Псалом 104: Завет с Авраамом
В завете, заключенном с Авраамом, Бог обещал его потомкам землю от реки Египетской до реки Евфрат (Быт 15:18−21; Исх 23:31; Втор 1:7−8; Нав 1:4). Это было безусловное обещание, завет чистой благодати. Все зависело от Бога, ничто — от человека.
В этом псалме с большим энтузиазмом пересказывается все, что совершил Бог после заключения завета и до того момента, когда Он ввел детей Израиля в землю обетованную. Акцент делается на деяниях Бога. Ничего не говорится о грехах и проступках Израиля, как в большинстве исторических псалмов.
На самом деле Израиль никогда полностью не занимал обещанную ему территорию. Ближе всего его границы были к обещанным во время правления Соломона. Хотя он правил всеми землями от Евфрата до границы Египта, народ Иуды и Израиля жил в земле от Дана до Вирсавии (3Цар 4:21−25). Когда же Мессия Израиля вернется в силе и славе, его границы раздвинутся и охватят всю землю, которую Бог обещал Аврааму. Когда настанет этот день, верующий Израиль станет петь эту песню с новым воодушевлением и пониманием.
Благодарите и славьте (104:1−6)
Многие псалмы начинаются очень сдержанно, но потом восхваление взрастает и достигает своей кульминации. Но этот псалом начинается с настоящего взрыва хвалы, сразу привлекающего внимание читателя своим красноречием. Обратите внимание на разнообразие глаголов в повелительном наклонении, с помощью которых автор призывает к поклонению:
Славьте Господа;
Призывайте имя Его;
Возвещайте в народах дела Его;
Воспойте Ему и пойте Ему;
Поведайте о всех чудесах Его.
Хвалитесь именем Его святым;
Да веселится сердце ищущих Господа.
Ищите Господа и силы Его,
Ищите лица Его всегда.
Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил,
Знамения Его и суды уст Его,
Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
Его завет с Авраамом (104:7−11)
104:7,8 Непосредственная тема восхваления — завет, который Бог заключил с Авраамом (Быт 12:7; 13:14−17; 15:7,18−21; 17:8; 22:17−18; Исх 32:13). Его заключил Господь Бог наш, Чьи праведные деяния видны по всей земле. Он никогда не забудет Свое обещание, даже если Его исполнение отложено на тысячу родов. Если Он что-то обещал, это настолько непреложно, как будто оно уже произошло.
104:9−11 Завет изначально был заключен с Авраамом (Быт 12:1−20), позже подтвержден Исааку (Быт 26:3,4), а потом — Иакову (Быт 28:13−15). Слово Бога, Который не может лгать, гарантирует, что земля Ханаанская станет наследием Его земного народа.
В последующей истории Израиля мы видим, как Бог устраняет камни преткновения с пути Израиля и сокрушает его врагов, чтобы произошло сказанное Им.
Младенчество народа (104:12−15)
Когда они впервые пришли в Ханаан из Месопотамии, это была горстка беззащитных скитальцев. Тогда они много передвигались по земле и в других странах (Быт 12:1−13; 20:1−18; 28:1−29:35). Но Бог защищал их от опасностей и притеснений, возбранял из-за них правителей, таких как фараон (Быт 12:17−20) и
Авимелех (Быт 20:1−18; 26:6−11), фактически говоря этим языческим царям: «Не смейте прикасаться к Моим избранным и делать зло Моим пророкам — это патриархи, которым Я послал откровение».
Возвышение Иосифа в Египте (104:16−22)
Прошло время, и в земле Ханаанской начался свирепый голод. Закончились запасы хлеба; питаться было нечем. Это Бог вызвал голод и всякий стебель хлебный истребил, но только в том смысле, что попустил этому случиться. Бог никогда не делает зла, но иногда Он позволяет ему случиться, если в конечном итоге оно ведет к Его славе и благу Его народа. Божьим человеком в условиях этого кризиса был Иосиф. Братья ненавидели его, и он был продан ими в Египет в качестве раба. Там его ложно обвинили в обольщении женщины и бросили в темницу (Быт 39:20). В стихе 18 приводятся детали о его заключении, которых нет в других источниках: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его». Два года провел он в темнице, и слово Господне испытало его: он оказался умелым толкователем снов и предсказателем будущего. Наконец фараон узнал о его способностях и не только освободил его, но и сделал вторым человеком в стране. Он имел право наставлять вельмож Египта, если это было необходимо, и учить мудрости людей гораздо старше себя.
