил его к тому, что было Ему угодно, чтобы показать, что Он сильнее его. Он сделал это, когда, пройдя через бурю, прибыл на другой берег. Его делом там было освободить несчастное создание из рук сатаны, и сделав это, Он возвратился обратно. Подобно этому Он сошел с неба на землю и вернулся; Он пережил бурю, чтобы избавить остаток рода человеческого из рук сатаны, хотя это был малый остаток, но Христос не посчитал, что он не стоил Его страданий. Матфей пишет о двух одержимых, здесь же говорится о человеке, одержимом нечистым духом. Если было двое одержимых, то был и один, да Марк и не утверждает, что он был один единственный. Так что это отличие в изложении фактов не может служить для нас серьезным преткновением. Возможно, один из них был более примечателен, чем другой, и все сказанное было сказано им.

Заметим здесь:

I. Жалкое состояние этого бедного человека. Он находился под властью нечистого духа, диавол овладел его душой так, что он страдал не тихой меланхолией, как многие в подобных случаях, а неистовым бешенством, у него было буйное помешательство. Положение его было, наверно, хуже, чем любого из всех одержимых, когда-либо исцеленных Христом.

1. Он имел жилище в гробах, среди могил умерших людей. Их гробы находились за городом, в пустыне (Иов 3:14), что давало диаволу большое преимущество, ибо горе одному. Возможно, диавол привел его к гробам с той целью, чтобы внушить людям, будто души мертвых обращаются в демонов и творят это зло, и таким образом оправдать себя. Прикосновение к могиле оскверняло, Чис 19:16. Нечистый дух загоняет людей в общество, которое оскверняет, и таким образом сохраняет над ними власть. Христос, избавляя души от власти сатаны, спасает живых из среды мертвых.

2. Он был очень сильным и неуправляемым. Никто не мог его связать, что было необходимо как для его блага, так и для безопасности окружающих, которые, наверно, обезумели от горя. Его не могли удержать не только веревки, но даже цепи и железные оковы, ст. 3−4. Весьма прискорбно состояние тех, кого необходимо связывать таким образом из всех несчастных, живущих в этом мире, они более всех достойны сострадания. Однако положение этого человека, в ком нечистый дух был настолько силен, что его невозможно было связать, было самым несчастным. Это показывает, насколько прискорбно состояние душ, находящихся под владычеством диавола, тех сынов противления, в которых этот нечистый дух действует. Известные своим упрямством грешники похожи на этого сумасшедшего, все они как кони и лошаки несмысленные, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами. Но некоторые из них подобны диким ослам, не поддающимся никакому обузданию. Повеления и проклятия закона подобны оковам и цепям, удерживающим грешников от их злых путей, но они разрывают цепи и разбивают оковы, что доказывает власть диавола над ними.

3. Он был ужасом и мучением как для самого себя, так и для окружающих его, ст. 5. Диавол — жестокий господин для тех, кого он поработил, настоящий тиран. Этот несчастный человек всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал и бился о камни, либо оплакивая свое жалкое положение, либо негодуя против неба. Находясь в состоянии безумия, люди часто причиняют сами себе вред. Что есть человек, когда здравый смысл свергнут с престола, а сатана воцарился на нем? Поклонники Ваала в неистовстве своем кололи себя ножами. Бог говорит: Не делай себе никакого зла, а сатана требует: Делай себе всякое зло, на какое ты способен. Тем не менее Божьими словами пренебрегают, а сатанинским внимают. Слова бился о камни означают, возможно, только то, что он обивал о камни ноги, когда бегал по ним босиком.

II. Его обращение к Христу (ст. 6): Увидев же Иисуса издалека, идущего по берегу, он прибежал и поклонился Ему. Обычно он кидался на других с яростью, к Христу же он прибежал с почтением. То, чего не могли сделать цепи и оковы, сделала невидимая рука Христа: его бешенство было мгновенно обуздано. Даже нечистый дух, обитающий в этом несчастном, вынужден был затрепетать перед Христом и поклониться Ему. Или, скорее всего: поскольку власть сатаны в этом несчастном и над ним была временно подавлена, то он подошел и поклонился Христу, сознавая свою нужду в Его помощи.

