В этой главе апостол рассматривает следующие вопросы:
I. О молитве, с указанием ряда доводов в пользу ее, ст. 1−8.
II. О женском одеянии, ст. 9−10.
III. О покорности женщин и причинах ее, ст. 11−14.
IV. Об обетовании относительно чадородия, данном женщинам для их ободрения, ст. 15.
Стихи 1−8. Здесь:
I. Христианам вменяется в обязанность молиться за всех людей вообще, и особенно за тех, что стоят у власти. Тимофей должен был заботиться о том, чтобы эта обязанность выполнялась. Павел не предписывает ему никакой определенной формы молитвы, как должен был бы сделать, если бы намеревался связать служителей в этом вопросе, но дает общее указание, что должно совершать молитвы, прошения, моления, благодарения: прошения о предотвращении зла, молитвы о ниспосылании добра, моления за других и благодарения за уже полученные милости. Павел считал, что для них вполне достаточно общих указаний, так как они имеют Священное Писание в качестве руководства по вопросам молитвы и вдохновение Духа Святого, излившегося в сердца их, поэтому не нуждаются в каких-либо дополнительных указаниях.
Заметим: христианская религия предназначена содействовать молитве, ученики Христа должны быть молящимися людьми. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... Еф 6:18. Прежде всего надо молиться за самих себя, как подразумевается в данном тексте, а также молиться за всех человеков, за весь род человеческий вообще, и в частности за тех, кто нуждается в наших молитвах или желает их. Как видите, христианская религия весьма далека от сектанства: она учит людей всеобъемлющему милосердию молиться не только за своих, но также и за всех человеков. Молиться за царей, ст. 2. Хотя в те времена цари были язычниками, врагами христианства и гонителями христиан, тем не менее за них следовало молиться, так как гражданское правительство и соответствующие лица, на которых возложено управление, необходимы для общественного блага, поэтому мы должны молиться за них, хотя сами и страдаем от них.
За царей и за всех начальствующих, то есть за нижестоящих правителей. Мы должны молиться о них и благодарить за них, молиться об их благоденствии и благоденствии их царств; это значит, что мы не должны участвовать в заговорах против них, чтобы при мире их и мы могли бы жить в мире, воздавая благодарность за них и за то благоденствие, каким пользуемся под их управлением, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Обратите здесь внимание на то, что мы должны желать, чтобы Бог так управил сердцами царей, так направлял и использовал их, чтобы мы могли проводить жизнь тихую и безмятежную. Он не говорит: «Чтобы нам процветать, богатеть, приобретать славу и силу во время их правления»; нет, все стремления доброго христианина должны сводиться к тому, чтобы проводить в этом мире жизнь тихую и безмятежную, довольствуясь своим скромным положением. Мы должны желать как себе, так и другим проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (англ. — честности. — Прим. переводчика), подразумевая при этом, что не можем надеяться сохранить спокойствие и мир, если не храним благочестие и честность. Будем помышлять о нашем долге, и тогда сможем надеяться на покровительство Бога и правительства. Во всяком благочестии и чистоте. Наш христианский долг выражен здесь в двух словах: благочестие, то есть правильное поклонение Богу, и чистота, то есть доброе поведение со всеми людьми. Эти два качества должны дополнять друг друга. Мы не можем быть чистыми перед людьми, если у нас нет благочестия, если не исполняем своего долга перед Богом. И не можем быть поистине благочестивы, если нечестны в отношении людей. Мы можем заметить здесь:
1. Христиане должны быть людьми, уделяющими много времени молитве: они должны пребывать в молитве и совершать прошения, моления, благодарения.
2. В своих молитвах мы должны проявлять такую же серьезную заботу о других, как и о себе, должны молиться за всех человеков и благодарить за всех человеков; мы не должны ограничиваться в своих молитвах и благодарениях только самими собою и своими семьями.
3. Молитва должна состоять из различных частей: прошения, моления и благодарения; мы должны молиться о милостях, в которых нуждаемся, и благодарить за уже полученные милости; должны умолять о прощении как своих собственных грехов, так и грехов других людей.
4. Необходимо молиться за всех людей, в том числе за царей и начальствующих. Они нуждаются в наших молитвах, ибо сталкиваются с многими трудностями, с множеством сетей, связанных с их высоким положением.
5. Молясь о правителях, мы идем самым верным путем к достижению тихой и безмятежной жизни. Иудеям было повелено заботиться о благосостоянии Вавилона, куда они были отведены в плен, и молиться за него Господу, ибо при благосостоянии его и они могли иметь мир, Иер 29:7.
