Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Второзаконие | 4 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе звучит:

(I) Наиболее ревностное и патетическое увещевание быть послушными в обычной жизни и в определенных ситуациях, подкрепленное различными очень впечатляющими аргументами, которые вновь и вновь повторяются и представляются народу в наиболее трогательной и любящей манере (ст. 1−40).

(II) Отделены города-убежища по ту сторону Иордана (ст. 41−43).

(III) Приводится четкое описание места, где Моисей еще раз передал закон израильтянам (ст. 44 и далее).

Стихи 1−40. Это энергичное и прекрасное обращение так совершенно, а его детали так часто повторяются, что при толковании мы должны рассматривать его целиком и прилагать усилия, чтобы усвоить и закрепить его в своей голове, ибо его нельзя разделить на параграфы.

I. В общем это обращение представляет собой изложение предшествующей истории народа, которое побуждает сделать определенные выводы: «Итак, Израиль, послушай…» (ст. 1). Подобным образом и мы обязаны вспоминать коснувшиеся нас Божьи провидения, которые должны нас оживлять и побуждать к исполнению долга и послушанию. Подобным образом мы должны использовать историю древних веков.

II. Цель и стремление этого рассуждения — убедить израильтян быть поближе к Богу и Его служению, не оставлять Его ради какого-либо другого бога и ни при каких обстоятельствах не отступать от своего долга перед Ним. Обратите внимание, что он говорит им, подкрепляя свою речь божественной риторикой, применяя увещевания и наставления, усиленные аргументами и стимулами.

1. Посмотрите, как он призывает и повелевает им, показывая, что — добро и чего требует от них Господь.

(1) Он требует, чтобы они были усердны и внимательны к слову Божьему, к уставам и законам, которым были научены: «Итак, Израиль, послушай…» Он имеет в виду, что они должны его слушать не только теперь, а всякий раз, когда им зачитывается книга закона, или сами должны быть внимательны, когда читают ее. «Слушай постановления, ибо они содержат великие повеления Бога и выражают великую заботу о ваших душах. Поэтому они требуют вашего особого внимания». У горы Хорив Бог возвестил им слова Свои (ст. 10), и они слушали, став их свидетелями; внимание, которое в то время вызывалось обстоятельствами, сопутствующими возвещению этих слов, в дальнейшем должно вызываться совершенством изложенных в них истин. То, что Бог сказал однажды, мы должны услышать дважды, должны часто слышать Его слова.

(2) Он призывает израильтян сохранить божественный закон во всей его чистоте и полноте (ст. 2). «Храните его в чистоте, не добавляйте и не убавляйте от него ничего, во-первых, своими делами (как поступают некоторые), ибо вы не должны ничего добавлять, совершая злые дела, запрещенные законом, как и убавлять, не совершая добро, требуемое законом; во-вторых, своими убеждениями (как поступают другие), ибо вы не должны добавлять свои изобретения, словно божественные постановления несовершенны, как и вводить, тем более навязывать какие-либо религиозные обряды помимо тех, которые назначены Богом; вы не должны упразднять или оставлять без внимания какие-либо постановления как ненужные или чрезмерные». Дело Божье совершенно, к нему ничего нельзя добавить и ничего нельзя отнять, не сделав его хуже (см. Еккл 3:14). Иудеи понимают эти слова как запрет вносить малейшие, даже на йоту, изменения в текст или букву закона; и поэтому мы находимся в великом долгу перед их тщательностью и точностью, так как благодаря Богу они сохранили чистоту и целостность еврейского сборника законов. Мы находим ограду, подобную этой, поставленную вокруг Нового Завета в заключительной его главе (Откр 22:18−19).

(3) Моисей призывает их соблюдать Божьи заповеди (ст. 2), поступать по ним (ст. 5), исполнять их (ст. 14), хранить и исполнять их (ст. 6), исполнять завет (ст. 13). Слушать нужно для того, чтобы исполнять, а иметь знание — чтобы осуществлять на практике. Им велено хранить себя с помощью Божьих заповедей, которые должны быть для них правилом; они должны руководствоваться нравственными заповедями, совершать поклонение согласно установленному божественному ритуалу и судить согласно беспристрастному закону. Он заканчивает свое обращение (ст. 40), повторяя повеление: «Храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе». Для чего издаются законы, как не для того, чтобы их соблюдали и им повиновались?

