IX. ПОЛУЧЕНИЕ ЗАКОНА (Гл. 19−24)
А. Подготовка к получению откровения (Гл. 19)
19:1−9 И вот израильтяне подошли к горе Синай. Оставшаяся часть Книги Исход, вся Книга Левит и первые девять глав Книги Чисел посвящены событиям, происходившим на этом месте.
Со времен Адама Бог не давал закона в прямом смысле этого слова. До сих пор отношения Бога с Его людьми строились чаще всего на благодати. Но теперь Он предложил им завет закона, содержащий условие: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов... вы будете у Меня царством священников и народом святым». Если они будут слушаться, Он их благословит. Не осознавая собственной греховности и беспомощности, люди сразу же согласились.
Д. Л. Муди комментирует этот отрывок таким образом:
«Все, что сказал Господь, исполним».
Дерзкое и самоуверенное заявление.
Золотой телец, разбитые скрижали, невыполненные заповеди, побитые камнями пророки, отверженный и распятый Христос — все это убедительно свидетельствует о цене человеческих клятв».
ДИСПЕНСАЦИИ
Наступает переломный момент в истории отношений Бога с человечеством, особенно с Израилем — избранным народом. Здесь, как и в других случаях, изменение установленного Богом порядка означает смену диспенсаций, или правления.
Блаженный Августин говорил: «Пойми различие между веками, и увидишь гармонию в Писании». Бог разделил историю человечества на эпохи. «Через Которого и веки сотворил», — сказано в Послании к Евреям (1:2). Эпохи могут быть длительными или краткими, но важна не их продолжительность, а то, как Бог обращается с человечеством во время этих периодов.
И хотя Сам Бог никогда не меняется, меняются Его методы. В разные времена Бог действует по-разному. Способ обращения Бога с человечеством в тот или иной период времени мы называем диспенсацией. В строгом значении этого слова, диспенсация означает не период, а правление, руководство, порядок, домостроительство (греческое слово oikonomia, от которого произошло слово «экономика», означало во время написания Нового Завета «диспенсацию» или «домостроительство»). Но изучать диспенсации в отрыве от связанных с ними периодов очень сложно. Например, история Соединенных Штатов разделена на сроки правления президентов, поэтому можно говорить о правлении Кеннеди или о правлении Буша. Речь при этом, идет, конечно же, о работе правительства в то время, когда пост президента занимал тот или иной человек. В течение этого срока существовала определенная политика, но эта политика чаще всего ассоциируется с определенным периодом времени.
Поэтому под диспенсацией мы подразумеваем способ отношений Бога и человека в любом историческом периоде. Дела Бога в определенной диспенсации вполне можно сравнить с домоправительством — с ведением домашнего хозяйства в разные периоды жизни семьи. Там, где в семье только муж и жена, правила одни. Но когда появляются дети, правила резко меняются. Когда дети вырастают, управление хозяйством опять приобретает новые формы. Эта же закономерность видна и в обращении Бога с человечеством (Гал 4:1−5).
Приведем пример. Когда Каин убил своего брата Авеля, Господь нанес отметку на Каина, чтобы никто его не убил (Быт 4:15). Но после Потопа Бог устанавливает институт смертной казни, повелевая: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт 9:6). Это различие объясняется сменой диспенсаций.
Другой пример можно найти в Псалме 136 (стихи 8−9): «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»
Но некоторое время спустя, Господь учил Свой народ: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44).
Мы видим, что те слова, которые использовал в молитве живущий под законом псалмопевец, неприемлемы для живущего под благодатью христианина.
В Книге Левит (глава 11) некоторые виды пищи называются нечистыми. Но в Евангелии от Марка (7:19б) Иисус провозгласил всякую пищу чистой.
В Книге Ездры (10:3) евреям было сказано отпустить чужеземных жен и рожденных от них детей. В Новом же Завете верующим повелевается не разводиться с неверующими женами (1Кор 7:12−16).
