В этой главе апостол I. Рассматривает вопрос о духовных дарах, так обильно ниспосланных на коринфскую церковь. Он говорит об их происхождении, что они от Бога; об их разнообразии и назначении, что все они предназначены для одной и той же общей цели — для распространения христианства и созидания церкви, ст. 1−11.
II. Он иллюстрирует это аналогией с человеческим телом, в котором все члены взаимосвязаны и служат друг другу, и каждый имеет свое место и назначение, ст. 12−26.
III. Он говорит нам, что церковь есть тело Христа и что члены ее наделены различными дарами для блага как всего тела, так и каждого члена в отдельности, ст. 27−30. И обращаясь к коринфянам:
IV. Заканчивает призывом искать то, что превосходит все дары.
Стихи 1−11. Апостол приступает к рассмотрению духовных даров, какими коринфская церковь изобиловала, но неправильно употребляла их. В данной главе подробно освещается, что представляли собой эти дары, а именно: это были экстраординарные полномочия и способности, дарованные служителям и рядовым христианам первых веков для убеждения неверующих и распространения Евангелия. Дары и различные виды благодати, ХаРiацата и Xdpiq, очень различаются между собой. Но и те и другие даются Богом независимым образом. Благодать дается для спасения получающего ее. Дары же ниспосылаются для пользы и спасения других. Может быть много даров там, где нет ни грамма благодати, и человек, обладающий ими, может оказаться совершенно лишенным благоволения Божиего. Коринфская церковь была богата дарами, но в ней было много позорных явлений. Относительно этих духовных даров, то есть сверхъестественных способностей, полученных ими от Духа:
I. Апостол говорит, что не хочет оставить их в неведении о происхождении и использовании даров. Они происходят от Бога и должны употребляться для Него. Если коринфяне будут невежественны в отношении того или другого дара, то это может привести к злоупотреблениям. Заметим: Правильная информация чрезвычайно важна для всякой практической деятельности. Одаренные люди могут наделать много вреда — либо потому, что не знают, либо потому, что не учитывают природы дара, каковым владеют, и того, как следует использовать его.
II. Он напоминает им о том жалком прошлом состоянии, из которого они были избавлены: ...когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас, ст. 2. Когда они были еще язычниками, то не могли иметь никаких претензий на то, что были людьми духовными, или на то, что обладали духовными дарами. Находясь под водительством духа язычества, они не могли испытывать влияния Святого Духа. Если бы они хорошо понимали свое прежнее состояние, то не могли не знать того, что все истинные духовные дары исходят от Бога.
1. Их прежнее состояние: они были язычниками. Они были не из избранного Богом на рода, но из народов, в некотором смысле, оставленных Им. Таковыми были большинство коринфян до их обращения в христианство. Какая перемена произошла при этом!
2. Под каким водительством они находились тогда: ...ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас. Они предавались грубейшим видам идолослужения, поклонялись даже дереву и камню, под влиянием как собственного пустого воображения, так и обмана своих священников, пользовавшихся их невежеством, ибо таковы были обычаи народные, несмотря на все учения их философов. Даже те, кто презирал грубые понятия черни, тем не менее держались их на практике. О, мрачная картина язычества!
