Обстоятельно изложив учение об оправдании и подчеркнув необходимость освящения, эту главу апостол посвящает тому чтобы утешать детей Божиих. Служители должны содействовать радости святых. «Утешайте, утешайте народ Мой», — таково наше назначение, Ис 40:1. Это есть воля Божия, чтобы народ Его был утешен. Здесь нам представлены невыразимые привилегии истинно верующих, дающие обильную пищу для радости и мира в вере, чтобы во всех этих непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, мы имели твердое основание для утешения. Поэтому многие из детей Божиих находили в этой главе источник утешения для своих душ, как во время жизни, так и при уходе из нее. Эта глава включает в себя три раздела:
I. Замечательные привилегии христианина, ст. 1−28.
II. Основание этих привилегий, заложенное в предопределении, ст. 29−30.
III. Торжество апостола по поводу этих привилегий, выраженное от имени всех святых, ст. 31 и далее.
Стихи 1−9. I. Апостол начинает с одного славного преимущества истинных христиан и описывает характер тех, кому оно принадлежит: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе.., ст. 1. Апостол торжествует после тех горестных жалоб и стенаний, каким он предавался в предыдущей главе: хотя грех еще и остается, беспокоит и мучает, однако, благодарение Богу, он не может погубить нас. Жаловался он только от своего имени, утешение же смиренно переносит на всех истинных верующих.
1. Всем тем, кто пребывает в Иисусе Христе, принадлежит невыразимое преимущество и утешение — нет им теперь никакого осуждения. Он не утверждает: «Нет никакого обвинения им», — ибо обвинение существует, но оно отводится. Он не говорит: «Нет в них ничего такого, что заслуживало бы осуждения», — так как они заслуживают его, они это понимают и признают, оплакивают и осуждают себя за это, однако это не приведет их к погибели. Он не говорит: «Они будут избавлены от креста и скорбей», — ибо они могут постигнуть их, — но: Нет... никакого осуждения. Они могут быть наказываемы Господом, но не будут осуждены с миром. Это основано на их пребывании в Иисусе Христе; посредством своего союза с Ним чрез веру они находятся в полной безопасности. В Иисусе Христе они, как в городе убежища, защищены от мстителя за кровь. Во Христе Бог не только не осуждает их, но и благоволит к ним, Мф 17:5.
2. Отличительным признаком тех кто пребывает во Христе и свободен от всякого осуждения, является то, что они живут не по плоти, но по духу. Эта определяется по их хождению, то есть не по какому-то отдельному поступку, но по общему характеру их поведения. Вопрос заключается в следующем: Что составляет принцип хождения плоть или дух, ветхая или новая природа, порочное я или благодать? Которым из них мы управляемся?
II. Изложив таким образом эту великую истину, апостол иллюстрирует ее в следующих стихах. Он показывает, как мы можем достичь этой великой привилегии и соответствия указанному характеру.
1. Как мы достигаем этих двух привилегий — оправдания (что нет никакого осуждения) и освящения (хождения не по плоти, а по духу), что является не только нашей привилегией, но и нашим долгом.
(1) Законом мы не могли этого достичь, ст. 3. Он не мог нас ни оправдать, ни освятить, то есть ни освободить от вины греха, ни избавить от власти его. Закон ничего не довел до совершенства: он был бессилен. Некоторые пытались употреблять закон в этих благословенных целях, но, увы, он был слаб и не мог осуществить их. Однако эта слабость была не по причине какого-то дефекта в самом законе, но по вине плоти (закон был ослаблен плотию), по причине испорченности природы человека, она сделала нас неспособными ни оправдаться, ни освятиться посредством закона. Мы стали неспособными исполнить закон, а в случае нашего падения закон, будучи заветом дел, не мог помочь нам и оставлял нас в том положении, в котором застал.
(2) Закон духа жизни во Христе Иисусе осуществил эту задачу, ст. 2. Завет благодати, заключенный с нами во Христе, есть сокровищница заслуг и благодати, и из этой сокровищницы мы получаем прощение и новую природ, освобождение от закона греха и смерти, то есть как от вины, так и от власти греха — от проклятия закона и от господства плоти. Мы теперь находимся под другим заветом, принадлежим другому господину, другому мужу, мы под законом Духа, дающего нам духовную жизнь, чтобы подготовить нас к вечной жизни. Это освобождение основывается на подвиге Христа, свершенном ради нас, о чем Павел говорит (ст. 3): ...Бог послал Сына Своего...
Заметьте: Когда закон потерпел поражение, Бог находит другой путь. Христос приходит совершить то, чего не мог сделать закон. Моисей довел детей Израилевых до границ Ханаана и потом умер, оставив их там, а Иисус Навин сделал то, чего не мог сделать Моисей, — ввел их в Ханаан, и они овладели им. Так и Христос сделал то, чего не мог сделать закон. Наилучшее толкование ст. 3 мы находим в Евр 10:1−10.
Заметьте:
[1] Как явился Христос: ...в подобии плоти греховной... Не в греховной плоти, ибо Он был святым, безгрешным, непорочным, но в подобии греховной плоти. Он взял на Себя нашу природу, которая была испорченной, но совершенно абстрагировался от ее испорченности. Обрезание, принесение выкупа, крещение от Иоанна Крестителя — все это говорит о принятии Им на Себя подобия греховной плоти. Уже то было великим снисхождением к человеку, что, будучи Богом, Он принял на Себя подобие плоти, но еще большее снисхождение было проявлено Им в том, что, будучи святым, Он принял подобие греховной плоти. В жертву за грех. Бог послал Его в подобии плоти греховной в жертву за грех. Христос был жертвой, Он был послан, для того чтобы стать жертвой за грех, Евр 9:26.
[2] Что произошло в результате этого явления Христа. Грех был осужден. Как проклятие греха, так и его господство были уничтожены для всех тех, кто принадлежит Христу. Хотя грех все еще продолжает жить, однако жизнь его в святых похожа на жизнь осужденного злодея. Осуждение греха спасло грешника от осуждения. Христос сделался грехом за нас (2Кор 5:21), и когда Он был осужден, тогда и грех был осужден в Его плоти, в человеческой природе. Таким образом была удовлетворена Божия справедливость и открылся путь к спасению грешника.
[3] Какие благословенные результаты принесло нам это осуждение (ст. 4): ... чтобы оправдание закона исполнилось в нас... Оправдание закона исполнилось как в нашем оправдании, так и в нашем освящении. Оправдание закона в смысле удовлетворения за нарушение его исполнилось путем вменения нам совершенной праведности Христа, отвечающей всем требованиям закона, подобно тому как крышка на ковчеге (престол благодати) была такой же длины и ширины, как и сам ковчег. Оправдание закона в смысле послушания заповедям его исполняется в нас, когда Дух пишет закон любви в нашем сердце, ибо любовь есть исполнение закона, Рим 13:10. Хотя праведные требования закона не исполняются нами, но, благодарение Богу, они исполняются в нас. ... в нас, живущих не по плоти, но по духу. Так описывается характер всех тех, кто имеет часть в этой привилегии, они действуют по духовным, а не по плотским принципам. Что же касается других, оправдание закона исполнится в погибели их.
