Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Луки | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


О жизни нашего Господа Иисуса Христа за период от 12-летнего до 30-летнего возраста Лука не сообщает ничего. Мы часто думаем, что было бы приятно и полезно для нас, если бы мы располагали Его полным жизнеописанием, но Бесконечной Премудрости угодно было сообщить нам столько, сколько мы имеем, и если мы не используем этого, то не использовали бы и большего. Главной целью евангелистов было передать нам Евангелие Христово, в которое мы должны верить и через которое надеемся спастись; так как оно началось со служения и крещения Иоанна, то они спешат рассказать нам об этом. Нам, возможно, хотелось бы, чтобы Лука упустил в своем повествовании то, что было уже поведано Матфеем и Марком, и написал бы только то, что до него было неизвестно, как он сделал в первых двух главах. Но Духу было угодно, чтобы некоторые вещи были засвидетельствованы устами не только двух, но трех свидетелей, поэтому мы не должны считать это излишним повторением и не должны считать таковым, если обновим наше размышление о них с должной любовью. В этой главе сообщается:

I. О начале служения Иоанна Крестителя, его целях и назначении, ст. 1−6. О его наставлениях ко всему народу (ст. 7−9) и о частных наставлениях, которые он дал желающим знать свои обязанности, ст. 10−14.

II. О предупреждении, данном им относительно пришествия Мессии (ст. 15−18), к которому добавляется упоминание о его заключении в темницу (хотя это случилось позднее), ст. 19−20.

III. О приходе Христа к Иоанну с целью креститься и о Его вступлении на пророческое служение после крещения, ст. 21−22.

IV. О родословной Иисуса Христа, данной вплоть до Адама, ст. 23−38.

Стихи 1−14. Иоанново крещение предваряло новое домостроительство, поэтому было необходимо, чтобы мы имели подробное описание его. Каким славным было предсказание об Иоанне Крестителе — что Он будет выдающимся избранником неба и великим благословением для земли (Лк 1:15,17), однако вплоть до самого дня явления своего Израилю он оставался в пустынях, Лк 1:80. Теперь наконец этот день наступил, и он был для ожидавших его более желанным, чем утро для тех, кто ожидает рассвета. Рассмотрим здесь:

I. Время начала служения Иоанна Крестителя, когда он явился народу. Евангелист Лука, единственный из всех четырех, использует точную фиксацию времени евангельских событий в целях подтверждения их достоверности. Время начала служения Иоанна Крестителя он датирует двумя историческими фактами:

1. Правлением язычников, под чьей властью находились иудеи, чтобы показать, что они были порабощенным народом, что наступило время для прихода Мессии, для установления Его духовного вечного царства на руинах временного владычества Давида и Иуды. Оно датируется:

(1) Правлением римского императора: это было в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, 3-го из 12-ти кесарей, человека очень дурного нрава — алчного, жестокого и пьяницы. Этот человек упоминается первым (говорит д-р Лайтфут (Lightfoot)), как если бы евангелист хотел показать нам, чего можно ожидать от жестокого и мерзкого города, в котором в течение всех веков и поколений правил сатана. После долгой борьбы Иудея стала провинцией Римской империи, незначительной и презренной, и оказалась под владычеством этого Тиверия. Страна, бывшая во времена правления Давида и Соломона великой страной и имевшая много народов-данников, теперь стала незначительной частью Римской империи и, скорее, была растоптана, чем побеждена.

— En quo discordia cives, Perduxit miseros!

— Как ужасны последствия гражданского разногласия!

(2) Правлением наместников. В подчинении у римского императора были наместники, правившие в различных областях Святой Земли, что было еще одним признаком рабства иудеев, ибо все они были иноземцами. Это свидетельствовало о печальном изменении, происшедшем с народом, вожди которого обычно были из него самого (Иер 30:21), что составляло их славу. Как потускнело золото!

[1] В Иудее правителем, или прокуратором, был в то время Пилат. Другие авторы характеризуют Пилата как человека порочного и лживого. Он правил плохо и в конце концов был заменен Вителиусом, правителем Сирии, после чего его отправили в Рим, чтобы он дал отчет за свое плохое правление.

[2] Других трех правителей Лука называет четвертовластниками. Одни объясняют происхождение этого слова тем, что вся Святая Земля, бывшая прежде под единым правлением Ирода Великого, теперь была разделена на четыре области, в каждой из которых был свой правитель-четвертовластник. Другие связывают это название с тем, что четвертовластники занимали в иерархической лестнице четвертую ступень, то есть были правителями четвертого разряда: император был первого, проконсул, правящий провинцией, — второго, царь — третьего, а тетрарх — четвертого. Так считает д-р Лайтфут (Lightfoot).

