В этой главе апостол рассматривает:
I. Высокое достоинство верующих (ст. 1).
II. Их долг любви и доказательства ее (ст. 1−3).
III. Их победу над миром (ст. 4−5).
IV. Обоснование и подтверждение их веры (ст. 6−10).
V. Что дает им вера — жизнь вечную (ст. 11−13).
VI. Успех их молитв, за исключением молитв за согрешивших грехом к смерти (ст. 14−17).
VII. Сохранение их от греха и сатаны (ст. 18).
VIII. Их счастливое отличие от мира (ст. 19).
IX. Их истинное познание Бога (ст. 20), обязывающее их удаляться от идолов (ст. 21).
Стихи 1−5. I. В конце предыдущей главы апостол, побуждая к христианской любви, приводил два аргумента: соответствие любви их христианскому исповеданию и соответствие ее Божией заповеди; здесь он добавляет третий: такая любовь соответствует их высокому родству, требующему ее от них; наши братья-христиане находятся в близком родстве с Богом, они Его дети: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден.., ст. 1. Итак, брат-христианин:
1. Описывается как верующий, как тот, кто верует, что Иисус есть Христос — что Он является Мессией-Царем, что Он есть Сын Божий как по Своей природе, так и по достоинству, что Он является главным над всеми помазанниками, над священниками, пророками и царями, помазанными Богом или для Бога, что Он в совершенстве подготовлен для великого дела вечного искупления, — и поэтому отдает себя Его попечению и водительству.
2. Возвеличивается как имеющий высокое происхождение: Он от Бога рожден, ст. 1. Этот принцип веры и новая природа, сопровождающая веру или происходящая от нее, зарождаются от Духа Божиего; поэтому сыновство и усыновление теперь принадлежат не семени Авраамову по плоти, не древнему Израилю Божиему; все верующие, хотя и грешники из язычников по природе своей, духовно произошли от Бога и поэтому должны быть любимы, как сказано далее: ...и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него, ст. 1. Кажется вполне естественным, что любящий Отца должен также любить и детей, соразмерно с их подобием Отцу и любовью Отца к ним; поэтому в первую очередь и главным образом мы должны любить Сына Отчего, как Он выразительно назван во 2Ин 1:3, единородного и возлюбленного Сына, а затем тех, кто рожден по Божиему изволению и обновлен Духом благодати.
II. Апостол объясняет:
1. Как мы можем удостовериться в истинности нашей любви к возрожденным душам, имеет ли она истинно евангельскую природу. Она должна основываться на любви к Богу, Чьими они являются: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога.., ст. 2. Наша любовь к ним будет чистой и истинной в том случае, если мы любим их не просто по каким-либо светским мотивам — потому что они богаты, образованны или являются нашими родственниками, либо принадлежат к нашей деноминации среди прочих религиозных партий, — но потому, что они дети Божии и в них проявляется Его возрождающая благодать, Его образ и Его печать отражаются в них, и, таким образом, в них мы любим Самого Бога. Таким образом, как мы видим, это послание настаивает на любви к братьям как к детям Божиим и усыновленным братьям Господа Иисуса.
2. Как мы можем определить истинность нашей любви к Богу. Она обнаруживается в нашем святом послушании: ...когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его, ст. 2. Мы тогда истинно, в евангельском смысле любим Бога, когда соблюдаем Его заповеди: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его..; а соблюдение Его заповедей требует склонности к этому, чтобы мы находили в этом наслаждение: ...и заповеди Его не тяжки, ст. 3. Или: это есть любовь к Богу, что мы решили быть послушными и соблюдать Божии заповеди, поэтому Его заповеди становятся для нас легкими и приятными. Любящий Бога говорит: «О, как люблю я Твой закон! Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс 118:32), когда Ты расширишь его любовью, или Духом Своим, источником любви».
3. Каковым является и должен быть результат, или плод, возрождения духовная победа над этим миром: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир.., ст. 4. Рожденный Богом рожден для Бога и, следовательно, для иного мира. Его стремления направлены к горнему, лучшему миру; он обеспечен таким оружием, с помощью которого отвергает и побеждает этот мир. Затем добавляется; ...И сия есть победа, победившая мир, вера наша, ст. 4. Вера вот причина победы, она является тем средством, инструментом, духовным оружием, духовной артиллерией, с помощью которого мы побеждаем, ибо:
(1) Презирая этот мир и противостоя ему, мы в вере и верой прилепляемся к Христу.
(2) Вера действует из любви и любовью к Богу и Христу и таким образом уводит нас от любви к миру.
(3) Вера освящает и очищает сердце от плотских похотей, посредством которых мир приобретает власть и господствует над душами.
(4) Вера получает и извлекает силу для победы над миром, над угрозами и лестью его, из Того, Кто является предметом ее, из Сына Божиего.
(5) На основании обетования Евангелия она получает право на пребывание Духа благодати, а Он больше того, кто пребывает в мире.
(6) Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром, и говорит душе, где она пребывает, что ей надо всегда быть готовой войти в этот мир. Из этого:
III. Апостол заключает, что только истинный христианин является истинным победителем мира: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (ст. 5). Наш путь к небу проходит через мир, и он является огромным препятствием для нашего входа туда. Но кто верует, что Иисус есть Сын Божий, тот верит, что Иисус пришел от Бога, чтобы быть Спасителем мира и сильной рукой привести нас из мира к небу и к Богу, и что там мы в полной мере будем наслаждаться общением с Ним. И кто так верует, должен этой верою победить мир. Ибо:
1. Он твердо убежден в том, что этот мир является неистовым врагом для его души, для его святости, спасения и блаженства. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего), 2:16.
2. Он понимает, что искупление и избавление от этого злого мира составляет важную часть дела Спасителя и его собственного спасения. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века.., Гал 1:4.
3. Он видит на примере земной жизни Господа Иисуса и Его поведения в этом мире, что он должен быть отвергнут и побежден.
4. Он сознает, что Господь Иисус победил мир не только для Себя Самого, но и для Своих последователей, и что они должны стараться быть соучастниками Его победы. Мужайтесь: Я победил мир.
5. Смерть Господа Иисуса научила его быть мертвым и распятым для мира. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, Гал 6:14.
6. Воскресением Иисуса Христа он возрожден из мертвых к живому упованию на блаженство горнего мира, 1Пет 1:3.
7. Он знает, что Спаситель ушел на небо и там готовит место для искренно верующих в Него, Ин 14:2.
8. Он знает, что его Спаситель придет снова и положит конец этому миру, будет судить его обитателей, а верующих в Него примет к Себе, в Свою славу, Ин 14:3.
