В этой главе апостол провозглашает суд Божий над богатыми людьми, угнетающими бедных, показывая им, как велики их грех и безумие в глазах Божиих и каким тяжелым будет грядущее на них наказание, ст. 1−6. Вслед за этим он призывает всех верных к терпению в испытаниях и страданиях, ст. 7−11. Предостерегает против согрешения клятвами, ст. 12. Учит, как вести себя в страданиях и в пору благоденствия, ст. 13. Предписывает молиться о больных и совершать над ними помазание елеем, ст. 14−15. Советует христианам признаваться друг пред другом в своих согрешениях и молиться друг за друга; доказывает действенность молитвы, ст. 16−18. В заключение рекомендует нам делать все возможное с нашей стороны для возвращения уклонившихся с истинного пути.
Стихи 1−11. Сначала апостол обращается к грешникам, а затем к святым.
I. Рассмотрим обращение к грешникам; здесь мы видим, как Иаков вторит своему великому Учителю, сказавшему: Горе вам, богатые! ибо вы получили свое утешение, Лк 6:24. Богатые люди, к которым адресовано это предостережение, были не из числа исповедующих христианство, но это были мирские, неверующие иудеи; о них говорится здесь, что они осудили и убили праведника, чего не могли бы сделать христиане. Хотя это послание было написано ради верных и было послано, главным образом, для них, тем не менее обращение апостола дает нам право предположить, что в этих стихах говорится о неверующих иудеях. Они не хотели слушать слово, поэтому им было написано, чтобы они могли прочесть его. Примечательно, что обращение апостола в самом начале послания адресовано не к братиям во Христе, как в посланиях Павла, а в общем — к двенадцати коленам; и приветствие тоже дано в общей форме, не благодать и мир во Христе, порадоваться (англ. приветствую. — Прим. переводчика), 1:1. Бедные из иудеев принимали Евангелие, и многие из них уверовали, но большинство богатых отвергли христианство, закоренели в своем неверии, ненавидели и преследовали верующих во Христа. К этим неверующим богатым иудеям, угнетателям и преследователям, и обращается апостол в первых шести стихах.
1. Он предсказывает суд Божий, грядущий на богатых, ст. 1−3. Их постигнут бедствия, причем такие страшные, что одного предчувствия их вполне достаточно, чтобы заставить плакать и рыдать; бедствия возникнут из тех самых вещей, в которых они полагали свое счастье, и осуществятся посредством их же, свидетельствуя против них в последний день на погибель им. Поэтому они призываются теперь рассмотреть и взвесить все, подумать о том, как они предстанут на суд перед Богом: Послушайте вы, богатые.
(1) «Можете быть уверены, вас постигнут страшные бедствия, такие, что никакого облегчения и никакого утешения не будет в них, но только всевозможные страдания, временные и вечные, страдания от внешних бед, внутренние страдания души и сердца, страдания в этом мире и страдания в преисподней. Не одно какое-то бедствие постигнет вас, но много бедствий. Разорение вашей церкви и вашей нации приближается; близок день гнева, когда богатство не принесет человеку пользы, когда все нечестивые истребятся».
(2) Одного предчувствия грядущих бедствий вполне достаточно, чтобы заставить их плакать и рыдать. Богатые люди любят говорить себе (и другие склонны говорить им): Ешь, пей, веселись; но Бог говорит им: Плачьте и рыдайте (англ. войте. — Прим. переводчика). Не сказано: «Плачьте и раскаивайтесь», — ибо апостол не ожидает этого от них (он говорит в форме объявления, а не предостережения), но: «Плачьте и рыдайте, ибо, когда придет ваша гибель, не будет ничего, кроме плача и скрежета зубов». Они живут, уподобляясь зверям, поэтому им повелевается выть, подобно им. Богатые люди, чья жизнь проходит в неге, развлечениях и наслаждениях, тяжелее всех переносят общенародные потрясения, поэтому они больше, чем другие, будут плакать и рыдать о бедствиях, грядущих на них.
(3) Их бедствия возникнут из тех самых вещей, в которых они полагали свое счастье. «Все ваше добро подвергнется гниению, истреблению и ржавчине: Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью, ст. 2. То, что вы сейчас чрезмерно любите, впоследствии будет нестерпимо мучить вас: оно потеряет свою ценность и будет бесполезно для вас, более того, подвергнет вас многим скорбям, ибо:
(4) Будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь» (ст. 3). В Священном Писании неодушевленные предметы часто выступают в роли свидетелей против нечестивых людей. Небо, земля, камни в поле, произведения земли; здесь же сказано, что ржа, истребляющая неправедно нажитое богатство, будет свидетельствовать против нечестивых богачей. Они думают, что копят богатство на последние дни, чтобы жить в изобилии, когда придет старость, но, увы! они копят богатство, которое станет добычей других (как у иудеев все было захвачено римлянами) и в конце концов окажется сокровищем гнева в день откровения праведного суда Божия. Тогда их беззакония, в наказание им, съедят плоть их, как огонь. В разрушенном Иерусалиме многие тысячи погибли в огне; в день последнего суда нечестивые будут приговорены к огню вечному, приготовленному сатане и его ангелам. Господь да избавит нас от участи нечестивых богачей! Постараемся не впадать в их грехи, которые мы рассмотрим в следующем разделе.
