Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Иоанна | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В конце предыдущей главы мы познакомились с первыми из учеников, которых избрал Христос, а именно: с Андреем и Петром, Филиппом и Нафанаилом. Это были первенцы Богу и Агнцу, Откр 14:4. В этой главе описаны:

I. Первое чудо — превращение воды в вино, — сотворенное Иисусом в Кане Галилейской (ст. 1−11), и Его появление в Капернауме, ст. 12.

II. Первая Пасха, которую Он отпраздновал в Иерусалиме после Своего выхода на общественное служение; изгнание Им покупателей и продавцов из храма (ст. 13−17); знамение, данное Им тем, кто препирался с Ним из-за него, ст. 18−22. Описание некоторых почти уверовавших во Христа и следовавших, вероятно, в продолжение некоторого времени за Ним (ст. 23−25); однако Он слишком хорошо знал их, чтобы сколько-нибудь им доверять.

Стихи 1−11. В этих стихах мы знакомимся с историей чудесного превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Пока Христос не сотворил еще никакого чуда, мало находилось расположенных веровать в Него и следовать за Ним, когда Он не совершал чудес, однако вряд ли Он мог совершать их много пока Ему приходилось отвечать тем, кто вопрошал: Каким знамением докажешь Ты нам? Он мог бы и раньше начать творить чудеса, мог бы сделать их обычными в Своей жизни и развлекать ими Своих друзей, но поскольку чудеса предназначались для священного и торжественного удостоверения Его учения, то Он не совершал ни одного из них до тех пор, пока не начал проповедовать Свое учение. Заметьте здесь:

I. Что послужило поводом для этого чуда. Маймонид (Maimonides) отмечает, что то, что все знамения, явленные Моисеем в пустыне, были даны им по мере необходимости, служило к чести Моисея; мы нуждались в пище, и он дал нам манну, так же поступал и Христос. Заметьте:

1. Время: на третий день после того, как пришел Он в Галилею. Евангелист ведет дневник событий, ибо ни один день не проходил без чего-нибудь необыкновенного, сделанного или сказанного Христом. Наш Господин пользовался Своим временем лучше, чем Его слуги, и никогда не ложился спать, жалуясь, подобно римскому императору, на то, что потерял еще один день.

2. Место: это было в Кане Галилейской, в колене Асировом (Нав 19:28), о котором было издревле сказано, что оно будет доставлять царские яства, Быт 49:20. Христос начал творить чудеса в никому не известном уголке страны, далеко от Иерусалима, являвшегося ареной общественной и политической жизни, чтобы показать этим, что Он не принимает славы от человеков (Ин 5:41), но желает почтить смиренных. Простые и искренние галилеяне не восставали бы против Его учения и чудес, как это делали гордые и предубежденно настроенные иерусалимские раввины, политики и вельможи.

3. Собственно поводом для чуда был брак; вероятно, одна или, может быть, обе из сторон приходились родственниками нашему Господу Иисусу. Сказано, что Матерь Иисуса была там и, в отличие от Иисуса и Его учеников, не была звана, что может указывать на то, что она находилась там, как у себя дома. Заметьте, какую честь оказал Христос установлению о браке, удостоив брачное торжество не только Своим присутствием, но и Своим первым чудом: потому, что брак был установлен и благословлен в период невинности человека, потому, что через него Он желал иметь благочестивое семя, потому, что брак напоминает о мистическом союзе между Христом и Его Церковью и, наконец, потому, что Он предвидел, что в царстве Папы, в то время как церемония бракосочетания будет недолжным образом возвеличена и превращена в сакрамент, само брачное состояние будет недолжным образом очернено как не совместимое ни с каким священнодействием. Там был брак — γάμος, брачный пир, украшавший это торжество. Обыкновенно бракосочетания отмечались празднествами (Быт 29:22; Суд 14:10) в знак радости и дружеского уважения и для скрепления любовных уз.

4. Христос, Его мать и ученики были главными гостями на этом празднестве. Матерь Иисуса (таким был ее самый почетный титул) была там, и поскольку об Иосифе ничего не говорится, мы можем заключить, что он к тому времени уже умер. Иисус был зван, и Он пришел, приняв это приглашение, и праздновал с ними, чтобы таким образом научить нас уважать своих родственников и быть с ними общительными, какими бы бедными они ни были. Христос должен был прийти не так, как Иоанн Креститель, который не ел и не пил, Мф 11:18−19. Мудрость благоразумных заключается в том, чтобы постараться улучшить общение, а не уклониться от него.

(1) Был брак... Был также зван Иисус...

Примечание:

[1] Когда бывает брак, очень желательно, чтобы Иисус Христос присутствовал на нем, чтобы он был наполнен Его духовным, благодатным присутствием, был признан законным и благословенным Им: тогда брак поистине достойный, вступающие в брак в Господе (1Кор 7:39) не вступают в брак без Него.

[2] Те, кто хотел бы, чтобы Христос пришел на их бракосочетание, должны пригласить Его в молитве; она как вестница должна посылаться за Ним на небо, и Он придет: Ты воззовешь, и Я отвечу. И Он превратит воду в вино.

(2) Ученики также были приглашены, те пятеро, которых Он призвал (Ин 1 гл.), ибо других учеников у Него пока не было; они составляли Его семью и потому были приглашены вместе с Ним. Отдав себя на Его попечение, они вскоре обнаружили, что хотя богатства у Него не было, однако Он имел хороших друзей.

Примечание:

[1] Те, кто следует за Христом, будут пировать с Ним, они будут жить так, как Он живет; Он и Сам сказал о них: Где Я, там и слуга Мой будет, Ин 12:26.

[2] О любви к Христу свидетельствует любовь к тем, кто принадлежит Ему, ради Него; блага наши нужны не Ему, но святым. Кальвин (Calvin) отмечает великодушие устроителя пира, который, как можно предположить, был не очень состоятельным человеком, однако пригласил на четыре-пять человек больше, чем предполагал вначале, именно потому, что они были последователями Христа, что говорит о том, указывает Кальвин, что в общении некоторых относительно более бедных людей бывает больше свободы, щедрости и истинной дружбы, чем можно увидеть среди многих представителей высшего общества.

II. Само чудо. Здесь необходимо отметить следующее:

1. Им недоставало вина, ст. 3.

(1) На пире обнаружился недостаток, хотя много всего было заготовлено, но все оказалось истраченным. Пока мы живем в этом мире, мы иногда оказываемся в стесненных обстоятельствах, даже и тогда, когда думаем, что мы в полном достатке. Если постоянно тратить, то можно все растратить, прежде чем осознаем это.

(2) Этот недостаток был на брачном пире.

Примечание: Женатых, которым приходится заботиться о мирском, ожидают скорби по плоти, и они должны рассчитывать на разочарование.

(3) Причиной этого недостатка были, по-видимому, Христос и Его ученики, потому что на браке оказалось больше людей, чем то количество, на которое рассчитывали при заготовлении продуктов; однако ограничивающие себя ради Христа никогда не понесут убытков из-за Него.

2. Матерь Иисуса просила Его помочь ее друзьям в создавшемся положении. Нам передается разговор (ст. 3−5), имевший место между Христом и Его матерью по этому случаю.

