«Это не портретный альбом и не книга о хороших манерах: она предлагает нам ключ жизни. Примеры поведения, которые она демонстрирует, оцениваются одним критерием, который можно обобщить вопросом: «Это мудрость или глупость?».» Дерек Киднер
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книга Притч настолько же современна, как сегодняшний день. Она затрагивает жизненные проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас.
Если есть в Библии книга, о которой можно было бы сказать, что она адресована молодым, это была бы книга Притч
«Когда один молодой человек сказал Карлили, что не видит в книге Притч ничего особенного, тот ответил: «Попробуй написать несколько притч, и ты увидишь эту книгу в ином свете». Книга Притч — лучшее в мире собрание доброкачественного, освященного здравого смысла, записанное для того, чтобы молодые люди могли избежать некоторых ужасных ошибок, совершенных предыдущим поколением.
Предназначение книги формулируется в Притчах 1:1−7. В нескольких словах, эта книга была написана для того, чтобы передать юноше мудрость и разумение, чтобы он мог найти в своей жизни истинное благословение и избежать ловушек и оков греха. Ключевым стихом является 9:10: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум».
Арнот называет эту книгу «небесными законами для жизни на земле», что очень точно описывает ее содержание. Притча — это лаконичное мудрое утверждение, часто составленное таким образом, чтобы его было легко запомнить. Большинство притч состоит из двух частей, представляющих собой либо подобия, либо противопоставления.
Существуют несколько видов притч, которые разделяются на следующие категории:
1. Некоторые притчи представляют собой единичные утверждения, выражающие простой факт:
«Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (16:7).
2. Некоторые притчи состоят из двух частей или фраз, одна из которых сравнивается с другой:
«Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны» (25:25).
3. Другие притчи содержат две части или фразы, обычно объединенные союзом противопоставления а или но, описывающие противоположности:
«Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (10:7).
Притчи такого типа содержатся по большей части в главах 10−15.
4. Существуют притчи, состоящие из двух частей или фраз, в которых одна и та же мысль повторяется с небольшим отличием:
«Потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь» (23:27).
II. Aвторство
Эта книга иногда называется Книгой Притч Соломона, поскольку большинство ее изречений были записаны этим очень мудрым царем (1:1; 10:1; 25:1). В 3 Царств 4:32 говорится, что Соломон составил 3000 притч, таким образом, здесь мы видим несколько сотен из них, вдохновленных Духом Святым, чтобы стать частью Святого Писания.
Глава 30 указывает на то, что в ней содержатся «слова Агура, сына Иакеева» (30:1). Глава 31 представляется нам как «слова Лемуила царя» (31:1). В наше время мы не имеем информации о том, кем были эти люди. Некоторые исследователи предполагают, что эти имена являются псевдонимами, которые использовал Соломон.
III. Время написания
Поскольку в Притчах 25:1 говорится о том, что часть притч Соломона была собрана мужами Езекии, это указывает на то, что окончательная редакция этой книги появилась не ранее 700 г. до Р. Х. Изначальные высказывания Соломона могут относиться к 900 г. до Р. Х. Если имена Агур и Лемуил не являлись псевдонимами Соломона, и эти люди жили до 900 г. или после 700 г. до Р. Х., это увеличивает возможный временной промежуток составления этой книги.
IV. Исторический фон и тема
Написанная Соломоном и другими людьми, чудесная поэтическая книга Притч является замечательным учебным материалом. Она охватывает широкий спектр тем — от телесного наказания детей до управления царством. Подчас возникает вопрос, существует ли истина, которая не была бы затронута в книге Притч, пусть даже в самом кратком упоминании. Она говорит о проблеме пьянства, покупке в кредит, преступности среди несовершеннолетних и трудовых отношениях. Здесь вы встретите самых различных персонажей — сварливую женщину, горделивого глупца, человека, который не любит, когда ему указывают на его недостатки, и идеальную жену. Лучше же всего то, что здесь присутствует сам Господь Иисус, обращаясь к нам словами олицетворения Мудрости. «Идеальные элементы книги говорят о Нем; недостатки взывают к Нему» (процитировано в Каждодневных заметках Союза Писания).