6. Если мы хотим проводить жизнь тихую и безмятежную, то должны жить во всяком благочестии и чистоте, исполняя свой долг перед Богом и людьми. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему, 1Пет 3:10−11. Причина, какую он приводит для этого: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, то есть этого требует Евангелие Христа. Мы обязаны делать то, что угодно Спасителю нашему Богу, и пребывать в этом постоянно.
II. Чтобы объяснить, почему мы должны молиться о всех людях, Павел показывает Божию любовь ко всему роду человеческому, ст. 4.
1. Одна причина, почему мы должны молиться за всех людей, состоит в том, что существует один Бог для всех, и Он простирает Свое благоволение на весь человеческий род. Бог один (ст. 5), и только один, другого нет и не может быть, ибо не может быть, кроме одного, бесконечного. Этот единый Бог хочет, чтобы все люди спаслись, Он не хочет смерти грешника (Иез 33:11), но желает всем благоденствия и спасения. Это не означает, что Он постановил всех спасти, ибо тогда бы все люди были спасены, но что воля Его в том, чтобы все спаслись, и никто не погибает, кроме как по своей собственной вине, Мф 23:37. Он желает, чтобы все спаслись и достигли познания истины, то есть спаслись назначенным Им путем и не иначе. Это обязывает нас достигать познания истины, ибо это есть путь к спасению; Христос есть путь и истина и жизнь.
2. Существует один Посредник, и этот Посредник предал Себя для искупления всех. Как милость Божия распространяется на все Его творение, так посредничество Христа распространяется на всех сынов человеческих, так как Он уплатил цену, достаточную для спасения всего человечества. Он обеспечил новые отношения человека с Богом, так что он уже находится не под законом как заветом дел, но под законом как правилом жизни. Они под благодатью, не под заветом невинности, но под новым заветом: Он предал Себя для искупления всех. Заметьте: смерть Христа была выкупом. Мы заслужили смерть. Христос умер за нас, чтобы спасти нас от смерти и ада. Он принес этот выкуп добровольно, выкуп за всех людей. Он умер, чтобы совершить общее спасение, ради этого Он принял на Себя роль Посредника между Богом и человеком. Посредничество предполагает наличие ссоры. Грех поссорил человека с Богом. Иисус Христос — Посредник, взявший на Себя обязательство примирить человека с Богом, уподобляясь арбитру, который кладет свою руку на обоих, Иов 9:33. Он предал Себя для искупления о чем было в свое время свидетельство, то есть в ветхозаветное время; о Его страданиях и последующей за ними славе было предсказано, что они должны открыться в последние дни, 1Пет 1:10. И они были открыты, Павел был поставлен проповедником и апостолом, чтобы возвещать язычникам добрую весть об искуплении и спасении через Иисуса Христа. Павел был уполномочен проповедовать это учение о посредничестве Христа всей твари, Mк 16:15. Он был поставлен учителем язычников; кроме общего призвания к апостольству, Ему была поручена конкретная задача учить язычников, в вере и истине. Примечание:
(1) Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, чтобы мы молились за царей и за всех людей, а также о том, чтобы нам проводить жизнь тихую и безмятежную; это является причиной, почему мы должны молиться о том и о другом.
(2) Бог хочет, чтобы спаслись все, поэтому дело не в недостатке желания Бога, а в недостатке желания грешников быть спасенными Его путем. Наш благословенный Господь указывал на это: Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь, Ин 5:40. Я хотел собрать вас, но вы не захотели.
(3) Спасенные должны достигать познания истины, ибо это есть назначенный Богом путь для спасения грешников. Без познания сердце не может быть добрым, если мы не знаем истины, то не сможем и руководствоваться ею.
(4) Примечательно то, что здесь утверждается как единственность Бога, так и единственность Посредника; римская церковь могла бы с таким же успехом утверждать о множестве богов, как она утверждает о множестве посредников.
(5) Тот, Кто является Посредником в новозаветном смысле, отдал Себя для нашего искупления. Поэтому тщетны претензии римских католиков, что кроме Посредника-заместителя существует много посредников-ходатаев; ибо, согласно Павлу, предание Себя для искупления было необходимой частью служения Христа как Посредника, и это положило основанием для Его ходатайства.
(6) Павлу было поручено возвестить язычникам, что един Посредник между Богом и человеком, предавший Себя для искупления всех. Это есть сущность того, что должны проповедовать все служители до конца века, и Павел прославлял свое служение как апостола язычников, Рим 11:13.
(7) Служители должны проповедовать истину, которую они сами считают истиной, они должны сами веровать в нее; подобно апостолу Павлу, они должны проповедовать в вере и истине и быть верными и искренними.