2. Апостол показывает, что представляют собой грехи, навлекающие такие бедствия. Несомненно, только очень тяжкие грехи могут привести к столь прискорбному положению.
(1) Этим людям предъявляется обвинение в алчности. Они копили одежды, пока не развелась моль и не съела их; они копили золото и серебро, пока оно не заржавело. К великому сожалению, вещи содержат в самих себе причину своего разложения и истребления: в одежде заводится моль и изъедает ее, в золоте и серебре — ржа, поражающая их; но наибольшего сожаления заслуживает тот, кто копит и собирает эти вещи до тех пор, что они начинают гнить, ржаветь и истребляться молью. Бог дает нам земные блага, для того чтобы мы прославляли Его и творили добро, но если вместо этого мы занимаемся греховным накопительством их, из чрезмерной привязанности к ним или из-за недоверия провидению Божиему в отношении своего будущего, то совершаем гнусное преступление и свидетельством этому будут те самые ржавчина и гниль на сокровищах, накопленных таким образом.
(2) Другой грех, в котором обвиняются те, против кого пишет Иаков, состоит в угнетении: Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет.., ст. 4. Имеющие богатство захватывают в свои руки и власть, а затем злоупотребляют ею, чтобы угнетать подвластных им. Здесь мы находим богатых людей, нанимающих к себе на работу бедняков; богатые имеют такую же нужду в рабочих руках бедняков, какую те имеют в получении воздаяния от богатых за свой труд, без него они едва ли могут существовать; однако, не учитывая этого, богатые удерживали плату у работников; имея в своих руках власть, они, вероятно, заключали с бедными соглашения настолько несправедливые, насколько это было возможно, и даже такие соглашения не соблюдали как должно. Это вопиющий грех, беззаконие, вопиющее так, что достигает слуха Божиего; в этом случае Бог рассматривается как Господь Саваоф, или Господь воинств, Кфрои Харашв — имя, часто используемое в Ветхом Завете в тех случаях, когда народ Божий был беззащитен и нуждался в покровительстве и когда его враги были многочисленны и сильны. Господь воинств, Кто распоряжается всеми существами и творениями, Кто каждому определяет свое место, Кто слышит угнетенных, когда они вопиют по причине жестокости или несправедливости угнетателей, и приказывает тем или иным воинствам, находящимся в Его распоряжении (ангелам, злым духам, штормам, смутам и т. п.) отомстить за зло, причиненное тем, с кем обходятся несправедливо и немилосердно. Остерегайтесь греха обмана и притеснения, избегайте даже вида его.
(3) Следующий грех, упоминаемый здесь, — чувственность и сластолюбие. Вы роскошествовали на земле и наслаждались.., ст. 5. Бог не запрещает нам наслаждений, но жить ими, как если бы они были нашей единственной целью, — это очень провоцирующий грех; жить так на земле, где мы являемся лишь странниками и пришельцами, где мы живем только временно и должны готовиться к вечности, крайне усугубляет грех сластолюбия. Роскошь делает людей распутными, как написано в Ос 13:6: Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня. Распутство и роскошь обычно являются следствием чрезмерного изобилия; людям, имеющим большое изобилие, владеющим большими имениями, чрезвычайно трудно воздержаться от плотских, чувственных наслаждений: «Вы напитали сердца ваши, как бы на день заклания (англ. в день заклания. — Прим. переводчика), вы живете так, как будто у вас каждый день — день заклания, праздник; таким образом ваши сердца откармливаются и жиреют до такой степени, что вы становитесь тупыми, гордыми и нечувствительными к нуждам и бедам других». Некоторые могут сказать: «Какое зло в хорошей пирушке, если человек тратит не больше того, что имеет?» Как! Разве это не зло — делать бога из своего чрева и все приносить в жертву ему, вместо того чтобы богатеть делами милосердия и благочестия? Разве это не зло, когда человек делается неспособным заботиться о своей душе, предаваясь угождению прихотям своего тела? Грехи, низведшие огонь на Содом и несущие страшные бедствия богатым, о которых они призываются плакать и рыдать, несомненно, представляют собой ужасные грехи! Гордость, праздность и пресыщение это то же самое, что роскошествовать и наслаждаться, утучнять свое сердце, как бы на день заклания.