9. Его дух и его стремления не могут найти удовлетворения в этом мире, он смотрит дальше его и стремится к небесному миру, прилагая все старания к достижению его. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, 2Кор 5:2. Итак, христианская вера обеспечивает исповедующим ее владычество над миром. Христианское откровение является величайшим средством победы над этим миром и достижения другого — самого чистого и мирного, блаженного и вечного. Именно в этом откровении мы видим, что является причиной борьбы и состязания между Богом и мятежным миром. В нем мы находим святое учение (как теоретическое, так и практическое), совершенно противоположное настроениям и устремлениям этого мира. Посредством этого учения передается и распространяется дух, превосходящий дух этого мира и враждебный ему. Оно говорит нам, что Сам Спаситель был не от мира сего, что Его Царство тоже было и есть не от сего мира, что оно должно быть отделено от мира и избрано из него для неба и для Бога. Из этого учения мы узнаем, что этот мир не предназначался Спасителем в качестве наследия и удела для спасенного Им народа. Возвращаясь на небо, Он уверял их, что идет приготовить им там место, чтобы они всегда были с Ним, и дал им понять, что если они только в этой жизни и в этом мире надеются на Него, то в конечном счете они окажутся несчастными. Это учение дает нам ясное откровение о вечном блаженном мире и предлагает, чтобы мы любили его и стремились к нему. Оно снабжает нас самым лучшим оружием против нападок и посягательств мира. Оно нас учит, как можно поразить мир его собственной стрелой или как его собственное оружие может быть обращено против него самого, как все его противодействия, вражда и гонения могут послужить нашей победе над ним и нашему восхождению в высший небесный мир. Оно ободряет нас, представляя нашему взору великую армию, облако святых воинов, одержавших в свое время и на своем месте победу над миром и получивших венцы. Истинный христианин это истинный герой, это тот, кто преодолел этот мир и наслаждается полной победой. Он не сетует на то (ибо он намного превосходит греческого монарха), что нет другого мира, которой он мог бы покорить, но крепко держится вечной жизни и старается силою, в святом смысле слова, овладеть Царством Небесным. Кто во всем мире, кроме верующих в Иисуса Христа, может так побеждать мир?
Стихи 6−9. Вера христианина (или верующего во Христа) нуждается в хорошем обосновании, чтобы быть сильной и побеждающей, она должна быть обеспечена неоспоримыми доказательствами божественного происхождения миссии, авторитета и служения Господа Иисуса. Все это она имеет — Христос принес с Собой Свои удостоверения, они представлены в том пути, каким Он пришел, и в свидетельстве Того, Кто Его сопровождал.
I. Путь, каким Он пришел; имеется в виду не просто путь, каким Он пришел в мир, но путь, каким Он явился миру и действовал в нем как Спаситель: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... Он пришел спасти нас от грехов наших, дать нам вечную жизнь и привести нас к Богу, и чтобы надежнее и вернее осуществить это, Он пришел водою и кровью. Сей есть Иисус Христос, именно Иисус Христос, говорю я, и никто другой. И, повторяю, Он пришел не водою только, но водою и кровью, ст. 6. Иисус Христос пришел водою и кровью, или с водою и кровью как знаками и удостоверениями истинного Спасителя мира, могущего совершить спасение; Он пришел с водою и кровью как средствами исцеления и спасения нашего. Почему Он должен был прийти, и пришел, именно таким образом для осуществления Своей спасительной миссии, мы поймем, если вспомним следующее:
1. Мы осквернены как внутри, так и снаружи.
(1) Господство греха над нашей природой и его нечистота оскверняют нас изнутри. Для очищения от этой скверны нам необходима духовная вода, такая, которая может достичь души с ее способностями. Поэтому во Христе и через Христа осуществляется омовение баней возрождения и обновления Святым Духом. Именно на это указывал наш Господь апостолам, когда, умывая им ноги, сказал Петру в ответ на его протест: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
(2) Снаружи нас оскверняет вина греха и его власть осуждать нас. Это разделяет нас с Богом и навсегда лишает Его благосклонного и милостивого присутствия. От этой скверны мы должны быть очищены искупительной кровью. Закон, или определение небесного суда, гласит: ...без пролития крови не бывает прощения, Евр 9:22. Поэтому Спаситель от греха должен был прийти с кровью.
2. Оба эти способа очищения представлены в древних обрядах, установленных Богом. Люди и предметы должны были очищаться водой и кровью: ...различные омовения и обряды, относящиеся до плоти, установленные только до времени исправления, Евр 9:10. Пепел телицы, смешанный с водой, через окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело, Евр 9:13; Чис 19:9. Да и все почти по закону очищается кровью.., Евр 9:22. Эти два обряда открывают наше двойное осквернение, а также указывают на двойное очищение, совершаемое Спасителем.
