Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Евреям | 12 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе апостол применяет приведенные им в предыдущей главе примеры как стимул, побуждающий христиан к терпению и стойкости в вере, приводя аргументы:

I. Из примера более великого, чем все вышеупомянутые, — из примера Самого Иисуса Христа, ст. 1−3.

II. Из сравнительно легкого и благотворного характера страданий, переносимых христианами на их пути веры, ст. 4−17.

III. Из общности и соответствия положения евангельской церкви на земле с положением торжествующей церкви на небе, ст. 18−29.

Стихи 1−3. Заметим здесь, к какому великому долгу призывает апостол евреев и как сильно он желает, чтобы они покорились ему, а именно: свергнуть с себя всякое бремя и запинающий их грех и с терпением проходить предлежащее им поприще. Этот долг состоит из двух частей, подготовительной и завершающей.

I. Подготовительная часть: Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех.

1. Всякое бремя — это чрезмерная привязанность к плоти и неумеренная забота о ней, о временной жизни, о мирском. Неумеренная забота о земном, или привязанность к земному, является мертвым грузом для души: он тянет ее вниз, когда ей хочется подняться ввысь, и толкает назад, когда она стремится вперед; делает обязанности и трудности более тяжелыми.

2. Запинающий нас грех, то есть грех, имеющий большое преимущество против нас в окружающих нас обстоятельствах, в нашем характере или в нашей компании. Под этим может подразумеваться пагубный грех неверия или, скорее, любимый грех иудеев — их чрезмерная привязанность к их родному домостроительству. Свергнем с себя все внешние и внутренние препятствия.

II. Завершающая часть: И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. Апостол применяет спортивный язык, заимствованный им из олимпийских или других спортивных состязаний.

1. Христиане должны пройти определенное им поприще, поприще служения и поприще страданий, путь активного и пассивного послушания.

2. Это поприще предлежит им, оно отмечено для них и словом Божиим, и примерами верных слуг Божиих, того облака свидетелей, которым они окружены. Определены границы и направление их поприща, цель, к которой они должны стремиться, и награда, ради которой они должны это делать.

3. Это поприще следует пройти с терпением и стойкостью. Терпение необходимо для преодоления трудностей, встречающихся на нашем пути, а стойкость — для противостояния всем искушениям, отклоняющим или совращающим нас с него. Вера и терпение — это те добродетели, которые обеспечивают нам победу, поэтому их необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

4. Христиане имеют великий пример, который должен вдохновлять и ободрять их на их христианском пути более, чем любой из вышеупомянутых, — пример Господа Иисуса Христа: Взирая на начальника и совершителя веры, ст. 2. Заметим здесь:

(1) Кем является Господь Иисус для Своего народа: Он есть начальник и совершитель веры, начинающий, совершающий и награждающий ее.

[1] Он есть начальник их веры, не только объект ее, но и начальник (англ. инициатор, творец. — Прим. переводчика). Он есть великий вождь, предшественник нашей веры, Он уповал на Бога. Он дает Духа веры, устанавливает правило веры, Он есть действующая сила веры, во всех отношениях является источником нашей веры.

[2] Он является совершителем веры. Он есть исполнитель и исполнение всех пророчеств и обетовании Священного Писания. Он завершитель канона Священного Писания. Он есть совершитель благодати, Он могущественно совершает в сердцах Своих детей дело веры; Он есть судья, который будет награждать ее. Он определяет, кто достиг цели, и награда тому будет от Него и в Нем.

(2) Какие испытания встретил Христос на Своем поприще и на Своем пути.

[1] Он претерпел над Собою такое поругание от грешников (ст. 3). Он выдержал все их противодействие, какое они оказывали Ему своими словами и поступками. Они постоянно противоречили Ему и противились всем Его целям. И хотя Он легко мог бы привести их в замешательство и смущение, и иногда давал им почувствовать Свою силу, однако переносил их злое обращение с Собой с великим терпением. Их поругания были направлены против Самого Христа, против Его личности как Богочеловека, против Его авторитета и Его проповеди, и все это Он претерпел.

[2] Он претерпел крест — все страдания, с какими Он встретился в этом мире, ибо вначале Он взял Свой крест, а в конце концов был пригвожден к нему и претерпел мучительную, позорную смерть, будучи причислен к злодеям, к наихудшим преступникам. И все это Он претерпел с непобедимым терпением и твердостью.

