В этой главе Моисей заканчивает свое вступление к повторению уставов и постановлений, которые должны соблюдать израильтяне. Он повторяет основное повеление (ст. 1) и, начав в заключении предыдущей главы напоминать о великих делах, совершенных Богом среди них, в этой главе:
(I) Детально излагает некоторые великие дела, совершенные Богом у них на глазах (ст. 2−7).
(II) Он предлагает им в будущем жизнь или смерть, благословение или проклятие в зависимости от того, будут они или нет соблюдать Божьи заповеди. Они будут процветать, если будут послушны, и благословятся изобилием благ (ст. 8−15), победой над врагами и умножением их владений (ст. 22−25). Но непослушание несомненно погубит их (ст. 16−17).
(III) Он направляет их использовать определенные средства, чтобы их разум держался закона Божьего (ст. 18−21).
И (IV) в заключение он торжественно призывает их выбрать, чего они желают: благословение или проклятие (ст. 26 и далее).
Стихи 1−7. Раз Бог сделал тебя многочисленным, как звезды небесные (этими словами заканчивается предыдущая глава), так люби Господа, Бога твоего (так начинается эта). Те, кого Бог сформировал в семьи, которые вначале были маленькими, а потом значительно умножились, должны использовать этот аргумент, убеждая себя служить Богу. Соблюдай, что повелено Им соблюдать, то есть наставления Его слова и постановления о поклонении; это было вверено им, и они должны будут отчитаться об этом. Эта фраза часто адресуется священникам и левитам, ибо весь Израиль был царством священников — святым народом. Обратите внимание на связь между этими двумя фразами: «люби Господа» и «соблюдай, что повелено Им соблюдать», раз только любовь может выработать послушание, которое будет приемлемо, ибо вытекает из принципа любви (1Ин 5:3). Упоминается о великих и страшных делах Божьих, которые видели их глаза (ст. 7). Эту часть своего обращения Моисей адресует старейшинам народа, людям преклонного возраста; возможно, служение старейшин несли именно такие люди и в тот момент они были его непосредственными слушателями. Некоторые из них, которым было около пятидесяти, могли помнить выход из Египта, и поэтому Моисей обращается именно к ним, а не к детям, которые могли знать об этом понаслышке (ст. 2). Отметьте: мы должны помнить Божьи милости, оказанные нам, когда мы были молодыми, и сохранить произведенное ими впечатление до старости; то, что видели наши глаза в молодости, поразило нас, и мы должны использовать это впечатление много лет спустя. Они видели ужасные суды, совершенные Господом над врагами, не желавшими мира Израилю:
(1) Над фараоном и египтянами, поработившими их. Прекрасная страна была разрушена и разорена казнями, следовавшими одна за другой, чтобы вынудить египтян освободить Израиль из рабства (ст. 3)! Могущественная армия Египта потонула в Красном море, чтобы у нее не было возможности вновь поработить Израиль (ст. 4)! Так в выкуп был отдан Египет (Ис 43:3). Пусть лучше это величественное царство будет разрушено, чем Израиль останется порабощенным.
(2) Над Дафаном и Авироном, доставившими им неприятности. Помните, что Он делал для вас в пустыне (ст. 5), как с помощью многих необходимых наказаний (как они названы в ст. 2) Он не дал им погубить себя, особенно в той ситуации, когда дерзкие сыны Рувимовы посягнули на власть Моисея и возглавили опасное восстание против самого Бога, который угрожал погубить весь народ и мог бы сделать это, если бы божественная сила немедленно не уничтожила бунтовщиков, похоронив их живыми: их и все имущество их (ст. 6). То, как Бог поступил с ними, действительно было сделано из милости к Израилю, несмотря на превратное толкование этого поступка недовольной стороной (Чис 16:41). Избавление от зла, причиняемого бунтом дома, как и защита от нападений внешних врагов, является воистину великой милостью для народа и поэтому требует от него строгого исполнения обязанностей.
Стихи 8−17. Моисей возвращается к предыдущей теме, не желая заканчивать свое обращение, не достигнув своей цели. «Если ты войдешь в жизнь, если войдешь в Ханаан, прообраз этой жизни, и увидишь эту хорошую землю, то соблюдай все заповеди, которые я заповедую вам сегодня; любите Бога и служите Ему всем сердцем».