3. Когда после смерти Иисуса Христа воин пронзил Его ребро копьем, то из раны излилась вода и кровь. Возлюбленный апостол это видел, и увиденное произвело, по-видимому, на него сильное впечатление; он один сообщает нам и, вероятно, считал себя обязанным сообщить об этом как о явлении, имеющем таинственное значение: И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, так как был очевидцем, что говорит истину, дабы вы поверили, в частности чтобы поверили в то, что из Его пронзенного ребра тотчас истекла вода и кровь, Ин 19:34−35. Эти вода и кровь объемлют собой все, что необходимо и достаточно для нашего спасения. Водою наши души омываются и очищаются для неба, для царства святых во свете. Кровь же прославляет Бога, возвеличивает Его закон и открывает Его совершенное возмездие. Которого Бог предложил, или предназначил, в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его, [...] да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса, Рим 3:25−26. Кровью мы оправдываемся, примиряемся с Богом и предстаем перед Ним праведными. Кровь устраняет проклятие закона и открывает доступ очищающему Духу для внутреннего очищения нашей природы. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, [...] дабы благословение Авраамово... распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою, Гал 3:13. Вода, как и кровь, истекла из ребра принесенного в жертву Искупителя. Поэтому вода и кровь включают в себя все, что требуется для нашего спасения. Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью.., Еф 5:25−27. Пришедший водою и кровью является абсолютно совершенным Спасителем. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью! Таким образом мы видим, каким путем и каким образом, или, если хотите, с какими орудиями, Он пришел. Но мы видим Его удостоверения также в II. Свидетельстве Того, Кто сопровождал Его, то есть Духа Святого, того Духа, кому обычно приписывается осуществление дел Божиих: ...и Дух свидетельствует о Нем.., ст. 6. Уполномоченный Спаситель мира должен был иметь постоянного помощника для поддержки Его дела и для свидетельства о Нем миру. Божия сила должна была содействовать Ему, Его Евангелию и Его слугам, чтобы возвещать миру, с каким поручением они пришли и какой властью были посланы. Все это осуществлялось Духом Божиим, согласно собственному предсказанию Спасителя: «Он прославит Меня, даже когда Я буду отвержен и распят людьми, ибо от Моего возьмет. Он не будет брать на Себя Моего служения; Он не умрет и не воскреснет для вас, но Он от Моего возьмет, чтобы продолжать строительство на положенном Мною основании, Он примет Мои законы, Мою истину, Мое дело и возвестит это вам, а через вас — миру» (Ин 16:14). Затем апостол добавляет, что это свидетельство достойно принятия: ...потому что Дух есть истина, ст. 6. Это Дух Божий, и он не может лгать. Существует копия, предлагающая нам очень удачный вариант этого стиха: потому что или что Христос есть истина. Таким образом эта копия указывает на сущность свидетельства Духа, на предмет, о котором Он свидетельствует, и этим предметом является истина о Христе: и Дух свидетельствует о том, что Христос есть истина. Отсюда следует, что христианство, или христианская вера, есть истина Божия. Но наличие одной или двух копий вынуждает изменять текст; наш вариант текста вполне приемлем и поэтому мы сохраняем его. Дух есть истина. Он действительно есть Дух истины, Ин 14:7. То, что Он есть Дух истины и свидетель, достойный всякого доверия, вытекает из того, что Он небесный свидетель, или один из небесных свидетелей, несущих с неба свидетельство относительно истины и авторитета Христа. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. Таким образом, ст. 7 очень удачно стоит здесь как доказательство достоверности свидетельства Духа Святого: Он, конечно, является истинным свидетелем, или даже самой истиной, так как является не просто небесным свидетелем, но свидетелем, равным (не только в свидетельстве, ибо таковыми могут быть и ангелы, но по Своей сущности) с Отцом и Словом. Но здесь 1. Мы вынуждены приостановить свои рассуждения в связи с теми спорами, что ведутся относительно подлинности ст. 7. Утверждают, что многие древние греческие манускрипты не содержат этого стиха. Мы не будем здесь вступать в полемику. Критики, по-видимому, не могут прийти к единому мнению относительно того, какие манускрипты содержат этот стих, а какие нет; они также не могут дать нам достаточных сведений о подлинности и ценности манускриптов, исследованных ими. Некоторые из них такие плохие (как имеющийся у меня Греческий Завет старого издания, содержащий массу опечаток), что ни один критик, думается, не смог бы на основании их утверждать о наличии различных вариантов. Но предоставим это дело тем, кто добросовестно занимается сличением копий. Можно привести ряд разумных предположений, подтверждающих настоящий текст и его прочтение. Так например:
(1) Если вместо ст. 7 мы поставим ст. 8, то получится нечто похожее на тавтологию, повторение того, что сказано в ст. 6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию.., не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем [...] и три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь. Здесь нет того благородного предисловия к этим трем свидетелям, которое содержится в нашем настоящем тексте.
(2) Замечено, что многие копии содержат характерное выражение — на земле: И три свидетельствуют на земле. А так как в этом содержится явное противопоставление каком-уто другому свидетелю или свидетелям, то противники этого текста говорят нам, что данное выражение было опущено в большинстве тех книг, где отсутствует ст. 7. Но по той же самой причине оно должно бы быть опущено во всех книгах. Возьмем ст. 6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Добавлять к этому ибо три свидетельствуют на земле было бы неестественно, если не принять предположения, будто апостол хотел сказать, что свидетельствующие на земле являются единственными свидетелями, в то время как он уверяет нас, что есть один, непогрешимо истинный, свидетель, и что он сам является истиной.
(3) Замечено, что существует большое разночтение даже в греческом тексте. Так ст. 7 в некоторых копиях содержит ἕν εἰσιν — суть едино, а в других (по крайней мере, в Complutensian) — εἰσ τὸ ἕν εἰσιν — об одном или согласны в одном. И в cт. 8 (в той части его, которая, предполагается, должна быть оставлена): вместо обычного ἐν τῆ γῆ — на земле в Complutensian стоит ἐπἰ τῆς γῆς — на землю; это должно означать, по-видимому, что данное издание основано на каком-то греческом авторитете, и не просто, как некоторым хотелось бы нас убедить, на авторитете Вульгаты или Фомы Аквинского, хотя его свидетельство и могло бы быть добавлено к этому.
(4) Седьмой стих вполне соответствует стилю и богословию нашего апостола. Так например:
[1] Ему нравится титул Отец, подразумевает ли он под ним просто Бога или божественную личность в отличие от Сына. Я и Отец одно. Но Я не один, потому что Отец со Мною. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего.., 2Ин 1:3. Затем:
[2] Имя Слово присуще почти (если не исключительно) только этому апостолу. Если бы этот текст был изобретен кем-то другим, то естественнее и очевиднее (исходя из формулы крещения и обычного церковного языка) было бы употребить здесь имя Сын вместо имени Слово. О Тертуллиане и Киприане отмечают, что они употребляли имя Сын, даже когда ссылались на данный стих; или делают возражение против их ссылки на этот стих, так как они употребляют слово Сын, а не Слово; и тем не менее из цитаты самого Факундуса становится очень ясным, как выражался Киприан. Quod Johannis apostoli testimonium beatus Cyprianus, Carthaginensis antistes et martyr, in epistola sive libro, quem de Trinitate scripsit, de Patre, Filio, et Scriptu sancto dictumintelligit; ait enim, Dicit Dominus, Ego et Pater unum sumus; et iterum de Patre, Filio, et Spiritu sancto scriptum est, Et hi tres unum sunt. — Блаженный Киприан, карфагенский епископ и мученик, в послании, или книге, которую он написал по вопросу о Троице, рассматривал свидетельство апостола Иоанна как относящееся к Отцу, Сыну и Духу Святому; ибо он говорит, что Господь сказал: Я и Отец одно; и еще: об Отце, Сыне и Духе Святом написано: и сии три суть едино. Но нигде не написано, что они суть одно, кроме как в ст. 7. Вероятно, что Св. Киприан назвал вторую личность Божества Сын, а не Слово, либо по причине слабой памяти, либо потому, что предпочитал вещи словам, а личности — именам, либо желал называть личности именами, более принятыми в церкви (как в популярных, так и в полемических беседах). Если кто-то признает вымысел Факундуса, будто под духом, водой и кровью Киприан подразумевал Отца, Слово и Духа, о которых Иоанн говорит, что они суть одно, то пусть себе пользуется своим мнением. Ибо:
Во-первых, Он должен исходить из предположения, будто Киприан не только переменил все имена, но также и порядок их, приведенный апостолом. Ибо кровь (Сына) Киприан ставит на второе место, а апостол Иоанн на последнее.