[3] Он пренебрег посрамление. Он пренебрег все обвинения, какие сыпались в Его адрес во время Его жизни и в то время, когда Он умирал, Он был бесконечно выше их. Он знал о Своей невиновности и о Своем превосходстве и пренебрегал невежеством и злобой тех, кто презирал Его.

(3) Что поддерживало человеческую душу Христа в этих, ни с чем не сравнимых, страданиях. Это была предлежавшая Ему радость. Среди всех Своих страданий Он видел перед Собою нечто, доставлявшее Ему большую радость: Он радовался, предвидя, как Своими страданиями принесет удовлетворение оскорбленной справедливости Божией и восстановит Его честь и власть; как примирит человека с Богом, утвердит завет благодати и станет Посредником его; откроет путь спасения для худшего из грешников и спасет всех тех, кого Отец даст Ему, и Сам будет первородным между многими братьями. Такова была радость, предлежавшая Ему.

(4) Награда за Его страдания: Он воссел одесную престола Божия. Христос как Посредник занимает положение высшей чести, высшей власти и силы. Он есть правая рука Отца. Ничто не может соединить небо и землю, кроме Его одного, все совершается Им, Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за Свой народ.

(5) Каков наш долг по отношению к Иисусу Христу. Мы должны:

[1] Взирать на Него, то есть постоянно фиксировать свое внимание на Нем как на образце и источнике великого ободрения. Во всех наших страданиях мы должны смотреть на Него, ожидая Его указаний, Его поддержки и Его одобрения.

[2] Мы должны помышлять о Нем, много размышлять о Нем, сопоставляя Его положение с нашим. Мы должны проводить аналогию, то есть сравнивать страдания Христа со своими собственными страданиями, и тогда мы обнаружим, что как Его страдания намного превосходят наши, по природе и по степени их, так и Его терпение намного превосходит наше и является совершенным образцом для нашего подражания.

(6) Что мы приобретем, поступая таким образом: средство против изнеможения и слабости (ст. 3): Чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

[1] Даже самые лучшие христиане склонны уставать и изнемогать во время испытаний и бедствий, особенно тяжелых и длительных. Это происходит по причине нашего несовершенства в благодати и наличия в нас остатков ветхой природы.

[2] Самый наилучший способ предотвратить это — взирать на Иисуса и помышлять о Нем. Вера и размышления дают приток новых сил, утешения и мужества, ибо, заверяет апостол, если с Ним страдаем, с Ним и царствовать будем; эта надежда будет для нас шлемом спасения.

Стихи 4−17. Здесь апостол убедительно призывает евреев к терпению и стойкости, прибегая для этого к помощи следующего аргумента: страдания, какие они претерпевают на своем христианском пути, весьма умеренны и благотворны.

I. Умеренность их страданий: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, ст. 4.

1. Павел признает, что они страдали много, они подвизались до отчаяния против греха. Заметим здесь:

(1) Причиной конфликта является грех, борьба против него есть добрый подвиг, ибо грех есть наихудший враг Бога и человека. Духовная война необходима, ибо мы защищаем себя против того, что может погубить нас, если одержит над нами победу; мы сражаемся за самих себя, за свою жизнь, поэтому должны быть терпеливы и тверды.

(2) Каждый христианин является воином Иисуса Христа и призван бороться против греха, против греховных учений, против греховного образа жизни, против греховных привычек и обычаев, как в себе самом, так и в других.

2. Он напоминает им, что они могли бы страдать и больше, они страдали еще не так много, как другие, ибо они еще не до крови сражались, их еще не призывали к мученичеству, хотя, кто знает, вскоре они могут быть призваны к нему. Научимся из этого следующему:

(1) Наш Господь, вождь спасения нашего, не требует, чтобы мы с самого начала переносили тяжелые испытания, но мудро подготавливает нас к ним посредством легких испытаний. Он не вливает молодое вино в хрупкие сосуды, Он добрый Пастырь, не загоняет до истощения агнцев стада Своего.

(2) Христиане должны замечать, как великодушен к ним Христос, как Он соразмеряет испытания с их силами. Они не должны преувеличивать свои страдания, но должны замечать, как к ним примешивается милость, и сострадать тем, кто призван к огненным испытаниям и сражается до крови, не проливая крови врагов своих, но запечатлевая собственной кровью свое свидетельство.

(3) Христиане должны стыдиться изнемогать под меньшими испытаниями, когда видят других, переносящих большие; они не знают, как скоро и сами могут встретиться с большими испытаниями. Если мы утомились бежать с пешими, то как можем состязаться с конями? И если мы изнемогли в мирной стране, то что будем делать в наводнение Иордана? Иер 12:5.

