Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 8 глава

Толкование Мэтью Генри


Итак, препятствие, возникшее в делах Израиля из-за греха Ахана, устранено, и мы видим израильтян в весьма благоприятном положении и в вопросах войны, и в вопросах религии. Здесь описывается:

(1) Славный успех их армии в завоевании Гая, от которого перед этим они потерпели бесчестье.

1. Бог воодушевляет Навина напасть на город, заверяя его в успехе и указывая, к какому методу прибегнуть (ст. 1−2).

2. Иисус отдает соответствующие приказы мужам брани (ст. 3−8).

3. Военная хитрость срабатывает согласно плану и приводит к желанному успеху (ст. 9−22).

4. Иисус завладел Гаем, предал мечу всех его жителей, сжег город, повесил его царя и отдал всю добычу воинам (ст. 23−29).

(II) Торжественное написание и чтение закона перед общим собранием всего Израиля, приведенным с этой целью к двум горам: Гаризим и Гевал, согласно приказу, который получил от Господа и передал израильтянам Моисей (ст. 30−35). Таким образом, они принялись за предстоявшую им работу и в делах религии не отставали от мирских дел.

Стихи 1−2. Израилю очень повезло с таким военачальником, как Иисус Навин, а Навину посчастливилось еще больше, ибо он получал указания от Самого Бога. Когда возникало какое-либо затруднение, Иисусу не приходилось собирать военный совет, ибо Господь был так близок к нему, что мог не только ответить, но и предугадать его вопросы. Казалось бы, Навин пребывал в то время в замешательстве, едва отойдя от неприятностей, которые причинил Ахан, и не мог думать о дальнейшем наступлении без страха и трепета, опасаясь, как бы в стане не нашелся еще один Ахан. И тогда Бог заговорил с ним либо посредством видения, как прежде (гл. 5), либо посредством судного наперсника. Следует заметить: когда мы добросовестно удаляем от себя грех заклятое, которое производит разделение между нами и Богом нашим, только тогда, и никак не раньше, мы можем надеяться, что услышим Господа, к своему утешению. И если Бог дает нам указания, как продолжать наш христианский труд и вести духовную брань, то это является добрым свидетельством Его примирения с нами. Здесь примите во внимание:

I. Воодушевление, которое Бог дает Иисусу, чтобы тот продолжал дело: не бойся и не ужасайся (ст. 1). Это подразумевает, что грех Ахана и его последствия стали для Навина большим разочарованием и едва ли не побудили его пасть духом. Пороки внутри Церкви ослабляют руки и угнетают дух ее руководителей и помощников сильнее, нежели противостояние извне; коварных израильтян нужно опасаться больше, чем злобных хананеев. Но Бог велит Навину не ужасаться: та же самая сила, которая бережет Израиль от уничтожения врагами, бережет его и от самоуничтожения. Для воодушевления Иисуса:

(1) Бог заверяет его в победе над Гаем, причем говорит ему об этом, как если бы таковая уже была одержана; но он должен принять это как дар Божий: Я предал в руки твои (англ. пер., ст. 1), что гарантирует израильтянам право на владение и обязывает их воздать за это славу Господу (Пс 43:4).

(2) Бог разрешает народу забрать себе трофеи. Здесь добычу не требовалось посвящать Господу, как в Иерихоне, и поэтому люди не рисковали совершить преступление, имевшее место там. Заметьте: Ахан, уличенный в присвоении запретной добычи, лишился и ее, и жизни, и вообще всего, тогда как остальные израильтяне, которые добросовестно удержались от заклятого, теперь были сполна вознаграждены за послушание, получив трофеи из Гая. Чтобы утешиться благом, которое дает Бог, нам надлежит удерживаться от того, что Он запретил. Ни один человек не пострадает от самоотречения; давайте сначала воздадим должное Господу, и тогда все для нас будет чистым и безопасным (см. 3Цар 17:13). Бог привел израильтян в эти хорошие города и в дома, наполненные добром, не для того, чтобы дразнить их видом вещей, к которым нельзя прикасаться. Но, получив первые плоды из Иерихона, Господь отдал им трофеи из Гая и других городов, которые впоследствии перешли к ним в руки, чтобы добыча осталась у них.