III. Повеление, данное Христом нечистому духу, чтобы он оставил этого человека (ст. 8): Выйди, дух нечистый, из сего человека. Самому человеку Он внушил желание освободиться, сделав его способным прибежать и поклониться Ему, а потом явил Свою силу в его освобождении. Если Христос начнет в нас работу, побуждая усердно молиться об освобождении от сатаны, то Он и совершит это освобождение. Здесь мы видим проявление власти и силы, с какими Христос повелевает нечистым духам, и они повинуются Ему, Мк 1:27. Он сказал: Выйди из сего человека. Цель Христова Евангелия — изгнать нечистых духов из всех душ человеческих. «Выйди, дух нечистый из сего человека, чтобы Дух Святой мог войти в него, овладеть его сердцем и господствовать в нем».

IV. Ужас, охвативший сатану при встрече со Христом. Человек прибежал и поклонился Христу, но диавол, живший в нем, вскричал громким голосом (используя уста несчастного): Что Тебе до меня?.. (ст. 7). Точно так же, как кричал другой нечистый дух, Мк 1:24.

1. Он называет Бога Всевышним, превыше всех других богов. Среди финикийцев и других народов, граничивших с Израилем, Бог был известен под именем Элион — Всевышний; так Его называет и нечистый дух.

2. Он признает Иисуса Сыном Бога. Нет ничего удивительного в том, что из наихудших уст мы слышим наилучшие слова. Существует такой путь провозглашения этого, который не доступен никому, кроме как говорящему Духом Святым (1Кор 12:3), однако нечистый дух тоже может возвещать об этом некоторым образом. О людях судят не по их словам, а по их плодам. Держаться внешнего благочестия не составляет большого труда. Самые красноречивые лицемеры не могут сказать ничего лучшего, как назвать Иисуса Сыном Божьим; то же самое сделал и диавол.

3. Он отрицает, что имеет что-либо против Христа: «Что мне до Тебя? (англ. текст. — Прим. переводчика.). Ты мне не нужен, я ни на что не претендую, я не желаю иметь с Тобой никаких дел, я не могу стоять перед Тобой, но не хочу и падать».

4. Он протестует против Его гнева: заклинаю Тебя, то есть: «Я умоляю Тебя всем, что есть святого, прошу Тебя во имя Бога, по разрешению Которого я владел этим человеком, — хотя Ты и выгоняешь меня отсюда, но не мучь меня, не запрещай мне делать зло в каком-нибудь другом месте. Хотя я знаю, что я приговорен, но не сковывай меня оковами тьмы, не запрещай мне ходить повсюду, чтобы поглощать».

V. Отчет, который Христос потребовал от нечистого духа относительно его имени. У Матфея это отсутствует. Христос спросил его: Как тебе имя Это не означает, что Христос не мог назвать всех падших звезд по их именам, как и утренних. Он требует от него назвать свое имя, для того чтобы огромное количество и сила этих злобных адских духов потрясли окружающих, что было вполне естественно, когда он ответил: Легион имя мне, потому что нас много. Одни считают, что легион в римском войске включал шесть тысяч человек, другие говорят о двенадцати с половиной тысячах. Численность легиона у них, как у нас численность полка, колебалась. Это означает, что:

1. Нечистые духи, эти адские силы представляют собой военную силу, так как легион обозначает количество солдат в армии. Бесы идут войной против Бога и Его славы, против Христа и Евангелия, против людей, против их святости и блаженства. Они таковы, что мы должны противостать им и бороться с ними, Еф 6:12.

2. Они многочисленны. Он признает или, скорее, хвалится — нас много, как будто надеялся что их слишком много для того, чтобы Христос мог с ними справиться. Как же велико множество духов-отступников, врагов Бога и человека, если в этом одном несчастном создании расположился целый легион их, чтобы противостоять Христу! Много тех, кто против нас.

3. Они единодушны. Их много, и все же это единый легион, занятый одним злым делом. Поэтому совершенно не обоснованными были придирки фарисеев, исходившие из предположения, будто сатана изгоняет сатану, будто он разделился сам в себе. Ни один из этого легиона не предал других, все они, как один заявили: Что Тебе до меня?

4. Они весьма могущественны. Кто может устоять перед легионом? Своими силами мы не можем противостать нашим духовным противникам, но в Господе и в силе могущества Его способны противостать им, даже если их легион.

5. Среди них существует определенный порядок, как в любом легионе. У них есть начальства, власти, мироправители тьмы века сего, а значит и более младшие по рангу: сатана и его ангелы, дракон и его ангелы, бесовский князь и его подчиненные. Это делает наших врагов еще более грозными.