2. Как можно достичь соответствия этому характеру, ст. 5 и далее.
(1) Контролируя свои мысли. Как мы можем знать, по плоти или по духу протекает наша жизнь? — Проверяя, о чем мы помышляем, о плотском или о духовном. Плотское — это плотские удовольствия, мирские интересы и мирская слава, чувственные, временные наслаждения, все то, о чем помышляют невозрожденные люди. Живущие по духу помышляют о духовном — о благоволении Божием, о благополучии души, о вечности. Человек таков, каковы его помышления. Ум есть кузница мыслей. Каковы мысли в душе его, таков и он, Притч 23:7. В каком направлении движутся наши мысли с наибольшим удовольствием? В каких помышлениях мы находим наибольшее удовлетворение? Ум есть вместилище мудрости. Что мы планируем и замышляем? В чем мы являемся более мудрыми — в мирском или в том, что касается души? Они думают о том, что плотское — так переводится это слово в Мф 16:23. Очень важно, какие истины, какие новости, какие утешения доставляют нам наибольшее наслаждение. Чтобы предостеречь нас от плотского умонастроения, апостол представляет всю пагубность его и противопоставляет ему невыразимое превосходство духовной настроенности.
[1] Помышления плотские суть смерть, ст. 6. Это смерть духовная, верный путь к вечной смерти. Это есть смерть души, ибо плотское умонастроение есть отчуждение от Бога, в союзе и общении с Которым состоит жизнь души. Плотская душа есть душа мертвая, так как душа может умереть. Сластолюбивая заживо умерла, 1Тим 5:6. Смерть включает в себя все несчастья, плотские души суть несчастные души. А помышления духовные — жизнь и мир, они составляют благоденствие и счастье души. Жизнь души состоит в ее соединении с духовным миром посредством помышлений. Освященная душа есть душа живая, и жизнь ее есть жизнь мира и утешения. Все пути духовной мудрости — пути мирные. Это жизнь и мир как в настоящем, так и в будущем мире. Помышления духовные — это начало вечной жизни и мира, а также вернейший залог достижения совершенства их.
[2] Они суть вражда против Бога (ст. 7), а это хуже первого. Первое говорит о том, что плотской человек — это мертвый человек, а второе — о том, что в человеке живет бес. Это не только отчуждение души от Бога, но оппозиция души к Богу; это восстание против Его власти, противодействие Его замыслам, сопротивление Его намерениям, плевание в Его лицо, ударение Его в грудь. Чтобы доказать это, он говорит, что плотские помышления закону Божию не покоряются, да и не могут. Святой закон Божий и несвятые плотские помышления так же непримиримы между собой, как свет и тьма. Плотской человек может, силой Божьей благодати, быть покорен закону Божьему, но плотские помышления — никогда, их надо сокрушить и отвергнуть. Из этого апостол делает вывод (ст. 8): Поэтому живущие по плоти Богу угодить не могут. Угождение Богу есть наша высочайшая цель, которой не могут достичь живущие по плоти; они не могут угодить Ему, более того, они не могут не огорчать Его.
(2) Исследуя, имеем мы Духа Божьего (Христова) или нет (ст. 9): Но вы не по плоти живете, а по духу... Это два совершенно различных состояния души. Все святые имеют в себе как плоть, так и дух, но жить по плоти и жить по духу — это две противоположности. Это означает, что наше существо побеждается одним из этих принципов и подчиняется ему. Главный вопрос состоит в следующем: как мы живем, по плоти или по духу, и как мы можем узнать это? Чтобы узнать это, мы должны проверить, живет ли в нас Дух Святой. Пребывание Духа Святого в нас является наилучшим доказательством нашего пребывания в Духе, ибо это пребывание взаимно (1Ин 4:16): ...пребывает в Боге и Бог в нем. Дух посещает многих невозрожденных людей Своими побуждениями, которым они сопротивляются и угашают их, но в тех, кто освящен, Он пребывает, живет в них и управляет ими. Он обитает в них, как человек в своем собственном доме, где он постоянно проживает и хозяйничает. Зададим же вопрос своему собственному сердцу: кто здесь живет, кто управляет домом и кто владеет им? Апостол добавляет при этом главное правило для испытания своего состояния: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. Быть Христовым (то есть истинным христианином, чадом Его, Его слугой, Его другом и союзником) — это такое преимущество и такая честь, на какие претендуют многие, не имеющие в них своей части и удела. Никто не принадлежит Ему, кроме тех, кто имеет в себе Его Духа, то есть:
[1] Имеет качества Его Духа — кротость, смирение, скромность, миролюбие, терпение, милосердие. Мы не сможем идти по Его стопам, если не имеем Его Духа в себе. Настроение нашего духа должно соответствовать Христову образцу.
[2] Находится под влиянием и водительством Святого Духа Божия, Который освящает, учит и утешает их. Иметь Духа Христова означает то же самое, что иметь Духа Божьего, пребывающего в нас. Эти два Духа суть одно, ибо все, находящиеся под управлением Духа Божьего как своего Вождя, сообразуются с Духом Христовым как со своим Образцом.
Стихи 10−16. В этих стихах апостол описывает еще два превосходных преимущества, принадлежащих истинным верующим.
I. Жизнь. Блаженство имеет не только негативную сторону — освобождение от осуждения, но и позитивную — воскресение к жизни, составляющей невыразимое счастье человека (ст. 10−11): Если Христос в вас...
Заметьте: Если Дух в нас, то и Христос в нас. Он вселяется в сердце наше верою, Еф 3:17. Здесь говорится о том, что происходит с телом и душой тех, в ком пребывает Христос.
1. Мы не можем отрицать того, что тело мертво; оно бренно, смертно, оно постепенно умирает и вскоре совсем умрет; это глиняная хижина, его основа — прах. Жизнь искупленная и обетованная не делает тело бессмертным в его настоящем состоянии. Оно мертво, то есть предназначено умереть, имеет приговор к смерти. Даже в самом расцвете жизни мы все-таки мертвые: какими бы ни были наши тела сильными, здоровыми, прекрасными, они по существу мертвы (Евр 11:12), и это есть следствие греха (ст. 10 в переводе с англ. звучит так: «... тело мертво вследствие греха, но дух жив вследствие праведности». — Прим. переводчика). Грех убивает тело. По-моему, если бы не было иных аргументов, простая любовь к нашему телу должна была бы заставить нас возненавидеть грех, поскольку он является врагом нашего тела.
2. Но дух жив. Благодать в душе является ее новой природой, жизнь верующего находится в душе его, в то время как жизнь грешника не простирается далее его тела. Когда тело умирает и возвращается в прах, дух остается жив; он не только живет, он не только бессмертен, но является жизнью. Смерть для верующих есть всего лишь освобождение рожденного свыше духа от пут и бремени тела, чтобы ему приобщиться к вечной жизни. Когда Авраам был уже мертв, Бог оставался все-таки Богом Авраама, потому что дух его оставался живым, Мф 22:31−32. См. Пс 48:16. И это есть следствие праведности (см. выше Прим. переводчика). Праведность Христа, вмененная верующему в Него, защищает душу от смерти; праведность Христа, осуществленная в верующем (обновленный образ Бога в душе), сохраняет ее, а после смерти возвышает, совершенствует и приобщает ее к наследию святых во свете.
