Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 24 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе сообщается о последних днях жизни и правления Иисуса Навина.

I. Мы узнаем об огромной заботе и усилиях, предпринятых Иисусом для утверждения народа Израиля в вере и поклонении Богу, чтобы после его смерти израильтяне стойко того держались. С этой целью Навин созвал еще одно общее собрание старейшин Израиля и начальников его (ст. I).

1. В своем обращении к ним он прибегает к повествованию, перечисляя великие дела, совершенные Богом для израильтян и их отцов (ст. 2−13).

2. В свете сказанного он дает им повеление служить Богу (ст. 14).

3. Он ведете ними переговоры, цель которых:

(1) Показать, что религия это дело непринужденного выбора; и они его сделали и обосновали (ст. 15−18).

(2) Показать, что выбор должен быть окончательным и следует твердо держаться такового (ст. 19−24).

4. На основании сделанного выбора Навин заключает завет (ст. 25−28).

II. Данная история завершается:

(1) Описанием смерти и погребения Иисуса Навина (ст. 29−30) и Елеазара (ст. 3З); в связи с этим упоминается и погребение костей Иосифа (ст. 32).

(2) Общим отчетом о состоянии Израиля в то время (ст. 31).

Стихи 1−14. Иисус думал, что уже сказал прощальное слово в торжественном увещании, которое приводится в предшествующей главе, когда говорил: «Вот, я ныне отхожу в путь всей земли». Но Бог милостиво продлил дни его жизни сверх ожидаемого и дал Навину силы, которые тот пожелал использовать на благо Израиля. Он не стал говорить: «Я уже попрощался с ними, и этого достаточно», но, когда Бог подарил ему еще немного времени, он снова созывает израильтян и старается сделать все возможное, чтобы утвердить их в служении Господу. Следует заметить: мы ни в коем случае не должны считать свой труд для Господа завершенным, пока не завершилась наша жизнь; и если Бог продлил наши дни сверх ожидаемого, то следует сделать вывод, что у Него есть еще работа для нас. Собрание было таким же, как и в предшествующей главе: призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его (ст. 1). Но здесь оно выглядит более торжественным, чем в прошлый раз.

I. Местом их встречи стал Сихем, не только потому что он, по сравнению с Силомом, располагался ближе к городу Иисуса Навина (и добираться туда при его немощности и непригодности для путешествий оказалось удобнее), но и потому, что Сихем был местом, где Авраам первое доверенное лицо Бога в Его завете с народом поселился по пришествии в Ханаан и где ему явился Бог (Быт 12:6−7); здесь же рядом находились горы Гевал и Гаризим, где народ обновил свой завет с Господом, как только вошел в Ханаан (Нав 8:30). Это место способствовало воспоминанию об обетованиях Бога, данных отцам, и об обещаниях самих израильтян Богу.

II. В этот раз они предстали не только перед Иисусом, но и перед Богом, то есть собрались вместе, чтобы в торжественной обстановке войти в Божье присутствие, намереваясь услышать, что скажет им Господь через Навина; вероятно, это служение началось с молитвы. Согласно предположению толкователей, по этому важному случаю Иисус велел священникам принести Божий ковчег в Сихем, который, как говорят, находился примерно в десяти милях от Силома; ковчег был установлен в месте собрания, которое в связи с этим названо святилищем Господним (ст. 26), ибо таковым его в то время сделало присутствие ковчега; благодаря этому собрание обрело особую торжественность, и присутствующий народ исполнился благоговения. В наше время нет столь осязаемых знаков Божьего присутствия, но мы должны верить, что, где двое или трое собраны во имя Христа, там и Он находится среди них (подобно тому как Бог пребывал там, где был ковчег), и собравшиеся действительно предстают перед Ним.

III. Иисус говорил с ними во имя и от имени Бога языком пророка: «так говорит Господь (ст. 2) Иегова, Великий Бог, Бог Израилев, ваш Бог по завету, Которого вы обязаны слушать и внимать сказанному». Следует заметить: мы должны принимать Божье Слово как исходящее от Бога, независимо от принесшего таковое посланника, чье величие не может добавить, а низость происхождения не способна убавить от Слова. Приведенная же здесь проповедь Навина состоит из учения и практического применения.

