Псалом 83: Тоска по небесной родине
По поводу первичного толкования Псалма 83 нет сомнений. Он выражает страстное желание иудеев в изгнании вернуться в храм Иерусалима.
Конечно, его можно также применить к современному христианину, который по какой-то причине не может посещать собрания поместной церкви. Он жаждет снова быть с Божьим народом, когда они встречаются, чтобы поклоняться Богу.
Но больше всего мне нравится представлять себе благочестивого пилигрима, который тоскует по своей небесной родине. Давайте рассмотрим этот псалом с такой точки зрения.
83:2−3 Какое место может сравниться по своей красоте с жилищем Бога! Это место несравненной красоты, невиданного великолепия и неизреченной славы. Но давайте объясним, что мы имеем в виду. Мы говорим о месте, но это метонимия, потому что на самом деле мы говорим о Личности, живущей там. Так что, когда автор псалма пишет: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни», на самом деле он хочет быть с Самим Господом. Он сообщает о том же в следующей фразе: «...сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому».
83:4 Пилигрим сравнивает себя с птичкой (воробьем) и ласточкой. В другом псалме воробей выступает как образ предельного одиночества: «...одинокая птица на кровле» (101:7). Любой, кто видел когда-либо ласточку, знает, какое это беспокойное создание, снующее и парящее в воздушных потоках. Эти образы говорят о пребывании Божьего народа в пустыне; они одиноки и не находят покоя. Единственное место, где они могут найти отдых и уверенность для себя и своей семьи, — у алтарей Господа.
В скинии и храме было два алтаря. Один из них был медным, другой — золотым. Первый символизирует смерть Христа, второй — Его воскресение. Вместе они указывают на завершенное дело нашего Спасителя. Это место, в котором наши души могут найти отдых, как ласточки, и сюда мы можем привести в поисках покоя своих детей. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян 16:31).
83:5 Далее следует всплеск чувства, которое мы могли бы назвать священной ревностью; изгнанники восклицают: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя». Думая о счастье тех любимых, которые вернулись домой к Господу, мы не можем печалиться о них. Для нас это утрата, а для них — вечное приобретение. Им там лучше, чем нам здесь.
83:6 В стихах 6−8 мы возвращаемся от благословенного состояния тех, кто уже на небесах, к меньшему благословению тех, кто на пути туда. О них говорится несколько вещей. Прежде всего, их сила в Господе, а не в них самих. Они «укрепляются Господом и могуществом силы Его» (Еф 6:10). Потом, в сердце своем они хранят путь к Сиону. Мир — не их дом. Хотя они в мире, они не от мира. У них в сердце стези направлены к Богу.
83:7−8 В-третьих, проходя долиною плача, они открывают в ней источники. Эти неукротимые души способны петь в горести и видеть радугу сквозь слезы. Они превращают трагедию в триумф и используют неудачи как трамплины к новым достижениям. Тайна их победы над обстоятельствами выражена в следующей фразе: «и дождь покрывает ее благословением». Обычно дождь символизирует Святого Духа, и здесь Он несет служение ободрения, дает благословение странствующим в пустыне — прохладную чистую воду. Вода — это Слово Божье (как в Еф 5:26). Это объясняет, почему они приходят от силы в силу. Вместо того, чтобы слабеть по ходу путешествия, они становятся все время сильнее. Несмотря на то, что внешняя оболочка истлевает, внутренняя природа обновляется каждый день (2Кор 4:16). Они могут испытывать чудесную уверенность: каждый явится пред Богом на Сионе. В этом нет сомнений: путь через пустыню приведет их к радости, они увидят Царя во всей Его красе.
83:9 Теперь автор псалма разражается страстной молитвой. Он обращается сначала к Господу, Богу сил, потом — к Богу Иаковлеву. Как Бог сил Он правит огромным количеством ангельских созданий. Как Бог Иаковлев, Он является Богом недостойного, Богом обманщика. Только представьте себе! Бог бесчисленных ангелов на небесах — это также Бог червя Иакова. Неизмеримо высокий может быть очень близким. И это — единственная причина, по которой мы с вами вообще можем войти в Его присутствие.
83:10 И каковы наши права на это? Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Мы можем попасть туда только через Личность и деяния Господа Иисуса.
Бог видит моего Спасителя, а потом видит меня
В Возлюбленном, и я Ему угоден и свободен.
83:11 На что же похоже пребывание на небесах? Один день во дворах Его лучше тысячи дней в любом другом месте. Другими словами, небеса не с чем сравнить. Мы просто не можем представить себе славу, радость, красоту и свободу, ждущие нас там, где сейчас Иисус. И хорошо, что не можем. В противном случае мы были бы очень несчастны здесь и не могли бы делать свое дело.
Лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Сперджен говорил: «Лучше быть худшим у Бога, чем лучшим у дьявола». И не только лучше, но и надежнее. Обратите внимание на противопоставление между домом Божиим и шатрами нечестия. Дом — постоянное место жительства, шатер ставят на время.
83:12 Господь Бог есть солнце, дающее свет во тьме, щит для защиты путника от пылающего жара. Господь дает благодать, когда путник в ней нуждается, а потом, в конце пути, Он даст славу, приветствуя Своих детей в Своем вечном доме. Путник может быть уверен, что не будет ни в чем нуждаться на пути к небесам, ибо ходящих в непорочности Он не лишает благ. Он не лишит нас того, что для нас — благо; если Он что-то нам не дает, значит, это не благо. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32).
83:13 Неудивительно, что автор псалма завершает его радостным возгласом: «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» И мое сердце вторит ему: «Да, Господи, я вечно благодарен Тебе за то, что я — христианин».
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 83