В предыдущей главе Моисей напомнил израильтянам об их грехах, обосновав, почему они не должны полагаться на свою праведность, а в этой главе он показывает, как милостив к ним был Бог, несмотря на их непокорство, обосновав, почему впредь они должны быть более послушны Ему.
I. Он упоминает различные знаки Божьего благоволения к ним, которые нельзя забывать, говорит о Его примирении с ними.
1. Он обновил скрижали завета (ст. 1−5).
2. Дал повеление двигаться к Ханаану (ст. 6−7).
3. Избрал для себя колено Левия (ст. 8−9).
4. Продолжил священство после смерти Аарона (ст. 6).
5. Признал и принял ходатайство Моисея о них (ст. 10−11).
II. Отсюда он делает вывод, что они должны бояться, любить и служить Богу, и настаивает на этом, приводя много стимулов (ст. 12 и далее).
Стихи 1−11. Можно отметить четыре момента, с помощью которых Бог показал, что примирился с Израилем и сделал его воистину великим и счастливым; в них Божья милость использовала отрицательные качества их характера, чтобы сделать Его более прославленным:
I. Он дал им Свой закон, дал его в написанном виде, что служило твердым залогом Его благоволения. Хотя первые написанные скрижали были разбиты, так как Израиль нарушил заповеди и Бог мог справедливо разорвать этот завет, тем не менее, когда Его гнев утих, скрижали были обновлены (ст. 1−2). Отметьте: Бог дал Свой закон, как наилучший залог нашего блаженства в Нем, чтобы мы примирились с Ним. Писание говорит, что Моисей высек новые скрижали, ибо закон с помощью обличений и смирения подготавливает сердце для благодати Божьей, но лишь Его благодать потом записывает Его закон в нем. Моисей сделал ковчег из дерева ситтим (ст. 3): это был простой ящик, в котором, как я полагаю, потом хранились скрижали; но Писание говорит, что его сделал Веселиил (Исх 37:1), ибо впоследствии он украсил его и покрыл золотом. Или здесь говорится, что его сделал Моисей, так как, поднимаясь во второй раз на гору, он повелел Веселиилу сделать ковчег к тому времени, когда он вернется. И заслуживает внимания тот факт, что ковчег был первым предметом, относительно которого Бог давал повеления (Исх 25:10). Это убедило сообщество в том, что во второй раз со скрижалями будут обращаться правильно, а не так, как в первый. Бог пошлет Свой закон и Евангелие тем, чьи сердца приготовлены, как ковчег, чтобы принять их. Христос — это ковчег, в котором сейчас в безопасности хранится наше спасение, чтобы оно не потерялось, как это было с первым Адамом, когда оно оказалось в его руках. Обратите внимание:
(1) Что Бог написал на двух скрижалях — десять заповедей (ст. 4), или десять слов, подразумевая, что они мало в себе содержали: это было не десять томов, а десять слов; это были те же слова, которые были написаны на первых скрижалях и изречены на горе. Второе издание не требовало ни исправлений, ни дополнений, ибо то, что Он пишет, не отличается от того, что Он говорит. Написанное слово является таким же словом Божьим, как и то, что Он говорил Своим рабам и пророкам.
(2) Какая забота была проявлена о нем. Эти две скрижали с выгравированными на них словами, были осторожно положены в ковчег. «И они там были», — говорит Моисей, указывая, возможно, на святилище (ст. 5). Эту хорошую вещь, вверенную ему, он передал и оставил чистой и нетронутой в их руках; пусть смотрят на них, подвергаясь опасности. Подобным образом мы можем сказать в адрес подрастающего поколения: «Бог вверил нам Библии, субботы, причастия и т.д., как знаки Своего присутствия и благоволения, и они там пребывают; мы передаем их вам» (2Тим 1:13−14).
II. Он вел их в Ханаан, хотя они обратились своим сердцем к Египту, и Он мог справедливо предать их собственным иллюзиям (ст. 6−7). Он вел их из сухой и бесплодной пустыни в землю, где потоки вод. Иногда Бог восполнял их нужды с помощью обычного хода природы, а когда этого недоставало, то с помощью чудес; и после всего этого, столкнувшись с незначительными трудностями, они разуверились в Боге и возроптали (Чис 20:3−4).