2. Внутренним правлением среди самих иудеев, свидетельствующим об их испорченности и о необходимости прихода Мессии для их исправления, ст. 2. В то время в Иудее было два первосвященника — Анна и Каиафа. Бог определил, что одновременно не должно быть более одного первосвященника; но здесь, как мы видим, их было двое, что рано или поздно должно было привести к плохим последствиям. Один служил в течение года, а на следующий год служил другой, как предполагают некоторые. Один был первосвященником, а другой — sagan, как называли его иудеи, который исполнял обязанности первосвященника в то время, когда первый был неспособен делать это. Другие считают, что один из них был первосвященником, представлявшим Аарона, и это был Каиафа, Анна же был nasi, то есть главой синедриона, представлявшим Моисея. Но для нас существует только один первосвященник, один Господь над всеми и один Судия всех.

II. Происхождение Иоаннова крещения и его предназначение.

1. Оно было небесного происхождения, ибо был глагол Божий к Иоанну, ст. 2. Иоанн получил от Самого Бога свое назначение и полные наставления, что ему делать. Это то же самое выражение, которое обычно применялось к пророкам Ветхого Завета (Иер 1:2), ибо Иоанн тоже был пророком, и даже больше чем пророком, в нем возобновилось пророчество, которое на долгое время было приостановлено. Евангелист не сообщает, каким образом был глагол Божий к Иоанну, через ангела, как его отцу, через сновидение, видение или голос, но в любом случае он был удовлетворен и мы тоже должны быть удовлетворены. Иоанн назван здесь сыном Захарии, чтобы напомнить нам о том, что говорил ангел его отцу, когда уверял его, что у него родится сын. Слово Божье было к нему в пустыне. Человека, которого Бог готовит к служению, Он найдет в любом месте, в каком бы тот ни находился. Для слова Божьего нет уз, и оно не может потеряться в пустыне. Слово Божие нашло путь к Иезекиилю, находившемуся среди переселенцев у реки Ховар, и к Иоанну на острове Патмос. Иоанн был сыном священника, достигшим 30-летнего возраста, следовательно, согласно закону, он мог быть допущен к служению в храме и в течение предыдущих пяти лет должен был служить в нем в качестве кандидата. Но Бог призвал его к более славному служению, поэтому Дух Святой зачисляет его в списки служителей здесь, так как в архивах храма нет записи: Иоанн сын Захарии начал свое служение в такое-то время.

2. Целью и назначением этого служения было отвратить народ от грехов и возвратить его к Богу, ст. 3. Он проходил по всей стране Иорданской, в окрестностях Иордана, где было его местожительство. Это была та часть страны, которой Израиль овладел в первую очередь, когда под предводительством Иисуса Навина он входил в обетованную землю, и именно здесь теперь впервые было развернуто знамя благой вести. Иоанн жил в самых уединенных местах, но, услышав призыв Божий, покинул пустыню и пошел в обитаемые районы своей страны. Тот, кто любит уединение, должен с готовностью расстаться с ним, когда Бог призывает его к служению в народе. Он вышел из пустыни и ходил по всей стране, проповедуя новое крещение, несколько отличное от старого. Тут не было секты или партии, а только исповедание, или отличительный символ. Обряд был такой же, какой обычно использовался иудеями при приеме прозелитов или при поступлении учеников к какому-нибудь великому учителю, то есть омовение водой. Однако здесь он имел иное значение: это было крещение покаяния для прощения грехов. То есть все, кто принимал его крещение:

(1) Обязывались каяться в своих грехах, сокрушаясь о совершенных проступках и более не повторять их. Первое они делали путем исповедания, стараясь при этом быть искренними, второе они обещали, стараясь делать это от доброй совести. Иоанн Креститель побуждал народ не к соблюдению ритуальных обрядов, предписанных старейшинами, а к изменению своего образа мыслей и поведения, к оставлению всех своих преступлений, к обновлению сердца и к новой жизни. Задача Евангелия была в том, чтобы сделать людей богобоязненными и благочестивыми, святыми и блаженными, смиренными и кроткими, трезвыми и целомудренными, справедливыми и честными, милосердными и сострадательными, добрыми во всех отношениях, такими, какими они не были; это и означает покаяться.

(2) Крещение давало людям уверенность в прощении грехов после покаяния. С одной стороны, оно обязывало их не подчиняться власти греха, а с другой — давало им милостивое и оправдательное освобождение от вины греха. Обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением, как говорил Господь через ветхозаветного пророка, Иез 18:30.

III. Исполнение пророчеств Священного Писания в служении Иоанна Крестителя. Евангелист Лука, как и другие евангелисты, приводит здесь слова из книги пророка Исайи, Ис 40. Написано в книге слов пророка Исайи, которые он услышал от Бога и говорил их от имени Бога, слова Божьи, записанные для грядущих поколений. Среди них мы читаем о гласе вопиющего в пустыне. Иоанн и есть этот глас, чистый глас, громкий глас, отчетливый, который призывал: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Задача Иоанна — приготовить путь для Евангелия в сердцах людей, привести их в такое состояние, чтобы Христос был желанным для них, а они — желанными для Христа. В отличие от евангелистов Матфея и Марка, Лука продолжает цитировать пророка, применяя к служению Иоанна Крестителя и следующие слова (ст. 5−6): Всякий дол да наполнится... Д-р Хаммонд (Hammond) толкует эти слова как предсказание разорения, грядущего на иудейский народ за их неверность Богу: земля будет сравнена для прохода римской армии и опустошена ею, и тогда различия между нераскаявшимися и принявшими Евангелие будут очевидны. Но, скорее всего, здесь имеется в виду Евангелие Христово, предваряемое таким образом.