Согласно закону, только первосвященник мог входить в присутствие Бога (Евр 9:7). Но по благодати все верующие имеют доступ в Святое Святых (Евр 10:19−22).
Все эти перемены убедительно показывают, что произошла смена диспенсаций. Не все христиане придерживаются одинакового мнения относительно числа диспенсаций или их названий. Не все христиане даже принимают саму идею диспенсаций.
Но существование диспенсаций можно доказать следующим образом. Во-первых, существует по крайней мере две диспенсации — закон и благодать. «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин 1:17). Уже то, что наши Библии разделяются на Ветхий и Новый Завет, подтверждает смену образа правления. Дальнейшим подтверждением этому служит то, что в наше время верующим не нужно приносить в жертву животных. Отмена жертвоприношений также доказывает, что Бог установил новый порядок. Практически все христиане видят, что между Ветхим Заветом и Новым существует большое различие.
Но если мы согласимся с тем, что есть две диспенсации, то нам придется признать существование и третьей, потому что диспенсация Закона была установлена только в 19 главе Книги Исход — сотни лет спустя после сотворения мира. Поэтому Закону должна была предшествовать, по крайней мере, еще одна диспенсация (Рим 5:14). Итак, их уже три.
Тогда нам нужно также согласиться с тем, что есть и четвертая диспенсация, потому что Писание говорит о «будущем веке» (Евр 6:5). Речь здесь идет о том времени, когда Господь Иисус вернется царствовать на земле. Это время называется Тысячелетним Царством.
Апостол Павел проводит также различие между нынешним веком и веком будущим. Вначале он говорит о диспенсации вверенного ему служения — Евангелия и Церкви (1Кор 9:17; Еф 3:2; Кол 1:25). Это нынешний век. Но он говорит также и о будущем веке, когда наступит «полнота времен» (Еф 1:10). Из описания этого времени становится понятно, что данная диспенсация еще не наступила.
Поэтому мы знаем, что живем не в самый последний период мировой истории.
Профессор Скоффилд насчитывает семь диспенсаций в следующем порядке:
1. Безгрешное состояние (Быт 1:28). От сотворения Адама до первого грехопадения.
2. Совесть, или моральная ответственность (Быт 3:7). От грехопадения до окончания Потопа.
3. Человеческое правительство (Быт 8:15). От окончания Потопа до призвания Авраама.
4. Обетование (Быт 12:1). От призвания Авраама до получения Закона.
5. Закон (Исх 19:1). От получения Закона до Дня Пятидесятницы.
6. Церковь (Деян 2:1). От Дня Пятидесятницы до Вознесения Церкви.
7. Царство (Откр 20:4). Тысячелетнее правление Христа.
И хотя соглашаться со всеми деталями такой классификации не так важно, полезно все же увидеть, что существуют различные диспенсации. Особенно важно видеть различие между законом и благодатью. В противном случае мы будем брать отрывки Писания, относящиеся к другим эпохам, и применять их к себе. Все Писание полезно для нас (2Тим 3:16), но не все было адресовано непосредственно нам. Те части Библии, которые связаны с другими периодами истории, применимы и к нашему времени, но истолкование их в первую очередь относится к тому периоду, для которого они были написаны. Мы уже обратили внимание на ограничения, касающиеся пищи в Книге Левит (глава 11). Эти постановления не распространяются на христиан, живущих в наше время (Марк 7:18−19), но выраженный в них общий принцип остается неизменным — нужно избегать нравственной и духовной скверны.
Бог пообещал израильтянам, что если они будут послушны Ему, Он благословит их материальным процветанием (Втор 28:1−6). Речь шла в первую очередь о материальных благословениях на земле. Но сегодня это уже неприменимо. Бог не обещает нам денежных наград за послушание. Благословения этой диспенсации — это благословения духовные, небесные (Еф 1:3).