III. Указание относительно того, как следует молиться, ст. 8.
1. В век Евангелия молитва не ограничивается каким-то определенным домом молитвы, но люди должны молиться на всяком месте: нет места, не подходящего для молитвы, и нет такого места, которое было бы угодно Богу более, чем другое, Ин 4:21. Чтобы на всяком месте произносили молитвы... Мы должны молиться в наших комнатах, в наших семьях, молиться за едой, молиться во время путешествия, молиться в торжественных собраниях, будь то общественных или частных.
2. Воля Божия в том, чтобы, молясь, мы воздевали чистые руки: Воздевая чистые руки, чистые от скверны греха, омытые в источнике, открытом для очищения от всякого греха и нечистоты.
3. Мы должны молиться с любовью: Без гнева, или злобы, или раздражения на кого-то.
4. Мы должны молиться с верой, без сомнения (Иак 1:6), или, как читают некоторые, без споров, и тогда это относится к разделу о любви.
Стихи 9−15. I. Здесь дается повеление женщинам, исповедующим христианскую веру, чтобы они были скромными, целомудренными, молчаливыми и покорными, как подобает их положению.
1. Они должны быть очень скромными в своей манере одеваться, не предаваясь роскоши, не стремясь к пышности и блеску дорогостоящих одежд (в блеске и пышности одеяния обнаруживается тщеславие сердца человека), потому что у них есть лучшие украшения, а именно: добрые дела, какими им следует украшать себя. Заметьте: добрые дела — это самое прекрасное украшение, весьма драгоценное в очах Божиих. Кто посвящает себя благочестию, должен поступать во всем, в том числе и в манере одеваться, так, как подобает его исповеданию. Вместо того чтобы тратить свои деньги на дорогие одежды, они должны жертвовать их на дела благочестия и милосердия, поистине являющиеся добрыми делами.
2. Женщины должны изучать принципы христианства, познавать Христа, исследовать Писание. Им не следует думать, что принадлежность к женскому полу избавляет их от обязанности познания истины, необходимого для спасения.
3. Они должны быть безмолвными, послушными и покорными, не должны стремиться властвовать. Причина этого повеления: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева от него, что означает ее подчиненное и зависимое положение по отношению к нему; а также то, что она была создана для него как его помощница. Как в творении она была последней, так в грехопадении — первой, что составляет вторую причину ее подчиненного положения. Не Адам прельщен, то есть не он первый; змей искусил его не прямо, но через жену, которая первая преступила повеление Божие (2Кор 11:3), за что получила приговор: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою, Быт 3:16. Но и для нее есть слово утешения (ст. 15): пребывающая в целомудрии спасется через чадородие, то есть через рожденого ребенка — Мессии, рожденный от жены, чтобы стереть голову змею (Быт 3:15). Или: приговор, под которым женщина находится за грех, не будет препятствовать для ее оправдания во Христе, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
II. Заметьте здесь:
1. Всеобщность христианских правил — они касаются не только мужчин, но и женщин, и не только личности женщин, но также их одеяния — оно должно быть скромным, как подобает их полу, и их внешних манер поведения — они должны быть молчаливы и покорны.
2. Женщины, как и мужчины, должны посвятить себя благочестию, так как они крестятся и дают обещание упражняться в благочестии; и к их чести следует сказать, что во дни апостолов среди них было много выдающихся христианок, как повествует нам об этом книга Деяний.
3. Так как женщины наиболее подвержены опасности впадать в крайности в вопросе одежды, то для них более необходимо предупреждение против этого.
4. Самое лучшее украшение для посвящающих себя благочестию — это добрые дела.
5. Согласно Павлу, женщины должны учиться, но им не позволено быть учителями в церкви, ибо учительство сопряжено с властью, а жене не положено властвовать над мужчиной, но быть в безмолвии. Однако, несмотря на этот запрет, добродетельные женщины могут и должны учить дома своих детей принципам веры. Тимофей с детских лет знал Священное Писание, и кто, кроме матери и бабушки, мог научить его? 2Тим 3:15. Акила и его жена Прискилла объяснили более точно путь Господень Аполлосу, но делали это частным образом, Деян 18:26.
6. Существуют две веские причины, обуславливающие власть мужа над женой и ее подчинение ему, ст. 13−14. Адам был сотворен первым, потом — Ева; она была сотворена для мужа, а не муж для нее, 1Кор 11:9. Далее, она была обольщена и привела мужа своего к преступлению.
7. Хотя трудности и опасности, связанные с деторождением, многочисленны и велики, так как они составляют часть наказания, возложенного на Еву за ее непослушание, тем не менее в cт. 15 много сказано для утешения и ободрения женщин: Впрочем, спасется чрез чадородие, и далее. Хотя и в муках, но все-таки она рождает и становится живой матерью живых детей, при условии, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Поэтому женщины во время беременности должны верою держаться этого обетования, чтобы получить поддержку в час нужды.
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Тимофею, 2 глава