В этой главе приводится второе издание Десяти заповедей.
I. Их основная цель; по своей природе это был завет между Богом и Израилем (ст. 1−5).
II. Повторяются отдельные заповеди (ст. 6−21); они переданы дважды с помощью слова и писаний (ст. 22).
III. Благодаря посредничеству и служению Моисея между Богом и Израилем устанавливается общение.
1. Об этом смиренно просил Израиль (ст. 23−27).
2. Бог милостиво согласился, чтобы так было (ст. 28−31). Отсюда он делает вывод, что они обязаны быть послушными (ст. 32−33).
Стихи 1−5. 1. Моисей созывает собрание. Он созвал весь Израиль, не только старейшин, а возможно, столько народу, сколько могло услышать его (ст. 1). Даже самый знатный из них не был значительнее Божьей заповеди, как и самый незначительный заслуживал Его внимания; все должны были прийти.
2. Моисей потребовал внимания: «Слушай, Израиль; слушай и внимай, слушай и запоминай, чтобы ты мог выучить и соблюдать эти уставы; в противном случае нет смысла слушать». Когда мы слышим слово Божье, то должны настроиться, чтобы запомнить его и иметь возможность воспользоваться им во всех ситуациях. Мы должны воплощать в практику то, что узнаем, ибо именно для этого мы слушаем и познаем: не для того, чтобы наполнить свою голову знаниями или уста — разговором, а чтобы исправить и направить свои чувства и образ жизни.
3. Он напоминает им о завете, заключенном с ними у горы Хорив, как о документе, которым они должны руководствоваться. Посмотрите на чудесное снисхождение божественной благодати, обратившей заповедь в завет; это сделано для того, чтобы мы были более послушны благодаря собственному согласию и более ободрились придерживаться его благодаря божественному обетованию, что подразумевает в себе завет. К некоторым заповедям добавлены обещания и угрозы — ко второй, третьей и пятой, — и это приравнивает их к завету. Обратите внимание (1) на стороны, участвующие в этом завете. Бог заключил его не с отцами нашими, не с Авраамом, Исааком и Иаковом; им Бог дал завет обрезания (Деян 7:8), но не завет Десяти заповедей. Свет божественного откровения проникал постепенно, и детям была дана возможность знать волю Божью лучше, чем их отцам. «Завет был заключен с нами или с нашими непосредственными родителями, представлявшими нас у горы Синай, и подписан от нашего имени».
(2) На опубликование этого завета. Сам Бог опубликовал его, зачитав им его статьи (ст. 4): «Лицем к лицу говорил Господь с вами, слово в слово» (халдейский перевод). Не в тусклых видениях, как в древние времена Он разговаривал с отцами (Иов 4:12−13), а открыто и четко, и поэтому все тысячи израильтян могли слышать и понимать. Бог обратился к ним и получил от них ответ: так был заключен завет лицем к лицу.
(3) На посредника завета: Моисей стоял между Господом и между ними у подножия горы (ст. 5) и передавал послания обоих для улаживания предварительных замечаний (Исх 19 гл. и для внесения изменений в документ (Исх 24 гл.. В этом служении Моисей был прообразом Христа, который стоял между Богом и человеком, чтобы показать нам Слово Господа, благословенную Личность, возложившую руки на обоих, чтобы мы могли слышать слова Бога и говорить с Ним без трепета.
Стихи 6−22. В этих стихах повторяются десять заповедей, и нам следует обратить внимание на следующее:
(1) хотя их зачитывали и написали ранее, тем не менее вновь повторяют, ибо должна быть заповедь на заповедь, правило на правило, и все равно этого будет недостаточно, чтобы сохранить слово Божье в нашем разуме, чтобы хранить и обновлять откладываемые им впечатления. Мы нуждаемся, чтобы одни и те же истины часто внушались нам (см. Флп 3:1).
(2) Присутствует незначительное отклонение от предыдущей записи (Исх 20 гл., как между молитвой «Отче наш», записанной в Евангелии от Матфея (гл. 6) и в Евангелии от Луки (гл. 11). В обоих случаях важно, чтобы мы более привязывались к сути сказанного, чем к неизменности слов.
(3) Самые значительные отличия присутствуют в четвертой заповеди. В Книге Исход (гл. 20) добавлен аргумент, вытекающий из сотворения мира, а здесь — довод, основывающийся на их избавлении из египетского рабства, так как это было прообразом нашего искупления Иисусом Христом, в память о котором нужно было соблюдать христианскую субботу: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Бог вывел тебя оттуда» (ст. 15). Поэтому [1] «хорошо, чтобы твои слуги были благословлены субботним покоем, ибо тебе знакомо сердце раба и как желателен для него день отдыха после шести дней труда».
[2] «Хорошо, чтобы твой Бог почитался служением, совершаемым в субботу, и религиозными обрядами, назначенными на этот день, сопровождаемыми размышлениями о великих делах, совершенных для тебя». При воскресении Христа мы обрели прославленную свободу детей Божьих; это было совершено рукою крепкою и мышцею высокою; поэтому евангельское изложение закона велит нам соблюдать первый день недели в память об этом чуде, совершенном силой и благодатью.
(4) В пятой заповеди добавлено: «…чтобы хорошо тебе было». Эти слова цитирует апостол и ставит первыми (Еф 6:3): «…да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Если есть примеры, когда люди, очень послушные своим родителям, не жили долго на земле, то мы можем согласовать этот факт с обетованием таким пояснением: долго они живут или нет, им будет сопутствовать благо то ли в этом мире, то ли в лучшем (см Еккл 8:12).