1. Доктринальная часть являет собой историю великих дел, совершенных Богом для Своего народа и для отцов последнего. Бог через Иисуса Навина перечисляет чудеса прежних времен: «Я сделал то-то и то-то». Израильтяне должны знать и учитывать не только факт совершения тех или иных дел, но и факт совершения их Господом. Здесь мы находим целый ряд чудес, и, возможно, Навин упомянул намного больше, но ради лаконичности записаны не все. Примите во внимание, что совершил Бог:

(1) Он вывел Авраама из Ура Халдейского (ст. 2−3). Авраам и его предки служили там иным богам, ибо речь идет о стране, в которой, хотя она и славилась своей образованностью, зародилось идолопоклонство (существует такое мнение); там мир своею мудростью не познал Бога. Авраам, который впоследствии стал другом Божьим, снискавшим величайшую благосклонность небес, воспитывался и долгое время жил в среде идолопоклонников, пока Бог Своей благодатью не выхватил его оттуда, как головню из огня. Пусть израильтяне помнят о скале, из которой высечены, и не впадают снова в грех, от коего их отцы были избавлены дарованным им чудом благодати. «Я забрал его, говорит Бог, иначе он никогда не выбрался бы из этого греховного состояния». Поэтому апостол говорит об оправдании Авраама как о примере оправдания нечестивого Богом (Рим 4:5).

(2) Бог привел Авраама в Ханаан, создал ему семью, провел его через эту землю в Сихем (где сейчас собрались израильтяне), умножил его семя через Измаила, родившего двенадцать князей, но в конечном счете дал ему Исаака сына обетования, и в нем умножил Авраамово потомство. После рождения у Исаака двух сыновей Иакова и Исава, Бог дал наследие Исаву в другом месте, на горе Сеир, чтобы сохранить землю Ханаана исключительно для семени Иакова, дабы потомки Исава не претендовали на свою долю в ней.

(3) Бог вывел потомков Иакова из Египта рукою высокою (ст. 5−6) и избавил их от руки фараона и его войска у Чермного моря (ст. 6−7). Воды, ставшие защитой для Израиля, оказались могилой для египтян таков был ответ на молитву; ибо, хотя мы и находим, что в трудной ситуации народ роптал против Бога (Исх 14:11−12), здесь говорится, что они возопили к Господу; Он милостиво принимал тех, кто молился Ему, и снисходил к глупости роптавших.

(4) Бог защищал их в пустыне, где они, как сказано здесь, не бродили, а много времени прожили (англ. пер., ст. 7). Бог так мудро управлял их передвижениями и так бережно их хранил, что даже пустыня стала для них таким же надежным местом для проживания, как окруженный стенами город.

(5) Бог дал им землю аморреев на противоположном берегу Иордана (ст. 8) и расстроил там направленный против израильтян заговор Валака и Валаама, так что Валаам, вопреки своему желанию, не смог их проклясть, и поэтому Валак не осмелился сразиться с ними, как планировал (но поскольку такой замысел был, то здесь говорится, что он восстал против них). Обращение замышлявшегося проклятия в благословение Израиля, прозвучавшее из уст Валаама, часто приводится в качестве примера Божьей власти, направленной на благо Израиля; и пример этот является весьма знаменательным, поскольку Бог доказал (и до сих пор доказывает, мы просто не всегда это осознаем) Свое господство над силами тьмы и над духом людей.

(6) Бог с триумфом привел их целыми и невредимыми в Ханаан и предал в их руки хананеев (ст. 11), послал... шершней, когда израильтяне вступили в серьезную битву с врагами, и шершни терзали тех своим жалом и наводили страх своим шумом, так что противник стал для Израиля весьма легкой добычей. Этот ужасный рой впервые появился в войне против двух аморрейских царей Ога и Сигона, а затем и в других битвах израильтян (ст. 12). Бог обещал, что сделает это для них (Исх 23:27−28). И здесь Навин обращает внимание на исполнение данного обетования (Исх 23:27−28; Втор 7:20). Похоже, что эти шершни досаждали врагам больше, нежели артиллерия израильтян, и поэтому Навин добавляет: не мечом твоим и не луком твоим сделано это. Речь идет об исключительно Божьем деянии. И наконец, теперь израильтяне мирно владели этой доброй землей и спокойно пользовались плодами трудов другого народа (ст. 13).