I. Потому что это единственный путь получить и сохранить во владении обетованную землю.
1. Это была возможность получить владение (ст. 8): «Дабы вы укрепились для ведения войны, пошли и овладели землею». Они так мало знали о трудностях и риске, которому подвергались в войнах за Ханаан, что он не говорит им пойти и сразиться за нее. Нет, фактически им ничего не нужно делать, лишь пойти и овладеть ею. Он не учит израильтян искусству ведения войн, как натягивать лук, пользоваться мечом, держать шеренгу, чтобы быть сильными, пойти и завладеть ею; нет, он велит им соблюдать Божьи заповеди и хранить свою религию, и пока они будут оставаться ей верными, она будет их силой и обеспечит им успех.
2. Это была единственная возможность сохранить свои владения (ст. 9): «…дабы вы жили много времени на той земле, куда направлен ваш глаз». Грех сокращает дни людей и сокращает дни процветания людей, а послушание продлит дни их безмятежной жизни.
II. Потому что земля Ханаана, которой они собирались завладеть, больше зависела от благословений небесных, чем земля Египта (ст. 10−12). Египет был достаточно плодородной страной, но плоской, и его почва увлажнялась не благодаря дождю, как в других странах (о Египте сказано, что в нем не было дождя, Зах 14:18), а благодаря разливу реки Нил в определенное время года, для использования которого было необходимо применять искусство и труд земледельца. Поэтому в Египте людям приходилось нести много затрат и прилагать много усилий, ухаживая за полями, словно они трудились в масличном саду. Это побуждало их считать, что свое богатство они добывали силой собственных рук. А земля Ханаана имела неровный рельеф, состояла из холмов и долин, которые не только были приятны для глаз, но и производили разнообразные виды почв для различных целей земледелия. В этой стране не было больших рек, кроме Иордана, но она от дождя небесного наполнялась водою и поэтому (1) в значительной степени освобождала их от труда. В то время пока египтяне, стоя по колени в воде, рыли канавы на полях, чтобы обеспечить водой свою землю, которая в противном случае очень скоро станет похожа на пустошь в пустыне, израильтяне могли отдыхать в своих домах, предоставив Богу насыщать свою землю ранним и поздним дождем, который назван потоком Божьим (Пс 64:10), возможно с презрением к реке Египетской, которой так гордились египтяне. Отметьте: чем лучше Бог позаботился о наших внешних условиях, чтобы наша жизнь была спокойной и удобной, тем больше мы должны посвящать себя служению Ему: чем меньше нам приходится трудиться ради своего тела, тем больше мы должны совершать для Бога и своей души.
(2) Он велит им взирать на Бога, который подавал нам с неба дожди и времена плодоносные (Деян 14:17) и пообещал быть росою для Израиля (Ос 14:6). Отметьте:
[1] Милостям сопутствуют великие утешения и сладость, когда мы видим, что они приходят с небес и являются непосредственными дарами божественного провидения.
[2] Чем больше мы уповаем на Бога, тем радостнее должно быть наше послушание Ему. Посмотрите, как в этих словах Моисей возвеличивает землю Ханаанскую превыше всех других земель: очи Господа непрестанно на ней, то есть они устремлены на нее и следят, чтобы там ни в чем не было недостатка, пока Израиль держится Бога и исполняет долг; ее плодородие является не столько счастливым следствием почвы, сколько непосредственным плодом божественного благословения. Такой вывод можно сделать, глядя на ее нынешнее состояние, ибо говорят, что сейчас, когда Бог оставил ее, она превратилась в бесплодный участок земли, как и любой другой под небесами. Не называйте ее Ноеминью, зовите ее Марою.
III. Потому что Бог несомненно благословит их всеми благами, если они будут любить Его и служить Ему (ст. 13−15): «Я дам земле вашей дождь в свое время, так что она никогда не будет испытывать в нем недостаток, как и не будет чрезмерно насыщена им». Они будут иметь ранний дождь, который орошает во время посева, и поздний дождь, который выпадает перед сбором урожая (Ам 4:7). Это символизирует все своевременные благословения, которые Бог даст им, особенно духовные утешения, которые придут как ранний и поздний дождь (Ос 6:3). Земля, подобным образом орошаемая, производит (1) плоды для пользы человека: хлеб, вино и елей (Пс 103:13−15).
