III. Притчи соломона о практической морали (10:1 — 22:16)
До сего момента в книге Притч прослеживалось очевидное постоянство мысли и связь между стихами. Каждой теме отводился абзац текста. С 10:1 по 22:16 мы открываем серию из 375 отдельных, независимых друг от друга притч. Большинство из них представляют собой противопоставления, разделенные союзами «но» или «а». Возможно, отнюдь не является случайностью тот факт, что численное значение букв в имени Соломона на иврите составляет 375 и соответствует числу притч в этой части книги, озаглавленной «Притчи Соломона».
А. Противопоставление праведной и нечестивой жизни (10:1 — 15:33)
10:1 Поведение сына оказывает непосредственное влияние на эмоциональное здоровье его родителей. Каждый сын может вырасти и стать Павлом (мудрым сыном) или Иудой (глупым сыном), со всеми вытекающими из этого положительными или отрицательными последствиями.
10:2 Богатство, приобретенное незаконным образом, не сохранится; оно обладает свойством исчезать. И в смертный час оно не даст своему владельцу ни облегчения, ни минуты отсрочки. Праведность же, с другой стороны, избавляет от смерти, по крайней мере, в двух аспектах. Она охраняет человека от опасностей греховной жизни, и, являясь внешним свидетельством рождения свыше, указывает на то, что он обладает вечной жизнью.
10:3 Общее правило гласит, что Бог «не допустит терпеть голод душе праведного». Давид сказал: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс 36:25). Но ровно настолько же истинно и то, что Господь «пресекает стремления нечестивых» (ИСВ). В тот самый момент, когда они простирают руки, чтобы ухватить удовлетворение и насыщение, те ускользают от них.
10:4 Ленивый и беззаботный пожнет нищету. Тот, кто прилежен и активен, достигнет успеха.
10:5 Лето — время сбора урожая. Бессмысленно тратить огромные усилия на пахоту, посадку и уход лишь для того, чтобы спать, когда придет время жатвы. Иисус говорит всем Своим ученикам: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоанна 4:35).
10:6 Закон жатвы заключается в том, что мы пожинаем то, что посеяли.
Если мы сеем жизнь праведную, то получим благословения от Бога и похвалу от людей. Если мы сеем тернии греха, наши уста будут закрыты насилием. Это то, что произошло с Аманом: его уста были закрыты, и он принял насилие и смерть (Есф 7:8−10).
10:7 Святая жизнь остается в памяти надолго после ухода человека. Имя нечестивого напоминает зловоние, а не аромат. Люди до сих пор называют своих сыновей Павлом, — но не Иудой!
10:8 Человек с мудрым сердцем принимает заповеди в том смысле, что он готов прислушаться к здравому совету и принять его во внимание. Громкоголосый глупец из-за своего нежелания учиться и слушаться, претыкается к погибели.
10:9 Праведная жизнь приносит безопасность и уверенность, а жизнь, построенная на обмане, будет разоблачена и наказана.
10:10 Противопоставление в этом стихе становится более очевидным, если обратится к тексту Современного Перевода: «Скрывающий правду — причина несчастья, говорящий открыто сотворяет мир» (Современный перевод библейских текстов, русский язык, Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1993). Мигание глазами означает уловки и ухищрения. Когда подобная форма обмана открыто обличается, горе сменяется миром.
10:11 Уста праведного человека — источник жизни, проистекающий словами утешения, наставления и назидания. Уста беззаконного заглушаются его собственным насилием и преступлениями.
10:12 Ненавидящий дух не найдет удовлетворения в том, чтобы простить и забыть. Он настоятельно снова и снова возбуждает старые обиды и ссоры. Сердце, полное любви, закрывает ошибки и промахи других завесой секретности. Эти ошибки и промахи, несомненно, должны быть исповеданы и оставлены, но любовь не сплетничает о них, и не подливает масла в огонь.
10:13 Слова разумного человека помогают окружающим. Глупец же не помогает никому; единственным его достижением становится наказание, которое он собирает на свою голову.
10:14 Мудрые люди ценят знание и сохраняют его для подходящего момента. «Он сохраняет свои слова для уместного времени, места и людей» (сравни с Матфея 7:6), — пишет Барнс. Но очень трудно предугадать заранее, что в следующий момент извергнется из уст болтуна. Он всегда доставляет неприятности себе и другим.
10:15 Богатый обогащается, и бедный умножает свою бедность. Те, у кого есть деньги, могут их приумножить. Бедному же человеку не с чего начать; его скудость становится причиной его бедствий. Богатый может приобретать качественные товары, которые лучше сохраняются. Бедные покупают старые, уже использованные вещи, которые лишь подпитывают их нищету счетами за ремонт. Такова жизнь, но не такой она должна быть.
10:16 Богатство, заработанное честным трудом, является благословением. Прибыль от нечестной работы ведет к греху. Сравните христианина-плотника и неверующего бармена. Заработанное плотником представляет позитивную, продуктивную работу, и используется для благотворных целей. Работа бармена несет разрушительный эффект. Чем больше он работает, тем больше он грешит. Чем больше он грешит, тем больше он зарабатывает.