VI. Просьба этого легиона о том, чтобы Христос позволил им войти в стадо свиней, которое паслось там при горе (ст. 11), той самой, где находили себе прибежище одержимые, ст. 5. Их просьба заключалась в следующем:

1. Чтобы Он не высылал их вон из страны той (ст. 10), чтобы Он не только не заключал, не заточал их в адскую темницу и, таким образом, не мучил их прежде времени, но и не высылал бы их из страны той, как по справедливости Он мог поступить с ними, потому что, обитая в этом человеке, они наводили страх на всю эту местность и причиняли ей много вреда. Создается впечатление, что у них была особая привязанность к той стране или, скорее, особая злоба на нее. Право обходить остальную землю не удовлетворит их (Иов 1:7), если им не позволят пастись на этой горе, Иов 39:8. Но почему они так привязались к этой стране? Потому (считает Гротий (Grotius)), что в ней было много иудеев отступников, преступивших завет с Богом и тем самым давшим сатане власть над собой. А другие предполагают, что, изучив наклонности и нравы народа населявшего ту страну, бесы могли более эффективно вредить им своими искушениями.

2. Чтобы Он позволил им войти в свиней, уничтожением которых бесы надеялись причинить больше вреда душам всех жителей этой местности, чем они могли бы сделать, войдя в тело одного человека, о чем они и не просили, так как знали, что Христос не позволит этого.

VII. Данное Христом бесам разрешение войти в свиней и их немедленная гибель, последовавшая за этим. Иисус... позволил им (ст. 13), Он не запретил, а позволил им исполнить свое намерение. Этим Он хотел показать гадаринцам, какими сильными и злобными врагами являются нечистые духи, чтобы вызвать у них желание сделать Его своим Другом, так как Он единственный, Кто способен управлять бесами и побеждать их, что Он уже доказал. И тотчас нечистые духи вошли в свиней, которые по закону считались нечистыми животными и по природе своей были таковыми — любили валяться в грязи, в самом подходящем для них месте.

Примечание. Те, кто, подобно свиньям, находят наслаждение в грязи плотских похотей, являются подходящим жилищем для сатаны и становятся, подобно Вавилону, пристанищем всякому нечистому духу пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице, (Откр 18:2), в то время как чистые души являются обителью Святого Духа. Следствием того, что бесы вошли в свиней, было их внезапное бешенство: они стремглав бросились в близлежащее море, где и потонули все, числом около двух тысяч. Человек, которым владели нечистые духи, только бился, ибо Бог сказал: Он в твоих руках, только на жизнь его не простирай руки. Происшествие с свиньями показало, что если бы Бог не ограничил его, то несчастный человек давно бы уже утопился. Как много мы обязаны Божьему провидению и служению добрых ангелов за нашу охрану от злобных духов.

VIII. Известие об этом мгновенно облетело страну. Пасущие же свиней поспешили к хозяевам, чтобы отчитаться за доверенных им свиней, ст. 14. Это сообщение объединило людей, и они вышли посмотреть, что случилось.

1. Когда же увидели, как чудесно исцелен несчастный, они прониклись благоговением к Христу, ст. 15. Они видели его, одержимого нечистыми духами, и достаточно хорошо знали его, доказательством чему служило то, что много раз они пугались одного вида его. Как же теперь они были удивлены, увидев, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; когда сатана был изгнан, он пришел в себя и был теперь самим собой.

Примечание. Степенные и здравомыслящие люди, ведущие упорядоченную жизнь и действующие рассудительно, этим доказывают, что сила Христа сокрушила власть сатаны в их душах. Это зрелище устрашило их, удивило и заставило признать власть Христа, признать, что Он достоин страха и трепета.