3. Перспектива жизни существует также и для нашего бедного тела: Он оживит и ваши смертные тела.., ст. 11. Господь для тела (1Кор 6:13), и хотя в момент смерти тело отвергается, как негодный разбитый сосуд, однако Бог еще явит благоволение творению рук Своих (Иов 14:15), вспомнит Свой завет с прахом, и ни одна частица его не потеряется; тело воссоединится с душой и облечется в славу, достойную ее. Наши уничиженные тела будут преображены, Флп 3:21; 1Кор 15:42. Приводятся два великих доказательства будущего воскресения тела:
(1) Воскресение Христа: ...Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела... Христос воскрес как Глава, как первенец из умерших, как предшественник всех святых, 1Кор 15:20. Именно благодаря воскресению Христа воскреснем и мы.
(2) Пребывание в нас Духа. Тот Самый Дух, Который воскресил душу, воскресит вскоре и тело: ...оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Тела святых суть храмы Духа Святого, 1Кор 3:16; 1Кор 6:19. И хотя эти храмы обречены в течение некоторого времени лежать в руинах, тем не менее они будут восстановлены. Дух дохнет на мертвые сухие кости, оживит их, и святые в своей собственной плоти узрят Бога. В связи с этим апостол делает, как бы мимоходом, вывод о том, как велика наша обязанность жить не по плоти, но по Духу, ст. 12−13. При этом он приводит два довода:
[1] Мы не являемся должниками плоти. Мы не обязаны следовать или служить плотским желаниям; мы обязаны одевать, кормить тело и заботиться о нем постольку, поскольку оно является слугой души в ее служении Богу, но не больше того. Мы не являемся должниками плоти. Это означает, что мы должники Христа и Духа: Христу и Духу Святому мы обязаны всем, что имеем, и всем, что можем делать, тысячи уз и обязанностей связывают нас с Ними. См. 1Кор 6:19−20.
[2] Необходимо учитывать последствия, ожидающие нас в конце пути. Жизнь и смерть, благословение и проклятие представлены здесь перед нами. Если живете по плоти, то умрете, то есть умрете вечной смертью. Угождение плоти, служение ей и удовлетворение ее похотей губят душу, это есть смерть вторая. Настоящей смертью является именно смерть души: физическая смерть для святых — это всего лишь сон. Но, с другой стороны, живы будете, живы и счастливы вечно; это есть истинная жизнь: если духом умерщвляете дела плотские, то есть покоряете и держите под контролем плотские похоти и страсти, отказываетесь угождать, потворствовать телу, причем силою Духа Святого. Нам не справиться с этой задачей без Духа Святого, действующего в нас, и Дух не сделает того без нашего содействия и усердия. Одним словом, мы стоим перед дилеммой — либо не угождать телу, либо губить душу.
II. Дух усыновления, ст. 14−16. Это другая привилегия, принадлежащая тем, кто во Христе Иисусе.
1. Все принадлежащие Христу являются детьми Божиими, ст. 14.
Заметьте, каковы:
(1) Их признак — они водимы Духом Божиим, подобно тому как ученик водим своим педагогом в процессе обучения, путешественник — гидом, а воин — вождем. Их влекут не силой, как диких зверей, но руководят ими как разумными существами; они влекомы узами человеческими, узами любви. Водительство Духа Святого — неотъемлемый признак всех истинных верующих. Повинуясь верою Его водительству, они послушно следуют ему, и Он приводит их к познанию всякой истины и всякой обязанности.
(2) Их привилегия — они суть сыны Божии, принятые в число детей Божиих через усыновление, признанные и возлюбленные Им как чада Его.
2. А те, которые суть сыны Божии, имеют Духа, данного им, чтобы:
(1) Производить в них дух усыновления.
[1] Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе.., ст. 15. Под этим следует понимать:
Во-первых, дух рабства, в котором пребывала ветхозаветная церковь, поскольку домостроительство ее было таинственным и внушающим страх. Покрывало знаменовало рабство, 2Кор 3:15. Ср. со ст. 17. Дух усыновления не так обильно изливался в то время, как сейчас, ибо закон только обнаруживал рану, но не исцелял ее. Но вы принадлежите не к тому домостроительству, вы приняли не того духа.
Во-вторых, дух рабства, в котором находились многие святые в период своего обращения, когда Дух пробуждал в них сознание греха и гнева Божьего, как например, обращенные, описанные в Деян 2:37, темничный страж (Деян 16:30) и сам Павел, Деян 9:6. Тогда Сам Дух был для святых духом рабства: «Но, — говорит апостол, — у вас этот период закончился». Д-р Мантон говорит: «Бог как Судия посылает нас посредством духа рабства к Христу как Посреднику, а Христос как Посредник посредством духа усыновления посылает нас обратно к Богу как к Отцу». Хотя дитя Божие может снова подпасть под ярмо рабского духа страха и засомневаться в своем сыновстве, однако благословенный Дух не становится снова духом рабства, ибо в таком случае Он был бы свидетелем лжи.
[2] Но вы приняли Духа усыновления. Люди могут дать документ, подтверждающий усыновление, но только Бог может, усыновляя людей, дать им дух усыновления, то есть природу детей, это исключительно Божия прерогатива. Дух усыновления производит в детях Божиих сыновнюю любовь к Богу как к Отцу, влечение к Нему и чувство зависимости от Него как от Отца. Освященная душа отражает в себе образ Божий, как ребенок образ отца своего. Которым взываем: «Авва, Отче!» Молитва здесь названа взыванием. Дети, которые не могут говорить, выражают свои желания криком. Дух учит нас в молитве обращаться к Богу как к Отцу, со святым и смиренным дерзновением, ободряя душу при исполнении этого долга. Авва, Отче. Авва — это сирийское слово, означающее отец или мой отец; πατήρ (русск. — Отче — Прим. переводчика) — греческое слово. Но почему дважды: Авва, Отче? Потому что так молился Христос (Mк 14:36): Авва, Отче, а мы приняли Духа Сына. Это означает нежную неотступность молитвы, когда верующий делает ударение на родственных отношениях. Малые дети, умоляя своих родителей о чем-либо, могут ничего не сказать, кроме Отец, Отец, и это звучит очень выразительно. Это также означает, что усыновление доступно как иудеям, так и язычникам: иудеи могут называть Бога Авва на своем языке, а эллины — на своем: πατήρ, ибо во Христе Иисусе нет ни иудея, ни эллина.
(2) Свидетельствовать им о том, что они дети Божии, ст. 16. В первом случае Дух действует как Освящающий, а в данном — как Утешитель. Свидетельствует духу нашему. Многие люди имеют свидетельство своего собственного духа, что их состояние благополучно, но не имеют такого свидетельства от Духа Святого. Многие говорят себе мир, тогда как Бог небесный не говорит им этого. Но кто освящен, тот имеет Духа Божьего, свидетельствующего духу его. Под этим следует понимать не какое-то сверхъестественное, особое откровение, но обычное действие Духа, дающего мир душе посредством утешения. Это свидетельство Духа всегда согласуется со свидетельством Писания, а поэтому всегда основано на освящении, ибо Дух, пребывающий в сердце, не может противоречить Духу, говорящему через Священное Писание. Дух не будет свидетельствовать о сыновстве Богу тому, кто не имеет природы и характера Его детей.
