Г. Вспышка идолопоклонства (Гл. 32,33)
1. Золотой телец (32:1−10)
Моисей не приходил, и терпение народа иссякло. Они потребовали, чтобы Аарон сделал им идола. Аарон покорился их желанию, переплавив золотые серьги в литого тельца, совершив то, что строго и недвусмысленно запрещалось (Исх 20:4). Затем народ устроил бурное веселье, где они поклонялись идолу, ели, пили и предавались разврату. Они делали вид, что поклоняются Господу (ст. 5), поклоняясь тельцу. Когда израильтяне выходили из Египта, Господь благословил их, дав им много золота (12:35−36), но благословение обратилось в проклятие, потому что сердца людей были лукавы. Бог сообщил Моисею о том, что происходит в стане (ст. 7,8) и сказал, что намеревается истребить этот народ (ст. 9−10).
2. Заступничество и гнев Моисея (32:11−35)
32:11−13 В ответ на это Моисей предстает одним из величайших заступников в Библии. Обратите внимание на убедительные доводы, которые он приводит. Народ принадлежит Господу (ст. 11−12). Бог заботится о них — настолько, что вывел их из Египта (ст. 11). Египтяне будут злорадствовать, если Господь сделает со Своим народом то, чего не смогли сделать они — уничтожить его (ст. 12). Господь должен хранить верность завету, заключенному с патриархами (ст. 13).
32:14 «И отменил Господь зло» (ст. 14). «Зло» в данном контексте означает наказание. По молитве Моисея Господь отменил наказание, которое собирался наложить на Свой народ.
32:15−20 Моисей спустился с горы, неся в руках две скрижали откровения. По дороге он встретил Иисуса Навина. Когда Моисей пришел в стан, развратный идолопоклоннический праздник был в самом разгаре. Моисей, исполнившись праведным гневом, разбил скрижали с заповедями, показывая этим народу серьезность его греха. Затем Моисей сжег тельца, «и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (ст. 20). Возможно, здесь подразумевается, что наши грехи обращаются против нас же самих, и тогда нам приходится пить их горькую чашу.
32:21−24 Моисей спросил у Аарона, чем этот народ заслужил такой соблазн. Аарон в свое оправдание сказал, что золотой телец вышел из огня как бы сам по себе (ст. 24). Только благодаря заступнической молитве Моисея Господь не убил Аарона (Втор 9:19,20).
32:25−29 Некоторые из народа продолжали бушевать. И тогда Моисей призвал всех, кто остался верным. Племя Левия ответило на призыв Моисея. Они вооружились и стали убивать мечами «необузданных» (в переводе НАСБ — «неконтролируемых»). Не пощадили даже ближайших родственников (ст. 25−29). Здесь мы видим, как нарушение закона принесло смерть трем тысячам людей. А в День Пятидесятницы Евангелие благодати принесло спасение трем тысячам людей. Вполне возможно, что именно героизм и верность левитов стало причиной избрания их племени для священства (см. ст. 29).
32:30−35 Моисей возвратился на гору для встречи с Господом, думая, что он сможет искупить грех народа (ст. 30:32). Отвечая, Господь говорит о двух намерениях. Во-первых, Он накажет тех, кто сделал тельца (в ст. 35 мы читаем, что они были наказаны, когда Господь поразил народ мором). Во-вторых, Он пошлет Ангела Своего, Который будет идти перед Моисеем и введет израильтян в Землю Обетованную. В стихе 32 очень ярко проявляется характер Моисея — он готов был умереть за свой народ. «Изгладь и меня из книги Твоей», — это образное выражение следует понимать так: «Забери мою жизнь». Бог пощадил Моисея, но не пощадил Своего возлюбленного Сына. Господь Иисус, будучи праведен, умер за неправедных!
комментарии МакДональда на Исход, 32 глава