II. Апостол рассуждает исходя из благотворной сущности страданий, выпадающих на долю детей Божиих. Хотя орудиями этих страданий могут быть их враги и преследователи, тем не менее они представляют собой Божие наказание: все находится в руках их Небесного Отца и все служит Его мудрым целям. Он предупреждал их об этом, и они не должны забывать этого, ст. 5. Заметьте:

1. Бедствия, которые могут рассматриваться как гонения, поскольку люди заинтересованы в них, являются отцовскими обличениями и наказаниями, поскольку Бог в них заинтересован. Преследования за веру иногда бывают средствами исправления и обличения исповедующих ее. Люди преследуют их за то, что они благочестивы, а Бог наказывает за то что они недостаточно благочестивы: люди преследуют их за то, что они не отрекаются от своего исповедания, а Бог наказывает их потому, что они не живут достойно его.

2. Бог указывает Своим детям, как они должны вести себя во всех постигающих их скорбях: избегать крайностей, в которые многие впадают.

(1) Они не должны пренебрегать наказанием Господним; не должны легкомысленно относиться к постигающим их бедствиям, быть бесчувственными и тупыми, ибо это действия жезла Божия, через эти бедствия Он обличает их в совершенных ими грехах. Кто легкомысленно относится к скорбям, тот легкомысленно относится к Богу и к греху.

(2) Они не должны унывать, когда их обличают, не должны погружаться в отчаяние во время испытаний, раздражаться и сетовать, но должны с терпением и верою переносить их.

(3) Если они впадают в одну из этих крайностей, это признак того, что они забыли советы и увещания своего Небесного Отца, какие Он предлагал им из чувства истинной и нежной любви к ним.

3. Скорби, правильно переносимые, хотя и являются выражением Божьего недовольства, тем не менее они доказывают Его отцовскую любовь к Своим детям и заботу о них (ст. 6−7): Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Заметьте:

(1) Самые лучшие из детей Божиих нуждаются в наказании; они имеют свои недостатки и известную долю безрассудства, которые необходимо исправлять.

(2) Хотя других людей Бог предает их грехам, однако грехи Своих собственных детей Он исправляет; они принадлежат к Его семье и не могут избежать Его обличений, когда нуждаются в них.

(3) В этом Бог поступает, как подобает отцу, и обращается с ними как с детьми; только немудрый и недобрый отец будет смотреть сквозь пальцы на недостатки своих детей, как он поступает с посторонними для него; его родство с ними и любовь к ним обязывают его замечать недостатки в своих детях более, чем в других.

(4) Если Бог попускает кому-то идти путем греха, не обличая его, то это печальный признак отчуждения от Бога; это незаконные дети, а не сыны. Они могут называть Его Отцом, потому что родились в лоне церкви, но являются незаконными детьми, детьми другого отца, не Бога, ст. 7−8.

4. Кто не хочет терпеливо переносить наказание своего Небесного Отца, тот ведет себя по отношению к Нему хуже, чем должен вести в отношении земных родителей, ст. 9−10.

(1) Апостол одобряет почтительное и покорное отношение детей к их земным родителям: Мы боялись их, когда они наказывали нас. Долг детей — оказывать почтение своим родителям: быть послушными их справедливым требованиям и с покорностью принимать их наказание за непослушание этим требованиям. Родители имеют не только авторитет, но и повеление от Бога — исправлять своих детей, когда в этом есть нужда, а детям Он дал повеление принимать исправление по-доброму: упорствовать и проявлять недовольство против исправления — это двойной грех, ибо исправление предполагает наличие проступка против власти родителей повелевать и добавляет еще одно преступление — против их власти наказывать.

(2) Павел советует вести себя смиренно и покорно по отношению к нашему Небесному Отцу, когда Он наказывает нас; при этом он аргументирует по принципу от меньшего к большему.

[1] Наши земные родители всего лишь плотские родители, а Бог есть Отец духов. Наши земные родители были орудием в создании наших тел, которые представляют собой всего лишь плоть, смертную, падшую, тленную, образованную из праха земли, как и тела животных. Тем не менее, так как тела наши сотворены с величайшим искусством, составляют часть нашей личности, являются скинией для обитания души и инструментом для ее деятельности, то мы должны с почтением и любовью относиться к тем, через кого они были созданы. Но в таком случае мы гораздо более обязаны Тому, Кто является Отцом наших духов. Наши души сотворены не из вещественной материи, но из более возвышенной субстанции, они передаются нам не по наследству (утверждать обратное — это плохая философия и еще худшее богословие), но происходят непосредственно от Бога, Который после того, как сформировал тело человека из праха земного, вдунул в него живительный дух, и стал человек душою живою.