(5) Последние пять заповедей объединены или связаны между собой, чего не наблюдается в Исходе: «Не прелюбодействуй, не кради и т.д.»; это подразумевает, что Божьи заповеди представляют собой одно целое: та же власть, обязывающая нас соблюдать одну заповедь, повелевает соблюдать другую. Мы должны быть нелицеприятны в законе и уважать все Божьи заповеди, ибо кто согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак 2:10−11).
(6) Дача этих заповедей сопровождалась торжественными, навевающими ужас явлениями (ст. 22).
[1] Они произносились громогласно, из среды огня, облака и мрака. Это была диспенсация страха, которая должна была сделать евангельскую благодать более желанной и быть примером ужасов судного дня (Пс 49:3−4).
[2] «И более не говорил». Остальные законы, которые дал Бог, были переданы через Моисея, но ничего другого, помимо десяти заповедей, не было изречено подобным образом. «И более не говорил», поэтому и мы не должны добавлять, ибо закон Божий совершен.
[3] Он написал их на двух каменных скрижалях, чтобы они сохранились от тления и были переданы потомкам во всей чистоте и полноте, так как предназначались не только для нынешнего, но и для последующих поколений. Так как это были основные статьи завета, то вместилище, в котором хранились написанные скрижали, было названо ковчегом завета (см. Откр 11:19).
Стихи 23−33. В этих стихах:
I. Моисей напоминает о согласии сторон, которые вели переговоры при его посредничестве.
1. Явления, сопровождавшие дачу закона, вызвали ужас и оцепенение у народа. Израильтяне признались, что больше не могут их вынести: «Великий огонь сей пожрет нас; этот страшный голос будет фатальным для нас; мы умрем, если и далее будем слушать его» (ст. 25). Они удивлялись, что до сих пор не были поражены им намертво, и восприняли это как необычное проявление божественной силы и милости; их поражало не только то, что этот голос обращался к ним, но и то, что они смогли вынести его. Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, как мы, и осталась жива? Явления Бога всегда вызывали ужас у людей с момента грехопадения, но Христос, убрав грех, приглашает нас смело приступать к престолу благодати.
2. Их искренняя просьба, чтобы Бог впредь обращался к ним через Моисея, и обещание, что они будут воспринимать сказанное им, как сказанное Богом, и исполнять Его повеление (ст. 27). Похоже, (1) что они ожидали следующих повелений от Бога и желали дальше их слушать.
(2) Они думали, что Моисей сможет вынести эти откровения божественной славы, которые они из-за осознания своей виновности не могли вынести. Они верили, что он является любимцем небес и человеком, который будет верен им; хотя иногда они роптали на него и совсем недавно собирались побить камнями (Исх 17:4). Посмотрите, как обличения человека исправляют его чувства.
(3) В то время они были в здравом уме, находясь под обличениями услышанного слова. Совесть многих людей пугается закона, так как она не очищена; такие люди дают хорошие обещания, но в них не закреплены и не укоренены добрые принципы.
3. Бог одобряет их просьбу.
(1) Он соглашается с тем, что они сказали (ст. 28). Они сказали Моисею, но Бог отметил это, ибо Он знает каждое слово, сорвавшееся с нашего языка. Он признает: все, что ни говорили они, хорошо. Они хорошо сказали, признавая необходимость посредника между ними и Богом. Они также хорошо сказали, проявляя свое желание получать дальнейшие указания от Бога через Моисея. А то, что хорошо сказано, заслуживает похвалы от Бога и от нас. Хорошее дело заслуживает похвалы, пока совершается.
(2) Он хочет, чтобы в этом они были искренни: «О, если бы сердце их было таково!» (ст. 29). Они должны иметь [1] сердце, которое боится Бога и всегда исполняет Его заповеди. Отметьте: Бог небес истинно и ревностно желает благополучия и спасения бедных грешников. Он много раз доказывал, что является таким: Он дает нам время, чтобы покаяться, Своими милостями Он побуждает нас к покаянию и ожидает возможности проявить милость; Он послал Своего Сына, чтобы искупить нас, предложил нам прощение и жизнь, пообещал Свой Дух тем, кто молится о Нем, сказал и поклялся, что не получает удовольствия от гибели грешников.
[2] Такое сердце, какое было у них в то время. Отметьте: дела у многих обстояли бы лучше, если бы их сердце всегда было таким, каким бывает иногда: когда испытывает обличения во грехе или упреки провидения или смотрит в лицо смерти: «Как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки!» О, если бы всегда у них было такое сердце!
(3) Бог велит Моисею быть Его посланником, принимать закон от Его уст и передавать его народу (ст. 31). В этих стихах, благодаря согласию обеих сторон, регулируется вопрос о том, что с этого момента Бог будет обращаться к обычным людям через Моисея и пророков, с помощью апостолов и евангелистов, а если мы не поверим им, то нас нельзя будет убедить даже в том случае, если сам Бог обратится к нам, как это было с Израилем у горы Синай, или пошлет курьеров с неба или ада.
II. Исходя из этого, Моисей призывает их исполнять все, что Бог повелел им (ст. 32−33). Бог, со Своей стороны, показал, что нежно заботится о них, принимая во внимание их немощи и удовлетворяя их желания, а также, что Он готов наилучшим образом поступить с ними; Он увидел, что они сами хотели иметь Моисея своим учителем, который учил бы их теперь; они, со своей стороны, торжественно пообещали, размышляя о многих добрых основаниях, слушать и исполнять Его заповеди; и поэтому Моисей призывает израильтян поступать так, как повелел им Господь, уверяя их в том, что это послужит им во благо. Единственная возможность быть счастливым — быть святым. Скажите праведнику, что благо ему.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 5 глава