Стихи 17−25. В этих стихах апостол описывает четвертую славную часть блаженства верующих, а именно: их право на будущую славу. А если дети, то и наследники.., ст. 17. В этом мире это правило наследования не соблюдается — наследниками являются лишь первенцы. Но церковь есть церковь первенцев, ибо все члены ее суть наследники. Небо представляет собой наследство, которое наследуют все святые. Они обретают его не своими достоинствами или заслугами, но исключительно как наследники согласно определению Божьему. В настоящее время они проходят стадию обучения и приготовления к вступлению в права наследников.
1. Наследники Божии. Сам Господь есть часть наследия святых (Пс 15:5), и это приятное наследие, ст. 6. Лицезрение Бога, наслаждение общением с Ним составляет наследство святых. Сам Бог будет с ними и будет их Богом, Откр 21:3.
2. Сонаследники же Христу. Христос как Посредник является наследником всего (Евр 1:2), а истинные верующие наследуют все (Откр 21:7) благодаря своему союзу с Ним. Те, которые теперь имеют Духа Христова как братья Его, потом будут разделять с Ним, тоже как братья, славу Его (Ин 17:24). Господи, что такое человек, что Ты так возвеличиваешь его! Будущая слава рассматривается далее как награда святых за страдания, переносимые ими в настоящей жизни, и как исполнение их надежд.
I. Будущая слава как награда святых за их страдания в настоящей жизни: ... если только с Ним страдаем (ст. 17), или поскольку с Ним страдаем. Положение церкви в этом мире всегда сопряжено со страданиями, но в те времена — особенно. Быть христианином — значит быть страдальцем. Чтобы утешить их в этих страданиях, апостол говорит, что они страдают со Христом, ради Него и Его славы, ради сохранения доброй совести, поэтому и прославятся вместе с Ним. Хотя мы можем многого лишиться ради Него, но в конечном счете не останемся в убытке. Евангелие переполнено уверениями в этом. Итак, чтобы страдающие святые могли иметь поддержку и утешение в своей надежде на небо, апостол взвешивает то и другое (ст. 18), сравнивает между собою страдания и будущую славу, ст. 18. При этом:
1. На одну чашу весов он кладет нынешние временные страдания. Страдания святых не продлятся дольше настоящего времени (2Кор 4:17), страдания эти легки и кратковременны, так что о них можно сказать: Текел — взвешены и найдены очень легкими.
2. На другую чашу он кладет будущую славу и находит, что ее вес намного больше: Слава, которая откроется в нас. В настоящее время нам недостает не только наслаждения вечной славой, но и познания ее (1Кор 2:9; 1Ин 3:2), ей еще предстоит открыться в нас. Она превзойдет все, что мы сейчас видим и знаем; благодеяния Божии, какими мы пользуемся в настоящей жизни, очень сладостны и драгоценны, но ожидающее нас впереди, за завесой, значительно превзойдет все их своей ослепительной славой. Откроется в нас. Не только откроется нам, так что мы увидим эту славу, но откроется в нас, чтобы мы могли наслаждаться ею.
3. Апостол делает вывод, что страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою. Страдания не могут заслужить ее, а если даже страдания за имя Христа не могут заслужить ее, то тем более добрые дела. Страдания легки и кратковременны и касаются одного лишь тела, а слава богата и велика, она имеет отношение к душе и является вечной. Так считает апостол: Ибо думаю... Это не поспешное, внезапное определение, но результат серьезного, тщательного размышления. Он думает подобно математику, сверяющему свои расчеты. Первым делом он суммирует наши страдания в этой жизни за Христа и находит, что они весьма малы; далее он суммирует все, что даст нам Христос в той славе, какая откроется в нас, и находит ее бесконечно большей, превосходящей всякое разумение. И как можно бояться страданий за Христа, Который идет впереди нас в наших страданиях за Него и не останется перед нами в долгу, наградит за них? Павел был компетентным судией в этом вопросе более, чем какой-нибудь другой смертный. Он рассуждает не просто теоретически, но на основании опыта, ибо познал то и другое. Он знал, что такое страдать в этой временной жизни, 2Кор 11:23−28. Он знал, что представляет собой слава небес, 2Кор 12:3−4. И учитывая то и другое, он выносит свое определение. Поношение Христово представляется большим богатством для тех, кто взирает на воздаяние, Евр 11:26.
II. Будущая слава как исполнение надежд и чаяний святых, cт. 19 и далее. Так как святые страдают ради вечной славы, то они ожидают ее осуществления. Господь утвердит слово, сказанное рабам Его, на которое Он повелел им уповать (Пс 118:49), ибо если надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, то исполнившееся желание — как древо жизни, Притч 13:12. Затем Павел рассматривает ожидание этой славы:
1. Ожидание твари, ст. 19−22. Если вся тварь совокупно ожидает и жаждет откровения славы детей Божиих, то можно себе представить, как велика и превосходна эта слава. Под тварью мы понимаем здесь все мироздание, природу, все творение в целом. Смысл, которой апостол вкладывает в данные четыре стиха, можно найти из следующих наблюдений:
(1) Вследствие грехопадения человека вся тварь покорилась суете, ст. 20. Когда человек согрешил, земля была проклята за него, а вместе с нею и вся тварь подверглась этому проклятию — изменениям и смерти. Рабство тлению, ст. 21. С падением человека все творение стало нечистым, немощным, уродливым, оно осквернилось, и красота мира померкла. Возникла вражда между отдельными творениями; все они претерпевали постоянные изменения и разрушения, подвергались Божиим судам, посылаемым на человека. Во время потопа погибли почти все творения, поистине это было рабство суете. Теперь все творение обречено на общее истребление огнем, и этот час скоро грядет. Немаловажной частью их порабощения суете является также то, что они употребляются, вернее, злоупотребляются человеком как орудия греха. Они часто используются для того, чтобы бесчестить Творца, вредить детям Его и служить врагам Его. Когда они служат пищей для удовлетворения наших похотей, то становятся рабами суеты, пленниками закона греха. И все это не добровольно, не по их собственному выбору. Каждая тварь стремится к своему совершенству и не по своей воле становится орудием греха. Или, Они были покорены суете не за свой собственный грех, но за грех человека: ...по воле покорившего (ее)... И это ярмо (бедные твари!) они несут в надежде, что так будет не всегда. В надежде, что и сама тварь... Мы имеем все основания жалеть бедную тварь, из-за нашего греха оказавшуюся в рабстве суеты.
(2) Вся тварь совокупно стенает и мучится под ярмом суеты и тления, ст. 22. Это образное выражение. Грех является бременем для всей твари. Грех иудеев, распявших Христа, вызвал сотрясение земли. Идолы были бременем для перевозивших их животных, Ис 46:1. Вся тварь вопиет против греха человека.