1. Смиренных оно обогатит благодатью: Всякий дол, низкий и сырой, наполнится и возвысится.

2. Гордых оно смирит; самоуверенные, стоящие на собственном основании, и заносчивые, возвышающие свою кровлю будут унижены: всякая гора и холм да понизятся. Если они покаются, то будут лежать во прахе, а если не покаются, то будут низвергнуты в преисподнюю.

3. Грешники будут обращены к Богу: Кривые пути и кривые души выпрямятся, ибо хотя никто не может сделать прямым то, что Бог сделал кривым (Еккл 7:13), однако Бог Своей благодатью может выпрямить искривленное грехом.

4. Трудности, могущие препятствовать душам, смущать их на пути к небу, будут устранены: Неровные пути сделаются гладкими, любящие Божий закон обретут великий мир, и ничто не смутит их. Евангелие сделает путь к небу прямым и доступным для ищущих его, а также ровным и легким для идущих этим путем.

5. Великое спасение раскроется полнее и распространится шире, чем когда-либо (ст. 6): И узрит всякая плоть спасение Божие, не только иудеи, но и язычники. Все узрят его, оно будет всем показано и предложено, но лишь некоторые из узревших примут его и будут наслаждаться им. Когда гордые помыслы пленены и покорены воле Божьей, когда душа исправлена и препятствия, стоящие на пути Христа и Его благодати, удалены, тогда путь для Евангелия в сердце приготовлен, тогда душа готова принять спасение Божье.

IV. Общие предупреждения и наставления, с которыми Иоанн Креститель обращается ко всем, приходящим к нему креститься, ст. 7−9. В Евангелии от Матфея говорится, что с этими словами Иоанн Креститель обращался к фарисеям и саддукеям, Мф 3:7−10. Лука же пишет, что он говорил их приходившему креститься от него народу, ст. 7. Целью Иоанна Крестителя было проповедовать всем, кто приходил к нему, и он не изменял своей проповеди в угоду фарисеям и саддукеям, когда они приходили к нему, но был с ними так же откровенен, как и со всеми остальными слушателями. Он не льстил великим мира сего и не потакал народу, не искал их расположения, но одинаково обличал тех и других и предупреждал их о Божьем гневе, ибо все они имели те или иные пороки. Здесь необходимо отметить:

1. Грешный и развращенный род человеческий уподобился порождению ехиднину. Люди не только отравлены ядом греха, но и сами стали ядовитыми, исполненными ненависти к Богу и друг к другу. И то, что Бог продлевает существование рода человеческого на земле и не уничтожает это гнездо ехидн, возвеличивает Его терпение.

2. Эти порождения ехиднины предупреждаются совершенно откровенно: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» — от гнева, который обязательно настигнет их, если они останутся такими же, какими были до сих пор. Их не спасет то, что их много, ибо если Бог уничтожит их всех, то это не будет для Него ни уроном, ни позором. Нам не только дается предупреждение о грядущем гневе, но и указывается путь, каким мы можем избежать его, если вовремя одумаемся.

3. Нет иного пути избежать будущего гнева, как только через покаяние. Принявшие крещение покаяния тем самым засвидетельствовали о том, что они были предупреждены о будущем гневе и приняли это предостережение; и мы своим крещением свидетельствуем о том, что вышли из Содома из-за страха перед тем, что надвигается на него.

4. Кто заявляет о своем покаянии, тот должен всеми силами стремиться и жить так, как подобает раскаявшемуся грешнику (ст. 8): «Сотворите же достойные плоды покаяния, а иначе, несмотря на ваше заявление о покаянии, вы не сможете избежать будущего гнева». Плоды покаяния обнаруживают, было ли оно искренним. Перемена наших мыслей доказывается только изменением образа жизни.

5. Если мы не имеем святости в сердце своем и в жизни своей, то наша внешняя религиозность, наша связь с церковью будут совершенно бесполезны. Не будем уклоняться от великого долга покаяния и говорить в себе: «отец у нас Авраам». Какая польза нам от того, что мы дети благочестивых родителей, если мы сами не благочестивы, или какая польза находиться в лоне церкви если мы не вступили в завет с Богом?