[2] Наши земные родители наказывали нас по своему произволу. Иногда они делали это больше ради удовлетворения своего гнева, чем для исправления нашего поведения. Наши плотские родители подвержены этой слабости и должны тщательно остерегаться ее, ибо этим они бесчестят свой родительский авторитет, которым их наделил Бог, и очень сильно вредят пользе своих наказаний. Но Отец наших духов никогда не огорчает сынов человеческих по Своему изволению, тем более Своих детей. Он всегда наказывает нас для нашей пользы. И цель, какую Он преследует при этом, состоит в том, чтобы нам иметь участие в святости Его, чтобы исправить и устранить греховные беспорядки, мешающие нам быть подобными Ему, и чтобы развить и усовершенствовать качества, уподобляющие нас Его образу, чтобы мы были похожи на нашего Небесного Отца и поступали, как Он. Бог любит Своих детей, поэтому хочет, чтобы они были подобны Ему настолько, насколько это возможно, и ради этой цели наказывает их в случае необходимости.

[3] Наши плотские отцы наказывают нас для немногих дней, в период нашего детства, и когда мы находились в этом слабом и несовершенном состоянии, то боялись их, а когда достигли зрелого возраста, то стали любить и почитать их за это. Вся наша жизнь на земле — это состояние детства, несовершенства, поэтому мы должны покоряться Божией дисциплине, соответствующей этому состоянию. Когда же мы достигнем совершенства, то будем полностью согласны со всеми мерами Божией дисциплины, которые Он применяет к нам сейчас.

[4] Наказание Божие — это не осуждение. Дети Его могут поначалу испытывать страх, думая, что бедствия ниспосылаются на них именно с этой ужасной целью, и они вопиют: Не обвиняй меня, объяви мне, за что Ты со мною борешься? Иов 10:2. Но намерения Божий в отношении Его собственного народа совершенно далеки от этого, Он наказывает их сейчас только для того, чтобы им не быть осужденными с миром, 1Кор 11:32. Он наказывает их с той целью чтобы предотвратить смерть и гибель их душ, чтобы они жили для Бога, были подобны Богу и всегда были с Ним.

5. Дети Божии, переживающие наказание, должны расценивать его не с точки зрения настоящей жизни, но с позиций разума, веры и опыта: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности, ст. 11. Заметим здесь следующее:

(1) Суждения чувств в вопросе страданий. Страдания неприятны для чувств, они кажутся им печальными. Плоть чувствительна к страданиям, они печалят ее, и она стенает под ними.

(2) Суждения веры, корректирующие суждения чувств. Вера сознает, что освящающие страдания производят плод праведности. Это мирный плод, успокаивающий и утешающий душу. Содействуя возрастанию праведности, страдания тем самым производят мир, ибо плод праведности есть мир. Если же телесные страдания приносят мир душе и кратковременные скорби в настоящее время приводят к благословенным плодам длительного характера впоследствии, то не стоит унывать, раздражаться или изнемогать под ними, но стараться переносить наказание Божие с терпением, чтобы оно содействовало достижению большей святости.

[1] Чтобы переносить скорби с терпением, к чему направлена, в основном, беседа Павла по этому предмету; и он снова возвращается к этому увещанию, чтобы они, в связи с вышеупомянутой причиной, укрепили опустившиеся руки и ослабевшие колена, ст. 11. Под бременем скорбей христианин может опустить руки, и колена его могут ослабеть, скорби обескураживают его и приводят в уныние, но он должен бороться против этого, по следующим двум причинам: Во-первых, чтобы наилучшим образом пройти свое духовное поприще. Вера и терпение, святое мужество и решительность сделают его хождение более твердым, путь его — более прямым и предотвратят колебания и блуждания. Во-вторых, чтобы он мог ободрить, а не приводить в уныние других, идущих вместе с ним тем же путем. Существует много тех, которые идут путем к небу, но идут расслабленной походкой, хромая. Таковые склонны расхолаживать других и мешать им, тогда как долг христиан ободрять друг друга, действовать верой и помогать другу другу простираться вперед по пути к небу.