II. Указания относительно нападения на Гай. Теперь это не будет делом времени, как в случае взятия Иерихона; иначе война слишком затянется. Терпеливо ждавшие на протяжении семи дней падения Иерихона получат Гай за один день. Кроме того, в отличие от Иерихона, доставшегося им исключительно благодаря чуду деянию Господа, в завоевании Гая израильтянам надлежит проявить мужество и смекалку; они уже увидели, как ради них потрудился Бог, и теперь им самим надлежит энергично взяться за дело. Бог дает Навину указание:

(1) Привлечь к делу весь народ, чтобы каждый стал очевидцем события и имел свою долю в добыче. Здесь также подразумевается упрек в том, что во время прошлого нападения на Гай Иисус послал на город малочисленный отряд (7:4).

(2) Устроить за городом засаду; возможно, в то время сам Иисус не придумал бы такой тактический ход, если бы Бог не направил его. Хотя в наше время мы не должны дожидаться указаний посредством видений, голосов или пророчеств, и благоразумные меры для всеобщего блага принимают люди, которым доверена власть, тем не менее надлежит признать, что именно Бог вразумляет их, ибо Учащий земледельца правильному порядку, вне всякого сомнения, учит и государственных деятелей и военачальников.

Стихи 3−22. Здесь приводится описание взятия Гая военной хитростью. Тактика, к которой прибегли израильтяне, несомненно, была хорошей и законной. Ее предписал сам Бог, и у нас есть все основания полагать, что подобный прием полезен и законен и во время других войн. Воспользовавшись преимуществом, израильтяне не нарушили никаких мирных договоров или союзов, которые священны, а посему легкомысленного отношения не терпят (кроме того, подобное нарушение к желаемой цели не приведет). Исполнять нужно даже обязательство, взятое на себя перед врагом. Но в военной хитрости, с которой мы имеем дело здесь, никакого обмана не было; скрытыми оставались лишь планы, знать о которых ни один враг не имеет права, да и не претендует на таковое. Никакого притворства, кроме хорошо разыгранного отступления, не было, которое отнюдь не являлось естественным или необходимым признаком неспособности к нападению и не свидетельствовало о планах не возобновлять таковое. Врагу следовало быть начеку и не забывать о защите собственных стен. Если бы жители Гая руководствовались обычным благоразумием, то оно подсказало бы им не бросать все силы на преследование армии, которая имела значительное численное превосходство (и они это видели), оставляя город без защиты; но (si populus vult decipi, decipiatur — если народ хочет быть обманутым, то пусть будет) если хананеи пожелали так легко поддаться обману и в преследовании Израиля Божия нарушили все законы стратегии и хорошего управления, то не нужно винить израильтян в том, что они воспользовались слепой яростью и безрассудством врага. К тому же это ни в коей мере не противоречит характеристике, которую дал им Бог, когда Ему угодно было сказать о них: дети, которые не солгут. Итак, обратим внимание на описание данного события.

I. Существуют некоторые затруднения в определении точного числа занятых в военной операции. Упомянуты тридцать тысяч человек, которых Иисус выбрал и послал их ночью (ст. 3) с заданием неожиданно напасть на город, как только убедятся, что жители его покинули (ст. 4,7−8). Тем не менее позже говорится, что Навин взял около пяти тысяч человек и посадил их в засаде (ст. 12) и что эти сидевшие в засаде... вошли в город и... зажгли город огнем (ст. 19).

1. Итак, существует мнение, что сидеть в засаде были посланы два отряда: сначала 30 000 человек, потом 5000, чтобы стоять на страже, охраняя пути доступа к посланным первыми; а Навин повел в открытое наступление на город все тысячи Израилевы. Этого мнения придерживается ученый епископ Патрик, ссылаясь на Божье повеление Иисусу взять с собою весь народ (ст. 1).