Во-вторых, Он должен предположить, что под кровью истекавшей из ребра Спасителя, апостол подразумевал самого Спасителя (Кого с таким же успехом можно было обозначить и водою), а под водою, что также истекала из ребра Сына, апостол подразумевает личность Святого Духа; что под Духом, Который в ст. 6 отождествляется с истиной и в евангелии назван Духом истины, апостол подразумевает личность Отца, тогда как Отец нигде не упоминается иначе, как составляющий одно с Сыном и Духом Святым. Мы требуем основательного доказательства для утверждения, будто карфагенский отец церкви мог так понимать апостола. Кто так понимает его, тот должен тогда признать, что об Отце, Сыне и Духе Святом говорится как о трех свидетелях на земле.
В-третьих, Факундус признает высказывание Киприана о том, что о трех Личностях написано: Et hi tres unum sunt — и сии три суть едино. Но это написано не в восьмом, а в седьмом стихе. Эти слова применяются не к трем свидетелям на земле — духу, воде и крови, но к трем свидетелям на небе — Отцу, Слову и Духу Святому. Поэтому нам говорят, что автор книги De baptismo haereticorum, считающийся современником Киприана, цитирует слова Иоанна, согласно греческим манускриптам и древним переводам, таким образом: Ait einim Johannes de Domino nostro in epistola nos docens, Hic es qui venit per aquam et sanguinem, Jesus Christus, non in aqua tantum, sed in aqua et sanguine; et Spiritus est qui testimonium perhibent, Spiritus et aqua et sanguis, et isti tres in unum sunt. — Ибо Иоанн в своем послании говорит о нашем Господе: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью, не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют: Дух, вода и кровь, и сии три об одном. Если все греческие манускрипты и древние переводы говорят о духе, воде и крови in unum sunt — сии три об одном, тогда, какое бы разнообразие копий ни существовало во время Киприана, он не их имел в виду, когда сказал, что написано: unum sunt — Сии три суть едино. Следовательно, высказывание Киприана представляет собой хорошее подтверждение в пользу ст. 7; оно также намекает на то, что подделывателю текстов едва ли удалось найти у апостола имя для второго свидетеля на небесах, для Слова.
[3] Апостол Иоанн был единственным, оставившим свидетельство об истечении воды и крови из ребра Спасителя, и также только он один (или, в основном, он) сообщает нам об обетовании и предсказании Спасителя относительно сошествия Духа Святого для прославления Его, для свидетельства о Нем, для обличения мира в грехе неверия и для убеждения его в правде Божией, как мы находим в его Евангелии, Ин 14:16−17,26; Ин 15:26; Ин 16:7−15. Поэтому упоминание о Духе Святом как о свидетеле Иисуса Христа вполне соответствует слогу апостола и его евангелию. Далее:
(5) Гораздо легче переписчику потерять или пропустить отрывок текста по своей невнимательности или по причине неясности копии (потертой, с поврежденными верхними или нижними краями страницы, или пострадавшей от износа материалов, на которых древние обычно писали), чем подделывающему тексты изобрести и вставить какой-то отрывок. Он должен быть крайне смелым и наглым, чтобы надеяться избежать разоблачения и позора, а также очень нечестивым, чтобы отважиться делать дополнения к книге почитаемой священной. И:
(6) Едва ли можно предположить такое (опущение ст. 7. — Прим. переводчика), когда апостол говорит о вере христианина как о средстве победы над миром, о преданности Иисусу Христу как основании веры, о Свидетеле, сопровождавшем Его, особенно если учесть то, что он подразумевал в своем заключении (ст. 9): Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это (что он уже повторил прежде) есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Среди трех свидетелей на земле нет ни одного свидетеля Божиего, ни одного, кто являлся бы истинным Богом. Противники учения о святой Троице, отвергающие этот текст, будут отрицать, что под духом, водой или кровью можно подразумевать Самого Бога; однако этот текст, в его настоящем, принятом нами виде, содержит замечательный перечень свидетельств и доказательств, подтверждающих истину о Господе Иисусе и о божественности Его миссии. Этот перечень доводов в пользу веры во Христа, удостоверений, какие Спаситель принес с Собой, и доказательств нашего христианства является, я думаю, самым превосходным из всех, какие могут быть найдены в книге Божией; ради него одного, даже не считая учения о Святой Троице, этот текст достоин всякого принятия.
2. Оставив в стороне эти рационалистические основы, пойдем дальше. Апостол, сказав, что Дух, свидетельствующий о Христе, есть истина, доказывает, что это действительно так, потому как Он обитает на небе, и там же обитают и другие свидетели, могущие быть только истинными или являться самой истиной, и их свидетельство сходится со свидетельством Духа: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино, ст. 7.
(1) Здесь представлены три небесных свидетеля, свидетельствующих миру и удостоверяющих его в законности и авторитете служения Христа и Его притязаний.
[1] Первый по порядку свидетель Отец; Он положил Свою печать на все земное служение Господа Христа:
Во-первых, Заявлением, сделанным Им во время крещения Христа, Мф 3:17.
Во-вторых, Подтверждением Его личности во время преображения, Мф 17:5.
В-третьих, Чудотворной силой и сверхъестественными делами, сопровождавшими служение Христа: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем, Ин 10:37.
В-четвертых, Удостоверением, данным при Его смерти, Мф 27:54.
В-пятых, Воскрешением Его из мертвых и принятием в Свою славу: О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня, Ин 16:10; Рим 1:4.
[2] Второй свидетель — Слово; это таинственное имя, означающее, что Христос имел высшую природу, что Он существовал до создания мира и сотворил мир, что в этой природе Он является истинным Богом, наравне с Отцом. Слово свидетельствовало человеческой природе Христа (или человеку Иисусу Христу), в которой и посредством которой Он искупил и спас нас. И оно свидетельствовало:
Во-первых, Великими делами, совершенными Им. Ин 5:17: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
Во-вторых, Прославлением Его во время преображения, Ин 1:14. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, Ин 1:14.
