Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Евреям | 6 глава

Толкование Мэтью Генри


Павел убеждает евреев преуспевать в благочестии более, чем они делали это прежде, так как это является наилучшим способом предотвратить отступничество; в самой серьезной форме представляет, как ужасны природа греха отступничества и его последствия (ст. 1−8). Затем выражает свою добрую надежду относительно них, что они пребывают в вере и святости, к которым он их призывает, и напоминает им о великом утешении, какое они имели от Бога как для исполнения своего долга, так и для достижения блаженства (ст. 9−20).

Стихи 1−8. Апостол советует евреям вырастать из младенческого состояния и достигать полноты возраста нового человека во Христе. Он заявляет о своей готовности содействовать всем, чем сможет, их духовному росту, и для их ободрения присоединяет себя к ним: ...поспешим... Заметьте здесь: для того чтобы возрастать, христиане должны оставить начатки Христова учения. Как они должны оставить их? Они не должны терять их, пренебрегать ими или забыть их. Они должны положить их в своем сердце как основание своего исповедания и своей надежды. Однако им не следует успокаиваться и останавливаться на них, нельзя постоянно полагать одно и то же основание, но надо продвигаться вперед и строить на этом основании. На нем должны быть воздвигнута надстройка, ибо основание полагается с той целью, чтобы держать строение. Может возникнуть вопрос: Почему апостол решил предложить евреям твердую пищу, зная, что они были еще младенцами? Ответ.

1. Хотя некоторые из них были немощны, однако другие достигли большей силы и должны были получить соответствующую пищу. Как духовно зрелым христианам приходится выслушивать простые истины, проповедуемые ради слабых, так и слабые должны быть готовы слушать более трудные и сокровенные истины, проповедуемые ради сильных.

2. Павел надеялся, что их духовные силы будут возрастать и они станут способными усваивать более твердую пищу.

I. Павел перечисляет несколько оснований-принципов, которые должны быть вначале хорошо заложены, чтобы потом строить на них. Не следует тратить ни его, ни их время на то, чтобы снова и снова полагать эти основания. Этих оснований шесть.

1. Обращение от мертвых дел, то есть покаяние и возрождение, обращение от духовно мертвого состояния и образа жизни. Он как бы хочет сказать: «Берегитесь разрушать жизнь по благодати в ваших душах; ваши умы и ваша жизнь обновились при обращении. Остерегайтесь возвращаться к греху, ибо иначе необходимо будет снова полагать основание, потребуется второе обращение, не только покаяние в мертвых делах, но обращение от них». Заметьте:

(1) Грехи необращенного человека — это мертвые дела, они происходят от духовно мертвого человека и ведут к вечной смерти.

(2) Покаяние в мертвых делах, если оно истинное, есть обращение от мертвых дел, это полная перемена сердца и жизни.

(3) Покаяние в мертвых делах и обращение от них есть то основание — принцип, которое не может полагаться еще раз, хотя мы и должны каждый день обновлять свое покаяние.

2. Вера в Бога, то есть твердая уверенность в существовании Его, вера в Его сущность и свойства, в Его совершенства, в триединство Его личности, в Его слово, открывающее нам Его мысли и волю, в частности, относительно Господа Иисуса Христа. Заметьте:

(1) Обращение от мертвых дел и вера в Бога взаимосвязаны и всегда идут параллельно; они неразделимы, одно не может существовать без другого.

(2) Оба эти основания должны быть однажды положены и никогда не разрушаться, чтобы не было нужды снова полагать их; мы не должны уклоняться в неверие.

3. Учение о крещениях, то есть о водном крещении, которое совершается служителями Христовыми во имя Отца, и Сына и Духа Святого. Оно является знаком, или печатью, завета благодати и обязывает крестившегося ознакомиться с новым заветом, быть ему верным и готовым к обновлению его во время Вечери Господней, а также искренне держаться его в своей жизни, полагаясь на истинность и верность обетовании Божиих относительно содержащихся в нем благословений. И учение о внутреннем крещении, о крещении Духом, окропляющим душу Кровью Христа для оправдания ее и благодатью Духа для освящения ее. Это основание должно быть правильно положено, о нем надо ежедневно помнить, но его нельзя повторять.