2. Но согласно другому мнению, весь народ взяли лишь для того, чтобы разбить стан перед городом, а из них Навин выбрал 30 000 человек для участия в операции, из которых 5000 были отправлены сидеть в засаде: предположительно, именно такое число людей могло пройти incognito — незамеченными (большее количество обнаружило бы себя и операция сорвалась); с остальными же 25 000 Навин пошел в открытое наступление (по мнению Масиуса), или же с 30 000 (по мнению Кальвина), которых Иисус приберег исключительно для этой цели, имея в своем распоряжении еще 5000 воинов, которых он и послал в засаду. И именно эти 5000 (как утверждают сторонники данной точки зрения) были отправлены ночью с приказом сидеть и ждать позади города (хотя точное число названо только в ст. 12). Если мы сочтем это кажущееся несоответствие допустимым в повествовании (подобные примеры, возможно, встречаются в описании и других библейских историй), то наиболее вероятным представляется наличие одной засады из 5000 воинов, что достаточно для такой цели.

2. Тем не менее главные составляющие этой истории изложены достаточно ясно: отряд воинов тайно отправился за город с противоположной стороны от того места, где находилась основная часть войска (данная местность, вероятно, благоприятствовала маскировке), Иисус Навин и его силы расположились перед городом; появление армии было внезапным, после чего она удалилась, отступила, причем казалось, что отступление в сторону пустыни происходило несколько беспорядочно, и жители Гая, заметив это, собрали все свои силы, чтобы преследовать израильтян. Таким образом у сидевших в засаде появилась прекрасная возможность завладеть городом, и когда они это сделали, то дали Иисусу Навину знак в виде дыма, чтобы он направил свои силы на преследующих, которые теперь (когда было слишком поздно) поняли, что попали в западню, ибо путь к отступлению был перекрыт, и все они погибли. К подобной хитрости прибегали и позже (Суд 20:30 и след.). Итак, в этой истории весьма примечательно:

1. Каким отважным полководцем был Иисус Навин. Обратите внимание на:

(1) Его образ действий и благоразумие. Бог дал ему подсказку (ст. 2), что следует устроить засаду позади города, но остальные детали операции предоставил разработать самому, с чем Навин великолепно справился. Вне всякого сомнения, мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей (Еккл 7:19).

(2) Его заботу и трудолюбие: он встал рано поутру (ст. 10), чтобы не терять времени и показать целеустремленность в предстоящем деле. Кто хочет выйти победителем в духовных поединках, тому не пристало потакать своей лени.

(3) Его мужество и решительность; хотя перед этим жители Гая дали войску израильтян отпор, тем не менее Навин решает лично повести его во второй раз (ст. 5). Поскольку он сам к тому же был и старейшиной, то взял других старейшин Израилевых, чтобы участвовали вместе с ним в нападении на город (ст. 10), как будто отправлялся судить его жителей как преступников, а не воевать с ними как с врагами.

(4) Его осторожность и обстоятельность: и пришел Иисус в ту ночь на средину долины (ст. 13), чтобы составить необходимый план дислокации перед нападением и проверить, все ли в порядке. Ученый епископ Патрик сделал благочестивое предположение, что Навин пошел в долину один, чтобы помолиться Богу о благословении в этом предприятии, и он искал Господа не напрасно.

(5) Его настойчивость и непоколебимость; когда Иисус простер свое копье к городу (копье стало почти таким же фатальным и устрашающим для врагов Израиля, как и Моисеев жезл, ст. 18), то уже не отводил руки, пока не выполнил работу. Он не опускал своих рук в бою, как и Моисей не опускал рук до захода солнца, ходатайствуя за народ. Кто простер руки против духовных врагов, тот не должен опускать их. И наконец, действия Навина в ходе этой военной операции применимы и к нашему Господу Иисусу, прообразом Которого он был. Навин одержал победу, уступив, представив себя побежденным; подобным же образом, когда наш Господь Иисус, преклонив главу, предал дух, казалось, что смерть восторжествовала над ним, а Он и Его дело искоренилось и погибло; но, воскреснув, Он вновь обрел силу и нанес сокрушительный удар властям тьмы; Он поразил змея в голову, дав тому ужалить Себя в пяту. Славная стратагема!