(2) Траву для скота, чтобы он также приносил пользу для человека: чтобы он ел и насыщался (ст. 15). Благочестие имеет обетование жизни настоящей, а благоволение Бога вложит веселье в сердце больше, чем умножение хлеба, вина и елея.
IV. Потому что их уход от Бога к идолам несомненно приведет их к погибели: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше» (ст. 16−17). Все, кто оставляет Бога, направляя свою любовь или поклоняясь какому-либо творению, увидят, что сильно заблуждались, и это привело их к гибели; а их горе усугубит сознание того, что причина этого — недостаточная бдительность. Незначительная осторожность с их стороны не дала бы возможность великому лжецу обмануть их. Чтобы побудить их быть бдительными, в этих стихах Моисей четко говорит, что если они уклонятся и станут служить иным богам, то (1) воспламенится гнев Бога на них; а кто знает силу гнева этого?
(2) Они лишатся всех благ: небеса прекратят давать дождь, и земля не будет давать своих плодов.
(3) Они не будут защищены от всякого зла; они быстро погибнут и освободят эту добрую землю. А чем лучше земля, тем труднее и печальнее покидать ее. Плодородие земли не спасет народ, если порочность ее обитателей сделала их созревшими для гибели.
Стихи 18−25. В этих стихах:
I. Моисей повторяет наставления, которые должны были направлять и помогать израильтянам быть послушными. Они должны были поддерживать среди народа религию (ст. 18−20), что вполне совпадает с целью, которую мы рассматривали ранее (Втор 6:6 и далее). Давайте руководствоваться тремя изложенными здесь правилами:
(1) Пусть наши сердца наполнятся словом Божьим; «положите сии слова в сердце ваше и в душу вашу». Наше сердце должно быть сокровищницей или хранилищем слова Божьего, чтобы мы могли использовать его во всех ситуациях. Не стоит ожидать хороших поступков, пока в сердце не обоснуются хорошие мысли, хорошие привязанности и добрые принципы.
(2) Пусть наши глаза сконцентрируются на слове Божьем: «Навяжите их в знак на руку свою, которую вы всегда видите (Ис 49:16), и да будут они повязкою над глазами вашими, чтобы вы вынуждены были смотреть на них; пусть они всегда будут под рукой и хорошо знакомы вам, словно написаны на косяках ваших дверей, и вы не можете не взглянуть на них, входя и выходя из дому». Подобным образом мы должны поставить перед собой суды Божьи и постоянно обращаться к ним, как к советчику на нашем пути и правилу для наших дел (Пс 118:30).
(3) Пусть наш язык будет занят словом Божьим. Пусть оно станет темой наших семейных разговоров, где бы мы ни находились; особенно наших разговоров с детьми, которые должны быть наставлены в служении Богу, ибо только это необходимо: более необходимо, чем знание правил приличия или знание профессии, за счет которой они будут жить в этом мире. Мы должны заботиться и прилагать огромные усилия, чтобы своевременно ознакомить детей со словом Божьим и чудесными истинами Его закона, чтобы они воздействовали на них. Ничто так не содействует процветанию и постоянству религии в народе, как хорошее воспитание детей: если семя свято, то это сущность земли.
II. Он повторяет изложенные им раньше во имя Божье заверения в процветании и успешности, если они будут послушны.
1. Они будут счастливо жить (ст. 21). Их дни умножатся, а когда они исполнятся, то дней детей их будет так же много, как дней небесных, то есть Ханаан вечно будет принадлежать им и их наследникам, пока стоит этот мир, если только своим грехом они не лишат себя этой земли.
