В данной главе:
(I) Слава ковчега меркнет из-за того, что он в течение многих лет хранился в Кириафиариме (ст. 1−2).
(II) Явлена слава Самуила благодаря служениям, которые он совершает ради блага Израиля; он был поставлен судьей Израиля и последним, совершавшим это служение. Данная глава подробно описывает его, когда он был в расцвете своих сил, ибо написанное о нем раньше касалось его детства (гл. 2 и 3), а описываемые после данной главы события касаются его преклонного возраста (1Цар 8:1). Он принимает активное участие:
(1) В реформации Израиля и его отказе от идолопоклонства (ст. 3−4); (2) в возрождении религии среди израильтян (ст. 5−6); (3) в молитве за Израиль и против филистимлян, нападавших на него (ст. 7−9), и в ответ на эту молитву Бог даровал Израилю славную победу над врагами (ст. 10−11); (4) в возведении памятника в благодарность за эту победу (ст. 12); (5) в событиях, последовавших за этой победой (ст. 13−14); (6) совершая правосудие (ст. 15−17). Для всего этого Бог готовил Самуила, удостоив его в раннем возрасте Своей благодатью.
Стихи 1−2. Сейчас мы посетим ковчег в Кириафиариме, а затем оставим его там и не услышим о нем ни слова больше (за исключением одного упоминания, 1Цар 14:18), пока Давид не заберет его оттуда спустя приблизительно сорок лет (1Пар 13:6).
I. Нам очень хочется посетить его там, ибо жители Вефсамиса своей глупостью сделали бременем то, что могло быть благословением. Мы были бы рады увидеть его среди тех, для кого он стал бы запахом живительным на жизнь, ибо повсюду, где он оказывался в последнее время, он был запахом смертоносным на смерть.
1. Жители Кириафиарима с радостью принесли его к себе (ст. 1). Они пришли по первому слову и взяли ковчег Господа. Их соседи, вефсамитяне, так же были рады избавиться от него, как и они сами принять его, зная, что поражение, которое ковчег совершил в Вефсамисе, не было проявлением деспотичной власти, а актом необходимой справедливости, а пострадавшие от него должны были винить в этом себя, а не ковчег. Мы можем положиться на слова Бога, сказавшего: «...не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла» (Иер 25:6). Отметьте: суды Божьи над теми, кто оскверняет Его постановления, не должны заставлять нас бояться постановлений, а бояться осквернить их и использовать во зло.
2. Они позаботились, чтобы достойно принять его как желанного и почетного гостя, проявив истинную любовь, уважение и благоговение.
(1) Они побеспокоились, чтобы принять его в достойном месте, и так как не имели государственного строения, достаточно красивого, чтобы там поставить его, то поместили ковчег в доме Аминадава, который стоял на самой высокой точке города и был, возможно, лучшим домом в городе; или, возможно, его хозяин был человеком, самым известным в городе своим благочестием и испытывавшим особую привязанность к ковчегу. Жители Вефсамиса поставили его на камне посреди открытого поля, и хотя это был город священников, но ни один из них не принял его в своем доме, а жители Кириафиарима, хотя и были простыми израильтянами, выделили для него комнату в доме, безусловно, наилучшую комнату, где он и был поставлен. Отметьте:
[1] Бог найдет место покоя для Своего ковчега; если некоторые избавляются от него, то сердца других склоняются, чтобы принять его.
[2] Не в первый раз ковчег Господень был поставлен в частный дом. Так и Христос со Своими апостолами проповедовали от дома к дому, когда в их распоряжении не было государственного помещения.
[3] Иногда простые израильтяне своими поступками стыдят и превосходят священников.