10:17 Тот, кто сделал своей привычкой прислушиваться к благочестивым наставлениям, стоит на дороге, ведущей к жизни. Тот, кто отворачивается от здравого совета, заблуждается сам и сбивает с пути других.
10:18 Эта притча противопоставляет человека, который скрывает свою ненависть за неискренними словами, и человека, который открыто высказывает ее, злословя своего ближнего. Первый — лицемер, второй — глупец, и между ними нечего выбирать. Третьей альтернативой, — той, которую должны практиковать верующие, — является не хранить в своем сердце никакой ненависти вообще.
10:19 Чем больше мы говорим, тем больше вероятность того, что мы скажем что-то не так. Безостановочно говорящие, будьте осторожны! Похоть бесконечных разговоров часто приводит к преувеличениям, раскрытию секретов и нарушению конфиденциальности, и связанным с этим грехам. Попытки перещеголять шутку, рассказанную кем-то, часто быстро вырастают в непристойные истории.
Человек, практикующий самообладание в своей речи, поступает разумно. Он избегает стыда, извинений и просто греха.
10:20 То, что говорит хороший человек, является отражением того, кем он является. Поскольку его характер безукоризнен, такова и его речь. Так как сердце (или разум) нечестивого не представляет из себя ничего хорошего, таковы и разговоры, которые изливаются из него.
10:21 Кто-то весьма правильно перефразировал эту притчу: «Добро кормит и себя, и окружающих. Зло не может сохранить себя в живых».
Глупыми здесь названы упрямые, неподатливые люди.
10:22 Только благословение Господне по-настоящему обогащает жизнь.
Но правда ли, что оно печали с собой не приносит? Как это согласовывается с тем фактом, что большинство благочестивых людей сталкиваются в своей жизни с большими страданиями?
Существует несколько возможных толкований второй части этой притчи:
1. Бог не посылает скорби. Все скорби, болезни и страдания исходят от Сатаны. Бог часто позволяет им входить в жизнь Его детей, но Он не является их источником.
2. Скорбь не является составляющей Божьего благословения, в отличие от процветания без Бога.
3. Еще одним возможным переводом данного стиха является: «тяжелый труд ничего не может добавить к нему». Это означает, что даже тяжелый труд, без Бога, ничего не может добавить к благословению. Труд сам по себе хорош и достоин похвалы, но если он не направляется Богом, он бесполезен (см. Пс 126:1−2).
10:23 Глупый человек развлекает себя тем, что навлекает на себя неприятности, это его любимая забава. Разумный человек находит удовольствие в мудром поведении и поступках.
10:24 Бедствие, которого опасается творящий зло, придет на него. Желание праведников — исполнять Божью волю в этой жизни и пребывать в Божьем присутствии в следующей, — исполнится. На ту же тему К.С. Льюис сказал:
«В конце концов, то Лицо, которое является радостью или страхом для всей вселенной, повернется к каждому из нас с тем или иным выражением: либо даруя невыразимую славу, либо налагая позор, от которого невозможно избавиться или скрыться».
10:25 Когда вихрь Божьего суда проносится, нечестивого нет более. А праведник основывает свою жизнь на Скале — его ничто не может поколебать.
10:26 Уксус вызывает оскомину, а дым раздражает глаза. Точно также ленивый посланник, который медлит с исполнением поручения, вызывает раздражение, разочарование и негодование у тех, кто посылает его.
10:27 Благочестивая жизнь приводит к долголетию. Нечестивые рано находят свой конец, будь то в результате бандитских разборок, мстительных убийств, или смерти от алкоголизма, наркотиков или разгульного образа жизни.
10:28 То, чего ожидает праведный, исполнится и принесет ему радость. Однако этот принцип не действует для нечестивых: их надежды рассеются в разочаровании. Г. С. Боус иллюстрирует это следующим примером:
«Александр Македонский не обрел удовлетворения, даже полностью подчинив себе многие народы. Он оплакивал тот факт, что больше не осталось наций, которые он мог бы завоевать, и умер в раннем возрасте в пьянстве и кутежах. Ганнибал, наполнивший золотыми кольцами убитых им рыцарей три корзины, закончил свою жизнь самоубийством, приняв яд. Лишь немногие заметили его уход, и он покинул эту землю неоплаканным. Юлий Цезарь, «окрасивший свои одежды кровью миллиона своих врагов», покорил 800 городов, лишь для того, чтобы быть убитым своими лучшими друзьями в момент своего высочайшего триумфа. Наполеон, внушающий страх и трепет завоеватель, который стал бичом всей Европы, провел свои последние годы в изгнании». Воистину, надежда нечестивых погибнет.
10:29 В Своих делах и провидении Господь становится твердыней для непорочных, но страхом и погибелью для творящих зло.
10:30 Бог гарантирует обитель праведникам, нечестивые же будут странствующими изгнанниками.
Примером этого стало пленение Израиля.
10:31 Уста праведного человека подобны дереву, приносящему плоды мудрости. Речь развращенная и творящая зло будет истреблена.
10:32 Можно быть уверенным в том, что хороший человек будет говорить благоприятное. Нечестивый же только искажает факты, и его слова развращенны.
комментарии МакДональда на притчи Соломона, 10 глава