6. У нас нет оснований надеяться на свою внешнюю религиозность и формальные привилегии, так как Бог не нуждается ни в нас, ни в нашем служении, Он может и без нас очень легко достичь Своей цели и позаботиться о Своей чести. Если мы будем отсечены и выброшены, то Он сможет воздвигнуть Церковь Себе самым невероятным образом — из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

7. Чем больше мы свидетельствовали о своем покаянии и чем больше помощи и ободрения получили при покаянии, тем неизбежнее и мучительней будет наша гибель, если мы не сотворим достойных плодов покаяния. Так как проповедь Евангелия уже началась, так как Царство Небесное уже приблизилось, то уже и секира при корне дерев лежит, наказание, грозящее нераскаявшимся грешникам, стало более страшным, чем раньше, а ободрение для раскаявшихся грешников — более утешительным. «А так как все зависит от вашего поведения, то следите за собой».

8. Дерево, не приносящее плода, будет в конце концов брошено в огонь — в самое подходящее для него место. Всякое дерево, не приносящее плода, доброго плода, срубают и бросают в огонь. Если оно не приносит плода, не служит к славе Божьей благодати, то пусть послужит в качестве топлива, к славе Божьей справедливости.

V. Конкретные наставления Иоанна Крестителя, которые он дает желающим креститься от него: народу, мытарям, воинам. Некоторые из фарисеев и саддукеев тоже приходили к Иоанну креститься, но мы нигде не находим, чтобы они спрашивали: Что же нам делать? Они были уверены в том, что не хуже Иоанна знают, что им делать или же были решительно настроены делать то, что им нравится, что бы он ни сказал им. Но простой народ, мытари и воины, понимавшие, что живут неправильно и должны жить лучше, и сознававшие собственное невежество и неосведомленность в законе Божьем, стремились узнать — что же нам делать?

1. Все крещенные должны быть научены, а преподавшие им крещение должны использовать любую возможность, чтобы научить их, Мф 28:19−20.

2. Те, кто в общем заявляет о своем покаянии и обещает покаяться, должны доказать это конкретными примерами исправления соответственно их положению и условиям жизни. 3. Каждый желающий исполнить свой долг прежде всего должен знать, в чем он заключается. Первые слова, произнесенные Павлом после его обращения, были: «Господи! что повелишь мне делать?» Народ не спрашивал: «Что должен делать вот этот человек?», но: «Что же нам делать?» Какие плоды покаяния должны мы принести? И Иоанн отвечает каждому соответственно его общественному положению и должности.

(1) Он объясняет народу, что его долг — милосердие (ст. 11): У кого две одежды, а, значит, одна у него лишняя, тот отдай или, по крайней мере, одолжи неимущему, чтобы он мог согреться. Возможно, что среди своих слушателей Иоанн заметил одетых во множество одежд, в то время как другие, одетые в лохмотья, страдали от холода, и предложил имеющим лишнюю одежду пожертвовать ее, чтобы облегчить положение не имеющих даже самого необходимого. Евангелие ждет от нас милости, а не жертвы, и его цель — сделать нас годными на всякое доброе дело. Пища и одежда — это средства, необходимые для поддержания нашей телесной жизни, и тот, кто имеет их в избытке, должен делиться с тем, у кого нет ежедневного пропитания, так же как и имеющий одежду должен делиться ею. Мы являемся лишь управляющими имением и поэтому должны распоряжаться им согласно воле своего Господина.

(2) Наставляет мытарей, сборщиков императорского годового дохода, в чем состоит их долг (ст. 13): ничего не требуйте более определенного вам. Они обязаны были поддерживать справедливые взаимоотношения между властью и людьми, занимающимися торговой деятельностью, не притеснять народ при сборе пошлины, а также не взимать сверх положенного по закону. Они не должны думать, что если их обязанностью было следить за тем, чтобы народ не обманывал государство, то они могут данной им властью притеснять его. Часто люди, обладающие самой незначительной властью, склонны злоупотреблять ею. «Ведите свои налоговые книги и довольствуйтесь тем, что вы собираете для кесаря кесарево, и не стремитесь обогащаться, взимая с народа сверх положенного». Общественный доход должен быть использован на общественные нужды, а не на удовлетворение алчных потребностей отдельных лиц. Заметьте, что Иоанн Креститель не призывает мытарей оставить свою должность и перестать собирать подати; занятие это само по себе законно и необходимо, только они должны быть честными и добросовестными в нем.

(3) Объясняет, в чем состоит долг воинов, ст. 14. Одни предполагают, что эти воины были из иудейского народа и исповедовали иудейскую религию, другие же считают, что это были римские воины, ибо маловероятно, чтобы иудеи служили римлянам или чтобы римляне доверяли иудеям в своих военных и государственных делах. Если это так, то это был первый случай, когда язычники приняли Евангелие и покорились ему. Военные люди, казалось бы, редко бывают расположены к религии; однако эти воины подчинились даже строгим требованиям учения Иоанна Крестителя и готовы были исполнять его повеления: «Что же нам делать?» Те, чья жизнь более, чем у других людей, висит на волоске и часто подвергается смертельной опасности, хотят знать, что они должны делать, чтобы обрести мир. В ответ на их вопрос Иоанн Креститель не призывает их бросить свое оружие и оставить службу, а предостерегает против грехов, в которых обычно бывают виновны воины, ибо плод покаяния — это удерживаться от всякого зла.