2. Прикладное значение этой истории Божьих милостей состоит в увещании бояться Бога и служить Ему в благодарность за Его благосклонность к израильтянам, чтобы таковая продлилась (ст. 14). Поэтому, учитывая все сказанное: (...бойтесь Господа, благоговейте пред Ним и благостью Его (Ос 3:5). Благоговейте перед Богом такой безмерной силы, бойтесь оскорбить Его и лишиться Его благости, храните ужас перед Его величием, почтение к Его авторитету, опасение вызвать Его недовольство и никогда не забывайте о Его всевидящем оке над вами».

(2) «Пусть ваш образ жизни соответствует этому принципу, служите Господу внешними деяниями религиозного поклонения, всегда проявляя послушание, причем делайте это в чистоте и искренности, пусть ваше око будет чистым, а сердце правым, пусть внутренние перемены проявятся внешне в поступках». Речь идет об истине в сердце, которой требует Господь (Пс 50:6). Ибо, принесет ли пользу притворство перед Богом, исследующим сердце?

(3) Отвергните чужих богов, халдейских и египетских идолов, ибо обращение к таковым представляло для израильтян наибольшую угрозу. Судя по этому повелению, которое повторяется (ст. 23), среди израильтян были люди, тайно хранившие у себя образы мерзких божеств, попавших к ним в руки от предков как семейная реликвия, хотя, возможно, им и не поклонялись; Иисус Навин настойчиво требует выбросить таковые: «Разбейте, уничтожьте их, чтобы у вас не возникло искушение служить им». Иаков потребовал того же от своих домашних именно в этом месте; ибо, когда те отдали Иакову своих маленьких идолов, то он похоронил их под дубом, который близ Сихема (Быт 35:2,4). Возможно, упомянутый здесь дуб (ст. 26) был тем самым дубом или другим на том же месте, который можно назвать дубом реформации, в отличие от дубов, которым поклонялись язычники.

Стихи 15−28. Никогда еще переговоры не проводились столь умело и успешно, как эти, которые ведет здесь Иисус Навин с народом, чтобы обязать его служить Богу. Обращение Навина свидетельствует о его ревности, о том, как близко к сердцу он принимал исход переговоров и желал перед своим уходом возложить на народ обязательства прилепиться к Господу, и в особенности это касалось выбора и завета.

I. Если они сделают выбор в пользу служения Богу, то будет ли это к чему-либо их обязывать? И здесь Иисус ставит их перед выбором, но не потому, что не имеет значения, будут они служить Господу или нет (к тому же это не означает что они вольны отказаться от служения), а потому, что решение, принятое сознательно, окажет огромное влияние на непоколебимость людей в религии. Здесь Навин подводит израильтян к принятию двух решений.

1. Он предлагает им сделать разумный и сознательный выбор в пользу религии, ибо речь идет о разумном служении. Воля человека склонна гордиться своей исконной свободой, поэтому, ревнуя о ее чести, человек охотнее всего хранит верность тому, что стало предметом его собственного выбора, а не навязано ему извне; поэтому и Божья воля такова, чтобы служение было нашим выбором, а не по случайности или по принуждению. В соответствии с этим:

(1) Иисус Навин честно дает израильтянам право выбора (ст. 15).

[1] Здесь он представляет кандидатов, между которыми предстоит выбирать: с одной стороны Господь Иегова, а с другой стороны либо боги их предков, претендующие на благосклонность любителей древности и перешедшие в наследство от отцов, либо боги соседей аморреев, в земле которых живете (таковые могли претендовать на благосклонность людей услужливых и компанейских).

[2] Иисус делает предположение, что найдутся такие, кому по той или иной причине неугодно служить Господу. Кое-кто имеет против религии возражения и предубеждения, которые оказывают огромное влияние на людей, расположенных к миру и плоти. Им кажется вредным, трудным и неразумным принуждать себя к самоотречению, смирению плоти, несению своего креста и т. д. Но когда речь идет о состоянии испытания, то трудности на пути уместнее, нежели полное отсутствие таковых.

