Данной главой Моисей завершает особые постановления, которые он счел нужным вверить Израилю, прощаясь с ним; за сим следует одобрение и утверждение. В данной главе:
(I) Моисей приводит образец исповедания, которым должно сопровождаться приношение корзины с первыми плодами (ст. 1−11).
(II) Торжественное заявление и молитва, произносимые после передачи десятины третьего года (ст. 12−15).
(III) Моисей скрепляет все данные им заповеди (1) Божьей властью: «Не я, а Господь, Бог твой, завещает тебе исполнять эти постановления» (ст. 16).
(2) Обоюдным заветом между Богом и народом (ст. 17 и далее).
Стихи 1−11. В этих стихах:
I. Дано распоряжение о выполнении доброго дела, а именно — ежегодного приношения Богу корзины с первыми плодами (ст. 1−2). Помимо первых снопов жатвы, приносимых за всю страну на следующее утро после Пасхи (Лев 23:10), каждому человеку предстояло приносить за себя корзину с начатками плодов в праздник Пятидесятницы по окончанию жатвы, откуда и название — праздник начатков (Исх 34:22), и сказано совершать это по усердию руки твоей, сколько ты дашь (Втор 16:10). Но евреи говорят: «Если первые плоды не приносили в тот день, их можно было принести потом в любое другое время между этим днем и зимой». Когда человек шел в поле или виноградник во время созревания плодов, он должен был отметить те, которые, по его наблюдению, поспеют раньше других, и оставить их для приношения; пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, от каждого вида понемногу, надлежало поместить в одну корзину, переложив листьями, и принести Господу в то место, которое Он выберет. Итак, этот закон учит нас (1) признавать в Боге даятеля всех благ, необходимых для поддержания и удобства нашего земного бытия, и, следовательно, служить Господу и почитать Его этими благами.
(2) Отказывать себе. Более всего вожделенны первые произведения; придирчивые и любопытные ожидают, что им подадут каждый плод при первом же его появлении. «Спелого плода, которого желает душа моя» (Мих 7:1). Поэтому, когда Бог определил, что израильтяне должны оставлять таковые Ему, Он учил их предпочитать прославление Его имени потаканию собственной алчности и вожделениям.
(3) Отдавать Господу самое первое и лучшее, что у нас есть, свидетельствуя о своей вере в то, что Он — самый первый и самый лучший из всего сущего. Тот, кто посвящает дни своей юности и лучшее время служению и почитанию Бога, тем самым приносит Ему свои первые плоды, и такое приношение Господу весьма угодно. Я вспоминаю о дружестве юности твоей.
II. Добрые слова вложены в уста, чтобы произносить их при совершении сего доброго дела для пояснения значения этой церемонии, дабы ей стать разумным служением. Приносящий должен начать с выражения признательности, прежде чем вручит корзину священнику, а затем продолжать, когда священник поставит корзину перед жертвенником в дар Богу, Великому Землевладельцу (ст. 3−4).
1. Приносящий должен начать со свидетельства о том, что полностью овладел доброй землей, которую Бог дал израильтянам: исповедую… что я вошел теперь наконец, после сорока лет странствий, в ту землю, которую Господь клялся… дать нам (ст. 3). Более всего уместно это было произнести, когда израильтяне впервые вступили на землю Ханаана; вероятно, после долгого пребывания на сей земле они отошли от данного образца. Следует заметить: когда Господь исполняет Свои обетования нам, Он ожидает, что мы признаем сие, дабы почтить Его верность; это подобно возвращению долговой расписки, и так поступил Соломон, сказав: не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (3Цар 8:56). И наши земные радости слаще вдвойне, когда мы видим, что они текут из источника обетования.