(4) Еще один грех, в котором обвиняются богатые, — преследование: Вы осудили, убили праведника; он не противился вам, ст. 6. Этот грех наполняет меру их беззакония. Они угнетали и поступали несправедливо, чтобы получить большое имение; достигнув своего, они предавались роскоши и наслаждениям, пока не потеряли всякое сознание и всякую чувствительность к нуждам и бедам других; а затем беспощадно преследовали и убивали. Претендуя на соблюдение закона, они осуждали, прежде чем убить; но какую бы видимость законности они не придавали своим несправедливым действиям, им придется отчитаться за них, когда Бог будет взыскивать за кровь, так же как и явным убийцам и мародерам. Заметьте здесь, что праведник может быть осужден и убит, но затем заметьте следующее: когда он переносит такое и без сопротивления покоряется приговору угнетателей, Бог отмечает это, к чести страдальцев и позору их гонителей; это показывает, что суды при дверях, и можно со всей определенностью сделать вывод — день расплаты грядет, чтобы вознаградить терпение угнетенного и уничтожить угнетателя. На этом заканчивается обращение к грешникам.
II. Далее следует обращение к святым. Некоторые склонны относиться с пренебрежением или осуждением к такому методу проповеди, когда служители обращаются со словом как к грешникам, так и к святым; но из применения его здесь апостолом можно заключить, что это самый правильный путь преподавания слова истины. Сказанное относительно богатых людей, нечестивых и притеснителей, служит основанием для ободрения страдающего народа Божиего: «Поэтому будьте терпеливы; учитывая, какие бедствия пошлет Бог на нечестивых, вы можете уразуметь, в чем состоит ваш долг и в чем заключается ваше величайшее утешение».
1. Будьте верны своему долгу: Будьте долготерпеливы (ст. 7), укрепите ваши сердца (ст. 8), не сетуйте друг на друга, братия, ст. 9. Рассмотрим внимательно значение этих трех выражений:
(1) «Будьте долготерпеливы — переносите скорби безропотно, за обиды не мстите, и хотя Бог не явится вам немедленно каким-то замечательным образом, однако ожидайте Его. Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его. Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Пусть ваше терпение станет долготерпением»; таково значение используемого здесь греческого слова μακροΘυμέω (mak-roth-oo-meh'-o). Исполнив свой труд, необходимо с терпением ожидать награды. Христианское терпение это не просто покорность неизбежному, как нравственное терпение, проповедуемое некоторыми философами, но смиренное согласие с мудростью и волей Божией в ожидании грядущего славного вознаграждения: Будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Так как этот урок должен усвоить каждый христианин, каким бы он ни был порой тяжелым и трудным, то он повторяется еще в ст. 8: Долготерпите.
(2) «Укрепите сердца ваши — да будет вера ваша твердой, без колебаний, постоянно упражняйте ее в добрых делах не ослабевая в них, и ваша верность Богу и небу да будет неизменной, несмотря на все страдания и искушения». Преуспевание нечестивых и скорби праведных во все века были тяжелым испытанием для веры народа Божиего. Асаф говорит, что едва не пошатнулись ноги его, когда он увидел благоденствие нечестивых, Пс 72:2−3. Вероятно, некоторые из христиан, к которым обращался апостол Иаков, были в таком же состоянии колебания, поэтому они призываются укрепить свои сердца; сердце укрепляется верой и терпением.
(3) Не сетуйте друг на друга, то есть: «Не обременяйте друг друга никакими сетованиями: ни ропотом на то, что случилось с вами, ни сомнениями по поводу того, что может случиться в будущем, ни мстительными высказываниями в адрес тех, кто был орудием в ваших страданиях, ни завистью к тем, кого не постигли ваши бедствия, — не обременяйте и не огорчайте друг друга такими сетованиями». «Как мне кажется (говорит д-р Мантон), апостол осуждает здесь взаимные обиды и враждебность, которыми христиане того времени, делившиеся на обрезанных и необрезанных, огорчали друг друга и давали повод друг другу для взаимных сетований, так что они стонали не только от угнетения богатых преследователей, но и от обид со стороны многих братьев, исповедующих вместе с ними одну святую веру». Имеющие общего врага и претерпевающие одни и те же страдания должны особенно заботиться о том, чтобы не огорчать друг друга и не сетовать друг на друга, так как иначе они подвергнутся общему осуждению, как и все прочие; чем больше проявляется такое сетование, тем ближе осуждение.
2. Рассмотрим, какое ободрение предлагается здесь христианам, чтобы они были терпеливы, укрепили свои сердца и не сетовали друг на друга.