2. Но обнаружив, что их свиньи погибли, они прониклись неприязнью к Христу и пожелали, чтобы Он удалился. Они просили Его, чтобы отошел от пределов их, ибо думали что Он не сможет ничем возместить потерю такого большого количества свиней, таких жирных, возможно, готовых к продаже. Итак, бесы добились того, чего хотели, ибо у них нет более успешного средства для управления душами грешников, чем их любовь к миру. Они боялись, что если Христос задержится среди них, то их постигнет еще какое-нибудь наказание, в то время как, если бы они только захотели расстаться со своими грехами, Христос дал бы им жизнь и счастье. Однако они не пожелали оставить ни грехов своих, ни свиней, избрав за лучшее отказаться от своего Спасителя. Так поступают те, кто скорее готов отказаться от спасения во Христе и своего упования на Него, чем оставить свою низменную похоть. Они должны были бы рассудить: «Если Он имеет такую власть над нечистыми духами и всякой тварью, то хорошо Его иметь своим Другом. Если нечистым духам позволено остаться в нашей стране, то пусть и Он, единственный, Кто может управлять ими, останется тоже». Но, вместо этого, они пожелали, чтобы Он удалился. Такие странные, неверные заключения делают плотские души из праведных судов Божьих. Вместо того чтобы через них прийти к Нему, как следовало бы сделать им, они еще дальше отодвигают Его, хотя Он сказал: не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла, Иер 25:6.

IX. Описание поведения несчастного человека после его освобождения.

1. Он просил Христа, чтоб быть с Ним (ст. 18), вероятно, из страха, что злые духи вновь овладеют им, или, скорее, ради получения наставлений от Христа, так как не хотел оставаться среди этого языческого народа, пожелавшего, чтобы Он удалился. Освобожденные от нечистых духов не могут не жаждать знакомства и общения со Христом.

2. Христос же не дозволил ему идти с Ним, чтобы не было и тени хвастовства, а также, чтобы он мог узнать, что Христос и на расстоянии способен защитить и наставить его. Кроме того, у Христа было для него другое поручение: он должен был идти домой к друзьям и рассказать им, что сотворил с ним Господь, чтобы через это прославился Христос, а его друзья и соседи получили увещание и приглашение уверовать в Христа. Он должен был особо отметить не власть Христа, а Его жалость, ибо именно она более всего прославляет Христа. Он должен был поведать им, как помиловал его Господь в его бедственном положении.

3. Исцеленный, вне себя от радости, возвещал по всей стране о том, что сотворил с ним Иисус, ст. 20. В этом состоит наш долг, как перед Христом, так и перед нашими братьями, чтобы Христос был прославлен, а братья получили назидание. И смотрите, каким был результат: И все дивились, но немногие пошли дальше этого. Многие хотя и не могут не удивляться делам Христа, тем не менее не интересуются Им так, как следовало бы.

Стихи 21−34. Так как жители страны Гадаринской пожелали, чтобы Христос покинул их страну, то Он не остался у них, чтобы не тревожить их долее, но тут же переправился по воде на другой берег (ст. 21), где к Нему собралось множество народа. Примечание. Если одни отвергали Христа, то были и те, кто принимал и приветствовал Его. Отвергнутое Евангелие пересечет море и пойдет туда, где встретит лучший прием. Среди множества народа, обратившегося к Нему:

I. Был один, кто открыто пришел умолять об исцелении больного ребенка, и им был никто иной, как один из начальников синагоги, один из председательствующих на собраниях в синагоге, или, как думают некоторые, один из судей консистории, которая была в каждом городе и состояла из двадцати трех человек. Матфей не называет его имени, но здесь он назван Иаирием, или Иаиром, Суд 10:3. Хотя он был начальником, тем не менее обратился к Христу с большим смирением и почтением, — увидев Его, падает к ногам Его, воздавая Ему честь как более великому в действительности, чем Он казался, — и с большой настойчивостью, усилено прося Его. Он просит усердно, как тот, кто не только ценит милость, за которой пришел к Нему, но и знает, что ни в каком другом месте не получит ее. Его дело заключалось в следующем. У него была маленькая дочь, лет двенадцати, утешение всей семьи, и вот, она лежит при смерти. Но он верит что, если Христос придет и возложит на нее руки, она возвратится даже от врат могилы. Сначала, когда он пришел, то сказал: Дочь моя при смерти (по Марку), но позже, получив свежие новости, говорит: Дочь моя теперь умирает (по Матфею), однако все-таки продолжает настаивать на своей просьбе, см. Лк 8:42−49. Христос с готовностью соглашается и идет с ним, ст. 24.