[3] Иисус предлагает им решить самим: «...изберите себе ныне, кому служить, сделайте выбор сегодня, пока данный вопрос поставлен перед вами столь четко, срочно подумайте об этом и не стойте в нерешительности». Мы находим, что и много лет спустя Илия оставил решение противоречия между Иеговой и Ваалом на совести людей, с которыми имел дело (3Цар 18:21). То обстоятельство, что Иисус представил дело именно таким образом, явно подразумевает две истины: во-первых, есть Божья воля на то, чтобы религия стала для каждого из нас предметом серьезного и хорошо обдуманного выбора. Давайте рассмотрим этот вопрос беспристрастно, взвесим все тщательно и тогда примем то, что нашли истинным и добрым. Давайте примем решение в пользу благочестивого образа жизни не потому, что мы просто не знаем другого пути, но потому, что мы на самом деле после серьезного исследования не нашли лучшего. Во-вторых, на стороне религии находятся несомненные доводы и праведность, так что можно без опасений предлагать любому свободно мыслящему человеку сделать выбор за или против нее; ибо аргументы в ее защиту столь очевидны, что ни один благоразумный человек не откажется ее выбрать. Вопрос настолько ясен, что содержит в себе ответ. Возможно, Навин, дав израильтянам право выбора, хотел проверить, найдутся ли среди них те, кто по такому случаю проявит холодное и безразличное отношение к служению Господу, попросят ли они время на обдумывание и совещание с друзьями, прежде чем дать ответ; и если таковые обнаружат себя, то он сможет взять их на замечание и предостеречь остальных от общения с ними.

[4] Иисус направляет их выбор открытым заявлением о своем собственном решении: «Как бы вы там ни поступили, а я и дом мой будем служить Господу, и, надеюсь, все вы станете моими единомышленниками». В данном случае, во-первых, он решает за себя: а я буду служить Господу. Следует заметить, что служение Богу отнюдь не унижает великого человека; преданность религии не только не умаляет достоинства князей и людей первого ранга, но и является величайшей честью и придает особое сияние венцу их славы. Обратите внимание на решительность Навина: «Я буду служить Богу». Мы вовсе не ограничиваем свою свободу, укрепляя узы с Богом.

Во-вторых, Навин принимает решение за свой дом, то есть за свою семью, за детей и слуг тех, кто непосредственно был у него на глазах и на его попечении, под надзором и влиянием. Иисус был правителем, судьей Израилевым, тем не менее он не ссылался на занятость государственными делами и не пренебрегал заботой о духовном состоянии семьи. На чьем попечении находятся многие семьи (а речь идет о правителях и о духовных служителях), тот должен уделять особое внимание своей собственной (1Тим 3:4−5). «А я и дом мой будем служить Господу». Обратите внимание, что (а) не «мой дом, но без меня». Иисус не собирается возложить на домашних обязанности, к исполнению которых сам не приложит руки, в отличие от некоторых, кто предпочел бы видеть своих детей и слуг благочестивыми, но не желает быть таковым сам; ведь, по сути, они хотят, чтобы домашние попали на небеса, а сами намерены отправиться в ад. (б) Не «я, но без моего дома». Он допускает, что народ может оставить его, но в своем доме, где его авторитет непререкаем, он наведет порядок. Следует заметить: если у нас не получается привести к служению Богу столько людей, сколько хотели бы, то мы должны привести столько, сколько можем, и приложить к этому все свои усилия. Если нам не удается преобразовать всю страну, то давайте хотя бы удалим беззаконие от собственной скинии, (в) «Сначала я, а затем дом мой». Следует заметить: кто является вождем и руководителем в других делах, тот должен быть первым в служении Богу и показывать наилучший пример.

В-третьих, Навин полон решимости поступать именно так, что бы там ни делали другие. Даже если все семьи Израиля отступят от Бога и станут служить идолам, Иисус Навин и его семья будут непоколебимо хранить верность Богу Израилеву. Следует заметить: кто принял решение служить Господу, того не должен смущать страх оказаться одиноким в этом деле, и ему не следует идти вслед за толпой, оставив свое служение. Кто направляется к небесам, тому надлежит быть готовым плыть против течения и поступать не так, как поступает большинство, а так, как поступают наилучшие.

(2) После того как израильтянам был предложен выбор, они тотчас же сделали его в пользу Бога Израилева и против всех, каких бы то ни было соперников, заявив об этом добровольно, сознательно и обоснованно (ст. 16−18).

[1] В этом решении они единодушны с Иисусом, и на них повлиял пример столь великого человека, который всегда был для них настоящим благословением: и мы будем служить Господу (ст. 18). Видите, как много добра могут принести великие и благочестивые люди своим влиянием на подчиненных, стоит им проявить усердие в религии.