Для книги Притч сложно составить единый план. Вместо единства мысли, подобного тому, которое существует в современных фильмах, она представляет отдельные иллюстрации, напоминающие цветные слайды.
Изучая эту книгу, вы обнаружите, что она во многом напоминает послание Иакова.
Один из ценных методов изучения книги Притч заключается в том, чтобы найти иллюстрации отдельных притч в:
- Самой Библии
- Истории
- Биографии
- Литературе
- Природе
- Газетах и периодических изданиях
- Радио и телевидении
- Вашем собственном опыте
Полезно помнить, что некоторые притчи являются утверждениями абсолютной истины, а некоторые утверждения истинны в большинстве случаев, но могут иметь исключения. Например, всегда истинно то, что «имя Господа — крепкая башня» (18:10), однако утверждение «Друг любит во всякое время» (17:17) может иметь исключения.
Изучая этот Комментарий важно сначала прочитать соответствующий стих или стихи. Многие разъяснения могут показаться бессмысленными, если вы сначала не прочитали данную притчу.
Классификация некоторых тем в Книге Притч
Господь
- Его благословения (10:22)
- Уверенность в Нем (3:25−26)
- Его творение (3:19−20; 16:4; 20:12; 22:2б; 29:13б)
- Наказание (3:11−12)
- Страх Господень (1:7,29; 2:5; 8:13; 9:10; 10:27; 14:26−27; 15:16,33; 16:6; 19:23; 22:4; 23:17; 24:21; 28:14)
- Водительство (3:5−6; 16:3,9)
- Суд и правосудие (15:25а; 17:3; 21:2; 29:26)
- Вездесущность (15:3)
- Всеведение (15:11; 16:2)
- Ответы на молитвы (15:8,29)
- Его защита (15:25б; 18:10)
- Богатый и бедный (10:15; 13:7−8; 14:20−21,31; 15:16; 17:1,5; 18:23; 19:1,4, 17; 21:13; 22:2,7, 16,22−23; 28:3,6, 11,27; 29:7,13)
- Источник мудрости (2:6−8) Его суверенность и сила (16:1,7, 9,33; 19:21; 20:24; 21:30−31; 22:12)
- Упование (29:25б)
Воспитание детей
- Инструкции по воспитанию детей (13:24; 19:18; 22:6,15; 23:13−14; 29:15,17)
- Повиновение и неповиновение родителям (1:8−9; 6:20,22; 13:1,19,26; 20:20; 23:22; 30:17)
- Слова родительского наставления (1:8−19; 2:1−22; 3:1−35; 4:1−27; 5:1−23; 6:1−35; 7:1−27; 23:19−35; 24:4−22; 31:1−9)
Слова
- Уместные (15:23; 25:11)
- Злословящие (25:23)
- Унижающие (11:12а)
- Вызывающие беспокойство (27:14)
- Злые (12:13а; 15:28б)
- Избыточные (10:19а; 13:3б)
- Лестные (20:19; 26:28б; 28:23; 29:5)
- Глупые (12:23б; 14:3а, 7; 15:2б; 18:6,7)
- Кроткие (15:1а, 4а)
- Добрые (10:20а, 21а; 16:21,23 , 24; 23:16)
- Губительные (11:9,11; 12:18а; 15:4б; 16:27; 18:21; 26:18,19)
- Жестокие (15:1б)
- Поспешные (18:13,29:20)
- Исцеляющие (12:18б; 15:4а; 16:24; 18:21)
- Честные (12:19а; 13:5)
- Неуместные (17:7)
- Лживые, обманчивые (6:17,10:18а; 12:19б, 22а; 14:25б; 17:4; 26:18,19,23−26,28а)