2. Каким послушным народом был Израиль. Что Иисус Навин повелел им сделать по слову Господню (ст. 8), то они и сделали без ропота и пререканий. Воины, которых Навин послал в засаду между Вефилем и Гаем (двумя городами, объединившимся против израильтян), находились в опасном положении, и будь они обнаружены, их всех убили бы, тем не менее они отважились туда пойти. И когда основная часть войска отступила и побежала, это было позорно и рискованно, тем не менее, послушавшись Навина, они поступили именно так.

3. Сколь обезумевшим врагом был царь Гая.

(1) Это проявилось в том, что он не послал лазутчиков, которые могли бы обнаружить затаившихся в засаде за городом (ст. 14). Существует мнение, что здесь мы имеем дело с замечательным примером Божьей власти, когда Господь делает людей слепыми к собственной выгоде и к тому, что служит миру их, поэтому-то царь Гая и не знал, что для него есть засада. В наибольшей опасности находятся те, кто о ней даже не подозревает.

(2) Когда Израиль сделал вид, что убегает, то царь Гая направил все свои силы на преследование и не оставил в городе ни единого стражника, не позаботившись о безопасности своего убежища (ст. 17). Подобным же образом и враги Церкви зачастую устремляются навстречу погибели из-за собственного неистовства в пылу ярости на Израиль Божий. И фараон утопил себя в Чермном море в своем рвении догнать Израиля.

(3) Когда Израиль совершил первое нападение на город, то были убиты тридцать шесть человек из трех тысяч, и на этом основании царь Гая пришел к выводу, что полностью уничтожит такую огромную армию, с которой ему пришлось иметь дело в этот раз: бегут от нас, как и прежде (ст. 6). Видите, как собственное преуспевание губит неразумных и ожесточает их к погибели. Бог использовал жителей Гая в качестве бича для наказания Своего народа за присвоение заклятого и позволил им возгордиться и думать о себе, что именно им принадлежит честь освобождения города от этих грозных захватчиков. Но вскоре им предстоит увидеть свою ошибку, ибо, когда израильтяне примирились со своим Богом, никакая сила их не одолеет. Господь использовал жителей Гая для обличения Израиля лишь с тем намерением, что когда исправление завершится, то сама розга будет брошена в огонь. Но они не так подумали, а было на сердце у них разорить и истребить (Ис 10:5)

4. Какую сокрушительную победу одержал Израиль над Гаем по Божьей милости и благословению. Каждый выполнил то, что ему полагалось: разделенное войско Израиля по сигналу объединило свои силы, разные отряды поняли друг друга, и все прошло успешно, согласно плану. Так что жители Гая, когда они более всего верили в собственную победу, оказались окруженными, и у них не нашлось ни мужества, чтобы сопротивляться, ни места, куда бежать, оставалось лишь покориться фатальной неизбежности и предать свои жизни губителям. Теперь трудно сказать, что было громче победные крики мужей Израилевых или вопли жителей Гая, но легко представить, какой ужас и замешательство охватили последних, когда их твердая уверенность так внезапно сменилась на гнетущее отчаяние. Следует заметить: веселье беззаконных кратковременно (Иов 20:5). Они ненадолго поднялись высоко, чтобы их падение и гибель оказались еще болезненней (Иов 24:24). Видите, как легко склоняется чаша весов не в пользу тех, на чьей стороне нет Бога.

Стихи 23−29. Здесь приводится сообщение о том, как израильтяне воспользовались своей победой над Гаем.