(2) Они позаботились, чтобы за ним присматривал достойный человек: они посвятили Елеазара, сына его, чтобы он хранил ковчег Господа, а не отца, то ли потому что он был в возрасте и слаб, то ли потому что был обременен делами дома и семьи и должен был уделять им внимание, и они не хотели отвлекать его. Его сын, скорее всего, был благочестивым и набожным юношей и ревностно стремился к наилучшим благам. В его задачу входило хранить ковчег не только от злобных филистимлян, но и от слишком любопытных израильтян, которые хотели заглянуть внутрь ковчега. Он должен был поддерживать комнату, в которой стоял ковчег, в чистоте и порядке, чтобы это место не выглядело пренебрегаемым, за которым никто не ухаживал, хотя оно и было неприметным. Из этого не следует, что Елеазар был из колена Левия, тем более из дома Ааронова, да этого и не требовалось, ибо не было жертвенника для совершения жертвоприношений или воскурений, и поэтому мы можем предположить, что некоторые благочестивые израильтяне приходили и молились перед ковчегом, и таковым он был готов помочь и послужить. Для этой цели они освятили его, то есть по общему согласию обязали заниматься этим делом и постоянно присутствовать при ковчеге; они отделили его для этого служения во имя всех жителей города. Это было незаконно, но данное положение дел вполне можно было оправдать нынешней бедственной ситуацией. Так как ковчег недавно был доставлен из плена, то не следовало ожидать, что сразу будут соблюдены все торжественные ритуалы, касавшиеся его; нужно было воспринимать дела так, как они обстояли, и стараться извлечь из них наилучшее.
II. Мы неохотно оставляем его в этом месте, желая, чтобы он вновь утвердился в Силоме, но этот город в то время был опустошен (Иер 7:14). Было бы хорошо, по крайней мере, чтобы он был отвезен в Номву или Гаваон или другое место, где находилась скиния и жертвенники, но, похоже, ковчегу пришлось остаться в данном месте, так как не нашлось мужей, обладавших высоким гражданским духом, которые отнесли бы его в должное место.
1. Он оставался здесь долго, очень долго, около сорока лет, среди полей, поросших деревьями, в удаленном месте, в частном доме, редко посещаемый и оставленный без внимания (ст. 2): «С того дня, как остался ковчег в Кириафиариме, прошло много времени», пока Давид не забрал его оттуда. Странно, что на протяжении всего времени, пока управлял Самуил, ковчег так и не был принесен на свое место во Святое Святых, что свидетельствовало об угасании среди них святой ревности. Бог допустил подобное положение дел, чтобы наказать народ за пренебрежение ковчегом, когда он был на своем месте, и показать, что большое значение, которое, согласно постановлению, уделялось ковчегу, было лишь прообразом Христа и грядущих благ, которые не поколеблются (Евр 9:23; Евр 12:27). Тот факт, что ни один из священников их череды не был освящен, чтобы хранить ковчег, был справедливым порицанием для священников.
2. Прошло двадцать лет, прежде чем дом Израилев осознал, что нуждается в ковчеге. В Септуагинте это изложено более четко, чем в нашем переводе: «Прошло двадцать лет, и обратился весь дом Израилев к Господу». Так долго ковчег оставался в безвестности, а израильтяне не ощущали никаких неудобств, связанных с этим, даже не спрашивали, где он и что с ним произошло; хотя все это время, когда ковчега не было в скинии, отсутствовал знак особого Божьего присутствия с ними и они не могли соблюдать день искупления согласно постановлению о нем. Им хватало жертвенников без ковчега: так легко формальные верующие могут успокоиться и удовлетвориться, совершая череду внешних обрядов и не имея при этом каких-либо знаков Божьего присутствия или Его благоволения. Наконец они задумались и начали оплакивать отсутствие Господа (в англ. пер.), обратились к Господу (в рус. пер.), побужденные к этому, возможно, проповедью Самуила и сверхъестественным воздействием Духа Божьего. Тогда израильтяне по всей стране захотели покаяться и измениться, и они начали смотреть на Того, Кем пренебрегли, и рыдать (Зах 12:10). Д-р Лайтфут считает, что это было знаменательное время, о котором мы читаем почти везде в Писании, а великое обращение, о котором мы читаем в Книге Деяния (гл. 2 и 3), было аналогично ему. Отметьте:
(1) Кто знает, как ценны Божьи постановления, тот не может не осознавать своего плачевного состояния, когда лишен их.