В-третьих, Воскресением Его из мертвых (Ин 2:19): ...Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
[3] Третий свидетель есть Святой Дух — величественное, достопочтенное имя, Ему принадлежит святость, и Он является ее источником. Тот, на кого Дух святости ставит Свою печать и свидетельствует о нем, должен быть верным и истинным. Он сделал это в отношении Иисуса Христа, Главы христианского мира:
Во-первых, Чудесным сотворением Его безупречной человеческой природы во чреве девы. Дух Святый найдет на тебя.., Лк 1:35.
Во-вторых, Видимым сошествием на Него во время крещения. И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, и далее, Лк 3:22.
В-третьих, Изгнанием бесов и духов тьмы. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие, Мф 12:28.
В-четвертых, Могущественным и видимым сошествием на апостолов, когда Он наделил их дарами и способностями для проповедования Христа и Его Евангелия после Его вознесения на небо, Деян 1:4−5; 2:2−4.
В-пятых, Прославляя имя Христа, содействуя делу Его и распространению Евангелия через учеников, которых Он наделял чудесными дарами, действовал в них и через них, а также и в церквах, на протяжении двух тысяч лет (1Кор 12:7), о чем смотри превосходную беседу д-ра Уайтби в предисловии ко второму тому его Комментария на Новый Завет. Это свидетели на небе, они свидетельствуют с неба, они едины, и не только в Своих свидетельствах, но и в Своей небесной сущности. И если Они едины с Отцом, то должны быть единым Богом.
(2) В следующем стихе этим трем свидетелям противопоставляются, хотя в то же самое время и объединяются с ними, три свидетеля на земле: И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном, ст. 8.
[1] Первый из этих свидетелей — Дух. Его следует отличать от личности Духа Святого, находящегося на небесах. Мы можем сказать вместе со Спасителем (согласно написанному этим же апостолом), что рожденное от Духа есть дух, Ин 3:6. Ученики Христа, как и прочие люди, родились от плоти. Они приходят в мир, наделенные порочными плотскими наклонностями, враждебными Богу. Должно осуществиться умерщвление и уничтожение этих наклонностей и приобщение к новой природе. Ветхие похоти и пороки должны быть искоренены, и тогда истинный ученик становится новой тварью. Возрождение, или обновление души, является свидетельством о Спасителе. Это есть действительное спасение, хотя и представляет собой только начальную стадию его. Оно свидетельствует на земле, потому что осуществляется в Церкви здесь, на земле, и не таким явным, поразительным образом, как знамения с неба. Этому Духу принадлежит не только дело возрождения и обращения, но также процесс освящения Церкви, победа над миром, любовь, мир и радость Церкви и вся та благодать, с чьей помощью она готовится к наследию святых во свете.
[2] Второй свидетель — вода. Выше вода рассматривалась как средство спасения, теперь же — как свидетель о Самом Спасителе, как символизирующая Его чистоту и очищающую силу. Таким образом, вода здесь символизирует, по-видимому, следующее:
Во-первых, Чистоту Его собственной природы и непорочность Его хождения в этом мире. Он был свят, невинен и непорочен.
Во-вторых, Крещение Иоанна, который свидетельствовал о Христе, готовил людей к Его приходу и направлял их к Нему, Mк 1:4,7−8.
В-третьих, Чистоту Его учения, очищающего и омывающего души. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам, Ин 15:3.
В-четвертых, Подлинную чистоту и святость Его учеников. Его тело это святая вселенская Церковь. Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши.., 1Пет 1:22.
В-пятых, Крещение, предназначенное Им для посвящения Его учеников, о чем Он символически говорит: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести.., 1Пет 3:21.
[3] Третий свидетель — кровь; Он пролил ее, и она стала нашим выкупом. Она свидетельствует об Иисусе Христе:
Во-первых, Тем, что положила конец жертвоприношениям Ветхого завета — Христос, Пасха наша, заклан за нас.
Во-вторых, Тем, что подтвердила Его собственные предсказания и истинность всего Его служения и учения, Ин 18:37.
В-третьих, Тем, что показала Его беспримерную любовь к Богу, явленную в Его самопожертвовании ради чести и славы Божией, чтобы сделаться искуплением за грех мира, Ин 14:30−31.
В-четвертых, Тем, что продемонстрировала Его неизреченную любовь к нам; кого любят всецело, те не будут обмануты, Ин 14:13−15.
В-пятых, Тем, что продемонстрировала равнодушие Господа Иисуса к мирским интересам и преимуществам. Никакой самозванец и обманщик никогда бы не позволил, чтобы его унизили и подвергли жестокой насильственной смерти, Ин 18:36.
В-шестых, Тем, что побуждает учеников Христа страдать и умирать за Него. Никакой обманщик не мог бы привлечь к себе сторонников таким путем, каким это делал Господь Иисус: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу, Ин 16:2. Он часто призывает Своих рабов к сообразованию с Ним в Его страданиях: Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание, Евр 13:13. Это показывает, что и Он, и Его Царствие не от мира сего.
В-седьмых, Привилегии, приобретенные и даруемые Его Кровью (хорошо понятые), непосредственно доказывают, что Он действительно Спаситель мира. И поэтому:
В-восьмых, Эти привилегии представлены и запечатлены в вечере Господней: Ибо сие есть Кровь Моя.., за многих изливаемая во оставление грехов, Мф 24:28. Таковы свидетели на земле. Так разносторонне свидетельство, данное о Начальнике нашей веры. Неудивительно, если отвергающий все эти свидетельства будет судим как хулитель Духа Божиего, будет лишен прощения своих грехов и оставлен на погибель. Об этих трех свидетелях (более различающихся между собой, чем первые три) было бы неправильно сказать, что они суть едино, но можно сказать, что они за одно, за одно и то же дело, или что они согласны в одном, единодушны между собой и единодушны в своем свидетельстве с теми, что свидетельствуют на небе.
III. Апостол делает справедливое заключение: Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, ст. 9. Здесь мы находим:
1. Предположение, хорошо обоснованное вышеприведенными посылками. Это есть свидетельство Божие, свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем; это самое непосредственное, безошибочное свидетельство — свидетельство Отца о Своем Сыне. Он Сам провозгласил и засвидетельствовал о Нем миру.
2. Авторитетность и приемлемость Его свидетельства, доказываемые по правилу от меньшего к большему: Если мы принимаем свидетельство человеческое (которое принимается, и должно приниматься, во всех судах и у всех народов), свидетельство Божие — больше. Его свидетельство — это сама истина, оно имеет высший авторитет и бесспорную непогрешимость. И далее:
3. Применение этого правила к данному случаю: Ибо это есть свидетельство, здесь есть свидетельство Божие, то есть Отца, а также Слова и Духа, которым Он свидетельствовал о Сыне Своем. Бог, Который не может лгать, дал достаточное доказательство миру, что Иисус Христос — Его Сын, Его возлюбленный Сын, посланный Им на служение, чтобы через Него примирить с Собою мир и возвратить его к Себе; Он свидетельствует, следовательно, об истинности и божественном происхождении христианской веры, о том, что она является средством и верным путем для приведения нас к Богу.