[2] Чтобы их скорби могли содействовать их достижению высшей степени святости. Так как это составляет цель Божию с ними, то и для них это должно быть целью и предметом их забот, чтобы с обновленными силами и терпением они могли стараться иметь мир со всеми и святость, ст. 14. Если дети Божии становятся нетерпеливыми в скорбях, то они не могут сохранять спокойствие и мирные отношения с другими, не могут благочестиво ходить перед Богом, как должно. Но вера и терпение сделают их способными следовать путем мира и святости, подобно тому как человек следует путем своего призвания, с постоянством, усердием и радостью. Заметьте:

Во-первых, долг христиан, когда они переносят страдания, — стараться иметь мир со всеми, даже с теми, кто является орудием их страданий. Это трудный урок и высокая цель, но именно к этому Христос призывает Своих детей. Страдания склонны ожесточать дух и обострять страсти, но дети Божии должны стремиться к миру со всеми.

Во-вторых, мир и святость взаимосвязаны; не может быть истинного мира без святости. Может быть благоразумие и самообладание, видимость дружбы и благожелательности, но истинно христианское миролюбие неотделимо от святости. Мы не должны, под предлогом миролюбия, сохранения мира со всеми людьми, оставлять путь святости, но должны искать мира на путях святости.

В-третьих, без святости никто не увидит Господа. Созерцание Бога, Спасителя нашего на небесах есть награда за святость. Хотя кроткий миролюбивый дух имеет большое значение в вопросе нашей пригодности для неба, однако основной акцент делается на святости.

6. Если скорби и страдания ради Христа не воспринимаются людьми как наказание их Небесного Отца и не извлекается польза из них, то они становятся опасной сетью и соблазном к отступлению, чего каждый христианин должен тщательно остерегаться (ст. 15−16): Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией.

(1) Апостол делает серьезное предостережение против отступления и подкрепляет его ужасным примером.

[1] Серьезное предостережение против отступления, cт. 15. Здесь вы можете заметить, во-первых, что сущность отступления — это лишение благодати Божией, банкротство в религии по причине отсутствия доброго основания и надлежащей заботы и усердия. Это есть лишение благодати Божией, то есть принципа истинной благодати в душе при наличии внешних средств благодати и внешнего исповедания веры, лишение любви Божией и Его благоволения, как в настоящей жизни, так и в будущей. Во-вторых, последствия отступления: там, где люди лишаются истинной благодати Божией, возникает горький корень, испорченная природа начинает возобладать и проявляться. Горький корень производит горькие плоды в самих отступниках и в окружающих их. В них самих этот корень производит порочные принципы, которые приводят к отступлению и через отступление еще более укрепляются, — пагубные заблуждения (извращающие учение христианской церкви и ее богослужение) и порочное поведение. Отступники становятся все хуже и хуже и впадают в большое нечестие, кончающееся обычно атеизмом или отчаянием. Горький корень также производит горькие плоды и для других, для церкви, к которой принадлежат эти люди, ибо их порочные принципы и порочное поведение многим причиняют вред, нарушают мир в церкви, смущают покой в умах и многих оскверняют, заражают порочными принципами и увлекают скверными привычками. Так что наносится большой вред как миру в церкви, так и ее чистоте. Но, в конечном счете, самый большой вред отступники причиняют самим себе.

[2] Апостол подкрепляет свое предостережение ужасным примером, а именно: примером Исава, который был рожден в лоне церкви, имел первородство как старший сын и привилегии быть пророком, священником и князем в своей семье, однако оказался таким нечестивым, что пренебрег всеми этими привилегиями и продал свое первородство за кусок хлеба. Заметим здесь:

Во-первых, в чем состоял грех Исава. Он пренебрег своим первородством и продал его и все связанные с ним привилегии. Так поступают отступники: называясь детьми Божиими и имея внешнее право на благословение и наследство, они отказываются от всяких претензий на них ради того, чтобы избежать преследований и наслаждаться покоем и чувственными удовольствиями этого мира.

Во-вторых, наказание Исава, соответствовавшее его греху. Он осознал свой грех и свое безумие, когда было уже слишком поздно: ...после того он, желая наследовать благословение, был отвержен. Его наказание было двойным:

1. Он был осужден своей собственной совестью. Он увидел, что благословение, пренебреженное им, стоило того, чтобы его иметь, стоило того, чтобы искать его со всей тщательностью и со многими слезами.

