В этой главе апостол I. Дает указания коринфянам, как они должны относиться к нему и его сотрудникам, и при этом тактично укоряет их за недостойное обхождение с ним, ст. 1−6.
II. Предостерегает их против гордости и самодовольства, давая понять им, что они впали в искушение: слишком высоко думают о самих себе, а его и других апостолов унижают на основании большой разницы их положения в мире, ст. 7−13.
III. Призывает их относиться к нему как к отцу во Христе, ст. 14−16.
IV. Сообщает о том, что послал к ним Тимофея и что сам намерен вскоре посетить их, ст. 17−21.
Стихи 1−6. I. Павел претендует на уважение, подобающее ему как служителю, которого многим из них, по меньшей мере, очень недоставало: Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (ст. 1), — хотя, возможно, некоторые из них слишком переоцени вали Павла, ставя его вождем своей партии и признавая себя его учениками. В своих мнениях о служителях, так же как и во всем другом, мы должны тщательно остерегаться крайностей. Что касается апостолов, то их:
1. Не следовало переоценивать, ибо они слуги, а не господа, управляющие, а не хозяева. Апостолы слуги Христовы и не более того, хотя и высшего ранга слуги, призванные заботиться о Его доме, давать пищу другим, назначать их на работу и управлять ими. Им были даны полномочия распространять не свои собственные идеи, а христианскую веру.
2. Но их нельзя и недооценивать, ибо хотя они были служители, но служители Христа. Они были не обычные домостроители, а домостроители тайн Божиих. Их не должно считать господами, но они заслуживают уважения и признательности за свое славное служение. Особенно:
II. Если они верно исполняют свой долг. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным, ст. 2. Домостроители должны держаться в семье Христовой порядков, установленных Христом. Они не должны принуждать других служителей работать на себя. Ничего не должны требовать от них, кроме того, что повелел их Учитель. Они не должны питать их соломой своих собственных измышлений, вместо здоровой пищи Христова учения. Они должны учить заповедям Божиим, а не учениям и заповедям человеческим. Должны быть преданными делу своего Господа и заботиться о Его чести.
Заметьте: Служители Христовы должны прилагать все свое старание к тому, чтобы оказаться верными, и если они имеют доброе свидетельство своей совести и одобрение Христа, то должны пренебречь мнениями и суждениями своих сотрудников: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди.., ст. 3. Хотя добрая репутация и уважение людей помогают служителю трудиться с большей пользой, однако тот, кто больше всего старается угодить человеку, вряд ли окажется верным служителем Христа, Гал 1:10. Кто хочет быть верен Христу, должен презирать суждения людей о себе. Он не должен обращать внимания на то (если Христос одобряет его), как судят о нем люди. Они могут судить его очень низко или очень строго, в то время как он исполнил свой долг. Какое счастье для верных служителей, что они имеют более справедливого и более беспристрастного Судию, чем их сотрудники. Самые лучшие из людей слишком склонны судить поспешно, строго и несправедливо, а Его суд всегда соответствует истине. Как утешительно, что люди не являются нашими окончательными судьями. Более того, и о себе самих мы не должны судить: «...я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, не могу обвинить себя в неверности, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Только Его суд может дать мне верную оценку. Я таков, каким Он признает и оценит меня».
Заметьте, наше доброе суждение о себе, оправдывание себя не сделает нас уверенными и спокойными. Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь, 2Кор 10:18.
III. Павел не упускает возможности предостеречь коринфян против склонности к осуждению, против поспешных и строгих суждений о других: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь.., ст. 5. Судить о тайных мотивах и причинах человеческих поступков или о сомнительных фактах, выносить суждение о будущем человека — все это несвоевременные и рискованные, опрометчивые суждения. Производить подобный суд — это значит присваивать себе права Бога. Какая дерзость, когда грешник торопится вынести суровое осуждение! Как несвоевременны и высокомерны его приговоры! Но есть Один, Который будет судить и тех, кто судит, и тех, кого судят, без предубеждения, пристрастия или лицеприятия. Это должно заставить нас строго судить самих себя и остерегаться осуждать других. Придет время, когда Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения — откроются дела тьмы, что сейчас совершаются в тайне, все скрытые наклонности и намерения человека, обнаружится сокровенный сердца человек. Придет день, который рассеет тьму и откроет лицо бездны, вынесет на свет тайные грехи человека и раскроет тайны его сердца. Ибо день покажет. Господь Иисус Христос обнаружит намерения сердца, всех сердец.
