В этой главе Моисей увещевает Израиль:
(I) В общем, соблюдать Божьи заповеди (ст. 11−12).
(II) В частности, чтобы добиться этого, они должны хранить себя в чистоте и не общаться с идолопоклонниками.
1. Они должны полностью истребить семь закланных народов: не щадить и не заключать с ними союзы (ст. 1−2,16,24).
2. Они ни в коем случае не должны заключать браки с оставшимися в живых идолопоклонниками (ст. 3−4).
3. Они должны уничтожить и сжечь их жертвенники и идолов, им запрещалось даже брать их золото и серебро для личного использования (ст. 5,25−26). Чтобы усилить это повеление, Моисей показывает, что они обязаны поступать так:
(1) Согласно своему долгу, размышляя [1] о том, что Бог избрал их (ст. 6), [2] об основаниях для их избрания (ст. 7−8), [3] об их особых взаимоотношениях с Богом (ст. 9−10).
(2) Ради личной выгоды. Им обещано, [1] в общем, что если они будут служить Богу, то Он будет благословлять и благоприятствовать им (ст. 12−15). [2] В частности, если они захотят изгнать другие народы, чтобы те не были для них искушением, то Бог прогонит их, чтобы они не досаждали израильтянам (ст. 17 и далее).
Стихи 1−11. В этих стихах звучит:
I. Очень строгое предостережение не дружить и не иметь общения с идолами и идолопоклонниками. Кто имеет общение с Богом, тот не должен иметь общения с бесплодными делами тьмы. И здесь Моисей призывает их придерживаться особых правил, чтобы не попасть в расставленную для них сеть.
1. Они не должны щадить их (ст. 1−2). Им предстоит кровавая работа, но это дело Божье, хорошее дело, работа, необходимая для того места и того времени, благоугодная и почетная.
(1) Бог обещает, со Своей стороны, сделать Свою работу. Здесь говорится, как о неопровержимом факте, что Бог введет их в землю обетованную, прогонит перед ними народы, которые в то время занимали эту землю, и для сомнения в этом нет места. Его сила непреодолима, и поэтому Он сможет сделать это; Его обещание нерушимо, и поэтому Он будет делать это.
[1] Эти закланные народы здесь перечислены и исчислены (ст. 1): всего семь народов, и все они имеют значительный перевес. Эти народы четко определены, чтобы Израиль знал границы и пределы своей задачи: до сего места они могли быть жестокими, но не дальше; под видом исполнения поставленной задачи они не должны убивать всех, кто встанет на их пути; нет, здесь они должны остановиться. Тот факт, что в поставленной перед ними задаче они были ограничены перечисленными здесь народами, четко показывает, что в последующие века они не должны ссылаться на это постановление; это не поможет оправдать варварские законы, запрещающие щадить пленных. Как бы приемлемо ни выглядел этот метод для той диспенсации, когда сам Бог предписал его и огромное количество тварей было убито и сожжено в жертву, теперь, когда все искупительные жертвы уже совершены и замещены великой Жертвой умилостивления — Кровью Христа, теперь человеческая кровь стала более драгоценной, чем раньше, и те, которые обладают большой властью, не должны расточать ее.
[2] Моисей признает, что эти народы более значительны и могущественны, чем Израиль. Они уже крепко укоренились в этой земле, в которой израильтяне были чужеземцами; они были многочисленнее, а их мужчины — сильнее и опытнее в ведении войн, чем израильтяне. Тем не менее это не поможет им, и Израиль прогонит их. Сила врагов Израиля возвеличивает силу Бога Израиля, одолеть которого они не смогут.
(2) Он обязывает их исполнить то, что требовалось от них. «Ты должен поразить и предать их заклятию» (ст. 2). Если Бог прогонит их, то Израиль не должен вступать с ними в союз в качестве арендаторов, слуг или народа, платящего дань. С ними нельзя заключать никакого соглашения или быть к ним милостивыми. Израильтянам велено быть жестокими:
[1] Ибо они должны наказать эти народы за порочность их и их отцов, в которой они были виновны. Чаша беззаконий аморреев теперь наполнилась, и чем дольше она будет наполняться, тем суровее окажется грядущая месть.
[2] Чтобы предотвратить зло, которое они причинят Божьему Израилю, если их оставить в живых. Народы, совершавшие эти мерзости, не должны смешиваться со святым семенем, чтобы не развратить его. Пусть лучше все эти народы исчезнут с лица земли, чем религия и истинное поклонение Богу в Израиле прекратится. Подобным образом и мы должны обращаться со своими похотями, если они восстают на наши души; Бог предал их в наши руки согласно обетованию: «Да не владычествует грех над вами, если только это не будет вашей личной ошибкой». Поэтому давайте не будем договариваться с ними и щадить их, а умертвим, распнем и полностью истребим.