(1) Она сообщает Ему, в каком затруднении они оказались (ст. 3): Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Некоторые полагают, что она не надеялась получить от Него никакую сверхъестественную помощь (поскольку Он не сотворил еще ни одного чуда), но хотела, чтобы Он вежливо извинился перед собравшимися и постарался спасти репутацию жениха, морально поддержать его; или же (по мнению Кальвина, Calvin) она хотела, чтобы Он восполнил недостаток вина какой-нибудь святой, полезной беседой. Но, всего вероятнее, она ждала чуда, ибо знала что Он теперь выступает как великий Пророк, подобный Моисею, который так часто и всегда своевременно восполнял нужды Израиля, и, хотя это было Его первое чудо, совершенное на публике, возможно, Он иногда выручал ее с мужем в их бедности. Может быть, жених и послал кого-нибудь за вином, но она решила отправиться к Источнику. Заметьте:

[1] Нам следует заботиться о нуждах и положении наших друзей, а не искать своего только.

[2] Когда мы сами и наши друзья оказываемся в стесненных обстоятельствах, наш долг и наше благоразумие — обратиться к Христу в молитве.

[3] Обращаясь к Христу, мы должны не диктовать Ему, а в смирении открывать перед Ним то положение, в котором находимся, и затем положиться на Него, чтобы Он сделал все так, как Ему будет угодно.

(2) Он укорил ее за это обращение, ибо увидел в нем большую ошибку, чем видим мы, в противном случае Он не отнесся бы к нему таким образом. Заметим здесь:

[1] В чем заключался упрек: Что Мне и Тебе, Жено? Кого Христос любит, тех Он обличает и наказывает. Он называет ее жено, а не мать. Когда мы начинаем полагаться на себя, то нуждаемся в напоминании о том, кто мы такие мужи и жены, бренные, неразумные и испорченные грехом. Вопрос: Τί ἐμοὶ καὶ σοί — можно было бы перевести так: Что Мне и Тебе до того? Что Нам до того, что у них недостает вина? Но мы всегда понимаем этот вопрос так: Что Тебе до Меня? (по аналогии с Суд 11:12; 2Цар 16:10; Езд 4:3; Мф 8:29). В этих словах звучит недовольство, однако оно нисколько не противоречит тому почтению и повиновению, которые, во исполнение пятой заповеди, Он оказывал Своей матери (Лк 2:51); ибо к похвале Левия служило то, что он в определенных случаях говорил об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, Втор 33:9. Упрек Христа имел целью:

Во-первых, воспрепятствовать Его матери вмешиваться в то, что являлось творческим актом Его Божества, — как Бог Он ничуть не зависел от нее и матерью Его она не была. Хотя, как Человек, Он был Сыном Давидовым и ее сыном, однако, как Бог, Он был Господом Давида и ее Господом, и Он хотел, чтобы она это знала. Величайшие достижения не должны стирать из нашей памяти то, кто мы такие и каково наше место, и близость отношений, до которых мы допущены заветом благодати, не должна порождать в нас презрение, непочтительность или какую-либо иную форму или степень самонадеянности.

Во-вторых, дать наставление прочим из Его родственников (многие из которых присутствовали здесь): они ни в коем случае не должны рассчитывать на то, что Он, творя чудеса, будет считаться с мнениями Своих родственников по плоти или угождать им, — в этом деле они значили для Него ничуть не больше, чем другие люди. В том, что касается Божьего, мы не должны проявлять лицеприятие.

В-третьих, раз и навсегда засвидетельствовать против того идолопоклонства, в которое, Он предвидел, погрузится в последующие века Его Церковь, оказывая неподобающие почести Деве Марии, против того самого преступления, в котором римские католики (как они сами себя называют) были общеизвестными виновниками: они называли ее царицей небесной, спасением для мира, своей заступницей, своей жизнью и надеждой; притом они не только находились в зависимости от ее достоинств и посредничества, но и умоляли ее повелеть своему Сыну сделать доброе для них: Monstra te esse matrem — Покажи, что ты Его мать. Jussu matris impera salvatori — Прояви свою материнскую власть над Спасителем. Разве не говорит Он так выразительно Своей матери, прежде чем произойдет чудо (хотя это были дни Его уничижения и вмешательство Его матери было очень тактичным): Что Мне и Тебе, Жено? Высказанный упрек имел очевидной целью либо предотвратить такое ужасное идолопоклонство, такое страшное богохульство, либо усугубить ответственность за него. Сын Божий был назначен нашим Ходатаем перед Отцом, но мать нашего Господа никогда не назначалась быть нашим ходатаем перед Сыном.

[2] Причина этого упрека: Еще не пришел час Мой. У Христа был для всего, что Он делал и что делали Ему, определен Свой час, установлено свое время, и притом самое подходящее, которое в точности соблюдалось.

Во-первых, «еще не пришел час Мой творить чудеса». Однако впоследствии Он все же сотворил чудо прежде времени, потому что предвидел, что оно утвердит веру Его «младенцев» учеников (ст. 11), а это было конечной целью всех Его чудес; оно сделалось залогом многих чудес, которые Он совершил, когда пришел час Его.

Во-вторых: «еще не пришел час Мой творить чудеса всенародно, поэтому не следует говорить об этом во всеуслышание».

В-третьих: «разве теперь уже не пришел час Моего освобождения от твоей власти, когда Я стал выступать как пророк?» — так интерпретировал это место Григорий Нисский.

В-четвертых: «еще не пришел час Мой сотворить это чудо». Его мать начала принуждать Его помочь им, когда вина стало недоставать (так можно истолковать ст. 3), но час Его не наступил прежде, чем было израсходовано все и обнаружилось совершенное отсутствие вина; это обстоятельство должно было не только убедить всех в том, что оставшееся вино не было разбавлено водой во исполнение недостатка, но и научить нас тому, что человеческая безысходность представляет удобную возможность для Бога послать подкрепление и помощь Своему народу. Его час приходит тогда, когда мы испытываем крайнюю нужду и не знаем, что делать. Это вдохновляло ожидавших Его верить в то, что, хотя час Его еще не пришел, он все равно когда-то придет.

Примечание. Промедления милости не должны пониматься нами как отказы на молитву. И хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется...

(3) Несмотря на это, она все же ободрила себя надеждой на то что Он поможет ее друзьям в создавшемся положении, ибо наказала служителям поступить, как Он скажет, ст. 5.

[1] Она приняла высказанный ей укор со всей покорностью и никак не ответила на него. Лучше не заслуживать порицания Христа, но если и пришлось, то лучше уже кротко и спокойно сносить его, считая его милостью для себя, Пс 110:5.

[2] Она продолжала надеяться на милость Христа, что Он все же удовлетворит ее желание. Когда мы приходим во Христе к Богу за какой-нибудь милостью, два чувства смущают нас:

Во-первых, сознание нами наших безрассудных поступков и личного несовершенства: «Да, такие несовершенные молитвы, как наши, вряд ли могут быть услышаны».

Во-вторых сознание недовольства и осуждения нашего Господа. Страдания не прекращаются, помощь не поступает, и кажется, что Бог разгневан на наши молитвы. Так было и с матерью нашего Господа, однако же она ободряет себя надеждой на то, что в конце концов Он все же даст ответ мира; это должно научить нас бороться с Богом верой и горячей молитвой даже тогда, когда кажется, что в Своем промысле Он действует вопреки нам. Мы должны, сверх надежды, верить с надеждою, Рим 4:18.

[3] Она приказала служителям слушаться непосредственно Его и более не обращаться к ней за помощью, как они, вероятно, и поступили. Она оставляет всякие попытки повлиять на Него или выступить посредницей перед Ним; пусть их души успокаиваются только в Боге, Пс 61:6.