4. О возложении рук. О возложении рук на лиц, торжественно переходящих из своего начального состояния, в которое они вошли путем крещения, к состоянию утверждения, когда они дают Богу обещание доброй совести и приобщаются к трапезе Господней. Этот переход от неполного к полному членству в церкви совершался путем возложения рук, которым продолжалось сверхъестественная передача дара Духа Святого. Этим актом, совершаемым однажды, все обязываются оставаться верными, им не нужно повторное торжественное принятие, но они должны простираться вперед и возрастать во Христе. Или, может быть, здесь подразумевается назначение на служение лиц, годных для него и расположенных к нему; оно совершается с постом и молитвой и с возложением рук священства. Это также делается только однажды.

5. О воскресении мертвых, то есть мертвых тел, о их воссоединении со своими душами, чтобы вместе с ними проводить вечность в блаженстве или мучении, соответственно тому, в каком состоянии по отношению к Богу они находились в момент смерти и как проводили свою жизнь в этом мире.

6. О вечном суде, определяющем участь души каждого человека, когда она расстается с телом в момент смерти а также участь души и тела в последний день, их вечное состояние, соответствующее им общество и занятие, к которым они причислили и подготовили себя на земле, — вечное наказание для нечестивых и вечную жизнь для праведных.

Таковы великие основания-принципы, которые служители должны ясно и убедительно разъяснять и точно применять. Люди должны быть хорошо наставлены и утверждены в них и никогда не должны отступать от них. Без них все другое в благочестии лишается поддерживающей основы.

II. Апостол изъявляет свою готовность и решительность содействовать евреям созидать самих себя на этих основаниях, пока они не достигнут совершенства: И это сделаем, если Бог позволит, ст. 3. Этим самым он учит их:

1. Что для преуспевания в благочестии и духовного возрастания необходимо принять правильное решение.

2. Что правильным является то решение, которое не только исходит от искреннего сердца, но принимается со смиренным упованием на силу Божию, на Его поддержку и водительство, на Его одобрение и на то, что Он предоставит время и возможности для этого.

3. Что служители должны не только учить людей, что делать, но идти впереди них и вместе с ними по пути долга.

III. Он объясняет, что духовный рост — это верный путь избежать ужасного греха отступления от веры. При этом 1. Он показывает, как далеко могут продвинуться люди по пути веры и в конце концов отпасть и погибнуть навсегда, ст. 4−5.

(1) Они могут быть просвещенными. Некоторые из древних понимали под просвещенными крещеных. Однако, скорее всего, здесь подразумевается умозрительное познание и общая просвещенность, которые можно иметь в достаточной степени и все-таки не достичь неба. Валаам был муж с открытым оком (Чис 24:3), и тем не менее с этим открытым оком он дошел до глубокой тьмы.

(2) Они могут вкусить дара небесного, то есть испытать на себе некоторое влияние Духа Святого, вкусить нечто от духовной жизни, уподобляясь при этом людям, которые пробуют на рынке то, что им не подходит по цене, и, попробовав, уходят, ничего не купив. Люди могут вкусить христианскую жизнь и, казалось бы, бывают готовы полюбить ее, если бы они могли иметь ее на более легких условиях, чем самоотречение, взятие креста и следование за Иисусом.

(3) Они могут сделаться причастниками Духа Святого, то есть Его чудесных, сверхъестественных даров; они могут изгонять бесов именем Христа и многие чудеса творить. Такие дары в апостольские времена получали иногда даже люди, не имевшие истинной спасающей благодати.

(4) Они могут вкусить благого глагола Божия, то есть иметь некоторое утешение от Евангелия, с удовольствием слушать слово, правильно рассуждать о нем, много помнить из него, но никогда не пережить его преображающего влияния, не иметь его пребывающим в себе.

(5) Они могут вкусить ... сил будущего века: находиться под сильным впечатлением от представлений о небе и очень бояться ада. Эти лицемеры могут далеко дойти и в конце концов отступить. Заметьте:

[1] Какие великие вещи говорятся здесь о тех, кто может отпасть; однако здесь ничего не сказано о том, что они были истинно обращенными или оправданными; спасающая благодать есть нечто большее, чем все, что здесь говорится об отступниках.

[2] Следовательно, это не доказывает, что истинные святые могут отступить в конечном счете. Хотя они могут часто падать, однако никогда не отпадут от Бога полностью или окончательно. Их безопасность гарантируют такие факторы, как: определение Божие и Его сила, искупление Христово и Его молитва, обетование Евангелия, вечный завет, заключенный с ними Богом, пребывание в них Духа и бессмертного семени слова. Дерево же, не имеющее корня, не устоит.