(3) Тварь, которая ныне порабощена, во время восстановления всего мироздания будет освобождена... от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (ст. 21) — она уже не будет покоряться суете и тлению и никаким другим плодам проклятия; наоборот, весь низший мир обновится: когда будет новое небо, то будет и новая земля, 2Пет 3:13; Откр 21:1.
(4) Вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, ст. 19.
Заметьте: При втором пришествии Христа будет иметь место откровение сынов Божиих. Ныне святые Божии сокрыты, пшеница кажется потерянной в массе соломы, но тогда они явятся, откроются. Теперь еще не открылось, какими мы будем (1Ин 3:2), но тогда наша слава откроется. Чада Божии явятся в своем истинном виде. И искупление всякой твари отложено до того времени, ибо как вместе с человеком и за человека она была подвержена проклятию, так и освобождена будет вместе с ним и благодаря ему. Вся тварь ожидает и жаждет этого, и по этой причине добрый человек должен с милосердием относиться к своей скотине.
2. Ожидания святых, являющихся новым творением, ст. 23−25.
Заметьте, (1) На чем основано это упование. На том, что мы имеем начаток Духа. Начатки освящают целое и являются его залогом. Благодать — это начаток славы, это ее начало. Получив эту кисть винограда в земной пустыне, мы не можем не стремиться к цветущим виноградникам небесного Ханаана. Не только она — не только тварь, которой недоступно такое блаженство, как начатки Духа, но даже мы, имеющие в настоящее время богатые начатки, не можем не желать более великого и превосходного. В начатках Духа мы имеем нечто весьма драгоценное, но это далеко не все, чем мы хотели бы обладать. Мы стенаем в себе; это означает, что наши желания сильны и сокровенны; мы не производим большого шума, как лицемеры, но стенаем молчаливыми воздыханиями, которые быстрее всего достигают неба. Или, Мы стенаем среди себя. Это единодушный глас, единое желание всей церкви в целом: Гряди, Господи Иисусе! Стенание означает сильное и настойчивое желание, страдания души, связанные с промедлением его исполнения. Утешения этой временной жизни переплетаются с многочисленными стенаниями; но они подобны не стонам умирающего, а мукам женщины в родах, это стенания, являющиеся признаком не смерти, но жизни.
(2) Предмет этих ожиданий. Чего же мы так сильно желаем и ожидаем? Что мы хотим иметь? Усыновления, искупления тела нашего. Хотя душа является главной частью человека, однако Господь говорит, что Он для тела, и обещает большую долю славы и блаженства для него. Воскресение здесь названо искуплением тела. Оно будет избавлено тогда от власти смерти и могилы, от рабства тлению; наше уничиженное тело обновится и преобразится так, что станет сообразно славному телу Христа, Флп 3:21; 1Кор 15:42. Это названо усыновлением тела.
[1] Усыновление тела свершится на виду у всего мира, ангелов и человеков. Мы уже сейчас являемся сынами Божиими, но это сыновство еще не явилось, слава наша скрыта в облаке; тогда же Бог открыто признает всех Своих детей. Как Христос открылся Сыном Божиим в силе через воскресение из мертвых, таким же образом откроются и святые, Рим 1:4.
[2] Это будет совершенное и окончательное усыновление. Чада Божии имеют не только души, но и тела, и их усыновление остается несовершенным до тех пор, пока тела их не войдут в славную свободу детей Божиих. Тогда только оно достигнет совершенства, когда Вождь спасения нашего введет многих сынов в славу, Евр 2:10.
(3) Соотношение между этим ожиданием и нашим нынешним состоянием, ст. 24−25. Наше блаженство состоит не в том, чем мы теперь обладаем: Мы спасены в надежде. Награда наша невидима. Имеющие дело с Богом должны строить свои отношения с Ним на доверии Ему. Общепризнанно, что надежда есть одна из главных добродетелей христианина, 1Кор 13:13. Вера имеет дело с обетованием, а надежда с предметом обетования. Вера есть уверенность в невидимом, а надежда — ожидание невидимого. Вера есть мать надежды. Мы ожидаем в терпении. Мы нуждаемся в терпении, чтобы в ожидании будущей славы переносить все страдания, какие встретятся нам на пути к ней, и промедления. Путь наш неровен и долог, но Грядущий придет и не умедлит; хотя и кажется, что Он задерживается, однако нам надо ожидать Его.
Стихи 26−28. В этих стихах апостол приводит еще две привилегии, какими наделены истинные христиане:
I. Поддержка Духа Святого в молитве. Находясь в этом мире, надеясь и ожидая того, чего не видим, мы должны молиться. Надежда предполагает наличие желания, и это желание приносится к Богу в молитве: мы стенаем.
1. Наша немощь в молитве: ...мы не знаем, о чем и как молиться...
(1) Что касается предмета наших просьб, то мы не знаем, чего просить. Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни? (Еккл 6:12). Не знаете, чего просите, Мф 20:22. Мы близоруки. Мы подобны глупым детям, готовым расплакаться из-за недозревшего плода, который еще не годится в пищу.
(2) Что касается способа молитвы, мы не знаем, как должно молиться. Апостол говорит об этом в первом лице: ...мы не знаем... Он включает и себя в общее число. Если такой великий святой, как Павел, не знает, как молиться, то как мало у нас оснований рассчитывать на свои собственные силы в этом деле!
2. Помощь, подаваемая Духом Святым. Он подкрепляет (нас) в немощах наших; это особенно относится к нашим немощам в молитвах. Дух подкрепляет нас посредством Слова, где содержится очень много указаний и обетовании для нашего ободрения. Дух подкрепляет нас в нашем сердце: обитая и действуя в нем как Дух благодати и Дух молитвы, Он поддерживает нас в наших немощах, особенно в час страданий, когда наша вера наиболее склонна колебаться; для этой цели и был излит Дух Святой. Подкрепляет — поднимает вместе с нами нашу ношу, помогает нам, как мы помогаем кому-нибудь, поднимающему что-то тяжелое, поднимая его вместе с ним с другого конца; подкрепляет нас, то есть содействует нашим усилиям, укрепляет наши силы. Мы не должны сидеть, ожидая, что Дух Святой все сделает за нас; когда Дух идет впереди нас, мы должны энергично действовать. Мы не можем без Бога, а Он не хочет без нас. Как Он подкрепляет нас? ...Сам Дух ходатайствует за нас... Он диктует нам, о чем просить, Он выражает наши прошения, составляет за нас наши обращения к Богу. Христос ходатайствует за нас на небесах, а Дух Святой — в наших сердцах; такую щедрую поддержку обеспечивает Бог молящимся. Свое ходатайство Дух Святой совершает:
(1) Воздыханиями неизреченными. Под этим подразумеваются сильные, горячие желания, производимые Духом Святым. Можно молиться в духе без единого слова, как молился Моисей (Исх 14:15), как молилась Анна, 1Цар 1:13. Дух, ходатайствующий в нас, производит не красноречие в наших молитвах, но веру и усердие. Неизреченные. Когда наша душа в смятении среди искушений и скорбей и мы не знаем, что сказать и как выразиться, тогда Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Когда мы можем лишь возопить: «Авва, Отче!», когда обращаемся к Нему со святым смиренным дерзновением, то это действие Духа Святого.