(1) «Возьмите пример с земледельца: Он ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Когда вы сеете зерно в землю, то долгие месяцы ожидаете дождя раннего и позднего и готовы долго терпеть, пока созреют плоды вашего труда; не учит ли это вас переносить бури, которых не так уж много, и терпеть в течение некоторого времени, не столь продолжительного, ожидая Небесного Царства и вечного блаженства? Взгляните на того, кто ожидает урожая, — неужели вы не можете с терпением ожидать венца славы? Хотя вам приходится ожидать немного дольше, чем земледельцу, но разве ожидаемое вами не бесконечно больше и ценнее? Кроме того:
(2) Подумайте о том, каким кратким может оказаться ваше ожидание: ...Пришествие Господне приближается, ст. 8; ...Вот, Судия стоит у дверей, ст. 9. Не будьте нетерпеливы, не ссорьтесь друг с другом, ибо близок великий Судия, Который восстановит справедливость, накажет нечестивых и вознаградит праведных: представляйте Его стоящим так близко, как стучащий в дверь». В то время, когда Иаков писал это послание, пришествие Господне для наказания нечестивых иудеев было уже очень близко; и всякий раз, когда дети Божии подвергаются чрезвычайным страданиям для испытания их терпения и других добродетелей, они должны укреплять свои сердца мыслью о том, что пришествие Христа как Судии не подлежит сомнению и что оно близко. В настоящее время пришествие Судии значительно ближе, чем в те времена, когда писалось это послание, ближе почти на семнадцать столетий, поэтому это должно иметь для нас еще большее значение.
(3) Опасность быть осужденными в тот день, когда явится Судия, должна побуждать нас помнить о нашем долге, упомянутом выше: Не сетуйте,.. чтобы не быть осужденными. Раздражительность и недовольство навлекут на нас справедливый суд Божий; своим ропотом, недоверием, завистью и сетованием друг на друга мы подвергаем себя бедствиям, значительно большим, чем сознаем это. Если же мы избегаем этих грехов и во время испытаний сохраняем терпение, то Бог не осудит нас. Будем ободрять себя этим.
(4) Пример пророков должен вдохновлять нас в нашем терпении (ст. 10): В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Заметьте, что пророки, удостоившиеся наибольшей славы от Бога и наибольшего благоволения Его, были самыми великими страдальцами; мысль о том, что с самыми лучшими людьми в этом мире обращались самым жестоким образом, должна примирять нас с нашими страданиями. Заметим еще: те, что являют собой самые великие примеры страдания от бедствий, дают нам и самые лучшие и великие примеры терпения; испытание... производит терпение. Вслед за этим апостол говорит, что это соответствует здравому смыслу верных (ст. 11): Вот, мы ублажаем (англ. считаем счастливыми. — Прим. переводчика) тех, которые терпели: мы считаем праведных и терпеливых страдальцев самыми счастливыми людьми. См 1:2−12.
(5) В качестве примера для ободрения страдающих приводится терпение Иова. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ст. 11. Случай Иова представляет собой пример самых разнообразных страданий, причем очень тяжких, но во всех скорбях он благословлял Бога и, в общем, сохранял терпеливый и смиренный дух; что же он получил в итоге? Поистине, соделанное для него Богом ясно доказало, что Господь весьма милосерд и сострадателен. Самое лучшее средство для перенесения скорбей — это взирать на их конец; сострадание Божие таково, что Он немедленно прекращает наши страдания, как только достигает Своей цели в них; и нежное милосердие Божие таково, что Он с избытком возмещает Своим детям за все их скорби и страдания. В то время как они страдают, Он сострадает им, а затем являет Свою щедрость. Будем же служить нашему Господу и терпеливо переносить все испытания, веруя, что конец венчает все.
Стихи 12−20. Послание приближается к концу, и автор очень быстро переходит от одной темы к другой, этим объясняется большое разнообразие вопросов, рассматриваемых в этих нескольких стихах.