(4) Он призывает их быть очень точными и осторожными в соблюдении закона: «Только берегись и тщательно храни душу твою (ст. 9); твердо храните души ваши (ст. 15 англ. пер.); берегись (ст. 23)». Кто хочет быть религиозным, тот должен быть очень осторожным и осмотрительным. Задумываясь о том, как много искушений нас окружает, какие порочные склонности затаились в нашей душе, мы должны с величайшей осторожностью осматриваться и усердно хранить свои сердца. Те живут неправильно, кто живет беспечно и участвует во всех рискованных предприятиях.

(5) Он призывает их, в частности, остерегаться греха идолопоклонства: того греха, к которому они будут особо искушаемы из-за обычаев проживающих там народов и к которому они более всего будут склонны из-за порочности своих сердец. Этот грех будет особо раздражать Бога и иметь для них самые губительные последствия: «Твердо держите в душах ваших, дабы вы не развратились» (ст. 15−16). Моисей предостерегает против двух видов идолопоклонства:

[1] Против поклонения образам даже в том случае, если через них они будут стремиться поклониться истинному Богу, как это было в случае с золотым тельцом. Тем самым они заменят истину Божию ложью и Его славу в бесславие. Вторая заповедь четко направлена против этого греха и здесь подробно истолковывается (ст. 15−18). «Твердо держите, дабы вы не развратились», то есть чтобы вы не осквернили себя, ибо тот, кто делает образы Бога, формирует в своем разуме особое представление о Нем, которое открывает дверь всякой нечистоте; это считается духовным прелюбодеянием. «Остерегайтесь, чтобы не погубить себя. Если что-то может погубить вас, то именно это. Что бы вы ни делали, эта вещь не должна иметь подобие Бога, представленного в человеческом образе, мужском или женском, или в виде скота, птицы или рыбы», ибо язычники поклонялись своим богам через такие изображения, не в состоянии осознать и не допуская простого довода, который мы находим в Писании: «…художник сделал его, и потому он не бог» (Ос 8:6). Представляя безграничный Дух в виде образа, а великого Творца в виде творения, мы наносим Богу величайшее оскорбление, на какое способны, тем самым обманывая себя в высшей степени. Аргументируя запрет делать изображения Бога, он настаивает на том, что Бог явил себя им у горы Хорив с помощью голоса и слов, которые звучали в их ушах, чтобы научить их, что вера — от слышания и что Бог в Своем слове близок к нам, но никакого изображения не было представлено их глазам, ибо возможность видеть Бога таким, как Он есть, хранится для нашего блаженства в ином мире, а в этом мире возможность видеть Его, как Он есть, не причинила бы нам вреда, но и не была бы во благо. Вы не видели образа (ст. 12), вы никакого образа не видели (ст. 15). Похоже, они ожидали увидеть некий образ, ибо были готовы прорваться к Господу, чтобы видеть Его (Исх 19:21). Но увидели лишь свет и огонь — ничего, что можно было бы принять за образ; Бог безграничной мудрости именно так явил себя им из-за опасности идолопоклонства. Конечно, о Моисее Писание говорит, что он видел образ Господа (Чис 12:8); Бог сделал ему это одолжение, так как он был выше искушений к идолопоклонству, но народ, который лишь недавно избавился от восхищения идолами Египта, не должен был видеть образа Божьего, чтобы не пытаться изобразить Его и данная им вторая заповедь не была напрасной, «ибо (говорит епископ Патрик) они думали, что эта заповедь запрещает им делать изображения Бога помимо тех образов, в виде которых Он являл себя им, изображать которые они считали делом вполне законным». Пусть это будет предостережением для нас, чтобы мы не создавали образы Бога в своей фантазии или воображении, когда поклоняемся Ему, ибо тем самым мы можем развратить себя. В сердце человека могут присутствовать идолы, в то время как ни одного идола нет в святилище.