[4] Она повелела им в точности исполнить Его приказания, не обсуждая их и не задавая дополнительных вопросов. Чувствуя себя виноватой в том, что взялась указывать Ему, она предупреждает служителей не повторять такую же ошибку и предоставить Ему выбирать время и способ восполнения обнаружившегося недостатка: «Что скажет Он вам, то сделайте, как бы бесполезно это ни показалось вам. Если Он скажет: «Подайте гостям воды», — когда они будут просить вина, так и сделайте. Если Он скажет: «Вылейте остаток из пустых сосудов», — так и сделайте. Он может всего из нескольких капель вина сделать целое море».

Примечание. Надеющиеся получить милости от Христа должны с безоговорочным послушанием исполнять Его указания. Путь исполнения долга — это путь обретения милости, и против методов Христа никогда не следует возражать.

(4) Наконец Христос действительно оказывает им чудесную помощь, ибо Он часто делает сверх обещанного, а меньше — никогда.

[1] Собственно чудом было превращение воды в вино, при этом вещество воды приобрело новую форму и все свойства и качества вина. Такое превращение есть чудо, а папское пресуществление, изменение сущности при не изменяющихся видимых свойствах, есть настоящая химера. Этим чудом Христос показал Себя Богом природы, повелевающим земле производить вино, Пс 118:14−15. Ежегодное превращение земной влаги в кровь виноградных ягод является не менее чем поистине могущественным творческим актом, хотя, будучи подчинено материальным законам, оно и не является таким чудом, как это. Началом чудес Моисея было превращение воды в кровь (Исх 4:9; Исх 7:20) — началом чудес Христа было превращение воды в вино; это указывает на разницу между законом Моисея и Евангелием Христа. Проклятие закона превращает воду в кровь, обычные средства жизнеобеспечения — в горечь и ужас, а благословение Евангелия превращает воду в вино. Посредством сотворенного чуда Христос показал, что Его миссия в этом мире состоит в том, чтобы повысить и улучшить условия жизни всех верующих, сделать их поистине утешениями. О Примирителе сказано, что Он моет в вине одежду Свою (Быт 49:11), поскольку вода, предназначавшаяся для омовения, превратилась в вино. Таков и призыв Евангелия: Идите все к водам... покупайте... вино... (Ис 55:1).

[2] Обстоятельства свершения чуда содействовали его возвеличению и избавили от подозрений в мошенничестве или наличии тайного сговора, ибо:

Во-первых, оно произошло в водоносах (ст. 6): Было же тут шесть каменных водоносов... Заметьте:

1. Для чего предназначались эти водоносы — для очищений от церемониальной нечистоты, предписанных законом Божьим, а еще более — преданиями старцев. Иудеи... не едят, не умывши тщательно рук... (Mк 7:3); во время омовения они употребляли много воды, почему здесь и были поставлены шесть больших водоносов. У них была такая поговорка: qui multae utitur aquae in lavando, multas consequetur in hoc mundo divitias — кто, омываясь, льет много воды, тот приобретет много богатства в этом мире.

2. Христос нашел им применение, совершенно отличное от того, для которого они собственно предназначались, — быть вместилищами чудесного вина. Так Христос принес благодать Евангелия, подобную вину, веселящему богов и человеков (Суд 9:13), чтобы заменить ею тени закона, которые, как вода, были немощными и бедными вещественными началами. Это были водоносы, которые никогда не использовались для хранения в них вина, притом каменные, а значит, неспособные сохранять запах от прежних спиртных напитков, даже если бы они в них когда-нибудь и хранились. Они вмещали по две или по три меры; две-три меры, ванны или ефы — вместимость неопределенная, но весьма значительная. Можно не сомневаться в том, что Христос не имел намерения напоить всех допьяна на этом пире, но Его желанием было оказать еще одну милость молодоженам, подобную оказанной бедной вдове, масло которой стало прибывать в сосудах, и она после этого могла заплатить долги свои, а что осталось, тем жить, 4Цар 4:7. Христос дает как бы Самого Себя, дает с избытком, по богатству славы Своей. Вмещавших по две или по три меры — выражение самого летописца, ибо Духу Святому не трудно было бы дать точное указание вместимости водоносов; это учит нас (как и в Ин 6:19) осторожно и без излишней самоуверенности говорить о том, в чем мы не особенно уверены.

Во-вторых, по слову Христа служители наполнили водоносы до верха, ст. 7. Как Моисей, Божий служитель, отправился по повелению Божьему к скале, чтобы извести из нее воду, так и эти служители отправились по повелению Христа за водой, чтобы почерпнуть вина.

Примечание. Поскольку никакие трудности не могут стать препятствиями для сильной мышцы Господней, постольку никакие невероятности не должны служить возражениями против Его повелительного слова.

В-третьих, чудо совершилось внезапно, и притом так, что о нем сразу же заговорили.

а. Как только водоносы наполнили, Он тут же сказал: Теперь почерпните... (ст. 8), и Его повеление было сразу исполнено.

(а) Без особой церемонии, на глазах изумленной публики. кто-то, как Нееман, возможно, подумал: Он сейчас выйдет, станет и призовет имя Господа, 4Цар 5:11. А Он вместо этого остался сидеть на Своем месте, не говоря ни слова, но только восхотел — и сделалось.

Примечание. Христос творит дела великие и чудные бесшумно, производит очевидные изменения незаметно. Иногда, творя чудеса, Христос использовал слова или знаки, но они предназначались для народа, здесь стоящего, Ин 11:42. (б) Без каких-либо колебаний или сомнений в духе. Он не сказал: Теперь почерпните и принесите Мне отведать, как одолеваемый сомнениями в том, что желаемое Им свершилось, но, хотя это было Его первое чудо, Он с величайшей уверенностью, какую только можно себе вообразить, предлагает это сделать сначала распорядителю пира. Он знал не только то, что хочет сделать, но и то, что может это сделать; Он никогда ничего не делал с нескольких попыток, но уже с самого начала все делал хорошо, очень хорошо.

б. Наш Господь Иисус повелел служителям: (а) Почерпнуть, не оставлять вино в сосудах, чтобы изумляться им, но почерпнуть, чтобы его пить. Заметьте:

[а] Все труды Христа совершаются ради пользы; Он дает человеку талант не для того, чтобы тот его закопал, но чтобы употребил в дело. Не превратил ли Он и твою воду в вино, дав тебе познание истины и благодать? Они дарованы тебе, чтобы ты пользовался ими, потому черпай сейчас.

[б] Желающие познать Христа должны испытать Его, проявить послушание Ему в применении обычных средств, и тогда они могут рассчитывать на сверхъестественное действие. То, что хранится для всех боящихся Бога, приготовлено уповающим на Него (Пс 30:20), поэтому, упражняя себя в вере, будем черпать из того, что хранится.

(б) Подать его распорядителю пира. Одни полагают, что этим распорядителем пира был просто главный гость, сидевший во главе стола. Но если бы это действительно было так, то это место должен был бы, конечно, занимать наш Господь Иисус, ибо именно Он и был, по мнению всех присутствовавших, этим главным гостем; однако мне представляется, что это почетное место занимал другой, вероятно, из тех, кто любил первые места (Мф 23:6) и выбирал их, Лк 14:7. А Христос, следуя Своему правилу, занял последнее место; и хотя в Нем не усматривали истинного Распорядителя пира, тем не менее Он любезно показал Себя другом на этом пире, если и не устроителем, то, во всяком случае, лучшим благодетелем его. Другие же считают, что распорядителем был тот, кто наблюдал за порядком на пире, подобно sumposiarca Плутарха, в обязанности которого входило следить за тем, чтобы у каждого всего хватало и ни у кого не было ничего лишнего, чтобы никакие непристойности или беспорядки не допускались на пире.