2. Их врагам не хватит сил, чтобы досаждать им или доставить беспокойство. «Если вы будете соблюдать Божьи заповеди и старательно исполнять свой долг (ст. 22), то Бог не только увенчает труды земледельца изобилием плодов земли, но Он признает и дарует еще больше славных побед их воинам. Победа будет сопровождать их армии; куда бы они ни повернули, Бог будет изгонять народы и отдавать их землю им во владение» (ст. 23−24). Их территория увеличится и достигнет крайних пределов обетования (Быт 15:18). Все соседи будут трепетать перед ними (ст. 25). Ничто не содействует больше доброй репутации народа, не ценится больше его друзьями и больше всего пугает его врагов, чем религия, царствующая среди него, ибо кто пойдет против тех, за кого сражается Бог? А Он безусловно на стороне тех, кто искренне поддерживает Его (Притч 14:34).
Стихи 26−32. Этими стихами Моисей заканчивает свое общее увещевание к послушанию; его руководство оказывает значительное воздействие, и можно было бы подумать, что своими словами он навсегда привлек израильтян к Богу, а оставленное ими впечатление никогда не изгладится.
I. Он подводит итог всем своим аргументам в пользу послушания в двух словах: благословение и проклятие (ст. 26), то есть говорит о наградах и наказаниях в том порядке, как они располагаются в обетованиях и угрозах — великих санкциях закона, которые базируются на надежде и страхе — двух рукоятках души, с помощью которых она улавливается, удерживается и управляется. Моисей показывает им благословение и проклятие, то есть (1) объясняет, чтобы они знали их; он перечисляет детально, что включает в себя благословение и проклятие, чтобы они во всей полноте увидели, как желанно благословение и как ужасно проклятие.
(2) Он заверяет их, чтобы они поверили его словам, и с помощью доказательств, производимых благодаря его полномочиям, делает для них очевидным тот факт, что благословение — это не рай для глупца, а проклятие — не пугало, а оба являются реальными заявлениями, свидетельствующими о планах Бога относительно их.
(3) Он велит им выбрать, что они хотели бы иметь, — так честно он поступает с ними и так далек от мысли ослепить глаза людей сих, в чем его обвиняли (Чис 16:14). Им и нам четко сказано, при каких условиях мы будем находиться в хороших отношениях со всемогущим Богом.
[1] Если мы будем исполнять Его законы, то можем быть уверены в благословении (ст. 27). Но [2] если будем непокорны, то наверняка будем прокляты (ст. 28). Скажите праведнику (ибо это сказал Бог и никто не может опровергнуть Его слова), что благо ему, а беззаконнику — горе.
II. Он велит, чтобы публично и торжественно провозгласили благословение и проклятие, которые он показал им, на горе Гаризим и горе Гевал (ст. 29−30). Более детальные наставления о проведении этих торжественных действий даны в главе 27, ст. 11 и далее, а описание их исполнения приведено в Книге Иисуса Навина 8:33 и далее. Это нужно было сделать, и это было сделано сразу после их вступления в Ханаан, чтобы, овладев этой землей, они сразу могли знать, при каких условиях останутся там. Место, где это должно быть сделано, подробно описано Моисеем, хотя он никогда не видел его, что является одним из многих обстоятельств, свидетельствующих о божественном происхождении его наставлений. Это место находится возле равнины или дубравы или низины Море, что было одним из первых мест, куда пришел Авраам, войдя в Ханаан. Поэтому, посылая их туда, чтобы они услышали благословение и проклятие, Бог напоминает им об обетовании, данном Аврааму в этом месте (Быт 12:6−7). Упоминание об этом повелении здесь служит (1) для ободрения их веры в обетование Бога, гласившее, что скоро они станут хозяевами в Ханаане. «Сделайте это, — говорит Моисей, — за Иорданом (ст. 30), чтобы быть уверенными в том, что вы перейдете Иордан (ст. 31)». Повеление совершить это служение в Ханаане было для израильтян заверением в том, что они смогут завладеть им, и знаком, подобным тому, что Бог дал Моисею (Исх 3:12): «…вы совершите служение Богу на этой горе». Также (2) как средство, побуждающее их быть послушными, которое поможет избежать проклятия и получить благословение; они не только услышат торжественное возвещение этого благословения, но и вскоре станут свидетелями его исполнения (ст. 32): «Соблюдайте все постановления и законы, чтобы вам не пришлось при этом торжественном событии свидетельствовать против себя».
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 11 глава