[2] Поклонение солнцу, луне и звездам — другой вид идолопоклонства, от которого их предостерегают (ст. 19). Это были самые древние разновидности идолопоклонства, и самые благовидные, вызывающие восхищение творениями, которые по своему положению не только выше нас, но и значительно прославлены сами по себе и имеют огромную пользу для мира. Правдоподобность этого идолопоклонства представляла собой особую опасность. Это подразумевает, что, во-первых, оно представляло собой искушение для разума, ибо предостережение гласит: «Дабы ты… не поклонился им под влиянием сильного импульса пустого воображения и стремительного потока обычаев народов». Предполагается, что сердце следует за глазами, которые в нашем порочном и деградирующем состоянии очень склонны к идолопоклонству. «Когда ты увидишь солнце, луну и звезды, то настолько восхитишься их недосягаемостью, яркостью, регулярным перемещением и могущественным влиянием, что испытаешь сильное искушение воздать им славу, которая должна принадлежать Тому, кто сотворил их и сделал такими, как они есть — Кто создал их и сделал благословением для мира». Похоже, была определенная необходимость вооружить их против этого искушения, ибо их вера в невидимого Бога и в невидимый мира была слишком слаба. Во-вторых, тем не менее Моисей показывает, каким слабым это искушение будет для тех, кто использует свой разум, ибо эти ложные божества — солнце, луна и звезды — были благословениями, созданными Господом, их Богом, которому они должны поклоняться, и предназначались всем народам. Глупо поклоняться им, ибо они — слуги человеку; они были сотворены и обязаны давать свет земле; так разве должны мы служить тем, кто был сотворен, чтобы служить нам? Солнце на еврейском языке называется shemesh, что означает слуга, ибо это главный служитель видимого мира, который держит свечу для всего человечества, поэтому ему не стоит поклоняться, как господину. Более того, это Божьи дары; Он даровал их; какую бы пользу они ни приносили, мы обязаны за них Ему, поэтому Бог в высшей степени недоволен, когда им воздают честь и славу, которая должна принадлежать Ему одному.

(6) Он велит израильтянам учить своих детей соблюдать законы Божьи: «Поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих (ст. 9) — и научат сыновей своих (ст. 10)».

[1] Нужно заботиться в общем, чтобы сохранить среди них религию и передать потомкам знания и поклонение Богу, ибо царство Божье в Израиле предполагалось быть вечным, если только они не лишатся его привилегий.

[2] Для этого родители должны учить своих детей страху Божьему и наставлять соблюдать все Его заповеди.

(7) Он велит им не забывать свой долг: «Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего» (ст. 23). Хотя Бог постоянно помнит о завете, тем не менее мы склонны забывать о нем, и это является основной причиной нашего отступничества. Поэтому мы должны остерегаться всего, что вытесняет из нашей памяти завет с Богом, и следить за собственным сердцем, чтобы он не ускользнул. Мы должны остерегаться, чтобы в какой-то момент не забыть свою религию, чтобы не потерять и не оставить ее. Забота, осторожность и святая бдительность являются наилучшими помощниками для плохой памяти. Вот такие наставления и повеления Моисей дал им.

2. Теперь давайте посмотрим, какими стимулами и аргументами он поддерживает эти увещевания; как он излагает перед ними ситуацию и наполняет свои уста убедительными доводами. Ему есть что сказать по поручению Бога. Некоторые из его тем касаются только этого народа, но многие из них применимы и к нам. Но в общем очевидно, что разум на стороне религии, что ей присуще могущественное очарование, от которых неверующие люди добровольно закрывают уши.

(1) Он убеждает в том, что Бог велик, милостив и достоин славы. Если бы мы задумались о том, каким является Бог, с которым имеем дело, то усердно исполняли бы свой долг перед Ним и боялись грешить против Него. Моисей напоминает им:

[1] Что Господь Иегова является единственным живым и истинным Богом. Они должны это знать и положить на сердце своем (ст. 39). Мы обладаем многими знаниями, но от этого не становимся лучше, так как не размышляем о них, не применяем их к себе и не делаем из них правильных выводов. Эта истина так очевидна, что ее нельзя не знать, и она так значительна, что если о ней должным образом поразмыслить, то она действенным образом изменит мир: «Иегова есть Бог, безграничная и вечная Личность, самосуществующая и самодостаточная: источник всего сущего, источник силы и движения. Он — Бог на небе вверху, облаченный славой, Господь всех воинств вышнего мира, и Он — Бог на земле внизу, и хотя эта земля пребывает далеко от престола Его славы, но находится в пределах достижения Его силы, хотя она презираема и ничтожна, но Он снисходит, чтобы интересоваться и заботиться о ней. И нет еще, кроме Него, другого истинного и живого Бога». Все языческие божества были обманщиками и узурпаторами; ни один из них не претендовал на глобальную монархию на небе и на земле, они были лишь местными божествами. Поэтому израильтяне, поклонявшиеся всевышнему Numen — Божеству, не подлежали оправданию, если пренебрегали своим Богом или уходили к другому.