[2] Израильтян пугает сама мысль об отступничестве от Бога: нет, не будет того (ст. 16); эти слова означают сильнейший страх и отвращение. «Да не будет, да не будет этого с нами или с нашими близкими, чтобы мы когда-либо оставили Господа и стали служить другим богам! Если у нас возникнет хотя бы мысль об этом, то не иначе как от полной потери чувства справедливости, благодарности и чести». Подобным же образом и наше сердце должно противиться любому искушению оставить служение Богу. Отойди от меня, сатана!

[3] Они приводят весьма веские основания своему выбору, чтобы показать, что сделали его, не просто уступив Навину, но будучи совершенно убежденными в разумности и справедливости такового. Они делают выбор, размышляя, во-первых, о многих великих и милостивых делах, совершенных для них Богом, когда Он вывел их из Египта и привел через пустыню в Ханаан (ст. 17−18). Таким образом они повторяют для себя проповедь Навина и выражают свое искреннее согласие с целью таковой. Во-вторых, о своей связи с Богом и о завете с Ним: «...мы будем служить Господу, ибо Он — Бог наш (ст. 18), Который милостиво связал Себя с нами обетованием, а мы себя связали торжественным обетом перед Ним».

2. Иисус предлагает израильтянам решительно принять религию и выразить искреннее намерение сердца прилепиться к Господу. Подведя их к благоразумному решению, Навин не останавливается на достигнутом, но преследует свою цель до конца, образно говоря, загоняет гвоздь по самую шляпку, чтобы, по возможности, «гвоздь» был в надежном месте. Как говорится, крепче свяжешь, быстрее найдешь.

(1) С этой целью Навин сообщает им о сложных моментах религии и о том, что способно вызвать разочарование: не возможете служить Господу ибо Он Бог святый (ст. 19−20), или, как сказано на иврите: Он святые Боги, подразумевая тайну Троицы, триединства; Святой, Святой, Святой Святой Отец, Святой Сын, Святой Дух. Он не потерпит. И если вы оставите Господа... то Он наведет на вас зло. Конечно, Иисус не собирался таким образом отпугнуть их от служения Богу как от невыполнимого и опасного.

[1] Но он, возможно, постарался представить домыслы, с которыми придут обольстители, пытающиеся отвратить Израиля от его Бога и от служения Ему. Они будут исподволь внушать мысли такого рода: якобы Он злой господин, работу, которую Он поручает, невозможно выполнить, Он неумолимый и мстительный. Он будет требовать, чтобы уважали только Его и не потерпит проявления малейшей любезности к кому бы то ни было другому; и в этом Он сильно отличается от богов других народов покладистых, не святых и не ревнителей. Вероятно, в то время подобное возражение против иудейской религии было популярным; впрочем, к этой хитрой уловке всегда прибегал и сатана, начиная с того времени, как он искусил наших прародителей, представив в ложном свете Бога и Его законы, а именно жестокими и суровыми. И Навин тоном своего голоса и манерой речи мог представить это в качестве возражения, чтобы проверить, насколько твердо израильтяне будут противиться силе такового.

[2] Или же Навин таким образом выражает свою святую ревность и страх за израильтян, опасаясь, что, несмотря на сделанное ими сейчас заявление о своем усердии к Богу и служению, впоследствии они отступят, словно не считая Его достаточно справедливым и ревностным, чтобы отомстить за отступничество.

[3] Или же Навин решил поставить их в известность о наихудшем и о том, на каких суровых условиях им предстоит хранить правильное положение перед Богом, чтобы они спокойно взвесили все обстоятельства. «Вы не возможете служить Господу, если не удалите всех остальных богов, ибо Он святой и ревнитель и ни в коем случае не допустит соперника, поэтому вам надлежит быть очень бдительными и осторожными, ибо рискуете жизнью, если оставите служение Ему; лучше бы вы и не начинали». Таким образом, хотя наш Господин и заверил нас, что иго Его благо, тем не менее, чтобы мы не стали нерадивыми и беззаботными, Он на этом основании также сказал нам, что тесны врата и узок путь, ведущий к жизни, а посему нам надлежит прилагать усилия, а не просто попытаться войти. «Не можете служить Богу и мамоне, поэтому вы должны принять решение служить Богу и отказаться от всех Его соперников. Вы не можете служить Богу своими силами, равно как и Он не простит вам преступления на основе вашей собственной праведности; но Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево, ибо только у Него правда и сила (Ис 45:24−25). Поэтому израильтянам следует полностью избавиться от уверенности в собственной достаточности, иначе их замыслы окажутся бессмысленными.