I. Предостережение против согрешения клятвами: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь, и далее, ст. 12. Некоторые понимают эти слова в слишком ограниченном смысле, как если бы они означали: «Не кляните своих преследователей, которые поносят и злословят вас, не раздражайтесь, когда они оскорбляют вас, чтобы в своем раздражении не подпасть искушению проклинать». (Англ. «swear» переводится как «клясться» или «ругаться, божиться», — прим. редактора). Такая клятва, несомненно, запрещается здесь, и виновные в этом грехе не оправдаются заверением, что они проклинали только тогда, когда их вынудили к этому, и раньше, чем они осознали это. Но апостольское предостережение распространяется и на другие случаи, а не только на такой. Некоторые переводят слова πρό πἀντων прежде всего остального, и тогда они означают, что нельзя во время обычного разговора клясться перед каждым словом. Всякие ненужные клятвы, произносимые по привычке, всегда осуждались Священным Писанием как тяжкий грех. Нечестивые клятвы были очень обычны среди иудеев, и поскольку это послание писалось двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, то мы можем заключить, что это увещание адресовано к неверующим иудеям. Трудно допустить, чтобы дети Божии порочили себя такими клятвами, так как Петр, будучи обвиняем в том, что он — ученик Христа, и желая опровергнуть это обвинение, клялся и божился, чтобы таким образом наиболее эффективно разубедить своих обвинителей, поскольку им было хорошо известно, что ученики Христа не позволяют себе клясться; но, возможно, среди называющих себя христианами встречались распущенные люди, которые, наряду с прочими грехами, были повинны также и в этом. Именно этот грех в более поздние времена стал чрезвычайно распространенным даже среди тех, кто, казалось бы, более других имел право на звание и привилегии христианина. Очень редко услышишь, чтобы в этом грехе были виновны отделившиеся от англиканской церкви, но среди тех, кто гордится своей принадлежностью к ней, клятва является самым обычным делом; самые отвратительные клятвы и проклятия ежедневно оскорбляют слух и ранят сердце серьезных христиан. Иаков говорит:
1. Прежде же всего, братия, не клянитесь; но как много тех, кто не придает этому никакого значения и так легко относится к общепринятой нечестивой привычке клясться и божиться! Но почему клятва запрещается здесь прежде всего?
(1) Потому что этим грехом наносится самый прямой удар по чести Бога, в нем отчетливее всего проявляется неуважение к Его имени и авторитету.
(2) Потому что из всех грехов именно этот менее всего дает нам поводов впадать в него: к совершению его нас не побуждает ни выгода, ни удовольствие, ни репутация, а только наша распущенность и проявление вражды к Богу. Суетное замышляют враги Твои, Пс 118:20. Это доказывает враждебное отношение людей к Богу, хотя они могут претендовать на то, чтобы называться Его именем, и иногда почитают Его своим присутствием на богослужении.
(3) Потому что оставить этот грех труднее всего, если он вошел в привычку, и против него надо особенно, прежде всего бодрствовать. И:
(4) «Прежде же всего не клянитесь, ибо как вы можете надеяться, что имя Господа будет для вас крепкой башней в бедственное для вас время, если вы его оскверняете и легкомысленно употребляете в другое время?» Иудеи думали, что были достаточно осторожны, воздерживаясь от клятвы именем Chi-Eloah, но при этом дошли до такого нечестия, что клялись творением так, как если бы оно было Богом, и таким образом ставили его на место Бога; с другой стороны те, кто клянется именем Бога нечестиво, по привычке, тем самым низводят Его на один уровень с самыми обычными вещами.
2. Но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению; то есть, «пусть этого будет достаточно для подтверждения или отрицания вами чего-либо, когда в этом есть необходимость, и твердо держитесь своего слова, будьте верны ему, чтобы не давать повода подозревать вас во лжи; тогда вы сохраните себя от осуждения за отказ от того, что вы сказали или пообещали, поспешно поклявшись при этом, а также от бесчестья имени Божиего ради собственного оправдания. Именно подозрение во лжи заставляет людей клясться. Пусть всем будет известно, что вы держитесь истины, что вы верны своему слову, и тогда вы убедитесь, что нет никакой необходимости подтверждать свои слова клятвой. Таким образом вы избежите осуждения за нарушение третьей заповеди: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».
II. Как христиане мы призываемся приспосабливаться к тому, что посылает нам провидение (ст. 13): Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы. Наши обстоятельства в этом мире изменчивы, и наша мудрость в том, чтобы подчиняться им, какие они есть, и вести себя подобающим образом как в период благоденствия, так и во время бедствий. Иногда нас посещает печаль, иногда — радость; Бог противопоставляет одно другому, чтобы мы могли лучше исполнять обязанности, предписанные Им, и чтобы впечатления, производимые на наши настроения и чувства, могли привести нас к общению с Богом. Страдания должны побуждать нас молиться, а радость — прославлять Бога. Это не значит, что молитва необходима только во время переживаний, а пение — только в радостные дни, но что в такие периоды они могут принести наибольшую пользу и наилучшие результаты.
1. Во время скорби нет ничего более своевременного, чем молитва. Страдающий человек должен молиться сам, а также просить и других молиться за него. Дни скорби должны быть днями молитвы. Бог посылает скорби, для того чтобы заставить нас рано искать Его и чтобы те, кто прежде пренебрегал Им, были вынуждены вопрошать о Нем. Тогда дух становится очень смиренным, сердце — сокрушенным и мягким; молитва тогда наиболее угодна Богу, когда она исходит из сокрушенного и смиренного сердца. Скорби естественно вызывают стенания; и к кому, как не к Богу, мы должны изливать свои жалобы в молитве? В скорбях необходимо упражнять веру и надежду; молитва — это средство, предназначенное для обретения этих добродетелей и возрастания в них. Злостраждет ли кто из вас? пусть молится.