1. Они предали мечу всех не только на поле боя, но и в городе мужчин, женщин и детей, в живых никто не остался (ст. 24). Праведный Судия Бог вынес тем такой приговор за нечестие, так что израильтяне лишь сыграли роль служителей Его правосудия и исполнителей приговора. Только один раз, и не более того, здесь упоминаются жители Вефиля как союзники жителей Гая (ст. 17). Хотя у них был свой собственный царь и они не подчинялись царю Гая (ибо царь Вефиля назван в числе тридцати одного из царей, которых поразил Иисус Навин, Нав 12:16), тем не менее бросились ради собственной безопасности в Гай как более укрепленный город и поддерживали руки своих соседей, поэтому (мы вправе предположить) и были истреблены вместе с ними. Таким образом, те, с чьей помощью они надеялись спастись, лишь ускорили их погибель. Общее число убитых, по-видимому, составляло всего 12 000 человек незначительное количество, чтобы выступать против всех тысяч Израилевых; но если Богу угодно уничтожить кого-либо, то Он лишит таковых разума. Здесь говорится, что Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем (ст. 26,18), пока убиение не завершилось. Существует мнение, что он простер копье не для уничтожения врагов, а для воодушевления и ободрения собственных воинов, и к концу копья был прикреплен флаг или знамя; и в этом поступке Иисус явил пример самоотречения, ибо несмотря на пыл мужества, переполнявший грудь и толкавший его вперед с мечом в руке в самую гущу событий, он, в послушание Господу, находился в более скромном положении знаменосца и не покинул свой пост, пока дело не завершилось. Простертое копье в руке Иисуса символизировало призыв уповать на помощь от Господа и воздавать Ему хвалу.

2. Израильтяне разорили город и забрали всю добычу себе (ст. 27). Таким образом богатство грешника сберегается для праведного; большая часть добычи, которую они вынесли из Египта, взяв у соседей, была расходована на скинию, воздвигнутую в пустыне, и теперь они получили за это возмещение с избытком. Вероятно, добытые здесь трофеи были собраны воедино, и Навин должным образом разделил их на доли, как некогда поступили с добычей, взятой у мадианитян (Чис 32:25 и след.). Беспорядка и грубого захвата трофеев не было, ибо Бог есть Бог порядка и справедливости, а не замешательства.

3. Они сожгли город дотла и так и оставили (ст. 28). Израилю по-прежнему предстоит жить в шатрах, а посему этот город, как и Иерихон, должен сгореть. И хотя никакое проклятие не довлело над желающими построить его вновь, тем не менее, по-видимому, город так и не был построен, если, конечно, это не тот Гай, о котором говорится намного позже (Неем 11:31). Существует мнение, что город не восстанавливали потому, что Израиль сначала потерпел там поражение, и память об этом погребли под руинами.

4. Царь Гая был взят в плен и казнен, но не мечом брани, как воин, а мечом правосудия, как злодей. Навин приказал, чтобы его повесили, а труп был брошен у ворот города и погребен под большой грудой камней (ст. 23,29). Для столь сурового обращения с царем Гая, несомненно, была некая особая причина: вероятно, он славился своим нечестием и порочностью и хулил Бога Израилева (наверное, по случаю отражения первого нападения войска израильтян). Существует наблюдение, что его труп был брошен у ворот, где он раньше сидел на судейском месте, и таким образом достоинство, которым он так гордился, потерпело еще большее поношение, а сам он понес наказание за неправедные указы именно на том месте, где их издавал. Таким образом Господь познается по судам, которые Он производит.

Стихи 30−35. Приведенное здесь описание религиозных церемоний звучит несколько неожиданно среди историй битв за Ханаан. После взятия Иерихона и Гая следовало бы ожидать новостей о дальнейших завоеваниях на этой земле, о новых победах над другими городами и о продвижении вглубь страны, после того как израильтяне завладели приграничными городами. Здесь же нашему взору предстает зрелище несколько иного рода: стан Израилев уходит в поле, но не для сражения с врагом, а для жертвоприношения, чтения и слушания закона и ответов Аминь на благословения и проклятия. Существует мнение, что израильтяне сделали это не раньше, чем одержали еще несколько побед, о которых мы читаем в главах 10 и 11. Но на географических картах видно, что Сихем (рядом с которым находились две упомянутые здесь горы Гаризим и Гевал) располагался не очень далеко от Гая, завоевав который израильтяне могли проникнуть вглубь страны, как раз к этим двум горам. И поэтому я не очень охотно принимаю версию об изменении порядка повествования, но сам факт проведения религиозных церемоний именно сейчас является замечательным свидетельством:

(1) ревности Израиля о служении Богу и о Его славе. Хотя война была небывало почетной, приносящей удовлетворение и прибыль, уверенность в победе сильной, а необходимость в поселении острой (ибо у них, включая самого Навина, пока не было ни земли, ни домов, завоеванных мечом), тем не менее дело брани подождет, пока израильтяне преодолеют долгий путь к предписанному месту и совершат церемонию. Бог определил им сделать это после перехода через Иордан, и они сделали, как только представилась такая возможность, несмотря на то что могли найти благовидный предлог, чтобы отсрочить. Следует заметить: мы не должны допускать мысли о промедлении в заключении завета с Богом, пока не устроимся в этом мире, и пусть никакие дела не помешают нам в стремлении к тому одному, что только нужно. Путь к процветанию начинается с Господа (Мф 6:33).

(2) Заботы Бога о Своих верных служителях и поклонниках. Хотя они и находились в пока еще не завоеванной вражеской стране, тем не менее, служа Господу, израильтяне были в безопасности, как и Иаков, когда он в той же местности шел в Вефиль исполнить свои обеты: и был ужас Божий на окрестных городах (Быт 35:5). Следует заметить: когда мы находимся на пути долга, Бог берет нас под Свою особую защиту. Моисей отдавал четкие распоряжения относительно данной церемонии дважды: сначала он конкретно указал на место проведения (Втор 11:29−30), затем повторил еще раз (Втор 27:2 и след.). В действии участвовали все: теперь, когда израильтяне завоевывали обетованную землю, надлежало обновить завет между Богом и Израилем, чтобы воодушевить их в ее покорении и чтобы сообщить им условия, на которых они будут владеть ею, дабы приняли новые обязательства к послушанию. В качестве знамения завета:

I. Израильтяне соорудили жертвенник и принесли Богу жертвы (ст. 30−31) в знак посвящения себя Господу в живую жертву во славу Ему через Посредника, который является жертвенником, освящающим дар. Жертвенник был возведен на горе Гевал, на которой прозвучат проклятия (Втор 11:29), а это означало, что там, где по закону нам следует ожидать проклятия, мы имеем мир с Богом благодаря жертве и ходатайству Христа за нас. Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Даже там, где, согласно проклятию, говорилось: «вы не Мой народ », благодаря жертвеннику, который есть Христос, сказано: «вы сыны Бога живого » (Ос 1:10). Произнесенные на горе Гевал проклятия подлежали немедленному исполнению, если бы сразу же не совершилось искупление посредством жертвоприношения. К тому же, принеся жертвы на алтарь, израильтяне воздали Богу славу за уже одержанные победы (как в Исх 17:15). Теперь, когда они утешились таковыми, получив добычу в Гае, полагалось воздать за это хвалу Господу. Кроме того, они молили Бога о благосклонности, чтобы и далее преуспевать; ибо мирная жертва подразумевала как благодарение, так и прошения. Если мы хотим иметь успех в любом деле, за которое беремся, то должны заручиться поддержкой Господа и во всех своих путях выражать Ему признательность молитвой, хвалой и упованием на Него. Жертвенник был сделан из цельных камней, которых не касался топор, согласно закону (Исх 20:25), ибо Богу более угодно видеть в поклонении простое и естественное, нежели искусственное и притворное. Человеческие изобретения не могут добавить красоты Божьим установлениям.