(2) По воле Божией, ст. 27. Дух, действующий в нашем сердце, никогда не противоречит Духу, говорящему через Слово. Желания, противоречащие воле Божией, не могут исходить от Духа Святого. Ходатайствуя в нас, Дух Святой сплавляет волю нашу с волей Божией. Не как Я хочу, но как Ты.
3. Несомненный успех этих ходатайств: Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа.., ст. 27. Для лицемера, все благочестие которого пребывает на кончике его языка, нет ничего более ужасного, чем то, что Бог испытывает сердце и видит его насквозь. Для искреннего же христианина, от сердца служащего Богу, нет ничего более утешительного, чем испытание сердца Богом, так как Он слышит и те просьбы, какие мы не можем выразить словами, и отвечает на них. Он знает, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения, Мф 6:8. Он знает, какие мысли производит в нас Его Дух. И как Он всегда слышит Сына, ходатайствующего за нас, так Он всегда слышит и Духа, ходатайствующего в нас, потому что Он ходатайствует по воле Божией. Христос сказал: «Все, чего ни попросите у Отца по воле Его, даст вам». Но как нам научиться просить у Бога согласно воле Его? — Как научит нас Дух Его.
II. Содействие всех обстоятельств к благу тех, кто принадлежит Христу, ст. 28. Несмотря на все перечисленные привилегии, мы видим, что верующих постигают различные бедствия; хотя Дух и ходатайствует за них, тем не менее скорби их продолжаются. Это совершенно верно, однако ходатайство Духа Святого никогда не бывает бездейственным, так что, хотя они и претерпевают скорби, но все они содействуют им во благо.
1. Характер святых, имеющих часть в этой привилегии; они описываются такими чертами, которые свойственны всем истинно освященным.
(1) Они любят Бога. Любовь к Богу делает сладостными для них и потому полезными все обстоятельства жизни. Любящие Бога мирятся со всем, что делает Бог, и все принимают без огорчения.
(2) Они призваны по Его изволению, не по их достоинствам или заслугам, но только по изволению милостивого Бога.
2. Привилегия святых состоит в том, что им все содействует ко благу, то есть все предначертания Божии относительно их. Все обстоятельства, благоприятные и неблагоприятные, в личной и в общественной жизни, содействуют их благу; либо временному благу, как было в случае с Иосифом, либо, в конечном счете, — духовному, вечному благу. Прямо или косвенно каждое обстоятельство жизни приводит тех, кто любит Бога, к духовному благу: разделяет их с грехом и приближает к Богу, удаляет от мира и поднимает к небесам. ...Все содействует... Подобно тому как медицинские средства, предписанные врачом, воздействуют на организм больного по-разному, но все на пользу ему. То и другое соделал Бог (Еккл 7:14): это говорит о гармонии Божия промысла, о единстве Его намерений; все колеса как одно колесо, Иез 1:16. Он соделывает все ко благу — так некоторые переводят эти слова. Не что-то, содержащееся в самих этих обстоятельствах, но сила и благодать Божья, действующие в них и посредством них. Все это мы знаем — знаем уверенно из слова Божия, из нашего собственного опыта и из опыта всех святых.
Стихи 29−30. Перечислив все стороны блаженства истинных верующих, апостол переходит теперь к рассмотрению того, что составляет основание всех этих блаженств, он полагает его в предопределении. Он развертывает перед нами последовательный ряд причин, обуславливающих наше спасение, образующих золотую цепь, которую нельзя разорвать. В этой цепи имеется четыре звена:
I. Кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... Для всех, кого Бог предназначил к славе и блаженству, Он установил в качестве средств достижения этой цели благодать и святость. Это вовсе не означает, что кого Он предузнал, что они будут святыми, тем и предопределил быть таковыми. Советы и определения Божии не зависят от слабой и непостоянной воли человека; нет, Божие предузнание святых есть не что иное, как вечная любовь, которой Он возлюбил их, Иер 31:3. Предузнание Богом Своих детей равносильно Его признанию их Своими, Ин 10:14; 2Тим 2:19. Слово знать часто имеет в Священном Писании значение любить, как например: ...избранным по предведению Бога Отца.., 1Пет 1:2. Это слово переводится также словом предназначить, 1Пет 1:20. Кого Он предузнал, то есть кого Он предназначил быть Его друзьями и возлюбленными. «Я знаю тебя по имени...», — сказал Бог Моисею, Исх 33:12. Итак, кого Бог предузнал таким образом, тем и предопределил быть подобными Христу.
1. Святость состоит в нашем подобии образу Христа. Уподобление Ему включает в себя весь процесс освящения, в котором Он является великим образцом и примером. Христос есть точный образ Своего Отца, и святые должны уподобляться образу Христа. Именно таким путем восстанавливается любовь Божия к нам и обновляется Божие подобие в нас, в чем состоит истинное счастье человека.
2. Всех, кого Бог от вечности предузнал в любви Своей, Он предопределил быть подобными Христу. Мы сами не можем уподобиться Ему. Наша отдача себя Христу имеет начало в Божией отдаче нас Ему; предавая нас Христу, Бог предназначил нам быть подобными Его образу. Поэтому, когда учение об избрании называют безнравственным и утверждают, будто оно поощряет грех, то это всего лишь простая придирка, как если бы цель можно было оторвать от средства достижения ее и блаженство — от святости. Никто не может знать о своем избрании иначе, как только через свое уподобление образу Христа, ибо все, кто избран, избраны к освящению (2Фес 2:13), и уверенность в том, что мы предопределены быть подобными Христу, никак не может ввести нас в искушение уподобляться миру.
3. Главной целью в этом является честь Иисуса Христа, чтобы Он мог быть первородным между многими братьями, то есть чтобы Христос мог иметь честь великого Образца и превосходство во всем. Да будет благословен Бог за то, что у Христа имеется множество братьев; хотя кажется, что их немного в данном месте и в данное время, однако когда они соберутся все вместе, то их будет великое множество. Несмотря на все сопротивление сил тьмы, Христос будет первородным между многими, очень многими братьями.
II. А кого Он предопределил, тех и призвал, посредством не только внешнего призыва (таких призванных было много, но они никогда не были избранными, Мф 20:16), но внутреннего, действительного призыва. Внешний призыв достигает только уха, внутренний же достигает сердца. Призыв бывает действительным лишь тогда, когда мы откликаемся на него, а откликаемся мы на него, когда Дух привлекает нас, обличает нашу совесть в том, что мы виновны и заслуживаем суда, просвещает наше разумение, подчиняет нашу волю, убеждает и делает способными нас принять Христа как обетование Божие. Действительное призвание есть призыв от своего я к Богу и Христу и от земли — к небу как нашей цели; от греха и суеты — к благодати, святости и серьезности как средству достижения этой цели. Таков евангельский призыв. Тех Он призвал, чтобы могла осуществиться Его цель в избрании: мы призываемся к тому, к чему были избраны. Поэтому единственный путь сделать уверенным наше избрание состоит в том, чтобы делать твердым наше призвание, 2Пет 1:10.