Примечание. На пирах должны быть распорядители, потому что слишком многие не могут управлять собой во время пиршеств. Еще одни придерживаются мнения, что этим распорядителем был капеллан — какой-нибудь священник или левит, который просил благословения и возносил благодарение, и потому Христос повелел отнести ему чашу, чтобы он благословил вино и возблагодарил Бога за него; ибо сверхъестественные знаки Христова присутствия и власти не должны были вытеснить или заменить собой обычные правила и методы благочестия и поклонения.

В-четвертых, вино, полученное таким чудесным образом, было, по признанию распорядителя пира, самого лучшего и наивысшего качества; оно было таковым в действительности, а не в воображении распорядителя, это подтверждается тем, что он не знал, откуда было это вино, ст. 9−10. Не было никакого сомнения в том, что:

1. Это было вино. Распорядитель сразу же понял это, как только отведал его, хотя и не знал, откуда оно было; служители же знали откуда, но еще не успели попробовать. Если бы пробовавший вино видел, откуда оно было почерпнуто, или если бы почерпавшие попробовали его, тогда можно было бы говорить о чьей-либо фантазии, но поскольку ничего такого не было, то не остается места для подозрений в подлоге.

2. Это было самое лучшее вино.

Примечание. Дела Христа говорили о себе даже тем, кто не знал их Совершителя. То, что производилось путем чудес, всегда было наилучшим в своем роде. Полученное из воды вино обладало большей крепостью и лучшим ароматом, нежели обычное. Распорядитель пира замечает об этом жениху с оттенком подшучивания, как о чем-то необычном.

(1) Обычно делалось наоборот. Хорошее вино для большей пользы подают в начале пира, когда у гостей еще ясные головы и свежий аппетит, когда они способны оценить вино и похвалить его, а когда они напьются и почувствуют пресыщение, когда головы их затуманятся, тогда не стоит тратить на них хорошее вино, и худшее вполне сгодится. Отметьте для себя суету всех чувственных удовольствий: они быстро наскучивают, но никогда не удовлетворяют; чем больше им предаешься, тем меньше они услаждают.

(2) Жених порадовал своих друзей, оставив про запас лучшее вино для прощального кубка после благодарственной молитвы: Ты хорошее вино сберег доселе. Не зная, Кому они были обязаны за это хорошее вино, он благодарит жениха от лица всех пирующих. А не знала, что Я, Я давал ей хлеб и вино, Ос 2:8.

[1] Обеспечив такое изобилие для гостей, Христос, хотя и позволяет этим умеренное, бодрящее употребление вина, особенно во времена радости (Неем 8:10), тем не менее вовсе не упраздняет Своего предостережения о том, чтобы наши сердца во всякое время, в том числе и на брачном пире, не отягчались объедением и пьянством, Лк 21:34. Дав так много хорошего вина тем, кто уже напился.

Он имел целью испытать их трезвость и научить их жить как в изобилии, так и в недостатке. Вынужденная умеренность — добродетель, не заслуживающая благодарности; но если Божественное Провидение дает нам обилие чувственных наслаждений, а Божественная благодать делает нас способными умеренно пользоваться ими, то это самоотречение, достойное похвалы. Он также хотел, чтобы часть из этого была оставлена для подтверждения истинности чуда и таким образом послужила укреплению веры других людей. Есть все основания полагать, что гости, сидевшие за этим столом, получили достаточно хороший урок или, по крайней мере, достаточно глубоко прониклись благоговением перед присутствием Христа, чтобы не упиться этим вином. Следующие два соображения, извлеченные из этой истории, вполне достаточны для того, чтобы укрепить нас во всякое время против искушений к невоздержанию:

Во-первых, наши пища и питие являются дарами Божьей щедрости, и именно посредничеству Христа мы обязаны нашей свободой пользоваться ими и утешением от этого пользования; поэтому злоупотребление ими есть не что иное, как проявление неблагодарности и нечестия.

Во-вторых, где бы мы ни находились, Христос наблюдает за нами; мы должны есть хлеб пред Богом (Исх 18:12) и тогда не будем без страха утучнять себя.

[2] Он дал нам образец того метода, которым пользуется, когда имеет дело с теми, кто имеет дело с Ним, и который заключается в том, чтобы сберегать лучшее на конец; поэтому, имея дело с Ним, они должны доверять Ему. Вознаграждение за их служение и страдания сохраняется для иного мира; это та слава, которая откроется в нас. Греховные наслаждения искрятся в чаше, но впоследствии они ужалят, а святые наслаждения будут блаженством вовек.

III. В заключение этой истории (ст. 11) говорится, что:

1. Так было положено начало чудесам, которые творил Иисус. Много чудес, связанных с Ним, сотворил Бог при Его рождении и крещении, и Он Сам был величайшим чудом из всех чудес; но это чудо было первое, сотворенное Им Самим. Он мог бы творить чудеса во время бесед с учителями в храме, но тогда час Его еще не пришел. Он уже тогда имел силу, но это было время сокрытия силы.

2. Так Он явил славу Свою, доказал, что является Сыном Божьим, что имеет славу единородного от Отца. Он также раскрыл сущность и конечную цель Своего служения: сила Бога и благодать Спасителя, раскрывающиеся во всех Его чудесах, и в особенности в этом чуде, явили славу долгожданного Мессии.

3. Уверовали в Него ученики Его. Те, кого Он призвал (Ин 1 гл.), кто, не видя чуда, пошел за Ним, теперь увидели его, стали участниками происшедшего, и их вера от этого значительно укрепилась.

Примечание.

(1) Даже истинная вера слаба поначалу. Самые сильные на свете люди были когда-то младенцами, такими же были однажды и самые духовные христиане.

(2) Явление славы Христа есть великое укрепление для веры христиан.

Стихи 12−22. В этих стихах описаны:

I. Краткое посещение Христом Капернаума, ст. 12. Это был большой, многонаселенный город, отстоявший от Каны на расстоянии примерно одного дня пути; он назван Его городом (Мф 9:1), потому что Он сделал его Своей штаб-квартирой в Галилее, именно здесь Он всегда проводил Свой непродолжительный отдых. Этот город был местом больших стечений народа, и Христос для того выбрал его, чтобы слава о Его учении и чудесах распространилась из него повсюду. Заметьте:

1. Какое общество сопровождало Его туда: Матерь Его, и братья Его и ученики Его... Куда бы Христос ни шел, (1) Он не хотел идти один, но обычно брал с Собой тех, кто вверял себя Его водительству, чтобы получать от Него наставления и быть свидетелями Его чудес.

(2) Он не мог идти один, за Ним хотели идти, потому что полюбили либо сладость Его учения, либо сладость Его вина, Ин 6:26. Его мать, несмотря на то что еще совсем недавно Он вполне определенно дал ей понять, что в деле Своего служения не будет оказывать ей уважения больше, чем кому-либо другому, тем не менее тоже следовала за Ним, не затем впрочем, чтобы вмешиваться в Его дела, но чтобы учиться от Него. За Ним шли также Его братья и родственники, которые присутствовали на браке и на которых сотворенное там чудо произвело неизгладимое впечатление, и ученики Его, сопровождавшие Его всюду, где бы Он ни ходил. Чудеса Христа увлекали людей поначалу, по-видимому, больше, чем впоследствии, когда стали для них привычными и казались менее необыкновенными.