2. В дни радости и благополучия прилично и уместно петь псалмы. В оригинале написано просто «петь», ψαλλἐτω без добавления слова «псалмы» или какого-то другого слова; из некоторых сочинений, относящихся к ранним векам христианства (в частности из письма Плиния и из некоторых отрывков Иустина Мученика и Тертуллиана), мы знаем, что у христиан было принято во время богослужений петь гимны, либо взятые из Священного Писания, либо кем-то сочиненные. Хотя некоторые считают, что совет Павла колоссянам и ефесянам, назидатъ самих себя (Кол 3:16) ψαλμοῖς καὶ ὕμνοις καὶ ᾠδαῖς — псалмами и славословиями и песнопениями духовными, относится только к произведениям Священного Писания, поскольку псалмы Давида на еврейском языке называются Shurim, Tehellim и Mizmorim, словами, точно соответствующими словам апостола. Как бы то ни было, мы уверены в том, что пение псалмов есть евангельское установление и что наша радость должна быть святой радостью, радостью о Боге. О пении здесь говорится так, чтобы показать, что, находясь в радостных, благополучных обстоятельствах, надо направлять свою радость, даже будучи наедине с самим собой, в это русло. Святая радость прилична и в семейном кругу, и в уединении, а также в общих собраниях. Пусть наше пение будет таким, чтобы мы воспевали в сердцах своих Господу, и такая форма поклонения, несомненно, будет угодна Ему.
III. Даются подробные указания относительно больных и обетование о даровании прощающей и исцеляющей благодати при исполнении этих указаний. Если кто-нибудь болен, то он должен:
1. Призвать пресвитеров, πρεσβυτέρους τῆς ἐκκλησίας, пасторов или служителей, Церкви, ст. 14−15. Это лежит на ответственности больного — послать за служителями и попросить их оказать ему помощь и помолиться за него.
2. Долг служителей — помолиться над больным, когда их просят об этом и зовут для этого. Пусть помолятся над ним; пусть помолятся конкретно по этому случаю и пусть ходатайствуют за него так, как подобает людям, сочувствующим несчастью.
3. Во времена чудесных исцелений больные помазывались елеем во имя Господне. Толкователи, обыкновенно, понимают это так, что помазание елеем совершалось только обладавшими властью творить чудеса и что когда чудеса прекратились, то перестал существовать и этот обычай. В евангелии Марка мы читаем о том, что апостолы совершали помазание елеем над многими больными и исцеляли их, Mк 6:13. Мы имеем также сведения о том что помазание елеем практиковалось в церкви двести лет спустя после Христа; но тогда оно сопровождалось и даром исцеления, когда же дар чудотворения прекратился, то и этот обряд был упразднен. Паписты сделали из помазания елеем таинство и назвали его соборованием. Они используют его не для исцеления больных, как делали апостолы; всегда идя вразрез со Священным Писанием во всех церковных установлениях, они и здесь установили, что помазание следует совершать только над находящимися при смерти. Апостольское помазание совершалось для исцеления болезни, а папистское — для изгнания остатков греха, чтобы помочь душе (как они считают) успешнее бороться с властями тьмы. Будучи не в состоянии доказать какими-либо видимыми результатами, что Христос одобряет установленный ими обряд, они пытались убедить людей в замечательных невидимых результатах. Лучше, конечно, не совершать помазание елеем вообще, чем использовать его в целях, совершенно противоположных тем, о которых говорится в Писании. Некоторые протестанты учили, что помазание было всего лишь разрешено, или одобрено, Христом, а не установлено Им. Но из слов Иакова можно заключить, что оно осуществлялось в тех случаях, когда была вера в исцеление. И некоторые протестанты на этом основания отстаивали помазание. Помазание употреблялось не повсеместно даже в апостольский век, и некоторые думают, что и в другие века оно полностью не отвергалось, но в случае наличия особой веры у совершавшего помазание и у того, над кем оно производилось, помазание могло сопровождаться особым благословением. Однако при этом надо обратить серьезное внимание на то, что исцеление больного приписывается здесь не помазанию елеем, а молитве: Молитва веры исцелит болящего.., ст. 15. Так что:
4. Молитва над больным должна исходить из живой веры и сопровождаться ею. Тот, кто молится, и тот, над кем молятся, должны иметь веру. Во время болезни нужна молитва веры, от холодной и формальной молитвы не будет пользы.
