Псалмы Давида в Ветхом Завете и послания Павла в Новом Завете — это звезды первой величины. У Павла имеется больше посланий, чем у кого-либо другого из новозаветных авторов. Его понимание истины живое и глубокое, его речь плавная и выразительная, чувства — горячие и сильные, а решения — смелые и дерзновенные. Все это вместе сделало его, до обращения, жестоким, яростным гонителем церкви, а впоследствии он стал самым ревностным и способным проповедником Евангелия. Не было более способного и более успешного приобретателя душ, чем он.
Послание к Римлянам стоит на первом месте не потому, что оно было самым ранним, но потому, что это самое превосходное, самое длинное и самое богатое по содержанию из всех посланий. Из некоторых его отрывков можно сделать заключение, что оно было написано в 56 году после Рождества Христова, из Коринфа, во время короткой остановки Павла в этом городе по пути в Троаду, Деян 20:5−6. Павел предпринимал путешествие в Иерусалим, чтобы передать деньги для бедных членов церкви; об этом упоминается в Рим 15:26. Великие тайны, изложенные в этом послании, как и в других его посланиях, представляют некоторые трудности для понимания, 2Пет 3:16. Первая часть послания, включающая 11 глав, носит догматический характер, вторая часть, состоящая из пяти последних глав, — практическая.
I. В догматической части содержатся следующие наставления:
1. О пути спасения:
(1) Основанием спасения является оправдание, независимое от дел, как от дел язычников, водимых природою (гл. 1), так и от дел закона иудеев (гл. 2−3), ибо как иудеи, так и язычники находятся под проклятием; оправдание исключительно по вере в Иисуса Христа, Рим 3:21 — гл. 4.
(2) Последовательные ступени спасения:
[1] Примирение с Богом, гл. 5.
[2] Освящение, гл. 6−7.
[3] Прославление, гл. 8.
2. О спасаемых по избранию благодати (гл. 9), о язычниках и иудеях, гл. 10−11. Иудеи соблазнялись на двух моментах — на оправдании по вере, независимо от дел закона, и на допущении язычников в церковь; поэтому автор обсуждает оба эти вопроса, объясняет и защищает их.
II. Затем следует практическая часть, которая содержит:
1. Некоторые общие наставления, относящиеся ко всем христианам, гл. 12:2. Наставления относительно нашего поведения в обществе как граждан, гл. 13:3. Правила поведения христиан по отношению друг к другу как членов церкви, гл. 14 и Рим 15:1−14.
III. В заключение автор защищает перед читателями свое право писать им, рассказывает о себе и своих делах, обещает их посетить, просит их молиться о нем, передает личные приветы своим многочисленным друзьям в Риме, предупреждает против производящих разделения, добавляет приветы от своих друзей, которые в то время находились с ним, и заканчивает послание благословением их и прославлением Бога, Рим 15:14 — 16:27.
толкование Мэтью Генри на послание к Римлянам, введение