Между историческими периодами существует много различий, но одно остается неизменным — Евангелие. Спасение всегда было, есть и будет по вере в Господа. И во все времена оно возможно только благодаря тому, что Христос совершил на Кресте. Люди Ветхого Завета получали спасение по вере в те откровения, которые давал им Бог. Например, Авраам был спасен, поверив Богу, сказавшему, что потомство патриарха будет многочисленно, как звезды (Быт 15:5−6). Авраам, по-видимому, имел смутное представление, а, может, и вообще не знал о том, что произойдет на Голгофе столетиями позже. Но Господь знал. И когда Авраам поверил Богу, Бог зачел Аврааму цену, которую Христос в будущем заплатит на Голгофе.
Кто-то сказал, что ветхозаветные святые были спасены «авансом». Это значит, что они были спасены той ценой, которую Господь Иисус заплатил много лет спустя (о чем говорится в Рим 3:25). Мы спасены благодаря тому, что сделал Христос более чем 1900 лет назад. Но и в том, и в другом случае спасение обретается благодаря вере в Господа.
Нельзя ни в коем случае принимать идею о том, что люди, жившие в диспенсации Закона, были спасены соблюдением закона или даже принесением в жертву животных. Закон может только осуждать; он не может спасать (Рим 3:20). И кровь быков и козлов не может загладить ни одного греха (Евр 10:4). Спасение можно получить только верой и никак иначе! (См. Рим 5:1)
Также важно помнить следующее: то, что мы называем нынешнее время церкви временем благодати, вовсе не значит, что Бог не проявлял благодать в предыдущих диспенсациях. Мы всего лишь имеем в виду, что сейчас Бог проверяет людей под благодатью, а не под законом.
Важно также отметить, что границы между периодами нельзя провести с точностью до секунды. Часто встречаются переходные периоды или наслаивающиеся друг на друга. Это можно увидеть на примере Книги Деяний. Церкви понадобилось некоторое время, чтобы избавиться от некоторых признаков предыдущей диспенсации. Возможно также, что между Восхищением Церкви и Великой Скорбью будет время, когда явится человек греха и будет отстроен Храм в Иерусалиме.
И последнее замечание. Как и все хорошее, доктрина диспенсаций не застрахована от злоупотреблений. Некоторые христиане заходят в понимании диспенсационализма слишком далеко — настолько далеко, что принимают только те Послания Павла, которые были написаны из тюрьмы. По их мнению, только эти Послания применимы для сегодняшней церкви. В результате они не признают крещения и Вечери Господней, так как в тюремных Посланиях об этих таинствах ничего не сказано. Сторонники такого взгляда утверждают также, что евангелие, проповедуемое Петром, отличалось от того, которое проповедовал Павел (См. Гал 1:8−9, где это мнение опровергается). Таких людей иногда называют ультра-диспенсационалистами, или буллингеритами (так как учителя звали Буллингер). Такое экстремальное понимание диспенсаций неприемлемо.
19:10−20 Народ получил приказ: приготовиться к встрече с Богом. Им нужно было выстирать одежду и воздерживаться от половых сношений. Это было сделано для того, чтобы научить народ необходимости приходить к Богу в чистоте. Гора Синай была запрещенным местом. Ни людям, ни животным нельзя было прикасаться к ней под страхом смерти. Нарушившего запрет необходимо было бы убить стрелой или камнем с расстояния, чтобы не приближаться к горе. Взойти на гору разрешалось только Моисею и Аарону (ст. 24), и то только после трубного звука. Гора была окутана густым облаком; был слышен гром и видны молнии, огонь и дым. Вся гора сильно колебалась. Все это напоминало о том, как страшна встреча с Богом, особенно когда отношения с Ним основаны на соблюдении закона.
19:21−25 Господь повторил Моисею предупреждение о том, что народ не должен прикасаться к горе. Моисей вначале думал, что нет необходимости в повторении предупреждения, но затем повиновался. Священники, о которых идет речь в стихах 22 и 24, это, скорее всего, первородные сыновья.
комментарии МакДональда на Исход, 19 глава