Апостол защищает себя от подозрений в самовосхвалении и, стараясь не приписывать слишком много себе, всю славу воздает Богу, ст. 1−5. Затем он проводит сравнение между Ветхим и Новым заветами, показывает превосходство второго над первым (ст. 6−11), откуда делает вывод об обязанностях евангельских служителей и о преимуществах живущих в век Евангелия перед теми, кто жил под законом, ст. 12−18.
Стихи 1−5. I. Апостол защищается от подозрений в самовосхвалении. Он не счел неудобным отстаивать перед коринфянами свою искренность, поскольку среди них были люди, стремившиеся подорвать его авторитет; однако он не был тщеславным человеком. Он говорит им, что:
1. Никогда не нуждался ни в устных рекомендациях перед ними, ни в одобрительных письмах от них, и никогда не желал их, как другие, подразумевая при этом лжеапостолов или лжеучителей, ст. 1. Его служение у них, несомненно, было истинно великим и славным, каким бы незначительным он ни был сам по себе в действительности или как бы он ни был презрен в глазах некоторых.
2. Коринфяне сами были его подлинной похвалой и свидетельством того, что Бог воистину был с ним, что он был послан Богом: Вы — наше письмо.., ст. 2. Свидетельство, доставлявшее ему наибольшее удовлетворение и более всего ценимое им, состояло в том, что они были написаны в его сердце. Он мог при необходимости апеллировать к нему, ибо оно было узнаваемо и читаемо всеми человеками. Примечание: Ничто так не дорого для верного служителя, и ничто так не служит к его похвале, как успех его служения, обнаруживаемый в сердцах и в жизни тех, среди кого он трудился.
II. Апостол старается не присваивать себе слишком много, но всю хвалу воздает Богу . Поэтому:
1. Он говорит, что коринфяне письмо Христово.., ст. 3. Апостол и другие служители были всего лишь инструментами, а Христос — автором всего доброго, что было в них. Закон Христа был записан в их сердцах, и любовь Христова обильно излилась в них. Это письмо написано не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (не на плотских, но на плотяных, так как «плотской» означает «чувственный»), то есть на сердце, смягченном и обновленном Божией благодатью, согласно Его славному обетованию: ...и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное, Иез 36:26. Он выражает уверенность в коринфянах (ст. 4), что их сердца подобно ковчегу завета содержат в себе скрижали закона и Евангелия, написанные перстом, то есть Духом, живого Бога.
2. Он совершенно отказывается от всякой похвалы в свой адрес и всю славу приписывает Богу: «Мы сами не способны помыслить что от себя, ст. 5. Мы никогда бы не смогли сами по себе оказать такого доброго воздействия ни на ваши сердца, ни на свои собственные. Мы так слабы и неспособны, что не можем высоко думать о себе и тем более вызывать у других высокое мнение о себе или любовь к себе. Способность наша от Бога, поэтому вся похвала и слава за сделанное добро принадлежит Ему, и от Него мы должны принимать силу и благодать, чтобы сделать больше». Это справедливо как в отношении служителей, так и в отношении всех христиан: самые лучшие из них не представляют собой ничего большего того, что сделала из них благодать Божия.
Стихи 6−11. В этих стихах апостол сравнивает между собой Ветхий и Новый заветы, закон Моисея и Евангелие Иисуса Христа, и хвалится тем, что он и его сотрудники являются служителями Нового Завета, что Бог дал им способность к этому, ст. 6. Таким образом он отвечает на обвинения лжеучителей, чрезвычайно возвышавших закон Моисея.
I. Он видит различие между буквой и духом даже в Новом завете, ст. 6. Наделенные способностью быть служителями Нового завета, они были служителями не просто буквы то есть читающими написанное слово или проповедующими только букву Евангелия, но также и служителями Духа; Дух Божий сопутствовал их служению. Буква убивает. Это делает буква закона, ибо он есть служение смертоносным буквам; и если мы останавливаемся на букве Евангелия, то никогда не станем лучше, ибо в таком случае оно будет для нас запахом смертоносным на смерть; но Дух Евангелия, сопровождающий евангельское служение, дает жизнь духовную и жизнь вечную.