2. Его пребывание там продлилось на этот раз немного дней и имело целью лишь то, чтобы завести знакомства, которые впоследствии Он намеревался упрочить. Христос продолжал переходить с места на место, не желая ограничиваться одной местностью в Своих полезных делах, поскольку многие нуждались в Нем. К тому же Он желал научить Своих последователей рассматривать себя не более чем пришельцами в этом мире, а Своих служителей — не упускать возможностей и идти туда, куда позовет их труд. Мы еще не находим Его в синагогах, Он частным образом наставлял Своих друзей и так, постепенно, входил в Свой труд. Хорошо, когда молодые служители привыкают проводить благочестивые и назидательные беседы частным образом, чтобы впоследствии, уже будучи более подготовленными и исполненными благоговением, они могли лучше трудиться на общественном поприще. В Капернауме Он пробыл недолго, так как приближалась Пасха и Ему надо было быть в Иерусалиме; ибо все прекрасно в свое время. Меньшее добро должно было уступить дорогу большему, и все жилища Иакова должны были расступиться перед воротами Сиона.

II. Пасха, отпразднованная Им в Иерусалиме; она была первой после Его крещения, и евангелист обращает наше внимание на все отпразднованные Им после этого пор Пасхи, которых всего было четыре; четвертой была та, во время которой Он пострадал (спустя три года после описываемых здесь событий), и еще полгода прошло со дня Его крещения до первой Пасхи. Подчинившись закону, Христос наблюдал праздник Пасхи в Иерусалиме, см. Исх 23:17. Его пример учит нас строго соблюдать Божественные установления и прилежно посещать собрания церкви. Он пришел в Иерусалим, когда приближалась Пасха, чтобы быть там в числе первых. Она названа Пасхой Иудейской, потому что касалась исключительно их (наша Пасха — Христос); оставалось уже немного времени, когда Бог больше не будет называть ее Своей. Будучи послушным закону, Христос с двенадцати лет ежегодно праздновал Пасху в Иерусалиме, но теперь, когда Он вышел на общественное служение, мы вправе ожидать от Него нечто большее того, что знали о Нем прежде; и, действительно, мы читаем здесь о том, как Он совершил два дела, находясь там:

1. Он очистил храм, ст. 14−17. Заметьте:

(1) Первым местом в Иерусалиме, где мы находим Его, был храм, и, по-видимому, Он вообще не показывался в обществе, пока не пришел туда; ибо Его присутствие и проповедь там были той самой славой последнего храма, которая должна была превзойти славу прежнего, Агг 2:9. Было предсказано (Мал 3:1): Я посылаю Ангела Моего, то есть Иоанна Крестителя; он никогда не проповедовал в храме, но Господь, Которого вы ищете, внезапно придет в Свой храм, внезапно после прихода Иоанна Крестителя. Таким образом, теперь было то самое время, когда следовало ожидать Мессию, и храм был тем самым местом, куда Он должен был прийти.

(2) Первым делом, за которым мы находим Его в храме, было очищение его, ибо так было предсказано (Мал 3:2−3): И сядет переплавлять... и очистит сынов Левия... Настало время реформации. Христос пришел как великий реформатор, и, следуя методу иудейских царей-реформаторов, Он сперва очистил то, что находилось в ненадлежащем состоянии (что обычно совершалось на Пасху, как во времена Езекии и Иосии, 2Пар 30:14−15; 4Цар 23:4 и т.д.), а затем учил правильно поступать. Прежде очистите старую закваску и затем уже празднуйте. Задача прихода Христа в этот мир была в том, чтобы исправить его, и от всех приходящих к Нему Он ожидает исправления их сердец и жизни, Быт 35:2. И этому Он научил нас, очистив храм. Посмотрите:

[1] Что представляли из себя скверны, подлежавшие очищению. В одном из дворов храма, который назывался двором язычников, в пределах горы дома сего Он обнаружил рынок. Там:

Во-первых, продавали волов, овец и голубей для жертвоприношений; не для нужд всего общества, но, как можно предположить, ради удобства тех, кто приходил издалека и не мог принести с собой жертвы в их натуральном виде; см. Втор 14:24−26. Возможно, в свое время этот рынок размещался при купальне Вифезда, но затем был перенесен на территорию храма первосвященниками ради нечистой прибыли; ибо плата за торговые места, сборы за осмотр продаваемых там животных и за получение подтверждения, что они были без порока, бесспорно, составляли для них значительный доход. Великие скверны в церкви обязаны своим происхождением сребролюбию, 1Тим 6:5,10.

Во-вторых, сидели меновщики денег ради удобства тех, кто ежегодно должен был платить полсикля серебром на служение скинии (Исх 30:12), и, несомненно, они жили за счет этого.

[2] Какие действия предпринял наш Господь, для того чтобы удалить эти скверны. Он замечал их в храме и прежде, когда был частным наблюдателем, но никогда раньше не выказывал открыто Своего желания очистить его вплоть до данного момента, когда принял на Себя общественное служение пророка. Он не пошел жаловаться к первосвященникам, так как знал, что они одобряли эти беззакония. Но лично Сам:

Во-первых, выгнал из храма овец и волов, а также продающих их. Он никогда не использовал силовых методов, чтобы заставить кого-либо войти в храм; Он прибегал к ним только тогда, когда должен был выгнать из храма тех, кто его осквернял. Он не отбирал у них овец и волов и не присваивал их Себе, не накладывал на них ареста и не конфисковал их, хотя и признал их причиняющими вред — самыми настоящими нарушителями границ земли, принадлежащей Его Отцу; Он просто выгнал их, а с ними и их владельцев. Он сделал бич из веревок, с помощью которых они, вероятно, привели своих овец и волов, выбросив их потом вне храма на землю, где их и подобрал Христос. Грешники заготовляют себе бичи, которыми сами же будут выгнаны из храма Господня. Он сделал бич не для того, чтобы выпороть им преступников (Его наказания имеют совершенно иную форму), но для того только, чтобы выгнать скот из храма; Он не преследовал никакой иной цели, кроме исправления. См. также Рим 13:3−4; 2Кор 10:8.

Во-вторых, Он рассыпал деньги меновщиков — τὸ κέρμα (Nummorum Famulus) мелкие деньги. Рассыпав деньги, Он выказал Свое презрение к ним; Он бросил их прямо на землю, в прах, чем они и являются. Опрокинув столы, Он выказал Свое недовольство теми, кто превращает религию в средство получения мирской прибыли. Меновщики денег в храме — это позор храма.

Примечание. При исправлении хорошо проявлять тщательность; Он выгнал из храма всех, причем не только выбросил деньги, но, опрокинув столы, удалил также и саму торговлю.

В-третьих, Он сказал продающим голубей (жертвоприношения бедных): возьмите это отсюда... Голуби также не должны были находиться здесь, хотя они и занимали меньше места и причиняли меньше неудобства, чем волы и овцы. Воробьям и ласточкам позволялось обитать в храме, они были на Божьем попечении (Пс 83:4), но голубям — нет, они были предназначены для пользы человека. Божий храм не должен превращаться в голубятню. Но посмотрите, какое благоразумие Христос показал в Своей ревности. Когда Он выгнал овец и волов, их владельцы могли пойти за ними; когда Он рассыпал деньги, они снова могли собрать их; но если бы Он разогнал голубей, так что они улетели бы, то их, возможно, уже никак нельзя было бы вернуть; поэтому Он сказал продающим голубей: Возьмите это отсюда.