III. А кого призвал, тех и оправдал. Все действительно призванные оправдываются, освобождаются от вины греха и признаются праведными во Христе Иисусе. С ними обращаются уже не как с преступниками, но как с друзьями и возлюбленными.
IV. А кого оправдал, тех и прославил. Когда власть тления сокрушается через действительное призвание и вина греха снимается через оправдание, то всякое препятствие с пути устраняется, так что уже ничто не может встать между душой и славой.
Заметьте, что о прославлении говорится как о свершившемся факте (по причине его несомненности): ...прославил. Он спас нас и призвал святым званием. Предначертания любви Божией достигают окончательного исполнения в вечном прославлении всех святых. В этом и состояла цель Его от начала — привести их в небеса. Они избраны? — Избраны к спасению. Они призваны? — Призваны к Царству и славе его. Они рождены свыше? — Рождены к наследству нетленному. Они страдают? — Для того, чтобы эти страдания произвели для них в безмерном преизбытке вечную славу. Заметьте, источник всего этого один и тот же. Бог предопределил, призвал, оправдал и прославил. Бог Сам совершает все от начала и до конца. Это составляет великое ободрение для нашей веры и нашего упования.
Стихи 31−39. Апостол завершает эту замечательную беседу о привилегиях верующих святым торжеством от имени всех святых. Что же сказать на это? Какую пользу мы можем извлечь из всего сказанного? Он говорит как восхищенный высотой и глубиной, долготой и широтой любви Христовой, превосходящей всякое разумение. Чем более мы что-то познаем в этом мире, тем менее оно вызывает у нас восхищения; но чем далее мы продвигаемся в познании тайн Евангелия, тем более восхищаемся ими. Если Павлу приходилось когда-либо проезжать в триумфальной колеснице, то это было именно в данном случае: с каким святым восторгом и мужеством духа, в каких красочных и богатых выражениях он рассуждает об этих привилегиях, утешая ими себя и всех святых! Он как бы бросает вызов всем врагам святых, предлагая им сделать самое наихудшее, что они могут: Если Бог за нас, кто против нас? Основанием для этого вызова является то, что Бог за нас; он суммирует в этом все наши привилегии. Все включено в том, что Бог за нас. Все, что Он есть и что имеет или делает, все это для Его детей. Он все совершает для них. Он за них даже тогда, когда кажется, что Он действует против них. Если так, то кто может быть против нас, кто может преодолеть нас и воспрепятствовать нашему блаженству? Какими бы ни были великими и сильными, многочисленными и злобными наши враги, что они могут сделать нам? Пока Бог за нас и мы пребываем в Его любви, то можем со святым дерзновением презирать все силы тьмы. Пусть сатана делает самое худшее: он скован; пусть мир делает самое худшее — он побежден; все начальства и власти обезврежены, обезоружены и побеждены крестом Христовым. Кто осмелится сражаться против нас, когда сам Бог сражается за нас? Более конкретно:
I. Все наши нужды полностью обеспечены (ст. 32): Тот, Который Сына Своего не пощадил.., как не дарует нам и всего? Кто может перекрыть наши реки, если мы имеем доступ к источнику их?
1. Обратим внимание на то, что Бог сотворил для нас, на чем основаны наши надежды: Он Сына Своего не пощадил. Мы познаем любовь Божию к нам в том, что Он не пожалел ради нас Своего сына, Своего собственного, единственного Сына, подобно Аврааму, Быт 22:12. Когда ничто меньшее не могло спасти человека, то Он предпочел отдать Сына Своего, чем допустить гибель человека. Таким образом Бог предал Его за всех нас, то есть за всех избранных, не просто ради нас, но вместо нас, как жертву умилостивления за грехи наши. Он не пощадил Своего единородного Сына, Который служил Ему, чтобы пощадить нас, хотя мы причинили Ему столько огорчений.
2. Чего же тогда нам ждать от Него: ...как с Ним не дарует нам и всего?
(1) Это означает, что Он дарует нам Христа, ибо все остальное даруется вместе с Ним.
(2) С Ним Бог дает нам все, что найдет нужным и необходимым для нас, всякое благо, и большего нам не следует желать, Пс 33:11. Его бесконечная премудрость должна быть судьей в том, что нам необходимо, что является благом для нас. Дарует — дает добровольно, без сожаления, охотно; дает даром, без денег, без платы. Как с Ним не дарует? Можно ли вообразить себе, что дав нам большее, Он не даст меньшего? Что подарив нам столь великий дар, когда мы были Его врагами, Он откажет нам в каком-либо благе, когда мы стали Его друзьями и Его детьми? Тот, Кто приготовил нам венец и Царство, несомненно, обеспечит нас всем необходимым, чтобы мы могли все перенести на пути к нему.
II. Мы имеем готовый ответ на все обвинения и защиту против всех осуждений (ст. 33−34): Кто будет обвинять избранных Божиих? Закон обвиняет? Их собственная совесть? Диавол, клеветник братьев наших, клевещущий на них пред Богом день и ночь? На все эти обвинения достаточно ответить: Бог оправдывает их. Люди могут оправдывать сами себя, как это делали фарисеи, и тем не менее обвинение против них остается в силе; но если оправдывает Бог, то всякое обвинение снимается; мы можем бросить вызов всем нашим обвинителям, пусть приходят и представляют свои обвинения. Все они будут ниспровергнуты: Сам Бог, праведный и верный Бог, оправдывает нас. Кто осуждает? Хотя они не смогут доказать обвинения, однако будут осуждать нас, но мы имеем такое оправдание, которое аннулирует приговор суда и которое не может быть опровергнуто. Христос умер, и далее. Мы имеем надежную защиту во Христе, через наше родство и наш союз с Ним.
1. Его смерть: Христос умер. Своей смертью Он уплатил наш долг.
2. Его воскресение: ...но и воскрес... Это является еще большим ободрением для нас, ибо убедительно доказывает, что Божия справедливость была удовлетворена Его смертью. Поэтому апостол, упоминая о воскресении, говорит: Но. Если бы Он умер и не воскрес, мы остались бы там, где были.
3. Он воссел по правую руку от Бога: ...Он и одесную Бога... Это является еще одним доказательством того, что Он завершил Свой труд, и сильным ободрением для нас против всех обвинений: мы имеем Друга, такого Друга, в самом суде. Одесную Бога. Это означает, что Он всегда наготове, всегда рядом, а также то, что Он правит, что Ему дана вся власть. Наш Друг — Сам Судия.
4. Ходатайство, совершаемое Им. Находясь там, Он не безразличен к нам и не забыл нас, но ходатайствует за нас. Разве это не обильный источник для нашего утешения? Что мы можем сказать на это? Остается ли еще место для сомнений и беспокойств? Что унываешь ты, душа моя? Некоторые полагают, что под обвинениями и осуждениями, о которых здесь говорится, следует понимать те, что постигают святых со стороны людей мира. Первых христиан обвиняли во множестве тяжких преступлений. За эти преступления власти осуждали их. «Но это не важно, — говорит апостол, — если мы оправданы на суде Божием, то не имеет значения, какими мы предстаем на суде человеческом».