- Порочные (4:24; 10:31б, 32б; 15:4б; 17:20б)
- Сдержанные (10:19б; 11:12б, 13б; 12:23а; 13:3а; 17:27а, 28; 21:23)
- Приносящие удовлетворение (12:14; 18:20)
- Клевета (10:18б; 30:10)
- Сплетни, слухи (11:13а; 16:28; 17:9б; 18:8; 20:19; 22:11а; 26:10,22−26,28)
- Обдуманные (15:28а)
- Истинное и ложное свидетельство (6:19; 12:17; 14:5,25; 19:5,9, 28; 21:28; 25:18)
- Мудрые (10:31а; 14:3б; 15:2а; 18:4)
- Никчемные (14:23б)
Разные темы
- Мерзости
- — пред Господом (3:32; 6:16; 8:7; 11:1,20; 12:22; 15:8,9, 26; 16:5; 17:16; 20:10,23; 21:27; 28:9)
- — перед людьми (13:19; 16:12; 24:9; 26:25; 29:27)
- Древние межи (22:28; 23:10,11)
- Брать и давать взаймы (22:7б)
- Усердный человек (21:5; 22:29; 27:18,23−27; 28:19а)
- Противопоставление усердного ленивому (10:4,5; 12:24,26; 13:4)
- Враг (16:7; 24:17,18; 25:21; 27:6)
- Зависть (3:31; 14:30; 23:27; 24:1,19; 27:4)
- Лживые меры и весы (11:1; 16:11; 20:10,23)
- Друзья, ближние и дружба (3:27−29; 6:1−5; 11:12; 12:26; 14:21; 16:28; 17:9,17; 18:17,24; 21:10; 22:24,25; 24:17,19; 25:8,9,17,20,21,22; 26:18,29; 27:6,9, 10,14,17; 28:23; 29:5)
- Мед (16:24; 24:13; 25:16,27; 27:7)
- Трудолюбие (12:9,11; 14:4,23а)
- Взаимосвязь между физическим, умственным и духовным состоянием человека (3:1,2, 7,8, 16; 4:10,22; 9:11; 13:12; 14:30; 15:13,30; 16:24; 17:22; 18:14; 27:9)
- Справедливость и несправедливость (13:23; 17:15,26; 18:5; 21:15; 22:8,16; 24:23,24)
- Царь или правитель (14:28,35; 16:10,12−15; 19:12; 20:2,8, 26,28; 21:1; 22:11,29; 23:1; 24:21,22; 25:2−7,15; 28:15,16; 29:2,4, 12,14,26; 30:31; 31:4,5)
- Удел (16:33; 18:18)
- Старость (16:31; 17:6; 20:29)
- Пристрастность (18:5; 24:23б-25; 28:21)
- Гордость и смирение (3:34б; 8:13; 11:2; 15:33; 16:5,18,19; 18:12; 22:4; 29:23)
- Репутация (10:7; 22:1)
- Противопоставление праведника нечестивому (3:32,33; 10:3,6, 7,9,11,16,24,25,28,29−32; 11:3−11,17−21,23,27,31; 12:2,3, 5−8,1214,20,21,26,28; 13:2,5,6,9,21,25; 14:2,9,11,14,22,32; 15:8,9,26; 24:15,16; 28:1,12)
- Насмешник и издевающийся (3:34а; 9:7,8, 12; 13:1; 14:6; 15:12; 19:25; 21:11,24; 22:10; 24:9; 29:8а)
- Слуги и рабы (14:35; 17:2; 19:10; 29:19−20)
- Ленивец (6:6−11; 10:26; 15:19; 18:9; 19:15,24; 20:4,13; 21:25; 22:13; 24:30−34; 26:13−16)
- Спасение души (11:30; 24:11,12)
- Ссоры и разногласия (10:12; 12:18; 13:10; 15:1−4,18; 16:27,28; 18:6−8; 21:9,19; 28:25)
- Поручительство (6:1−5; 11:15; 17:18; 20:26; 22:26−27; 27:13)
- Способность к учению, готовность принять наставление и исправление (1:5; 9:7−9; 10:17; 12:1,15; 13:1,10,18; 15:5,10,12,31,32; 17:10; 19:20,25; 21:11; 25:12; 27:5,6; 28:23; 29:1)
- Вспыльчивость и терпение (14:17,29; 15:18; 16:32; 19:11)