Примечание. Благоразумие всегда должно направлять и контролировать наше рвение, чтобы мы не делали ничего не подобающего нам самим и приносящего вред другим.

В-четвертых, Он авторитетно объяснил, почему Он так поступал: Дома Отца Моего не делайте домом торговли. Исправительные действия должны сопровождаться убедительными объяснениями.

а. Вот причина, почему им не следовало осквернять храм: это был дом Божий, и его нельзя было превращать в дом торговли. Торговля — добрая вещь на бирже, но не в храме. Здесь она:

(а) Посягала на то, что было посвящено славе Божьей; это было святотатство, обкрадывание Бога.

(б) Оскверняла атмосферу торжественности и благоговения, низводила все на уровень обыденщины.

(в) Вносила беспорядок и помехи в богослужения, во время которых люди должны переживать особую торжественность, быть серьезными и сосредоточенными. В особенности же это оскорбляло чувства сыновей иноплеменников: они были вынуждены во время своего поклонения толпиться рядом с овцами и волами и испытывать постоянное неудобство по причине рыночного галдежа, ибо этот рынок находился на дворе язычников.

(г) Подчиняла религиозные требы мирским интересам, ибо святость этого места содействовала развитию рынка и активизировала продажу товаров. Дом Божий делают домом торговли те:

[а] Чьи умы во время духовных упражнений заняты заботами о мирском, подобно тем, о ком говорится в Ам 8:5; Иез 33:31.

[б] Кто совершает религиозное служение ради получения нечистой прибыли и распродает дары Духа Святого, Деян 8:18.

б. Вот причина, почему Он беспокоился об очищении храма: это был дом Его Отца. И поэтому:

(а) Он имел власть очищать его, ибо был верен как Сын в доме Его, Евр 3:5−6. Называя Бога Своим Отцом, Христос тем самым дает понять, что Он — Мессия, к Которому и относились слова: Он построит дом имени Моему... Я буду ему отцом, 2Цар 7:13−14.

(б) Он ревновал о его очищении: «Это дом Отца Моего, и Я не могу видеть его оскверненным, а Его Самого — обесчещенным».

Примечание. Если Бог является нашим Отцом, сущим на небесах, и мы желаем, чтобы Его имя святилось, то не можем не испытывать огорчения, видя, как кто-то глумится над ним. Очищение Христом храма можно, таким образом, справедливо причислить к Его великим делам. Inter omnia signa quae fecit Dominus, hoc mihi videtur esse mirabilius — Из всех великих дел Христа это изумляет меня более всего (Гиерон, Hieron). С этим мнением следует согласиться, если принять во внимание то, что:

[а] Он сделал это без помощи кого-либо из Своих друзей; Ему, вероятно, не трудно было бы возбудить против этих осквернителей храма толпу, которая испытывала священное благоговение перед ним, однако Христос никогда не одобрял ничего похожего на смуту или беспорядки. Был Тот Один, Который мог Его поддержать, но это совершила Его собственная мышца.

[б] Он сделал это без сопротивления со стороны кого-либо из Своих врагов, будь то самих торгашей или первосвященников, выдавших им разрешения на торговлю и имевших в своем распоряжении posse templi — храмовую полицию. Имевшая место коррупция была слишком уж очевидной, чтобы ее оправдывать; совесть грешников — лучший друг реформаторов. Но это было еще не все: очищение храма продемонстрировало Божественную власть, власть над душами людей, и в том, что они не оказали Ему сопротивления, исполнилось Писание (Мал 3:2−3): И кто устоит, когда Он явится?

В-пятых, здесь приводится замечание, сделанное учениками по этому поводу (ст. 17): При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня». Сперва они даже отчасти удивились, увидев, как Тот, Кто был представлен им как Агнец Божий, проявляет такой пыл, и как Он, в Кого они уверовали как в Царя Израилева, унижает Себя до того, что Сам взялся за эту работу. Но неожиданно им пришел на память один стих, который помог им примирить Его действия с кротостью Агнца Божьего и величием Царя Израилева: ибо Давид, говоря о Мессии, отмечает Его ревность по доме Божьем, которая была столь велика, что даже снедала Его, заставляя забыть о Себе, Пс 68:10. Заметьте:

1. Ученики, вспомнив Писания, поняли значение того, что сделал Христос: При сем ученики Его вспомнили, что написано...

Примечание. Слово Божье и дела Божьи всегда взаимно объясняют и иллюстрируют друг друга. Неясные места Писания проясняются в процессе их исполнения в ходе истории, а вызывающие недоумение исторические события получают свое объяснение при сопоставлении их с Писаниями. Посмотрите, какую огромную пользу принесло ученикам Христа то, что они знали Писания и были сильны в них, что в их памяти был хороший запас библейских истин, могущих приготовить их ко всякому доброму делу.

2. Стих, пришедший им на память, был очень подходящим: Ревность по доме Твоем снедает Меня. Давид, ревнуя по доме Божьем, показал в себе прообраз Христа, Пс 111:2−3. То, что он делал для него, он делал всеми силами; см. 1Пар 29:2. Вторая часть этого стиха (Пс 68:10), как и первая, приведенная здесь, также относится к Христу, Рим 15:3. Все те благородные качества, какие можно найти у святых Ветхого завета, проявились во Христе в высшей степени, особенно ревность по доме Божьем; они служили этими качествами как примерами для нас, так и прообразами Его. Заметьте:

(1) Иисус Христос был охвачен чувством ревности по доме Божьем, по Своей Церкви; Он возлюбил ее и всегда ревновал о ее славе и благополучии.

(2) Эта ревность буквально снедала Его, заставляла смирять Себя, растрачивать Себя и подвергать Себя опасности. Ревность моя снедает меня, Пс 118:139. Ревность по доме Божьем запрещает нам сообразовываться с нашей репутацией, нашим благополучием и нашей безопасностью, когда они начинают соперничать с нашим долгом и служением Христу, а иногда она так далеко и так быстро увлекает наши души в исполнении долга, что наши тела уже не могут успеть за ними, и делает нас такими же глухими, каким был наш Учитель по отношению к тем, кто предлагал Ему: Будь милостив к Себе, Господи. Оскорбления, получившие здесь должное воздаяние, могли бы показаться кому-нибудь совершенно незначительными, такими, на которые не следовало бы и обращать внимание, но ревность Христа была такова, что Он не мог выносить одного только вида продающих и покупающих в храме. Si ibi ebrios inveniret quid faceret Dominus! — Если бы Он нашел пьяниц в храме, насколько бы больше Он негодовал! (Остин, Austin).

2. Очистив храм, Христос дал знамение тем, которые требовали его, чтобы подтвердить этим Свою власть так поступать. Заметьте здесь:

(1) Требование знамения: На это иудеи, то есть толпа людей и их вожди, сказали Ему в ответ... Как иудеям, им следовало бы встать на Его сторону и помочь Ему защитить честь их храма, однако они вместо этого выразили протест.

Примечание. Те, кто ревностно принимается за дело реформации, должны рассчитывать на то, что им придется встретить на своем пути противодействие. Когда у них не нашлось что возразить против самого поступка, они решили подвергнуть сомнению Его власть действовать подобным образом: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть и полномочия так поступать?» Очищение храма было поистине добрым делом, но разве мог осуществлять его тот, кто не занимал никакого поста в нем? Они расценивали Его поступок как правовой акт, и потому Он должен был доказать, что Он пророк и даже больше пророка. Но разве само совершенное дело не было достаточным знамением? То, что Он сумел столько людей прогнать с их насиженных мест, не встретив при этом сопротивления, уже доказывало, что Он имел власть так поступать; Тот, Кто был облечен такой Божественной властью, конечно, был наделен и соответствующими Божественными полномочиями. Что произошло с этими покупающими и продающими, что они побежали, что они обратились назад? Несомненно, они побежали пред лицем Господа (Пс 113:5,7), не иначе, как перед Его лицом.