Стихи 10−13. В этих стихах мы можем отметить:
I. Привилегии и непоколебимость истинного христианина: Верующий в Сына Божия, то есть искренне уповающий на Него как Спасителя, имеет свидетельство в себе самом.., ст. 10. Он имеет не только внешние доказательства, какими располагают и другие, но имеет также свидетельство об Иисусе Христе в своем собственном сердце. Он может сослаться на то, что Христос и Его истина сделали для его души, что он увидел и нашел в Нем.
1. Он увидел всю глубину своего греха и вины и большую нужду в Спасителе.
2. Он понял превосходство, красоту и служение Сына Божиего и удивительное соответствие Его как Спасителя всем своим духовным нуждам и печальным обстоятельствам.
3. Он понимает и его восхищают премудрость и любовь Божии, проявленные в том, что Он подготовил и послал Спасителя для избавления его от греха и ада, для его прощения и примирения с Богом и для воскресения его к общению с Ним.
4. Он познал силу слова и учения Христова и ощутил на себе, как оно ранит, смиряет, исцеляет, оживляет и утешает душу.
5. Он убедился, что Христос является не только самым великим откровением Бога и проявлением любви Божией, но и самым мощным средством, пробуждающим и воспламеняющим любовь к Святому Богу.
6. Он родился от Бога посредством истины Христовой, как сказано в ст. 1. У него новое сердце и новая природа, новая любовь, новые наклонности и удовольствия, он уже не тот, каким был раньше.
7. Он испытывает конфликт с самим собой, с грехом, плотью, миром и с невидимыми силами тьмы, как описано в учении Христа.
8. Чрез веру во Христа он получает такие перспективы и такую силу, что может презирать и побеждать этот мир и продвигаться вперед к лучшему миру.
9. Он убеждается, какое влияние имеет Он как Ходатай на небе, когда получает ответ на свои молитвы, вознесенные к небу во имя Христа, согласно Его воле и через Его посредничество. 10. Он возрождается к живому упованию, к святой уверенности в Боге, в Его благоволении и любви, к радостной победе над муками совести, над страхом перед смертью и адом, к утешительной надежде на жизнь и бессмертие, он имеет залог Духа и запечатлен Им в день искупления. Такова уверенность евангельского верующего, он имеет свидетельство в самом себе. В нем изображается Христос, и он возрастает до полноты и совершенства, или до совершенного образа Христова, который будет достигнут на небе.
II. Грех неверующего человека, усугубляемый его неверием: ...не верующий Богу представляет Его лживым.., ст. 10. Он делает, фактически, Бога лжецом, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, ст. 10. Другими словами, он верит, что Бог не посылал Своего Сына в мир, хотя Он дал такие многократные свидетельства этого, или что Иисус Христос не Сын Божий, хотя все свидетельства указывают на Него и в Нем исполняются, или что Он послал Сына Своего в мир, чтобы обмануть его, ввести в заблуждение и погубить, или что Он позволяет людям изобретать религию, во всех отношениях чистую, святую, небесную и непорочную, достойную принятия разумом человека, но в то же время представляющую собой всего лишь обман и ложь; что Он наделяет их силой Духа Своего, для того чтобы они навязывали ее миру; таким образом они делают Бога Отца источником и пособником лжи.
III. Сущность, или содержание, Божиего свидетельства относительно Иисуса Христа: Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его, ст. 11. В этом заключается суть Евангелия. Это есть краткое изложение всего свидетельства, данного нам всеми вышеупомянутыми шестью свидетелями.
1. Что Бог даровал нам жизнь вечную. Он предназначил ее для нас в Своих вечных планах. Он предусмотрел все средства, для того чтобы привести нас к ней. Он передал ее нам по Своему завету и обетованию. И Он действительно дарует право на нее всем, кто верует в Сына Божиего и действительно принимает Его.
2. Что сия жизнь в Сыне Его. Сын есть жизнь, вечная жизнь содержится в Его собственном Существе, в Его Личности, Ин 1:4; 1Ин 1:2. Он является вечной жизнью для нас, источником нашей духовной и славной жизни, Кол 3:4. От Него жизнь передается нам как здесь, на земле, так и на небесах. Из этого естественно следует:
(1) Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь.., ст. 12. Соединяющийся с Сыном Божиим соединяется с жизнью. Имеющий право на Сына имеет право на жизнь, на вечную жизнь. Такой чести удостоил Отец Сына, и мы должны оказывать Ему такую же честь. Мы должны прийти к Сыну и принять Его, и тогда будем иметь жизнь.
(2) Не имеющий Сына не имеет жизни, ст. 12. Он остается под осуждением закона, Ин 3:36; он отвергает Сына, Того, Кто есть сама жизнь, Кто дарует ее и является путем к ней; он провоцирует Бога на предание себя вечной смерти, за то что делает Его лжецом, так как не верит свидетельству, которое Бог дал о Сыне Своем.
IV. С какой целью и по какой причине апостол проповедует об этом верующим.
1. С целью удостоверения верующих и для утешения их: Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы... имеете жизнь вечную, ст. 13. Это как раз то, что требуется в ответ на все эти свидетельства, — чтобы были верующие во имя Сына Божиего. И Бог увеличивает их число! Как много свидетельств с небес имеет мир, на которые он должен ответить! И пред тремя свидетелями на небесах ему придется отчитываться. Верующие имеют вечную жизнь. Они имеют ее в завете Евангелия, в начатках и первых плодах ее внутри себя, в своем Господе и Главе на небе. Верующие могут знать о том, что они имеют вечную жизнь, и должны черпать оживление, ободрение и утешение в надежде на нее; они должны дорожить Писаниями, написанными в таком большом количестве для их утешения и спасения.
2. Для укрепления и совершенствования в их святой вере: ...веруя в Сына Божия... (ст. 13), то есть продолжая веровать. Верующие должны быть стойкими в вере, иначе они ничего не достигнут. Уклониться от веры в Сына Божиего — это значит отвергнуть вечную жизнь и возвратиться к погибели. Поэтому верующим надо говорить о свидетельствах, подтверждающих их веру, и о ее преимуществах, чтобы ободрить их и вдохновить быть твердыми в вере до конца.