Заметьте, Господь Иисус должен знать сердечные намерения, иначе Он не смог бы обнаружить их. Мы должны очень внимательно следить за собой, как мы судим других, зная, что имеем дело с Судией, от Которого не можем укрыться. Когда Он придет судить, тогда каждому будет похвала от Бога. Каждому, то есть каждому человеку, имеющему право на нее, каждому, кто хорошо поступал. Христиане могут терпеливо переносить несправедливый суд, зная, что придет такой день, тем более если совесть свидетельствует им, что они искренни. Как ужасно оказаться в числе людей, осуждающих сейчас тех, которые потом получат похвалу от нашего всеобщего Судии.
IV. Апостол объясняет причину, почему он использовал в этом рассуждении свое собственное имя и имя Аполлоса. Он приложил это к себе и Аполлосу ради них. Он предпочел упоминать свое имя и имя верного своего сотрудника, а не кого-то другого из возглавлявших их партии, чтобы не вызвать недовольства среди них. Служители должны быть в высшей степени благоразумны, когда дают советы и наставления, но особенно, когда за что-то укоряют, чтобы не упустить свою цель. ...Чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим, ст. 6. Апостолов должно почитать не более как насаждающих и поливающих на ниве Божией, как домостроителей тайн Божиих и как служителей Христа. Мы должны быть очень осторожны, чтобы честь и власть, принадлежащие Господину, не передавать Его слугам. Мы не должны думать о них более, чем написано. Слово Божие является наилучшим правилом для суждения о людях. Судить верно о людях, не выше того, чем следует, есть средство для предотвращения споров и разногласий в церкви. Причиной подобных ссор обычно бывает гордость. Самомнение играет большую роль в неумеренных оценках наших учителей и нас самих. Но когда мы думаем скромно о самих себе и о наших учителях, не сверх того, что написано, то мы на верном пути к предотвращению споров и разногласий, делений на партии в церкви. Если мы помним, что все служители — это орудия, используемые Богом на Его ниве и строительстве, и что Он одарил их талантами и способностями, то никогда не будем превозносить одного перед другим.
Стихи 7−13. В этом разделе апостол уже не намекает, а прямо предупреждает коринфян о том, чтобы они остерегались гордости и превозношения, чтобы не впадали в искушение презирать его, из-за того что их внешние обстоятельства были такими разными.
I. Он предостерегает их против гордости и самодовольства, объясняя им, что всеми своими отличиями они обязаны Богу: ...кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил?.. (ст. 7). Здесь апостол обращается уже к служителям, возглавлявшим различные группировки. Чем им хвалиться, если все свои дары они получили от Бога? Они их получили и поэтому не могли хвалиться ими как своими собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться ими, они должны были бы чувствовать себя должниками Богу, обязанными Его щедрости и благодати. Но это относится и к нам, это общий принцип: у нас нет оснований гордиться своими достижениями или свершениями; всем, что мы имеем или делаем, всем, что есть в нас доброго, мы обязаны щедрой и богатой благодати Божией. Для хвастовства совершенно не остается места. Тому, кто все получил, нечем хвалиться. Если мы будем сознавать свой долг перед божественной благодатью, то избежим высокомерия и самодовольства.
II. Указывая на необходимость смирения, Павел прибегает к довольно резкой иронии: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас... Вы имеете не только достаток, но изобилие духовных даров; более того, вы делаете их поводом для своей славы без нас, то есть в мое отсутствие, и не испытывая никакой нужды во мне». Этот постепенный переход от достатка к богатству и от богатства к царствованию показывал, как много коринфяне превозносились своим изобилием мудрости и духовных даров и как сильно это настроение распространилось среди них за время отсутствия апостола, так что они забыли, что многим были обязаны ему во всем этом. Обратите внимание: Гордость склонна переоценивать оказанные ей благодеяния и забывать о благодетеле, распоряжаться своими дарами и забывать о том, от кого они получены. Более того, она склонна преувеличивать их: «Вы стали царствовать, согласно вашему собственному мнению, — говорит апостол. — О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Желал бы я, чтобы вы действительно имели такую славу как христианская церковь, какую, без всяких на то оснований, вы приписываете себе. И я хотел бы разделять с вами эту славу, чтобы и нам с вами царствовать. Я не хотел бы быть в пренебрежении у вас, как это имеет место теперь, но быть уважаемым как служитель Христа как весьма полезный для вас слуга Его».