2. Приносящий должен вспомнить и признать низкое происхождение народа, которому он принадлежит. Какого бы величия ни достигли израильтяне, и он вместе с ними, теперь, зарождение их нации было весьма скромным, память о чем следует пронести через все века их Церкви таким вот публичным признанием, чтобы люди не возгордились от своих привилегий и преимуществ, но всегда были благодарны Богу, чья благодать выбрала их, когда они были так низко, и вознесла их так высоко. С этой целью надлежит признать два обстоятельства:
(1) Низкое происхождение общего праотца израильтян: сирийцем, готовым погибнуть, был мой отец (англ. пер., ст. 5). Иаков здесь назван сирийцем, или арамеянином, потому что двадцать лет жил в Месопотамии; его жены были уроженками этой земли, и там родились все его дети, кроме Вениамина; и, возможно, исповедующий имеет в виду не самого Иакова, но того сына Иаковлева, который стал отцом его колена. Как бы там ни было, и отец, и сыновья неоднократно рисковали погибнуть из-за суровости Лавана, жестокости Исава и голода в стране, сей-то последний и стал причиной их ухода в Египет. Лаван Сириец искал погубить моего отца (согласно Халдейскому парафразу) и почти погубил его (согласно арабскому переводу).
(2) Жалкое состояние этого народа в период его становления. Израильтяне проживали в Египте как странники и работали там как рабы (ст. 6), причем довольно долго — их можно было бы называть египтянами с тем же успехом, что и их отец назван арамеянином; так их владение Ханааном прервалось на столь длительное время, что они не могли претендовать ни на какое право аренды. В Египте израильтяне были нищим, презренным, угнетенным народом, и поэтому, несмотря на их нынешнее богатство и величие, у них не было основания для гордости и самонадеянности, чтобы забывать о Боге.
3. Приносящий должен с благодарностью признать великую благость Божию не только к себе, в частности, но и к Израилю в общем, (1) явленную в том, что Господь вывел народ из Египта (ст. 7−8). Здесь говорится об этом, как о деянии жалости: и увидел бедствие наше, и о деянии силы: и вывел нас Господь… рукою сильною. Это было великое спасение, достойное того, чтобы его вспоминали по всякому случаю и, в частности, по этому случаю. Израильтянам не следует жалеть принести Господу корзины с первыми плодами, ибо Ему они обязаны тем, что не носят теперь положенное число кирпичей своим жестоким начальникам работ.
(2) Явленную в том, что Господь поселил народ в Ханаане: и дал нам землю сию (ст. 9). Примите во внимание: приносящий должен воздать благодарение не только за свой собственный удел, но и за землю в целом, дарованную Израилю; не только за урожай этого года, но за саму почву, которая его произвела и которую Господь милостиво жаловал его праотцам и правом наследования которой наделил его потомков. Следует заметить: радость от пожалованных нам благ должна побудить нас быть благодарными за то, что вместе со всеми мы наслаждаемся общественным спокойствием и благосостоянием; и милостями, дарованными нам в настоящем, мы должны благословлять Господа за прошлые милости, о которых мы помним, и за будущие милости, которых ждем и на которые уповаем.
4. Приносящий должен представить Господу свою корзину с первыми плодами: «…я принес начатки плодов от земли в качестве оброка (мизерного, как перчинка) за землю, которую Ты, Господи, дал мне» (ст. 10). Следует заметить: что бы ни отдавали Господу, мы даем Ему лишь Его собственное (1Пар 29:14). И нам, получившим от Него столь много, приличествует размыслить — чем мы воздадим Ему. Корзина ставилась пред Богом; и священники, будучи Божьими хранителями, ели начатки плодов — такое преимущество давало им их служение и такой была плата за их работу (Чис 18:12).
III. Приносящему здесь определено, чтобы по окончании этого служения (1) он воздал Богу славу: и поклонись пред Господом, Богом твоим. Его первые плоды не были бы приняты без последующих деяний поклонения. Смиренное, благоговейное, благодарное сердце — вот на что Бог смотрит и чего требует и без чего будет недостаточно всего, что бы мы ни положили в корзину. Если бы кто давал все богатство дома своего в виде компенсации, чтобы его освободили от поклонения, то он был бы отвергнут с презреньем.
(2) Он и его семья утешились этим: и веселись о всех благах (ст. 11). Воля Бога о нас такова, чтобы мы радовались, не только участвуя в Его святых таинствах, но и наслаждались дарами Его промысла. Какое бы благо Господь ни даровал нам, Его воля такова, чтобы мы извлекли из этого блага максимальную пользу, и притом наблюдая, из какого источника текут потоки всякой отрады и утешения.