III. Он учредил среди них постоянное служение, чтобы общаться с ними через святыни. Когда Моисей во второй раз поднялся на гору или вскоре после этого, он повелел отделить колено Левиино Богу для непосредственного служения, ибо левиты отличились своей ревностью против поклоняющихся золотому тельцу (ст. 8−9). Сыны Каафовы несли ковчег; они и другие левиты предстояли пред Господом, исполняя все необходимые служения в скинии, а священники, принадлежавшие этому колену, должны были благословлять народ. Это было постоянно действующее постановление, которое исполнялось в течение сорока лет и до нынешнего дня. Были предприняты определенные меры, чтобы навсегда сохранить их служение с помощью постоянного обеспечения этого колена, которое в значительной мере ободряло левитов совершать свою работу и не отлынивать от нее. Сам Господь есть удел его. Отметьте: учрежденное служение — это великое благословение для народа и особый знак Божьего благоволения. А раз определенные священники не могли постоянно совершать его по причине смерти, то Бог проявил Свою заботу о народе, сохранив наследование, на которое здесь Моисей обращает внимание (ст. 6). Когда умер Аарон, то священство не умерло с ним, а стал священником вместо него сын его Елеазар. Теперь он заботился о ковчеге, в котором хранились две драгоценные каменные скрижали, чтобы не повредились; там они были, и он заботился о них. Наследование служения поддерживалось законом, который передал право на служение определенному колену и семье. Но сейчас, во времена Евангелия, когда Святой Дух изливается более обильно и могущественно, наследование поддерживается Его воздействием на человеческие сердца, которое склоняет людей, делая их годными для этой работы. Так было во всякое время, чтобы имя Израиля не было изглажено.
IV. Он принял Моисея как защитника и ходатая израильского народа и поэтому поставил его их царем и водителем (ст. 10−11): «И сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом сим». Для них была великая милость — иметь такого друга, который был верен и Назначившему его, и тем, для кого он был назначен. Было разумно, чтобы тому, кто своим ходатайством перед небесами спас их от гибели, было передано руководство и владычество над ними. В этом Моисей был прообразом Христа, который, пока жив, ходатайствует о нас, ибо Ему дана вся власть на небе и на земле.
Стихи 12−22. В этих стихах звучит самое патетическое увещевание к послушанию, вытекающее из предпосылок, усиленное могучими аргументами и в значительной мере убедительной риторикой. Моисей излагает его как оратор, взывающий к слушателям: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?» (ст. 12). Спросите, чего Он требует, как Давид (Пс 115:3): «Что воздам Господу…» Когда мы получили милость от Бога, то нам следовало бы спросить, что в ответ на нее мы можем сделать для Него. Поразмыслите, чего Он требует, и вы увидите, что Он хочет того, что в высшей степени справедливо и благоразумно само по себе и чрезвычайно выгодно для нас самих. Давайте посмотрим, чего Он требует и какие многочисленные основания есть у нас исполнять то, чего Он требует.
I. Эти стихи четко велят нам исполнять свой долг перед Богом по отношению к ближним и самим себе.
1. Они учат нас исполнять свой долг перед Богом, имея определенное расположение души и направляя свои чувства, а также поступая в своей жизни согласно определенным принципам.
(1) Мы должны бояться Господа, Бога своего (ст. 12 и 20). Мы должны восхищаться Его величием, признавать Его власть, благоговеть перед Его силой и бояться Его гнева. Это обязанности, предписываемые Евангелием (Откр 14:6−7).
(2) Мы должны любить Его, быть довольны тем, какой Он есть, желать, чтобы Он был нашим, наслаждаться созерцанием Его и общением с Ним. Бойтесь Его как великого Бога, нашего Господа; любите Его как доброго Бога, нашего Отца и покровителя.
(3) Мы должны ходить Его путями, то есть путями, которыми Он повелел нам идти. В общем, образ нашей жизни должен соответствовать Его святой воле.
(4) Мы должны служить Ему (ст. 20), служить от всего сердца своего и от всей души своей (ст. 12), подчиняться Его руководству, посвящать себя Его славе и продвижению интересов Его царства среди людей. Мы должны быть искренни и ревностны в своем служении, вовлекать в этот труд своего внутреннего человека и служить Ему добровольно и радостно.