[2] Он — огонь поядающий, Бог ревнитель (ст. 24). Остерегайтесь оскорблять его, ибо, во-первых, Его ревностный глаз увидит оскорбление; Ему всецело должны принадлежать ваша любовь и восхищение, и Он ни в коем случае не потерпит соперника. Ревность Бога к нам является хорошим основанием, почему мы должны быть благочестивы и ревностны к себе. Во-вторых, Он имеет тяжелую руку, чтобы наказывать за оскорбление (особенно при поклонении), ибо в этом Он особо ревностен. Он — огонь поядающий; таковым является Его гнев, направленный на грешников; он ужасный и губительный, это ярость огня, который пожрет грешников (Евр 10:27). Огонь поглощает лишь то, что является топливом для него, подобным образом гнев Божий изливается лишь на тех, кто своим грехом приготовил себя для погибели (1Кор 3:13; Ис 27:4). Даже в Новом Завете мы находим тот же аргумент, который приводится нам как основание, почему мы должны служить Богу с благоговением (Евр 12:28−29): ибо, хотя Он является нашим Богом и радостным светом для всех, кто служит Ему верно, тем не менее Он — огонь поядающий для всех, кто соперничает с Ним. В-третьих, в то же время Он Бог милосердый (ст. 31). Эти слова появляются здесь как ободрение к покаянию, но могут служить и стимулом к послушанию, ибо должные размышления о них могут предотвратить отступничество. Разве сможем мы оставить милостивого Бога, который никогда не оставит нас, если только будем верны Ему? Куда нам еще идти ради собственного блага? Разве можем мы забыть завет нашего Бога, который не забудет завета с отцами нашими? Давайте же исполнять свой долг, побуждаемые узами любви, и пусть милости Бога заставят нас прилепиться к Нему.

(2) Он напоминает им об их родстве с Богом, о Его власти над ними и их обязанностях перед Ним. « Заповеди, которые вы должны исполнять, не от меня, — говорит Моисей, — это не мои изобретения и указания. Это повеления Господа, изобретенные безграничной мудростью и предписанные высочайшей властью. Он — Господь, Бог отцов ваших (ст. 1), поэтому вы принадлежите Ему по наследству: ваши отцы принадлежали Ему и вы были рождены в Его доме. Он — Господь, Бог ваш (ст. 2), и поэтому вы принадлежите Ему на основании вашего согласия. Он — Господь, Бог мой (ст. 5), и поэтому я буду обращаться с вами, как Его представитель и посланник», и во имя Господа Моисей передает им все эти слова, принятые от Господа.

(3) Он убеждает их в том, что быть религиозным мудро: «ибо в этом мудрость ваша пред глазами народов» (ст. 6). Исполняя Божьи заповеди:

[1] Они будут поступать мудро для своей пользы, ибо в этом мудрость ваша. Это не только согласуется со здравым смыслом, но и в высшей степени содействует нашим истинным интересам. Это один из первых и самых древних принципов божественного откровения. Страх Господень есть истинная премудрость (Иов 28:28).

[2] Они будут соответствовать ожиданиям своих соседей, которые, прочитав или услышав заповеди данного им закона, придут к выводу, что действительно народ, руководствующийся этим законом, мудр и рассудителен. От того, кто руководствуется божественным откровением и кому переданы наставления от Бога, справедливо ожидают великих поступков. Такие люди должны быть мудрее и лучше других, и таковыми они являются, если руководствуются данными им законами; если же нет, то порицание, которому они подвергают религию своим исповеданием, в конце несомненно обратится на них самих к их вечному позору. Кто имеет привилегию наслаждаться божественным светом и законами, тот должен вести себя так, чтобы поддерживать добрую репутацию человека, известного своей мудростью и честью (Еккл 10:1), чтобы тем самым прославить Бога.

(4) Он приводит отдельные преимущества, которыми они наслаждались, благодаря основанному у них счастливому правлению (ст. 7−8). Наше общение с Богом (которое является наивысшей славой и блаженством, доступным нам в этом мире) поддерживается словом и молитвой; и в том и в другом Израиль был самым счастливым народом под небесами.