III. Он объясняет им, каким образом они могут различать дары, исходящие от Духа Божиего, истинно духовные дары: ...никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса... Так делали и иудеи, и язычники: они злословили Его как обманщика, они ненавидели Его имя, гнушались его. И в то же время многие из иудеев, заклинатели и чародеи, претендовали на творение чудес силою Духа Божиего, и даже многие язычники претендовали на вдохновение свыше. Апостол же утверждает, что никто, бесславящий и порочащий Христа, не может действовать под влиянием или силой Духа Святого, ибо Он несет свидетельство о Христе через пророчества, чудеса, через воскресение Его из мертвых, через успех Его учения среди людей и влияние этого учения на них, и Он не может противоречить Сам Себе, проклиная Его. С другой стороны, никто не может назвать Иисуса Господом (то есть жить верой в это и творить чудеса в доказательство этого), как только Духом Святым. Исповедовать эту истину перед людьми, быть верным ей до смерти и жить под ее влиянием невозможно без освящающего воздействия Духа Святого. Никто не может назвать Христа Господом, оказывать доверчивое подчинение Ему и признавать зависимость от Него, если эта вера не будет произведена в нем Духом Святым. Сущность того, что апостол здесь утверждает и доказывает, сводится к следующему: каковы бы ни были претензии врагов христианства на вдохновение свыше и чудеса, они не могли происходить от Духа Божиего; никакой человек не может уверовать сердцем своим и доказать посредством чуда, что Иисус есть Христос, иначе как только Духом Святым; так что все сверхъестественные проявления и способности, имевшие место среди коринфян, происходили от Духа Божиего. Он добавляет при этом, что:
IV. Духовные дары, происходящие от одного и того же Духа, тем не менее различаются между собой. Они имеют одного Автора и одно происхождение, но сами по себе являются различными, ст. 4. Дары различны, такие как откровения, языки, пророчество, толкование языков, — но Дух один и тот же. Существуют различные служения и служители, исполняющие их, различные установления и учреждения (см., ст. 28−30), но Господь, назначающий все их, один и тот же, ст. 6. И действия различны.., или чудотворные силы, названные здесь чудотворения (ст. 10), а Бог один и тот же, производящий все во всех. Существуют различные дары, служения и действия, но все они происходят от одного Бога, одного Господа, одного Духа, то есть от Отца, Сына и Духа Святого; все исходит из одного источника. Какими бы они ни были различными сами по себе, в этом они едины, все от Бога. Некоторые из них здесь перечисляются, ст. 8−10. Разные личности имели разные дары, один — такой, другой — иной, но все от одного того же Духа. Одному было дано слово мудрости, то есть, как говорят некоторые, знание тайн Евангелия и способность изъяснять их, точное разумение цели, сущности и доктрин христианской веры. Другие понимают под этим глубокомысленные изречения, подобные притчам Соломона. А иные под словом мудрости понимают откровения, дарованные апостолам и через апостолов. Другому слово знания, тем же Духом, то есть, говорят некоторые, знание тайн (1Кор 2:13), сокрытых в пророчествах, прообразах и исторических повествованиях Ветхого Завета. Другие понимают под словом знания способность и готовность давать советы и разъяснения в сложных случаях. Иному вера, тем же Духом, то есть вера в чудеса или вера в Божию власть и Его обетование, посредством которых они способны уповать на Бога в любых критических обстоятельствах и продолжать идти путем своего долга, исповедуя истины Христовы, какие бы трудности и опасности не встретились им на пути. Иному дары исцелений, тем же Духом, то есть исцеления больных либо путем возложения рук, либо помазания елеем, либо просто словом. Иному чудотворения, то есть действия силы, такие как воскрешение мертвых, возвращение зрения слепым, речи немым, слуха — глухим, восстановление калек. Иному пророчество, то есть способность предсказывать будущее (наиболее обычный смысл слова «пророчество») или способность объяснять Священное Писание по особому дару от Духа. См. 1Кор 14:24. Иному различение духов, способность различать между истинными и ложными пророками, или разбираться в подлинности призвания какого-либо человека на служение, или обнаруживать тайные мысли людей посредством Духа Святого, как это сделал Петр в отношении Анании, Деян 5:3. Иному разные языки, то есть способность говорить на иных языках по вдохновению свыше. Иному истолкование языков, то есть способность переводить с иностранных языков быстро и правильно на свой собственный язык. Таким разнообразием духовных даров были наделены служители и церкви первоапостольского периода.
V. Для какой цели были предназначены эти дары: Но каждому дается проявление Духа на пользу, cт. 7. Через употребление даров проявлял Себя Дух Святой; в них обнаруживалось Его влияние и участие. Они распределялись не для оказания чести и преимущества получивших их, а для пользы церкви, для назидания тела Христова и для успеха в распространении Евангелия.
Заметьте: Какие бы дары Бог ни давал человеку, Он дает их ему, для того чтобы он употребил их на пользу, будь то обычные или духовные дары. Никакой человек не получает их для себя самого. Ему доверяется дар, чтобы он использовал его, и чем больше пользы он принесет другим, тем обильнее они принесут ему награду в конце, Флп 4:17. Духовные дары даются не для показа, но для служения, не для хвастовства и удовлетворения тщеславия, но для назидания, не для возвеличения обладающих ими , но для назидания других.