[4] Или же Навин делает ударение на кажущихся разочарованиях, которые лежат на их пути, чтобы усилить их решительность и побудить их к более четкому и серьезному обещанию верности Богу и религии. Он словно вытягивает из них обещание, чтобы они со всем усердием за него ухватились и крепче держались.

(2) Несмотря на утверждение о трудностях в религии, израильтяне заявили о твердом и непоколебимом решении твердо ее держаться: «нет, мы Господу будем служить (ст. 21). Мы не станем думать о Нем хуже от того, что Он святой Бог-ревнитель и принуждает своих слуг поклоняться только Ему одному. И если кто-то оставит Его, то Господь вправе поразить таковых, мы же никогда не покинем Его; мы не только имеем доброе намерение служить Ему (и надеемся, что так и будет), но и решительно настроены на это и не желаем слышать уговоры оставить Его и возвратиться от Него (Руфь 1:16). По Божьей благодати мы решили, что будем служить Господу». Они заявляют о своей решимости еще раз с пояснением: «Господу Богу нашему будем служить (ст. 24), не только называться Его слугами и носить ливреи, но и станем руководствоваться религией во всех своих поступках и гласа Его будем слушать». Тщетно мы зовем Его «Господи! Господи!», если не делаем того, что Он говорит (Лк 6:46). Прозвучавшее в самом конце обещание стало ответом на повеление, данное Иисусом (ст. 23), чтобы с целью хранения верности Богу и религии израильтяне:

[1] Удалили всех идолов и напоминания о чужих богах и не хранили у себя реликвии других мужей, если решили, что Творец будет супругом их; на это они пообещали слушать гласа Его.

[2] Обратили сердце свое к Господу Богу Израилеву, использовали свою власть над собственным сердцем, чтобы посвятить его Господу, не только полюбили Его, но и укрепили эту любовь. Израильтяне согласились с условиями договора, когда Навин объяснил таковые, и подтвердили свое согласие: Господу Богу нашему будем служить.

II. После того как служение Богу избрали добровольно, Иисус Навин связывает израильтян узами священного завета (ст. 25). Моисей дважды проводил публичную ратификацию этого завета между Богом и Израилем: у горы Синай (Исх 24 гл.) и на равнинах Моава (Втор 29:1). Подобным же образом ратифицировал его однажды и Навин (Нав 8:31 и след.), и теперь делает это во второй раз. Здесь говорится о постановлениях и законе, и это подразумевает силу и постоянство обязательств, а также тот факт, что завет не обязывает народ к чему-то большему, кроме уже данного ему прежде Божьего повеления. Итак, чтобы соблюсти все необходимые формальности ратификации завета:

(1) Иисус призывает в свидетели самих участников: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа (ст. 22). Навин надеется, что израильтяне никогда не забудут торжественную церемонию этого дня; но если они впоследствии нарушат завет, то, заверяет он их, сделанные ими сейчас заявления и данные обещания непременно встанут на суд против нарушителей и осудят их; народ выражает свое согласие: «Да, мы свидетели; пусть нас осудят собственные уста, если мы изменим нашему Богу».

(2) Навин записал эти слова и включил их, в чем мы убеждаемся здесь, в священный канон: вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия (ст. 26), в первоисточник, хранившийся рядом с ковчегом, откуда они были переписаны в разные копии книги, находившиеся в распоряжении князей каждого колена для чтения. Это было записано, чтобы обязавшее израильтян Божье повеление и их собственное обещание верности религии сохранились вместе в письменном виде.

(3) Иисус воздвиг памятник этому событию ради тех, кто, наверно, не был знаком с письменным изложением (ст. 26−27). Иисус взял большой камень и положил его там под дубом в качестве памятника этому завету и, возможно, сделал на нем надпись (одну из тех, благодаря которым камни говорят), свидетельствующую о его предназначении. Словами «он слышал, что произошло» Навин тактично упрекает народ в жестокосердии, подразумевая, что некоторые из них слышат с тем же успехом, что и камень; и если они забудут об этом событии, то камень будет хранить память о нем, чтобы обличать их в тупости и легкомыслии и быть против них свидетелем. По завершении дела Иисус распустил собрание израильской знати (ст. 28) и попрощался в последний раз, будучи удовлетворенным от сознания выполненного долга и с легкостью на душе; если израильтяне погибнут, то их кровь будет на собственной совести.