[1] Никакой народ не обладал привилегией говорить с Богом (ст. 7). Он был рядом с ними всякий раз, когда они призывали Его, готовый ответить на их вопросы и передать ответ через Своего пророка, готовый ответить на их просьбы и даровать просимое через определенное провидение. Всякий раз, когда они просили у Бога хлеба, воды, исцеления, они находили Его рядом, готовым помочь и облегчить страдания, скорым помощником в бедах (Пс 45:2,6); Его ухо открыто для их молитв. Обратите внимание: во-первых, характерной чертой Израиля было то, что во всех ситуациях они взывали к Богу, они сообщали Богу все свои нужды и просьбы. Они делали лишь то, что Он советовал им, они желали лишь того, ради чего приступали к Нему. Во-вторых, кто призывает Бога, тот обязательно найдет Его рядом с собой, готового дать благоприятный ответ на молитву веры. Посмотрите, что говорит Писание: «Тогда ты воззовешь, как дитя к кормилице, и Он скажет: «вот Я! Почему Мое дорогое дитя кричит?» (Ис 58:9) В-третьих, эта привилегия делает Израиль Божий действительно великим и почитаемым народом. Что может больше возвеличить народ или человека? Есть ли имя более прославленное, чем имя Израиля, владычествующего с Богом? Есть ли какой другой такой великий народ? Другие народы могут хвалиться своей многочисленностью, огромными территориями, более древними уставами; но никто не мог хвалиться такой частью на небесах, как Израиль. У них были свои боги, но они не были так близки к ним, как Бог Израиля к Своему народу; они не могли помочь им в трудные времена (как в 3Цар 18:27).

[2] Никогда никакой народ не имел привилегию слышать Бога с помощью постановлений и законов, представленных Им (ст. 8). Это превозносило Израиль выше любого народа. Есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы? Обратите внимание: во-первых, все эти постановления и уставы божественного закона безгранично справедливы и праведны, превыше постановлений и уставов любого народа. Закон Божий превосходит законы народов. Ни один закон так не согласуется с природной справедливостью и не диктует с такой непредвзятостью здравый смысл, ни один закон так не согласуется в отдельных статьях и не способствует благополучию и процветанию человечества, как закон, изложенный в Писании (Пс 118:128). Во-вторых, тот факт, что они имеют эти постановления и законы, представлен им как истинное превосходство и величие, какой имел когда-либо народ (см. Пс 147:8−9). Для нас великая честь — иметь Библию почитаемой и могущественной. Это доказательство того, что народ возвеличен и благоугоден Богу, а также средство, возвышающее его среди иных народов. Кто возвеличивает закон, тот будет возвеличен им.

(5) Он ссылается на величественные явления Бога им у горы Синай, когда Он дал им этот закон. Он настаивает на этом факте: «Берегитесь… чтобы не забыть… о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве» (ст. 9−10). Некоторые из присутствовавших в то время сейчас живы и помнят это событие; тогда им еще не исполнилось двадцати лет, а об остальных можно сказать, что они стояли там, присутствуя в чреслах своих отцов, которые приняли закон и вступили в завет, но не только для себя, а и для своих детей, на которых особо взирал Бог, давая этот закон, повелевая, чтобы они наставляли в нем своих детей. Они должны помнить о двух вещах (хотя, похоже, их нельзя забыть):

[1] Что они видели у горы Синай (ст. 11). Они видели непонятное сочетание огня и тьмы, которые навевали страх и ужас и должны были служить поразительным контрастом друг для друга; огонь посреди тьмы выглядел особенно пугающе. Огонь ночью особо внушает страх, он делает окружающую тьму особенно ужасной, ибо тьма должна быть очень густой, раз такой сильный огонь не мог рассеять ее. Ссылаясь на это явление на горе Синай, Писание говорит, что Бог явил себя Своему народу, Своим врагам и врагам Израиля, явившись одновременно в огне и тьме (Пс 17:9−10). Моисей вновь напоминает им о том, что они видели (ст. 36), ибо желает, чтобы они никогда не забыли об этом: «Он показал тебе великий огонь Свой». Обычная молния — огонь с небес — вызывает в нас ужас; и некоторые обратили внимание, что большая часть творений в природном порыве поворачивает свои лица к молнии, готовые принять производимый ею эффект; но как ужасно должен выглядеть непрерывный огонь, изливающийся с небес! Это дает нам представление о дне суда, когда Господь Иисус явится в пламенеющем огне. Моисей не только напоминает им о том, что они видели, но и говорит о том, чего они не видели; это не был образ, на основании которого они могли строить предположения о Боге в своей фантазии или строить изображения Бога на своих высотах. Та видимая информация, которая свидетельствует нам о Боге — достаточное, данное нам основание верить, что Он является личностью безграничной силы и совершенства, но нам не дано никаких оснований подозревать, что Он имеет такое же тело, как мы.