2. Он был отвергнут Богом: Он не мог переменить мыслей отца, его благословение было отдано другому, тому самому, которому он продал его за чечевичную похлебку. Исав, в своем великом нечестии, заключил сделку, а Бог, в Своем праведном суде, утвердил и закрепил ее, и Исаву ничего не было позволено изменить.

(2) Мы можем извлечь из этого следующие уроки:

[1] Отступление от Христа является результатом того, что человек предпочитает благословениям Божиим и небесному наследству плотские удовольствия.

[2] Грешники не всегда будут так пренебрежительно думать о Божиих благословениях и о Его наследстве, как они думают сейчас. Настанет время, когда они не посчитают слишком большими свои усилия, слишком многими свои заботы и слезы, потраченные на то, чтобы вернуть потерянное благословение.

[3] Когда их время благодати кончится (что может случиться еще в этой жизни), они не будут иметь возможности для покаяния: они не смогут покаяться в своих грехах, и Бог не раскается в Своем приговоре, вынесенном о них. Поэтому христиане никогда не должны отказываться от своих привилегий, от благословений Божиих и надежды на наследство, чтобы не подвергнуть себя Его гневу и проклятию. Они не должны отрекаться от своей веры ради того, чтобы избежать страданий, которые, даже если это будут преследования от нечестивых людей, представляют собой лишь удары жезла Небесного Отца с целью исправления и наказания их, с целью приближения их к Себе, в смысле большего уподобления Себе и более близкого общения с Собой. Такова сила аргумента апостола, взятого им из сущности страданий детей Божиих, даже если они страдают за правду; и это очень сильный аргумент.

Стихи 18−29. В этом отрывке апостол продолжает призывать верующих евреев держаться христианского пути и не сдаваться в борьбе, не возвращаться к иудаизму. Он делает это, показывая им, насколько положение евангельской церкви отличается от положения иудейской и как оно похоже на положение церкви на небесах; на основании того и другого оно требует и заслуживает всего нашего усердия, терпения и верности христианскому званию.

I. Он показывает, как сильно евангельская церковь отличается от иудейской и насколько она превосходит ее. Дается весьма подробное описание устройства церкви при Моисеевом домостроительстве, ст. 18−21.

1. Это было ощутимое устройство. Гора Синай, на которой была учреждена церковь, была горой осязаемой (ст. 18); таковым было и домостроительство. В нем много было внешнего и земного и поэтому более тяжелого. Состояние евангельской церкви на горе Сионе более духовное, разумное и легкое.

2. Это было темное домостроительство. На горе Синай были тьма и мрак, и церковь та была покрыта темными тенями и прообразами; состояние евангельской церкви намного яснее и светлее.

3. То домостроительство внушало страх и ужас, иудеи не могли вынести этого ужаса. Гром и молнии, звук трубы и голос Самого Бога, говорящего с ними, потрясли их таким ужасом, что слышащие просили, чтобы к ним долее не было продолжаемо слово, ст. 19. Более того, сам Моисей говорил: Я в страхе и трепете. Лучшие из людей земли не могут непосредственно общаться с Богом и Его святыми Ангелами. В евангельском домостроительстве преобладает мягкость, милосердие и снисходительность, соответствующие нашей хрупкой природе.

4. Прежнее домостроительство было ограниченным, не все могли приблизиться к Синаю, но только Моисей и Аарон. При евангельском домостроительстве мы все можем с дерзновением приходить к Богу.

5. Прежнее домостроительство было сопряжено с большой опасностью. Гора пылала огнем, и всякого, прикоснувшегося к горе, человека или скот, должно было побить камнями или поразить стрелою, ст. 20. Это верно, что для надменных и дерзких грешников всегда опасно приближаться к Богу, но это не всегда грозит немедленной и обязательной смертью, как было в данном случае. Таково было положение иудейской церкви, призванной устрашать упорных и жестоковыйных людей, являть строгое и страшное правосудие Божие, уклонять детей Божиих от прежнего домостроительства и склонять их к тому, чтобы они охотно приняли более сладостное и мягкое домостроительство евангельской церкви и прилепились к нему.

II. Апостол показывает, насколько евангельская церковь представляет торжествующую церковь на небесах и какая связь существует между той и другой. Он называет евангельскую церковь горой Сион, небесным Иерусалимом, который свободен, в противоположность горе Синай, которая с детьми своими в рабстве, Гал 4:24. Приближаясь к горе Сион, верующие приближаются к небесному граду, к небесному обществу.

1. К небесному граду.