2. Они не должны вступать в брак с теми, кто избежит меча (ст. 3−4). Семьи хананеян были древними и, возможно, некоторые из них почитались, что могло быть искушением для израильтян, особенно тех, кто был незначителен в своем колене; они могли искать их расположения, чтобы вступить в союз с ними и облагородить свою кровь, или потому, что их знание страны могло принести выгоду. Но религия и страх Божий должны брать верх над этими размышлениями. Браки с жителями Ханаана считались противозаконными, так как были опасны; это было доказано печальными последствиями для ветхого мира (Быт 6:2), а причиной гибели тысяч людей в наше время стали браки, заключенные с неверующими. В смешанных браках есть больше оснований опасаться, что хорошее, присутствующее в них, извратится, чем надежд, что плохое улучшится. Вот чем доказывается благоразумие данного предостережения: «они отвратят сынов твоих от Меня». Соломону пришлось дорого заплатить за свое безрассудство. Писание говорит о всеобщем покаянии за этот грех, когда израильтяне женились на чужих женах, и о стараниях изменить это (Ездр 9−10 гл.; Неем 13 гл., а Новый Завет предостерегает не преклоняться под чужое ярмо с неверными (2Кор 6:14). Кто выбирает спутника в жизни, не придерживаясь по крайней мере границ, установленных законом, повелевающим исповедовать религию, тот не должен надеяться получить помощь в этом вопросе. Одно из халдейских толкований в данном месте в качестве основания для этого повеления добавляет (ст. 3): «ибо кто вступает в брак с идолопоклонниками, тот фактически вступает в брак с их идолами».
3. Они должны уничтожить все пережитки идолопоклонства (ст. 5). Их жертвенники и столбы, рощи и каменные истуканы должны быть уничтожены из святого негодования к идолопоклонству и для его предотвращения. Эта заповедь была дана ранее (Исх 23:24; 34:13). Значительная часть этого доброго дела была совершена в святой ревности народом (2Пар 31:1) и благочестивым Иосией (2Пар 34:3,7), к этим событиям также можно отнести сжигание книг чародеев (Деян 19:19).
II. В этих стихах выдвигаются очень хорошие основания, усиливающие предостережения.
1. Бог избрал этот народ, чтобы он принадлежал Ему (ст. 6). Между Богом и Израилем был заключен особый завет и установилось особое общение, как ни с каким другим народом в мире. Так неужели Израиль будет позорить своим идолопоклонством Того, кто особым образом почтил его? Неужели израильтяне пренебрегут Тем, кто подобным образом засвидетельствовал о Своей милости к ним? Неужели они поставят себя на один уровень с другими народами после того, как Бог особым образом отличил и возвысил их больше других? Раз Бог выделил их, как особый народ — именно их, а не других, — то неужели они не будут чтить, как особого своего Бога, именно Его, а не кого-либо другого.
2. Доступность благодати, сделавшей этот выбор.
(1) В них не было ничего, что похвально представляло бы их или давало им право на это благоволение. Во множестве народа — величие царя (Притч 14:28). Но их число было незначительным; их было лишь семьдесят душ, когда они поселились в Египте, и хотя с того момента они значительно умножились, тем не менее было много других, более многочисленных народов: «…вы малочисленнее всех народов» (ст. 7). Автор Иерусалимского Таргума в своей книге отпускает слишком хороший комплимент в адрес этого народа: «Вы были смиренны духом и кротки превыше остальных народов», но это противоречит Писанию; израильтяне, скорее всего, были высокомернее и злобнее других народов.
(2) Сам Бог нашел причину, чтобы выбрать его (ст. 8).
[1] Он любит вас, потому что захотел полюбить вас. «Потому что это показалось хорошо Твоим глазам, Отец». Все, что Бог любит, Он любит по собственному желанию (Ос 14:4). Кто погибает, тот погибает по своей вине, а спасаются благодаря исключительному праву.
[2] Он совершит Свое дело, потому что сдержит Свое слово. «Он вывел вас из Египта, исполняя клятву, данную вашим отцам». Ничто в них самих или сделанное ими не могло сделать Бога должником перед ними, Он сам сделал себя должником Своего собственного обетования, которое должен был исполнить, несмотря на их недостойность.
3. Содержание заключенного с ними завета. Вкратце оно таково: как они будут относиться к Богу, так Бог будет относиться к ним. Они несомненно увидят, что Он (1) добр к Своим друзьям (ст. 9). «Господь Бог твой не похож на богов языческих — творения фантазии и объекты для распутной поэзии, которые не могут быть объектами серьезного поклонения. Нет, Он — Бог, единственный Бог, верный Бог, не только способный и готовый исполнить Свое обещание, но соответствующий справедливым ожиданиям тех, кто поклоняется Ему; Он обязательно будет милостив и исполнит завет». То есть, согласно этому завету, Он будет милостив к любящим Его и сохраняющим заповеди Его; и напрасно мы делаем вид, что любим Его, если сознательно не исполняем Его заповеди; и это (здесь добавлено, чтобы разъяснить обетование второй заповеди) будет соблюдаться не только для тысячи человек, но и до тысячи родов — так неистощим источник и постоянны его потоки!