Заметьте: Кто думает о себе, что он очень хороший, кто слишком высокого мнения о себе, тот обычно плохо знает себя. Коринфяне могли бы царствовать, а вместе с ними и апостолы, если бы не надмевались своим воображаемым царствованием. Гордость является большим препятствием для нашего совершенствования. Кто думает, что уже достиг высот, что не только имеет достаток, но и богат и даже царствует, тот остановился в своем духовном росте и совершенствовании.
III. Павел описывает обстоятельства, как свои собственные, так и других апостолов, и сравнивает их с обстоятельствами коринфян.
1. Положение апостолов: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем (англ. зрелищем. — Прим. переводчика) для мира, для Ангелов и человеков. Павел и другие апостолы, его сотрудники, подвергались суровым испытаниям. Никто никогда в мире не переживал таких преследований и скорбей. Они каждый день умирали: ...нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти.., ст. 9. Павел намекает на кровавые зрелища в Римских амфитеатрах, где победа не гарантировала жизни победителю, даже если он расправлялся со своим противником, а лишь продлевала ее до следующего боя, в котором он должен был либо быть поглощенным, либо разорванным на куски дикими зверями, так что эти несчастные преступники вполне могли быть названы людьми, приговоренными к смерти. Апостолы называются последними посланниками, по аналогии с гладиаторами, которые сражались в заключение и подвергались наибольшей опасности, так как должны были сражаться обнаженными. Главная мысль Павла заключается в том, что апостолы постоянно подвергались смертельной опасности за свое верное служение Богу. Бог как бы выставлял их на зрелище, подобно тому как римский император выставлял своих борцов на арену, хотя и не с той же самой целью. Апостолы должны были доказать, явить силу Божией благодати, подтвердить истинность своей миссии и учения и распространить христианство в мире. Это были цели, достойные Бога, прекрасные цели, способные вдохновить на борьбу. Служение апостолов было настолько же почетно, насколько и опасно: «Ибо мы сделались позорищем для мира, для Ангелов, для человеков (ст. 9), представлением (зрелищем). Ангелы и люди — свидетели наших гонений, страданий, терпения и великодушия. Они видят, как мы страдаем за верность Иисусу Христу, как жестоки наши страдания и как терпеливо мы их переносим силой Божией благодати. Наше служение трудное, но почетное, оно опасное, но и славное. Мир не может не видеть и не удивляться нашей бесстрашной твердости и непобедимому терпению».
2. Павел сравнивает свое положение с положением коринфян: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии, ст. 10. Мы безумны Христа ради — таково всеобщее мнение, и мы согласны считаться таковыми. Мы согласны слыть в этом мире безумцами и быть презираемыми, ради того чтобы были явлены мудрость Божия и слава Евангелия».
Заметьте: Верные служители Христовы терпят поношения, ради того чтобы явить мудрость Божию и силу Его благодати. «А вы мудры во Христе. Вы имеете репутацию мудрых и образованных христиан и поэтому оцениваете себя довольно высоко. Мы презираемы, за то что преподаем простые истины Евангелия, причем языком тоже простым и ясным, а вас уважают за ваше образование и человеческую мудрость, которую некоторые принимают за мудрость во Христе. Мы немощны, а вы крепки. Мы страдаем ради Христа (именно это подразумевается под немощью во 2Кор 12:10), в то время как вы благоденствуете и процветаете».
Заметьте: Не все христиане в одинаковой мере подвергаются страданиям. Некоторые страдают больше, чем другие, хотя все участвуют в той же самой борьбе. Знаменосцы в армии рискуют больше остальных. И служители во время гонений становятся обычно первыми и самыми большими мучениками. Не всегда тот, кто считает себя или прослыл среди людей самым опытным христианином, является таковым на самом деле. Коринфяне могли мнить себя более мудрыми и сильными во Христе, чем апостолы, и иметь среди людей такую репутацию. Но как они ошибались!