(5) Мы должны соблюдать заповеди Господа и постановления Его (ст. 13). Посвятив себя Его служению, мы должны сделать Его явленную волю своим правилом во всем: исполнять все, что Он предписывает, запрещать все, что Он запрещает, твердо веря, что все Его заповеди и постановления заповеданы для нашего блага. Помимо награды за послушание, которая будет для нас неизреченным приобретением, в послушании присутствует истинная слава и наслаждение. Мы содействуем нынешнему благополучию, если являемся кроткими и смиренными, целомудренными и трезвыми, справедливыми и щедрыми, терпеливыми и удовлетворенными; все эти качества сделают нашу жизнь легкой и безопасной, а нас — воистину великими.
(6) Мы должны воздать славу Богу, клянясь имени Его (ст. 20); поэтому воздайте славу Его всеведению, Его всемогуществу, Его справедливости, а также Его присутствию. Его именем клянись всякий раз, когда требуется клятва для подтверждения, а не именем какого-либо другого творения или лживого бога.
(7) Мы должны прилепиться к Нему (ст. 20). Избрав Его своим Богом, мы должны быть верными, постоянно пребывать с Ним и никогда не оставлять Его. Прилепитесь к Нему, как к Тому, кого мы любим и кем восхищаемся, уповайте и полагайтесь на Него, ибо мы многого ожидаем от Него.
2. Эти стихи учат нас исполнять свой долг перед ближним (ст. 19): «Любите и вы пришельца»; а если мы должны любить пришельца, то тем более должны любить своих братьев, как самих себя. Если израильтяне, которые были особым народом, во многом отличавшимся от других, должны быть добрыми к пришельцам, то тем более мы, не ограниченные подобными рамками; мы должны заботиться обо всех людях, имеющих такую же человеческую природу, по возможности (т.е. согласно их нуждам и нашим возможностям); мы должны делать добро всем людям. Два аргумента обязывают нас исполнять этот долг:
(1) Общее Божье провидение, которое распространяется на все народы, ибо все произошли от одной крови. Бог любит пришельца (ст. 18), то есть дает жизнь, дыхание и все необходимое даже язычникам, отчужденным от общества Израильского и Бога Израиля. Он абсолютно все знает о тех, о ком мы ничего не знаем. Он дает хлеб и одежду даже тем, кому не давал Свое слово и уставы. Общие дары Бога человечеству обязывают нас почитать всех людей. Или же это выражение означает особую заботу провидения о пришельце, оказавшемся в стесненных обстоятельствах, за что мы должны славить Бога («Господь хранит пришельцев», Пс 145:9), возвещать о Нем, служить Ему и сотрудничать с Ним, сделав себя инструментами Его милости, проявленной к пришельцам.
(2) Страдания, которые пришлось испытать израильтянам, когда они были пришельцами в Египте. Кто сам страдал и обрел милость у Бога, тот особым образом будет сочувствовать тем, кто оказался в таких же обстоятельствах, и будет готов оказать ему милость. А еврейский народ, несмотря на повторяющиеся повеления быть добрыми к пришельцам, укоренил в себе антипатию к язычникам, на которых смотрел с крайним презрением. Это привело к тому, что они позавидовали благодати Божьей и Евангелию Христа, а в итоге — к их окончательной гибели.
3. Эти стихи учат нас исполнять долг перед собой (ст. 16): «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, то есть изгоните из себя все порочные склонности и привязанности, которые препятствуют вам бояться и любить Бога. Умертвите плоть с ее похотями. Избавьтесь от всякой нечистоты и излишеств порочности, которые препятствуют свободному доступу слова Божьего в ваше сердце. Не останавливайтесь на обрезании плоти, что было лишь знаком, а обрежьте свое сердце, ибо это подразумевалось в обрезании» (см. Рим 2:29). Повеление Христа идет дальше этой обязанности и велит нам не только обрезать крайнюю плоть сердца, которую можно было бы легко сохранить, но и отрезать правую руку и вырвать свой правый глаз, если они соблазняют нас; чем более духовной является диспенсация, тем более духовными мы обязаны быть и более усердно умерщвлять грех. «Не будьте впредь жестоковыйны, как раньше» (Втор 9:24). «Не противостойте упорно божественным заповедям и наказаниям, а подчинитесь воле Божьей в том и другом». Обрезание сердца готовит его подчиниться Богу и привлекает к Его ярму.