(2) Истинное покаяние и обращение начинаются с оплакивания отсутствия Господа; мы должны осознавать, что своим грехом побудили Его удалиться и что погибнем, если будем находиться далеко от Него; мы должны переживать и испытывать беспокойство, пока не восстановим Его благоволение и не получим милостивые знаки Его возвращения. Положение израильтян было лучше, когда у них не было ковчега и они оплакивали его отсутствие, чем когда они получили ковчег и заглядывали в него или гордились им. Лучше видеть людей, страстно желающих средств благодати, когда им не хватает их, чем не желающих использовать их, когда они присутствуют в изобилии.
Стихи 3−6. Мы могли бы спросить, где был Самуил и что он делал все это время, ибо с главы 4, ст. 1 и до сего момента его имя не упоминается. Это не значит, что он был безразличен к происходившему, просто его служение для своего народа не упоминается, пока в данном месте не появляются его плоды. Когда он осознал, что они начали оплакивать отсутствие Господа, то начал ковать железо, пока оно горячо. Как верный слуга Бога и верный друг Божьего Израиля, он прилагал усилия:
I. Чтобы заставить израильтян оставить идолов, ибо именно с этого нужно начинать реформацию. Он обратился ко всему дому Израилеву (ст. 3), переходя от одного места к другому, как странствующий проповедник (ибо мы нигде не находим, чтобы до сего момента они собрались вместе, ст. 5), и везде, куда бы ни приходил, он увещевал: «Если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, как, похоже, вы намерены поступить, судя по тому, как вы оплакиваете свое отступление от Него и Его уход от вас, то знайте, (1) что вы должны отказаться и оставить свои идолы удалить из среды себя богов иноземных, ибо ваш Бог не потерпит соперников. Каждый из вас должен удалить их от себя, более того удалить из среды себя и сделать все возможное на своем месте, чтобы избавить от них страну. Удалите чужих богов Ваалов и чужих богинь Астарт», ибо у себя они имели таковых. Или же в данном месте упоминается Астарта на том основании, что это был их любимый идол, к которому они были особенно привязаны. Отметьте: истинное покаяние поражает возлюбленный грех и с особой ревностью и решимостью удаляет его, тот грех, который с особой легкостью поражает нас.
(2) «Что вы обязаны совершить серьезный шаг и вернуться к Богу; этому должны сопутствовать трезвые размышления и твердая решимость, ибо и то и другое необходимо для того, чтобы расположить сердце, то есть направить, склонить и утвердить сердце для Господа».
(3) «Что вы должны полностью принадлежать Богу только Ему и никому другому, служить Ему одному в противном случае ваше служение будет неугодно Ему».
(4) «Что это является единственным и надежным путем к процветанию и спасению. Идите этим путем, и Он избавит вас от руки Филистимлян, ибо Бог предал вас в их руки только потому, что вы оставили Его и начали служить иным богам». Таким было содержание проповедей Самуила, и они оказывали поразительное и благоприятное влияние на людей (ст. 4): «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт; не только перестали поклоняться им, а уничтожили их истуканов, разрушили их жертвенники и полностью оставили их». Что мне еще за дело до идолов? (Ос 14:8; Ис 30:22).
II. Он прилагал усилия, чтобы навсегда привязать их к Богу и богослужению. Теперь, когда они начали здраво мыслить, он делал все возможное, чтобы удержать их на этом пути.
1. Он созвал весь Израиль, по крайней мере, старейшин, как представителей всего народа, чтобы встретиться с ними в Массифе (ст. 5), и там пообещал молиться за них. Они решили, что им стоит прийти из самых отдаленных уголков страны, чтобы присоединиться к Самуилу и вместе искать Божьего благоволения. Отметьте: служители должны молиться о тех, кому они проповедуют, чтобы Бог Своей благодатью сделал их проповеди эффективными. И когда мы собираемся вместе на религиозных собраниях, то должны помнить, что наша обязанность не только слушать проповедь, но и присоединяться к общим молитвам. Самуил молился об израильтянах, чтобы с помощью благодати Божьей они смогли оставить своих идолов, и затем, с помощью Божьего провидения, были избавлены от филистимлян. Служители принесут больше пользы своему народу, если будут больше молиться о нем.