(2) Справедлив к Своим врагам: Он воздает ненавидящим Его (ст. 10). Отметьте:
[1] Добровольные грешники ненавидят Бога, ибо плотской ум враждует против Него. К таковым можно причислять и идолопоклонников, ибо они в союзе с Его противниками.
[2] Ненавидящие Бога не могут причинить Ему вред, но несомненно погубят себя. Он ответит им в лицо, бросив вызов им самим и их бессильной злобе. Писание говорит, что из луков Своих Он пустит стрелы в лицо их (Пс 20:13). Или Он наведет на них такие суды, которые ими самими будут восприниматься как справедливое наказание за их идолопоклонство. Сравните Книгу Иова 21:19: «…воздаст Он ему самому, чтобы он это знал». Хотя месть кажется медленной, но она не замедлит. Нечестивому и грешнику воздается на земле (Притч 11:31). Я не могу обойти молчанием превратное истолкование этого места в книге Иерусалимский Таргум, ибо оно говорит о вере иудейской Церкви относительно будущего состояния: «Он воздаст ненавидящим Его наградой за их добрые дела в этом мире, чтобы погубить их в грядущем мире».
Стихи 12−26. В этих стихах:
I. Повторяется предостережение против идолопоклонства и общения с идолопоклонниками: «Ты истребишь все народы… и не служи богам их» (ст. 16). Мы оказываемся в опасности завести общение с делами тьмы, если нам нравится общаться с теми, кто совершает эти дела. Здесь также повторяется призыв уничтожить все кумиры (ст. 25−26). Идолы, которым поклонялись язычники, были мерзостью для Бога, и поэтому такими же они должны быть для израильтян: все истинно любящие Бога ненавидят то, что Он ненавидит. Обратите внимание, как эта мысль внушается им: «отвращайся сего и гнушайся сего» — такую святую ненависть ко греху мы должны иметь, ибо это мерзость, которую Господь ненавидит. Они не должны оставлять истуканов, чтобы польстить своей алчности: не пожелай взять себе серебра или золота, и не жалей, когда будешь уничтожать все это. Ахану пришлось дорого заплатить за присвоение того, что было предано анафеме. Они также не должны были оставлять их, чтобы удовлетворить свое любопытство: «Ты не должен вносить их в свой дом, вешать как украшение или сохранять как памятник античности. Нет, иди с ним к огню, там для него самое место». Это предостережение дано по двум причинам:
(1) «Дабы это не было для тебя сетью» (ст. 25), то есть дабы ты не увлекся идолопоклонством, прежде чем осознаешь это, и не полюбил, дабы это не понравилось тебе и ты не начал уважать его».
(2) «Дабы не подпасть заклятию, как она» (ст. 26). Писание утверждает, что делающий истуканов похож на них: такой же бесчувственный и тупой; но здесь говорится, что он хуже их, ибо проклят Богом и осужден для погибели. Сравните эти два основания и отметьте, что все, что втягивает нас в сеть, подвергает проклятию.
II. Им обещано благоволение Бога, если они будут послушны Ему. Это обетование подробно излагается в самых богатых и впечатляющих выражениях, чтобы подчеркнуть, насколько Бог желает, чтобы мы были религиозными, и как это выгодно нам. Здесь приводятся все возможные заверения.
1. Если они будут искренне стараться исполнить свою часть завета, то Бог несомненно исполнит Свою. Он будет хранить милость к тебе, как Он клялся отцам твоим (ст. 12). Поэтому давайте будем постоянны в исполнении своего долга, и тогда нам не придется сомневаться в постоянстве Божьей милости.
2. Если они будут любить Бога и служить Ему, если посвятят Ему себя и своих близких, то Он будет любить и благословлять их и значительно размножит (ст. 13−14). Чего еще они могут желать для собственного счастья?
(1) «Он возлюбит тебя». Он уже возлюбил нас (1Ин 4:10), и если мы ответим Ему любовью, исполняя свой сыновний долг, то тогда, и только тогда сможем надеяться, что Он продолжит любить (1Ин 14:21).
(2) «Он благословит тебя знаками Своей любви превыше всех народов». Если они будут отличаться от своих соседей необычными служениями, то Бог возвеличит их превыше соседей необычными благословениями.