II. Эти стихи особо трогательно убеждают нас исполнять свой долг. Позвольте разуму руководить собой, и он выберет религию.
1. Задумайтесь о величии и славе Бога и на этом основании бойтесь Его; исходя из этого принципа, служите и повинуйтесь Ему. Разве не слава, сила и владения делают человека великим? Тогда задумайтесь, как велик Господь, наш Бог; Он заслуживает, чтобы Его боялись.
(1) Он имеет великую славу и имя превыше всех имен. Он Бог богов и Владыка владык (ст. 17). Ангелы, как и представители власти, названы богами, язычники также имеют много богов и владык — творений их собственной фантазии, но Бог несравненно выше всех этих ничтожных божеств. Как глупо поклоняться иным богам, раз Бог, которому они поклялись в верности, является Богом богов!
(2) Он обладает огромной силой. Он Бог сильный и страшный (ст. 17), Который не смотрит на лица. Он обладает силой завоевателя и предстает ужасным тем, кто противостоит Ему и восстает на Него. Он обладает властью судьи и поэтому справедлив ко всем, кто взывает или приходит к Нему. Судья заслуживает величия и славы, если он нелицеприятен в своем суде, не взирает на личности или взятки; те же качества генерала вызывают ужас у противников. Наш Бог является и тем, и другим.
(3) Он обладает огромными владениями. Ему принадлежат небеса и земля (ст. 14), воинство и звезды того и другого. Поэтому Он может поддерживать нас в нашем служении Ему и восполнять недостатки, когда мы совершаем ошибки, исполняя свой долг перед Ним. Поэтому Он не нуждается в нас, как и в том, что мы делаем или можем сделать; мы погибнем без Него, а Он будет счастлив и без нас; поэтому снисхождение Его благодати, принимающей нас и наши служения, заслуживает истинного восхищения. Земля и небеса — Его владения, тем не менее часть Господа народ Его.
2. Задумайтесь о милости и благодати Бога и на этом основании любите Его; исходя из этого принципа, служите и повинуйтесь Ему. Его милость — Его слава и величие.
(1) Он милостив ко всем. Кто несчастен, тот увидит, что Он милостив: «Он дает суд сироте и вдове» (ст. 18). Его слава — помогать беспомощным, тем, кто больше всех нуждается в помощи, кого люди чаще всего обижают, или, по крайней мере, дать им свет (см. Пс 67:5−6; 15:7,9).
(2) Но воистину благ Бог к Израилю, исполняющему особые обязанности перед Ним: «Он хвала твоя и Он Бог твой (ст. 21). Поэтому любите Его и служите Ему, ибо Он состоит с вами в особых отношениях. Он — твой Бог, заключивший с тобой завет, и поэтому Он — хвала твоя», то есть [1] «Он облачает тебя славой, Он — Бог твой, которым на протяжении всего дня ты можешь хвалиться: что знаешь Его и Он знает тебя. А если Он твой Бог, то Он и твоя слава».
[2] «Он ожидает, что ты будешь славить Его. Он — хвала твоя, то есть Он — Бог, которого ты обязан славить; если Он не получит славы от тебя, то от кого Ему еще ожидать славы?» Он живет среди славословий Израиля. Задумайтесь, во-первых, о том, что Он милостиво выбрал Израиль (ст. 15). «Ему понравились твои отцы, и поэтому Он избрал их семя». Отметьте: в них не было ничего, заслуживающего Его благоволения или хорошо рекомендующего их, но это было хорошо в очах Его. Он был добр к ним, хотя и не нуждался в них. Во-вторых, о Его великих делах, совершенных для Израиля (ст. 21−22). Он напоминает им не только о том, что они слышали своими ушами и о чем рассказывали их отцы, но и о том, что они видели своими глазами и о чем должны будут рассказать своим детям, а именно: о том, что на протяжении нескольких поколений семьдесят душ (ибо их не было больше, когда Иаков пришел в Египет) умножились и составили великий народ, который стал многочисленным, как звезды небесные. А чем больше их становилось, тем больше славы и служения Бог ожидал от них. Тем не менее оказалось, как и в древние времена, что когда они начали умножаться, то развратились.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 10 глава