8. Чудесное обнаружение топора (6:1−7)
Неким сынам пророков не нравилось жилье, которое они занимали с Елисеем, вероятно, в Иерихоне или Галгале. Поэтому они, с позволения пророка, решили построить себе дом у Иордана. В процессе строительства один из них уронил одолженный им топор в воду. Елисей бросил в воду кусок дерева, топор всплыл и был возвращен благодарному строителю.
9. Чудесные военные маневры (6:8−23)
Еще одним свидетельством чудесной силы Елисея было его знание о тайных передвижениях во вражеском стане. Сирийский царь не мог одержать победу, потому что царь Израильский знал обо всех его тайных ходах; он стал подозревать, что кто-то шпионит на царя Израиля. Узнав, что это пророк Елисей открывает царю Израильскому его планы, он решил схватить Елисея любой ценой. Узнав, что пророк находится в Дофаиме, расположенном недалеко от Самарии, он послал отряд, который окружил город ночью. Утром слуга Елисея испугался, увидев вокруг города вражеское войско. Но в ответ на молитву пророка слуге была дана чудесная способность увидеть огненных коней и колесницы, которые Бог послал защищать Свой народ.
Елисей попросил Господа поразить сирийцев слепотой. Тогда пророк смог отвести их из Дофаима в Самарию без борьбы. Когда царь Израильский предложил убить их, Елисей напомнил, что, если он не убивает тех, кого пленил мечом и луком, зачем же убивать тех, кто сдался без усилий с его стороны? Вместо этого царю было сказано накормить их и отправить домой. Совершив этот гуманный поступок, он ответил добром на зло. Больше эти полчища не нападали на Израиль.
Стих 16 напоминает нам 1 Иоанна 4:4б: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». В нашей духовной битве с силами зла у нас есть защита и сила, дарованная нам нашим всемогущим Союзником. Через молитву по вере Господь может открыть глаза нашего сердца, чтобы мы увидели, что Он защищает нас и не дает сатане погубить нас.
10. Голод в Самарии (6:24 — 7:20)
6:24−31 Рассказанная здесь история не обязательно расположена в хронологическом порядке по отношению к остальным. Венадад, царь Сирийский, осадил Самарию так успешно, что в городе начался голод. (Если осада имела место после семилетнего голода, упоминаемого в 8:1−2, как предполагают некоторые исследователи, то мы можем понять, что ситуация действительно была серьезной). За нечистую пищу (ослиная голова), траву или зерно приходилось платить непомерные деньги. «Голубиный помет» — это название съедобного клубневого растения. В наши дни оно называется «Вифлеемская звезда». Царь Израильский понимал, что только Господь способен помочь им, и его сильно огорчали случаи людоедства, начавшиеся среди народа. Он обвинил Елисея в происходящем и в том, что он ничего не делает для облегчения ситуации, и поклялся убить пророка до конца дня.
6:32−33 Но Елисей получил Божье откровение о намерениях царя. Он сказал старцам, что к нему идет человек от царя, а сам царь идет следом. Он велел им не впускать царского человека, пока не придет сам царь. Почти тут же пришел сначала человек царя, а потом и сам царь. Он думал, что остается только сдаться Сирии. Царь сказал пророку: «Вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа?» Этот случай напоминает нам слова: «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч 21:1).
Здесь не названо имя царя Израиля; фактически, ни одно имя царя не приведено, когда рассказываются случаи из глав 4−8. Многие комментаторы утверждают, что царем во время этой осады был Иорам, но мы не можем быть в этом уверены, так как служение Елисея продолжалось не менее пятидесяти лет, во время правления четырех разных царей, и события описываются не в хронологическом порядке.
комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств, 6 глава