Стихи 12−15. Закон относительно распоряжения десятиной каждый третий год был описан прежде (Втор 14:28−29). Вторая десятина, которую в два другие года надлежало выделять на дополнительные расходы во время праздников, в третий год расходовалась дома на угощение нуждающихся. Итак, поскольку это совершалось без надзора со стороны священников и большое доверие было возложено на честность людей, что они распределят десятину в соответствии с законом — левиту, пришельцу, сироте и вдове (ст. 12), то поэтому требовалось, чтобы, явившись в ближайший праздник пред Господом, люди торжественно засвидетельствовали (как бы) клятвой, что они распорядились десятиной в полном соответствии с законом и оправдали доверие.
I. С этой целью израильтяне должны сделать торжественное заявление (ст. 13−14).
1. Что ничто из посвященного они не отложили про запас: «Я отобрал от дома святыню, теперь там осталась только моя собственная часть».
2. Что бедные, в особенности бедные духовные служители, бедные пришельцы и бедные вдовы, получили надлежащее им в соответствии с повелением. Надобно, чтобы Бог, который Своим промыслом дает нам все, что у нас есть, Своим же законом направлял нас в использовании даваемого, и, хотя у нас сейчас нет таких конкретных указаний относительно распределения доходов, какие были тогда у израильтян, тем не менее, в общем, нам заповедано давать милостыню из того, что у нас есть; и только тогда, а не наоборот, все будет у нас чисто. Мы утешимся причитающимися нам благами тогда, когда Бог таким вот образом получит из этих благ надлежащее Ему. Эту заповедь преступать нельзя; нет, никакие оправдания о том, что забыли, неприемлемы (ст. 13).
3. Что ни одну из этих десятин нельзя использовать на обычные нужды, а в особенности — на нечестивые нужды. По-видимому, следующее заявление, которое должны сделать исповедующие, имеет отношение к десятине двух других лет, которая шла на еду самим приносившим: заявление о том, (1) что от нее не ели в печали, когда, скорбя по умершим, люди, обыкновенно, становились нечистыми; что не ели ее нехотя, как тот, кто во все дни свои ел впотьмах.
(2) Что не отделяли ее святотатственно ни на какие бытовые нужды, ибо она им не принадлежала.
(3) Что не отдавали ее ради мертвых, чтобы почтить их мертвых богов, или в надежде принести благо своим умершим близким. Так требование делать это торжественное заявление в конце третьего года могло обязать израильтян поступать верно, ибо они знали, что их непременно призовут таким вот образом очиститься. Мы поступаем мудро, если храним совесть чистой во все времена, чтобы, когда придем давать отчет, смогли поднять незапятнанное лицо свое. Евреи говорят, что это торжественное заявление о своей честности надлежало делать тихим голосом, чтобы оно не выглядело как самовосхваление, тогда как предшествовавшее ему исповедание о Божьей благости следовало произносить громким голосом во славу Господа. Кто не осмелился сделать это торжественное заявление, тот должен принести жертву повинности (Лев 5:15).
II. К этому торжественному заявлению израильтяне должны добавить торжественную молитву (ст. 15) не за себя лично, но за Божий народ Израиля; ибо при общем мире и благоденствии благоденствует и мирно живет каждый член общества. На данном примере мы должны научиться в молитве быть движимыми заботой об интересах общества и бороться с Богом за благословения для своей земли и народа, нашего английского Израиля, и для вселенской Церкви, на которую, согласно данному нам указанию, нам надлежит в своих молитвах смотреть как на Израиль Божий (Гал 6:16). Эта молитва учит нас (1) устремить взор ввысь к Богу, пребывающему в святом жилище, и сделать отсюда вывод, что дому Его принадлежит святость и что Он освятится в тех, кто вблизи Него.
(2) Полагаться на благосклонность Бога и на Его милостивое внимание как на достаточное, чтобы сделать нас и наш народ счастливым.
(3) Почитать дивным снисхождением со стороны Господа то, что Он призрел даже такое великое и почтенное множество, каким был Израиль. Это — взгляд свысока.
(4) Усердно просить Бога о благословении для народа Его Израиля и для земли, которую Он нам дал. Ибо как земля будет давать произведения свои или, если и будет давать, то какое нам от этого утешение, когда вместе с этим не благословит нас Бог, Бог наш (Пс 66:7)?