[2] Что они слышали у горы Синай (ст. 12): «Говорил Господь к вам четким голосом на вашем языке, и вы слышали Его». Об этом более детально он говорит в заключительной части своей речи (ст. 32−33,36).

Во-первых, они слышали глас Божий, говорящий с неба. Бог являет себя всему миру в делах сотворения, не обращаясь с речью или на каком-то языке, тем не менее их глас слышен (Пс 18:2−4), но Израилю Он явил себя с помощью гласа и языка, снисходя к немощи младенческого состояния Церкви. Это был глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу.

Во-вторых, они слышали его из среды огня, который показывал, что к ним обращался сам Бог, ибо кто еще мог пребывать в огне поядающем? Бог обратился к Иову из бури, что выглядело ужасно, а к Израилю — из огня, что выглядело еще страшнее. У нас есть основания благодарить за то, что Он не так обращается к нам, а через людей, подобных нам, чтобы страх не смутил нас (Иов 33:6−7).

В-третьих, они услышали и остались живы (ст. 33). То, что огонь не поглотил их и они не умерли от страха, было чудом милости, ибо сам Моисей трепетал. В-четвертых, ни один народ не слышал ничего подобного. Он велит им спросить у прежних времен и у отдаленных мест, чтобы они увидели, что благоволение Бога к Израилю не имело подобного (ст. 32). Эта исключительная честь оказана им за исключительное послушание. И вполне справедливо можно было ожидать, что они будут делать для Бога больше, чем другие народы, раз Бог так много сделал для них.

(6) Он напоминает о ситуациях, когда Бог милостиво вступился за них и вывел из Египта, из печи железной, где они тяжко трудились в огне, как Он сделал из них народ, а затем сделал Своим народом — народом Его удела (ст. 20); он вновь упоминает об этом в ст. 34,37−38. Бог никогда не делал ничего подобного для другого народа; восхождение этого народа отличалось от восхождений других народов.

[1] Они были отмечены и возвеличены не потому, что в них было что-то, заслуживающее одобрения или поощрения, а потому что Бог был милостив к их отцам: Он избрал их. Посмотрите на основания для свободной благодати; мы возлюблены не за то, какими являемся, а ради Того, кто является великим попечителем завета.

[2] Они были выведены из Египта благодаря чудесам и знамениям из милости к ним, чтобы совершить суд над египтянами, против которых Бог протянул Свою мышцу (что символизировала протянутая рука Моисея), послав наказания.

[3] Их ожидало счастливое поселение в Ханаане (ст. 38). Проживающие там народы будут изгнаны, чтобы освободить для них место и показать, насколько Израиль дороже Богу, чем любой другой народ. Египтяне и хананеи должны стать жертвами ради славы и благополучия Израиля. Кто станет на пути Израиля и заслонит ему свет, тот подвергнет себя опасности.

(7) Он напоминает им о праведном негодовании Бога, когда они грешили, и особо выделяет случай с Фегором (ст. 3−4). Это случилось недавно; на следующий день они видели, как Он внезапно уничтожил присоединившихся к Ваал-Фегору и сохранил тех, кто прилепился к Господу. Из этого они легко могли сделать вывод о том, как опасно отступать от Бога и как выгодно держаться за Него. Он вновь отмечает случай, когда Бог разгневался на него самого: «Господь прогневался на меня за вас» (ст. 21−22). Он напоминает об этом, чтобы испытать их искренность: действительно ли переживают они за причиненный ими великий вред своему верному другу и лидеру. Страдания других по нашей вине должны огорчать нас больше собственных страданий.

(8) Он напоминает о несомненных выгодах послушания. Вот с какого аргумента он начинает (ст. 1): «…дабы вы были живы и пошли и наследовали ту землю», и каким заканчивает (ст. 40): «…чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя». Он напоминает: как их благополучие зависит от их хорошего поведения, так и благополучие их потомства зависит от их благочестия. Если они будут исполнять Божьи заповеди, то Бог обязательно исполнит Свои обетования.