VI. По какой мере и в какой пропорции распределяются дары: Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. — Согласно суверенному изволению Даятеля. Что может быть свободнее дара? И разве Дух Божий не волен делать с тем, что Ему принадлежит, все, что Он хочет? Неужели Он не может дать тому, кому хочет, и в той мере, в какой хочет? Одному один дар, другому — другой, одному больше, другому меньше, как Он найдет нужным? Разве не Ему лучше всего судить о том, как послужить Своим собственным целям и как распределить Свои собственные дары? Не как люди хотят, и не так, как им кажется лучше, но как Ему угодно.
Стихи 12−26. Теперь апостол доказывает истину, которую утверждал выше, и напоминает одаренным среди коринфян об их долге, сравнивая церковь Христову с человеческим телом.
I. Он говорит нам, что одно тело может иметь много членов и что многие члены одного и того же тела составляют все же одно тело (ст. 12): Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос, то есть Христос мистический, как принято говорить у богословов. Христос и Его Церковь составляют одно тело, как глава и члены, и это тело состоит из многих частей, или членов, и все же тело одно, ибо все члены крестились в одно тело... и все напоены одним и тем же Духом, ст. 13. Иудеи и язычники, рабы и свободные — все находятся на одинаковом уровне в этом отношении, все крестились в одно и то же тело, и все стали причастниками одного и того же Духа. Членами этого тела христиане становятся посредством крещения: они крестятся в одно тело. Этот внешний ритуал есть Божие установление, знаменующее собой новое рождение, почему и называется он баней возрождения Тит 3:5. Но становимся мы членами тела Христова посредством Духа, благодаря обновлению Духом Святым. Именно действие Духа, знаменуемое внешним обрядом, делает нас членами. Внешний обряд есть средство, установленное Богом для нашего приобщения к этому величайшему благословению, но только крещение Духом, внутреннее обновление Духом и напоение Им, участие в постоянно производимом Им процессе освящения делает нас истинными членами тела Христова и сохраняет нас в союзе с Ним. Все, имеющие Духа Христова, будь то иудеи или язычники, рабы или свободные, суть члены Христа, и никто, кроме таковых.
II. Каждый член имеет свой вид, свое место и назначение.
1. Наименьший из членов является частью тела. Нога и ухо, может быть, менее полезны, чем рука и глаз, но разве могут они сказать, что не принадлежат к телу, потому что один не рука и другой не глаз? (ст. 15−16). Так и любой член мистического тела не может занимать одно и то же место и исполнять одну и ту же функцию; ну и что из того? Разве поэтому он может отказаться от принадлежности к телу? Если он не занимает то же самое положение и не наделен теми же самыми дарами, как другие, то может ли он сказать: «Я не принадлежу Христу?» Нет, наименьший член Его тела является таким же членом, как и самый благородный, и именно таковым выглядит в Его глазах. Ему дороги все Его члены.
2. Между членами тела обязательно должна существовать разница: Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? (ст. 17). А если бы все были один член, то где было бы тело? (ст. 19). Членов много, и поэтому должно быть различие между ними, а тело одно, ст. 20. Один член тела это не тело, тело состоит из многих членов, и среди этих многих членов должна быть разница разница в положении, форме, назначении и так далее. Так и в теле Христовом: члены его должны иметь разные функции и поэтому разные способности и разное положение, у одних должен быть один дар, у других — другой. Разнообразие членов тела придает красоту ему. Каким бы чудовищем было тело, если бы состояло целиком из уха, глаза или руки!
3. Размещение членов в естественном теле и их положение таково, как было угодно Богу: Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно, ст. 18. Мудрость Божия ясно видна в расположении членов тела, но оно было осуществлено в соответствии с Его волей; Он разнообразил и расположил их, как Ему было угодно. Так же обстоит и с членами тела Христова: они поставлены в такие положения и наделены такими дарами, как Богу было угодно. Какое мы имеем мы основание для недовольства на самих себя или для зависти другим? Мы должны исполнять свой долг на своем месте и не роптать внутри себя, не ссориться с другими, из-за того что мы не на их месте.
4. Все члены тела, в той или иной мере, полезны и необходимы друг для друга: Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, ст. 21−22. Бог так расположил и соразмерил их, что все они нужны друг для друга и для всего тела в целом; нет ни одной части излишней или ненужной. Каждый член служит той или иной доброй цели: он полезен для своих соседних членов и необходим для благосостояния всего тела. Нет такого члена в теле Христовом, который бы не мог и не должен быть полезным для своих собратьев-членов, а в некоторые моменты и в некоторых случаях необходимым для них. Никто не должен презирать другого или завидовать ему, сознавая, что сам Бог сделал различия между ними, для того чтобы сохранить их взаимную зависимость, чтобы они могли ценить друг друга и заботиться друг о друге. Превосходящие других в каком-либо даре не могут говорить, что не нуждаются в тех, кто стоит ниже их в этом даре, ибо они могут превосходить их в чем-то другом. Более того, слабейшие из членов тоже имеют свое назначение, и самые благородные не могут обходиться без них. Глаз нуждается в руках и голова — в ногах.