II. А вот другая, пришедшая тайно похитить (если так можно выразиться) исцеление и получившая то, за чем пришла. Это исцеление было совершено по пути, когда Он в сопровождении толпы шел воскресить дочь начальника. Обратите внимание, как Христос использовал Свое время и не терял ни одного драгоценного момента. Многие из Его бесед и некоторые из Его чудес происходили на обочинах дорог. Нам следует делать добро не только тогда, когда мы сидим в доме, но и когда идем дорогою, Втор 6:7.

Заметьте здесь:

1. Жалкое положение этой несчастной женщины. Она страдала постоянным кровотечением на протяжении двенадцати лет, что, несомненно, причиняло ей большую слабость, отравляло все ее существование и грозило скорой смертью. Она следовала лучшим советам врачей, каких только могла найти, испробовала многие лекарства и методы лечения, которые они прописывали. Пока у нее было чем заплатить им, они обнадеживали ее, но теперь, когда она истратила на них все, что имела, они махнули на нее рукой как на неизлечимую. Обратите внимание на следующее:

(1) Кожа за кожу, а за жизнь и здоровье человек все готов отдать; женщина истратила на врачей все, что имела.

(2) Плохо приходится тем больным, чьи врачи являются их наихудшей болезнью, кто много терпит от них, а не получает облегчения.

(3) Тем, кому не становится от лекарств лучше, обычно становится хуже, и болезнь прогрессирует.

(4) Люди обычно обращаются к Христу только после того, как тщетно испытают всех других целителей и убедятся в том, что это бесполезные врачи, какими они в действительности и являются. А Он оказывается твердым прибежищем даже для тех, кто обращается к Нему как к последнему прибежищу.

2. Твердость веры женщины в способность Христа исцелить ее. Она сказала про себя (хотя нет никакого указания на то, что ее побудил сказать это какой-то предшествующий пример): Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею, ст. 28. Она верила, что Христос исцелял не как пророк, силой, полученной от Бога, но как Сын Божий, силой, присущей Ему самому. Ее болезнь была такова, что из скромности она не могла заявить о ней во всеуслышание, как другие, поэтому она хотела тайно исцелиться и имела соответствующую для этого веру.

3. Замечательный результат ее веры. Она подошла сзади в народе, преодолев большие препятствия, прикоснулась к одежде Его и немедленно ощутила, что произошло исцеление, ст. 29. Источник крови иссяк, и она в одно мгновение почувствовала себя совершенно здоровой, какой была когда-то. Это свидетельствует о том, что исцеление было всецело чудесным, потому что у тех, кто исцеляется от подобной болезни естественными средствами, силы восстанавливаются медленно и постепенно, а не per saltum — не тотчас. Что же касается Бога, то Его дело совершенно.

Примечание. Те, кого Христос исцеляет от болезни греха, которая подобна истечению крови, не могут не пережить в себе общей перемены к лучшему.

4. Поиски Христа Своей тайной пациентки и ободрение, данное ей после того, как она была обнаружена. Христос почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила, ст. 30. Он узнал это не по ослаблению духа в результате истощения этой силы, а скорее по оживлению духа по причине напряжения ее, а также по тому врожденному, неотделимому чувству наслаждения, которое Он испытывал всякий раз, когда совершал добро. Желая увидеть Свою пациентку, Он спросил, но не с недовольством оскорбленного, а с благосклонностью заинтересованного лица: Кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики, хотя и без видимой грубости и непочтительности, посмеялись над Его вопросом (ст. 31): Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Как если бы вопрос был несуразным. Христос не обратил внимания на это оскорбление, а посмотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это, не для того, чтобы обвинить ее за самонадеянность, но чтобы похвалить и ободрить ее веру и Своим собственным актом гарантировать и подтвердить исцеление, закрепить за ней то, что она получила тайно. Он не нуждался ни в чьей подсказке, ибо тут же увидел ее. Примечание. Как тайные греховные дела, так и тайные дела веры известны Господу Иисусу, и очи Его видят их. Если верующие получают силу от Христа таким же тайным образом, Он знает об этом, и это угодно Ему. Несчастная женщина в страхе и трепете предстала пред Господом Иисусом (ст. 33), не зная, как Он к этому отнесется.