(1) Ко граду Бога живого. Бог избрал евангельскую церковь Своей резиденцией, и на основании этого она является символом неба. Здесь Он управляет, руководит Своим народом, освящает и утешает его; здесь Он говорит к ним через служителей Евангелия и они говорят с Ним посредством своих молитв; здесь Он воспитывает их для неба и дает им залог наследия их.

(2) К небесному Иерусалиму, как рожденные и воспитанные в нем, как его свободные граждане. Здесь верующие имеют более ясное видение неба, более ясное свидетельство о небе, большее подобие небу и более небесное настроение души.

2. К небесному обществу.

(1) Ко тьмам Ангелов. Ангелы составляют одну семью со святыми, подчиняются той же Главе, как и они, участвуют в той же самой работе, служа святым, охраняя их на их путях и ополчаясь вокруг них. Что касается их численности, они бесчисленны, а что касается их организации, то они представляют собой славное единство. Те, что верою присоединились к евангельской церкви, соединились и с ангелами и будут в конце концов подобны им и равны им.

(2) К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, то есть к вселенской церкви, рассеянной по всему миру. Верою мы приступаем к ним, разделяем с ними общение посредством единой Главы, одного и того же Духа, имеем одно и то же благословенное упование, ходим тем же самым путем святости, сражаемся с одними и теми же духовными врагами, стремимся к одной и той же цели — покою, победе и славному торжеству. Это всеобщий собор первенцев, святых прежних и ранних времен, которые видели обетования о евангельской церкви, но не получили их, а также тех, которые первыми приняли эти обетования в век Евангелия и, получив возрождение от них, стали первенцами, начатками евангельской церкви. Таким образом, будучи первенцами, они достигли более высокой чести и более высоких привилегий, чем весь остальной мир. Поистине все дети Божии суть наследники и каждый имеет привилегии первенца. Их имена написаны на небесах и в церковных записях здесь на земле; они имеют имя в доме Божием, зачислены в списки жителей Иерусалима, имеют доброе свидетельство о своей вере и верности и вписаны в книгу жизни Агнца, подобно тому как горожане вписываются в домовые книги.

(3) И к Судии всех Богу, тому великому Богу, Который будет судить и язычников и иудеев согласно тому закону, под которым они жили; верующие уже теперь приходят верою к Нему, обращаются с прошением к своему Судье и получают полное оправдание в Евангелии и в своей собственной совести, которая уверяет их, что они будут оправданы за гробом.

(4) К духам праведников, достигших совершенства; к самым лучшим из людей — к праведникам, к самой лучшей части их существа — к духам, в самом лучшем их состоянии — достигшим совершенства. Верующие составляют с уже ушедшими из жизни святыми одно целое во Христе и Духе Святом, они разделяют вместе с ними право на одно и то же наследство; находясь еще на земле, они являются наследниками, а находящиеся в небе — обладателями наследства.

(5) И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Этот довод, побуждающий нас к верности Евангелию отнюдь не является самым незначительным из всех остальных, так как принятие Евангелия есть приобщение ко Христу как Ходатаю нового завета и причащение к Крови Его, говорящей лучше, нежели Авелева.

[1] Евангельский завет — это новый завет, отличный от завета дел, и относится к новому домостроительству, отличному от ветхозаветного.

[2] Христос есть Ходатай нового завета. Он есть Посредник, стоящий между Богом и человеком, чтобы соединить их в этом завете и сохранить его между ними, несмотря на грехи человека и на Божие неблаговоление к его грехам; чтобы возносить наши молитвы к Богу и низводить Божие благоволение на нас; чтобы представлять нас перед Богом и представлять Бога нам и, наконец, чтобы соединить Бога с Его детьми на небесах, чтобы быть Посредником между ними навеки, чтобы они могли вовеки созерцать Бога и наслаждаться общением с Ним во Христе и чтобы Бог мог призирать на них и благословлять их во Христе.

[3] Этот завет скреплен Кровию Христа, окропляющей нашу совесть, как кровью жертвы окроплялись жертвенник и сама жертва. Кровь Христа умиротворяет Бога и очищает совесть человека.

[4] Это говорящая Кровь, и говорит она лучше, чем кровь Авеля. Во-первых, она говорит перед Богом в защиту грешников она умоляет не о возмездии, как кровь Авеля, но о милости. Во-вторых, она говорит грешникам от имени Бога. Она провозглашает им прощение их грехов и мир их душам; она призывает их к строжайшему послушанию и к самой высокой любви и благодарности.