5. Молитва будет иметь успех. Господь восставит его в случае, если он подлежит исцелению, если Бог усмотрел для него еще какое-то дело в этом мире. И если он соделал грехи, простятся ему; то есть если болезнь была послана как наказание за какой-то конкретный грех, то он будет прощен, и в знак этого болезнь будет устранена. Как некогда Христос сказал расслабленному: Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже, подразумевая под этим, что причиной его болезни был какой-то грех. Поэтому во время болезни мы должны просить Бога, как для себя, так и для других, прежде всего о прощении грехов. Грех есть и корень болезни, и жало ее. Если грех прощается, то либо недуг будет удален по милости Божией, либо мы увидим милость Божию в продолжении его. Когда исцеление основывается на прощении грехов, тогда мы можем сказать вместе с Езекией: из любви к душе моей Ты избавил душу мою от рва погибели, Ис 38:17. Когда вы больны и страдаете, то обычно молитесь и вопиете: Дай мне облегчение! Исцели меня! Но вашей молитвой, главным образом и прежде всего, должно быть: Господь, прости мои грехи!
IV. Христианам дается указание, чтобы они признавались друг пред другом в проступках и молились друг за друга.., ст. 16. Некоторые комментаторы связывают это со стихом 14. То есть если больной посылает за служителями, чтобы помолиться за него, то он должен исповедать перед ними свои грехи. Действительно, если человек сознает, что его болезнь является наказанием за какой-то конкретный грех и он не может надеяться на исцеление без особой молитвы о прощении этого греха, то для него будет правильным сознаться и рассказать о своем положении, чтобы совершающие над ним молитву знали, как следует ходатайствовать за него. Однако в данном случае говорится об исповедании христиан друг перед другом, а не перед священником, как хотелось бы понимать папистам. Если люди причиняют вред друг другу, то они должны исповедать свои несправедливые действия перед теми, против кого они совершены. Если люди искушают друг друга к греху или участвуют в одних и тех же злых делах, то они должны друг друга обличить и побудить к покаянию. Если преступления носят общественный характер, если совершено злодеяние против общества, то исповедание должно быть публичным, так чтобы оно достигло всех, кого эти преступления касаются. Иногда бывает полезно исповедать свои ошибки благоразумному служителю или молящемуся другу, чтобы они поддержали нас в нашем ходатайстве перед Богом о милости и прощении. Но не следует думать, что Иаков обязывает нас рассказывать о всех недостатках, какие мы видим в себе или друг в друге; исповедовать свои проступки надо только в той мере, в которой это необходимо для нашего примирения с теми, с кем мы в ссоре, или для выяснения того, что смущает нашу совесть, для успокоения ее. Иногда христианам может быть полезно раскрывать друг перед другом свои слабости и недостатки, при условии, если их связывает тесная дружба и если они могут помочь друг другу своими молитвами получить прощение грехов и силу в борьбе с ними. Исповедующие друг другу свои проступки должны молиться вместе и друг за друга. В стихе 13 нам повелевается молиться за себя: Злостраждет ли кто из вас? пусть молится; в стихе 14 — просить служителей молиться о нас, а в стихе 16 — всем христианам молиться друг за друга; таким образом нам рекомендуются здесь все виды молитвы (служителей, друг за друга и личная).
V. Говорится о великих преимуществах молитвы и доказывается эффективность ее: Много может усиленная молитва праведного, будь то за себя или за других; доказательством этому служит пример Илии, ст. 17−18. Тот, кто молится, должен быть человеком праведным, праведным не в абсолютном смысле (ибо Илия, представленный здесь как образец для нас, не был таковым), но праведным в евангельском значении, то есть не любящим и не одобряющим никакого беззакония. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь, Пс 65:18. Далее, сама молитва должна быть усиленной, усердной молитвой. Она должна изливаться из сердца к Богу и исходить от искренней веры. Такая молитва может много. Она приносит большую пользу для нас самих, может оказаться благотворной для наших друзей и, мы можем быть уверены в этом, является угодной Богу. Хорошо иметь таких друзей, чьи молитвы имеют силу перед Богом. Сила молитвы доказывается здесь на примере успеха Илии. Это может служить ободрением для нас даже в обычных случаях, если мы учтем, что Илия был человек подобный нам. Это был усердный, добродетельный и весьма великий человек, но он имел свои недостатки и был подвержен таким же смятениям и расстройствам чувств, как и прочие. В молитве мы должны смотреть не на человеческие заслуги, а на Божию благодать. Мы должны подражать Илии только в одном — в том, что он молился горячо, или, как написано в оригинале, молитвою молился. Недостаточно просто произнести молитву, но надо молиться в молитве. Наши мысли должны быть сосредоточенными, наши желания — определенными и настойчивыми, наши добродетели — действительными; когда мы таким образом молимся в молитве, то будем иметь успех в молитве. Илия помолился, чтобы не было дождя, и Бог услышал его прошение, направленное против идолопоклонников и гонителей, так что не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь. Итак, вы видите, что молитва — это ключ, который закрывает и отворяет небо. На это есть ссылка в Откр 11:6, где сказано, что двум свидетелям дана власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю. Этот пример необыкновенной силы молитвы записан для ободрения рядовых христиан, чтобы они были постоянны и усердны в молитве. Бог никогда и никому из семени Иакова не говорил: Напрасно ищете Меня. Если Илия своей молитвой мог совершать такие великие и чудные дела, то молитвы неправедного человека, конечно, останутся тщетными. В Божиих ответах на наши молитвы, может быть, не будет так много чудес, однако будет столь же много благодати.