(2) Ответ Христа на это требование, ст. 19. Он не сотворил тут же чуда на их глазах, чтобы убедить их, но дал им знамение в виде предсказания о будущем событии, истинность которого должна подтвердиться при осуществлении его, согласно Втор 18:21−22.

[1] Этим знамением, которое Он дает им, являются Его собственные смерть и воскресение. Он отсылает их к тому, что будет:

Во-первых, Его последним знамением. Если их не убедило то, что они видели и слышали, пусть они тогда подождут.

Во-вторых, великим знамением, доказывающим, что Он Мессия; ибо о Нем было предсказано, что Он будет мучим (Ис 53:5), предан смерти (Дан 9:26) и при всем этом не увидит тления, Пс 15:10. Эти пророчества исполнились в благословенном Иисусе, и потому истинно Он был Сын Божий и имел право распоряжаться в храме, который был домом Его Отца.

[2] Он предсказывает Свою смерть и Свое воскресение не в ясных выражениях, какие часто употреблял в беседах со Своими учениками, а в образных; как позже, давая им это знамение, Он назвал его знамением пророка Ионы, так теперь говорит: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Тем, кто по собственной воле не желал принять истину, Он говорил притчами, чтобы они не увидели, Мф 13:13−14. Кто не хочет видеть, тот никогда не увидит. Более того, примененный здесь образный язык оказался таким камнем преткновения для них, что во время суда над Ним был использован в качестве доказательства того, что Он богохульствовал, Мф 26:60−61. Если бы они в смирении спросили Его о значении сказанных Им слов, то Он объяснил бы им и это было бы для них запахом живительным на жизнь, однако они решительно вознамерились придираться к Нему, и это стало для них запахом смертоносным на смерть. Не пожелав быть убежденными, они ожесточились, и способ выражения этого предсказания послужил поводом к исполнению самого предсказания.

Во-первых, Он предсказывает Свою смерть, причиной которой будет озлобленность на Него иудеев, словами: Разрушьте храм сей, то есть, Он как бы говорит: «Вы разрушите его, и Я это знаю. Я разрешаю вам разрушить его». Заметьте: уже в самом начале Своего служения Христос ясно видел перед Собой все те страдания Свои, которые выпадут на его конец, и, несмотря на это, бодро его продолжал. Хорошо, строя планы, рассчитывать на худшее.

Во-вторых, Он предсказывает Свое воскресение, которое будет совершено Его собственной силой: Я в три дня воздвигну его. Были и другие воскресшие, но Христос Сам воскрес, воспринял Свою собственную жизнь.

[3] Он пожелал представить их в образах разрушения и воздвижения храма потому, что:

Во-первых, сейчас Он должен был оправдать совершенное Им очищение храма, который они осквернили; Он как бы сказал им: «Вы, оскверняющие это храм, разрушите другой храм, и Я докажу вам, что имею власть очищать то, что вы осквернили, воздвигнув то, что вы разрушите». Осквернение храма есть его разрушение, и его восстановление есть его воскресение.

Во-вторых, смерть Христа на самом деле была разрушением иудейского храма, причиной, его вызвавшей, а Его воскресение было воздвижением иного храма, Евангельской Церкви, Зах 6:12. Руины их места и остатки их народа (Ин 11:48) были богатствами для этого мира. См. также Амос 9:11; Деян 15:16.

(3) Их придирка в ответ на сказанное Христом: «Сей храм строился сорок шесть лет... (ст. 20). Работа в храме всегда шла очень медленно, и Ты сможешь так быстро построить его?» Здесь они обнаружили:

[1] Некоторое знание: они могли точно сказать, как долго строился храм. По подсчетам д-ра Лайтфута (Lightfoot), ровно сорок шесть лет прошло с начала восстановления храма Зоровавелем во второй год царствования Кира до возобновления богослужений в нем в тридцать второй год царствования Артаксеркса; такое же время прошло и с начала строительства этого храма, предпринятого Иродом в восемнадцатый год своего правления, до того самого дня, когда иудеи сказали, что сорок шесть лет — οἰκοδομήθη, — сей храм строился.

[2] Неведение, превосходившее их ведение:

Во-первых, относительно смысла слов Христа.

Примечание. Люди часто делают грубые ошибки, буквально понимая то, о чем Писание говорит иносказательно. Сколько вреда принесло истолкование слов «Сие есть Тело Мое» в материалистическом, плотском смысле!

Во-вторых, относительно всемогущества Христа, — как будто Он не в состоянии был превзойти человеческие возможности. Если бы они знали, что перед ними был Тот, Кто устроил все за шесть дней, то не посчитали бы нелепым Его высказывание о том, что Он созиждет храм за три дня.

(4) Защита Христом Своего ответа против их придирок. Уточнение терминов вскоре разрешило создавшееся затруднение: А Он говорил о храме Тела Своего, ст. 21. Хотя Христос, очистив храм, показал этим Свое уважение к нему, Он все же хочет, чтобы мы знали, что святость храма, о которой Он так ревновал, была не более чем прообразной, хочет привести нас к размышлению о ином храме, которого нынешний был всего лишь тенью, а Христос — его внутренней сущностью, Евр 9:9; Кол 2:17. Некоторые полагают, что когда Он сказал «Разрушьте храм сей», то показывал на собственное Тело или даже прижимал к груди руку; как бы то ни было, но совершенно ясно, что Он говорил о храме Тела Своего.

Примечание. Тело Христа является истинным храмом, прообразом которого был Иерусалимский храм.

[1] Как и храм, оно было устроено по непосредственному Божественному указанию: «Тело уготовал Мне» (см. также 1Пар 28:19).

[2] Как и храм, оно было святым домом и называлось Святое.

[3] Как и храм, оно было местом обитания славы Божьей; в нем пребывало предвечное Слово, истинная шекина. Он есть Еммануил — с нами Бог.

[4] Храм был местом и средством контакта между Богом и Израилем: там Бог открывался им, там они представали перед Ним и служили Ему. Так и через Христа Бог общается с нами и мы общаемся с Ним. Поклонявшиеся Богу взирали на этот дом, 3Цар 8:30,35. Так точно и мы должны поклоняться Богу, взирая на Христа.

(5) Воспоминание учеников об этом, имевшее место много времени спустя, но помещенное здесь с целью иллюстрации описываемого события (ст. 22): Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его по прошествии нескольких лет вспомнили, что Он говорил это. В ст. 17 мы видели, как они вспомнили то, что было написано о Нем, здесь же мы видим, что они вспомнили то, что слышали от Него.

Примечание. Память учеников Христа должна быть подобна сокровищнице доброго хозяина, в которой есть и новое и старое, Мф 13:52. Заметьте:

[1] Когда они вспомнили это слово — когда Он воскрес из мертвых. В настоящий момент они, кажется, не до конца понимали значение слов Христа, ибо были еще не более чем младенцами в познании; но, несмотря на это, они все же слагали сказанное в сердцах своих, и впоследствии оно стало для них понятным и принесло им пользу.