II. Он показывает различие между Ветхим и Новым заветами и превосходство Евангелия над законом.
1. Ветхозаветное домостроительство было служением смертоносным буквам (ст. 7), или служением смерти (англ. Прим. переводчика), в то время как новозаветное служение жизни (или духа). Закон обнаруживает грех и открывает гнев Божий и проклятие Его. Он открывает нам Бога, Который над нами, и Бога, Который против нас; а Евангелие открывает благодать и Еммануила — Бога, Который с нами. По этой причине Евангелие более славно, чем закон, хотя и закон имел славу, о чем свидетельствовало сияние лица Моисея (как знак славы Божией), когда он сходил с горы со скрижалями в руке.
2. Закон был служением осуждения, так как осуждал и проклинал всякого, кто не исполнял постоянно всего, написанного в нем; а Евангелие есть служение оправдания, в нем открывается праведность Божия через веру. Оно показывает нам, что праведный верою жив будет. В нем открываются благодать и милосердие Божие через Иисуса Христа для прощения грехов и получения вечной жизни. Поэтому слава Евангелия настолько превосходна, что, в некотором смысле, затмевает славу домостроительства закона, ст. 10. Как свет горящего светильника меркнет, когда солнце встает и поднимается в силе своей, так и слава Ветхого завета по сравнению со славой Нового.
3. Закон был преходящим, а Евангелие пребывает и будет пребывать, ст. 11. Преходяща не только слава Моисеева лица, но и слава его закона, более того, сам закон ныне упразднен. Старое домостроительство было установлено только на определенное время, в то время как Евангелие будет пребывать до конца мира и всегда останется сильным, преуспевающим и славным.
Стихи 12−18. В этом отрывке апостол делает выводы из того, что было сказано выше о Ветхом и Новом заветах:
I. Относительно обязанности каждого служителя Евангелия проповедовать предельно ясно и понятно. Они не должны подобно Моисею полагать покрывало на свои лица, то есть не затемнять того, что должны разъяснять. Евангелие — это более ясное домостроительство, чем закон; божественные истины представлены в Новом завете не в образах и тенях, и служители виновны, если не излагают духовные вопросы, евангельскую истину и благодать в самом ясном, насколько это возможно, свете. Хотя израильтяне не могли взирать на конец того, что тогда было заповедано, а теперь упразднено, но мы можем. Мы можем видеть значение ветхозаветных образов и теней через их исполнение во Христе, поскольку завеса уничтожена и пришел Тот, Кто есть конец закона, к праведности всякого верующего, на Кого указывали и о Ком писали Моисей и все пророки.
II. Относительно привилегий и преимуществ принявших Евангелие перед теми, кто жил под законом. Ибо:
1. Умы людей, живших под законом, были ослеплены (ст. 14), и покрывало лежало на сердце их, ст. 15. Так было прежде, и, особенно, так было с теми, кто держался иудейства после пришествия Мессии и провозглашения благой вести. Несмотря на это апостол утверждает, что придет время, когда это покрывало снимется и они обратятся к Господу, ст. 16. Или же: когда человек обращается к Богу, тогда это покрывало снимается; он исцеляется от слепоты ума и от ожесточенности сердца.
2. Положение тех, кто принял Евангелие и верует в него, намного блаженнее. Ибо:
(1) Они свободны: ...где Дух Господень... и где Он действует (так как в период евангельского домостроительства действует Дух Святой), ...там свобода (ст. 17), свобода от ярма обрядового закона и от рабства тлению; свобода доступа к Богу и свобода обращения к Нему с молитвой. Сердце свободно, оно расширилось, чтобы следовать путем Божиих заповедей.
(2) Они имеют свет, ибо с открытым лицом... взирают на славу Господню.., cт. 18. Израильтяне созерцали славу Божию в облаке, которое было темным и внушало страх, а христиане видят славу Божию, как в зеркале, более ясно и без страха. Общаться с Богом лицом к лицу было особой привилегией Моисея, а теперь каждый истинный христианин с открытым лицом взирает на Него. Он являет им Свою славу.
(3) Этот свет и свобода преображают нас, мы преображаемся в тот же образ от славы в славу... (ст. 18), от одной степени благодати в другую, пока благодать, какую мы имеем сейчас, не завершится вечной славой. Мы не должны успокаиваться, если не познаем на своем личном опыте преобразующую силу Евангелия, через действие Духа Святого, приводящего нас в соответствие с характером и целями славного Евангелия нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
толкование Мэтью Генри на 2-е послание Коринфянам, 3 глава