2. Павел описывает ужасное положение тех, кто отступил после длительного следования путем исповедания веры.

(1) Тяжесть греха отступления. Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (англ. подвергают Его публичному позору. Прим. переводчика). Они заявляют, что одобряют то, что сделали иудеи, распявшие Христа, и что они были бы рады сделать то же самое, если бы это было в их силах. Они выказывают величайшее презрение к Сыну Божию и, следовательно, к Самому Богу, Который ожидает, чтобы все чтили Сына Его и чтили так, как они чтут Отца. Они делают все, что от них зависит, чтобы представить Христа и христианство в позорном свете, желают, чтобы Он снова был предан публичному позору и поношению. Такова сущность отступления.

(2) Тяжкая участь отступников.

[1] Их невозможно обновить покаянием. Их состояние крайне опасно. Очень мало известно примеров того, чтобы далеко зашедшие в отступлении и отпадшие были снова приведены к истинному покаянию, к такому покаянию, которое действительно равносильно обновлению души. Некоторые думают, что это относится к греху против Духа Святого, но для такого понимания здесь нет никакого основания. Совершенно ясно, что здесь подразумевается грех отступления как от истины, так и от путей Христовых. Бог может обновить отступников покаянием, но делает это очень редко, а самому человеку это невозможно.

[2] Их бедственное состояние описывается путем сравнения с состоянием земли, которая после неоднократной обработки ничего не приносит, кроме терниев и волчцев, и потому близка к проклятию, которого конец — сожжение, ст. 8. Чтобы придать больше силы этому сравнению, отмечается разница между доброй и негодной землей, чтобы эти противоположности, сопоставленные между собою, могли иллюстрировать друг друга.

Во-первых, описывается добрая земля: Она пьет многократно сходящий на нее дождь. Верующие не только вкушают слово Божие, но впитывают его; они подобны доброй земле, приносящей плод соответственно вложенным в нее затратам, к славе Христа и к утешению верных Его служителей, которые возделывают землю по Его указаниям. Плодоносящее поле или плодоносящий сад получают благословение. Также и плодоносящих христиан Бог объявляет благословенными: они благословляются возрастанием в благодати, дальнейшим утверждением в ней, а в конечном счете — славой.

Во-вторых, совершенно иначе обстоит дело с негодной землей — она производит тернии и волчцы; она не только не приносит добрых плодов, но изобилует негодными, терниями и волчцами, изобилует грехом и нечестием, приносящими скорби и вред всем окружающим и более всего самим грешникам в конечном счете; такая земля отвергается. Нечестивых отступников Бог лишает Своего попечения, предоставляет их самим себе, не повелевает облакам проливать на них дождь. Они лишаются божественного влияния, но это еще не все: такая земля близка к проклятию. Она очень далека от благословения, ужасное проклятие тяготеет над ней, хотя, по долготерпению Божию, оно не осуществляется сразу. Конец этого проклятия — сожжение. Наказание за отступление — вечное сожжение, никогда не угасающий огонь. Таков печальный конец, к которому приводит отступление, поэтому христиане должны преуспевать и возрастать в благодати, ибо, если они не будут простираться вперед, то неизбежно будут отступать назад, пока не придут к ужасному концу.

Стихи 9−20. Как апостол предавался страхам за евреев с целью возбудить в них ревность и предотвратить их отступление, так теперь он предается добрым надеждам относительно них и простодушно заявляет о своей надежде на то, что они держатся спасения. Он также предлагает им великое ободрение, ожидающее их на пути долга.

I. Он свободно, открыто высказывает свою добрую надежду относительно евреев: Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии, ст. 9. Заметим:

1. Существуют признаки, сопутствующие спасению и неотделимые от него, показывающие, что человек находится на пути спасения, ведущем к вечному спасению.

2. Эти признаки, сопровождающие спасение, лучше всего того, чем могут похвалиться лицемеры или отступники. Они лучше как по природе своей, так и по своим результатам.

3. Мы обязаны иметь добрую надежду о тех, в ком не видно ничего противоречащего ей.

4. Иногда служители должны предостерегать и тех, относительно спасения которых они имеют добрые надежды. Также и тот, кто имеет в самом себе добрую надежду на вечное спасение, должен, тем не менее, серьезно задумываться над тем, каким ужасным будет его разочарование, если он не достигнет его. Надо со страхом и трепетом совершать свое спасение.