Примечание. Хорошо выслушивать для будущего, Ис 42:23. Тем, кто младше по годам и по исповеданию, следует сохранять в своем сердце истины, значение или применение которых не вполне хорошо ими понимается в настоящее время, ибо впоследствии, по достижении ими большего опыта, они сослужат им добрую службу. Об учениках Пифагора рассказывали, что наставления их учителя находились в их сознании как бы в замороженном состоянии до тех пор, пока им не исполнилось сорок лет, и лишь тогда начали оттаивать; так и это слово Христа ожило в памяти Его учеников, когда Он воскрес из мертвых; но почему именно тогда?

Во-первых, потому, что именно тогда на них сошел Дух Святой, чтобы напомнить им все, что Христос говорил им, и сделать слышанное понятным и не трудным для них, Ин 14:26. В тот самый день, в который Христос воскрес из мертвых, Он отверз им ум, Лк 24:45.

Во-вторых, потому, что именно тогда это слово Христа исполнилось. Когда храм Его Тела был разрушен и вновь воздвигнут, а произошло это на третий день, тогда они вспомнили об этом наряду с другими словами, сказанными Христом с этой целью.

Примечание. Пониманию Писания много содействует наблюдение за исполнением Писания. Совершившееся событие истолковывает изреченное о нем пророчество.

[2] Какую пользу они извлекли из этого: они поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус; их вера в это утвердилась, получила новое подкрепление и силу. Они были медлительны сердцем, чтобы веровать (Лк 24:25), но все же уверились. Писание и слово Христа поставлены здесь в один ряд не потому, что они совпадают и в точности повторяют содержание друг друга, но потому, что взаимно иллюстрируют и подкрепляют друг друга. Когда ученики увидели, что то, о чем они читали в Ветхом Завете и что слышали из собственных уст Христа, исполнилось в Его смерти и воскресении, они еще более утвердились в своей вере как в первое из упомянутых событий, так и во второе.

Стихи 23−25. Эти стихи дают описание того, какой успех, незначительный успех, имели проповедь Христа и Его чудеса в Иерусалиме во время Его празднования Пасхи. Заметьте:

I. Что наш Господь Иисус, когда был в Иерусалиме на празднике Пасхи, проповедовал и творил чудеса. То, что люди уверовали во имя Его, подразумевало, что Он проповедовал; об этом ясно говорят следующие слова: Видя чудеса, которые Он творил... Он находился теперь в Иерусалиме, в святом городе, откуда слово Господне должно было распространиться и далее. Местом Его проживания была, в основном, Галилея, и потому, находясь в Иерусалиме, Он был очень деятелен. Это время было святым временем, праздничным, предназначавшимся для служения Богу; в празднование Пасхи левиты учили доброму разумению в служении Господу (2Пар 30:22) (в рус. Синод. переводе, в отличие от англ. Библии версии короля Иакова, читаем: ...левитам, имевшим доброе разумение в служении Господу. — Прим. переводчика.), и Христос воспользовался этой возможностью, большим стечением народа, для проповеди, таким образом признав и почтив Божественное установление о Пасхе.

II. Что вследствие этого многие уверовали во имя Его, признали Его Учителем, пришедшим от Бога, как например Никодим (Ин 3:2), великим пророком; вероятно, некоторые из тех, кто ожидал избавления в Иерусалиме, поверили в Него как в обещанного Мессию, с готовностью встретив первое появление звезды светлой и утренней.

III. Что, тем не менее, Сам Иисус не вверял Себя им... (ст. 24): οὐκ ἐπίστευεν ἑαυτὸν αὐτοῖς — Он не доверялся им. Это то же самое слово, которое переведено как уверовали в Него. Так что уверовать во Христа означает вверить себя Ему и довериться Его водительству. Христос не видел основания сколько-нибудь доверять этим новообращенным в Иерусалиме, где у Него было столько врагов, искавших погубить Его, то ли:

1. По тому, что они были притворными верующими, по крайней мере некоторые из них, и с готовностью предали бы Его, если бы им представилась такая возможность, или же просто испытывали бы сильное искушение это сделать. Среди жителей Галилеи Он имел больше учеников, которым мог довериться, чем среди обитателей Иерусалима. В опасные времена и в опасных местах следует проявлять благоразумие, остерегаться быть доверчивыми; μεμνησο απιστειν — учитесь не доверять. То ли:

2. Потому, что они были немощны, и я надеюсь, что именно это было наихудшим в них; нельзя сказать, что они были вероломными и замышляли против Него зло, но:

(1) Они были боязливы, им недоставало ревности и мужества, поэтому могли в состоянии страха совершить неправильный поступок. Во времена испытаний и опасности на трусов нельзя полагаться. Или:

(2) Они были неуравновешенны, им недоставало благоразумия и руководства со стороны. Жители Иерусалима ожидали временного царствования Мессии, возможно, более, чем верующие из других мест, и, имея такую надежду, осмелились бы выступить против правительства, если бы Христос вверил Себя им и сделался их главой; но Он им не сделался, ибо Царство Его не от мира сего. Нам следует сторониться буйных, неуравновешенных людей, как сторонился их наш Учитель, хотя они и исповедуют, что веруют во Христа, как исповедовали эти люди.

IV. Причина, по которой Он не вверял Себя им, заключалась в том, что Он знал их (ст. 25), знал нечестие одних и слабость других. Евангелист пользуется возможностью громко заявить о всеведении Христа.

1. Он знал всех людей, не только их имена и лица, как мы можем знать многих, но и их внутреннюю сущность, их характеры, наклонности, намерения, как мы не знаем никого, даже самих себя. Он знает всех людей, ибо Его всесильная рука сотворила всех их, а Его всевидящее око видит их всех, видит насквозь. Он знает Своих скрытых врагов и все их тайные замыслы, Своих лже-друзей и их истинное лицо, то, кем они являются в действительности, за кого бы они себя ни выдавали. Он знает тех, кто действительно принадлежит Ему, знает их непорочность и знает их несовершенства. Он знает состав их.

2. Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке. Его знание базировалось не на информации, получаемой от других людей, но на собственной безошибочной интуиции. Несчастье земных царей состоит в том, что они должны видеть глазами других людей, и слышать ушами других людей, и воспринимать все так, как им преподносят; а Христос руководствуется исключительно собственным знанием. Ангелы суть Его вестники, но не шпионы, ибо Его собственные очи обозревают всю землю, 2Пар 16:9. Христос не составляет Своего мнения о людях на основании тех обвинений, которые выдвигает против них сатана, и это является большим утешением для нас.

3. Он знал, что в человеке, в каждом отдельно; знал то, что составляло их внутреннюю сущность и каким был их жизненный путь. Мы знаем, что делается людьми, — Христос знает, что делается в них, Он есть испытующий сердца и утробы. Это прерогатива присносущего, предвечного Слова, Евр 4:12−13. Мы отнимаем ее у Него, когда беремся судить сердца человеческие. Как подходит Христу роль Спасителя людей, роль врача, имеющего совершенное знание о состоянии пациента, о его здоровье и нездоровье, о том, что делается в нем! Так же подходит Ему и роль Судии всех! Ибо суд Того, Кто знает всех людей и все, что в людях, обязательно должен быть истинным.

Вот и весь успех проповеди и чудес Христа в Иерусалиме во время этого посещения его. Господь приходит в Свой храм, но никто не приходит к Нему, кроме кучки нерешительных простолюдинов, от которых Он не может иметь никакой чести и которым не может довериться; однако в конечном счете Он будет смотреть на подвиг души Своей с довольством.

толкование Мэтью Генри на евангелие от Иоанна, 2 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.