III. Апостол, остановившись подробно на доводах, вытекающих из небесного характера евангельской церкви, завершает главу применением этих доводов в форме, соответствующей их важности (ст. 25 и дальше): Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего — говорящего Своей собственной Кровью. Он говорит не только иначе, чем кровь Авеля говорила от земли, но также иначе, чем Бог говорил через ангелов и через Моисея на горе Синай: тогда Он говорил на земле, а теперь говорит с небес.

1. Когда Бог говорит к людям исключительно превосходным образом, Он справедливо ожидает от них самого серьезного внимания и благоговения. Именно таким исключительно превосходным образом Бог говорит людям через Евангелие. Ибо:

(1) Он говорит с более высокого и славного трона, не с горы Синай, которая была на земле, а с небес.

(2) Он говорит более непосредственным образом — через Свое вдохновенное слово и Духа Святого, которые являются Его свидетелями.

(3) Он говорит более могущественно и эффективно. Тогда Его голос потряс землю, ныне же, при введении евангельского домостроительства, Он потрясает не только землю, но и небо — не только потряс холмы и горы, или дух людей, или гражданское устройство земли ханаанской, чтобы освободить место для Своего народа; не только потряс мир, как Он делал тогда, но и церковь, то есть иудейский народ, их церковное устройство, которое в ветхозаветные времена представляло небо на земле; это их небесное, духовное устройство Он теперь потряс. Именно Евангелием с неба Бог разрушил до основания гражданское и церковное устройство иудейского народа и ввел новое устройство церкви, которое никогда не поколеблется, никогда ничем не заменится на земле, но будет стоять до тех пор, пока не достигнет своего совершенства на небесах.

2. Когда Бог говорит к людям особенно превосходным образом, вина отвергающих Его становится более тяжелой, и их наказание будет более неотвратимым и невыносимым, его нельзя будет ни избежать, ни выдержать, ст. 25. Если в век Евангелия Бог обращается с людьми иным путем, путем благодати, то мы можем быть уверены, что с презрителями Евангелия Он будет обращаться иначе, чем с другими людьми, путем осуждения. Слава Евангелия, обязывающая нас относиться к нему с уважением, видна в следующем:

(1) Евангельская труба потрясла и разрушила прежнее здание церкви; неужели мы пренебрежем гласом Бога, ниспровергшего церковь и государство, которые так долго стояли и были основаны Им Самим?

(2) Евангельская труба провозгласила о воздвижении в мире нового царства для Бога, которое никогда не будет уничтожено никаким потрясением. Это изменение было произведено раз и навсегда, никакого другого изменения не будет до тех пор, когда времени уже не будет. Мы приемлем царство непоколебимое, оно никогда не сдвинется и не уступит места никакой другой диспенсации. Канон Священного Писания уже завершен, Дух пророчества прекратился, тайна Божия закончена, Он уже сделал Свой последний штрих в ней. Евангельская церковь может все более расти и преуспевать, все более очищаться от всего оскверняющего ее, но она никогда не уступит места другой диспенсации; те, что погибнут в век Евангелия, погибнут навсегда. Из этого апостол делает справедливые выводы:

[1] Что нам необходимо хранить благодать, чтобы служить благоугодно Ему. Если мы не угождаем Богу в этой диспенсации, то никогда не будем угодными Ему; а если мы не угождаем Богу, то все наши труды будут тщетны.

[2] Наше служение не будет угодно Богу, если мы не служим Ему с благоговением и страхом. Чтобы служить Богу благоугодно, необходимы как вера, так и благоговение и страх.

[3] Только благодать Божия делает нас способными служить Богу правильным образом; наш естественный человек не может достичь этого, он не может произвести ни веры, ни благоговения, необходимых для благоугодного Богу служения.

[4] И в евангельские времена Бог остается тем же самым справедливым и праведным Богом, каким Он был во времена закона. Хотя Он является нашим Богом во Христе и обращается теперь с нами более мягким и милостивым путем, тем не менее Сам по Себе Он есть огонь поядающий, то есть Бог строгого правосудия, Он воздаст всем пренебрегающим Его благодатью и всем отступникам. В век Евангелия справедливость Божия была явлена более ужасно, чем во время закона, хотя и не в такой ощутимой форме, как тогда; ибо мы видим, как она обратилась против Господа Иисуса Христа, сделав Его, Его тело и душу , жертвой умилостивления за грехи наши, это такое проявление правосудия, которое намного превосходит то, что можно было видеть и слышать на горе Синай, когда был дан закон.

толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 12 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.