III. Мы имеем твердую уверенность в том, что это благословенное положение будет сохраняться и продолжаться (ст. 35) до самого конца. Святые часто подвергаются весьма обескураживающим, тревожным страхам, будто они могут лишиться своей опоры во Христе; но сказанное здесь рассеивает все их страхи — ничто не может разлучить их со Христом.
1. Апостол бросает дерзновенный вызов всем противникам святых — отлучите их, если можете, от любви Христовой. Кто отлучит? Никто не отлучит, ст. 35−37. Если Бог явил Свою любовь к нам, предав Сына Своего единородного за нас, то можно ли представить себе нечто такое, что могло бы разрушить или отвратить эту любовь?
Заметьте здесь:
(1) Бедствия, каким могут подвергаться возлюбленные Христа в этой жизни, — их могут постигать скорби со всех сторон, теснота, то есть отсутствие всякой поддержки и утешения в этом мире, гонения со стороны злобного, враждебного мира, всегда ненавидящего тех, кого любит Христос; они могут страдать от голода и холода по причине наготы, лишаться всех земных благ, подвергаться величайшим опасностям, когда меч властителей обращается против них. Можно ли представить себе положение, более мрачное и ужасное? Оно иллюстрируется (ст. 36) цитатой из Пс 43:23: «За Тебя умерщвляют нас всякий день...» Это означает, что мы не должны считать странными огненные испытания, не должны чуждаться их. Мы видим, что таким же был удел ветхозаветных святых, так преследовали и пророков, бывших прежде нас. Умерщвляют нас всякий день, то есть мы постоянно находимся в опасности, в ожидании рокового удара. «...Считают нас за овец, обреченных на заклание». Убить христианина для них то же, что заколоть овцу.
(2) Неспособность всех этих бедствий отлучить нас от любви Христа. Ничто не может разорвать узы любви и дружбы, связывающие Христа с истинно верующими.
[1] При всем этом любовь Христа к нам не уменьшается и не уменьшится. Все эти скорби вполне сочетаются с сильной и неизменной любовью Господа Иисуса. Они не являются ни поводом, ни доказательством того, что Его любовь к нам охладела. Когда Павла бичевали, заключали в темницу, побивали камнями, разве Христос меньше любил его в то время? Никоим образом, наоборот. Это может отделить нас от любви других друзей. Когда Павел держал ответ перед Нероном, все оставили его, а Господь предстал ему, 2Тим 4:16−17. Преследующие нас враги могут лишить нас всего, но они не могут лишить нас любви Христовой, поэтому пусть они делают все самое наихудшее, что в их силах, все равно им не удастся сделать истинно верующих несчастными.
[2] Наша любовь к Нему тоже не уменьшается и не уменьшится из-за этих скорбей, так как мы не думаем, что Он стал меньше любить нас. Любовь не мыслит зла, не предается сомнениям, подозрениям, недобрым предположениям, она принимает в наилучшем свете все, что исходит от любви. Истинный христианин никогда не охладевает в любви к Христу, хотя и страдает за Него, никогда не думает о Нем плохо, даже если лишится всего ради имени Его.
(3) Торжество верующих во всех этих скорбях (ст. 37): Но все это преодолеваем...
[1] Мы — победители: хотя нас умерщвляют всякий день, тем не менее мы победители. Странный путь к победе, но таков был путь Христа; именно так Он одержал победу на кресте над начальствами и властями тьмы. Путь веры и терпения — это более верный и более благородный путь к победе, чем путь огня и меча. Нередко враги признавали себя пораженными и побежденными непреодолимым мужеством и стойкостью мучеников, которые побеждали самых непобедимых князей тем, что не возлюбили души своей до смерти, Откр 12:11.
[2] Мы более чем победители. Перенося с терпением все эти скорби, мы оказываемся не просто победителями, но более чем победителями, торжествующими в своей победе. Более чем победителями являются одерживающие победу:
Во-первых, с малыми потерями. Многие победы покупаются дорогой ценой, но что теряют страдающие святые? Они теряют лишь то, что золото теряет в горниле, то есть ничего, кроме примесей.
Во-вторых, с большой добычей. Эта добыча чрезвычайно богатая: слава, честь и мир, неувядающий венец праведности. Торжество мучеников состояло в том, что они не только не были отлучены от любви Христовой, но, наоборот, еще более ощущали ее нежные объятия. По мере умножения скорбей Христовых, умножается Христом и утешение наше, 2Кор 1:5. Кто с улыбкой идет на костер и поет среди огня, тот более чем победитель.
[3] И все это достигается только силою возлюбившего нас Христа. Мы победители, но побеждаем не своей собственной силой, а благодатью, дарованной нам во Христе Иисусе. Мы являемся победителями как участники в победе Христа. Он победил мир вместо нас (Ин 16:33), как доброе, так и злое в этом мире, поэтому нам ничего не остается делать, как только войти в Его победу и разделить с Ним добычу, и таким путем стать более чем победителями.
2. Положительное заключение к теме в целом: Ибо я уверен.., ст. 38−39. Он перечисляет все, что могло бы отлучить верующих от Христа, и делает вывод, что это невозможно.
(1) Ни смерть, ни жизнь — ни ужасы смерти, с одной стороны, ни утешения и удовольствия жизни — с другой, ни страх перед смертью, ни надежда на жизнь. Или, Ни в смерти, ни в жизни нас ничто не отлучит от этой любви.
(2) Ни Ангелы, ни Начала, ни Силы. Как добрые, так и злые ангелы называются начальствами и силами. Итак, ангелы не сделают этого: добрые не захотят, а злые — не смогут; никто не сможет. Добрые ангелы — это сочувствующие нам друзья, а злые — связанные враги.
(3) Ни настоящее, ни будущее — ни переживаемые в настоящем скорби, ни страх перед будущими. Время не отлучит нас, и вечность — тоже. Настоящее отделяет нас от будущего, а будущее отделит, отрежет от настоящего, но ни то, ни другое не отлучит нас от любви Христовой, благоволение Его охватывает как настоящее, так и будущее.
(4) Ни высота, ни глубина — ни высоты благоденствия и успехов, ни глубины несчастий и бесчестия, ничто сходящее с неба, — ни штормы, ни бури и ничто, находящееся на земле, — ни горы, ни моря, ни темницы.
(5) Ни другая какая тварь — ничто, что можно было бы назвать или о чем помыслить, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Ничто не может уничтожить нашу любовь к Богу и Божию любовь к нам, ничто, кроме греха.
Заметьте: любовь между Богом и истинными верующими осуществляется через Христа Иисуса. Он есть Посредник нашей любви; Бог может любить нас и мы можем осмелиться любить Его только во Христе и через Христа. Это составляет основу неизменности любви; Бог потому милостив к нам (Соф 3:17), что Иисус Христос, в Ком Он любит нас, вчера, сегодня и вовеки тот же.
толкование Мэтью Генри на послание к Римлянам, 8 глава