Стихи 14−17. Здесь приведены:
I. Привилегия, которую дает вера во Христа, а именно: привилегия быть услышанным в молитве: И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас, ст. 14. Господь Иисус дает нам дерзновение приближаться к Богу во всех обстоятельствах, со всеми нашими молениями и прошениями. Через Него наши молитвы допускаются к Богу и принимаются Им. Содержание наших молитв должно быть согласовано с открытой нам волей Божией. Нам, принадлежащим Богу и находящимся в зависимости от Него, не подобает просить о том, что не служит к Его славе или к нашему собственному благу. И тогда мы можем быть уверены, что молитва веры будет услышана на небе.
II. Преимущество, которое дает нам эта привилегия: А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него, ст. 15. Святой проситель нуждается в великих избавлениях, милостях и благословениях. Знать, что его прошения услышаны, или приняты, равносильно знанию, что ответ на них уже дан, — то есть что он помилован, прощен, или получил совет, освящение, поддержку и спасение, так как он имеет право просить у Бога.
III. Указание относительно молитвы за грехи других: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился, ст. 16. Здесь мы можем отметить:
1. Мы должны молиться за других, как и за себя: за наших братьев в этом мире, чтобы они могли быть просвещены, обращены и спасены; за наших братьев во Христе, о том, чтобы они могли быть искренними, о прощении их грехов, об избавлении их от бедствий и наказаний Божиих, о сохранении их во Христе Иисусе.
2. Грехи очень разнятся по своей гнусности и виновности: Есть грех к смерти (ст. 16), и есть грех не к смерти, ст. 17.
(1) Есть грех к смерти. Любой грех есть грех к смерти, так как заслуживает ее и подлежит ей по приговору закона. Возмездие за грех есть смерть; и «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10). Но существует грех к смерти в противоположность греху, как здесь сказано, не к смерти. Следовательно, существует:
(2) Грех не к смерти. Под ним подразумевается всякий грех, совместимый, по Божиему закону и по человеческому, с жизнью: по человеческому закону — с временной, или телесной, жизнью, а по Божиему — с телесной или духовной евангельской жизнью.
[1] Существуют грехи, не подлежащие, согласно праведному человеческому закону, смерти, например различные виды правонарушения, возмещаемые без осуждения к смерти преступника. В противоположность им есть грехи, наказываемые смертью согласно человеческим законам, то есть законным лишением жизни.
[2] Существуют грехи, подлежащие смерти согласно Божиему закону, либо телесной, либо духовной, евангельской.
Во-первых, Те, что ведут или могут привести к телесной смерти. Это либо грехи великих лицемеров, какими были Анания и Сапфира, либо, насколько нам известно, грехи искренних христиан, каких имел в виду апостол, когда говорил о согрешающих членах коринфской церкви: Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает, 1Кор 11:30. Среди тех, кто не может быть осужден с миром, может случиться грех, ведущий к телесной смерти. Такой грех, как я сказал, либо ведет, либо может привести к телесной смерти. Божественный карательный закон не угрожает окончательным приговором к смерти членам тела Христова за их открытые грехи, но предусматривает определенное наказание: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает, Евр 12:6. В определении меры наказания оставляется место для божественной мудрости, или благости, равно как и для евангельской строгости. И мы не можем отрицать того, что иногда этой мерой может быть (in terrorem — для устрашения других) и смерть.
Во-вторых, Есть грехи, ведущие, согласно Божиему закону, к смерти духовной и евангельской, то есть грехи, несовместимые с духовной жизнью души и с евангельским правом на вечную жизнь. К ним относится полная закоснелость в грехах и неверии. Окончательная нераскаянность и неверие неизбежно ведут к вечной смерти, так же как и хула на свидетельство Духа Святого о Христе и Его Евангелии и полное отступление от света христианской веры, от убедительной очевидности ее истинности. Эти грехи влекут за собой осуждение на вечную смерть.
IV. Применение указания о молитве в соответствии с установленными различиями между грехами. Под молитвой подразумевается прошение о жизни: Пусть молится, и Бог даст ему жить. О жизни следует просить у Бога. Он — Бог жизни, Он дает ее, когда и кому Ему угодно, и отбирает ее, либо Своим постановлением, либо путем провидения, либо посредством того и другого, как Он найдет нужным. В том случае, если брат грешит грехом не к смерти, то мы можем с верой и надеждой молиться о нем, в частности о жизни его души и тела. Но в случае греха к смерти, такого, как вышеупомянутые, нам не позволяется молиться о нем. Возможно что выражение апостола: Не о том говорю, чтобы он молился, — означает не более, чем: «В этом случае у меня нет для вас обетовании и я не могу указать основания для молитвы веры».
1. Карательные законы правосудия должны исполняться ради всеобщей безопасности и блага рода человеческого, и даже согрешающий брат в таком случае должен быть предан общественному суду (который в основании своем является божественным), и в то же самое время — милости Божией.
2. Об освобождении от евангельского наказания или о предотвращении смерти (которая может последовать в результате какого-то греха или быть следствием смертного приговора за него) можно молиться только условно, то есть только при условии, чтобы это было совместимо с мудростью, волей и славой Бога.
3. Мы не можем просить о прощении людей, закосневших в грехе и неверии, если они продолжают оставаться в таком состоянии, или просить о помиловании их и даровании им жизни, предполагающем прощение греха, в то время как они остаются все такими же. Но мы можем молиться об их покаянии, о том, чтобы они обрели веру во Христа, а потом уже о всех других спасительных милостях.
4. Если же окажется, что кто-то совершил непрощаемый грех хуления Духа Святого и полностью отвергает убедительные доказательства христианской веры, то за таковых, вероятно, не следует молиться совсем. Ибо для них ничего не остается, кроме некоего страшного ожидания суда и ярости огня, готового пожрать противников, Евр 10:27. по-видимому, именно эти грехи имел в виду апостол, когда говорил о грехах к смерти. Далее 5. Апостол утверждает, что существует грех не к смерти; Всякая неправда есть грех... (ст. 17), но если бы всякая неправда была грехом к смерти, тогда мы, безусловно, были бы обречены на смерть (так как все бываем в чем-то неправы перед Богом или перед человеком, или и перед Богом, и перед человеком, когда упускаем возможность исполнить свой долг перед ними или пренебрегаем им). Но поскольку это не так (христиане, вообще говоря, имеют право на жизнь), то, значит, должен быть грех не к смерти. Хотя и не существует простительных грехов (в обычном понимании), однако существуют прощаемые грехи, не влекущие за собой безоговорочного наказания вечной смертью. Если бы это было не так, то не могло бы быть никакого ни оправдания, ни сохранения состояния оправданности. Евангельский закон, или завет, уничтожает вину греха.
