Х. СКИНИЯ И СВЯЩЕНСТВО (Гл. 25−40)
В следующих семи главах описывается возведение скинии, назначение духовенства и учреждение соответствующего законодательства. Скинии посвящены пятьдесят глав Писания, что свидетельствует о ее важности в глазах Бога.
Скиния — сооружение в виде шатра — была местом, где Бог пребывал с избранным народом. Каждая часть скинии содержит духовные наставления, свидетельствуя о Христе — о том, Кто Он и что Он совершил для нас. Также скиния учит нас тому, как приблизиться к Богу. Священство напоминало людям, что грех отделяет их от Бога, и приблизиться к Нему можно только через этих представителей, назначенных и поставленных Им.
А. Указания по сооружению скинии (Гл. 25−27)
1. Сбор материалов (25:1−9)
Бог повелел Моисею собрать с народа приношения, состоящие из материалов, необходимых для сооружения скинии (святилища). Драгоценные металлы, шкуры животных, тонкие ткани, елей, благовония и драгоценные камни были, конечно же, той платой, которую израильтяне получили от египтян, покидая эту страну. Они заработали эти вещи ценой рабства. Но теперь израильтяне жертвовали их Господу. Бог предупредил, что скиния должна в точности соответствовать образцу, который дал Он Сам. И если все детали материального здания нужно было соблюдать с такой точностью, то насколько же важнее, чтобы устроение церкви — собрания верующих во Христа — в точности соответствовало тому образцу, который Бог дал в Новом Завете!
2. Ковчег Завета (25:10−16)
Ковчег представлял собой деревянный ящик, выложенный изнутри и покрытый снаружи чистым золотом. На всех сторонах ковчега крепились золотые кольца, через которые продевались шесты для несения ковчега. Ковчег содержал откровение — скрижали с законом (ст. 16), к которым со временем добавились жезл Аарона и сосуд с манной (Евр 9:4).
3. Крышка ковчега (25:17−22)
Крышку ковчега иногда называют престолом милости. Она представляла собой литую поверхность из чистого золота. По обе стороны на ней находились фигуры херувимов — ангельских существ. Крылья их были распростерты вверх, а лица обращены друг к другу. Между двумя херувимами над крышкой ковчега Господь являлся в облаке славы. Херувимы упоминаются, по меньшей мере, в тринадцати книгах Библии. Чаще всего они упоминаются в связи с престолом Господним, когда речь идет о святости и праведности Иеговы. Описание херувимов содержится в 1 и 10 главах Книги Иезекииля.
4. Стол для хлебов предложения (25:23−30)
Деревянный стол для хлебов предложения был покрыт чистым золотом. Верхняя часть стола была украшена фигурной лепкой (венцом), а вокруг него была золотая стенка в ладонь шириной с еще одним золотым венцом. Как и ковчег, стол переносился на шестах, продетых в кольца в нижних углах, у четырёх ножек стола. На стол священники клали двенадцать хлебов (ст. 30) по числу колен Израилевых. Там также стояли разные блюда, кадильницы, чаши и кружки для возлияния.
5. Золотой светильник и его принадлежности (25:31−40)
25:31−39 Светильник был сделан из чистого золота. У него было семь ветвей, на каждой из которых находилась чашечка с фитилем для сжигания масла. К светильнику прилагались также специальные щипцы и лотки для отрезанных частей фитиля (ст. 38−39).
25:40 При изготовлении всех этих принадлежностей необходимо было прежде всего придерживаться образца, который Бог показал на горе. Человеческие домыслы были здесь недопустимы. Этот принцип верен во всех духовных вопросах: мы должны следовать указаниям Бога и не отходить от образца, который Он дал нам по Своей мудрости.
Вся утварь скинии свидетельствует о славе Христа: ковчег символизирует Его божественную (золото) и человеческую (дерево) природу. Крышка ковчега (престол милости) отображает Христа, который стал для нас жертвой умилостивления (Рим 3:25). Стол для хлебов предложения говорит о том, что Христос — Хлеб жизни. Светильник напоминает нам о том, что Христос — свет миру. Медный жертвенник (гл. 27) свидетельствует о том, что Христос стал жертвой всесожжения, всецело принесенной Богу. Жертвенник для приношения курений или золотой жертвенник (гл. 30) — символ того, что жертва Христа была приятным благоуханием Богу. Умывальник (гл. 30) символизирует то, что Христос очищает людей водой, посредством Слова (см. Тит 3:5; Ин 13:10; Еф 5:26).
комментарии МакДональда на Исход, 25 глава