II. Израильтяне получили закон от Бога и должны исполнять таковой, если хотят сникать Его благосклонность и ожидать, что их жертвы будут приняты; ибо если мы отворачиваем ухо от слушания закона, то наши молитвы станут мерзостью. Когда Бог взял Израиля в завет с Собою, тогда Он дал им этот закон, а они в знак согласия с заветом подчинились закону. Итак, здесь сообщается, что:

1. Закон десяти заповедей, как краткое изложение целого, был записан на камнях в присутствии Израиля (ст. 32). Эта копия закона не была вырезана на камне, в отличие от списка, хранившегося в ковчеге, ибо такое действие надлежало совершать только перстом Божьим, ведь прерогатива писать закон на сердце принадлежит Господу. Здесь же камни обмазали известью и написали на них (Втор 27:4,8). Причем написали так, чтобы каждый мог видеть, с чем именно он выразил свое согласие, и чтобы сохранить в памяти потомков постоянное свидетельство о благости Бога, Давшего им такие хорошие законы, и свидетельство против них, если не подчиняются таковым. Великая милость для любого народа иметь закон Божий в письменном виде, причем нужно, чтобы закон, записанный на знакомом языке, был выставлен на всеобщее обозрение, дабы его видел и читал каждый.

2. Благословения и проклятия, санкции закона, были зачитаны публично, и народ (мы вправе предположить) говорил на них Аминь, согласно предписанию Моисея (ст. 33−34).

(1) Аудитория собралась весьма большая.

[1] Исключения не было даже для величайшего правителя. Старейшины, надзиратели и судьи не стоят над законом и не являются неподсудными, но все попадают под благословение или проклятие в зависимости от своего послушания или непослушания, и поэтому все должны и присутствовать, чтобы засвидетельствовать свое согласие с заветом, и быть в этом примером для народа.

[2] Исключения не было и для беднейших пришельцев. Таким образом они принимались в общество Израилево: пришелец становился участником завета наряду с израильтянином по рождению. Это послужило ободрением для прозелитов и добрым предзнаменованием о милости, припасенной для бедных язычников в последние дни.

(2) Колена расположились, как и указал Моисей: шесть у горы Гаризим и шесть у горы Гевал. А посреди долины между ними ковчег, ибо речь идет о ковчеге завета, внутри которого спрятаны свитки с законом, который сейчас записали на камнях и выставили на обозрение. Завет велено исполнять, а повеление, в свою очередь, обусловливалось заветом. После того как люди заняли свои места и от них потребовали тишины, сопровождавшие ковчег священники или помогавшие им левиты четко произносили благословения и проклятия, как и предписывал Моисей, а колена отвечали на них Аминь. Здесь упоминается только благословление народа Израилева, ибо первым и главным намерением Господа, когда Он решил дать им закон, было благословение. Если же они попадали под проклятие, то по собственной вине. И то обстоятельство, что важные вопросы излагались столь понятно, тоже стало настоящим благословением для народа: жизнь и добро, смерть и зло; и не сделал Он того никакому другому народу.

3. По-видимому, сам закон, содержавший также предписания и запреты, читал Иисус Навин (ст. 35), который не счел за унижение быть чтецом в собрании Господнем. В соответствии с этим примером торжественное чтение закона, которое предписывалось раз в семь лет (Втор 31:10−11), совершал царь или главный судья. Здесь подразумевается, каким должно быть публичное возвещение закона.

(1) Читалось каждое слово; не опускалось даже малейшее предписание и не сокращалось самое подробное; ни единая йота и черта закона не прейдет, а посему и не пропускалась при его чтении под предлогом нехватки времени, неуместности или отсутствия необходимости прочтения. С тех пор как Моисей прочел израильтянам всю Книгу Второзаконие, прошло не так много недель, тем не менее Иисус Навин должен прочитать ее полностью снова; полезно услышать дважды сказанное Богом однажды (Пс 61:11) и напомнить себе то, что было передано, а также повторить, чтобы не утратить.

(2) Присутствовал каждый израильтянин, даже жены и дети, чтобы все знали и исполняли свой долг. Следует заметить: хозяева семей должны приводить вместе с собой на богослужения и поклонение жен и детей. Каждый способный к учебе должен приходить и наставляться законом. Вместе с израильтянам были также и пришельцы; ибо, где бы мы ни были, пусть даже в качестве пришельцев, нам необходимо использовать любую возможность для познания Бога и Его святой воли.

толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 8 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.