2. Они повиновались его требованиям и не только пришли на собрание, но и выразили свое согласие с целями, ради которых оно было созвано (ст. 6).
(1) Они черпали воду и проливали пред Господом, тем самым выражая:
[1] Свое смирение и раскаяние во грехе, признавая, что они подобны воде, разлитой по земле, которую невозможно вновь собрать (2Цар 14:14), такими презренными и несчастными они были перед Богом (Пс 21:15). Халдеи так читают это место: «Они изливали свои сердца в покаянии перед Господом». Они излили реки слез и печалились ради Бога, ибо совершали это перед Ним и взирая на Него.
[2] Свои ревностные молитвы и прошения о милости, направленные к Богу. Душа в молитве изливается перед Богом (Пс 61:9).
[3] Свою полную реформацию; тем самым они выражали свое желание расстаться со всеми своими грехами и избавиться от пристрастия к ним, как избавляется сосуд от воды, которую выливают из него. Они были свободными и целенаправленными в своем исповедании и приняли твердое решение избавиться от всех своих преступлений. Теперь Израиль открестился от своих идолов, как выражается д-р Лайтфут.
[4] Некоторые полагают, что это символизировало их радость в надежде обрести Божью милость, в которой Самуил заверил их. Данная церемония совершалась именно с таким значением во время праздника кущей (Ин 7:37−38; см. Ис 12:3). В таком значении данное место можно прочитать так: «Они проливали воду после того, как постились». Продемонстрировав свое смирение, так они выразили надежду на прощение и примирение.
(2) Они постились, воздерживались от пищи, подвергали страданиям свои души, там самым выражая покаяние и побуждая себя к молитве.
(3) Они исповедались от имени всего народа: «Согрешили мы пред Господом», тем самым воздавая славу Богу и покрывая позором себя. И если мы подобным образом будем исповедовать свои грехи, то увидим, что Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши.
3. В то время Самуил судил их в Массифе, то есть заверял израильтян во имя Бога, что Он простит их грехи и примирится с ними, если они покаются. Он утверждал, что грехи раскаявшихся прощены, или, получив информацию о тех, кто не оставил своих идолов, поступал с ними по закону. Кто не осуждал себя, тех он судил. Или эти слова означают, что он учредил среди своего народа суд справедливости, определил условия и правовые термины, которые впоследствии соблюдал (ст. 16). Тогда он привел эти колеса в движение и в дальнейшем начал поступать как представитель власти, препятствуя им привязываться к тем грехам, от которых они, похоже, в то время отказались.
Стихи 7−12. Данные стихи повествуют:
1. О нападении филистимлян на Израиль (ст. 7). Они решили, что всеобщее собрание Израиля для покаяния и молитвы на самом деле собралось ради военных действий; а если так, то они посчитали, что поступят благоразумно, если будут вести их за пределами собственной страны. У них не было справедливого основания для подобных подозрений, но те, которые ищут повода, чтобы причинить зло другим, воображают, что другие тоже пытаются причинить им зло. Здесь обратите внимание:
(1) Что иногда из добра выходит зло. Религиозное собрание израильтян в Массифе навлекло на них бедствие со стороны филистимлян; возможно, это искушало их сожалеть о том, что они не остались дома, и обвинять Самуила в том, что он собрал их вместе. Но мы можем идти Божьим путем и, тем не менее, столкнуться с бедой; более того, когда грешники начинают каяться и изменяться, то должны быть готовы к тому, что сатана соберет все свои силы и направит против них, пустит в ход все свои инструменты, чтобы в максимальной степени противостоять и огорчить их.