(9) Он напоминает о фатальных последствиях их отступничества от Бога; это несомненно приведет к гибели их народа. Более подробно он говорит об этом в ст. 25−31. Здесь Моисей [1] предсказывает, что они восстанут против Бога и обратятся к идолам, что со временем, когда они обоснуются на этой земле, то развратятся и сделают изваяние; этот грех с особой легкостью поражал их (ст. 25).

[2] Он предсказывает наказания Божьи, которые обрушатся на них за этот грех: «Вы погибнете (ст. 26), и рассеет вас Господь по всем народам (ст. 27)». Их грех станет их наказанием (ст. 28): «И будете там служить богам, сделанным руками человеческими; вы будете вынуждены служить им, хотите вы того или нет, из-за собственной тупости и глупости; вы не сможете найти лучших помощников, находясь в плену». Кто оставляет свои религиозные обязанности, тот не должен ожидать от потомства утешения, когда настанут трудные времена. Поэтому они справедливо отправлены взывать к богам, которым служат (Суд 10:14).

[3] Тем не менее Моисей ободряет их надеяться, что Бог сохранит милость для них в последние дни и благодаря Своим судам над ними приведет их к покаянию и вновь заключит завет с ними (ст. 29−31). Обратите внимание: во-первых, где бы мы ни находились, мы в том месте можем взыскать Господа, Бога своего, даже если далеки от своей земли и от Его святого храма. Нет на земле такого места, где бы располагалась пропасть между землей и небом. Во-вторых, Господа для своего утешения найдут лишь те, кто ищет Его всем своим сердцем, то есть те, которые полностью посвящены Ему, искренне желают и стараются обрести Его благоволение. В-третьих, страдания посылаются нам, чтобы пробудить и побудить нас искать Бога; и благодаря благодати Божьей, совершающей в них работу, многие приведены к правильному пониманию. «Когда все это обрушится на тебя, то есть надежда, что ты обратишься к Господу, Богу твоему, ибо увидишь, что получается, когда отступаешь от Него» (см. Дан 9:11−12). В-четвертых, верность Бога Своему завету ободряет нас надеяться, что Он не откажется от нас, хотя мы будем возвращаться к Нему во время страданий. Если мы в конце все-таки вспомним завет, то увидим, что Он не забыл его.

А теперь давайте объединим все эти аргументы и подтвердим, что благоразумие на стороне религии. Никто не отказывается от Божьего руководства, кроме тех, кто вначале отказался от человеческого благоразумия.

Стихи 41−49. Эти стихи (1) сообщают, что были определены города-убежища по эту сторону Иордана, где они сейчас разбили свой лагерь. Для этой цели были отведены три города: один — в уделе Рувимовом, другой — в уделе Гада, и третий — в уделе половины колена Манассии (ст. 41−43). Пока Моисей был с ними, он сделал все возможное для этого народа, дав пример назначенным правителям, чтобы они следили за ним еще лучше, когда он уйдет.

(2) Являются предисловием к другой проповеди Моисея, предназначенной для Израиля, которая изложена в следующих главах. Возможно, он проповедовал ее в следующую субботу, когда израильтяне собрались принять наставление. В предыдущей главе он в основном увещевал их к послушанию, а здесь повторяет закон, который они должны были соблюдать, ибо он требует всеобщего, но не слепого послушания. Как мы можем исполнить свой долг, если не знаем его? Поэтому здесь Моисей излагает израильтянам закон, согласно которому они должны поступать, показывает им путь, по которому они должны идти, располагая его перед ними, как зеркало, в котором они должны увидеть свои природные черты, чтобы, вглядываясь в этот совершенный закон свободы, они могли продолжать так же. Вот повеления, постановления и уставы — нравственные, церемониальные и правовые законы, изданные ранее, когда Израиль только что вышел из Египта, но теперь они повторялись здесь, за Иорданом (ст. 44−46). Место, где Моисей передал им эти законы, было детально описано.

(1) Это было напротив Беф-Фегора, храма, где моавитяне поклонялись своим идолам, и, возможно, иногда Моисей смотрел туда, особо предостерегая израильтян от инфекции этого и других таких же опасных мест.

(2) Это было связано с их новыми завоеваниями той земли, которую они получили из рук Сигона и Ога и теперь фактически овладели ею (ст. 47). Следовательно, их нынешние победы были могущественными аргументами в пользу послушания.

толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 4 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.