5. Человек так заботится о своем теле, что неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды.., ст. 24. Те части тела, которые не могут, как другие, быть выставлены на всеобщее обозрение, мы должны более тщательно покрывать одеждой, в то время как более благовидные в этом не нуждаются. Премудрость Божия внушает о менее совершенном большее попечение. Так должны относиться друг к другу и члены тела Христова: вместо того чтобы унижать или укорять других за их немощи, они должны стараться покрывать и скрывать их, представлять их в более привлекательном виде. 6. Божественная мудрость устроила все таким образом, чтобы между членами одного тела не могло быть разделений: Дабы не было разделения в теле... (ст. 25), никакого разлада, разъединения, даже ни малейшего пренебрежения друг другом. Этого следует избегать и в духовном теле Христа. Не должно быть разделений, но все члены должны быть связаны узами братской любви. Всякое охлаждение любви сеет семена раскола. Когда во взаимоотношениях между христианами возникает равнодушие и пренебрежение, начинается разделение. Члены физического тела устроены так, что они заботятся друг о друге. Такие же отношения должны быть и между членами тела Христова: они должны сочувствовать друг другу. Как в естественном теле болезнь одного члена поражает все тело и хорошее состояние одного члена отражается на всем теле, так и христиане должны считать радостью для себя, когда радуется один из его членов, и страдать вместе со страдающим членом. Заметим: Христианское сочувствие — одна из величайших обязанностей христианина. Мы должны быть так далеки от равнодушия к страданиям наших братьев, чтобы были способны страдать вместе с ними, и так далеки от зависти их славе, чтобы могли радоваться вместе с ними и считать их славу своей собственной.
Стихи 27−31. I. Апостол подводит итог сказанному и применяет аналогию с телом к церкви Христа, где можно заметить следующее:
1. Взаимоотношения христиан со Христом и друг с другом. Церковь, то есть коллективное тело всех христиан всех веков, является телом Христа. Каждый христианин является членом Его тела и соединяется с другими христианами как с членами того же тела (ст. 27): И вы — тело Христово, а порознь — члены. Каждый есть член тела, а не все тело; каждый связан с телом как часть его, и все члены связаны между собой, зависят друг от друга и должны проявлять заботу и попечение друг о друге.
Заметьте: Равнодушие друг к другу, а тем более презрение, ненависть, зависть, распри совершенно противоестественны для христиан. Это подобно тому, как если бы члены одного тела не заботились друг о друге или ссорились друг с другом. Применяя аналогию с телом, апостол стремится подавить гордый, хвастливый и сварливый дух, преобладавший среди коринфян по причине их духовных даров.
2. Разнообразие служений, установленных Христом, и даров, или благословений, распределяемых Им (ст. 28): И иных Бог поставил в Церкви Во-первых Апостолами... Это главные служители, облеченные всей необходимой властью для основания церквей и для полного откровения воли Божией.
Во-вторых пророками, то есть лицами, наделенными вдохновением свыше, каковыми были благовестники.
В-третьих учителями, то есть трудящимися в слове и учении, будь то с пастырскими обязанностями или без них. После этого идут чудотворцы, наделенные чудодейственными силами. Затем обладавшие дарами исцелений, то есть те, кому была дана власть исцелять болезни; даром вспоможения, то есть сострадания к больным и слабым и служения им; даром управления, или распределения благотворительных средств между членами церкви; даром разных языков, то есть способностью говорить на разных языках. Относительно перечисленных служений и даров отметим следующее:
(1) Чрезвычайное многообразие их. Как их много! Благой Бог был щедр в ниспослании Своих благословений первоначальной церкви, Он не скупился на Свои дары и благодеяния. Он очень богато обеспечил их. У них не было недостатка ни в чем, они имели все необходимое, и даже больше.