(2) Что в конце концов из этого зла вышло добро. Именно в данной ситуации, когда они покаялись в своих грехах и обратились с молитвой к Богу, эта угроза была особенно своевременной, а они сами оказались наилучшим образом подготовлены, чтобы принять врага; а филистимляне поступили жестоко по отношению к себе, развязав войну с Израилем в это время, когда он заключил мир с Богом. Но Бог позволил им это сделать, чтобы получить возможность сразу же увенчать реформацию Своего народа знаками благоволения и подтвердить слова Своего посланника, заверявшего, что если они покаются, то Бог избавит их от руки Филистимлян. Так Он заставил гнев человеческий славить Его, а злобные намерения врагов народа Божьего служить целям Своей благодати ради блага израильтян (Мих 4:11−12).
II. В этой беде Израиль крепко прилепился к Самуилу как своему наилучшему другу, пребывающему под руководством Бога; хотя он не был военным мужем и даже не был известен как доблестный воин, но из страха перед филистимлянами, в сражении с которыми они считали себя недостойным их противником, они побуждали Самуила молиться о них: «Не переставай взывать о нас к Господу, Богу нашему» (ст. 8). Они были не вооружены, не готовы к войне и собрались вместе, чтобы поститься и молиться, а не сражаться; и поэтому молитвы и слезы стали оружием многих из них; они вооружились ими и искали в них прибежища. А зная, что Самуил имеет большое влияние на небесах, они ревностно просили использовать его ради них. У них было основание ожидать этого, ибо он обещал молиться о них (ст. 5) и избавлении от руки филистимлян (ст. 3), а они в свою очередь соблюдали все, что он говорил им от Господа. Подобным образом всякий, кто искренно подчиняется Христу как своему законодателю и судье, не должен сомневаться в успехе своего ходатайства. Они умоляли, чтобы Самуил не прекращал молиться о них: они совершат все необходимые военные приготовления, а он должен быть постоянным в молитве, возможно, помня, что когда Моисей хоть немного опускал свои руки, то побеждал Амалик. О, какое великое утешение для всех верующих знать, что их великий Ходатай на небесах никогда не молчит и не прекращает ходатайствовать, ибо предстал ныне за нас перед лицом Божием!
III. Самуил ходатайствовал о них перед Богом и принес жертву (ст. 9). Он взял одного ягненка от сосцов и принес его во всесожжение Господу, а пока жертва горела, то вместе с дымом от нее к небу восходили его молитвы об Израиле. Обратите внимание:
(1) Он ходатайствовал и совершал жертвоприношение. Христос ходатайствует в силу того, что принес удовлетворение, и поэтому во всех своих молитвах мы должны взирать на Его великую Жертву, уповая на то, что она будет принята. Жертва Самуила без молитвы была бы простым прообразом, а его молитва без жертвы не была бы такой сильной; поэтому все это учит нас, что мы можем ожидать великих благ от Бога в ответ на те молитвы, которые совершаются с верой в жертву Христа.
(2) Это всесожжение он совершил исключительно во славу Бога; это подразумевало, что великая просьба, которую он излагал в своей молитве, возносилась ради славы Бога: «Господи, помоги сейчас Своему народу ради имени Своего». Когда мы стараемся воздать славу Богу, то можем надеяться, что Он положительно ответит на наши молитвы, содействуя собственной славе.
(3) В жертву был принесен всего один ягненок, питавшийся от сосцов, ибо Бог прежде всего смотрит на непорочность и намерения сердца, а не на величину или количество приношений. Этот единственный ягненок (являясь прообразом Агнца Божьего) был более благоугоден, чем тысячи овнов и волов без веры и молитвы. Самуил не был священником, но был левитом и пророком случай особенный, а то, что он делал, совершалось по особому указанию, и поэтому жертва была принята Богом. Это также порицало священников, ибо они развратили себя.
