Б. Пустыня Син (Гл. 16)
16:1−19 Идя на юго-восток, народ пришел в пустыню Син. Есть было нечего, и люди стали горько жаловаться, с тоской вспоминая египетскую еду. Они, похоже, забыли, что эта еда сопровождалась ужасным рабством. Бог отвечает на жалобы милостью, послав множество перепелов ночью и обилие манны утром. Перепела посылались израильтянам всего дважды: здесь и в Числах 11:31, но манна давалась постоянно. «Манна» в переводе означает «что это?». Эта пища была чудом; объяснить ее происхождение естественным образом невозможно. Манна была мелкой круглой крупой белого цвета и имела сладковатый вкус (ст. 31). Эти свойства манны символизируют смирение, совершенство, чистоту и сладость Христа — Хлеба, сошедшего с небес (Ин 6:48−51). Появление манны каким-то образом связано с утренней росой, напоминающей о Святом Духе, Который открывает Христа нашим душам. Израильтянам разрешалось собирать по гомору манны (около полутора литров) на человека. Когда они старались собрать по гомору, манны всегда оказывалось достаточно, и при этом никогда не оставалось лишней. Это говорит нам о том, что Христос восполняет все нужды верующих. Кроме того, здесь содержится напоминание о том, что происходит, когда христиане делятся с нуждающимися (2Кор 8:15). Манну нужно было собирать рано утром, чтобы она не успела растаять на солнце. Таким же образом и мы должны насыщаться общением с Христом в начале каждого дня, прежде чем нас начнет затягивать жизненная суета. Манну собирали ежедневно, и мы должны насыщаться Господом каждый день. Манну нужно было собирать шесть дней в неделю. В седьмой день недели манны не было.
16:20−31 На шестой день народу было приказано собирать в два раза больше манны, чем обычно. Сделано это было для того, чтобы в день субботний люди могли отдохнуть. Во все остальные дни, если оставалась манна, собранная накануне, в ней заводились черви, и она смердела. Манна была похожа на семена кориандра, а вкус напоминал лепешку с медом. Манну можно было использовать для выпечки или варить. Моисей разгневался на тех, кто пошел собирать манну в субботу.
16:32−34 Немного манны положили в золотой сосуд, чтобы сохранить для потомков. Некоторое время спустя этот сосуд с манной положили в Ковчег Завета (Евр 9:4). Бог покоился на седьмой день творения (Быт 2:2), но человеку заповеди об отдыхе он тогда не давал. Теперь же Бог дал Израилю закон о субботе. Позже постановление о субботе вошло в число Десяти Заповедей (20:9−11). Это был знак завета, заключенного с Израилем у горы Синай (31:13). Каждую неделю суббота служила израильтянам напоминанием о том, как Бог избавил их от египетского рабства (Втор 5:15). Повеление соблюдать субботу никогда не распространялось на язычников. Из Десяти Заповедей девять повторяются в Новом Завете для назидания церкви в праведности. Единственная из Десяти Заповедей, которая не повторяется в Новом Завете — это заповедь о субботе. Тем не менее, сам принцип отдыха раз в неделю применим ко всему человечеству. Для христианина это первый день недели, день Воскресения Господа нашего. (Первый день, о котором здесь говорится, соответствует воскресному дню, который считается последним днем недели в современном календаре — прим. редактора). Отдых в этот день — не обязанность, установленная законом, а привилегия, когда, освободившись от мирской суеты, мы можем полностью посвятить себя поклонению и служению Господу.
Слово «свидетельство», которое означает Ковчег Завета, упоминается здесь еще до появления самого ковчега. «Свидетельство» может также относиться к Десяти Заповедям, в зависимости от контекста.
16:35−36 Сорок лет, на протяжении которых израильтяне должны были есть манну, является предсказанием продолжительности их странствования по пустыне. Манна исчезла, когда они пришли в Галгал, расположенный в земле Ханаанской (Нав 5:12).
комментарии МакДональда на Исход, 16 глава