IV. Павел описывает некоторые из переживаемых ими страданий: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками.., ст. 11−12. Более того, они были как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне, ст. 13. Они вынуждены были трудиться своими собственными руками, чтобы обеспечить свое существование, но так как большую часть времени они были заняты умственным трудом и у них не оставалось достаточно времени, чтобы позаботиться о своем материальном благополучии, то им нередко приходилось терпеть голод и жажду и наготу. Они скитались по миру, не имея постоянного жилища. Действительно, жалкое положение для премьер-министров Царства Спасителя не иметь ни дома, ни семьи, нуждаться в пище и одежде! Однако оно было не хуже положения Того, Кто не имел, где приклонить голову, Лк 9:58. Но любовь и преданность Христу помогали им преодолевать все эти трудности! Как горячо они любили Бога, как ревностно жаждали спасения душ! Это была добровольная бедность, бедность довольная. Служение Христу и спасение душ были для них достаточным вознаграждением за все те недостатки материальных благ, которые им приходилось испытывать. Более того, они были как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. С ними обращались как с людьми недостойными того, чтобы жить. В первых веках на христиан смотрели как на источник всех общественных бедствий, и они нередко оказывались жертвами народной ярости или приносились в жертву для умиротворения гнева их богов. И к апостолам относились не лучше. Они пользовались репутацией самых худших и самих негодных людей, самых достойных того, чтобы быть принесенными в жертву богам. Более того, они были прахом, всеми попираемым. Плохо быть прахом, кем-то попираемым, но быть попираемым всеми — какая ужасная участь? Как много сходства у апостолов с их Учителем! Они восполняли недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь! (Кол 1:24). Они страдали ради Христа, и страдали по Его примеру. Он был беден и презрен в Своей жизни и в Своем служении. И каждый, кто хочет быть верным Христу, должен быть готов переносить бедность и презрение в этом мире.
Заметьте: Те, кого люди считают недостойными жизни и с кем обращаются, как с мусором, как с отбросами общества, для Бога могут быть очень дорогими и достойными чести.
V. Как вели себя апостолы в этих условиях и чем воздавали за такое злое обращение с ними: ...Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.., ст. 12−13. Они воздавали благословением за злословие, добрыми увещаниями — за грубые поношения и оскорбления, были терпеливы в самих жестоких гонениях.
Заметьте: Ученики Христа, и особенно Его служители, должны твердо держаться своей непорочности и тщательно хранить добрую совесть, с каким бы противодействием и трудностями они ни встречались в этом мире. Чего бы им ни приходилось претерпевать от людей, они должны следовать примеру своего Учителя и исполнять Его повеления и заповеди. Они должны быть довольны тем, что их презирают и поносят за Христа.
Стихи 14−16. Павел требует от коринфян уважать его как отца. Он говорит:
1. Что писал им не с целью постыжения их, а для их вразумления (ст. 14): Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
Заметьте: Обличая в грехе, мы должны заботиться не только об исправлении грешника, но также и о его репутации. Мы должны различать между грешником и его грехом, тщательно остерегаться всякого проявления неприязни к нему, не выставлять его на позор перед всем миром. Выговоры, сделанные с целью разоблачить грешника, обычно только ожесточают его сердце, тогда как доброжелательное предостережение, в духе кротости, может исправить его. Когда увещания служителя делаются с отцовской любовью, тогда есть надежда, что они будут приняты и приведут к исправлению; бичевать же человека, подобно палачу, — это значит возбуждать в нем упрямство. А подвергать его общественному позору — значит провоцировать в нем бесстыдство.
2. Павел объясняет, на каком основании он претендует на отцовское отношение к ним и называет их своими сыновьями. У них могли быть и другие воспитатели и учителя, но он был для них отцом: ...я родил вас во Христе Иисусе благовествованием, cт. 15. Через его служение они сделались христианами. Он положил основание их церкви, другие же строили на нем. Он отвратил их от языческого идолопоклонства к вере в Евангелие и к поклонению живому и истинному Богу. Он был орудием Божиим в их возрождении и поэтому с полным правом претендовал на то, чтобы называться их отцом.
Заметьте: Между верными служителями и теми, кто через их благовествование родился во Христе, обычно возникает добрая привязанность, как и должно быть всегда. Они должны любить друг друга, как родители и дети.
3. Павел настоятельно советует им: Посему, умоляю вас: подражайте мне, как я Христу, ст. 16. Об этом он говорит также и в 1Кор 11:1: «Будьте подражателями мне, как я Христу. Подражайте мне в той же мере, в какой я подражаю Христу. Я хочу, чтобы вы были не моими учениками, а Его». Служители должны жить так, чтобы члены их церкви могли копировать их жизнь. Они должны наставлять своей жизнью так же хорошо, как и словами; должны идти впереди них на пути к небу, а не довольствоваться одними указаниями.