IV. Бог благоприятно ответил на молитву Самуила (ст. 9): услышал его Господь. Его самого звали Самуил «выпрошенный у Бога», и Бог в ответ на его молитву даровал много милостей. Сыны молитвы должны быть известны молитвой, как Самуил между призывающими имя Его (Пс 98:6). Его ответ был весомым: филистимлянам было нанесено поражение (ст. 10−11), они были полностью истреблены, и таким образом, что их гибель в высшей степени возвеличила молитву Самуила, силу Бога и храбрость израильтян.
1. Молитва Самуила была почтена, ибо в то время, когда он приносил всесожжение и вместе с ним возносил свою молитву, началось сражение, и все сразу обратилось против филистимлян. Когда он еще говорил, Бог услышал и ответил громом (Ис 65:24). Бог показал, что почтил именно молитву и всесожжение и тем самым пояснил Израилю, что, как во время предыдущей войны с филистимлянами Он справедливо наказал их за чрезмерное упование на присутствие ковчега, который несли два нечестивых священника, так и теперь Он милостиво принял их смиренное упование на молитву веры, исходившую из уст и сердца благочестивого пророка.
2. Сила Бога была в высшей степени прославлена, ибо Он взял дело в Свои руки и поразил филистимлян не большими камнями града, которые бы убивали их (Нав 10:11), а сильным громом, который напугал их и поразил таким ужасом и оцепенением, что они ослабели и стали легкой добычей для меча Израиля, который истребил их. Иосиф Флавий добавляет, что земля тряслась под ними, когда они осуществили первую атаку, а во многих местах раскрылась и поглотила их; помимо ужаса, охватившего их из-за грома, их лица и руки были обожжены молнией, что побудило их спасаться бегством.
3. А так как вынудила их бежать непосредственно рука Бога (Которого они боялись не так сильно, как Его ковчега, 1Цар 4:7), то было прославлено войско Израиля; оно использовалось для того, чтобы завершить победу, а его воины насладились, ликуя над своими угнетателями: «Они преследовали Филистимлян и поражали их». Как быстро они получили выгоду от своего покаяния, реформации и возврата к Богу! Теперь, когда Бог был на их стороне, ни один из их врагов не смог устоять перед ними.
V. Самуил воздвиг памятник в благодарность за эту победу, во славу Бога и для ободрения Израиля (ст. 12). Он поставил камень и назвал его Авен-Езер камень помощи. Всякий раз, когда сердца людей ожесточались и они забывали о впечатлении, произведенном провидением, камень должен был напоминать им об этом и делать благодарными или же постоянно свидетельствовать против них за их неблагодарность.
1. Этот памятник был поставлен на том же месте, где двадцать лет тому назад филистимляне поразили израильтян, ибо это случилось возле Авен-Езера (1Цар 4:1). Грех, явившийся причиной поражения, был прощен благодаря их покаянию, и прощение запечатлено этой славной победой в том самом месте, где они потерпели поражение (см. Ос 1:10).
2. Самуил лично позаботился поставить этот памятник. Благодаря его молитве была получена эта милость, и поэтому он считал себя особым образом обязанным с благодарностью признать это.
3. Он дал памятнику это имя на том основании, что до сего места помог нам Господь; этими словами он с благодарностью говорит о прошлом, воздавая славу за эту победу только Богу, добавившему эту милость ко всем прежним Своим милостям. Тем не менее, когда он говорит о будущем, то в его словах звучит сомнение: «До сих пор все было хорошо, но мы не знаем, что Бог может сделать с нами в будущем, когда мы будем обращаться к Нему, поэтому давайте славить Его за то, что Он сделал». Отметьте: мы должны благодарить за начатки милости и избавления, пока они совершаются для нас, даже если они полностью не совершены, более того, даже в том случае, когда их исход неясен. Блаженный апостол Павел сказал: «Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою» (Деян 26:22).