Стихи 29−33. Эта книга, начало которой было столь триумфальным, оканчивается здесь сообщением о похоронах, омрачающих славу человека.

1. Погребение Иосифа (ст. 32). Он умер примерно 200 лет назад в Египте, но завещал о костях своих, что они не найдут покоя в могиле до тех пор, пока Израиль не обретет покой в обетованной земле; поэтому теперь сыны Израилевы, взявшие с собой из Египта полный костей гроб, носившие его во время всех передвижений по пустыне (особую заботу об этом проявляли, вероятно, два колена Ефрема и Манассии) и хранившие его в стане до полного покорения Ханаана, наконец предали его земле на том участке, который праотец дал им возле Сихема (Втор 48:22). Вероятно, именно по этому поводу Иисус Навин созвал весь Израиль на встречу в Сихеме (ст. 1), чтобы присутствовали во время помещения гроба в могилу, так что речь, прозвучавшая в этой главе, послужила и надгробным словом для Иосифа, и собственной прощальной проповедью Иисуса Навина; и если это было, как мы предполагаем, на последнем году его жизни, то данное событие могло напомнить Иисусу о приближении смерти, потому что он как раз пребывал в том возрасте, в котором умер его выдающийся предок Иосиф, то есть ста десяти лет (ср. ст. 29 с Быт 50:26).

2. Смерть и погребение Иисуса Навина (ст. 29−30). Здесь не говорится о том, сколько лет он прожил после прихода Израиля в Ханаан. Доктор Лайтфут считает приблизительно семнадцать; но иудейские историки, как правило, придерживаются мнения, что речь идет примерно о двадцати семи двадцати восьми годах. Здесь Иисус назван рабом Господним, такой же титул был присвоен и Моисею (Нав 1:1), когда говорилось о его смерти; ибо, хотя Навин во многом и уступал Моисею, но что касается дела, то он оказался таким же, как и Моисей, прилежным и верным Божьим слугой. Ведь раб, пустивший в оборот два таланта, прошел то же испытание, что и раб с пятью талантами: хорошо, добрый и верный раб! О месте погребения Навина здесь сказано, что оно находилось на горе Ефремовой, на север от горы Гааша, или трясущейся горы; иудеи говорят, что она так названа потому, что во время погребения Навина сотрясалась, чтобы упрекнуть израильтян в бесчувственности, ибо не оплакивали смерть столь великого и благочестивого человека надлежащим образом. Точно так же земля сотрясалась и в момент смерти Христа нашего Иисуса Навина. Ученый епископ Патрик отмечает, что здесь ничего не говорится о днях плача по Иисусу Навину, тогда как по смерти Моисея и Аарона таковые соблюдались, и в этом Св. Иероним и другие отцы церкви увидели тайну, а именно: под законом, когда жизнь и бессмертие не были представлены столь четко, как теперь, у людей были причины оплакивать смерть своих близких; а сейчас Иисус наш Иисус Навин открыл небесное царство, и у нас есть повод, скорее, для радости.

3. Смерть и погребение первосвященника Елеазара (ст. 3З), который, вероятно, умер почти одновременно с Иисусом, подобно тому как и Аарон умер в один год с Моисеем. Иудеи говорят, что незадолго перед смертью Елеазар собрал старейшин и дал им предписания, как в свое время Навин. Он был похоронен на холме, принадлежавшем его сыну Финеесу и полученным им не по наследству (тогда бы он в первую очередь принадлежал его отцу, к тому же на горе Ефремовой у священников не было городов), но либо в качестве приданого жены, как предполагают иудеи, либо был пожалован для строительства загородного поместья некими благочестивыми израильтянами, на которых его служение священника произвело благоприятное впечатление, ибо об этом холме сказано: «который дан ему»; здесь Финеес и похоронил дорогого ему отца.

4. Мы получаем общее представление о состоянии Израиля в то время (ст. 31). Пока Навин был жив, то благодаря его заботе и влиянию религия среди израильтян поддерживалась; но вскоре после смерти Иисуса и его сверстников она пришла в упадок так много зачастую держится на одних плечах; и как повезло Евангельской Церкви, ведь Христос наш Иисус Навин до сих пор пребывает с ней Своим Духом и пребудет всегда до скончания века!

толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 24 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.