[1] Они не должны обижать людей, среди которых расквартированы и над которыми поставлены: «Никого не обижайте. Ваше дело — оберегать мир и предотвращать злодеяния среди людей, но никого не обижать. Не устрашайте народ (таково значение этого слова), ибо меч войны, как и меч правосудия, должен быть направлен против творящих зло в защиту делающих добро. Не будьте грубыми там, где живете, и не вымогайте угрозами деньги у людей. Не проливайте кровь в мирное время, будьте учтивы и с мужчинами, и с женщинами, не участвуйте в варварских опустошениях совершаемых иногда армией». Они не должны клеветать перед правительством ради того, чтобы заставить бояться себя, а также не должны брать взятки.

[2] Они не должны обижать и своих соратников-воинов. Некоторые предполагают, что предостережение «не клевещите» Иоанн Креститель адресует именно воинам: «Не торопитесь жаловаться друг на друга начальству, чтобы отомстить тому, на кого вы затаили обиду, не подсиживайте вышестоящих, чтобы занять их место». Не притесняйте никого — так некоторые понимают значение этих слов, и такое значение встречается в нескольких местах Ветхого Завета в переводе Септуагинты.

[3] Они не должны участвовать в мятежах и заговорах из-за недовольства жалованьем: «Довольствуйтесь своим жалованьем. Если вы получаете положенное вам, то не ропщите, что вам не платят больше». Именно недовольство делает людей деспотическими и несправедливыми. Тот, кто всегда считает, что имеет недостаточно, не постесняется никакого незаконного поступка, чтобы, обманывая других, увеличить свое богатство. Это правило для всех служащих — довольствоваться своим жалованьем, ибо тот, кто дает место недовольству, подвергает себя многим искушениям. Намного разумнее использовать наилучшим образом то, что имеешь.

Стихи 15−20. Итак, мы приблизились к моменту открытого явления Христа; вскоре после утренней звезды появляется и Солнце. Здесь евангелист сообщает нам:

I. О том, как служение Иоанна Крестителя и крещение, совершаемое им, побудило народ задуматься о Мессии и Его скором приходе. Таким образом был приготовлен путь для Господа и народ был приготовлен к принятию Его, ибо когда ожидания человека возрастают, тогда ожидаемое становится желанным вдвойне. Убедившись, как превосходно учение, проповедуемое Иоанном, какая божественная сила сопровождала его и какие оно имело тенденции к преобразованию мира:

1. Люди пришли к мысли, что настало время появления Мессии. Скипетр отошел от Иуды, ибо они не имели царя кроме кесаря, больше того, законодатель тоже отошел от чресл его, ибо Ирод недавно уничтожил синедрион. Данииловы седмины истекли, значит, осталось только три или четыре года до непосредственного откровения ожидаемого Царства Небесного, Лк 19:11. Никогда еще иудеи так не нуждались в исправлении своего развращенного состояния и в освобождении от рабского положения, как теперь.

2. Следующей их мыслью было: «Не он ли тот, кого мы ожидаем?» Все мыслящие люди рассуждали в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он. Внешнее положение Иоанна было лишено того блеска и величия, с какими у них были связаны представления о Мессии, но жизнь его была святой и строгой, проповедовал он с силой и властью, поэтому естественно приходила мысль: «А не он ли и есть Христос? Не сбросит ли он вскоре с себя эту личину и не явится ли в славе?» Заметим, то, что заставляет человека размышлять, рассуждать с самим собой, готовит путь Христу.

II. О том, как Иоанн отвергает всякие претензии на честь быть самому Мессией, но утверждает народ в ожидании Того, Кто действительно является Мессией, ст. 16−17. В обязанность Иоанна как глашатая, или вестника, входило предупредить народ о том, что Царство Божие и Царь этого Царства приблизились. Поэтому когда он наставлял отдельные категории людей, что они должны были делать («Вы должны делать это, а вы то»), то говорил им также о том, что все они должны были делать, а именно: ожидать Мессию, Который теперь уже был при дверях. Это было ответом на все их рассуждения и дебаты относительно личности Иоанна Крестителя. Хотя Иоанн не знал, о чем рассуждал народ, тем не менее своим заявлением о Христе он давал им ответ.

1. Иоанн заявляет, что самое большое, что он мог сделать, — это крестить их водой. Он не имел доступа к Духу и не мог приказывать Ему или влиять на Него. Он мог только призвать народ к покаянию и гарантировать покаявшемуся грешнику прощение грехов, но не мог произвести покаяние в их душах и даровать им прощение.

2. Он направляет и как бы передает их Иисусу Христу, для Кого был послан приготовить путь и Кому готов был отдать всю любовь, какую народ питал к нему; Иоанн хотел, чтобы люди более не помышляли о нем, не является ли он Мессией, а ожидали Того Кто в действительности есть Мессия.