Стихи 13−17. Данные стихи вкратце описывают дальнейшие служения, совершенные Самуилом для Израиля. Он заставил израильтян расстаться с идолами и привел домой к их Богу, тем самым дал им возможность получать дальнейшие милости благодаря его служению. Добившись этого, он становится для них величайшим благословением и в других примерах, тем не менее он немного говорит о себе и своих близких. Здесь нам не говорится, но из Писания следует (2Пар 35:18), что во времена пророка Самуила народ соблюдал Пасху с необычным благоговением, несмотря на то, что ковчег находился далеко и Силом был опустошен. Безусловно, он совершил много хороших служений для Израиля, но здесь нам говорится, что он был инструментом, (1) который хранил гражданский мир (ст. 13): «Не стали Филистимляне более ходить в пределы Израилевы»; они не совершали больше атак или набегов на них, осознав, что теперь Бог сражается за Израиль и что Его рука направлена против филистимлян; это поддерживало в них благоговение и обуздывало остатки гнева». Самуил был защитником и избавителем Израиля, но не за счет меча, как Гедеон, или силы мышцы, как Самсон, а благодаря силе молитвы, обращенной к Богу, и реформации среди народа. Религия и благочестие являются лучшей защитой народа.
(2) Который восстановил гражданские права (ст. 14). Благодаря его влиянию у Израиля хватило смелости потребовать у филистимлян города, которые они несправедливо забрали и удерживали; а филистимляне, не осмеливавшиеся соперничать с народом, который имел такое сильное влияние на небесах, своевременно покорились их требованиям и возвратили (как полагают некоторые) Аккарон и Геф два главных города, хотя позже вновь забрали их; другие полагают, что речь идет о нескольких небольших городах, расположенных между Аккароном и Гефом, которые были отвоеваны у филистимлян. Они добыли их благодаря своей реформации и религии: отвоевали землю у врагов и продвинулись в гражданских делах. Добавлено: «Был мир между Израилем и Аморреями», то есть хананеями остатками коренных жителей Ханаана. Это не значит, что Израиль заключил с ними союз, но они не беспокоили и не причиняли вред Израилю, как было раньше. Так, когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним, и они не беспокоят его (Притч 16:7).
(3) Который вершил государственный суд (ст. 15−16), он был судьею Израиля. Как пророк он учил их исполнять свой долг и обличал во грехах, в чем и заключается суд (Иез 20:4; Иез 22:2). Моисей судил Израиль, когда объявил ему уставы Божии и законы Его (Исх 18:16); подобным образом и Самуил судил их до самого конца, даже после того, как сделал Саула царем; поэтому после помазания он пообещал им (1Цар 12:23): «Я буду наставлять вас на путь добрый и прямой». Как представитель власти он получал обращения второстепенных судов и выносил суд: изучал дела и принимал решения, допрашивал узников, оправдывал или осуждал их согласно закону. Так он поступал во все дни жизни своей, пока не состарился и не смог заниматься служением; тогда он передал его Саулу. После этого он осуществлял правление в тех случаях, когда к нему обращались; он даже судил Агага и самого Саула. Но когда Самуил был в расцвете сил, то совершал все необходимые служения на благо своей страны, по крайней мере, те, которые были в его компетенции. Он вершил суд в Вефиле, Галгале и Массифе, расположенных в колене Вениаминовом, но постоянно проживал в Раме городе своего отца и там судил Израиль; туда приходили к нему люди со своими жалобами со всех частей страны (ст. 17).
(4) Который поддерживал государственную религию, ибо в том месте, где жил, он построил жертвенник Господу, но не из-за неуважения к жертвеннику, находившемуся в Номве или Гаваоне, или к тому месту, где находилась скиния, а на том основании, что божественная справедливость опустошила Силом и не было определено новое место для жертвоприношений (Втор 12:11); на этом же основании он считал закон, ограничивавший их одним местом, приостановленным; а являясь пророком, находящимся под божественным руководством, он поступил так, как поступали патриархи, и построил жертвенник там, где жил, для своей семьи и для блага всех, кто обращался к нему за судом. Великие люди должны использовать свое богатство, власть и влияние для поддержания религии в тех местах, где они живут.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 7 глава