(2) Заметьте порядок перечисления этих служений и даров. Они расположены соответственно своему рангу. Самые ценные из них занимают первое место. Апостолы, пророки и учители были поставлены, для того чтобы учить народ, просвещать их относительно Божиих тайн, содействовать их духовному назиданию. Остальные, хотя и служили великим целям христианства, однако не имели такого непосредственного отношения к духовному служению в строгом смысле этого слова. Бог оценивает вещи соответственно их реальной ценности, как следует поступать и нам; полезность того или другого является наилучшим критерием их достоинства. Наиболее ценно то, что служит самым высоким целям. Таковым было апостольское служение по сравнению со служением тех, которые имели дары исцелений и чудодейственные силы. Последнее, самое скромное место в этом перечне занимают разные языки. Из всех даров этот был наименее полезным и поэтому наименее значительным. Дары исцеления болезней, вспоможения бедным, оказания помощи слабым были полезными дарами, но какая пустая вещь — говорить языками, если человек делает это только для того, чтобы доставить удовольствие себе или похвастаться перед другими! Это может вызывать восхищение, но совершенно не назидает слушателей, никакой пользы не несет им. И тем не менее, как видно из гл. 14, коринфяне чрезвычайно гордились этим даром!
Заметьте: Правильный путь для низложения гордости людей состоит в том, чтобы показать им истинную ценность того, чем они гордятся! Людям сверх меры присуще гордиться тем, что не имеет никакой ценности. Очень полезно показать им их заблуждение, чтобы они пришли к здравому мышлению.
(3) Различное распределение этих даров: не все дары даются одному человеку, и не каждый имеет тот же самый дар. Не все члены и служители занимают одно и то же положение в церкви (ст. 29−30): Все ли Апостолы? Все ли пророки?.. Одни годятся для одного служения и употребления, другие для другого. Дух распределяет их так, как Он хочет. Мы должны довольствоваться, если занимаем более низкое положение и обладаем меньшим даром, чем другие, и не должны надмеваться над теми, кого превосходим по положению, или унижать тех, кто наделен меньшим, чем у нас, даром. Каждый член тела должен сохранять свое положение и стараться наилучшим образом исполнять свое назначение; все должны служить друг другу и способствовать благоденствию всего тела, без зависти, унижения других членов или пренебрежения ими. Какое благоустройство было бы в христианской церкви, если бы все члены добросовестно исполняли свои обязанности!
II. Заканчивая эту главу, Павел дает совет (как понимает большинство) и намек.
1. Совет ревновать о лучших дарах, то есть о таких, что либо сами по себе наиболее ценны, либо наиболее полезны для других; последние и сами по себе являются самыми ценными, хотя люди склонны больше всего ценить дары, содействующие их собственной славе. Те дары наилучшие, которые более всего служат к славе Божией и к созиданию церкви. О таких следует более всего ревновать.
Заметьте: Мы должны желать самого лучшего и достойного. Поэтому всем дарам следует предпочитать благодать, а из всех даров— те, что приносят наибольшую пользу. Но некоторые понимают под этим не совет, а порицание: Ревнуете. Вы завидуете дарам друг друга. В 1Кор 13:4 это же самое слово переведено именно так. Вы спорите и соперничаете из-за даров. Они действительно этим занимались. За это и укоряет их здесь апостол, стараясь исправить их. От высокомерия происходит раздор. Раздоры в коринфской церкви происходили именно из этого источника. Это были споры о превосходстве (как и большинство споров среди христиан, какими бы благовидными мотивами они ни прикрывались), и неудивительно, что эти споры угашали среди них любовь. Когда все хотят быть в первом ряду, то неизбежны столкновения, одни низлагают других или оттесняют их назад. Стараясь это предотвратить, апостол 2. Намекает им на то, что существует более превосходный путь, а именно: путь милосердия, взаимной любви и благожелательности. Это был единственно правильный путь к тому, чтобы успокоить их и объединить, чтобы обратить их дары на пользу церкви, для назидания ее. Любовь сделает их добрыми друг к другу, заставит заботиться друг о друге, успокоит их сердца и положит конец их стычкам и состязаниям, их спорам о превосходстве. В первом ряду оказываются те, по мнению апостола, кто наиболее преуспевает в христианской любви.
Заметьте, истинно христианский характер предпочтительнее самых замечательных даров. Иметь сердце, горящее любовью, несравненно лучше, чем блистать самыми высокими званиями, служениями или дарами.
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Коринфянам, 12 глава