(1) Иоанн Креститель признает, что Иисус Христос значительно превосходнее его и во всех отношениях достоин предпочтения перед ним: он считал себя недостойным развязать ремень обуви Его. Он не почитал себя достойным быть наименьшим рабом Христа, чтобы надевать и снимать с Него обувь. Иоанн был пророк, даже больше чем пророк, больше любого пророка Ветхого Завета, но Иисус Христос превосходил и его, ибо все пророки, и Иоанн в том числе, пророчествовали Духом Христовым и благодатью Христовой, 1Пет 1:10−11. Иоанн пришел проповедовать великую истину, но та манера, в какой он выражал ее, свидетельствует о его смирении, и этим он не только отдает справедливость Господу Иисусу, но и прославляет Его: «Он Тот, к Кому я недостоин приблизиться даже как раб». И тем более нам, конечно, подобает говорить о Христе высоко, а о себе скромно.

(2) Он признает, что Иисус Христос обладает большей силой, чем он сам: «Идет сильнейший меня, и Он сделает то, что я не могу сделать ни для утешения верующих, ни для устрашения лицемеров». Народ считал, что Иоанн обладал замечательной силой; но что это было по сравнению с той силой, какой был облечен Иисус Христос?

[1] Иоанн не мог сделать большего, чем крестить их водой в знак того, что им следует очиститься, но Христос может и будет крестить Духом Святым, Он даст Духа, Который действительно очистит сердце не только так, как вода смывает грязь снаружи, но как огонь очищает от внутренних примесей и расплавляет металл, чтобы отлить его в новую форму.

[2] Иоанн мог только проповедовать учение о разделении, словом и символом отделяя драгоценное от ничтожного. Но Христос имеет лопату в руке Своей, которою Он может отделить и отделит пшеницу от плевел. Он очистит гумно Свое, гумно принадлежит Ему, и поэтому Он очистит его и изгонит из Своей церкви неверующих нераскаявшихся иудеев и утвердит в ней всех верных Своих последователей.

[3] Иоанн мог только говорить об утешении тем, кто примет Евангелие, и подобно другим пророкам сказать праведным, что хорошо будет им, а дать им утешение мог только Христос. Иоанн мог только обещать спасение, а Христос спасет народ Свой: Он соберет пшеницу в житницу Свою: соберет добрых, серьезных и чистых людей в Свою Церковь здесь на земле, из каковых она и должна состоять, и вскоре соберет их в Церковь на небе, где они будут вечно обитать.

[4] Иоанн мог только угрожать лицемерам наказанием, предупреждая, что дерево, не приносящее плода, будет срублено и брошено в огонь. Христос же осуществит эту угрозу. Те, что, подобно мякине, легковесны, тщеславны и бесполезны, будут брошены в огонь неугасимый. Иоанн ссылается здесь на Мал 3:18; Мал 4:1−2. И тогда, когда гумно будет очищено, снова увидите различие между праведником и нечестивым... ибо, вот, придет день, пылающий как печь...

Евангелист заключает свое описание служения Иоанна Крестителя словами (ст. 18): Многое и другое благовествовал он народу, поучая его, многое не записано.

Во-первых, Иоанн был ревностным проповедником. Он поучал, умолял, стараясь довести до сознания своих слушателей проповедуемое им, и, как человек убежденный, верно следовал своему учению.

Во-вторых, он был практическим проповедником. Его проповеди, главным образом, заключали в себе призыв к исполнению долга и наставления для желающих его исполнить, он не развлекал своих слушателей красивыми теориями.

В-третьих, он был народным проповедником. Хотя к нему приходили книжники и фарисеи, люди воспитанные и образованные, и саддукеи, люди свободомыслящие, как они считали себя, тем не менее он обращался к народу πρὁς τὁν λαὁν — к мирянам и сообразовывался с их уровнем развития, ища наибольшего успеха в своем служении среди них.

В-четвертых, он был евангельским проповедником, ибо таково значение используемого здесь слова εὐηγγελίζετο, — благовествовал народу Евангелие, во всех своих проповедях направлял их к Христу, побуждал к ожиданию Мессии и ободрял в этом ожидании. Когда мы призываем народ к исполнению их долга, то должны направлять их к Христу, дарующему праведность и силу.

В-пятых, он проповедовал многообразно: Многое и другое благовествовал он народу — многое, разное. Он проповедовал очень много, ничего не упуская из воли Божьей в своих проповедях, был разнообразен в них — для тех, кого не достигала или на кого не действовала одна истина, он мог найти другую.