- Воздержание и самообладание (23:1−3; 25:28)
- Вино (20:1; 21:17; 23:20,21,29−35; 31:4−7)
- Мудрость искать совета и наставления у других (11:14; 12:15; 15:22; 20:18; 24:6)
- Олицетворение мудрости (1:20−33; 8:1−36; 9:1−6; 14:1а; 16:16,22; 19:23)
- Противопоставление мудрого глупому (3:35; 10:8,13,14,23; 12:15,16,23; 13:16; 14:3,8,15,16,18,19,24,33; 15:7,14,20,21; 17:11,12,16,21,24,25,28; 18:2,6−8; 29:8,9,11)
- Слово и повиновение ему (13:13−14; 16:20; 19:16; 28:4,7,9; 29:18; 30:5,6)
Богатство
- Сопровождается беспокойством (15:6,16,17; 16:8; 17:1)
- Обретает друзей (19:4,6)
- Приобретаемое насилием (11:16)
- Приобретаемое нечестно (10:2; 13:22б; 15:6б; 20:17; 21:6; 22:16; 28:8)
- Приобретаемое поспешно (13:11; 20:21; 28:20б, 22)
- Приобретаемое честно (10:6)
- Дары и взятки (15:27; 17:8,23; 18:16; 19:6; 21:14; 25:14; 29:4)
- Унаследованное (19:14)
- Его ограниченная ценность (11:4)
- Менее ценное, чем мудрость (16:16)
- Ему нельзя доверять (11:28)
- Притворное (13:7)
- Его защита (10:15а; 13:8; 18:11)
- Его использование и щедрость (3:9,10,27,28; 11:24−26; 19:6; 21:26б; 22:9; 28:27)
- Его недолговечность (23:4,5; 27:24)
Другие женщины
- Красивая и безрассудная женщина (11:22)
- Сварливая женщина (19:13; 21:9,19; 25:24; 27:15−16)
- Хорошая жена (12:4; 18:22; 31:10−31)
- Благонравная женщина (11:16)
- Разумная жена (19:14)
- Нелюбимая женщина (30:23)
- Жена молодости (5:18−19)
Нечестивая женщина
- Распутная женщина или блудница (2:16−19; 5:3−23; 6:24−35; 7:5−37; 9:13−18; 24:14; 23:27,28; 30:20)
Содержание
I. ВСТУПЛЕНИЕ (1:1−7)
II. ПРИТЧИ СОЛОМОНА О МУДРОСТИ И ГЛУПОСТИ (1:8 — 9:18)
A. Увещевания мудрости (1:8−33)
Б. Пути мудрости (Гл. 2)
B. Вознаграждения мудрости (3:1−10)
Г. Мудрость как награда (3:11−20)
Д. Исполнение мудрости (3:21−35)
Е. Мудрость как семейное сокровище (4:1−9)
Ж. Мудрость и два пути (4:10−27)
З. Глупость развращенности (Гл. 5)
И. Глупость поручительства, лени и обмана (6:1−19)
К. Глупость прелюбодеяния и блуда (6:20 — 7:27)
Л. Олицетворение мудрости (Гл. 8)
М. Приглашения мудрости и глупости (9:1−18)
III. ПРИТЧИ СОЛОМОНА О ПРАКТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ (10:1 — 22:16)
А. Противопоставление праведной и нечестивой жизни (10:1 — 15:33)
Б. Прославление праведной жизни (16:1 — 22:16)
IV. ПРИТЧИ МУДРЫХ МУЖЕЙ (22:17 — 24:34)
А. Слова мудрых (22:17 — 24:22)
Б. Дальнейшие слова мудрых (24:23−34)
V. ПРИТЧИ СОЛОМОНА, СОБРАННЫЕ МУЖАМИ ЕЗЕКИИ (25:1 — 29:27)
VI. СЛОВА АГУРА (Гл. 30)
VII. СЛОВА, КОТОРЫМ НАУЧИЛА ЦАРЯ ЛЕМУИЛА ЕГО МАТЬ (31:1−9)
VIII. ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНА И МАТЬ (31:10−31)
комментарии МакДональда на притчи Соломона, введение