VI. Послание заканчивается призывом делать все, что в наших силах, чтобы содействовать обращению и спасению других, ст. 19−20. Некоторые истолковывают эти стихи как самозащиту апостола в том, что он так прямо и строго обличал иудеев-христиан за их многочисленные грехи и заблуждения. Причина, которую приводит Иаков в оправдание своих стараний исправить их заблуждения, была, конечно, очень веской — поступая таким образом, он спасет души и покроет множество грехов. Но мы не должны ограничивать применение этого места только к обращению апостолом уклонившихся от истины или к подобным усилиям других служителей, так как сказано: «Если кто уклонится от истины, и обратит кто его, кем бы ни был совершающий это доброе дело, таковой будет орудием спасения души от смерти». Относительно тех, кого апостол называет здесь братьями, он, тем не менее, допускает, что они склонны к уклонениям от истины. Хвалиться тем, что ты свободен от заблуждений, или, находясь в заблуждении, отвергать это, не является признаком мудрого или святого человека. Но если кто-то находится в заблуждении, то каким бы он ни был великим, мы не должны бояться указать ему на его ошибку; или как бы слаб и ничтожен он ни был, мы не должны пренебрегать возможностью сделать его мудрее и лучше. Если они уклонились от истины, то есть от Евангелия (великого правила и стандарта истины), в своих понятиях или в практическом поведении, то мы должны постараться вернуть их на правильный путь. Заблуждения в понятиях и в практической жизни обычно идут параллельно. В основании всякого неправильного поведения лежит ошибка в понимании учения. Нет ни одной плохой привычки, которая не основывалась бы на плохом принципе. Обратить заблуждающихся — это значит обратить их от их ошибок и отвратить от тех зол, к каким они их привели. Мы не должны обвинять заблуждающегося брата и выступать против него или стремиться опозорить его и навлечь на него бедствие, но должны стараться обратить его; даже если при всех наших стараниях мы не сможем этого достичь, тем не менее у нас нет права преследовать и губить его. Если мы является орудием в обращении кого-либо, то мы, как сказано здесь, обратим его, хотя это является, в принципе и в действительности, делом Божиим. И если мы не можем ничего другого сделать для обращения грешника, то можем, тем не менее, молиться о том, чтобы благодать Божия и Дух Святой обратили и изменили его. Послужившие тем или иным образом обращению других пусть знают, какими счастливыми будут последствия их доброго дела: в настоящее время они будут иметь великое утешение, а в конце получат венец. Тот, о ком сказано в ст. 19, что он уклонился от истины, описывается в ст. 20 как идущий ложным путем; значит, мы не можем обратить его, просто изменив его понятия, если не убедим его при этом исправить и изменить свой путь. Обращение состоит в том, чтобы обратить грешника от его ложного пути, а не от одной партии к другой, и не от одного понятия и образа мышления к другому. Обративший таким образом грешника от ложного пути его спасет душу от смерти. Речь идет о душе, а то, что сделано для спасения души, несомненно, зачтется во благо обратившему ее. Поскольку душа — это главная часть человека, то упоминается только о ее спасении, однако подразумевается спасение всего человека: дух будет спасен от преисподней, тело — от могилы, а то и другое вместе — от вечной смерти. Таким обращением сердца и жизни покрывается множество грехов. Это самое утешительное место Священного Писания. Мы узнаем из него, что хотя у нас много, даже множество грехов, все они могут быть покрыты, или прощены; и что когда грех отвергнут, или оставлен, то он никогда не будет вменен нам в вину. Пусть люди изобретают какие угодно способы, чтобы покрыть или извинить свои грехи, но не существует никакого другого пути действительно и окончательно покрыть их, кроме оставления их. Некоторые придают этому месту такой смысл: обращение предотвратит множество грехов, и это бесспорная истина — много грехов будет предотвращено как у самого обращенного, так и у тех, на кого он имеет влияние и с кем общается. В общем, мы должны приложить все свои силы и все старания к делу обращения грешников! Это принесет блаженство и спасение обращенным; это предотвратит много зла, остановит распространение и умножение греха в этом мире; это будет содействовать славе и чести Божией, а также нашей радости и славе в великий день. Обратившие многих к правде, и те, которые помогали этому, будут сиять, как звезды во веки, навсегда.
толкование Мэтью Генри на послание Иакова, 5 глава