III. Как прекратилось служение Иоанна Крестителя. Успешное служение Иоанна Крестителя было прервано тем, что по злому умыслу Ирода он был заключен в темницу (ст. 19−20): Ирод же четвертовластник, обличаемый от него... не только за то, что жил в кровосмесительном браке с женой своего брата Филиппа, но и за все, что он сделал худого (если человек порочен в одном, то обычно он бывает порочен и во многом другом), не мог вынести этого и прибавил ко всему прочему самое большое свое злодеяние заключил Иоанна в темницу, поместил этот палящий и сияющий свет под сосуд. Из-за того что Ирод не мог вынести обличений Иоанна, другие были лишены его полезных наставлений и советов. Он мог принести некоторую пользу тем, кто допускался к нему в темницу, но она была ничтожна в сравнении с той пользой, которую он мог принести, если бы был на свободе и по-прежнему ходил бы по всей стране. Мы не можем думать об этом деянии Ирода без величайшего сожаления и слез, а о Божьем допущении его — без восхищения глубиной Его замыслов, которые мы не в состоянии оценить. Тот, кто был гласом вопиющего в пустыне, должен был замолчать? Проповедник, которому следовало бы сидеть во дворе храма, должен был быть заключен в темницу? Но таким образом испытывалась вера его учеников и наказывалось неверие тех, кто отверг его, а он сам становился предтечей Христа в страданиях, как до этого был Его предтечей в проповеди. Таким образом, подготавливая в течение полутора лет путь Христу, теперь он должен был уступить Ему дорогу; когда встает Солнце, утренняя звезда должна погаснуть.

Стихи 21−38. Евангелист упоминает о заключении Иоанна в темницу до крещения Христа, хотя в действительности это событие произошло спустя почти год; он хочет, таким образом, закончить историю служения Иоанна и начать повествование о Христе.

I. Краткое описание крещения Христа, данное более полно евангелистом Матфеем. Иисус пришел для того, чтобы креститься от Иоанна, и был крещен им, cт. 21−22.

1. Здесь говорится, что когда крестился весь народ, тогда крестился и Иисус Христос, то есть все крестившиеся присутствовали при этом. Христос захотел креститься последним, среди простых людей, причем как замыкающий их. Так Он смирил и унизил Себя до положения наименьшего из всех, более того, меньшего из наименьших. Увидев, какое множество народа было готово принять Его, Он явил Себя им.

2. В отличие от Матфея, евангелист Лука отмечает, что Христос молился во время крещения, — Иисус крестившись, молился. Он не исповедовал грех, как другие, потому что Ему нечего было исповедовать, но молился, как и все остальные, чтобы пребывать в общении с Богом. Заметим: внутренняя духовная благодать, внешними видимыми знаками которой являются святые обряды, приобретается посредством молитвы, поэтому они всегда должны сопровождаться молитвой. У нас есть основания думать, что Христос молился о проявлении Божьего благоволения к Нему, что немедленно и последовало; Он молился об откровении Отцовского благоволения к Нему и о ниспослании Духа Святого. Все, что было обещано Христу, Он должен был получать через молитву. Просите, и дано будет вам, и далее. Таким образом Христос отдал должное молитве, чтобы приучить нас молиться и поощрить нас к этому.

3. Во время молитвы Христа отверзлось небо. Тот, Кто Своей силой разделил воды, чтобы проложить через них путь в Ханаан, теперь разделил ею воздух, другую текучую стихию, чтобы открыть сообщение с небесным Ханааном. Таким образом был открыт для Христа, а через Него и для нас, новый и живой путь во святилище; грех затворил от нас небо, но молитва Христа вновь открыла его. Молитва — это таинственная сила, открывающая небо: Стучите, и отворят вам.

4. И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь; нашему Господу Иисусу надлежало теперь принять Духа Святого в большей мере, чем Он имел прежде, чтобы быть способным к пророческому служению, Ис 61:1. Когда Он начал благовествовать, Дух Господень был на Нем. Это было доказано в данный момент со всей очевидностью, чтобы ободрить самого Христа в Его служении и засвидетельствовать Иоанну Крестителю, ибо ему было предсказано, что именно по этому знаку он узнает Христа. Д-р Лайтфут (Lightfoot) предполагает, что Дух Святой нисшел в телесном виде для того, чтобы показать, что Он является личностью а не просто влиянием Божьим. Так с самого начала евангельского домостроительства триединство Божье было явлено полно, ясно и ощутимо. Время для этого было выбрано самое подходящее, при крещении Христа, так как Он должен был сделать обряд крещения символом исповедания веры в учение о Святой Троице — в Отца, Сына и Духа Святого.

5. Затем был глас с неба, от Бога Отца, от велелепной славы (2Пет 1:17), глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный... Евангелисты Лука и Марк представляют эти слова как обращение к Христу, а евангелист Матфей — как свидетельство людям о Христе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Но это, в сущности, одно и то же. Слова Божьи были вестью для Иоанна, и как таковые они звучат: Сей есть Сын мой возлюбленный; они также были ответом на молитву Христа, поэтому наиболее подходящим было выражение Ты Сын Мой. О Мессии было предсказано: Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном, 2Цар 7:14. И Я сделаю его первенцем, Пс 88:28. О Нем также было предсказано, что Он будет избранным Богом, к Кому душа Его будет благоволить (Ис 42:1), поэтому здесь возвещается: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