(3) «Он размножит тебя». Умножение считалось благословением для народов в древние времена (Быт 1:28; 9:1), благодаря которому заселялся мир, а здесь говорится о заселении Ханаана — маленького мира. Бог обещает умножить их семьи и их стада; обладая богатством, они не будут нуждаться в наследниках, как и не будут иметь наследников без наследия; они будут полностью удовлетворены, имея много детей, щедрое обеспечение и наследие для них.
3. Если они будут хранить себя в чистоте от египетского идолопоклонства, то Бог оградит их от болезней Египетских (ст. 15). Похоже, здесь он ссылается не только на казни египетские, благодаря которым они вышли из Египта, но и на другие болезни, характерные для этой страны (эпидемии, как мы их называем), ибо они помнили, как широко распространены они были среди египтян и как Бог с их помощью наказывал за государственные грехи. Болезни — слуги Бога; они идут, куда Он посылает их, и делают то, что Он велит им. Поэтому для благополучия наших тел мы должны умертвить грехи своей души.
4. Если они захотят истребить закланные народы, то смогут сделать это и никто не станет у них на пути. Если исполнят свой долг, касающийся этого вопроса, то получат преимущество: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе» — это заповедь (ст. 16), «и предаст их тебе Господь, Бог твой… и они погибнут» — это обетование (ст. 23). Подобным образом нам велено не позволять греху царствовать, не потакать себе в нем и не поощрять его, а ненавидеть и сражаться против него. И в таком случае Бог пообещал, что грех не будет господствовать над нами (Рим 6:12,14), а мы будем более чем победители. Сложность и сомнения в успешном завоевании Ханаана были камнем преткновения для их отцов, и в этих стихах Моисей побуждает их противостать тому, что может угнетать их дух, веля израильтянам не бояться их (ст. 18 и 21).
(1) Пусть не падают духом из-за многочисленности и силы своих врагов. Не говори: «Народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?» (ст. 17). Мы склонны полагать, что более многочисленная армия одержит победу, но чтобы вооружить Израиль против этого искушения, Моисей напоминает ему о гибели фараона и всей египетской армии (ст. 18−19). Они видели великие испытания или чудеса (как читают халдеи), знамения и поразительные явления, с помощью которых Бог вывел их из Египта, чтобы привести в Ханаан, и отсюда они легко могут сделать вывод, что Бог может изгнать хананеян (которые хотя и были могущественными, но не имели таких преимуществ перед израильтянами, как египтяне; а сделавший более сложное сможет сделать менее сложное) и хочет сделать это, ибо в противном случае вывод из Египта не был бы милостью для них. Он закончит то, что начал, поэтому ты должен вспомнить это (ст. 18). Слово и дела Божьи легко помнить, когда их используют как помощь для нашей веры и послушания. То правильно хранится, что готово для нас, когда подворачивается случай воспользоваться им.
(2) Пусть они не падают духом из-за слабости и неполноценности своих войск, ибо Бог пошлет им вспомогательное войско шершней или ос (как читают некоторые, ст. 20), больше обычного размера, которое настолько испугает и будет досаждать их врагам (и, возможно, станет причиной гибели многих), что многочисленные армии станут легкой добычей для Израиля. Бог наказал египтян мухами, а хананеян — шершнями. Кто не воспринимает предостережение, видя наказание другого, тот должен готовиться к большим наказаниям. Но самым большим ободрением для израильтян было то, что Бог был среди них — Бог великий и страшный (ст. 21). А если Бог за нас, если Бог с нами, то нам не нужно бояться могущества других творений, направленного против нас.
(3) Пусть не огорчаются из-за медленного продвижения своих армий и пусть не думают, что хананеян нельзя будет подчинить, если они не будут изгнаны в первый год. Нет, они должны изгонять их мало по малу, не скоро (ст. 22). Отметьте: мы не должны думать, что раз избавление Церкви и истребление ее врагов не происходит мгновенно, то этого нельзя добиться вообще. Бог сделает Свое дело Своим способом и в Свое время, и мы можем быть уверены, что они всегда наилучшие. Подобным образом порочность изгоняется из сердца верующего мало по малу. Освящение совершается постепенно, но суд в свое время совершится и закончится полной победой. Для этого приводится основание (как и ранее в Исх 23:29): чтобы не умножились против тебя полевые звери. Бог отдал землю во владение сынам человеческим; и поэтому пусть лучше остаток хананеян владеет ею, пока Израиль не станет достаточно многочисленным, чтобы наполнить ее, чем она станет пристанищем драконов и жилищем шакалов (Ис 34:13−14). Но Бог сам может запретить зверям причинять зло (Лев 26:6). В то же время гордость, самоуверенность и другие грехи, которые часто сопутствуют размеренному образу жизни и процветанию, были более опасными врагами, чем звери полевые; и они будут склонны умножаться в них (см. Суд 3:1,4).
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 7 глава