II. Павел приводит доводы и поощряет евреев, чтобы они продолжали идти путем долга. Бог вложил в них закон святой любви и благотворительности, и он проявился в соответствующих делах которые не могут быть забыты Богом: Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви... ст. 10. Добрые дела и труд, совершаемые из любви к Богу, достойны похвалы, и все, что делается во имя Божие, не останется без награды. Что делается для святых, принимается Богом как сделанное Ему.

2. Ожидающие награды за свой труд любви должны пребывать в нем, пока им позволяют их возможности и способности: ... послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас оказывал ... такую же ревность до конца.

3. Сохраняющие ревность в исполнении своего долга до конца достигают совершенной уверенности в надежде. Заметьте:

(1) Совершенная уверенность есть высшая степень надежды, совершенная уверенность в надежде; они различаются между собой только по степени, а не по существу.

(2) Совершенная уверенность достигается большой ревностью и постоянством до конца.

III. Он дает им предупреждения и советы, как можно достичь совершенной уверенности в надежде.

1. Они не должны быть ленивы. Лень облекает человека в рубища. Им не следует предаваться праздности и упускать свои возможности.

2. Они должны следовать доброму примеру тех, кто прошел прежде них, ст. 12. В этом есть урок для нас:

(1) Некоторые уже перешли от уверенности в надежде к наследованию обетовании. Некогда они веровали в них, а теперь унаследовали их, благополучно достигли неба.

(2) Путь, которым они вошли в него, был путем веры и терпения. Эти добродетели были посеяны в их душах, и они проявляли и развивали их в своей жизни. И если мы хотим быть наследниками неба, как и они, то должны следовать за ними тем же путем веры и терпения; кто будет идти по этому пути, в конце его встретятся с теми, кто раньше пришел туда, и разделят вместе с ними блаженство неба.

IV. Апостол заканчивает главу ясным и исчерпывающим доказательством непреложности Божьих обетовании, ст. 13−20. Все они подтверждены клятвой Божией и все основаны на Его вечном определении, поэтому на них можно положиться.

1. Все они подкрепляются клятвой Божией. Он не только дал слово Своему народу, подписал и запечатлел его, но и подтвердил его клятвою. Здесь, как вы можете заметить, апостол приводит клятву Бога Аврааму, которая была дана ему как отцу верующих и поэтому остается в силе для всех истинно верующих: Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою. Заметьте:

(1) В чем заключалось это обетование: Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. Благословение Божие представляет собой блаженство для Его народа; и тех, кого Он действительно благословляет, будет и далее благословлять и умножать Свои благословения им, пока не приведет их к совершенному блаженству.

(2) Какой клятвой было подтверждено это обетование: Бог клялся Самим Собою. Он подкрепил его Своим собственным Существом и Своей собственной святостью. Большей гарантии ни дать, ни желать невозможно.

(3) Как эта клятва исполнилась. Авраам получил обещанное в свое время, после того как терпеливо выдержал испытание.

[1] Между обещанием и его исполнением всегда существует какой-то интервал, и иногда довольно продолжительный.

[2] Этот интервал для верующих является временем испытания — выдержат ли они терпеливо до конца.

[3] Кто терпеливо переносит это испытание, тот обязательно получит обещанное благословение, как и Авраам.

[4] Цель клятвы состоит в том, чтобы подтвердить обещание и ободрить тех, кому оно дается, чтобы они могли терпеливо ожидать времени исполнения обещанного, ст. 16. Люди клянутся для подтверждения, и клятва оканчивает всякий спор их. Суть клятвы состоит в том, что люди клянутся высшим, не творением но Самим Господом, а цель ее — в том, чтобы положить конец спорам, как спорам, происходящим внутри нашего собственного сердца (сомнениям и неуверенности), так и спорам с другими, в частности, с тем, кто дает обещание. Итак, если Бог снизошел до того, что поклялся Своему народу, то, конечно, Он помнит о сущности клятвы и о ее цели.

2. Все Божии обетования основываются на Его вечном определении, и это определение непреложно.

(1) Обетование о блаженстве, которое Бог дал верующим, дано не поспешно и не опрометчиво, но на основании Его вечного предначертания.

(2) Это предначертание Божие основано на Его воле и согласовано между вечным Отцом, Сыном и Духом.

(3) Намерения Божии никогда не могут измениться, они непреложны. У Бога нет нужды изменять Свои определения, ибо ничего нового не может возникнуть у Того, Кто видит конец от самого начала.