II. Родословная Христа, представленная в более длинном варианте, чем в Евангелии от Матфея. Здесь даны:

1. Его возраст: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати... В таком же возрасте был Иосиф, когда предстал перед фараоном (Быт 41:16), и Давид, когда воцарился, 2Цар 5:4; в этом же возрасте священники приступали к исполнению своего служения, Чис 4:3. Д-р Lightfoot считает, что само это выражение указывает на то, что Христу в то время было полных двадцать девять лет и Он вступил в тридцатый год Своей жизни. Тридцать лет Ему должно было исполниться в месяц тишри, после чего Он жил еще три с половиной года, в которые совершал служение. Этот срок очень знаменателен в Священном Писании. Три года и шесть месяцев было заключено небо во времена Илии, Лк 4:25; Иак 5:17. Этот период составляет половину седмины, в течение которой Мессия должен утвердить завет, Дан 9:27. В пророчествах он носит название: время, времена и полувремя, Дан 12:7; Откр 12:14; он также обозначается как сорок два месяца и тысяча двести шестьдесят дней, Откр 11:2−3. Такой же промежуток времени определен для пророчества свидетелей, облеченных во вретище, в соответствии с временем проповеди Христа в Его уничиженном состоянии.

2. Его происхождение, ст. 23 и далее. Матфей начинает родословную Христа от Авраама, а Лука — от Адама. Целью Матфея было показать, что Христос — сын Авраама, в котором благословятся все племена земные и который должен наследовать престол Давида. Поэтому он прослеживает происхождение Иисуса Христа от Авраама до Иакова, отца Иосифа, потомка из дома Давидова. Но Лука, желая показать, что Христос был семенем жены, которому надлежит поразить змея в голову, дает Его родословную от Адама до Илии, отца не Иосифа, а Девы Марии. Различия в родословных Христа, представленных двумя евангелистами, были камнем преткновения для неверующих, придиравшихся к букве Писания; но трудами ученых мужей, как в ранние времена Церкви, так и в более поздние, к которым мы относим себя, эти затруднения были устранены. Матфей включает в генеалогию Христа Соломона, родословная линия которого заканчивается Иехонией, а законные права передаются Салафиилю из дома Нафана, другого сына Давида, линию которого и прослеживает Лука, упуская таким образом всех царей иудейских. Хорошо, что наше спасение не зависит от нашей способности разбираться во всех сложностях генеалогического дерева и что Божественная сила Евангелия не ослабляется через них, ибо нельзя предположить, что евангелисты писали эти родословные на основании своих знаний или по вдохновению свыше. Они списывали их с подлинных записей иудейских родословий, с геральдических книг, и поэтому были обязаны придерживаться их. Именно в них они обнаружили родословную Иакова, отца Иосифа, как это изложено у Матфея, и родословную Илии, отца Марии, как записано у Луки. Слова ὡς ἐνομίζετο (cт. 23) означают не как думали и относятся не только к Иосифу, но как записано в книгах, то есть как мы обнаружили в записях, откуда явствует, что Иисус и по отцовской и по материнской линии был Сыном Давида, об этом свидетельствуют извлечения из их собственных родословных, которые любой человек того времени мог сравнить с подлинником, поэтому евангелистам не было нужды идти дальше этого. Более того, если бы евангелисты уклонились от записей родословных, то не достигли бы своей цели. То, что они не противоречили им в те времена, является вполне достаточным доказательством для нас в наше время, что их выдержки были истинными копиями. Далее следует отметить, что записи иудейских генеалогий велись еще в течение 30−40 лет после того, как были сделаны эти выдержки из них, то есть достаточно долго, чтобы оправдать евангелистов в сделанных ими извлечениях из них, а затем они были потеряны и уничтожены вместе с иудейским государством и народом, и до сих пор не найдены и не восстановлены.

Некоторое затруднение, вызывающее наше смущение, возникает в отрезке родословной между Авраамом и Ноем, ст. 35−36. О Сале сказано, что он был сыном Каинана, а Каинан — сыном Арфаксада, в то время как Сала был сыном Арфаксада (Быт 10:24; Быт 11:12), а человека по имени Каинан не находим вообще. Но относительно этого достаточно сказать, что семьдесят толковников, переводивших еще до Христа Ветхий Завет на греческий язык, по причинам, известным им одним, ввели этого Каинана, и Лука, писавший для эллинистских иудеев, вынужден был пользоваться этим переводом в том виде, в каком нашел его.

Родословная заканчивается словами: Адамов, Божий.

(1) Некоторые относят это к Адаму, он был, в некотором смысле, сыном Божьим, будучи сотворенным непосредственно Самим Богом, в отличие от всех прочих.

(2) Другие относят это к Христу и толкуют последние слова этой родословной как указание на Его человеческую и Божественную природу. Он был и Сыном Адама, и сыном Бога, поэтому может быть Посредником между Богом и сынами Адама и Своим посредничеством может сделать сынов Адама сынами Божиими.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 3 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.