Примечание. Пациенты Христа часто трепещут, когда у них есть все причины торжествовать. Она могла бы подойти смело, зная, что с нею произошло, и все же, зная это, она была в страхе и трепете. Это было неожиданностью для нее, но еще не стало приятной неожиданностью, как следовало бы. Так или иначе, она пала пред Ним. Примечание. Нет ничего лучшего для боящихся и трепещущих, чем пасть к ногам Господа Иисуса, смириться перед Ним и обратиться к Нему. И она сказала Ему всю истину. Примечание. Мы не должны стыдиться признания в тайных взаимоотношениях между нашей душой и Христом, но, когда от нас это требуют, должны во славу Его и для ободрения других исповедать, что Он сделал для нас и какие переживания произвела в нас исцеляющая сила, исшедшая из Него. Размышления о том, что ничто не может быть сокрыто от Христа, должны побуждать нас исповедовать Ему все. Какими чудными словами Он ободрил ее (ст. 34): Дочерь! вера твоя спасла тебя. Примечание. Христос оказывает честь вере, потому что вера прославляет Христа. Но посмотрите, как сделанное верой на земле утверждается на небесах; Христос сказал: будь здорова от болезни твоей.

Примечание. Если наша вера ставит печать своего аминь на силу и обетования Божьи, говоря: «Это так, да будет это и мне», то Божья благодать поставит печать своего аминь на молитвы и надежды веры, говоря: «Да будет так, да будет так тебе». И потому: «Иди в мире, будь вполне удостоверена в том, что твое исцеление честно получено, действительно совершилось, и утешайся этим». Примечание. Тот, кто верой получает исцеление от своих духовных недугов, имеет причину идти в мире.

Стихи 35−43. Болезнь и смерть пришли в мир через грех и непослушание первого Адама, но благодать второго Адама победила и то и другое. Иисус, исцелив неизлечимую болезнь, идет дальше, чтобы одержать победу над смертью, как в начале главы Он одержал победу над разъяренным диаволом.

I. Иаиру принесли печальную весть о том, что дочь его умерла, и, следовательно, Христу слишком поздно идти к ней, если Он такой же врач, как и другие. Пока теплится жизнь, есть надежда и есть смысл использовать различные средства, но когда жизнь оборвалась, то ничего уже не поправишь. Что еще утруждаешь Учителя? (ст. 35). Обычно в таких случаях говорят: «Все разрешилось, исполнилась воля Божья, я подчиняюсь и соглашаюсь; Господь дал, Господь и взял. Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его?» Такими словами мы должны успокаивать себя в такие дни, когда наша душа, как дитя, отнятое от груди матери. Но этот случай был необыкновенным, смерть ребенка не стала, как это обычно бывает, концом повествования.

II. Христос ободряет убитого горем отца, чтобы он продолжал надеяться, что не напрасно обратился к Христу за дочь свою. Христос задержался, чтобы по пути совершить исцеление, но он от этого не пострадает, он ничего не потеряет, из-за того что другой что-то приобрел. Не бойся, только веруй. Можно предположить, что Иаир оказался в нерешительности: просить ли Иисуса продолжать путь или нет. Но разве мы не больше нуждаемся в благодати Божьей и Его утешении, и следовательно, в молитвах наших служителей и друзей-христиан, когда в нашем доме смерть, чем когда была болезнь? Поэтому Христос быстро вносит определенность в эту ситуацию: «Не бойся, что Мой приход окажется бесполезным, только веруй, что Я все обращу во благо». Отметим:

1. Смерть наших родных не должна приводить нас в отчаяние, мы не должны скорбеть о них, как прочие, не имеющие надежды. Смотрите, что было сказано Рахили, которая не хотела утешиться о детях своих, потому что их нет. Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской, Иер 31:16−17. Поэтому не бойтесь, не теряйте мужества.

2. В такое время вера есть единственное средство против тревоги, горя и страха, да умолкнут они от слов: Только веруй. Сохраняйте уверенность во Христе и упование на Него, и Он все устроит к лучшему. Веруйте в воскресение и не бойтесь.

III. Христос идет к дому, где находился мертвый ребенок, в сопровождении людей, которым Он позволил идти с Собой. Он только что исцелил женщину, позволив ей воспользоваться сопровождавшей Его толпой, но теперь, когда исцеление совершилось, Он избавился от толпы и не позволил никому следовать за Собою, кроме трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Этого количества было достаточно для того, чтобы иметь свидетелей чуда, но его было недостаточно для того, чтобы это могло выглядеть как повод для тщеславия.