Стихи 16−19. Для усиления всех данных правил Моисей здесь настаивает на двух истинах:
(1) Эти правила — Божьи повеления (ст. 16). Они не были безапелляционными распоряжениями — плодом Моисеевой мудрости — и не вводились в действие Моисеевой властью, но созданы безграничной мудростью; и власть Царя царствующих обязала народ исполнять их: «Господь Бог твой завещевает тебе, и поэтому ты обязан по долгу и с благодарностью подчиняться этим постановлениям, а если не подчинишься — то на свой страх и риск. Это — Его законы, поэтому ты должен их исполнять, ибо для этой цели они даны тебе: исполняй их и не оспаривай, исполняй их и не уклоняйся от них; исполняй их не легкомысленно и притворно, но — от всего сердца и души, от всего сердца твоего и от всей души твоей».
(2) К соблюдению этих заповедей израильтян обязывал их завет с Богом. Моисей настаивает не только на Божьем владычестве над людьми, но и на Божьем праве собственности на них и на их зависимости от Всевышнего. Завет — вещь обоюдная и обязывает к обоюдному подчинению.
[1] Чтобы мы выполняли свои обязательства по завету и отвечали цели такового: «Господу сказал ты, торжественно заявил и признал, что Он будет твоим Богом, твоим государем и властелином (ст. 17). Ибо Он является таковым по неоспоримому праву и с твоего собственного согласия». Израильтяне признавали это молча — когда слушали Его слова, и уже произносили вслух (Исх 24 гл.; теперь же им предстояло совершить сие снова перед расставанием (Втор 29:1). Нас же это обязывает, будучи верными собственному слову, равно как и долгу перед нашим Владыкою, хранить постановления Его и заповеди Его. Мы действительно отрекаемся от себя и вероломно нарушаем самые священные обязательства, если, исповедуя Господа своим Богом, не считаем делом своей совести послушание Его повелениям.
[2] Чтобы Божья часть завета тоже была выполнена и ответила цели завета (ст. 18−19): «И Господь обещал тебе, не только принял тебя, но и публично признал тебя Своим segullah, Своим собственным народом, как Он говорил тебе, то есть согласно истинной цели и значению обетования». Теперь послушание людей было не только условием Божьей благосклонности и ее постоянства (если бы израильтяне были непослушны, Бог отрекся бы от них и покинул), но также и главным замыслом, ради которого Его благосклонность была явлена. «Он обещал тебе это с целью, чтобы ты хранил заповеди его, чтобы ты мог получить наилучшее руководство и наилучшее ободрение в религии». Таким же образом и мы избраны к послушанию (1Пет 1:2), избраны, чтобы мы были святы (Еф 1:4), стали очищенным особенным народом, чтобы не только делали добрые дела, но и были ревностны к ним (Тит 2:14). Здесь сказано, что Бог замыслил две цели, когда обещал израильтянам, что они станут Его собственным народом (ст. 9): возвысить их, а для этого — сделать их святым народом; ибо святость — истинная честь и единственный путь к вечной чести.
(а) Поставить их выше всех народов. Наивысшая честь, которой мы можем удостоиться в этом мире, — это быть принятыми в завет с Богом и посвятить свою жизнь служению Ему. Израильтянам предстоит стать, во-первых, выше в хвале (англ. пер., ст. 19), ибо их примет Бог, а это есть истинная похвала (Рим 2:29). Их друзья будут восхищаться ими (Соф 3:19−20). Во-вторых, выше в имени (англ. пер., ст. 19), что, существует мнение, означает постоянство и бесконечность той хвалы, имя, которое не истребится. В-третьих, выше в чести (англ. пер., ст. 19), то есть во всех преимуществах изобилия и силы, что сделает их более великими, нежели их соседи (см. Иер 13:11).
(б) Чтобы они стали святым народом, отделенным для Господа, посвященным Ему и постоянно задействованным в Его служении. Сей Бог поставил цель взять их Себе народом; так что, если они не соблюдали Его заповеди, значит получили всю эту благодать тщетно.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 26 глава