Стихи 18−21. I. Краткое перечисление привилегий и преимуществ, какими обладают честные христиане.
1. Они застрахованы от греха, от полного господства его, или от полной вины за него: Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, (а верующий во Христа является рожденным от Бога) не грешит... (ст. 18), не грешит от всего сердца и духа, как это делают невозрожденные (1Ин 3:6,9), и, следовательно, не с той полнотой вины, какая лежит на грехах других; поэтому он застрахован от греха, неминуемо ведущего к смерти, или неизбежно навлекающего возмездие вечной смерти; новая природа и пребывание Святого Духа не допускают совершения непростительного греха.
2. Они защищены против губительных сатанинских искушений: ...но рожденный от Бога хранит себя, то есть способен хранить себя, и лукавый не прикасается к нему (ст. 18), то есть лукавый не может прикоснуться к нему смертельным прикосновением. Здесь, вероятно, не просто описывается долг или опыт возрожденных, но говорится о той силе, какую они имеют благодаря своему возрождению. Они подготовлены и наставлены, как противостоять губительным прикосновениям лукавого, его жалу; он не прикасается к их душам, чтобы влить в них свой яд, как он это делает с другими, или чтобы изгнать из них тот принцип возрождения, что является противоядием для его яда, или ввести их в грех, который, согласно установлению Евангелия, приводит к неминуемой вечной смерти. Он может взять верх над ними, вовлечь в некоторые греховные поступки, но (что, по-видимому, утверждает здесь апостол) их возрожденное состояние хранит их от таких нападок диавола, какие могли бы привести их в такое же положение и подвергнуть такому же осуждению, как и самого диавола.
3. Они находятся на стороне Бога и являются Его уделом, в противоположность положению этого мира: Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле, ст. 19. Весь род человеческий делится на два огромных владения — одно принадлежит Богу, а другое — лукавому. Христиане принадлежат Богу. Они — Божий, они от Него, к Нему и для Него. Они вошли в права и заняли положение древнего Израиля Божиего, о котором сказано: Ибо часть Господа народ Его — Его имение в этом мире; Иаков наследственный удел Его — доход, приходящийся на Его долю от избранного Им самим удела, Втор 32:9. И, с другой стороны, весь мир, все остальные, представляющие собой значительно большую часть, лежит во зле, в челюстях, в сердце лукавого. В действительности, в небесных, или эфирных, сферах существует множество злых существ, злых духов, но их объединяет одна злая природа и злая политика, одни злые принципы, они объединены под одной главой. Существует князь бесов и бесовского царства. Существует глава злобы и злобного мира, и он обладает такой властью на земле, что его называют богом века сего. Удивительно, что такой знающий дух так непримиримо враждует против Всемогущего и Его интересов, хотя не может не знать того, что все это закончится его свержением и вечным осуждением! Какой ужасный суд ожидает лукавого! Да разрушает непрестанно Бог, Владыка христианского мира, владычество сатаны в этом мире и да переводит души в Царство Своего возлюбленного Сына!
4. Они просвещены познанием истинного вечного Бога: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам... разум, да познаем (Бога) истинного.., ст. 20. Сын Божий пришел в наш мир, и мы видели Его, и мы знаем Его по свидетельствам, уже утвержденным; Он открыл нам истинного Бога (Ин 1:18) и отверз также наши умы, чтобы мы могли понять это откровение, дал нам внутренний свет разумения, чтобы мы могли созерцать славу истинного Бога, и мы уверены, что Бог, открывшийся нам, — это истинный Бог. Он бесконечно превосходит всех языческих богов по Своей чистоте, силе и по Своему совершенству. В Нем соединены все превосходство, красота и богатство живого истинного Бога. Это тот самый Бог, сотворивший, согласно писаниям Моисея, небеса и землю, тот самый, который вступил в особый завет с нашими отцами и патриархами, вывел наших предков из Египта, дал нам страшный закон на горе Синай и Свои святые изречения, а также обетование о призвании язычников и их обращении. На основании Его советов и дел, Его любви и благодати, Его страшных судов мы знаем, что Он, и только Он, во всей полноте Своего бытия, есть живой и истинный Бог». Великое блаженство — знать истинного Бога, познание Его в Иисусе Христе есть жизнь вечная, Ин 17:3. В этом состоит слава христианского откровения, что оно дает наилучшее представление об истинном Боге и обеспечивает нас наилучшей глазной мазью, чтобы мы могли распознать живого и истинного Бога.
5. Они имеют блаженный союз с Богом и Его Сыном: «И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе.., ст. 20. Сын приводит нас к Отцу, и мы пребываем в Том и Другом, в любви и благоволении Того и Другого, в завете и брачном договоре, в духовном единении с Ними посредством пребывающего и действующего в нас Духа; и чтобы вам понять, как велики эта честь и это блаженство, то вспомните, что Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, или точнее: сей Самый Сын Божий является истинным Богом и жизнью вечной (Ин 1:1 и здесь 1:2), так что находясь в союзе с Тем или Другим или тем более с Ними обоими, мы соединяемся с истинным Богом и вечной жизнью».
II. Заключительное увещание апостола: «Дети! храните себя от идолов, cт. 21. Поскольку вы знаете истинного Бога и пребываете в Нем, то пусть ваше познание и любовь охраняют вас от всего, что может подвигнуть нас на противодействие Ему или состязание с Ним. Избегайте ложных богов языческого мира. Они не идут ни в какое сравнение с Богом, Которому вы принадлежите и служите. Не поклоняйтесь вашему Богу в виде статуй и изображений, какие имеют место в языческом идолослужении. Ваш Бог есть непостижимый Дух, и Его оскорбляют такие низменные представления. Не участвуйте вместе с вашими языческими соседями в их идолослужении. Ваш Бог ревнив, и Он хочет, чтобы вы вышли из среды их и отделились от них; умерщвляйте плоть и будьте распятыми для мира, чтобы они не узурпировали престол в вашем сердце, принадлежащий исключительно Богу. Бог, Которого вы познали, есть Тот, Кто сотворил вас, Кто искупил вас через Своего Сына, Кто послал вам Евангелие, простил ваши грехи, возродил вас через Духа Своего для Себя Самого и даровал вам вечную жизнь. Прилепитесь к Нему любовью, верой и постоянным послушанием, противостоя всему, что может отчуждать ваш ум и ваше сердце от Бога. Этому живому и истинному Богу слава и владычество во веки веков. Аминь».
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Иоанна, 5 глава