IV. Он воскрешает мертвого ребенка. Детали этого повествования, в основном, такие же, как и у Матфея. Однако здесь можно отметить, что:

1. Этого ребенка необычайно любили, потому что родственники и соседи плакали и вопияли громко. Это весьма прискорбно, когда тот, кто вырастает подобно цветку, так скоро подсекается и увядает, не успев созреть, когда нас огорчает тот, о ком мы говорили: Он утешит нас.

2. Смерть ребенка была совершенно очевидной. Их презрительные насмешки над Его словами Девица не умерла, но спит — хотя и заслуживают порицания, однако служат доказательством этого факта.

3. Христос выслал вон, как недостойных быть свидетелями чуда, всех тех, которые так шумно выражали свою скорбь, проявляли такое невежество в Божьих делах, что не поняли Его, когда Он говорил о смерти как о сне, или были так надменны, что насмехались над Его словами.

4. Он пригласил родителей ребенка быть свидетелями чуда, потому что видел их веру и хотел этим чудом утешить истинно плачущих, ибо они плакали молча.

5. Христос воскресил ее властным словом, которое записано здесь, и притом записано на древнесирийском языке, на котором заговорил Христос для большей несомненности факта воскресения: «Талифа-куми», «девица, тебе говорю, встань». Д-р Лайтфут (Lightfoot) замечает, что обычно иудеи, давая больному лекарство, говорили: Встань с одра болезни, что означало: Мы хотим, чтобы ты поправился. Христос же сказал умершей: Встань из мертвых, подразумевая под этим: Я повелеваю тебе встать. Более того, здесь подразумевается, что так как у самих мертвых нет силы встать, то сказанное слово сопровождается силой, могущей сделать его действенным. Da quod jubes, et jube quod vis — Дай то, что ты требуешь, и требуй то, что пожелаешь. Христос действует, когда повелевает, действует путем повеления, поэтому Он может повелеть все, что Ему угодно, даже воскреснуть мертвым.

Таков же призыв Евангелия к тем, кто мертв по грехам и преступлениям и не более способен воскреснуть из мертвых своими собственными силами, чем эта мертвая девочка. Слова: Встань и воскресни из мертвых не тщетны, если за ними следует: И осветит тебя Христос, Еф 5:14. Духовная жизнь дается именно по слову Христа — Я сказал тебе: «...живи» (Иез 16:6).

6. Девица, как только к ней возвратилась жизнь, встала и начала ходить, ст. 42. Духовная жизнь проявится в нас, когда мы встанем с ложа лени и беспечности и начнем ходить в благочестивой жизни, ходить взад и вперед во имя Христа и Его силой. Можно надеяться, что даже двенадцатилетние будут поступать как воскрешенные к жизни Иисусом Христом, а не по суетности ума своего.

7. Все видевшие это и слышавшие об этом восхищались чудом и Тем, Кто сотворил его. Видевшие пришли в великое изумление. Они не могли не признать, что в этом было нечто сверхъестественное и весьма великое, но не знали, как к этому отнестись, какие сделать выводы из увиденного ими. Их удивление должно было бы способствовать пробуждению живой веры в их сердцах, но они остались в оцепенении, или изумлении.

8. Христос старался сохранить это в тайне. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал. Достаточному кругу людей уже было известно об этом чуде, и Он не хотел, чтобы весть о нем разнеслась дальше. Так как Его собственное воскресение должно было стать великим проявлением Его власти над смертью, то другие проявления ее должны были оставаться в тайне до тех пор, пока не будет представлено это главное доказательство. Пусть одна часть доказательств остается в тайне, пока не будет готова другая, на которой делается главное ударение.

9. Христос позаботился о том, чтобы дали ей есть. Из этого явствует, что она не только была воскрешена к жизни, но и стала совершенно здоровой, потому что у нее появился аппетит. Так и новорожденные младенцы в доме Христа желают чистого молока, 1Пет 2:1−2. Примечательно, что, сотворив человека, Христос немедленно обеспечил его пищей, и эта пища была от плодов земли, тоже сотворенной Им, Быт 1:29. Так и теперь, дав новую жизнь, Он заботится и о пропитании для нее, ибо если Он дал жизнь, то можно надеяться на Него, что Он даст и средства к существованию, потому что душа больше, чем пища, Мф 6:25. Если Христос дал духовную жизнь, то Он обеспечит пищей для поддержания ее вплоть до вечной жизни, ибо Он никогда не забудет дело рук Своих.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Марка, 5 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.