3. На Божии обетования, основанные на Его непреложной воле и подтвержденные Его клятвой, можно с уверенностью положиться, ибо в данном случае мы имеем дело с двумя непреложными вещами, с определением Божьим и Его клятвой, в которых Ему невозможно солгать, так как это было бы вопреки Его природе и Его воле. Заметим здесь:

(1) Кто те, кому Бог дал такую совершенную уверенность в блаженстве.

[1] Это наследники обетования: те, кому дано обетование по наследству, на основании их рождения свыше и их союза со Христом. Мы все по природе являемся чадами гнева. Мы рождены, чтобы наследовать проклятие; но посредством нового, небесного рождения мы становимся наследниками обетования.

[2] Это взявшиеся за предлежащую им надежду. В эпоху закона существовали города-убежища для преследуемых мстителем за кровь. В Евангелии приготовлено намного лучшее убежище, убежище для всех грешников, решивших бежать в него, даже для самых больших грешников.

(2) С какой целью Бог дает им такую уверенность — чтобы они могли иметь твердое утешение. Заметим:

[1] Бог заботится об утешении верующих, так же как и об их освящении. Он хочет, чтобы дети Его ходили в страхе Господнем и при утешении от Духа Святого.

[2] Утешения Божии достаточно сильны для того, чтобы поддержать верующих в самых жестоких испытаниях. Утешения этого мира слишком слабы, они не могут поддержать душу в час испытаний, преследований и смерти, но Божии утешения велики и многочисленны.

(3) Какую пользу должны извлекать для себя дети Божии из их надежды и утешения, из той ободряющей и утешающей надежды на вечное блаженство, которую дает им Бог. Эта надежда является и должна быть для них, как бы якорь безопасный и крепкий... ст. 19.

[1] Находясь в этом мире, мы, подобно кораблям в море, подвергаемся опасности потерпеть крушение. Наши души — это корабли. Утешения, чаяния, добродетели и счастье наших душ — это драгоценный груз, каким нагружены эти корабли. Небо — наша гавань, куда мы плывем. Искушения, преследования и бедствия, встречаемые нами на пути, — это ветры и волны, угрожающие нам кораблекрушением.

[2] Нам необходим якорь, чтобы надежно и крепко держать нас, иначе мы будем в постоянной опасности.

[3] Нашим якорем является надежда; в дни борьбы надежда — наш шлем, а во время прохождения через штормы этого мира — это наш якорь.

[4] Это безопасный и крепкий якорь, так как иначе он не мог бы уберечь нас.

Во-первых, он безопасен, то есть надежен, по самой своей природе ибо надежда производится в душе Самим Богом. Это добрая надежда, не обманчивая, сотканная из паутины, но крепкая и прочная, как истинное произведение Бога.

Во-вторых это крепкий якорь, он хорошо держит; он заброшен на скалу, Скалу веков. Он закрепляется не в песках, но входит во внутреннейшее за завесу и крепится за Христа; Христос является предметом надежды верующего, крепким якорем для души его. Невидимая слава, скрытая за завесой, составляет предмет и цель надежды верующего, а невидимый Иисус за завесой является основанием его надежды. Благодать Божия, заслуги и посредничество Христа, мощное влияние Его Духа — вот что составляет основу надежды верующего, и поэтому она тверда. Иисус Христос есть цель и основание надежды верующего в нескольких отношениях.

1. Так как Он вошел вовнутрь за завесу, чтобы ходатайствовать за нас перед Богом на основании Своей жертвы, принесенной Им вне завесы; надежда утверждается на Его жертве и на Его ходатайстве.

2. Так как Он есть предтеча Своих детей и вошел за завесу, чтобы приготовить место для них и гарантировать им, что они последуют за Ним; Он является залогом, первым плодом верующих как в Своем воскресении, так и в Своем вознесении.

3. Он пребывает там за завесой как Первосвященник по чину Мелхиседека, Первосвященник навек. Первосвященство Его никогда не прекратится, никогда не потеряет силы, пока Он не завершит все Свое дело и пока не достигнет Своей цели — полного и окончательного блаженства всех верующих в Него. Это должно побудить нас выяснить свои отношения со Христом, чтобы мы могли фиксировать свою надежду на Него как нашего предтечу, Который вошел за завесу для нас, ради нас, ради нашей безопасности, чтобы охранять наши высочайшие интересы. Поэтому будем любить небо больше ради Него и стремиться быть там с Ним, где будем навеки в безопасности и навеки счастливы.

толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 6 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.