Переезд Иакова с семьей (104:23−25)
Потом семья Иосифа перебралась в Египет. Прошли годы, количество израильтян умножилось, они процветали и были сильны в военном отношении. Но Бог позволил египтянам проявлять антисемитские настроения, угнетать и обманывать иудеев.
Моисей и казни египетские (104:26−36)
104:26−27 Тогда Бог возвысил Моисея и его помощника Аарона, чтобы они предстали перед фараоном и потребовали освободить Его порабощенный народ. Они подкрепили свои требования рядом казней, которые должны были сломить сопротивление монарха.
Казни упоминаются здесь не в хронологическом порядке, и две из них опущены — пятая и шестая.
104:28 Бог послал тьму на всю землю (казнь девятая). Автор псалма добавляет загадочный комментарий: «и не воспротивились слову Его». Так значение этих слов не ясно, в переводе ИСВ они переданы как «они воспротивились Его слову», но оснований и подтверждающих манускриптов для подобного изменения текста не было. Согласно Барнсу, это значит, что Моисей и Аарон не воспротивились слову Господа, а сделали, как Он им велел. Или же это значит, что тьма была такой угнетающей, что египтяне не могли противиться ей.
104:29−31 Бог преложил воду их в кровь и уничтожил рыбу (казнь первая). Это был худший вариант загрязнения среды.
Далее упоминается казнь, связанная с жабами (вторая). Повсюду были жабы — в очагах и постелях. Даже царский дворец был полон этих прыгающих, квакающих, скользких созданий!
Одно слово Господа — и земля наполнилась разными насекомыми (казнь четвертая), скнипами (казнь третья).
104:32−36 Вместо дождя Бог послал губительный град и молнию (казнь седьмая). Палящий огонь прокатился по полям, уничтожил виноград и смоковницы, сокрушил другие дерева. В результате этой казни пострадали и погибли многие люди (Исх 9:25).
Потом на землю напала саранча,
похожая на армию захватчиков, поглотившая всю траву на своем пути и оставившая позади себя пустошь (казнь восьмая).
Когда ни одна из этих казней не привела к успеху, Бог поразил всякого первенца египтян, людей и животных (казнь десятая). Это была запоминающаяся ночь — в эту ночь была уничтожена гордость каждого египетского дома.
Исход (104:37,38)
Иудеи покинули Египет с большим количеством серебра и золота, чем у них было в момент прибытия; египтяне обрадовались их уходу и были готовы отдать все, чтобы только избавиться от них (Исх 12:33−36). Казни, которые вызвали в Египте такое смятение, не коснулись израильтян. Все они были готовы пуститься в путь. Никто не отставал и не спотыкался.
Для египтян исшествие их было облегчением; египтяне уже очень боялись их.
Путешествие по пустыне (104:39−42)
Бог фантастическим образом заботился о Своем народе в пустыне. Облако не только не давало им сбиться с пути (Исх 13:21), но и укрывало их от врага, как дымовая завеса (Исх 14:19−20). Ночью оно превращалось в огненный столп, чтобы светить им в пути. Когда они хотели есть, Бог давал им самое лучшее: перепелов в изобилии и манну, чудесный хлеб небесный. Когда им нужна была вода, Он раскалывал камень, и оттуда воды текли рекою. После того, как все вдоволь напились, воды хватило бы, чтобы создать реку посреди пустыни. Почему Иегова так заботился о них? Потому что Он не забыл Своего святого слова, данного рабу Его Аврааму.
Наконец на земле (104:43−45)
Это было великое избавление, сопровождавшееся неописуемой радостью и пением. Иегова вывел их в землю Ханаанскую и изгнал языческие народы, которые там жили. Они пришли на все готовое; они наследовали труд иноплеменных.
Конечно, Бог хотел, чтобы они повиновались Ему и хранили законы Его. Условием владения землей фактически было их повиновение (Лев 26:27−33; Втор 28:63−68; 30:19−20).
Последний стих этого псалма — его естественная кульминация. В нем говорится о том, к чему все это время стремился Бог.
Это относится и к нам тоже. Бог назвал нас Своим народом, чтобы мы жили в соответствии с последним стихом:
Чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуйя! Аллилуйя!
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 104