Стихи 17−21. I. Павел сообщает коринфянам о том, что послал к ним Тимофея, который напомнит им о путях его во Христе Иисусе, как он учил везде во всякой церкви (ст. 17), — освежит в их памяти, как он проповедовал, чему учил и как жил среди них. Человек склонен забывать то, чему когда-то был научен, и нуждается в напоминании. Павел хочет также, чтобы они знали, что он учил одному и тому же везде во всякой церкви. Он не учил в одном месте одному, а в другом — другому. Он твердо держался своих наставлений, что он сам принял от Господа, то и другим переда вал, 1Кор 11:23. Истина Христова одна, и она не изменяется. Поэтому во всех церквах он учил одному и тому же и сам жил по одним и тем же принципам во всякое время и на всяком месте. Чтобы внушить коринфянам большее уважение к Тимофею, Павел дает ему хорошую характеристику. Тимофей был его возлюбленным сыном, духовным сыном, как и они. Дети одного отца должны иметь одно сердце. Но о Тимофее он добавляет еще следующее: «Он верный в Господе, то есть заслуживает доверия, так как боится Бога». «Верный в Господе» — это высокая похвала для любого служителя; верность служителя обеспечивает уважение к его служению среди боящихся Господа.
II. Он обличает в гордости некоторых, воображавших, что он не придет к ним, и сообщает им о своем намерении посетить их, хотя и послал к ним Тимофея: «...я скоро приду к вам, хотя некоторые из вас так тщеславны, что думают, будто я не приду». Но при этом он добавляет: ...если угодно будет Господу... Этим он подает нам добрый пример. Все наши намерения должны строиться в зависимости от провидения. «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак 4:15).
III. Он предупреждает их о том, что последует за его приходом: ...испытаю не слова возгордившихся, а силу, ст. 19. Он хотел бы испытать среди них претендующих на великое, узнать, что они собой представляют, не по их красноречию или философии, но по силе и авторитету того, чему они учили: могут ли они подтвердить свое учение чудесными явлениями, сопровождается ли оно божественным влиянием и спасительным воздействием на человеческие души? Ибо, добавляет он, Царствие Божие не в слове, а в силе. Оно насаждается и утверждается в сердцах людей не убедительными словами, не высокопарными речами:
Но, во-первых, внешними проявлениями силы Духа Святого в чудесах и мощным воздействием истины Божией на умы и поведение людей.
Заметьте: Хороший способ для оценки учения проповедника — это определить, является ли оказываемое им на человеческое сердце влияние действительно божественного происхождения. Что исходит от Бога, то является по своей природе божественным и производит наибольшее подобие Божие: насаждает благочестие и добродетель, изменяет сердца людей и исправляет их поведение.
IV. Он предлагает им самим решать, c чем ему приходить к ним — с жезлом... или с любовью и духом кротости (ст. 21), то есть его поведение будет определяться их состоянием. Если они будут упорствовать на своем как во взаимоотношениях друг с другом, так и по отношению к нему, то он придет с жезлом, то есть применит свою апостольскую власть, накажет их за ошибки.
Заметьте: С упорными нарушителями необходима суровость. В семьях и в христианских общинах родительское сострадание и нежность, христианская любовь и сочувствие иногда вынуждают применить розгу. Но это крайне нежелательно, поэтому если возможно, то лучше предотвратить использование суровых мер. Поэтому апостол добавляет, что это зависит от их выбора, с чем ему приходить, с жезлом или с совершенно противоположным настроением: ...или с любовью и духом кротости. Это равносильно тому, как если бы он сказал: «Предупреждаю вас, прекратите эти нехристианские раздоры, устраните беспорядки в своей среде, и тогда вы найдете меня кротким и добрым, таким, каким хотите найти. Я должен употреблять насилие над собой, чтобы прибегать к строгости. Я бы больше желал прийти и явить вам отцовскую нежность, чем доказывать свою власть».
Заметьте: Счастливый характер у того служителя, в ком преобладает дух любви и кротости, и в то же время он сохраняет свой справедливый авторитет.
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Коринфянам, 4 глава